Андрэ Нортон «Колдовской мир»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Запутавшийся в интригах, преследуемый, отставной полковник разведки Саймон Трегарт принимает предложение навсегда исчезнуть в сказочном, более подходящем для Саймона мире. Колдовской мир, куда попадает Трегарт, несмотря на средневековые замки, повседневную магию и т.п., оказывается настолько же сложным, опасным и подчиненным логике человеческих взаимоотношений, как и вчерашний мир Саймона. Он с головой погружается в водоворот событий своей новой родины.
Входит в:
— цикл «Колдовской мир» > цикл «Эсткарп и Эскор» > цикл «Саймон Трегарт»
— антологию «Рорк!», 1993 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1964 // Роман |
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 18 августа 2024 г.
«Колдовской мир» — это одна из книг, со знакомства с которой, я когда-то давно начал погружаться в замечательный мир фантастики и фэнтези.
Соединение магии, колдовства с технологиями, телепатией и средневековой романтикой (все эти крепости, схватки на мечах и свадьбы на топорах, рыцари и дамы) произвели тогда на меня — подростка сильное впечатление.
Сейчас, перечитав роман Нортон в искушённом читательском возрасте, понимаю, что текст не так уж и хорош, что повествование поверхностно, а поступки главных героев зачастую слабо мотивированы и психологически недостоверны. Я уж молчу про фантдопущения писательницы. Но всё же — прочёл быстро и не без удовольствия.
Саймон Трегарт, армейский ветеран, преследуемый наёмными убийцами таинственной организации, при помощи древнего волшебного камня-менгира отправляется в, скажем так — ДРУГОЙ МИР. Выживет ли он там — вопрос, разумеется, риторический. Сможет ли он в этом мире стьать своим? Это уже вопрос совершенно другой.
Начинаются приключения нашего полковника со случайного спасения им женщины. Дама оказалась непростая. С неё всё началось и ,в финале романа, сценой с ней всё и закончится.
Женщины в этом Мире обладают Силой, магией, включающей разные умения и навыки. Мужчины, к счастью или к сожалению, этой возможностью не обладают. Пикантная (пикантная ли?) подробность: дамы-волшебницы лишаются своих необычных способностей, если подвергнутся сексуальному насилию или вступят в половую связь.
В этой связи нашеиу герою предстоит сыграть в сюжете совершенно необычную роль, роль эдакого триггера. В чём? Читайте и узнаете.
Нортон рисует нам мир условного средневековья, но с добавлением некоторых особенностей. И если магией в подобном сеттинге никого не удивишь, то применение всяких механизмов и технологий вполне себе можно принять за «изюм», добавляющий тексту некоторую оригинальность.
Столкновение магического и технического — одна из главных антитез текста, наряду с некоторым противопоставлением мужского и женского. В явный феминизм автор не скатывается и то хорошо. Отдельный плюс за проработанную географию мира и его карту. Это я всегда приветствую.
После множества весьма динамичных происшествий и приключений мы понимаем, что всё только начинается и нужно читать дальше.
Добавил балл за ностальгию.
Nataly_Li, 5 мая 2024 г.
Выбрала эту книгу чисто случайно – нашла её в аудио, и увидела, что на Фантлабе у неё достаточно высокая оценка. Честно говоря – не понимаю, за что.
Произведение совершенно пустое и плоское. Наибольшая часть текста уделена достаточно занудному созданию вымышленного мира. Нет, не поймите меня неправильно! Все мы, здесь собравшиеся, читаем фантастику ради вымышленных миров. Но с этой конкретной книгой создаётся такое ощущение, что автор просто методично и без души городит один на другой факты о придумываемой на ходу вселенной. Каждый отдельно взятый факт никак не связан с другими и чаще всего не несёт сюжетного смысла.
Впрочем, сам сюжет тоже достаточно примитивен. Какие-то абстрактные злодеи хотят уничтожить страну каких-то абстрактных волшебниц. Почему? Ну, в такие детали автор не углубляется, а зачем, собственно? Главный герой попадает в этот мир из нашего, земного, потому что бежит от каких-то проблем. Каких? Да какая разница, в конце концов. Автор на такую ерунду не отвлекается. Попав в параллельный мир, он сходу присягает в верности одним и начинает бороться с другими. Почему?! Да кто его знает. Его эмоции, мысли, переживания или мотивация в книге не описываются — они полностью отсутствуют, как и его портрет.
Фактически, весь текст – это или монотонное и достаточно пафосное описание с за уши притянутыми пафосными именами и названиями, за которыми ничего не стоит, потому что они никак не объясняются, или просто перечисление череды действий, опять же, которые никак не объясняются, ни эмоционально, ни мотивационно.
В общем, бросила я это... произведение примерно на первой трети и данного автора поставила в чёрный список. Искренне не понимаю, кто ставил этой книге высокие оценки, хотя, как известно, вкусы у всех разные. Мда.
Darth_Veter, 4 августа 2024 г.
Полковник американской армии Саймон Трегарт, запутавшийся в финансовых махинациях военных спекулянтов, от безысходности принимает предложение бизнесмена от науки Петрония, обещавшего спасение каждому попавшему в безвыходное положение — главное, чтобы у бедолаги были деньги. Отдав последние средства, Трегарт попадает в параллельный мир, где главную скрипку играет магия. Причем, она официально узаконена только в одной стране, называемой Эсткарпом, а во всех остальных волшебников преследуют или даже убивают. К счастью, полковник сразу же по прибытии помогает скрыться от преследования одной необычной женщине, которая оказывается одной из могущественных волшебниц Эсткарпа. Получив таким образом весьма весомую протекцию, герой попадает из огня в полымя: его новая родина подвергается ничем не спровоцированной агрессии со стороны таинственной расы колдеров, захвативших расположенный у побережья Эсткарпа остров Горм. Поэтому правящий страной Совет волшебниц принимает решение помочь одному из своих союзников — Сулкару — выстоять против чужеземного нашествия. Трегарт, имеющий большой военный опыт, присоединяется к отряду капитана гвардейцев Горма, еще не зная, какие испытания готовит ему злодейка-судьба...
Долгое время этот роман Алисии Нортон был новаторским, ибо соединял в одном сюжете два разнородных мира, в одном из которых решающую роль играла технология, а в другом — магия. По версии писательницы, каждый из миров имеет свою уникальную основу, которая определяет характер протекающих в нем процессов. В нашем мире магия невозможна, т.к. он подчиняется физическим законам. Мир Эсткарпа, напротив, больше зависит от воли человека, точнее — женщины, обладающей определенным Даром. Технологии в нем тоже возможны, но ключевая роль всё же остается за волшебством. Что и подчеркивает провал колдеровского вторжения, основанного как раз на технологии. Нортон одной из первых сумела выработать «теорию» волшебства, увязав ее с уникальными особенностями параллельной вселенной. Фактически, в ее произведениях мы имеем дело с жанром «научного фэнтези», где дается научное обоснование силе волшебства и где волшебный мир представляет из себя не сказку, а всего лишь одну из вариаций параллельного мира.
В первом романе цикла все события разворачиваются на Восточном континенте, где расположены три могущественные страны — Эсткарп, Карстен и Ализон. Волшебницы властвуют только в первой из них, а в двух остальных правят мужчины, не имеющие склонности к Дару. Про Западный материк в романе упоминается вскользь, т.к. на момент написания первой части у писательницы еще не было планов расширить свой цикл на всю планету. Зато было желание столкнуть лбами расу волшебниц с представителями техногенной цивилизации. Колдеры должны придать сюжету интригу, а заодно и показать вторичность технологии в колдовском мире. Второй интригой романа явились похождения Саймона Трегарта, в котором неожиданно объявился тот самый Дар, который ранее был присущ только женщинам. Интересно, что его нельзя отнести к т.н. «сюжетным роялям», ибо главный герой не принадлежал колдовскому миру, а пришел в него из параллельной вселенной — т.е. сам Переход мог инициировать в нем такое уникальное качество. Этот аргумент выглядит куда убедительней в сравнении с аналогичной способностью Джонатана Меривезера из романа Фостера «Чародей с гитарой». Чародейские качества последнего никак автором не объясняются, а ироничный тон произведения не позволяет воспринимать его на полном серьезе. У Нортон ситуация обратная, в силу чего читатель будет более доверять именно «Колдовскому миру» и внимательно следить за приключениями его героя. Тем более, что продолжение истории просто вытекает из финала первой части, ведь тайна колдеров там не раскрыта, хотя и прояснилось их чужеродное происхождение. У Фостера же вторая часть мало чем связана с первой — это фактически самостоятельное произведение, объединенное с первым общей идеей.
По стобалльной шкале «Колдовской мир» набирает 75 баллов, потому что главная интрига в нем не раскрыта, а перенесена на вторую часть, в которой сюжет получит свое логическое развитие и завершение. Тем не менее, роман к чтению рекомендуется, но только в паре с «Паутиной Колдовского мира». Желающим же узнать про Западный континент больше дополнительно рекомендуется параллельный цикл про Верхний Холлек и Арвон — например, романы «Хрустальный грифон» и «Год единорога».
--------------
РЕЗЮМЕ: сказание про то, как обычный человек нашего мира становится весьма важной фигурой параллельного мира, где главную роль играет магия.
amak2508, 16 сентября 2018 г.
Сильнейшее разочарование. Впервые в стране роман появился в самом начале 90-х — одним из первых в мощном потоке бесцензурной американской фантастики. Тогда он выглядел вроде бы и неплохо — если и не шедевром, так уж во всяком случае книгой достойной прочтения. Сегодня, после знакомства с настоящими шедеврами мировой фантастики, отчетливо заметны многочисленные недостатки произведения: поверхностность, отвратительная стилистика, отсутствие хоть какой-нибудь оригинальности как в мысли, так и в сюжете.
Весь текст в книге сводится к конспективной последовательности действий — пошел, сказал, сделал, снова пошел.... Пять страниц и герой сбежал из твердыни кольдеров на Горне, ещё пять страниц — остров ужу освобождён. Да и вообще вся эта история с разгромом колонии кольдеров на Горне выглядит довольно наивно и неправдоподобно: ну как может быть, чтобы всё управление базой было завязано на одного живого человека, с которым в любой момент может что-то случиться, да ещё и не задублировано.
Вместо героев просто ярлычки: этот — боец, эта — волшебница, этот — негодяй. Пожалуй единственное, чем книга может быть интересна читателю, так это знакомством с географией Эсткарпа. Впрочем, к некоторым из первых изданий прилагалась довольно симпатичная карта....
kirik, 22 марта 2014 г.
Здесь уже много было сказано о произведении и трудно не согласиться как с положительными отзывами, так и с отрицательными. И все же, выставляя оценку, я опираюсь на процесс чтения — книга легка, сюжет незатейлив и развивается стремительно, герои типичные, но вовсе не супер-герои, а злодеи сильны и загадочны. Каждый найдет в этом как сильную сторону, так и слабую — будь то типичные, слегка картонные, герои или поверхностность описания мира и его устройства, однако для себя сделал однозначный вывод — читать стоит, читается быстро и с неким интересом (пусть и не затягивает).
Главной положительной чертой произведения отметил бы общий принцип построение «колдовского» мира — магия не всесильна, герои не непобедимы, а подлинный враг загадочен и неизвестен. Также интересным показалось идея параллельных миров, совмещение устройств современного мира и слегка магического средневекового, чем напоминает многие более современные произведения (взять ту же темную башню Кинга).
Любителям современного фэнтези посоветую с осторожностью делать выбор читать\не читать это произведение и обратить внимание на отзывы, соотнеся с тем, что вы готовы прочитать, дабы не есть кактус и плакать в отзывах. Книга своего времени.
Noan, 2 марта 2012 г.
Читая отзывы лаборантов, то и дело натыкался на фразы, которые сводятся к — «с книгой ознакомился по рекомендации ФантЛаба». В большинстве своем такие отзывы имеют негативный окрас. Про себя же я думал, что подобная фраза и у меня появится. Был лишь вопрос времени. Вот и оно настало.
С книгой Андрэ Нортон я бы вряд ли познакомился, если бы ее мне не порекомендовал ФантЛаб. Наверняка. Не думаю, что в книжном магазине мой взгляд упал бы на сие произведение. Хотя аннотация любопытная.
Герой романа бравый вояка в бегах — Саймон Трегарт. Убегая от преследователей он находит человека, который может помочь Саймону. А именно — найти себя в параллельном мире. Это будет тот мир, который подходит только для тебя. Каждый преступник, будь-то вор или убийца, скрывающийся от полиции хотел бы оказаться на месте Трегарта. Еще бы вторая возможность пожить, ведь в нашем мире шансов на нормальное продолжение жизни у них практически нет. Велик соблазн оказаться в другом мире, где никто не знает о твоем прошлом. Потому Саймон и согласился.
Беда. Прекрасное начало, хорошо описано место, куда попал Трегарт, первый узелок сюжета с погоней за девушкой. Все складно и ладно, везде присутствует логика, все объяснено, но что случилось с Нортон потом, иначе как бедой не назовешь. В какие степи понесся сюжет и с какой скоростью? А давайте-ка пробежимся по сюжету, обрывая действие на полуслове. Да, конечно, роман не перегружен лишней информацией о мире. Автор не бросает читателя в гущу «слов с большой буквы». И это скорее плюс, чем минус. Но не всегда хватает той информации, которая необходима для понимания. А это минус.
Действия, как я отмечал выше, обрываются, и мы мчимся далее. Небольшая остановка, обрыв, бежим снова. Сюжет линеен и прост. Да, я видел год первого издания романа. Классика, бесспорно. Правда это не означает, что роман априори мне должен понравится.
С момента когда Саймона приводят в Эсткарп читать становится не интересно, а это почти самое начало. Надо было не продолжать? Возможно, но я не люблю не дочитаных книг «плюс» думал, что все образуется. Но нет, скучно.
Ура! Из плюсов могу отметить сам мир, он самобытен, оригинален; расы населяющие «Мир ведьм», в особенности «фальконеров». В самом названии уже заложена главная мысль — это люди, имеющие связь с соколами, которых люди используют как разведчиков. Любопытно.
Что имеем: классика жанра, очень слабое и, повторюсь, не интересное произведение. Это не означает, что можно ставить крест на всем творчестве Андрэ Нортон. Но я бы не рекомендавал этот роман как для знакомства с новым для себя автором, так и поклонникам жанра.
Приятного чтения!
glupec, 22 октября 2010 г.
Одновременно романтический и неромантический мир. Гнилые болота, да свора псов по следу, да трудный военный быт — кто сказал, собственно, что средневековье, куда ты сбежал от постылого быта 20 века, должно быть таким уж приятным?
Но зато — совершенно очевидно — и в не совсем приятном мире найдутся люди умные, верные, к сантиментам не склонные и способные отделять, т. ск., зерна от шелухи. Такие люди были в любую эпоху — точно так же, как и мелочи пузатой с агромадными амбициями (Фальк и пр.) во все времена было достаточно.
Если ты — не прекраснодушный вьюноша, а тертый жизнью и начинающий стареть солдат, ты воспримешь это как должное. И постараешься помочь (как себе, так и друзьям) выжить. А что мир не идеален — так это даже и пикантно по-своему...
Ну и плюс еще: не такое уж это средневековье. Сантехника в Эсткарпе (как прямо говорится в первых главах) вполне себе современная, так называемые самострелы (или «игольники») — это те же пистолеты, просто их заряжают иглами (вполне правдоподобная концепция, т.б. в сайенс-фэнтези). Т.е., «идеальная эпоха», берущая все лучшее из разных веков и по-своему любопытно комбинирующая. (Не бывает? Ну, так это же фантастика...)
Богов и пр. мистических сущностей, набивших оскомину у других маститых фэнтезятников (что ни мир — то новый бог! «Где вы их столько берете?..») тут нет... Пока нет. Корис упоминает в какой-то главе скандинавских Норн — значит, тут религии совпадают с земными (что и неудивительно: это параллельное измерение, как-никак).
О психотропном оружии и пр. зомбЯх говорить ничего не буду. В самом романе все сказано.
Плюс: книга в какой-то степени предтеча дарк-фэнтези — у каждого из героев свои недостатки (а двое так вообще — калека и дурнушка). Впрочем, в «до-мартиновскую» эпоху даже мрачная сказка обязана кончаться хорошо...
Потом Нортон еще не раз обратится к этому миру и его героям, но (уже со второго романа начиная) такой удивительный сплав романтики и реализма, дающий в итоге ощущение оч. большой достоверности, у нее уже не получится...
(Оценка? Она понятна — учитывая все, сказанное выше).
Стронций 88, 18 марта 2024 г.
О, значит, я не один такой, для кого возвращение к «Колдовскому миру», это возвращение не столько к его тексту, сколько ностальгическое возвращение в прошлое – к легендарному изданию «Северо-Запада», к ранней-ранней юности. Да, это путешествие заранее обреченное на провал, если ждать от него слишком многого. Но я на самом деле всегда понимал, что даже в юности, голодной до произведений этого жанра, цикл Нортон был у меня не на вершине – меня больше привлекал эпичный Толкин и мрачный Муркок – но он всегда был где-то рядом. Есть у него своя атмосфера и своё очарование. Есть, а не было. Да, многое кажется сейчас не столь крепким; что-то ¬– наивным. Есть некоторый сумбур. Но. Всё это, как мне теперь кажется, проистекает скорее из плюсов романа. Его минусы – обратная сторона плюсов.
В детстве не только трава выше, но и книги длиннее. Сейчас я обнаружил, что этот роман короткий, даже, возможно, слишком короткий. И в нём сразу есть намёк на продолжение, так как его события – это битва перед войной;
Я уже говорил, что есть тут и моменты наивности и даже вещи, которые могут показаться простыми и вторичными (спустя полвека развития жанра). Но есть, по-моему, и свои достоинства. События, в которые ввязывается герой, интригуют. Есть враг – и он тревожит, так как скрыт и не понятен. Его цели и возможности пугают. Сам мир дрожит как трава на болоте. Положение стороны, которую сердцем выбирает герой, шаткое – всюду враги (и есть даже легкое напряжение и недоверие между друзьями), а самый главный враг таинственный и странный. Любопытная ситуация –
archivsf, 15 января 2024 г.
Я этот роман не читал в 1990-х. Решил вот ознакомится. Не надо было этого делать. Наверное на книгу нужно поставить метку «-18». Более старшим читать не нужно. Роман очень устарел. Очень.
Deliann, 15 ноября 2019 г.
«Колдовской мир» — это одно большое клише «наши в параллельном мире». Нет, не так. Это прародитель клише «наши в параллельном мире». Все-таки на момент написания романа (1963 год) книг подобного рода было не то, что мало, хорошо, если наберется хотя бы пара-тройка. Так что заслуги перед жанром у Андрэ Нортон определенно есть, вот только по-прежнему ли хорош ее «Колдовской мир» спустя почти 60 лет после написания?
Сюжет его вряд ли поразит воображение современного читателя. Отставной полковник Саймон Трегарт в бегах. Его преследуют нехорошие и очень влиятельные люди, из-за чего Саймон вынужден принять предложение некоего ученого и перенестись в параллельный мир. Трегарт оказывается в стране Эсткарп, которой управляют колдуньи, испытывающие ряд трудностей с соседними княжествами и пришельцами из иных миров. Тут-то Саймон и находит достойное применение своим военным навыкам, а заодно и любовь, дом и много приключений.
В итоге история получается линейной и совсем не интригующей, из-за чего сегодня она смотрится слабовато, учитывая, что современные авторы чего только не прикручивают к простой схеме сюжета, чтобы история получилась как можно замысловатее и необычнее (см. «Потерянные боги» Брома, например). Впрочем, я отвлекся.
Персонажи, по большей части, скучные. Нельзя сказать, что они слабо прописаны, они просто блеклые сами по себе. Это, конечно, чисто субъективное суждение, однако ни один из персонажей не показался мне ярким и самобытным, и никому из них мне не захотелось сочувствовать.
А вот мир получился неплохим. Он запоминается, в нем есть интересные элементы и даже загадки, вот только почти вся его прелесть будет раскрыта в последующих произведениях цикла. В первом же романе почти все авторское внимание сконцентрировано на главном герое и его окружение постоянно маячит где-то на втором плане.
«Колдовской мир» — целиком продукт своего времени. Я не удивлен, что он снискал популярность в Америке шестидесятых, все-таки именно он был основоположником или одним из основоположников одного из самых популярных ныне клише. Я не удивлен, что он был популярен у нас в девяностые, все-таки тогда наш народ только-только распробовал западное фэнтези. Но я сильно удивлюсь, если лет через двадцать об этом романе будут помнить не только с точки зрения «это классика фэнтези», но и «это увлекательная история, не потерявшая своей актуальности».
Rajt, 29 октября 2021 г.
Перечитал «Колдовской мир» и понял... что опьянение 30-летней давности закончилось и наступило похмелье. Нет, Нортон осталась замечательным творцом, но вот этот вариант фэнтезийной реальности похож на «блин комом». Кажется, читаешь сырой набросок, черновик: герои с картонными характерами, логичность (а следовательно и достоверность) повествования в зачаточном состоянии, стиль оставляет желать лучшего, полет фантазии... Ей-богу, читая о Горме, как-то вспоминался верновский «Таинственный остров», причем с явным преимуществом. Видимо, закормленная фэнтезяшками старческая брюзгливость подняла голову.
Выше семерки рука не поднимается.
пунчик, 1 июня 2020 г.
Продолжаю переодически перечитывать «классику» зарубежного фэнтези. Теперь добрался и до «Колдовского мира». Лучше было этого не делать, а сохранить свои детские восторженные воспоминания. Сейчас данный опус можно смело отнести к графомании самого низкого пошиба. Полнейший примитив от начала и до самого конца. Бездарная, безвкусная, низкосортная поделка. Примитивный, графоманский «Чужак» Игоря Дравина по сравнению с этим романом А. Нортон — просто эталон качественной беллетристики. «Колдовской мир» не прошел испытание временем и покроется толстым слоем пыли, оставшись как воспоминание о девяностых годах, когда печаталось и читалось все подряд и что ни поподя. Увы ... Перечитаю-ка я лучше, в который раз, творения Желязны, Фармера, Говарда — они испытание временем, лично для меня, прошли и продолжают приносить удовольствие. Как-то так ...
tim1997, 29 августа 2012 г.
Качественное и проработанное фэнтези. Оригинальный мир, с этим нельзя поспорить, постоянный экшн (почти), яркие герои, в которых тут же влюбляешься... Это плюсы. Теперь минус: персонажи — картонные. Благородный и бравый солдат, который любит воевать, могущественная и таинственная колдунья... и т. д. Персонажи не расписаны.
Но даже этот, казалось бы, незначительный минус закрывают мир и сюжет. В мир можно тут же влюбиться. Эсткарп, Ализон, Карстен, Горм... Колдер. Ты будто оказываешься в этом мире, окунаешься в него с головой. Вместе с Эсткарпом испытываешь отвращение к чужому Колдеру... Сюжет столь же оригинален, хотя и прост. Читается легко — язык простой и гармоничный, как раз для приключенческой фэнтези.
Итак, эту книгу читать стоит. Если вы ищете что-то философское — возможно, лучше остановиться на другой книге. Но это классика фэнтези, и хочу обратить внимание, что еще какая классика! Даже у Желязны в «Ружьях Авалона» я заметил похожий поворот сюжета. Тщательно сделанная подходящими для нее руками книга!
Double Black, 10 апреля 2022 г.
Ну нет. Это не то, что мне нравится у Нортон. Какое-то обрывочное, скользкое повествование, по-моему, один из ее просчетов. Как бы.. задел на что-то большое и вкусное там есть, но такое ощущение, будто повару прямо в процессе готовки велели сделать диетическое блюдо, с минимумом калорий. И вот бедняга старается эти злобные калории не допустить в жаркое. А ведь могло бы выйти очень круто, если бы ... если бы автор быть может разбила книгу на несколько частей и дала больше материала вширь, а не только вперед и с песней, чтобы быстрее закончить. Как кто-то здесь написал, это не повод отказываться читать ее книги, но эту, конкретно, я не порекомендую никому.
aps, 4 сентября 2008 г.
Это первая книга в стиле фэнтези, которую я прочитал (правда в том переводе она называлась «Ведьмы из Эсткарпа»). Прочитал, а потом много раз перечитывал. Еще и еще переживая приключения с полюбившимися героями. Тогда это было впервые. Человек из нашего мира в параллельной вселенной, вселенной волшебства и магии, которая живет по-другим, отличным от наших, законах.
Сейчас понимаешь, что эта книга, беспорно лучшая в своем цикле, далека от идеала. Но я благодарен ей за открытие дверей в мир фэнтэзи.