Стивен Кинг «Роза Марена»
- Жанры/поджанры: Мистика | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Только для взрослых
Четырнадцать лет Рози Даниэльс была замужем за тираном-полицейским. В один прекрасный день она решила — хватит. Но муж считал иначе: как охотник травит добычу, так и он преследовал ее, мало-помалу сходя с ума от ненависти. И тогда Рози, спасая свою жизнь, ушла в воображаемый мир, где стала совсем другой женщиной — Розой Мареной. А погоня продолжалась...
- /языки:
- русский (17), английский (2)
- /тип:
- книги (19)
- /перевод:
- Н. Гордеева (12), Т. Покидаева (12), О. Рудавин (3), Ф. Сарнов (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sowyer, 15 июня 2024 г.
В далёком 95-м году в первый раз увидел эту книгу на книжном прилавке, и была возможность её приобрести, но... Как странно, что всё-таки приобрел и прочитал её только 29 лет спустя.
Мне понравилось! Не сказать, что чем-то особенным. Нет, просто плавное повествование, в котором практически до середины нет вообще ничего мистического. Больше напоминало роман Николоса Спаркса «Тихая гавань». Возможно, потом именно отсюда он взял основу своего романа (полицейский тиранизирующий свою жену, которая решается на побег, а тот начинает поиски).
Мистическая половина и финал вносят более динамическую развязку, но всё-таки предсказуемую. Прочитал (наконец-то) — не пожалел!
Antosya, 11 июня 2024 г.
Наконец-то очередная и долгожданная книга Кинга. После нее сразу же хочется хвататься следующую. Что делать, когда я перечитаю все у него? Наверное это будет первый автор, которого я захочу перечитать, вот так.
Эту книгу я специально читала неспешно и растягивала. Потому что история совершенно невероятная. Сначала я была подавлена и даже зла на Рози. На то, что она терпела на протяжении 14 лет, хотя с другой стороны я понимаю, что в положении жертвы уйти сложно. Почти невозможно.
И вот момент настал, у меня также как и розы подкашивались ноги и тряслись руки, когда она делала шаги в сторону с твоей свободы.
Я была поражена ее силой, выдержкой и смелостью.
Затем ее ждало очень много испытаний, поиск своего места, поиск работы, но судьба была очень благосклонна и для Розы все складывалось удачно. Кроме одного, ее тиран, человек-маньяк, его можно охарактеризовать только так, уже шел следом.
Сначала этот мужчина казалось обычным (если можно употребить такое слово) домашним тираном. Который сливает свою злость, недовольства на беззащитных.
Но его дальнейшее поведение показало его садистские наклонности и полную невменяемость.
Он стал опасен не только для Рози, но и для всего общества. Провалы в памяти, воображаемые разговоры, приступы ярости. И вот он уже убивает невинных, убивает коллег и вселяет страх в население.
Я бы наверное хотела, чтобы с ним разобрались в реальности. Потому что история страшная и если бы не было паранормальных включений, то как бы ее закончили. Как бы разобрались с Норманом, была ли такая уверенность и сила у Рози, или все таки она бы не была такой смелой. Плюс мистика здесь совсем уж неправдоподобная, картина, да еще и расширяющаяся, с своим миром внутри, с людьми, с испытаниями. Или нам это воспринимать как аллегорию? Как и Нормана, который сросся с быком,
внутренне, на уровне мыслей, и в этой второй реальности.
Книга мне понравилась тем, что она непредсказуемая. И отрываться от книги не хочется. Хотя у Кинга это скорее обыденность. За главную героиню искренне переживаешь, а потом радуешься, когда она живет хорошей жизнью, встречает хорошего парня, борется с прошлым. Антагониста конечно ненавидишь и желаешь, чтобы таких как он было гораздо меньше, с потусторонней ли помощью или же нет.
Мне в когда нравится сильные героини у Кинга, что Долорес Клейборн, что Рози, очень смелая и жизнеутверждающая книга.
Night Owl, 17 декабря 2014 г.
Самый средняк из возможных. Не такая плохая, как часто пишут, мол, «Роза Марена» — худшее, что есть у Кинга. Конечно же нет. Книга более-менее читабельная, но у Кинга есть вещи и куда интересней. В чём можно справедливо упрекнуть «Розу Марену» так это в финале, где отражён литературный прием «Бог из лимузина». Не люблю такие концовки, ибо они не вызваны действиями персонажа, а являются делом случая. Это как если бы в «Сиянии» обезумевшего Джека случайно шарахнуло молнией. В жизни такое может случиться, но в художественном произведение это непростительно, так как теряется логика и целостность. В «Розе Марене» примерно такая же история. Фортануло — так можно описать ряд сцен этой книги. В связи с чем теряется главное достоинство произведений Кинга — реализм. Перестаешь верить, что действия действительно могли произойти, а просто ловишь себя на мысли, что читаешь книжку, вымысел. Кстати, для любителей «Темной башни» в книге есть отсылка к циклу: момент, когда «Роза Марена» упоминает, что видела город Луд. Это единственное, что связывает книгу с «Темной башней», так что ко вселенной Кинга она практически ничего не добавляет. Стоит упомянуть также, что и сам Кинг считает «Розу Марену» и «Бессонницу» — книгами неудачными. Но всё же «Бессонница» хуже, скучнее, ещё нелогичней и затянутей. «Розу Марену» хотя бы можно читать. Главное её достоинство — книга короткая и динамичная. Если сюжет увлечёт, то будет не скучно. Однако, стоит отметить, что в принципе, в таком романе как «Роза Марена», где жена убегает от плохого мужа, мистическая составляющая и не нужна. Безусловно, следить за ней интересно, хотя, честно сказать, она так и не раскрывается в достаточной мере. Однако, роман ничего бы не утратил в своей сути, если бы мистику из него полностью исключить. Остался бы тот же сюжет, те же персонажи, да и финал мог бы получиться убедительней. Проблема «Розы Марены» — в отсутствии сочленений мистической составляющей и реализма. Они как две грани, неспособные замкнуться в друг друге. В других, более удачных произведениях Кинга, такой проблемы нет. Взять хотя бы «Кладбище домашних животных» — если из этого романа изъять индейское кладбище, способное воскрешать мертвых, то роман не состоится: там будет не о чем рассказывать, так как его фабула построена на мистике, а реализм придает ей убедительности. В «Розе Марене» же исключение сверхъестественной составляющей не исчерпало бы сюжет, благодаря чему напрашивается логичный вывод: мистика там либо не нужна, либо должна быть подана иначе, чтобы играть более существенную роль в повествовании и двигать сюжет.
Зинаида, 3 мая 2013 г.
«Роза Марена» стоит у меня на самом первом месте, это очень личный для меня роман. Как всегда Кинг наделяет своих героинь демонами и ангелами, в данном случае в подсознании Розы живёт «Послушная-Разумная» благодаря которой Роза бы давно погибла, но она отмахивается от неё как от назойливой мухи, но эта муха на протяжении всей книги будет ей всячески портить ей жизнь и пугать, когда опасности по сути-то и нет, ни на секунду не отпуская её, даже когда Роза получив работу начитывать книги, и сидя в кафе за чашечкой чая, предвкушая поездку с Биллом и праздник устраиваемый «Дочерьми и сёстрами», «Послушная-Разумная» будет ей дамокловым мечом в голове стучать «А Норман уже близко»...Я люблю когда Кинг использует такой приём и вводит такого незримого героя, как в «Игре Джералда» это подруга Джесси, Рут, в «Нужных вещах» у Полли это тётя Эвелин, в «Истории Лизи» это её покойный муж.
Это очень тонкий, психологический роман с хорошей долей мистики. И как всегда ПРЕКРАСНО законченный! Огромная проблема всех нынешней литературы данного жанра (мистика/ужасы/триллер) они почти все не закончены. А Кинг прекрасно умеет поставить точку в НУЖНОМ месте. Чтобы читатель ещё ни раз прикоснулся к его роману. К примеру мало хорошего конца (как «Розе» или в «Игре Джералда») надо показать КАК ещё с этим героиня жила, как переносит все тяготы пережитого, и только тогда когда она примет себя, всех своих демонов и ангелов, он может полностью освободиться, восстановиться и начать ЖИТЬ. «Легко быть рабом, трудней всего быть свободным»(с)
Спасибо мистер Кинг!
10 баллов.
Deliann, 18 апреля 2013 г.
По данным исследований, ежедневно 36 тысяч россиянок подвергаются семейному насилию. И это лишь верхушка айсберга: 60-70 процентов женщин, страдающих от издевательств, не обращаются за помощью по разным причинам, в том числе из-за страха, стыда огласки, полной материальной, жилищной зависимости от мужа и т.д., а если и обращаются, то лишь 3% таких дел доходят до суда. До 1996-го года в США дела обстояли не лучше. Но в 1996 году там приняли федеральный закон о насилии в семье, и число «домашних» убийств сократилось в 4 раза. Теперь, если от женщины поступает сигнал, к ней немедленно выезжает специально подготовленный полицейский. Он имеет право войти в жилище, информирует женщину о ее правах. Она, в частности, может получить от судьи охранный ордер. Эта форма наказания насильника, она лишает его права на установленный судом срок (от месяца до нескольких лет) приближаться к жертве на определенное расстояние (например, на 100-150 метров). В случае нарушения – арест. Если же ситуация совсем критическая, женщина с детьми может укрыться в убежище-приюте. Туда насильнику нет доступа – ему никто не назовет даже координаты этого убежища.
«Роза Марена» вышла в свет в 1995-м году. История на острую социальную проблему, написанная одним из лучших писателей современности, – вполне закономерно, что планка качества задана очень высокой. К тому же для Кинга тема домашнего насилия к тому времени уже была не в новинку: «Сияние», «Оно», «Долорес Клейборн» (то, что вспоминается сразу навскидку). Сюжет раскрывает нам историю семьи Рози и Нормана Дэниельсов. 14 лет Рози жила в аду, страх и побои не покидали ее даже во время сна. Но однажды, когда Норман давно уже считал, что его жена даже подумать ни о чем не может без его дозволения, Рози вдруг словно пробуждается от своего запуганного состояния и решает бежать. Однако спастись оказывается не так уж и просто. Перед нами две линии повествования, – «жертвы» и «охотника» – и это главный плюс книги. Психологизм на высоком уровне: переживаешь за Рози, с интересом следишь за действиями Нормана, напряженно ждешь, чем же закончится история... Мистическое допущение здесь, кстати, очень небольшое, и при желании на него можно закрыть глаза: получится просто атмосферный психологический триллер (хотя именно это допущение вплетает «Розу Марену» в ту особую авторскую вселенную, которую мы полюбили еще в цикле «Темная башня»). Минусы у романа, впрочем, тоже есть, я выделил целых два: объем (можно было все-таки написать более лаконично) и в некотором роде отсутствие оригинальности (я не о сюжете, а о его «обертке», по сути у Кинга получилась история, очень типичная для его творчества, и хотя все выполнено на высоком уровне, мне не понравилось ощущение, будто бы эту книгу я уже читал).
В целом – не лучший роман у Стивена Кинга, но всем любителям психологических и/или мистических триллеров прочитать рекомендую.
ivan2543, 1 февраля 2012 г.
«Роза Марена» — достаточно типичный для Стивена Кинга роман. В нем есть все основные черты и мотивы его творчества – сочетание реализма и даже натурализма с мистикой, детальное описание напряженных психических состояний и развития душевной болезни – в общем, как говорится, полный набор. Поэтому какого-либо потрясения или удивления «Роза Марена» не вызвала – в принципе, именно этого от Кинга середины 90-х я и ожидал.
Автор вновь возвращается к теме семейного насилия. На этот раз речь идет о довольно распространенной ситуации – когда во внешне благополучном доме происходят чудовищные вещи и складываются извращенные отношения. Собственно, с подобного сюжета Кинг и начинал свою литературную деятельность – роман «Кэрри» был о девочке-экстрасенсе, которая по вине матери, религиозной фанатички, росла затворницей, полной недоверия и скрытой ненависти к людям. На этот раз речь идет о супружеской паре, и в роли чудовища – муж, уважаемый полицейский с хорошей репутацией превосходного сыщика. Что же, о женщине в роли истязателя Кинг уже писал («Мизери»), теперь перед нами монстр мужского рода. (Вообще-то уже было в «Сиянии» но там все было не так запущено, да и причины другие – алкоголь и близкое знакомство с нечистой силой. Хотя, судя по критике, у Кинга и раньше появлялись такие образы и сюжеты.)
Возможно, скажу банальность, но лучше всего Кингу удаются реалистичные ужасы. Первые главы «Розы Марены» («Мареновой Розы» в том переводе, который я читал; перевод названия более точный, но, подозреваю, все равно с потерей подтекста) вызывают какое-то потрясающую смесь чувств – ужас от описываемых событий, смесь горечи и негодования при осознании того, что подобное случается и в реальности, причем не так уж редко. И по этой причине главная героиня вызывает очень сильное сочувствие, особенно после того, как решается на побег. Начальные главы, как мне показалось – самые сильные в романе,
Идея книги проста – нельзя бесконечно жить в кошмаре, нужно постараться не загонять себя в бездну забвения (символический отказ героини от черной воды из ручья в параллельном мире), а наоборот, как можно быстрее проснуться, вернуться к реальной жизни и бороться до победы. Правда, героине книги, Рози, эта победа далась слишком большой ценой… но таковы законы жанра. Именно трагический и напряженный сюжет позволяет показать, что в мире всегда найдутся люди, которые не испугаются даже такого маньяка, как Норман.
Впрочем, не все так просто. «Роза Марена» — вовсе не феминистическая агитка. Автор достаточно объективен – монстром может стать кто угодно, независимо от половой принадлежности. Эта мысль появляется в романе неожиданно, и ее значение нарастает постепенно. Первым предостережением невольно становятся слова Билла о лисице.
«— Бешенство, — пояснил он. — Слишком часто именно водобоязнь толкает их к человеческим садам и курятникам. Заставляет показываться на глаза людям. И приводит к гибели. У самок бешенство наблюдается чаще, чем у самцов, и они могут обучить своих щенят всяческим опасным гадостям. Самцы погибают от болезни довольно быстро, но самки способны жить долгое время, становясь все хуже и хуже.»
Эти слова напоминают Рози о непонятной и жуткой болезни, поразившей женщину с картины, и приводят к мысли, что недостаточно научиться побеждать зло окружающего мира – не менее важно справиться со злом в своей душе, не превратиться в монстра самой. У каждого свои демоны, и склонность к жестокости в женском характере проявляется не столь явно, как в мужском; но все же встречается ничуть не реже.
Параллельный мир с картины – непростой мистический символ. Первое путешествие Рози в картину можно воспринять как сон, как путешествие в подсознание. В этом сне она видит больных женщин, напоминающих ей о своей физической слабости и изуродованной судьбе. Чудовищный бык Эринис символизирует мужскую жестокость, беспредельную кровожадность и эгоизм Нормана; прочие препятствия её «квеста» также ассоциируются у Рози с различными неприятными людьми из реального мира. Во сне ей удается то, чего не удалось в жизни: она спасает ребенка от жестокости Эриниса-Нормана; но это не её ребенок (так как она все же осознает, что настоящего своего ребенка она потеряла), и Рози приходится вернуть его настоящей матери. И ручей, и дерево предлагают забвение, но она сознательно отказывается от него, так как именно стремление подавить свое «Я», голос своей памяти и гордость заставило её много лет терпеть кошмар жизни с маньяком. Вся шестая часть романа кажется иногда даже нарочито символичной – автор выстраивает путешествие Рози по всем канонам психоанализа.
Возвращение Рози в мистическое пространство картины уже явно происходит наяву, но не менее символично.
Очень удался пугающий и загадочный образ женщины с картины, Розы Марены. Без неё весь эпизод в параллельном мире стал бы банальным фэнтезийным квестом. Совершенно непонятно, кто она – демон, сумасшедшая богиня, человек из немыслимых глубин пространства и времени, ожившая стихия или сама Смерть? Её многорукая паучья ипостась напоминает индийскую богиню смерти и разрушения Кали, а внешность в человеческом облике – персонажа древнегреческого мифа. Можно только догадаться, что некогда она пережила нечто страшное, и с тех пор ответная ненависть к окружающим разъедает её, убивая и заставляя убивать. Она становиться олицетворением гнева, справедливого и вместе с тем страшного, опасного не только для виновных. Начавший мстить не остановится, но превратится в бешеного зверя, ненависть к одному человеку легко может стать ненавистью ко всему миру. Роза Марена – тот образ, который оживляет книгу, именно тот элемент пугающей тайны, который должен быть в мистическом романе.
О названии – в английском варианте в нем присутствует корень mad, безумие. То есть Роза с картины, более безумна (madder), чем Рози из нашей реальности, Рози Настоящая, ушла дальше по дороге мести и ненависти. В русском переводе игра слов утрачивается, поэтому, похоже в позднем варианте переводчик решил подыскать замену и вызвал не слишком уместные ассоциации со славянской богиней смерти Мареной.
Немного о недостатках книги. Несколько странным показалось, что Норман так быстро сходит с ума. Конечно, возможно всякое, и он никогда не был по-настоящему нормален, но столь сильное действие побега Рози на него выглядит неубедительно. Да и поведение маньяка-полицейского довольно странно — он то дьявольски расчетлив, то совершает абсолютно идиотские поступки. Хотя, конечно, все это можно списать на прогрессирующее раздвоение личности, но эффектнее было бы показать постепенно развитие безумия, чем почти сразу превращать Нормана в разъяренного быка, не видящего ничего, кроме жертвы. Впрочем, намеки на одержимость Нормана как бы призваны объяснить его самоубийственное поведение.
И здесь мы подходим ко второму недостатку. Как ни странно, несмотря на всю мою любовь к мистическим историям, время от времени мне кажется, что фантастический элемент в этой книге избыточен. Особенно речь идет о финале восьмой и всей девятой части романа. Побег в картину выглядит таким «роялем в кустах», что просто хочется взвыть от обиды. Да и первый эпизод с параллельным миром, как я уже говорил, несколько искусственный, выписанный в слишком строгом соответствии с мифологическими или сказочными канонами. Нет, определенный фантастический элемент украсит любую книгу, но «Роза Марена» в первую очередь была воспринята мной как социально-психологический роман и фантастическая развязка основного конфликта несколько разочаровала.
И еще – все же «чернухи» в романе многовато. С таким сюжетом, конечно, невозможно избежать ряда жестких сцен, иначе книга получится недостоверной, но в «Розе Марене» таких эпизодов с избытком. Хотя Кинг есть Кинг, сочетание крайнего натурализма с фантастикой всегда было его авторской «фишкой», еще начиная с «Кэрри».
И все же, несмотря на все недостатки, «Роза Марена» — книга хорошая и достаточно сильная. Особенно впечатляет её реалистическая часть, вызывая очень сильное сопереживание героине, но и связанные с мистикой эпизоды весьма атмосферны и жутковаты, несмотря на нехватку органичности. Вообще «Роза Марена» представляет из себя «сферического Кинга в вакууме» — это настолько кинговская вещь, что напоминает какое-то подражание, точнее – является самоподражанием. Ничего исключительного, принципиально нового в ней нет, однако с другой стороны – Кинг достаточно хорошо пишет, чтобы не искать способ писать лучше.
Достоинства произведения:
выразительность, достоверный психологизм, погружение в переживания персонажа;
напряженный непредсказуемый сюжет;
сильный образ загадочной Розы Марены;
социальный смысл романа, направленный против бытового насилия и его истоков.
Недостатки:
нарочитый символизм «мистической» части;
искусственность некоторых образов и сюжетных ходов;
странная динамика развития характера Нормана (впрочем, не исключено, что его окончательное безумие не является следствием побега Рози, тогда все понятно);
избыточный натурализм некоторых сцен (впрочем, это добавляет правдоподобия);
роман, по сути, сконструирован на основе типичных для автора мотивов и приемов.
Итог: «Роза Марена» — книга о том, как злоба разрушает человеческие души, и о том, как коварна бывает «темная сторона» личности. А также о том, что в мире не так уж мало честных людей, способных помочь, даже рискуя собственной жизнью. Но это, к сожалению, не значит, что зло бессильно. Хочешь мира – готовься к войне, но помни, как опасно и просто перейти границы человечности.
Рекомендую книгу поклонникам Стивена Кинга и любителям психологического триллера.
TOD, 10 февраля 2009 г.
О домашнем насилии говорят очень много, но реальные его жертвы чаще всего предпочитают не распространятся об этом, это скрыто от чужих глаз, закрыто в стенах квартир. Жертвой такого насилия является женщина с низкой самооценкой, зависимая от мужа. Агрессор — муж — почти всегда уважаемый человек, в обществе на хороших счетах, что никто и не поверит в то, что он избивает свою жену.
Именно такой случай описывает Кинг в «Розе Марене». Правда у Рози все еще хуже, она не может пойти в полицию, ее муж и есть полиция. В Америке отношение Простых Американцев к Полицейским иное, нежели у нас — чуть ли не страх и трепет, достаточно вспомнить некоторые другие работы Кинга, где есть такие сюжеты. Не трудно представить что Рози думает, вот заявит она на Нормана, и что? Он выкрутится, ведь все Копы — братья, выставит ее виноватой, еще и придумает что нибудь эдакое, о чем еще долго будут шептаться соседи. Да и потом, куда ей идти? Такой представляется Рози нам в начале романа — напуганная, забитая, слабохарактерная.
Но однажды ее терпению приходит конец, такой момент наступает всегда, как наступил он у Долорес Клейборн, так насупил он и у Розы. Момент, когда понимаешь, либо ты действуешь сейчас, либо никогда, потому как наврядли больше осмелишься. Роза выбрала первое. Скажу честно, можете посчитать меня через чур впечатлительным, но я очень остро переживал за Рози, пока она делала первые шаги прочь от дома. Когда она сидела на вокзале. Когда она потерялась в чужом городе. Я боялся за нее, вместе с ней, что вот вот появится Норман.
С другой стороны, какая то моя другая часть была в восторге от Нормана, от его юмора, от его колких характеристик. Эта часть была целиком на его стороне. Сюжетная линия Нормана представляет собой просто отличный триллер, муж Розы — настоящий псих, достойный представитель породы Джорджей Старков. Одна его маска Быка чего стоит. Или драка возле туалета с женщинами.
То, что Норман в конце концов найдет Рози для всех понятно. Но вот Рози будет уже не та, которой ее помнит муж. На протяжение всего романа мы видим ее преображение и в конце от прежней маленькой Розы не остается ничего...
Я этот роман начинал два раза, в первый раз прочитал страниц сто, когда понял что читать дальше нет желания, так как стало неинтересно. Во второй раз, спустя несколько лет, пересилил себя и перешагнул какой то порог, после которого меня уже было не оторвать от книги. Начало, возможно, и в правду достаточно скучное. А когда появляется картина, то главное, опять же, — не бросить, на самом деле дальше будет интереснее. Основное, что может оттолкнуть от книги, это сюжет с картиной — начинается какая то полумифическая история, переполненная символизмом, достаточно сложная для восприятия, но мне потом даже понравилось.
Идеи феминисток прослеживались еще в «Бессоннице», но полностью раскрылась эта тема, видимо волновавшая Кинга в то время, в «Розе Марене» — одном из самых недооцененных романов автора. Здесь уже появились основные черты «нового» Кинга — мелодраматичность, некоторая неторопливость, но еще много старого Кинга, который нравится любителям его ужасов — Норман, наверное, один из последних внушительных психопатов Мастера, в последующих работах настолько ярких отрицательных героев уже не будет.
Karnosaur123, 29 июля 2011 г.
Такую за собой заметил особенность: чем сильнее произведение, по которому пишу отзыв, тем хуже он получается — вместо информации какие-то мысли, выплеснувшиеся эмоции... Потом очень стыдно перечитывать.
Но этот роман, имхо, шедевром не является, так что говорить буду спокойно и по существу.
Начало романа просто великолепно. Автор с первых же строк погружает нас в ужасный мир прирожденной жертвы, где боль и страх давно сделались единственно-возможным образом существования. Кинг — мастер психологии (боже, как оригинально!), и внутренний мир забитой мужем женщины передан настолько точно, что возникает впечатление, будто автор залез к ней в голову. А когда в душе героини внезапно вспыхивает бунт, читать становится еще интереснее; хочется узнать, чем же закончится ее противостояние мучителю.
Но вот с момента побега Рози из мужнего дома, книга поворачивает к худшему. И дело не в феминистской окраске, которую приписывали этому произведению, и которая, если и есть, то малозначительна. Это трудно объяснить; книга... словно бы распадается. Вроде, повествование вполне связное. Вроде и каждая сцена неплохо прописана. Но цельности, присущей более ранним произведениям, не получилось — распадается на отдельные части, как хорошо выточенные детали, не собирающиеся в цельный механизм. Сам Кинг говорил, что лучшие его вещи получались тогда, когда буквально ВЫРАСТАЛИ из какой-либо ситуации или идеи, развиваясь по ходу повествования. Этот же роман, наряду с ''Бессонницей'', он считал слишком УСЕРДНЫМ. И действительно, складывается ощущение, что автор тщательно прорабатывал отдельные сцены, но не сам сюжет.
Добавленная фэнтезийная линия, сама по себе хороша, но с общей канвой, опять же, диссонирует. У книги очень неровный ритм, к тому же и длинноты имеются. Все это вместе мешает должно воспринимать суть произведения, проникаться моральным становлением Рози, её превращением из забитого животного в Личность, способную за себя постоять.
В итоге мы имее далеко не лучшую работу Мастера (хотя и худшей её назвать не хочется). Прекрасная тема, которая могла быть реализована много лучше, тем более таким автором, как Кинг.
Сараби, 28 марта 2017 г.
У Кинга прекрасно получилось то,что не дано большинству авторов мужского пола — у него прекрасно получилось написать историю от лица женщины.И не просто какой-то там обычной ничем не примечательной особы, а женщины с непростой судьбой. Той, кого постоянно избивает супруг. Меня поразило как хорошо Кинг понимает женскую психологию. Очень реалистично описаны чувства Розы, её затравленность и постоянное чувство страха.
Страшная ли эта книга? Безусловно! И дело тут не в каком-нибудь демоне, призраке и тому подобном. Само по себе домашнее насилие — это очень страшно. И зачастую уйти от мужа-садиста очень сложно,если не невозможно.Нужна либо большая сила воли, либо хороший толчок. Об этом,собственно говоря, книга.Мне было очень интересно наблюдать за трансформацией Розы, как из забитой серой мышки она смогла превратиться в уверенную в себе и свои силы женщину.Роза учиться снова быть самостоятельной, экономически независимой женщиной, находит себе работу по душе и новую любовь.
Завораживает и мистическая часть романа. История волшебной картины и странной женщины в мареновом хитоне интригует. Хочется побыстрее узнать кто же она такая и чем поможет Розе.
Кинг в своем произведении показывает что никогда не поздно начать жизнь с чистого листа. И это правильно на мой взгляд!
Ouroboros_8, 20 апреля 2023 г.
֍ КОНЧЕНЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ, или БЕЗУМИЕ, ПОМНОЖЕННОЕ НА УМЕНИЕ И ОДЕРЖИМОСТЬ ֍
«Если бы Норман узнал, почему Рози ушла и что ее подтолкнуло на этот шаг (другими словами, если бы он узнал про пятнышко крови на простыне), он бы, наверное, успокоился. Или, наоборот, еще больше взбесился.»
(Стивен Кинг. «Роза Марена». 1995)
«Норми, ты сошел с ума, проговорил теперь этот спокойный, отчетливый голос. Ты конченый псих, по всем признакам и стандартам. И ты сам это знаешь, правда?»
(Стивен Кинг. «Роза Марена». 1995)
Почему автор не любил свой роман «Роза Марена», называя его «закостенелым»? Несмотря на это, он принимался по книге писать сценарий для фильма. Фильма, который хотели снять, да так и не сняли.
Объём «Розы» – не маленький. И заполнять его нужно было не только содержанием и развитием темы. Когда читаешь многостраничное произведение, написанное хорошо, бывает так, что сам сюжет находится где-то рядом, а ты с не меньшим увлечением следишь за мыслями автора, его подачей … себя на страницах романа.
В этом, по крайней мере, нет никакой закостенелости: всё живо, образно, подвижно … Искусство написания книги – вечно. Книга «застывает» лишь на время, пока кто-то снова не возьмёт её в руки и не примется читать.
Тема домашнего насилия – незатихающая боль, поэтому роман актуален. Читать – интересно. Тем более, – Кинга, который над текстом работает усердно, вкладывая в него душу: не халтура – мастерство. Даже, если тебе уже известен сюжет. Всё равно – интересно! А вот анализировать и делать выводы об идее будем потом: после прочтения. Если захочется … Иногда просто достаточно погружения в роман и всё …
***
Своё знакомство с Кингом у меня началось с его мега эпопеи «Тёмная Башня». Так угодно было провидению. Кстати, и здесь, в «Розе Марене», Провидению отводится не второстепенная роль. Провидение – это важно. Это – судьба. Это больше, чем судьба. Это – ка. Поэтому многое мне было понятно из того, о чём пишет Кинг: и «дикая роза на заросшем сорняками пустыре», и аллюзия на Срединный мир, который проник в эту книгу, и ка …
«… ка – это колесо, которое вращает мир, и всякий мужчина и всякая женщина, попытавшиеся воспротивиться и остановить его, попадут под его сокрушающий обод.»
Уж так водится во Вселенной Стивена Кинга: его романы очень часто переплетаются, или, хотя бы, соприкасаются. «Роза Марена» соприкасается с «Тёмной Башней». Для меня, например, это что-то вроде дополнительного бонуса: приятно чувствовать свою причастность (читательскую) к чему-то огромному, в котором и для меня, скромного читателя, находится уголок …
***
Мистическая составляющая в романах Кинга, на мой взгляд, настолько органично вплетается в реалистичное повествование, что уже и мистику воспринимаешь, как нечто реальное, действительно, по-настоящему происходящее. В этом магическое притяжение очень большой части Вселенной Стивена Кинга. Роман «Мареновая роза» («Роза Марена») как раз из числа таких.
Здесь всё по-настоящему. Правда, с некоторой долей преувеличения – гротеска. Там, где есть место для мистики, для гротеска тоже место найдётся, потому что это всё работает на усиление эмоциональности. Если попадаешь в эту магическую петлю, держать она будет до самого финала, не ослабевая напряжения.
«Роза Марена» – это роман о женщинах. Кроме главной героини, попавшей в рабство к сумасшедшему мужу-полицейскому, – Рози Макклендон, ещё много второстепенных женских образов, играющих совсем не второстепенную роль.
Но главное не в этом. У меня ни разу не возникло ни капельки сомнения, ни чуточки фальши, которую мог бы допустить автор-мужчина, пишущий о женщинах! Кинг не только точно передаёт эмоции психопата-садиста Нормана Дэниэльса (мужской взгляд подобного типа людей на женщин), но и весьма достоверно рисует женскую психологию, женские взгляды на жизнь, женские мотивы поведения, ничуть не отрывая их от общечеловеческих. Забываешь, что пишет мужчина!
640 страниц текста. Но это уже 29-й по счёту роман Кинга. Помню, в первых его книгах я, бывало, изнывала от затянутости. Но только не здесь. Да, «кирпичик» нормальный. Но не хотелось, чтобы он поскорее закончился. Это дорогого стоит: мне интересно было всё. При том, что длинных и нудных описаний у Кинга нет. Вообще, – нет!
Любит Стивен детали? – Безусловно, любит. Это его стиль. А как без деталей ты попадёшь в «кино», то есть атмосферу? Кинг – мастер детализации. Детали – это важно. Без них было бы убого и не по-кинговски.
Из «украшательств» романа очень эффектно выглядит обращение к Древнегреческой мифологии. Кинг по-своему обыгрывает мифологические сюжеты, размещая их в Срединном мире «Тёмной Башни». Два в одном флаконе.
Триллер. Ужасы. Причём, ужасы человеческие. Из разряда реально существующих и не исключительных. Страшно.
Страшно и жалко было до слёз заблудившуюся в чужом городе Рози, измотавшуюся в блужданиях поиска приюта для жертв домашнего насилия. Она не плакала. А я ревела …
Психология жертвы и психология насильника. Эта тема проработана Кингом просто отлично. Понравилось, что он не оправдывает Дэниэлса, отсылая в его кошмарное детство. Не делает из садиста тоже жертву – жертву обстоятельств.
И ещё один важный момент хочу отметить. Четырнадцать лет издевательств и избиений, страха и унижений главной героини – это «не кот чихнул»! Перед тобой, читатель, не сказочка со счастливым концом: «Стали они жить-поживать, да добра наживать» … Вот за это автору отдельное спасибо. Всё, как в жизни.
Книжка – «толстая», как я уже сказала. Есть о чём подумать и порассуждать. Не надо «бежать», отслеживая только сюжет …
P.S.
Михалкова Елена и «Роза Марена» – идентичное восприятие сильной женщины в «Тигровый, чёрный, золотой», готовой на всё: и в пасть тигру, и быку – на рога. Страх перед женщиной, который мужчина должен иногда испытывать … Вообще, страх – эмоция очень полезная.
«– Ты храбрая, Рози. Ты хорошо сражалась за своего… за своего друга. Ты смелая женщина, и у тебя доброе сердце.»
Но ведь не только это необходимо для счастья жить вместе. Необходимо умение держать себя в руках. Особенно, сильной женщине.
«Нет… пока ты держишь себя в руках. Пока ты владеешь собой. Но все это сводится к одному, согласна?»
Опасно быть слабой женщиной. А сильной – не опасно?
its_muffin_time, 8 июля 2023 г.
Роза Дэниэльс замужем за садистом, и она живет в этом аду уже четырнадцать лет. Норман избивает Розу при любой возможности, будь у него плохое настроение или какие-то проблемы на работе. И даже просто потому, что жена случайно пролила на него пару капель воды. Однажды Рози как будто просыпается от этого ужасного сна и решается сбежать от мужа. Женщина не берет ничего из дома, кроме кредитки мужа и сбегает из дома. Как ей скрыться от человека, который работает в полиции и имеет множество связей. Но Рози все равно попробует, пусть даже это будет последнее, что она сможет сделать.
Вау. Просто вау. Книга на меня произвела просто огромное впечатление с первых страниц. Обычно, когда я читаю Кинга, мне нужно время, чтобы втянуться в сюжет, т.к. у автора бывает очень долгое вступление. Но эта же книга поглотила мое внимание буквально с первого абзаца. Я ужасно переживала за Рози и с ужасом читала все, что творил Норман, как он над ней измывался все это время. История большую часть книги держит в напряжении. И вроде бы только расслабишься, порадуешься за главную героиню, как тут же в поле зрения появляется Норман, который все-таки начинает выслеживать свою жертву.
Я не знаю, как Кингу удалось так хорошо написать книгу от лица женщины, что я ни на минуту не сомневалась в том, что историю мне рассказывает Рози. А эти главы от Нормана? Как же их противно было читать. Копаться в голове этого урода, по которому плачет электрический стул. И удивительно, что автор смог сделать так, что я верила, искренне верила, что сижу в голове у Рози и Нормана. Как круто автор смог перестраивать рассказ от одного персонажа к другому. Вот именно по этой причине я продолжаю читать автора, хоть и не все его произведения мне нравятся. Это просто невероятно, и я могу только поаплодировать.
Какой же Норман психопат. Я не очень понимаю, как могли такого человека допустить до службы в полиции. Как и его дружков, таких же полицейских, как и он, особенно оба его напарника. Должны же они были проходить какие-то тесты и не знаю, психиатра? Хотя с другой стороны, Норман тот еще хитроумный жук, он умел подстраиваться под любого человека и возможно просто запудрил людям головы. На работе же не все знали, что он из себя представляет, хоть и подозревали. Но то, что у него явно с головой проблемы видно с первых же страниц. А после того, как познакомилась с его историей детства, то сразу стало все на свои места. Все проблемы тянутся с детства. А что еще могло вырасти из человека, у которого папаша педофил и садист.
Рози искренне жаль с первой страницы. Я так радовалась, что она решилась сбежать из дома. Что меня больше всего задевало во всем этом, так это то, что она думала, что вина в ней. Это она виновата в том, что пролила на него воду. Это она плохо убирается, стирает, готовит. Это она не смогла сделать их семью счастливой. Нет, детка. Твоя вина была только в том, что ты боялась уйти от такого ублюдка. А самое ужасное во всем этом, что книга была написана еще в девяностых годах, а события в книге начинаются с восемьдесят пятого года. И в наше время тоже есть такие женщины, которые терпят домашнее насилие, боятся уйти от извергов и винят себя в том, что муж их избивает. Поэтому здорово, что в мире есть организации, в которых женщина может найти убежище. Главное найти в себе силы решиться уйти, даже если очень страшно.
Мне не очень понравилась мистическая часть книги. Точнее не так — мне не понравился мир картины. Хотя он мне и не должен был нравится, конечно же, не для этого его создали. Но что-то в Розе Марене и ее мире было не так. Что-то не зацепило, я бы даже сказало было странным. Какой-то он слишком сюрреалистичный что ли, не вписывающийся в историю. Но вот то, как менялась картина в квартире Рози – понравилось. Так же к минусам отнесу то, что в книге много повторяющихся фраз, которые итак раздражают, а при постоянном повторении еще больше бесят. Например, то что Норман говорил нужно серьезно поговорить, или фраза мужика, мимо которого Рози проходила, когда приехала в новый город. Вообще-то это нормальный прием Кинга, но меня раздражало. За что мне нравится Кинг, о чем я не раз уже писала в своих отзывах на другие его произведения, так это отсылки к другим его книгам. Я не читала еще Темную башню и Мизери, но отсылки уловила.
Наверное, книгу я вряд ли бы стала перечитывать, но то, что я еще долго ее буду переваривать – это точно. Теперь я хочу познакомиться с Мизери и Долорес Клейборн, но точно не в ближайшее время. Кинга мне нужно принимать дозировано, чтобы не проваливаться в плохое настроение из-за его сюжетов.
tapok, 16 июня 2016 г.
Кинг – писатель разноплановый. В его арсенале есть мистические истории, реалистичные триллеры, фэнтезийные романы. Однако на этом список не заканчивается. Есть у него, если можно так выразиться, женские сентиментальные произведения. В какой-то мере к ним относится «Долорес Клэйборн». «Роза Марена» («Маренова роза») располагается где-то рядом.
С первых же страниц главная героиня – Рози – попадает в сложную жизненную ситуацию. Её избивает (это еще мягко сказано!) муж – Норман. После определенного события (хотя точнее будет – после не вполне адекватного события) Рози решается кардинально изменить жизнь. Почему она терпела так долго? Или почему она вообще терпела? Что позволяло Норману быть таким жестоким? Все эти вопросы раскроются, но не сразу.
В плане сюжета всё очень просто. Есть два плана повествования – Рози и Норман. Одна скрывается, другой разыскивает.
Хотелось бы поговорить немного о персонажах.
Рози. Этот персонаж имеет явное развитие, причем в геометрической прогрессии. Вряд ли подобное может не радовать. Однако Рози совершенно не вызывает сочувствия и сострадания. Скорее уж жалость. В происходящем она может винить Нормана, но у любой ситуации всегда два виновных. И Рози занимает равное положение, как и её муж.
Норман. Совершенно неадекватный персонаж с садистскими наклонностями. Развития у него нет, зато есть деградация. Казалось бы – прекрасная возможность прочитать про становление маньяка. Но первые главы внушают только раздражение и негатив. По мере того, как Норман становится всё более асоциальным и невротичным, становится интереснее читать. Хотя бывали маньяки и поинтереснее (возможно, я говорю так из-за того, что нахожусь под впечатлением от цикла про Ганнибала, который совсем недавно прочитал).
Билл и Анна. Хоть эти персонажи и не главные, хоть они действуют рядом, но не вместе, они мне понравились. Анна сильная, а Билл оказался чувственным и душевным. Ну хоть кто-то понравился среди героев. И на том спасибо.
Теперь об откровенных минусах. Как я говорил выше, линия Нормана – провал. Второй минус – это излишняя затянутость книги. Ранее я читал только короткие романы Кинга, самыми длинными произведениями (исключая ТБ) были, пожалуй, «Кристина» и «Мёртвая зона». «Роза Марена» мне показалась неоправданно растянутой. Множественные повторы, соскок на внутренний мир героев (сумбур и вялость). Третьим минусом является подсюжет с картиной. Я нормально перенес
Заключение: без мистической составляющей я бы поставил этому роману твердую 8, может быть, даже 9. Но мистика, притянутая за уши, заставляет снять целый балл. Ведь Кинг умеет писать в жанре реализм, очень даже умеет! «Роза Марена» — неплохая книга, не лучшая, конечно, но и не полный провал.
Nexus, 6 июня 2016 г.
Если бы меня спросили, почему я долгое время обходил стороной книгу Стивена Кинга «Роза Марена», то я бы не смог точно ответить на этот вопрос.
Хотя если подумать, то одной из причин (пускай она и звучит глупо) я бы назвал иллюстрацию художника Д. Дучака (девушка с розой на фоне волн и скал), которую издательство «АСТ» исправно помещало на обложках изданий романа вплоть до 2015-го года.
Дело в том, что данное изображение всегда наводило меня на мысль о том, что внутри книги меня будет ждать сугубо мелодраматическая история (несмотря даже на имя ее автора).
Сейчас, наконец-то осилив роман, я понял, что мои опасения были беспочвенны, так как несмотря на то, что романтика в произведении Кинга все же присутствует, она не играет главенствующую роль в сюжете, который с полным правом можно было бы охарактеризовать весьма популярным в Западных странах словосочетанием «Real Life Drama» (т.е. «драма реальной жизни»).
А все потому, что он рассказывает о женщине по имени Рози Дэниелс, сбежавшей от своего мужа-тирана Нормана и пытающейся начать жизнь заново в другом городе. Однако супруг крайне болезненно воспринимает ее уход и отправляется на поиски Рози, попутно жестоко расправляясь с добрыми незнакомцами, которые помогли ей обустроиться на новом месте и постараться забыть четырнадцать лет несчастного брака.
И именно эти поиски, на мой взгляд, — это лучшее, что есть в романе, а Норман — самый запоминающийся персонаж. Настоящим удовольствием было наблюдать за тем, как он день за днем все глубже и глубже погружался в омут всепоглощающего безумия.
Хотя и остальные герои произвели весьма приятное впечатление. Разве что Билл Штайнер вызвал раздражение своей неспособностью хотя бы попытаться защитить свою любимую, пускай его слабость и была необходима по сюжету.
Очень многие в своих отзывах о книге сетуют на ненужность в ней мистической составляющей, с чем я никак не могу согласиться.
Мне кажется, что без нее «Роза Марена» превратилась бы в обычный, пускай и хорошо написанный, триллер, события которого можно было бы легко предугадать заранее: есть жертва; есть охотник, преследующий ее; рано или поздно он ее настигнет и тогда либо жертва, пересилив страх, даст обидчику отпор, либо охотник свершит свою кровавую месть и покарает беглянку (в общем, получилось бы что-то похожее на фильм «В постели с врагом» (Sleeping with the Enemy, 1991), но только более жестокое).
Тогда как благодаря мистике, а точнее фэнтези, в романе появляется элемент неожиданности и предугадать заранее исход истории становится уже труднее.
Другое дело, что приключения героев в мире Розы Марены были нарисованы довольно блеклыми красками, из-за чего не произвели какого-то большого и яркого впечатления (хотя нельзя не признать, что финальная сцена у входа в подземный лабиринт получилась весьма впечатляющей).
Пожалуй еще одним фактором побудившим меня снизить оценку книге является ее затянутость.
Правда, положа руку на сердце, я не смог бы назвать откровенно лишние эпизоды. Однако сократить некоторые из них определенно стоило бы.
Таким образом, «Роза Марена» — это не лучший, но и не худший роман Мастера, весьма достойный прочтения.
Хотя бы для того, чтобы в очередной раз убедиться в том, что самые ужасные монстры живут не в фантазиях людей, а в их сердцах.
P.S. Очень часто, совершая свои преступления, Норман напевал (на свой лад) песню Ширли Эллис «The Name Game», которой посвящена одна из сцен в десятом эпизоде второго сезона сериала «Американская история ужасов» (American Horror Story, 2011-).
Кстати, этот эпизод так и называется — «The Name Game» («Поиграем в имена»).
korsrok, 21 ноября 2014 г.
Роман «Роза Марена» поведает Вам историю несчастной женщины, которая после четырнадцати лет кошмарного брака с маньяком полицейским, наконец-то решается от него сбежать. Кошмарные четырнадцать лет…, побои, изнасилование, укусы, ссадины, переломы. Пройдя сквозь ад, доведенная до предела Рози бежит в надежде начать новую жизнь и найти свою тихую гавань. Рози помогают добрые люди – ее устроили в приют, предложили хорошую роботу. Но одним из основных символов ее новой жизни становится картина, которая буквально позвала ее. Сам роман, по сути, триллер, но эта картина является фантастическим элементом. В рамке заключен не просто холст, но очертания некоего отражения внутреннего мира героини. И вершина мистификации романа – проникновение Рози внутрь картины, в свое подсознание, и, одновременно в параллельный мир. Рози исполняет задание для своего двойника, и в то же время женщины, с которой жестко расправился ее садист муж. И эта загадочная женщина с картины обещает помочь расправится Рози с ее мужем тираном, который так долго издевался над ней.
Не смотря на относительно простой и незамысловатый сюжет, не смотря на надменную детализацию, сентиментальность и предсказуемость – роман понравился. Есть в нем какая-то искра – живость, хоть между строк и можно прочитать, что произведение сие далось Кингу с трудом. Во время чтения возникали странные ощущения, но роман увлек, понравился, хотя и оставил после себя какую-то неопределенность, вместо законченного впечатления.
P.S. Тех, кто прочитал большинство книг Кинга, но с «Розой Марена» еще не знаком, ждет приятный сюрприз. Здесь впервые появляется Синтия Смит, девушка панк, которая также стала героиней романов-близнецов («Регуляторы» и «Безнадега»).
Volot, 11 июня 2010 г.
У этого произведения Кинга, на мой взгляд, не совсем типичное начало. С первых строчек автор обрушивает на читателя боль и страх главной героини. Ужас с самого начала обволакивает любого человека, чувствующего в книгах атмосферу. В кинговских романах более привычно постепенное сгущение красок, со светлых оттенков к более темным тонам, а здесь с места в карьер, без мягкого вхождения в тему. Мы начинаем знакомиться с произведением с одного из главных эпизодов в жизни Рози – сцены потери еще не рожденного ребенка. Кстати, я знаю людей, кого такое жесткое начало отпугнуло и не позволило осваивать «Розу Марену» дальше. Но автор задумал именно так.
В целом, действие романа разворачивается неспешно и соответствует привычной манере Кинга. С удивлением обнаружил здесь мелодраматические нотки и ощущение влияния женских романов. Правда, негатива по этому поводу не испытал. Почему нет? Эксперименты в разумных пределах — это ж интересно.
Весьма ярко и живо прописаны главные персонажи. Рози и Норман получились натуральными и естественными. Естественно в рамках определенных им ролей. Жена, позволяющая мужу годами издеваться над собой, и живущая в своем мире, не может быть до конца нормальной. Как и супруг-психопат, регулярно избивающий свою вторую половину, и совершивший жуткие преступления на работе, тоже здорово выпадает из привычного представления о людях.
Не смотря на некоторую помощь автора главной героине (имеются виду пассажи с внезапным обнаружением у нее таланта чтеца и знакомством с будущим другом), хочется верить в возможность подобного возрождения и в жизни. В книге соблюден принцип развития персонажа. Рози из забитой и затравленной женщины превращается в человека, который может сказать «нет». Но, как все это тяжело происходит, как в реальности.
Мистическая составляющая романа спорна. Мне не совсем понятна логика автора вставившего в произведение сказочные элементы с картиной, где живет женщина похожая на саму Рози. Если мистику совсем убрать из книги, то, наверное, в основном, ничего не изменится. Лишь атмосфера станет, как в стопроцентном триллере. Хотя, возможно, на страницах, где описываются закартинные приключения героини, скрываются небанальные аллегории и элементы символизма, не доступные моему пониманию.
Крепкий роман. Потраченного времени не жаль. Хотя, у Кинга есть и вещи посильнее.