Артур Конан Дойл «Нашествие гуннов»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вряд ли думал бывший купец и воин Симон Мела, удалившийся в пустынь за спасением души, что он станет первым свидетелем надвигающейся на весь цивилизованный мир страшной угрозы...
Входит в:
— сборник «The Last Galley. Impressions And Tales», 1911 г.
— сборник «Tales of Long Ago», 1922 г.
— антологию «Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Роберт Хайнлайн», 1993 г.
— антологию «Убийца, мой приятель», 2014 г.
- /языки:
- русский (17), английский (2)
- /тип:
- книги (18), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Маркиш (16)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 1 июня 2025 г.
Очень похоже на то, что именно этот рассказ и вдохновил А. Блока на написание его знаменитых «Скифов» (при этом гунны были осовременены до «монгольской орды», не путать со «скифами» :)
Впрочем, во времена, когда кино было по факту еще в колыбели, а о такой вещи как современный интернет думали только фантасты (ну, Марк Твен еще был в курсе, но так и он тоже по праву может считаться фантастом :) — в те времена с доступностью информации были значительные проблемы.
Так что автору можно простить и незнакомство с внешностью гуннов и просто вопиющее (что, впрочем, простительно штатскому человеку :) непонимание принципиальной невозможности одновременного перемещения по одной дороге даже 10 тыс всадников (элементарная логистика не позволит)
(ой, что там врач — профессиональные историки постоянно совершают такую же ошибку :)
С религией тут такие же проблемы: дело в том, что в отличии от иудаизма и ислама, основные принципы христианской веры были приняты путем обычного голосования на Вселенских соборах (причем, в основном — по сугубо политическим мотивам).
В результате и получилась описанная в рассказе ситуация.
(одной из сотрудниц в нашем отделе была очень активная баптистка. При наличии в отделе представителей и других религиозных конфессий — православия, католицизма, липован (староверов), иудаизма и ислама, дискуссии на эту тему носили достаточно живой характер. Так я и узнал очень много интересных подробностей :) Правда, до дубинок, как у автора, дело так и не дошло, все таки техническая интеллигенция, как никак :)
Плюс мне в свое время пришлось служить в части, расположенной как раз в тех местах, где ранее обитали гунны, а теперь живут буряты, монголы и маскирующиеся под бурят китайцы. Так что я хорошо в теме :)
Seidhe, 11 сентября 2016 г.
Хороший исторический рассказ от сэра Артура Конан Дойля. Мне показался интересен двумя моментами.
Во-первых, рассказ является хорошей иллюстрацией того, как изменились за последнюю сотню лет представления о гуннах. Это к вопросу об утверждениях, что история и археология являются лженауками =))) Для Конан Дойла гунны — полудикие люди с короткими кривыми ногами, большими головами и практически отсутствующей шеей, не несущие западному миру ничего кроме разрушение и воспринимаемые неким стихийным бедствием. Для любого современного человека, немного интересующегося историей, понятно, что всё не так просто, и гунны являлись представителями совершенно иной, степной цивилизации, и несмотря на разницу в материальной культуре, представляли Традицию, ничуть не менее древнюю, чем римская или античная.
Во-вторых, в «Нашествии гуннов» буквально на паре страниц Конан Дойл замечательно описал ситуацию в религиозной жизни Европы IV века нашей эры. Особенно понравились мне вот эти строки: «Чернила богословов и кровь фанатиков лились рекою с обеих сторон, и кроткие последователи Христа с ужасом убеждались, что их вера в ответе за такой разгул кровавого буйства, какой еще никогда не осквернял религиозную историю мира».
Одним словом, неплохой рассказ. При знакомстве с рассказами Конан Дойла рекомендую обратить внимание.
Sawwin, 28 октября 2015 г.
Хороший рассказ и, главное, грамотный, что в наше время не так часто встретишь. Когда-то я удивлялся, откуда на берегах Дуная взялся отшельник-арианин, пока не узнал, что большинство народов, населявших эти места, не признавали троицы, и христианство принимали в форме арианства. И ещё один урок даёт нам рассказ Конан Дойля: так или иначе, но отшельники, хотя и принадлежали к разным конфессиям, но умели жить мирно, не стараясь вцепиться друг другу в глотку из-за разногласий учителей. И, когда пришла настоящая беда, разногласия были забыты.