Джозеф Конрад «На взгляд Запада»
В романе «На взгляд Запада» действие начинается в Санкт-Петербурге (взрыв террористами жандармского генерала де П.; в основу сюжета положено реальное событие — убийство шефа жандармов В.К. фон Плеве в 1904 г.), а продолжается в Женеве, в среде фанатично настроенных революционеров-эмигрантов (прототипы действующих лиц — М.А.Бакунин, кн. П.А.Кропоткин, С.М.Степняк-Кравчинский, С.Л.Перовская, Е.Ф.Азеф и другие русские анархисты, народники, революционеры), куда из России направлен завербованный полицией студент.
Впервые опубликовано в журнале The English Review (London, UK) декабрь 1910 — октябрь 1911, и в журнале The North American Review (New York, NY, USA) декабрь 1910 — октябрь 1911.
В произведение входит:
|
Экранизации:
— «Глазами Запада» / «Razumov: Sous les yeux d'occident», Франция, 1936 // реж. Марк Аллегре
— «Under Western Eyes», Великобритания, 1962
— «Под оком Запада» / «Under Western Eyes», Великобритания, 1975 // реж. Стюарт Бёрдж
- /языки:
- русский (3), английский (4)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- А. Антипенко (1), А. Кривцова (1), Э. Пименова (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jjy85, 15 июня 2025 г.
Но воспринимать историю про человека, который предал своего случайного товарища-террориста, потом влюбился в его сестру и когда все устаканилось и никто бы не начал его подозревать признался во всем и тем самым принес себя в жертву следует одновременно как полемику с Достоевским, так и в рамках истории про ненадежного свидетеля. Рассказчик видит в Разумове очевидного врага и даже этого не скрывает, а потому не замечает что главный герой фактически отвечая на вопрос Раскольникова «Тварь я дрожащая или право имею?«внезапно отвечает «нет, не имею» и должен понести ответственность за свой поступок, пускай даже вынужденный и значительно меньший чем у Раскольникова.
При этом русских революционеров Конрад любит не сильно больше, чем русских властителей. У последних хотя бы нету выбора, вокруг отвратительная токсичная среда, где единственно, что можно сделать это лично помогать сирым и убогим. У революционеров же есть выбор, но они либо карают без суда, либо занимаются бесконечными и бессмысленными философствованиями, будучи фактически альфонсами или тираня свою семью. И опять же тут следует понимать, что историю мы знаем от взгляда наблюдателя извне, который хоть слабо и заинтересован в определенном исходе, но имеет свои собственные предрассудки и мифы про Россию. И быть может не совсем верно полностью приписывать их автору.