Эдуард Геворкян «Высшая мера»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Общество будущего. Главная профессия – Учитель. Каждый Учитель ведет с раннего детства, обучает и воспитывает Десятку учеников. Двух самых лучших из каждой Десятки готовят в учителя (суперширокая и глубокая подготовка). За преступление любого из учеников ответственность всю жизнь несет Учитель (это страшное наказание для совершившего проступок – изолируют на дальней планете со связью раз в год его Учителя). Все члены Десятки также несут ответственность друг за друга.
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 30», 1985 г.
— антологию «Проба личности», 1991 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 8/2. Советская фантастика 80-х годов», 1994 г.
— антологию «Фантастика века», 1995 г.
— сборник «Правила игры без правил», 2001 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 23 января 2025 г.
В философском смысле идея идиотская. За все ошибки и преступления человека (взрослого) ответственность несёт его учитель. А как же личная ответственность? А никак. Во всяком случае для большинства. Есть правда группа людей отказавшихся от такого «счастья» и выбравшие индивидуальную, но они представлены, как крайне нехорошие и «предавшие» своего учителя.
Любопытно, что прямо в этом тексте есть сильный аргумент против такой системы:
по такой логике за ошибку учителя в воспитании должен отвечать его учитель и так далее вплоть до Адама. Но контраргумента не приводится.
— Мне так не кажется, — говорит герой.
Вот и всё.
Мне ещё ничего, — думает осуждённый учитель, — отсижу свою ссылку и всё, а вот он (ученик) будет всю жизнь мучится от совести.
Извращённое какое-то правосудие. god54 совершенно правильно сравнил его с круговой порукой и правосудием Чингисхана. Автор, впрочем, явно считает это утопией.
Yazewa, 17 февраля 2008 г.
Идея, аналогичная АБС-ской: роль Учителя, «ведещего» группу ребят много лет подряд.
Все же явный перебор с этим судом. Практически, отнимается право на какое-то саморазвитие, что ли, на приобретение каких-то качеств самостоятельно. За все отвечает Учитель...
Должно быть, это общество идеальных людей, если ошибки Учителей наперечет? Утопия...
И слишком прозрачная ассоциация с желтым шариком...
god54, 6 июня 2010 г.
В свое время Чингисхан ввел круговую ответственность: струсил один, казнят десять; струсит десять — казнят сто и т.д. Жесточайшая система коллектива, принцип социализма и нацизма: один ничто, коллектив всё. Автор нарисовал утопическое общество, но поиск смысла оставил для читателя, какая система воспитания лучше? Система воспитания зависит от целей общества...