Джордж Р. Р. Мартин «Буря мечей»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: С множеством интриг | Приключенческое | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В неприступном замке плетет сети изощренного заговора могущественная чернокнижница... В далеких, холодных землях собирает силы юный властитель Севера Робб от дома Старк... Новые и новые воины сходятся под знамена Даэнерис Бурерожденной, правящей последними из оставшихся в мире драконов... Но ныне в разгорающийся пожар сражений вступают еще и Иные — армия живых мертвецов, коих не остановить ни властью оружия, ни властью магии. БУРЯ МЕЧЕЙ грядет в Семи Королевствах — и многие падут под ударом этой бури...
Входит в:
— цикл «Песнь Льда и Огня»
Награды и премии:
лауреат |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2000 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2001 // Роман фэнтези | |
лауреат |
Мраморный фавн, 2002 // Переводная книга | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2002 // Переводная книга фэнтези (США) | |
лауреат |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2006 // Зарубежный роман (США) | |
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2012 // Переводной роман (США, 2000) | |
лауреат |
Premi Ictineu, 2013 (V) // Роман, переведённый на каталанский (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2001 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2001 // Роман | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2002 // Фэнтези (США) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2003 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Зарубежный роман года. 6-е место | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Книга года. 5-е место | |
номинант |
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2007 // Книга фэнтези 2-ой том (США) |
- /языки:
- русский (18), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (20), самиздат (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Н. Виленская (17), Н. Тисовская (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
TOD, 19 июня 2009 г.
...Замечали ли вы такую особенность — у многих групп, я говорю о rock и metall группах, третий альбом является если не лучшим в творчестве, то своеобразной вехой, подводящей итог всей предыдущей деятельности. Если первый альбом показывает, на что способны музыканты, второй — продолжает концепцию первого, с минимальными изменениями, затрагивающими часто лишь качество звука, которое, по сравнению с «сыроватым» звуком первой пластинки, заметно улучшается, то третий — это квинтэссенция всего творчества команды, все самое лучшее, на что способны музыканты на данный момент, тщательно проработанный и качественный материал...
Третий том «ПЛиО» — самый объемный, но ни сколь не затянутый. Самый динамичный, но не теряющий от этого в сюжете. Здесь каждая глава так насыщенна событиями, что реально трудно читать несколько глав подряд — необходимо остановиться и обдумать все произошедшее.
В «Буре мечей» Мартин изменил, почти перевернул, мое представление о многих персонажах, как в лучшую, так и худшую стороны. Если о возможной «реабилитации» Джейме я подозревал, то по поводу Тириона, Дейенерис или Робба — нет. Я думал, мое мнение о них уже окончательно сформировалось, но автору удалось поменять мои взгляды. Подлец предстает настоящим рыцарем, а еще недавно мудрые правители совершают совершенно глупые поступки, ведущие к ужасным последствиям. Но Мартин не меняет своих героев кардинально, все их перемены обусловленны именно их характером, а не прихотью их создателя, поэтому выглядят совершенно естественно.
Самым сильным и ярким моментом романа для меня стала так называемая «кровавая свадьба». Потрясающая по своему напряжению и воздействию глава Кейтилин, в которой происходит действие этого эпизода. Беспокойство и тревога героини проникают и в читателя, «погружению» способствуют художественные приемы автора (к примеру, музыка, играющая в это время), сразу ощущаешь, что-то не так... Но в произошедшее не веришь до последнего, даже когда все подозрения оказываются правдой, отказываешься верить, что ЭТО случилось. Да уж, валор моргулис, что еще сказать.
Меняется отношение не только к героям, но и взгляд на события в целом. Одним из интереснейших персонажей является Мелисандра. Несмотря на все ее напыщенные речи фанатика-сектанта о Владыке Света, по-видимому, она одна знает, что происходит. А существование этого самого Рглора, которое Красная Женщина доказала и не раз, только больше подтверждает правоту ее слов. Только в божественной сущности Рглора я сильно сомневаюсь.
Уже в который раз упоминается собственно «Песнь Льда и Огня», но пока не понятно, что это. Та же Мелисандра все твердит о «великой битве света и тьмы». Вообще, тогда выходит довольно тривиальный мотив — сколько уже было этих «битв» в фэнтези, но, думаю, Мартин будет не Мартином, если все сведется лишь к этому. Нет, у Мартина явно есть идея, Идея с большой буквы, а это лишь ее зачатки. «ПЛиО» никогда не была просто фэнтези, и когда эпопея завершиться, это будет нечто великое и глубокое, можно не сомневаться.
«Бурю мечей» можно с уверенностью назвать лучшим томом из первых трех. Это концентрация всего лучшего из предшествующих романов, подвергнутая значительному развитию. «ПЛиО» перевалила уже за вторую тысячу страниц, но все продолжает развиваться! Этот потрясающе проработанный мир продолжает удивлять и заставляет восторгаться им снова и снова, с каждой прочтенной главой, наполненной живыми персонажами и максимально достоверно прописанными событиями. Радуешься победам Дейенерис, успехам Джона; переживаешь за Старков, уже совсем растерявших свою удачу... Все персонажи достойны внимания, и у каждого своя роль, у кого — пешки, у кого — фигуры. Да-да, игра престолов не закончилась в одноименном томе, она продолжается и будет продолжать, наверное покуда игроки не съедят друг друга. В этот раз больше всех выиграл Петир. Конец его «партии» с Лизой Аррен ввел меня просто в ступор, от неожиданности развязки. Таких моментов, кстати, которые, потрясают своей непредсказуемостью, тут предостаточно. Некоторые места я перечитывал дважды, испытывая удивление, изумление и восторг одновременно.
Превосходный роман, о котором можно писать и писать. Я в третий раз ставлю наивысшую оценку. Да уж, у «Песни льда и огня» явно появился фанат в моем лице, чего я никак не ожидал, открыв первый том этой зимой...
...Четвертый же альбом часто является своеобразным экспериментом, желанием группы показать себя с другой стороны, испытать себя в других направлениях. Возможно, к этому моменту в группе назревает своеобразный кризис, из которого могут найти выход только по-настоящему отличные музыканты. Или же всему виной высокая планка, достигнутая материалом третьей пластинки, которую очень и очень трудно преодолеть. Все же, четвертая работа сильно отличается от всего, что делали музыканты раньше, и бывает гораздо ниже по качеству третьего альбома. Старые фанаты порой принимают сей «эксперимент» с настоящим разочарованием. Я надеюсь, этот принцип «третьего альбома» действует только в музыке..
Fenixomanii, 13 июля 2017 г.
Ох, сколько же воспоминаний связано с самим процессом чтения ПЛиО... Например, когда я читал Красную Свадьбу, кто-то злостно фальшивил на скрипке этажом выше. Нашествие Иных на Кулак Первых Людей было прочитано на морозе в заснеженном парке. Главы Бриенны отлично читались в пути, а Джейме меня морально поддержал, так скажем, когда я не смог поехать на долгожданное соревнование из-за повреждённой кисти руки.
Вы знаете, как бывает, что порой вымышленные герои и события цепляют сильнее, чем реальные исторические. А некоторые персонажи кажутся куда более достоверными людьми, чем даже реальные люди? Здесь именно такой случай.
Я думаю, люди всегда будут читать и перечитывать Мартина, без него мир был бы холоднее и прагматичнее, кровь медленнее текла бы в жилах и мы бы меньше мечтали.
Thornbird, 17 октября 2012 г.
Мартин умеет удивлять. Пожалуй, тут уже даже добавлять ничего не нужно. Те, кто покорен мастерством писателя, и так все поймут. Но я все же поясню, возможно, для тех, кто скорее раздражен его творчеством, чем восхищен. В отзывах ниже я заметила тех, кто признавался, что, мол, не так уж и нравится им Песнь Льда и Огня, но чтение так затягивает, что просто оторваться невозможно. Претензия что надо, должна заметить) Лично у меня проблемы бывают другого рода – я как правило с трудом нахожу книги, которые искренне затягивают. Тем не менее, я хочу попытаться понять причину недовольства некоторых читателей.
На протяжении трех книг меня саму бросало от одного противоречивого чувства к другому. В истории Мартина злит несправедливость, чрезмерная жестокость, разврат к месту и не к месту, привязка к отрицательным персонажам, полное отсутствие какой-либо морали, откровеннейший цинизм описываемого общества. Сколько раз за время чтения хотелось крикнуть в бессильной ярости: «Остановитесь, безумцы! За такие ошибки дорого платят, Санса! На что ты еще рассчитываешь, Дейенерис?! Нашел свою истину в вине, Роберт? Ну и как тебе вкус рыцарской чести, Эддард Старк? Как же вы так можете, Грейджои? Ты сама виновата, раз решила быть сильной, Арья! Когда же ты уже разозлишься по-настоящему на них на всех, Тирион? Ты же женщина, Серсея... Ты же мать короля, Кейтелин! Лети же уже наконец, пока не поздно, Бран! Нельзя со всеми быть безнаказанно благородным как твой отец, Джон! Луковица не может быть наполовину гнилой, а наполовину свежей, Давос! Монстрам место в клетке, Джейме! Кто же тебя будет любить и прольет слезу над твоей могилой, маленький жалкий Джофри? Победа в сражении еще не победа в войне, а победа в войне еще не победа в жизни, Робб... Стоит золото и власть жизни ваших детей, лорд Тайвин?». Все это патетика, конечно. Но Мартин действительно заставляет злиться... На королей, на богов, на детей, на рыцарей, на мейстеров, на септонов, на матерей и отцов, на себя...
И больше всего в себе злит слабость, потому что Мартин буквально водит своих читателей за нос, заставляя сначала восхищаться рыцарским благородством, а потом презирать его недальновидность, бессмысленность, наивность. Сначала восхищаться отвагой, а потом с горечью признавать ее глупость, эгоизм, жестокость. Сначала ненавидеть кровожадность, а потом ей сострадать. Сначала возмущаться развратом, а потом с удивлением его оправдывать. Собственно, Буря Мечей как раз и раскрывает глаза на то многое, что ранее было скрыто. Во всем остальном это тот же Мартин и те же персонажи. Только, возможно, некоторые из них слегка вывернуты теперь наизнанку, за счет чего даже тех, кого уже не стало, начинаешь видеть в каком-то новом свете.
Ну а как же? Это же реальная история, а вовсе не выдумки талантливого фантазера. А если вспомнить реальную историю, все сразу становится на свои места: инквизиция, крестовые походы, зверская циничная расправа с тамплиерами, священные фемы (тайные суды, занимающиеся жесточайшим самоуправством), политические секты, тайные общества, свержения законных правителей и кровавые расправы над незаконными, страдания невинных и т. д. и т. д. Это только кажется, что Мартин излишне кровожаден или несправедлив к достойным. В истории и в жизни нет хороших и плохих. Есть только характеры и обстоятельства. И то и другое ох как изменчиво. Именно поэтому хладнокровный убийца вдруг оказывается способным к полному самоотречению и самопожертвованию. Именно поэтому благородный рыцарь вдруг оказывается способным на предательство. Именно поэтому трус и предатель из кожи вон лезет, чтобы стать героем. Именно поэтому самый слабый вдруг становится самым сильным. Именно поэтому цель то оправдывает все средства, то почему-то нет. И это все злит, черт возьми!)) Но именно поэтому, еще не дочитав одну книгу из серии, уже бежишь покупать следующую, чтобы не дай Бог не затянуть с прочтением!)) Непредсказуемость – вот что прекрасно в любой истории, потому что это и есть жизнь.
Вот дочитала третью книгу из серии и невольно задалась вопросом. Почему столько смертей не заставляют выдавить из себя скупую женскую слезу? Совсем недавно с сыном читали простенький рассказ про какую-то несчастную погибшую зверушку — и голос дрожал, слезы наворачивались, а тут — ноль эмоций (ну разве что приправленный горечью азарт — ну и кто ж теперь-то победит в «Игре»?)! Такое впечатление, что после казни Эддарда Старка другие смерти уже и не впечатляют. И вот обманутые читатели (возможно даже очень искушенные и знающие) справедливо возмущаются и задаются привычными после прочтения вопросами: «В чем смысл? Где тут мораль? Книги Мартина удручающе бессмысленны! Они бессмысленно жестоки и бессмысленно равнодушны! Это обыкновенная (хотя и офигенно интересная) кроваво-сексуальная мясорубка!».
Так вот отвечаю. Человеку ведь что надо для развлечения? Кровь и секс. А почему? Потому что жизнь в чистом виде это и есть борьба за выживание и размножение. Ну, мы-то про это уже давно забыли (про такое даже уже говорить неприлично), но тем не менее законов природы еще никто не отменял... И в борьбе за жизнь или размножении какие-то там размытые и такие изменчивые понятия этики вроде «любовь», «мораль», «доброта», «честь», «долг» занимают отнюдь не главное место. В рыцарских клятвах так много обещаний — какое-нибудь обязательно нарушишь (цинично заявляет пока еще никем не сломленный Джейме). На свете так много богов — все требуют своих жертв и все глухи к мольбам человека, так какой смысл верить и почитать хоть одного из них? К чему эти глупые условности? В эволюционировавшем мире человека (в отличие от мира животных) принято припудривать нелицеприятные истины более возвышенными смыслами, как прыщи на лице. Так, может, и не надо ничего припудривать, т. е. что естественно, то не безобразно? Подробности сексуальной жизни карлика, инцест, педофилия, групповые изнасилования, казни, пытки над детьми и женщинами — все это так волнующе-дико и так пугающе похоже на правду! И самое страшное, что к этой правде привыкаешь, и она уже не так тяготит... Как же с этим жить и не сойти с ума? Наверное, всему есть объяснение...
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».
Время лету, и время зиме. И для каждого времени свои правила выживания.
LadyL, 5 апреля 2019 г.
Вот честно, я совершила над собой насилие закончив эту книгу. Я не смогла её дочитать, меня хватило где-то на 1/3, так что сделала послабление и дослушивала. Но даже в таком варианте было очень скучно. Все эти метания от героя к герою мне жутко надоели и начали лишь раздражать.
Третья часть стала гораздо больше походить на фэнтези, чем две предыдущие, тут уже очень много магии и все становится чудесатее и чудесатее.
Герои по большей части перестали быть живыми, а стали какими-то шаблонным. К середине книги они уже не вызывали ни каких эмоций. Ну убили одного короля, ну и ладно, хоть меньше метаний по сюжету будет. Убили его матушку, очень даже хорошо, надоело все это нытье, а заодно и матушка отмучилась. Хотя нет, ее воскрешают. Да что же это такое!!! Ну и так далее в том же духе. Я в конце концов, от мелькания всех этих персонажей так устала, что они стали казаться мне одинаковыми и безразличными, и я в них запуталась. Особенно во всех этих лордах. Пожалуй только из-за одного персонажа, из-за Тириона я и не поставлю этой книге оценку меньше середины. Вот только за этим человеком мне и было интересно наблюдать.
Если кратко, то вся книга это интриги, убийства, повторяющийся сюжет с убийствами на свадьбе (интересно, чем эта идея так уж понравилась автору?), убийства, скитания, снова убийства и снова интриги. Видимо я не любительница подобного разгула. Вообщем мой вердикт -скучно и надоело, затянуто. Для себя я этот цикл закрываю, вряд ли в ближайшее время мои руки потянутся к книгам Мартина, а вероятнее, что это вообще не мой автор. Однако, это все сугубо мое мнение, и я могу понять, что другим людям эта книга понравится неожиданными поворотами сюжета, отдаляющими развязку, обилием персонажей, постоянным действием и вообще своей эпичностью.
Кстати, вот ещё чего мне не хватило — описаний. Было действие, но декорации к нему были очень туманны, скорее обозначались как лес, пещера, горы, замок и т д. Моему воображению предоставили самому вырисовывать этот лес и замок. Это тоже на любителя.
Стронций 88, 1 октября 2016 г.
Я не оригинален – я читал эту книгу уже после просмотра сериала. Однако же градус напряжения и – самое главное – градус удовольствия полученного от книги это не убавило. Наоборот (и в этом, наверное, заслуга экранизации, так как, например, совершенно невозможно уже представить героев иными, чем они показаны в «Игре престолов»), они будто добавляют друг друга, книга даёт такое углубленное понимание происходящего. Пока. Судя по всему, дальше различия будут более существенными (особенно если судить по эпилогу). Но и это правильно. Тем, кто смотрел фильм, книга будет неожиданней, а тем, кто читал книгу, неожиданней будет экранизация – ведь неожиданность, непредсказуемость одни из козырей всего этого. Да, к тому же, и автор, а вслед за ним и создатели сериала воплотили настолько реалистичных персонажей, что возможно они просто зажили своей жизнью, вопреки желанию своих создателей…
Я где-то слышал или читал, что Мартин (по-моему, это даже были его слова) писал этот цикл для « людей ненавидящих фэнтези». А я вот сейчас думаю: «ох и лукавит этот Мартин». Сдаётся мне, он писал «идеальное фэнтези». И, чёрт возьми, разве ему не удалось? Он вывел сюжетные линии на любой вкус. Вот вам честный войн Джон Сноу на острие битвы, верный своему слову и потому испытывающий проблемы по этой части (для того чтобы быть верным клятве приходится нарушать её в глазах других, а затем разрываться между долгом и желаниями). Вот вам путь волшебника в лице Брандона Старка, искалеченного мальчика-оборотня. Вот вам первые шаги «ассасина» Арьи Старк, чьей тщетный мучительный путь домой, кажется, только сильнее толкает её на путь мстителя. Вот преданный Давос Луковый рыцарь, чья преданность своему королю скрежещет о понятия добра и зла, в мудрости своей видящий, к чему ведёт Красная женщина, и ведущий тихую борьбу за честь своего господина. Вот Мать драконов, персонаж почти из классического сказочного фэнтези с лёгкими победами и мудрыми слугами, наблюдающая за битвами из шатра, юный, но по сказочному удачливый и мудрый стратег, чьи основные терзания – душевные: любовь, дружба, предательства (кстати, в экранизации этот персонаж был единственным вызывающим недоумение – такой «прухи» нет ни у кого больше, здесь же хотя бы стали чётче видны её проблемы: душевные метания и грабли правителя-идеалиста). Вот Тирион Ланнистер, карлик, чьё оружие (единственное из возможных) интеллект, но и его не хватает когда все против тебя даже родной отец, а главное, когда этот интеллект крошится об эмоции и чувства, чувства любви, чувства семьи… Санса Старк с её ванильными мечтами о принце и чудовищной реальностью расчётного брака (вот ирония, самый внешне страшный Бес – ох, как же она его не хотела! – всё-таки был самым добрым из всех её мужей). Типичный антигерой Джейме Ланнистер – кстати сказать, здесь самый интересный для меня персонаж – любопытно наблюдать за происходящими в нём изменениями, чёрт возьми, да за него даже переживаешь больше всего… Всё это я к тому, что автор создаёт героев и их пути на любой вкус, как линии в какой-то компьютерной игре («выбирайте своего героя!»). В его мире есть драконы, есть абсолютное античеловеческое зло, есть волшебные артефакты, магия, боги (тут, например, больше уделено Рглору, и эта религия кое-что из происходящего да объясняет) и т.д. и т.п. Но главное, что отличает этот цикл от других – его масштаб, наполнение, глубина. Ну и подлинная средневековая жестокость. Жестокость больше реальная, чем пугающая. В неё веришь. И меряешь героев исходя из логики этого мира, и они (да и всё там) соответствует этому миру. Эпичность. Пока это самое эпичное из произведений (говорю обо всём цикле) которые я читал. По масштабу событий, вовлеченности персонажей, и не только главных – все эти знамёна, дома, рыцари – даже удивительно как всё это умещается у автора в голове! Множество событий – глобальных и частных, но так или иначе влияющих на будущее Вестероса и мира в целом. Здесь есть глубина времени – есть прошлое, не менее грандиозное, чем настоящее, множество событий, которые тоже влияют на происходящее (вспоминаются слов Тириона, о том, что мы все пешки в руках наших почивших дедов); есть будущее – в пророчествах и видениях, иногда зыбких, иногда обманчивых, но влияющих на жизнь мира, как например, неверно истолкованное Мелисандрой пророчество породило короля Станниса… Из трёх прочитанных мной частей цикла – эта пока самая мощная. Это уже не гром приближающихся битв как в предыдущей части – это действительно буря, один большой мощный шквал, растущее звенящее напряжение. Что не эпизод – то конфликт, выбор, принятое или не принятое решение, событие – и всё знаковое, поворотное, неожиданное. От этого напряжение просто зашкаливает. Кажется, то, что иной автор берёг бы для ударной концовки своего произведения, Мартин начинает высыпать сразу, щедро и жёстко – и выходит один мощный нескончаемый апогей. Это потрясающе! Да и не только это. Здесь, во второй книге, виден весь его колоссальный размах и его глубина. Вместе с сюжетным пиршеством этот роман (да и цикл в целом) о людях, их внутренним мире, о влиянии личности, о влиянии даже каких-то мелких поступков, ошибок на развитие истории. Этот роман полон тонких призрачных закономерностей и превратностей судьбы (тот же Джейме, например, лишается именно той руки, которой он сбросил мальчика со стены, таким образом, сам став калекой). Он полон практический детективной интриги и тонких линий (вот как, например, Мизинец выкристаллизовался как едва ли не главный кукловод и зачинатель глобальной войны). Одним словом, книга блеснула своей многогранностью. И это прекрасно! Но самое удивительное, что автор, казалось бы, взялся за гиблое дело – создать «фэнтези для всех», такой цикл, где было бы много всего, где каждый нашёл бы что-то для себя, на свой вкус – и все не распалось на куски, а получилось, вышло цельно, серьёзно, масштабно и чётко. Вышло попросту блистательно. Если и дальше пойдёт в том же духе (и учесть то самое, что автор работает медленно и не рассасывает цикл на множество томов, работает на качество, а не на количество), если уровень накала и наполнения не упадёт, то, пожалуй, для меня (по моей сугубо лично шкале) это будет цикл (роман-эпопея?) – одна из недосягаемых вершин жанра. Хотя и этот отдельный роман – уже вершина.
URRRiy, 9 июня 2020 г.
Вероятно самый динамичный и драматичный роман из написанных Песен Льда и Пламени. Битвы и предательства, неожиданные смерти и ещё более неожиданные «вернувшиеся» оттуда, боги древние и новоявленные, благородные лорды и бастарды, кроме того, весьма много фигур автор поставил на размен в целях обострения сюжета.
Каждый основной герой, чьими именами названы главы, не избежит крови и предательства, при этом мастерство Мартина как писателя проявилось в романе очень ярко — ведь откровенная сказка, а героев- куча, но практически каждый вызывает сочувствие и эмоциональный отклик.
В общем отличный образец как развлекательного чтения, так и выдающегося авторского таланта.
JIOCOCb, 10 июля 2019 г.
Покупая эту книгу вы получаете не страницы, исписанные чужими словами, как это обычно бывает, а целый мир: угрюмый, жестокий, несправедливый, но невыразимо притягательный. Открывая эту книгу вы не тратите несколько часов своего свободного времени, а проживаете несколько десятков жизней: тяжелых, горестных, часто – слишком коротких, но настолько насыщенных и емких, что возвращаться к своей жизни, спокойной и счастливой, становится с каждой перевернутой страницей все тяжелее и тяжелее. Я не читала ничего подобного со времен Толкиена. Это мир настолько живой и яркий, что до сих пор тысячи людей стремятся хотя бы раз в неделю променять свои удобные джинсы и просиженный диван на меч и кольчугу. Пусть в своем городском лесочке, но с порывом истинного Хранителя. Так вот, Мартин создал нечто как минимум не менее грандиозное. Настолько сильное и берущие за душу, что читая последние 200 страниц я начинала ненавидеть себя за то, что не купила сразу все имеющиеся в продаже тома, что мне придется ждать несколько дней пока я снова смогу очутиться в мире Семи Королевств. Я никого не призываю в этот мир. Он слишком жесток и слишком притягателен, это – настоящий наркотик. Свой выбор вы сделаете сами. Но если я встречу вас на Королевском тракте – может, подмигну. А может, нападу
Sekundomer, 25 октября 2017 г.
Третий том и многое что набрало обороты. Не только магия. Сквозь множество персонажей и героев приступает мессия, культы, религия, пророчества, заблуждения, надежды, отчаяния. Мертвецы воскресают И за людское внимание борются не только короли но уже и сами боги. Старые проявляют себя в виде оборотнических снов Старков, и эти сны влияют на события. Новые боги проявляют себя не так ярко но все же порой шепчут на ухо и хотят отмщения. Огонь и Лед в образе Рглора и Короля Ночи готовят вынуть из ножен мечи, но пока только собираются и все же противостояние между ними уже есть. Весьма неожиданно раскрыть сагу с этой стороны. Казалось бы пантеон богов — фон и приятное дополнение расширяющее мир и дающее персонажам объем. Но нет, религия уходит очень далеко и проступает очень ярко. Вестерос поле битвы не только людей, не только мертвяков как воскрешеных так и загодочных зомби но и богов. Это не только добавляет колорит но и интригу. Сойдутся ли боги в битве между собой? Или останутся в тени? Востанут ли Старки в своем склепе когда ночь прорвется через Стену?
Мартин хитрит. Отрицательные персонажи получают право голоса только когда это нужно для сюжета. Естественно Джоф полностью отрицателен от мозга костей. Теон глуп и наивен и у него мало глав, чтобы быть полностью раскрыт. Таивен прекрасный пример плохого и хорошего в одном флаконе, увы это пока редкий персонаж который иллюстрирует слова «здесь нет однозначных плохих и хороших». Варис и Мизинец эдакие интриганы вергнувшие Вестерос в войну. Джейме стремится к своему отцу приятно удивляет, за ним интересно наблюдать и отмечать трансформацию. Именно ему ПЛиО обязанно ярлыку о плохих и хороших. Приятно удивил Станис хмурый, напряженный, через чур весь такой твердый, он приковал внимание и стал интересовать куда больше чем многие. Не смотря на свою угрюмость Станис редко но метко шутит над собой. Самые теплые персонажи из-за которых даже как-то ухает сердце, они все те же — Джон Сноу, Арья, Тирион, Дени. Это настоящие бриллианты литературы. Не только они прекрасно раскрыты как люди, личности — в эпопее очень многие подробно описаны. Просто для меня названая четверка ближе всего по духу.
Некоторые отмечают натянутость и фантастичность боя и победы Станиса над одичалыми. Но Сноу отмечал прежде, что одичалые не дисциплированы и их численность пусть и велика но состоит большей частью из женщин, детей, пастухов. Станис берет бой за счет внезапоности, конницы, доспехами, огнем. И как отмечал Сноу убери вожака и победа почти взята. Мне кажется этот бой вполне логичен и завершен.
Книга оказалась насыщенной. Очень много событий, развитий, завершенных ходов и залога на будущее. Персонажи раскрываются, интригуют, передвигаются. Уходят некоторые и почти все трагически, приходят новые. Накал растет. Мифы и легенды, песни, созвездия в небе, замки и крепости, пиры во дворцах и скромные перекусы на привале, волки, орлы и вороны. Одновременно это и логическое, мягкое завершение трилогии. Все вместе взятое невероятное, прекрасное, удивительное произведение.
Кечуа, 30 марта 2011 г.
По окончании чтения этой книги я с абсолютной уверенностью могу заявить, что Мартин велик. Если предыдущие две части цикла можно классифицировать, как захватывающие, написанные на высшем уровне эпические романы, то «Бурю мечей» иначе как шедевр я оценить не имею права.
Эпичность в этом томе ПЛиО достигла апогея. Битва сменяется битвой. Мартин не даёт читателю отдыха. Напряжение постоянно и всеобъемлюще. Не успеваем мы оправиться от Красной свадьбы, как действия переносятся к битве на Стене. Как видно, название на все сто отражает суть книги. Ведь ЭТО — буря мечей.
Но эпичность это не только грандиозные бои и смачные поединки. Эпичность это ещё и мир Вестероса, история этого мира, его баллады. Всё это мелкие штришки, фоновые декорации, но тем не менее именно они предают миру Мартина выпуклость.
Что ещё хотелось бы отметить... Джордж Марин очень хорошо соблюдает грань с этими «штришками». Многие писатели, пытаясь сделать миры своих произведений более самобытными, превращают текст в сплошное нагромождение описаний, геральдики и истории, в результате чего динамика теряется вовсе. Мартину же удалось создать мир семи королевств глубоким, не потеряв при этом экшена.
Реализм... Я считаю, что реализм дал ПЛиО и в особенности «Буре мечей» половину успеха. У Мартина невозможно предсказать очередной поворот сюжета. Ни один герой не может считать себя в безопасности. И это классно. А то надоели уже все эти смазливые истории, где на 99 процентов знаешь, что всё кончится хорошо.
А теперь о сюжетных линиях. В данной части ПЛиО мне особенно понравилась сюжетная линия Джона. Его главы дают нам возможность узнать о жизни одичалых изнутри. Также много нового мы узнаём и об Иных.
Если раньше почти все ПОВы происходили из дома Старков, то в «Буре мечей» мы много нового узнаём о Ланнистерах. Первая же глава- это глава от лица Джейме. Уж чего чего, а этого не ожидал. И уж чем я был особенно удивлён, так это тем, что к концу стал ловить себя на симпатии к Джейме !
P.S. Писать об этом романе можно сколько угодно, но лучше один раз прочесть саму книгу, чем прочитать сто отзывов. Да к тому же, уж очень сооблазнительно лежит в метре от меня томик «Пира стервятников».:wink:
Deliann, 14 мая 2012 г.
Итак, битва королей завершилась, однако победителей в ней найти довольно сложно. Зато проигравшие видны невооруженным глазом: это простолюдины, которые пострадали больше всего, независимо от стороны, на которой они были. Однако роман не о них и это было просто маленькое отступление. Сюжет, как это не парадоксально, действительно напоминает Бурю: 900 с лишним страниц непрестанно что-то происходит, кто-то кого-то убивает, предает, кто-то с кем-то сражается или занимается кое-чем поинтереснее. На данный момент это самая динамичная книга серии и, потому, наверное, лучшая. Впервые с пролога первой книги нам показали Иных и я все больше убеждаюсь в мысли, что у Мартина нет однозначно плохих персонажей, потому что даже белые ходоки выглядят просто как представители иной, враждебной расы. Они сами напоминают людей, только... Иные, даже не знаю как это еще сказать. Кстати, по поводу этих самых Иных: мне кажется, что они вернулись в мир не так давно, возможно всего пару-тройку лет назад, не исключено так же, что пробудил их сам Манс своими раскопками в поисках Рога Зимы. Примерно в это время Мелиссандра приезжает из Асшая в Вестерос, а Уэймар Ройс платит жизнью за свою гордыню. Но это лишь теория, проверить которую можно будет только в последующих книгах серии.
Мысли о Мансе и его отношениях со стеной:
Мысли о войне Робба Старка:
Ну и по несколько слов о каждой сюжетной линии Бури мечей.
Пролог (Четт) — не самый приятный персонаж саги, который закономерно гибнет в конце. Однако свою задачу, а именно: показать что случилось на Кулаке после ухода Джона Сноу, он выполняет отлично.
Кейтилин Старк — очень жаль, что такая умная женщина стала жертвой своей гордыни. Почему то большую часть своих глав она считает себя умнее всех окружающих и ведет себя так, словно все ей чем то обязаны. От политики она временно была отлучена, однако затем наверстала упущенное. Главный плюс ее глав: она освобождает из заключения Джейме Ланнистера.
Джон Сноу — чисто приключенческая линия, которую было очень интересно читать, ведь за героя действительно переживаешь.
Дейенерис Таргариен — к сожалению сказка закончилась и девушка стала превращаться в истеричку с чрезмерным самомнением.
Санса Старк — отношение к ней плавно перешло от отрицательного к положительному. Наконец то она попала на воспитание в нужные руки и скоро сможет вступить в игру престолов как полноценный, сильный игрок.
Арья Старк — а вот ее откровенно жалко. На голову девочки упало столько испытаний и неприятностей, что впору вешаться.
Бран Старк — наиболее малосодержательная линия во всей книги. Просто переход из пункта А в пункт Б, с небольшими историческими экскурсами по дороге.
Тирион Ланнистер — еще один персонаж, к которому испытываешь сочувствие, на которого беды валятся как из рога изобилия. Кстати, в его главах появляется Оберин Мартелл, очень примечательный персонаж, на которого стоит обратить внимание.
Джейме Ланнистер — забавно наблюдать, как один из отрицательных персонажей становится положительным. Или же тут нет отрицательных и положительных персонажей? Поделить все на добро и зло очень просто, а вот чтоб смотреть глубже надо приложить усилия потратить свое время, так что каждый сам решает для себя, как же относится к такого рода персонажам.
Давос Сиворт — замена Неду Старку в плане морали и чести. Замена достойная, пусть и в контрабандистской оболочке.
Сэмвелл Тарли — становление героя или из трусов в храбрецы. Линия одна из наиболее интересных, так как в каждой главе Сэм оказывается на волосок от смерти и, зная его характер, за него действительно переживаешь.
В итоге, можно сказать, что Буря мечей — это своего рода пик истории и дальше уже темпы повествования идут на спад, однако мне кажется, что это просто затишье, перед очередной, гораздо более сильной, бурей.
Stalk-74, 19 января 2019 г.
Абсолютное большинство фэнтэзи пишется в похожем ключе — короли, рыцари, мечи, яды, магия... И далеко не все отливаются в граните. «Буря мечей», разумеется, рассчитана сугубо на тех, кто подсел на «Песнь Льда и Пламени». И они третьим романом не разочаруются. По законам жанра тут все больше и больше всего. Магии — Иные уже в прямом смысле лезут на стену. Драконов — под их эгидой начала собираться новая сила. Политики — герои все больше ведут не как в рыцарских романах, а, словно, начитавшись исторических диссертаций. Вероломств — тут вообще внезапность убийств зашкалила, а свадебные разборки даже продублированы.
Правда, расслоение «хорошие-плохие» выразилось ещё больше. Хороший Джон Сноу окрашен полностью в белое, а Джоффри с матерью творят только зло, что обесценивает уровень взрослости романа, это только в детских приключениях монохром хорош. Хотя и сложных героев пока хватает — та же Дейенерис, чья линия первую половину произведения была гораздо интереснее остальных, но путем отчаянных лордоубийств этот перекос к концу «Бури мечей» выравнялся.
В силу индивидуальных особенностей я редко дохожу до конца циклов, будь это книга или кинематограф. Если Эпизод N оказался ощутимо слабее предыдущих, к эпизоду N+1 я вряд ли приступлю. Пока эпопея семи королевств после трех романов для меня не закончилась.
Artyreader, 19 октября 2017 г.
Очень большая это книга — «Буря мечей». Трудно решить, с кого начать.
То, что ничего хорошего большинству героев не предстоит, ясно уже с самого начала. Кто умрёт первым — лишь вопрос времени. И в этой книге власти лишатся и те, кто думал, будто сохранил её в войне или завоевал в честном бою. Королевский замок был защищён, но внутри него слишком много шпионов и двойных агентов, чтобы это могло защитить шаткий союз правящей семьи с Тиреллами, которые уже теряют терпение от того, как нечестно с ними пытаются заключать брачный контракт. Женитьба сразу после войны — вообще дело опасное, а когда речь идёт о нарушенных договорах — то опасное вдвойне. Книга учит: никогда, никогда не обижайте своих родственников! Блистательный лорд Тайвин совершает ошибку, которая решает давнюю вражду между Ланнистерами и взрывает их изнутри — разумеется, с жертвами. А ещё в книге рассказывается, что даже известный любитель женского пола Тирион иногда бывает весьма скромен... но ему всё равно никто не верит. Одно в этой ланнистерской грязище может порадовать стосковавшегося по справедливости читателя:
Как поют дамы из группы «Ladies of Westeros»:
«Ну так выпьем, друзья, за достойных мужей,
Не подвластных ни мысли, ни страху!
И, конечно, за милых и добрых гостей...
Эх! Ну и мир их, заранее, праху!»
«Белые плащи» уже не охраняют корону: благородный сир Барристан ныне служит кхалиси Дейенерис, которая вдруг обнаруживает в себе талант революционерки, а её вера в неспособность иметь детей своеобразно перекликается с основным свойством её новой армии. А отважный сир Джейме кочует по полям и лесам и вынужден полагаться на помощь женщины — необычной, впрочем, женщины. Честь и доброта в Вестеросе вдруг возрастает в цене. Но кому она там нужна?.. Вообще в книге очень много таких моментов, когда ты представляешь себе, как должны развиваться события... и тут БРЯК, и всё по-другому!..
Крысиная плодовитость Фреев и их живучесть, раздражавшая ещё в первой книге, наконец и с ними играет злую шутку. Никто, обнажив меч, отныне не может быть в безопасности!..
Пожалуй, только отрешённый ото всех дел мира Бран Старк идёт по-настоящему своим путём, ни от кого не зависящим. Иных путей ему и не осталось. Да и Старков как-то маловато: ни дома у них, ни союзников уже нет. Но Север помнит. И он отомстит...
А в Ночном Дозоре происходит смена власти. Угадайте, кто достоин звания лорда-командующего (а выборы прямо как в Ватикане)? Подсказка: ему даже фамильный меч подарили загодя! И этот меч не единственный на Севере, который будет разить врагов во имя правого дела: отброшенный от Железного Трона, но одержимый идеей своей избранности Станнис находит себе и своему пламенному сердцу место в холодном краю. Служители Огня есть и в южных землях, которые постепенно поглощают осенние дожди, смывающие кровь и гасящие пожарища. У этого огня даже пирофоб Сандор Клиган немного погреться может, но не ждите от него какой-нибудь трогательной истории перевоспитания — не тот мир, не та эпоха. А ещё в этом мрачном мире всё больше магии и восстающих мертвецов: кого-то поднимает Владыка Света, а кого-то — Белые Ходоки.
Тяжело было читать, очень тяжело, и не потому, что скучно — а потому, что уж очень много событий.
Yazewa, 9 января 2011 г.
Согласна с теми, кто оценивает эту часть «Песни» как самую динамичную и интересную. Давно я не помню такой литературы, которая затянула бы меня в себя настолько, что чтение затягивалось до 6 часов утра (что было последние две ночи).
Глобальность повествования действительно потрясает. Равно как и реализм сюжета. Никаких хэппи-эндов: погибают полюбившиеся герои, одерживают победы негодяи, обретают доверие лгуны, — и при этом не теряет цены гордость и честь, верность и сила духа. Все неоднозначно, как в жизни. Как относиться в Станнису? Джейме? Псу? Сэму? В людях переплетается хорошее и плохое, достойное и низкое. Пожалуй, с наибольшим интересом я приступала к чтению частей, озаглавленных «Тирион». Чрезвычайно яркий во всех отношениях герой; живее всех прочих, наверное, благодаря тому, что автор (в числе немногих, заметим!) оделил его чувством юмора. Кроме него, пожалуй, шутят (черный юмор, как правило, мрачный, как окружающая жизнь...) Джейме да Паук. Ну, еще простолюдины на Стене. В этом Мире не место веселью, для большинства его героев смешны кривляния шутов, балаганная дурь да чужие неудачи. И это очень ярко его характеризует, я считаю. Едва ли не ярче всего прочего.
Великолепно удаются авторы переходы повествования от одного героя к другому. При общем стилистическом сходстве они индивидуальны. А сюжетно — отличный вариант для описания происходящего с разных точек, что позволяет читателю неутомимо следовать за действием, оказываться в гуще событий и постоянно находиться в эмоциональном напряжении. История то пугает, то раздражает, то радует...
И совершенно особенным образом вплетается в сюжет мистика. Абсолютно реальным образом вплетается. Вот вылупились в огне драконы, — вроде бы и никаких чудес, просто звери такие появились, да и все. Надо их кормить и воспитывать. Восстают мертвецы — деловито ищутся методы борьбы. Не может такого быть? Да может, что вы, — вот только приспособиться надо к этому. Чего стоит описание армии Одичалых, все эти мамонты, великаны, чародеи... Ну, вот есть такие, да и все. Надо с ними воевать или договариваться... Жизнь такая.
Прекрасная идея — эти лютоволки, единые со своими хозяевами. Или не хозяевами? — человеческими ипостасями? И здесь тоже никаких благостей: они и погибают, и уходят, и спасаются... Волшебство, живущее в реальности, могучее, но зависимое от людей.
Писать можно много, эмоций более чем достаточно. Но лучше — читать дальше...
Иммобилус, 1 февраля 2017 г.
Три книги цикла остались за плечами, есть повод подумать.
На мой взгляд, пока лучший роман цикла, «переломный». Стараниями Мартина мы прощаемся с несколькими героями первых книг, видим, как остальные раскрываются с неожиданных сторон, частично прозреваем интриги, затеянные до начала действия, и уже понимаем, что дальше будет еще круче.
Как говорят, у каждого читателя свой набор любимых героев. Мои фавориты на сегодняшний момент — Джон, Арья, Бран (с Ридами), Сэм Тарли, Атлас, Оберин Мартелл (ах, это нескромное обаяние дорнийцев!), Бриенна и Лорас Тирелл. Ну и, само собой, их создатель, который придумал потрясающую вселенную, достоверную, неисчерпаемую и глубоко поэтичную. Профессор Толкин не даст соврать. Будет очень жаль, если мистер Мартин не допишет остальные две книги.
Минутка негатива: как всегда, перевод оставил впечатление дорогого и редкого напитка (вроде арборского золотого), «на глазок» разбодяженного не слишком чистой водой. Есть нескладухи вроде возраста Маргери Тирелл (которой в «Битве королей» было 14, а здесь внезапно 16, и хотя она младше Лораса на два года, ему 17. При том, что Джоффри все те же 13, а Сансе — 12) или перевранного названия первого меча строптивого королька (в «Игре престолов» — Львиный Зуб, в «Буре» вдруг — Львиный Коготь), или расходящихся по книге имен (Старомест, превращенный в Старгород и обратно, а также «иббенесцы» из предыдущего романа, вдруг ставшие «иббенийцами»). Есть куча опечаток (особенно радостно было видеть их в бумажной книге уже в прологе: «Парк» вместо Ларка, «Елейн» — вместо Блейна) и прочие красоты, стиля в том числе («скачущая форель» Талли, например).
Тем не менее я продолжу читать, сверяясь с оригиналом. Есть книги, которые остаются хороши, несмотря на все старания их испортить. «Песнь льда и огня» как раз из таких.
kerigma, 7 февраля 2010 г.
Текст понесся, как под гору, с невероятной скоростью. Вторая книга, «Битва королей» — широкая полноводная река с сильным течением, которая сметает все на своем пути, но по которой все-таки можно плыть по-течению (что Ланнистеры и делали), хоть и совершенно бесполезно плыть против (что еще не поняли Старки). А вот третья — уже горная речка, на вид не такая уж глубокая (все решающие битвы вроде бы сыграны), но полная опасных стремнин, подводных камней и водовородов, в которой потонули многие их тех, кто успешно переплыл предыдущую.
Сюжет захватывает настолько, что от большей части эпизодов невозможно оторваться, пока они не закончатся. Надо отдать должное Мартину, он не делает cliffhanger'ов, уж если эпизод у него заканчивается, то заканчивается на самой высокой ноте из всех возможных. В третьей книге это стало проявляться еще яснее: весь эпизод идет нарастание, а последнюю страницу или даже пару строк — катарсис, причем иногда такой, что только ахаешь. Эпизод с поедником Оберина и Григора Клигана я, грешным делом, перечитывала раза три, пытаясь понять, ну как же так получилось.
Что мне еще ужасно нравится у Мартина — своего рода черный юмор, такие шуточки над читательскими надеждами и над стандартными литературными приемами вообще. К примеру, в какой-то решающий момент герой может либо проиграть, либо выиграть (причем чаще всего на кону его жизнь или его и кого-то еще) — так вот, у Мартина судьба всегда против, нет никаких волшебных спасений и торжества справедливости. И никакой справедливостью вообще не пахнет, хотя и очень жизненно, что сказать.
Вообще, пожалуй, все герои-репортеры вызывают огромное уважение одним своим общим качеством: они не опускают лапы ни смотря не на что. Даже если у них убили всю семью, а их самих предали и искалечили — они поднимаются из грязи и идут дальше отвоевывать себе место под солнцем. Думаю, именно за счет этого им и досталась честь быть героями — учитывая, что остальная «массовка», как следует из сюжета, такую крепость духа проявляет далеко не всегда. Причем надо отдать должное Мартину, героизм его героев — не какое-то приписанное им автором качество, которому они, бедные, вынуждены следовать. Просто он так подводит сюжет, что ничего другого им и не остается — либо быть героем «через не могу», терпеть, сражаться и тд. — либо умереть. И если посмотреть с этой стороны, сложно даже выбрать, кто из них более героичен на самом деле, потому что достается всем и еще как. Я бы, пожалуй, поставила на Тириона, который единственный при всех ударах судьбы умудряется еще и быть *деятельно* добрым, во всяком случае, пытается.
Как бы там ни было, удары оказываются такой силы, что герои под ними и ломаются, и гнутся. В этом мне тоже видится остроумная издевка автора: среди персонажей первого плана нет ни одного, который хоть немного бы приближался к стандартному герою фэнтезийного романа. Не в смысле рыцарю на белом коне, а в смысле к тому, кто так или иначе выходит победителем из всех схваток и вообще оттягивает на себя внимание аудитории. Пожалуй, таким героем мог бы быть совершенно прекрасный принц Оберин, но увы, увы((
Если в предыдущей книге была одна большая общая война, в которой все же было более ли менее понятно, кто с кем и за что воюет, то здесь войны вроде бы и нет, а былые победители погибают пачками, и отнюдь не от старости. «Буря мечей» — это чехарда трупов, начиная от самых последних людей вроде шлюхи Тириона и заканчивая теми, кто правит (или пытается править) этой страной. При этом каждая смерть вполне оправдана — и в рамках данного сюжета, и вообще. Мартин очень точно подметил, мне кажется, схему, по которой развиваются многие гражданские войны и революции. Поняв, что «уже можно», воюющие кланы раскалываются, между членами одной группировки начинаются противоречие, постепенно первые уничтожаются, их место заступают вторые, которым уже нет дело до внешних врагов, потом третьи, которым есть дело только до своей наживы — и так далее. Первый этап большой войны пройдет, в «Буре мечей» развивается второй, как по Гоббсу — война всех против всех. Пока еще Старки контролируют Север, а Ланнистеры столицу, но и то, и другое ненадолго, и по сути, хрупкое равновесие держится на конкретных людях, лидерах. Стоит им исчезнуть — начнется полный хаос, который, видимо, и ждет в 4 книге. Валор моргулис, как говорится.