fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Танец с драконами»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.74
Оценок:
6143
Моя оценка:
-

подробнее

Танец с драконами

A Dance with Dragons

Роман, год; цикл «Песнь Льда и Огня»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Битва за битвой. Измена за изменой. Интрига за интригой.

Самое ценное в Семи Королевствах — трон, выкованный из тысячи мечей в пламени дракона. Но одновременно — это наиболее шаткое сооружение, ведь «короли нынче мрут как мухи», а со всех сторон облизываются шакалы, только и мечтающие забрать власть и править. Некоторые из них считают престол Вестероса своим по праву, некоторые возомнили себя Эйегоном Завоевателем, добывшим власть кровью и заплатившим за нее железную цену.

В схватке сошлись северяне и южане, запад и восток, а тем временем наступает зима...

Полчища мертвецов поднимаются из могил...

И да спасут вас боги в этот темный час...

Для этого произведения есть карты:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Фэнтези (8 530 голосов)

лауреат
Локус / Locus Award, 2012 // Роман фэнтези

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2012 // Зарубежный роман года T. 1

лауреат
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2012 // Роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Фэнтези года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Приз зрительских симпатий: Книга (43,2%)

лауреат
Портал, 2013 // Переводная книга ("Астрель")

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2013 // Книга года T. 2

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2013 // Переводная книга фэнтези (США)

лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман в двух томах

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей . 6-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов . 3-е место

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Любимая книга (7 617 голосов)

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2012 // Роман

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2012 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2012 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2012 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2012 // Фэнтези или хоррор (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги: Самая долгожданная книга

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книга года

номинант
Мраморный фавн, 2012 // Переводная книга

номинант
Premi Ictineu, 2013 (V) // Роман, переведённый на каталанский (США)

Похожие произведения:

 

 


Танец с драконами. Грёзы и пыль
2012 г.
Танец с драконами
2013 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2014 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2016 г.
Танец с драконами. Грезы и пыль
2019 г.

Аудиокниги:

Танец с драконами
2016 г.
Танец с драконами
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance With Dragons
2012 г.
(английский)
Танок драконів
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В нашем мире есть только одна истинная вещь — зима.»

Будущее Семи Королевств висит на волоске — так и не успев восстановиться после страшной войны, они оказались снова окружены старой угрозой. Все дело в том, что в восточном городе, построенном на костях и пыли, по-прежнему вынашивает идею о притязаниях на Вестерос последний представитель драконьего дома. В то же время на севере, где возвышается гигантская Стена изо льда и камня, 998-й лорд-командующий Ночным Дозором сталкивается со своим величайшим испытанием — могущественными врагами не только за пределами Стены — в стране ледяных созданий, но и внутри недовольных Стражей. И разгораются конфликты, и совершаются предательства, и множество людей встречают на своем пути кажущиеся непреодолимыми препятствия. Именно такие времена непрекращающегося беспокойства зачастую и приводят к величайшему из всех танцев — танцу с драконами...

«Не все люди предназначены для танца с драконами.»

Прежде чем я начну отзыв, позвольте мне отдать должное автору. «Танец с драконами» — огромный том, который содержит в себе более тысячи печатных страниц, что не так уж далеко от «Властелина колец» или «Войны и Мира». Хотя литературная ценность вряд ли может измеряться в страницах. И все же такие творения точно не возникают из воздуха. Достаточно просто сделать несколько шагов назад — в начало цикла, чтобы понять, насколько грандиозна проделанная работа. Браво, Мартин!

«Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, проживает только одну.»

Моя оценка книге дана в сравнении с произведениями эпического фэнтези других авторов, а не в попытке поставить ее в один ряд с предшественницами по циклу. Хотя я бы сказала, что она значительно лучше, чем «Пир стервятников» и менее хороша по сравнению с первыми тремя частями. Данный роман оказался не в очень выгодной ситуации — как в любой промежуточной части цикла, в нем мало что происходит. Ценой тысячи с лишним страниц автор сумел продвинуть отдельные сюжетные линии на ничтожную долю того, чего он достиг в первых трех книгах. Иногда возникал вопрос: а существует ли четкий замысел у него относительно финала? Я склонна думать, что да. Об этом свидетельствуют последние несколько глав, в которых писатель полностью изменил структуру повествования и добавил персонажей, которые появляются только для того, чтобы закрыть некоторые пробелы предыдущих книг.

«В нашем мире человеку стоит научиться брать то, что дают боги. Этот урок дался мне не бесплатно.»

Для меня «Танец с драконами» превосходен в том числе и потому, что здесь мы возвращаемся к персонажам, оставленным в «Буре мечей». Дабы избежать спойлеров, не буду конкретизировать сказанное, отмечу лишь, что снова была рада видеть одного из любимых мной героев. Так же здесь история приобретает бóльшую целеустремленность и размах, чем в четвертой части. Сюжет снова простирается на тысячи миль от ледяных пустошей до пыльной пустыни, демонстрируя невероятное разнообразие и масштаб мира Мартина. И именно в этой книге есть намеки на конечное сближение разрозненных сюжетных нитей, медленно нарастающее напряжение и темп приближающейся кульминационной части, которые заставляют нас затаить дыхание на краю последних страниц. Будем надеяться, что плацдарм для прыжка в заключительные книги уже создан.

«Нет в мире раба, который не решил стать рабом. Возможно, выбор бел между неволею и смертью... Однако выбор был.»

Перевернув последнюю страницу романа, я поняла, что по-настоящему «Танец с драконами» можно оценить лишь тогда, когда цикл будет завершен. Мартин, как и большинство авторов эпического фэнтези, счел нужным делиться с нами фрагментами своей истории по мере того, как он ее писал. Поэтому после «Бури мечей» уже существовали сотни персонажей на разных континентах, и лишь немногие из них как-либо взаимодействовали друг с другом. Сюжет достиг такого уровня сложности, что расставить всех героев по местам для завершения понадобилось много страниц двух томов. Посему заслуга данного произведения действительно стоит наравне с достижением всей серии. И хотя я не рассматриваю этот роман как книгу, к которой я когда-нибудь ради удовольствия вернусь, не хочется списывать со счетов ее вклад.

»- Мы рискуем королевствами. Рискуем жизнью, именем и честью. Мы здесь не в игру играем ради вашего развлечения.

- Все-таки в игру. В игру престолов.»

Для многих читателей «Песнь льда и пламени» является одним из самых определяющих произведений жанра. В том числе и для меня. Я уже писала об этом и повторюсь снова — успех Мартина основан на простом факте: он привнес в жанр фэнтези яркие и неотъемлемые черты реализма и сочетал их с безграничным воображением. Вам не нужно быть любителем фантастики, чтобы насладиться его творчеством. Мартин пишет в первую очередь о людях. Вы влюбитесь и очаруетесь его персонажами задолго до того, как начинаете лицезреть первого дракона. На тот момент вы несомненно поверите в магическое существо, потому что вы верите в людей, чьими глазами его видите. И это вызывает восторг до мурашек по коже. Заинтересована ли я читать продолжение? Чуть больше, чем полностью! Поэтому держу пальцы скрещенными и присоединяюсь к ожидающим. Всем добра!

«Летние друзья растают, как летний снег, а зимние друзья — друзья навсегда».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго я придерживался правила не начинать читать незаконченные серии и истории... И знай я, что «Игра престолов» так мне понравится, потянул бы ещё хоть лет пять-шесть.

Чем хорош «Танец с драконами»? Да тем же, чем и все предыдущие части — напряжённый и сложный сюжет, интересные диалоги, сильные герои, эпичность событий, множество действительно внушающих мощные впечатления эпизодов и т.д. Сюжетных линий хоть и много, но слабых среди них нет вообще — я ни за что бы не перепутал одного персонажа с другим, каждый из них — свой собственный, уникальный, неповторимый и с хорошим сюжетом.

Чем плох «Танец с драконами»? Непомерным количеством сюжетных линий — мне кажется, Мартин сам офигевает с того, сколько персонажей наплодил и как всех их разгребать. Про некоторые сюжетные линии из предыдущей части пришлось вообще забыть — имеющимся-то место едва нашлось! Из этого следует и медленное развитие сюжета (всё ещё в несколько раз быстрей, чем у Роберта Джордана) — ведь надо написать о каждом герое. Справедливости ради повторюсь, что слабых сюжеток здесь нет, хоть и чувствуется заметный перевес в сторону Тириона и Дейнерис, они явно авторские любимчики.

Многие в недостатках пишут про порнографичность книги — ну, не знаю, сейчас я вот в упор, честно, не могу вспомнить ничего такого особо жёсткого. То ли писали это излишне чувствительные люди, то ли мне настолько понравилось остальное, что порнуху я пропускал не замечая. Но описания орального секса на несколько страниц здесь нет точно — это уже явная дезинформация, которую не оправдаешь преувеличением и гиперболой.

Словоблудия особого тоже не заметил. Хотя хз, тут всё слишком субъективно, лично мне после кошмаров Гудкайнда и Джордана текст Мартина кажется очень динамичным, насыщенным и бодрым. Если персонажи и болтают о всякой фигне, то делают это интересно и круто — ну, примерно как балаболы в фильмах Гая Ричи и Тарантино. Точно нет такого, что одну и ту же очевидную хрень повторяют по несколько раз, а потом в течении книги ещё по паре.

В чём действительно серьёзная проблема — оборванность и незавершённость сюжетных линий. 12 лет прошло — это уже несерьёзно... Да, в 2022ом Мартин говорил, что книга готова на три четверти и дописать осталось «всего» страниц 400-500, но с таким темпом он года три-четыре писать это всё будет. А пока появится вменяемый литературный перевод на русский — гарантированно ещё год, минимум.

И мне кажется, я понял, почему это всё так сильно затянулось. Дозуа в предисловии к сборнику «Пепельная башня» писал про творческий путь Мартина — у него там ужасы, детективы, фэнтези, научная фантастика, супергероика, комиксы, телевидение, а позже ещё и компьютерные игры добавились (в очередной раз передаю привет фанатам ELDEN RING). Мартин постоянно менял сферы деятельности и жанры, ничем толком не занимался дольше десятилетия подряд. А «Игру престолов» он пишет уже более четверти века... Представляете, как это всё достало такого переменчивого человека? Это просто моя личная теория, конечно. Скорее всего Мартин понимает, что его «магнум опус», книга, благодаря которой он останется в истории — это «Игра престолов» и хочет написать её нормально. А учитывая, сколько он там наплодил и запутал сюжетных линий, разобраться во всём этом будет крайне тяжело... И помните ещё про оглушительный провал финала сериала — про последний сезон я вообще ни от кого не слышал ни единого хорошего слова, не думаю, что Мартин хочет повторить этот провал. Вот он и впал в бесконечную смесь прокрастинации пополам с перфекционизмом и попытками удержать в голове более десятка увесистых сюжетных линий. А ведь он уже немолод — 75 лет человеку исполнилось недавно!

Но всё же я искренне надеюсь, что в обозримом будущем продолжение появится. В отличии от некоторых других творений, третьей части которых мы не видим с того же 2011-го года, «Игра престолов» и её персонажи вызывают искренние эмоции и привязанности, я не могу не ждать и не надеяться на новую встречу с Бриенной и Джейми, Сансой и Мизинцем, Тирионом и Дени, Ночным Дозором, Бранном, Давосом и многими другими.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да простят меня любители и профессионалы (то бишь фанаты, к коим я не отношусь) саги «Песнь Льда и Огня», но оценка будет невысокой. По мне так, «Танец с драконами» и «Пир стервятников» могли бы быть в 4 раза короче, т.е. обе уместиться в одну книгу и стать от этого раз в 10 интереснее. По ходу чтения не раз поймал себя на мысли, что начало каждой книги, примерно 1/5 часть — интересно, динамично, цепляет, потом постепенно начинаются длинные-предлинные описания хождений героев туда-сюда, сюда-туда, описания что они ели-пили, в каком порядке подавались блюда на пирах/обедах/трапезах. Перечисления сотен вассалов, сателлитов, союзников, друзей-врагов-знакомых третье- и пяти-степенных персонажей (и их гербов/герадьдики/знамен и что на них изображено). И понимаешь, что герои эти один раз промелькнут в книге и сгинут, не оставив после себя ни памятных действий, ни событий, вообще ничего. И вот все это тянется и тянется — до последних страниц 50-ти в книге. Там снова действие оживляется, появляется какая-никакая интрига и книга заканчивается, оставляя читателя «на крючке», чтобы он пожелал бы прочитать следующую часть. Откровенное коммерческое варево. Первый раз заметил это еще в «Буре мечей» — там тоже середина книги безбожно затянута, и тоже кроме перемещений героев из одного замка в другой, из долины в лес, из леса к морю и т.д. — ничего не происходит. Насколько первая и вторая книги были интересны, настолько же «Танец с драконами» и «Пир стервятников» затянуты и скучны. Было желание (и не раз, к сожалению) бросить читать эту «мыльную оперу» и переключиться на что-то другое. Но — усилием воли продолжал, чтобы оставить этот рубеж все-таки пройденным. Жаль, Джордж, что законы современного рынка и прибыли оказались сильнее, чем законы мира Вестероса. Слабая 4-ка.

Оценка: 4
– [  66  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть легенда, что как-то утром некто Джордж, чей книжный цикл был славен и могуч, но с четвертой книгой обзавелся заметной одышкой, нашел у себя на столе некую записку:

«Здравствуй, многоуважаемый автор! Звать меня Баксус Халявамон. Специально для тебя у меня есть семь заповедей, соблюдая которые ты сделаешь свой пятый том краше предыдущих и сохранишь свое имя в веках.

1.Словоблудие. Да не будешь ты знать умеренности в изложении мыслей своих. Пиши, пока позволяет максимальный формат издания. Где можно использовать слово, используй абзац, где хватило бы страницы, пиши целую главу.

2.Героеплодение. Пусть новые и старые второстепенные персонажи плодятся и размножаются, пока не заполонят собой все страницы. В случае чего, ты всегда успеешь их убить.

3.Сюжетозатягивание. Ибо сказано Скарлет Охарой «Я подумаю об этом завтра», а Рандом Алтором «Я сделаю это в следующей книге». Твоим героям некуда спешить, а тебе незачем продвигать сюжет. Вон некто Миура, также внимавший моим заповедям, с восьмидесятых закончить никак не могет, и ничего.

4.Порноописание. Твои книги столь велики благодаря подробным описаниям того, как герои сношают друг друга. Именно им. Поэтому этих описаний нужно еще больше и они пусть станут еще подробней. Кому, скажем, интересны мысли некой барышни о безвыходной ситуации? Пусть она лучше несколько страниц орально удовлетворяет кавалера и размышляет об этом.

5.Внезапноповоротие. Чтобы читатель не возомнил, что все одно и об одном же, вворачивай «все не так» где можно и нельзя. Начни с «а вот этот на самом деле не умер» и дойди до чего-то вроде «а вот у этого все пять книг в чулане лежала атомная бомба».

6. Концезависание. Ты уже исполнил заповедь сюжетозатягивания? Отлично. Теперь подвесь все сюжетные линии в воздухе, толком ни одну не завершив. Читатели любят интригу.

7.Фигаваманепродолжение. Окончив труд, позволь себе справедливый отдых. Раздавай интервью, пиши сценарии, езди по конвентам. Словом, делай все кроме написания следующей книги. Держи интригу.

Исполнив все семь заповедей, ты напишешь шедевр на все времена».

Правдива это легенда или нет, никто уж не знает. А арифметика моего итога проста. От максимальной оценки я отниму число заповедей Баксуса, коим автор таки внял.

Оценка: 3
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Давайте встанем сегодня, и молча, не чокаясь, выпьем по рюмке хорошего коньяка, с грустью и тоской провожая в путь наши светлые надежды и веру в писательское мастерство и авторскую честность. Хотите, сдержите, а можете и пролить скупую мужскую (и не только мужскую) слезу, шмыгните носом и тихо сядьте в уголке, углубившись в своё горе, горе крушения неоправданных надежд...

А помните, как оно было, как всё начиналось?

«A Game of Thrones» со своими масштабными интригами, леденящими сюжетными поворотами, ярчайшими персонажами словно дохнул на нас порывом ледяной свежести.

«A Clash of Kings» раскрыл перед нами грязную и жуткую феодальную войну, череду предательств и глупостей. Ощущение, что здесь нет ярко выраженных «хороших», и «плохих», просто есть люди со своими интересами и стремлениями. Нас заворожила круговерть судеб и поступков, последствия которых были непредсказуемы.

«A Storm of Swords « резко распахнул перед нами Вестерос, и показал масштабное панорамное полотно гражданской войны, от которого захватывало дух, показывая всё — от утлой крестьянской землянки до роскошных замков Королевской Гавани. Ты не знал, что произойдёт в следующей главе, какие новые жертвы будут преподнесены автором во имя жестокости этого мира. Это пугало, завораживало и заставляло преклониться перед немалым талантом человека, потянувшего такой сложный материал.

Первые три тома действительно были очень хороши. Не гениальное творение, конечно, но хороши. Масштабные политические интриги и капля таинства в виде просторов за Стеной и их тайн — вот ещё одни составляющие секрета притягательности серии.

А потом... Потом был перерыв в несколько лет, завершившийся «A Feast for Crows» который даже фанатов удивил своей вялостью и топтанием на месте. Всё поблёкло, начало стираться, яркие краски выцвели. Но была надежда — даже уверенность — что Дж.Р.Р.№2 отдохнёт, соберётся с мыслями, и мы вернёмся в тот самый Вестерос, наслаждаясь завершением этой истории. Отзывы о романе, вышедшем в 2011 году, были положительны, и не было причин думать о крахе автора...

Тем не менее, именно поэтому « A Dance with Dragons» стал для меня таким вопиющим разочарованием. Мартин попросту загнал себя в тупик, наплетя сюжетных линий и совершенно не представляя, что с ними делать. Драйв и мощь движения сюжета первых трёх романов оставили только воспоминания, теперь всё расширяется в ширь, а не вперёд и вглубь. Поэтому просто нагоняется объём, прибавляется персонажей, размышлизмов главных героев по поводу и без, длинных описаний вялотекщих подробностей, которые выбиваются даже из этого вялого темпа повествования.

А что творится с героями? Они становятся попросту... неинтересными. Их переживания всё более искусственны, романно-театральны, и чувства сопереживания не вызывают никакого. Некогда яркие и притягательные образы Тириона, Арьи, Джона Сноу просто выцвели, превратившись в бледные тени самих себя, вымученно появляясь в местах, нужных автору. Психологизм, который всегда приписывали Мартину, здесь исчезает.

Почему так?

Некогда я писал в рецензии на первый роман, что если Мартин превратит цикл в банальный сериал, я ему этого не прощу. Этот момент настал. То, что изначально было творением художника, ныне просто коммерческий проЭкт, сопровождаемый рекламной кампанией, побочной продукцией, сериалом, играми, конвентами... Дж.Р.Р.№2 уже не принадлежит даже самому себе, что уж говорить о его мире. Конечно, он всё ещё пытается показать, что его талант жив, и отдельные линии в романе хороши. Но в целом... Серия уже мертва, по сути, поскольку в ней уже нет творческого огня — просто профессионализм хорошего писателя...

Прощай, Вестерос. Я не верю в твоё истинное возрождение, но, надеюсь, оно будет. Прощайте, Тирион Ланнистер, Джейме Цареубийца, Дейенерис Бурерождённая, Джон Сноу, Давос Сиворт и Бриенна Тарт. С вами было хорошо, и дело не в вас, а в вашем творце, запутавшемся в своём собственном творении.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если Мартин умрет, не закончив «Песнь льда и пламени», я выкопаю его труп, оживлю каким-нибудь сотонинским ритуалом (как это он проделал с некоторыми персонажами цикла) и заставлю все дописывать. В «Танце с драконами» он наконец перестал растекаться мыслею по древу, избавился от значительной части «воды», сосредоточился на основных персонажах и локациях, и значительно ускорил события. Жестко контролируя темпоритм, Мартин еще больше закрутил интригу, а способность удивлять никуда не делась — несколько раз мне пришлось искать свою челюсть на полу. Книга несомненно удалась автору и вдохнула в несколько заскучавший цикл новое дыхание, к тому же уже виден свет в конце туннеля — ранее неявная концовка судя по всему начала выруливать в сторону реставрации династии. Впрочем, у Мартина всегда есть нож... в смысле — туз в рукаве. Доживем — увидим. Ну, кто доживет, конечно.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такой долгожданный очередной том эпопеи очень долго после покупки стоял на полке, будоража воображение. Смущало только одно – до странности мало спойлеров попадалось мне в Сети об этой книге. Ну, думал я, и хорошо. Однако причина была совсем не в моей осторожности.

К сожалению, рецензию приходится начать с главного, парадоксального недостатка «Танца с драконами». Несмотря на повышенную в сравнении с «Пиром стервятников» динамичность, развитие основных сюжетных линий в этом томе, можно сказать, топчется на месте. Да, событий происходит масса, но это либо «камерные» сюжеты, начатые и завершенные в этом же романе (Квентин Мартелл), либо завязки новых историй (Джон Коннингтон), либо нагнетание загадочности и повышение накала страстей в давно развивающихся (Арья, Джон Сноу, Тирион, Джейме, Серсея, Теон). Какие-то перемены происходят только в судьбе Дейенерис (наконец-то), да и то это порождает больше вопросов, чем ответов.

Все-таки, навык написания сериальных сценариев развратил Мартина. «Танец с драконами» построен по принципу мыльной оперы – закручивай основной сюжет до бесконечности, подбрасывай зрителю небольшие «побочные» истории и обрывай каждую серию на самом интересном месте. Плюс специфика фэнтези – там, где нужно затормозить развитие событий, следует «играть в Толкина»: как можно полнее рассказать о вымышленном мире, поведать о паре полузабытых битв, пересказать биографию легендарного героя, попотчевать страшными байками. Все это – большой плюс для книги, не спорю, я очень люблю такие подробности, оживляющие мир… Но «Танец с драконами» грозится превратиться в путеводитель по Эссосу, особенно в главах Тириона.

Еще один типичный штамп фэнтези – «все куда-то идут» (почти как в анекдоте). Если не знаешь, о чем писать – отправь героев в странствие, а уж в дороге может случиться все, что угодно! Этот прием Мартин тоже задействовал вполне:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Виктарион плывет, Ашу конвоируют, Квентин Мартелл пробирается из Дорна в Миэрин, Тириона вообще мотает по морским и пресным водам…
Дорожные приключения легко сделать сугубо проходными эпизодами, к тому же многие персонажи просто-напросто… так и не достигают цели своего путешествия в рамках романа!

Одно непонятно – зачем затягивать? Учитывая количество замысловатых интриг, загадок и тайн, а также подгоняющий график съемок «Игры Престолов» — наоборот, надо бы писать быстрее. Но нет… Одним словом, «Танец с драконами» — одновременно одна из самых динамичных, насыщенных экшеном, и при этом самая «тормознутая» в плане прогресса магистральных сюжетных линий. И что самое дикое – сама объемная. Остается только развести руками…

Но, несмотря на это, Мартин еще тот. Персонажи по-прежнему живые, чувствующие, мыслящие, непохожие друг на друга. Мир по-прежнему описан детально, с «исторической» достоверностью. Мартин показал, что может как следует напугать читателя (эпизод на руинах Кройяна), погрузить его в параноидальную атмосферу триллера (главы Теона), «залезть в голову» самых необычных персонажей (тут и варг Варамир, и трансформации сознания будущей Безликой Арьи, и, опять же, обезумевший от ужаса Теон Грейджой). И экзотические южные города, и суровый Север – все описано обстоятельно, атмосферно и со вкусом.

Ну, и конечно, радует новая встреча с любимыми персонажами. Правда, и тут автор пошел на не совсем честный ход: в «Танце с драконами» перед нами предстают почти все основный персонажи (так называемые ПОВы, как их называют русские фанаты – от POV, point of view, «точка зрения» — персонажи, имеющие «свои» главы), но некоторым из них уделено не больше одной главы. Такое ощущение, что Мартин то ли не хотел обидеть полклонников того же Джейме, не уделив внимания их персонажу, то ли хотел посильнее заинтриговать читателей – в любом случае, это какой-то, если можно так выразиться, дешевый популизм. Так или иначе, ПОВов здесь гораздо больше, чем в каждой из предыдущих книг цикла в отдельности.

На них и остановимся – пора бы уже конкретно по содержанию. Тирион, как и положено человеку, перенесшему три сильнейшие психологические травмы в течение получаса, находится в совершенно разбитом состоянии. Но жизнь продолжается, и от его поступков по-прежнему зависит не только его жизнь, но и судьба окружающих – а значит, придется найти в себе силы и волю к жизни заново. Главы Тириона в «Танце с драконами» еще и очень познавательны с точки зрения устройства мира – из них можно многое узнать о Ройне и истории народа ройнаров, их трагическом противостоянии с Валирией. А путешествие через Горести – один из самых жутких эпизодов саги. Вообще же линия Тириона напоминает в этом томе типичный приключенческий роман, но акцент сделан на внутренней борьбе в его душе, а не на «приключениях тела».

О смелых решениях нового лорда-командующего Ночного Дозора Джона Сноу мы знаем еще из первой книги. Джон уже не наивный новобранец, и его врагам придется это уяснить. Или же?.. Не слишком ли смелы его шаги, и не слишком ли много внимания он уделяет борьбе с явными дураками вроде Яноса Слинта, упуская куда большую опасность? Помирить Дозор и одичалых – крайне смелая задача, практически революционная, а революции не обходятся без насилия. Увы, Джон по-прежнему слишком хорошо думает о людях и слишком полагается на силу убеждения. Известная иллюзия: кажется, стоит только все получше объяснить, и все сразу тебя поймут. Но таких людей, как королева Селиса, бесполезно в чем-то убеждать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжетная линия Джона Сноу в «Танце с драконами» обрывается в самый напряженный момент, но понятно одно: смелость, жесткость и сила воли не спасают от поражения в игре престолов.

Наконец-то наметились перемены в похождениях Дейенерис. Наивность ее принесла вполне закономерные плоды – Залив Работорговцев раздираем войной, вдобавок людей косит эпидемия. Увы, от одних ошибок Дени переходит к другим, словно бы обманчивость теплого континента ее ничему не научила.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она решается практически отречься от власти, выйдя замуж за Гиздара зо Лорака – но это лишь усугубляет положение Миэрина. Да и для нового мужа ее существование совершенно не обязательно – ему нужен только город. Путь Дейенерис замыкается в кольцо: Миэринский узел можно только разрубить, и крылья дракона уносят принцессу в Дотракийское Море, откуда и начиналась ее политическая авантюра. Что поделать, из нее растили идеальную жену, а не игрока в престолы, простые и жестокие нравы дотракийцев не могли научить ее хитрости и тонкостям лицемерия. И теперь все начинается сначала, с кхаласара и драконов. Что предпримет Дени теперь? Остается только гадать, до выхода следующей книги.

Главы Брана – самая таинственная и мистическая часть саги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он наконец-то достигает цели и узнает свое предназначение. Атмосфера его глав в «Танце с драконами» меняется с просто таинственной, на тревожно-пугающую. Мартин наконец-то объясняет нам, что такое Старые Боги и чардрева, но роль Брана и Детей Леса в грядущем глобальном конфликте по-прежнему не ясна.

Если линия Брана вызывает стойкие ассоциации с «Властелином колец», то главы Теона словно бы написал тайком пробравшийся в кабинет Мартина Стивен Кинг (вспоминая шутку про Мартина, Роулинг и финал «Гарри Поттера»). Книжный Теон, в отличие от сериального, пожалуй, и не заслужил такой жестокой расправы – но судьба неумолима к предателям… особенно к глупым и наивным предателям.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Развлечения Рамси и участь Теона уже были мне знакомы по сериалу – там эта сюжетная линия не была прервана на несколько сезонов. Но все равно диву даешься, и как Мартин выдумывает таких монстров в человеческом обличье? Бастард Болтона пострашнее Визериса и Джоффри вместе взятых в несколько раз. Впрочем и старший Болтон, обманчиво вежливый и спокойный, не отстает. Теон же являет собой пример начисто сломленного человека, почти забывшего свое имя и утратившего личность. Кажется, что изменения необратимы – но ставшие родными стены Винтерфелла, когда-то бывшего для Теона золотой клеткой, пробуждают память и совесть. Быть безумцем – так сходить с ума до конца, и почему бы не рискнуть – ведь попавшему в когти Рамси Болтона и так уже нечего терять.

Аша Грейджой…Все-таки как любит Мартин обламывать персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джейме – великий воин без правой руки, рожденный властвовать Тирион – беглец без дома и родины… Вот и Аша, страстная в постели и безжалостная в бою, за какие-то минуты становится типичной «девой в беде», обреченной наблюдать, как одни пытаются ее спасти, а другие домогаются, или вовсе хотят сжечь на костре. Вообще, ее роль в книге – чисто созерцательная, для Мартина она просто персонаж-репортер, глазами которого читатель имеет возможность наблюдать злоключения армии Станниса.
И это не единственный персонаж, которому автор отвел лишь роль наблюдателя. Конечно, интересно видеть значимые события и ключевых героев со стороны, глазами второстепенных персонажей, но все же как-то обидно, что единственная роль этих ПОВов — служить «ретрансляторами».

Виктариона Грейджоя даже «репортером» не назовешь. Плывет он себе где-то вдалеке от основных событий, да и пусть себе плывет, у него такой судьба.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
До конца книги никуда так и не доплывает, но, в сущности, и не обидно – мужик он колоритный, читать про него интересно, опять-таки много интересных мелочей о мире из его глав вычитать можно.

О Давосе Сиворте можно сказать то же, что и о Виктарионе. Правда, его история может изрядно пощекотать нервы – ведь в «Пире стревятников» его уже заочно «похоронили». Давос все тот же – прямолинейный, честный и верный королю настолько, что эти хорошие качества уже раздражают, ибо нарывается он на неприятности с упорством, достойным покойного Неда Старка. В его главах мы видим только затравку, завязку новой сюжетной линии – и ничего особенно важного

Еще один «репортер» — Арео Хотах. Идеально вышколенный телохранитель, при котором можно обсуждать любые секреты – находка для писателя. От кого бы мы узнали, к чему готовятся песчаные змейки и какую политику ведет Доран Мартелл? Так или иначе, Арео здесь не удалось даже помахать любимой секирой – он только стоит истуканом и видит то, что должен знать читатель.

Арья Старк продолжает обучение в Черно-Белом Доме. Меняется ли ее личность? Что-то не слишком заметно, а ведь должно бы. Так или иначе, ее главы опять-таки ценны интересными подробностями о Безликих, загадочных настолько, что каждая новая информация о них, порождает еще больше загадок.

Джейме Ланнистером, как и Давосом, нас только подразнили. Пространная глава о вражде двух маленьких, но древних родов –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и тут Джейме неожиданно отправляется, похоже, прямиком в ловушку.
Порадовать фанатов или посильнее привлечь внимание будущих читателей «Ветров зимы» хотел автор?

Квентин Мартелл…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все-таки это у них семейное, искать наиболее экзотический и эпичный способ умереть. Персонаж оставляет недоумение, и, похоже, примечателен только одним фатально идиотским поступком. Однозначный кандидат на Премию Дарвина, наряду с Визерисом и Яносом Слинтом. Теперь у него есть возможность обсудить на небесах с товарищами по несчастью, что злить воинственных дикарей, собственного командира и, тем более, драконов – занятие крайне опасное.

Барристан Селми

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
призван показать нам покинутый королевой Миэрин. Вообще, читать про него очень интересно и приятно. Настоящий боец, рыцарь, человек, который делает то, что должен.

Серсея продолжает свое падение. Публичное покаяние, несомненно, радует – вот только совсем она не раскаивается в совершенном. Как ни очеловечивает ее Мартин, признавшийся недавно в интервью в симпатии к этому персонажу – остается она все равно чудовищным человеком, оправдать которого не может даже наличие гипертрофированного материнского инстинкта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зато «на сцене» появляется (к сожалению, совсем ненадолго) сооруженный Квиберном «защитник» Роберт Стронг. Увы, похоже главы Серсеи тут тоже по большей части «затравочные».

Удивила глава Мелисандры – в первую очередь, фактом своего существования. Но и сама героиня вовсе не та стереотипная жестокая злая ведьма, которую мы видели в предыдущих томах. Я подозревал ее даже в лицемерии, или, по крайней мере, в крайнем фанатизме. Но вот Мелисандра действительно верит в своего бога! И мало того – рассуждает, сомневается, боится своих ошибок. Кто бы мог подумать, что за зловещей маской Красной Женщины – усталый человек, ищущий доказательств того, во что верует, измотанный страхом ошибки в определении своего Предназначения. Вообще непонятно, уж не сломалась ли Мелисандра, все хуже и хуже понимающая собственные видения, ограничивающаяся при встрече с Пестряком лишь предостережением (и это человек, сжигавший священников и сановников на кострах!) и никак не старающаяся уладить стремительно нарастающие противоречия на Стене?

Джон Коннингтон – еще один трагический персонаж, отмеченный печатью романтической обреченности. Что, конечно, делает его колоритным и популярным среди фанатов саги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Противоестественная страсть к принцу Рейегару, жуткая болезнь, скрываемая от всех – Коннингтон готичен до невозможности. В «Танце с драконами» его война только началась, однако уже понятно, что он только рад будет принести себя в жертву победе.

В прологе мы узнаем о печальной судьбе Варамира – впрочем, этого отмороженного во всех смыслах субъекта не слишком жаль, но история его гибели получилась очень атмосферной и, к тому же, содержит массу «технической» информации о варгах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что касается эпилога, то он просто срывает крышу –произошедшее в нем, просто обязано ввергнуть Королевскую Гавань в новый хаос. Похоже, над Томменом навичла серьезнейшая угроза, и скоро противостояние Ланнистеров, Тиреллов и Эйегона Таргагиена обострится до предела.

В общем, без многих сюжетных линий можно было бы обойтись. Ибо очень четко видно, что главными героями «Танца с драконами» являются Тирион, Дейенерис, Бран, Теон, Квентин Мартелл, да Джон Сноу с его тезкой Коннингтоном. Ну, еще Барристан и Аша нужны, как «наши корреспонденты в Миэрине и лагере Станниса» соответственно. Главы же Джейме, Серсеи, Арео Хотаха, Арьи, Виктариона, Давоса Сиворта несут функцию сугубо фансервисно-рекламную: «эй, смотрите, мы не забыли ваших любимых персонажей, у них еще будет роль в будущих томах, огого какая!» Это перегружает книгу, и не столько завлекает, сколько отвлекает и разочаровывает читателя, ибо дешевый сериальный прием. Вообще, «Песнь льда и пламени» начинает напоминать сериал LOST – по степени нагнетания загадочности, превосходящей разумные пределы.

Да и основная концепция каждой книги, как истории взлета и падения правителя Вестероса (Роберт Баратеон и Нед Старк в «Игре престолов», Тирион в «Битве королей», Тайвин и Джоффри в «Буре мечей», Серсея в «Пире стервятников») здесь упущена. За уши можно притянуть Кивана Ланнистера или Дейенерис, но о первом очень мало, а вторая все-таки не правила в Королевской Гавани. Какого-либо основного сюжетного костяка в «Танце с драконами» вообще не наблюдается – это именно часть эпопеи, без начала и конца, вырванная из большего текста.

Итог: даже название «Танца с драконами» (поэтическое название войны в Вестеросе) оказалось обманчивым. Глобальной эпической войны тут нет и в помине, драконы принимают активное участие в событиях только ближе к концу повествования, и вовсе не как оружие. Мартин по-прежнему крут, он отлично конструирует мир, виртуозно моделирует личности героев с их чувствами, воспоминаниями, переживаниями. Однако интриги в этом томе только больше и больше запутываются, чего в предыдущих книгах не наблюдалось. Превосходя по объему все предыдущие, превосходя по динамичности первый и четвертый тома, «Танец с драконами» с разгромным счетом проигрывает любому из томов саги по раскрытию основного сюжета и сюжетной наполненности в целом. Типичная часть сериала, без начала и конца – так бывает часто, но от Джорджа Мартина такого не ждешь. Именно поэтому «Танец с драконами» получает от меня меньшую оценку, чем его шедевральные предшественники. Мартин по-прежнему способен быть Достоевским и Толкином в одном лице, но, чтобы написать хороший роман, нужна еще малость – не превращать его, как начинающие авторы, в сказку про белого бычка.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то с каждым томом эпопея становится все скучнее и скучнее. Интриг становится меньше, персонажей и сюжетных линий — больше(хотя Мартин некоторые из них и успевают обрывать). Роман-эпопея вырождается в череду романов приключенческих, особенно заметно это на примере линии Тириона. С другими линиями все хуже. Дейенерис практически всю книгу сидит в Миэрине, Джон Сноу запускает партии одичалых, но хуже всего — не-пришей-кобыле-хвост линия дорнийского принца Мартелла. Такое чувство, что он все главы про него были нужны только для одного — чтобы было кому выпустить драконов. Пара моментов в концовке —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убийство (?) Джона Сноу и Кивана Ланнистера
— немного неожиданны, но уже логичны. После Красной Свадьбы не так уж и шокирует) Часть героев вообще заброшена, или удостоена пары глав. В общем, мне кажется, Мартин не запутывается в сюжете ( он-то знает, чем все кончится), но вязнет в нем, вязнет в подробностях, вязнет во второстепенных героях, вязнет в описании мира. Если дальше все будет идти тем же чередом, я не знаю, надолго ли меня хватит.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Танец с драконами» был приобретен более года назад, но только сейчас я смог прочитать его. Мартин есть Мартин! Он не дал усомниться в своем мастерстве.

Хочется сказать, что этот роман для меня как наверное и для многих сильнее четвертого тома цикла. Я рад, что после невыразительного (по сравнению с первыми тремя книгами) «Пира стервятников» Мартин смог не только удержать планку, но и где-то даже поднять ее. Лично в моем личном рейтинге «Танец драконами» уступает только «Буре мечей, стоит на одном уровне с «Игрой престолов» и «Битвой королей» и однозначно превосходит «Пир стервятников».

Здесь наконец-то начинают происходить события, которые дают нам понять, что цикл окончательно пересек свой экватор и маленькими, очень маленькими, но уверенными шажками движется к своему логическому завершению. Пока еще нет сверх интригующих событий и динамика оставляет желать лучшего, но у Мартина нет не одной главы в книге, которая была бы не обоснована и лишняя.

В «Танце с драконами» основные сюжетные линии отданы Тириону Ланнистеру (по которому я уже успел соскучиться, не буду скрывать, он мой любимец), Дэйенерис Таргариен, Давосу Луковому рыцарю, Джону Сноу. Но спасибо Мартину, что с нами, читателями он обходится не так жестоко как со своими персонажами. Нам он все-таки приоткрывает хоть какую-то завесу своей тайны и рассказывает немного и о других полюбившихся нам персонажах- о Кейтелин Старк, Арье,Сансе, Бране,Джейме Ланнистере, Станнисе Баратеоне и многих других.

Из всех сюжетных линий в этой книге для меня самыми интригующими и интересными были главы с Серсеей и судом над ней, главы с предателем Теоном Грейджоем, который давно забыл свое настоящее имя ( мы тоже успели его подзабыть.Ведь последнее упоминание о нем было если я не ошибаюсь в «Битве королей»). Все это время, пока мы думали что он убит, он находился в темнице. Он унижен, сломлен и отзывается на прозвище Вонючка. Время богатых застольев прошло, теперь его заветной мечтой является крыса на завтрак,обед и ужин и чтобы его никто не мучал. Но даже этот жалкий персонаж вызывает у меня жалость и я верю что он сможет измениться в лучшую сторону, в отличие от Серсеи. Тирион Ланнистер как всегда хорош. Наконец-то он находит единомышленников равных себе, не по положению, не по интелекту, а по росту. Но больше всех меня заинтересовал персонаж впервые появившийся в цикле «Песнь льда и Огня».Суровый, справедливый и преданный Джон Коннингтон или Суровый Гриф как его еще называют (этот персонаж по характеру что-то среднее между Баристаном и Эдом Старком).Он является опекуном молодого Эйегона Таргариена. В игру престолов включается еще одна могущественная фигура о существовании которой не знала даже Дэйенерис Таргариен. Эйегон и Джон Коннингтон находятся в большой опасности, их ждет полное уничтожение. Зная характер Дэйенерис можно быть уверенными, что ради спасения представителя своего рода она перевернет весь мир и уничтожит всех кто станет у нее на пути. Борьба за Железный Трон набирает обороты.

Роман «Танец с драконами» заслуживает оценки близкой к 10, но ставлю 9 только из-за того, что не представляю как при таком неспешном развитие событий и малой динамике, можно за два оставшихся романа соединить воедино все сюжетные линии, не растеряв всей прелести повествования. Две последние книги будут или самыми грандиозными в «Песни льда и огня» и тогда не жалко и 100 поставить или самыми провальными!

Рекомендация: высокая!

Оценка: 9
– [  48  ] +

Ссылка на сообщение ,

Песнь моросящего дождика и остывающего пепла.

Грустно. Грустно, когда выдающееся литературное произведение медленно, но неотвратимо скатывается под откос, подобно поезду, перегруженному тоннами букв, смыслов и сюжетных хитросплетений. Раз допустив по отношению к своему герою литературное мошенничество, автор не смог остановиться и натуралистичность, естественность происходящего в ПЛИО начала все более размываться. Мир, в первых книгах живший своей жизнью, все больше покрывается уродливыми складками, образующимися под влиянием необоримой авторской руки, пытающейся с натугой натянуть декорации на каркас своего замысла, вступающего с ранее рассказанной историей во все более явный конфликт. Подпорки давят на реальность, протыкая ее своими уродливыми рогатинами в стиле Дали, и вот уже в штормовой океан, озаренный светом кровавой кометы, ровным кильватерным строем вплывают разукрашенные рояли размером с авианосец. Нет, плывут они пока довольно красиво. На всех парусах. С гордыми именами вроде «Юный Гриф», возглашенными золотыми красками по бортам. Но от этого они к сожалению не перестают быть роялями. Это судьба. Судьба всех затянувшихся эпопей. К достоинству Мартина, ПЛИО деградирует гораздо медленнее иных эпических творений. Помнится, Джордана уже на второй тысяче страниц читать стало решительно невозможно.

Плавающие, прыгающие и стреляющие из арбалетов сюжетные артефакты — еще не самое печальное. Жизнь продолжается, герои куда то движутся, страдают, временами дохнут, но, Боже мой, как же скучно это стало читать. Тысяча страниц, чтобы только пригладить Узел, придав ему чуть более лощеный вид...Это слишком. Нет, ежик, разумеется, никуда не денется от своего любимого кактуса... но оный кактус кажется как то уже слегка забродил под палящим солнцем Залива Работорговцев. Что расстраивает, хоть я и люблю текилу. Однако, надежда есть. Эта надежда:

— Дейнерис (которая, играя в престолы, на очередной раздаче где то в районе Астапора получила семь тузов из четырех имевшихся в колоде, причем, как минимум, пару козырных) наконец вроде бы бросила все эти игры в правление к чертям собачьим. И вновь стала Матерью Драконов, а не правительницей. И хорошо, ибо правительница из нее- как из Джоффри Мать Тереза. Глядишь, быть может в следующей книге она и включится в основной сюжет, где ее уже с нетерпением ждет временно убитый

- Джон Сноу, вероятная «азорахаизация» которого даст сюжету новое топливо. И быть может из остывшего очага взметнется ослепляющее пламя и своей песней всколыхнет хмурые небеса. А те в ответ разразятся ледяным штормом.

Ну пожалуйста!

Оценка: 6
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не стала писать отдельный отзыв на «Пир Стервятников», т.к., восприняла его как дополнительный материал к основному повествованию, который, конечно, из «Песни» не выкинешь, но все же осиливать было скучновато. Придираться тут не к чему. Мартин все пишет добротно. Просто мне эта часть показалась каким-то другим новым романом, в котором разве что линия Серсея-Джейме была близкой и знакомой. Дело тут не в любви к этим персонажам. Это скорее какая-то зависимость от них что ли. Уж больно Мартин реалистичен, а реальных людей сложно полюбить со всей этой их похотливостью, злобой, гордыней, детскими комплексами, сомнениями, ошибками, продажностью. Но всех почему-то со временем становится... жалко. Да. Я пришла к выводу, что именно жалостью Мартин привязал меня к своим персонажам, потому что ну как не пожалеть эти искалеченные обстоятельствами и провернутые через мясорубку истории судьбы? Все до одного они заслуживают сочувствия и пожеланий познать когда-нибудь мирную спокойную сытую жизнь (такую, например, как наша).

Еще один неоспоримый талант автора кроме способности заставлять читателей жалеть (а значит и понимать) своих героев, это его умение давать надежду... Надежда вообще очень ненадёжная вещь, ведь это чувство иррациональное. Казалось бы, на что может надеяться Цареубийца, лишенный правой руки, который, кроме как драться, больше ни на что не способен? Чего еще ожидать от жизни карлику с изуродованным лицом, убившему своего отца-десницу и обвиняемому в отравлении короля? На что рассчитывать юной девочке Дейенерис, изо всех сил отважно пытающейся быть королевой на разоренных чужих землях и в одиночку оправдать былое величие своей уничтоженной династии? С чего вдруг озлобленная истеричка Серсея, чей ум способен лишь на мелкие интрижки, думает, что способна управлять королевством, утопающем в гражданской войне, через малолетних сыновей, не являющихся законными наследниками трона? Почему Джон Сноу, еще не преодолевший юношеский максимализм, считает, что он может нарушать один закон древней морали за другим, и у него получится абсолютно ко всем быть одинаково справедливым совершенно безнаказанно? Как и, главное, ради чего сир Барристан Селми, образец доблести и чести (уже раз незаслуженно преданный своим королем и изгнанный из семи королевств), вдруг отважился встать во главе государственного переворота? Откуда черпает силы Джорах Мормонт, все еще надеясь как-то завоевать признание и прощение своей королевы? С чего дорнийский принц взял, что сможет покорить Дейенерис или на худой конец драконов, если даже сама матерь драконов с ними не справляется? А эти Кракены — куда их всех вообще несет нелегкая? Арья все продолжает увечить свою психику с по-истине кровожадным энтузиазмом. Брану, кажется, придется смириться с тем, что он никогда, никогда, никогда не будет ходить, да и полетом нарисовавшееся перед ним будущее ну никак не назовешь (если только с горькой иронией), но ему некуда деваться, поэтому он тоже надеется на что-то. Даже Теон, бедный Теон, единственный из героев, над судьбой которого искренне пролила слезу, воспрял духом и вспомнил свое забытое имя.

В общем, кого ни возьми — не ошибусь, если скажу ВСЕ в Песне Льда и Пламени, все ходят по лезвию бритвы и вообще не понятно, на какую такую госпожу удачу рассчитывают. Грубо говоря, иной раз кажется, что прикончить их всех, чтобы не мучились, еще было бы благом для них. Но нет — все они носятся с этой своей надеждой, все барахтаются, падают, проигрывают, казалось бы, все до основания, встают и куда-то идут дальше с гордо поднятой головой, с новыми НАДЕЖДАМИ, пока их не сожгут заживо, не проткнут кинжалами, не повесят, не пробьют им голову, пока их не одолеет «серая хворь» или «сивая кобыла», пока корни деревьев не врастут в их плоть, даже слепые, безрукие, беспалые, поседевшие, обгорелые, со шрамами через все лицо и сердце, изъеденные подагрой, униженные, побитые толпой. А некоторые... некоторые даже восстают из мертвых, причем очень убедительно, без намека на сатиру или фарс! В этой силе духа и жажде жизни есть что-то завораживающее и магическое, но при этом она совершенно убедительна. Да и мы, читатели, ничем не лучше. Ведь ясно уже, что умереть может ЛЮБОЙ герой, ЛЮБОЙ, самый умный, добрый, честный, справедливый, как никто заслуживающий жизнь, любовь и победу. Тем не менее, нас, видимо, тоже опьяняет эта самая надежда Мартина, и мы все читаем и читаем одну книгу за другой, до конца не веря, что все может быть так плохо, как кажется.

Вообще во всем этом цикле есть невероятная для жанра фэнтези жизненная мудрость. При этом мудрость это не мудрёная, а простая и ясная. Особенно ею помогла проникнуться наконец-то развитая до каких-то внятных смыслов линия Брана и его взгляд на историю со стороны. Но дело не только в Бране. Дело в мифологии в целом. В принципе человечество, как верующая, так и неверующая его часть, живет по законам мифов, поэтому, конечно, при создании вымышленного мира необходимо населить его и своей оригинальной мифологией. Мартин сделал это мастерски. Может, поэтому в его мифологию и веришь, и не веришь, и в итоге воспринимаешь ее как данность, по которой органично живут, умирают и восстают из мертвых его герои. А герои — это отдельная песня. Их запросто отождествляешь с собой, со своими близкими, друзьями, знакомыми. Возможно, в цикле даже не так уж много психологических типажей, за то они такие же настоящие, как окружающие нас люди. Если же присмотреться к себе внимательнее, да при этом еще и не быть предвзятым, то можно обнаружить в себе даже кое-что такое, что осуждаешь в персонажах Песни.

Обнаженная человеческая природа — до отвращения неприглядная, надо сказать — вот, по-моему, основная сила цикла. И в какую эпоху на эту природу ни взгляни, ничего в ней не меняется. Все те же зверства, все те же страсти, все то же упрямство, самонадеянность, все та же всепоглощающая глупость, все та же бессмысленная надежда. Грубая физическая сила побеждает добро и справедливость. Глупая случайность в пух и прах разбивает любые самые надежные и хитрые планы. Человеческая жизнь как всегда гроша ломаного не стоит — будь ты уличный бродяга, богатый купец, знатный лорд или король. Вам все еще кажется, что Мартин несправедлив к кому-то? Да просто вы еще не повзрослели и не научились смиряться с горькой правдой. Это пройдет;)

В общем, уровень автора очень высок. Мартин не может не восхищать глубиной проработки каждого персонажа, каждого рода, каждого народа, каждого социального уровня, каждого государства. Создается ощущение, что можно «кликнуть» в любое имя, событие, дату, название местности, и по ссылке перейти на обширнейший список литературы по каждому из них — летописи, статьи, письма, монографии, диссертации, да мало ли на что еще. Просто даже не верится, что весь этот мир можно было выдумать. Понятно, что можно провести аналогии с реальной историей, но ведь в книгах есть столько всего совершенно фантастического, и оно вплетается в реальность гармонично, красиво, умно и тонко.

Тем не менее, при таких мощнейших и многочисленнейших завязках, ужасает необозримость и недосягаемость какого-то логического окончания, потому что пока что я чувствую в каждой книге только драйв и никаких намеков на финиш. Умирают одни герои, на смену им приходят новые, или сами герои меняются настолько, что становятся совершенно неузнаваемыми, так что к ним уже и не знаешь, как относиться... При такой масштабной эпичности, конечно, нельзя рассчитывать на «точки» по всем направлениям сюжетов, но идейного завершения все же хочется, чтобы успокоить наконец растревоженную душу)) Так что будем ждать...)

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв будет в основном «ругательным». Не удивляйтесь высокой оценке под ним: это все-таки Мартин и планку он по-прежнему высоко держит, хоть и ниже, чем в первых томах. Основная проблема в том, что Мартин увяз. В хитросплетениях сюжета, обилии героев, своем собственном обширном мире. Несмотря на огромный срок работы и многочисленные правки, у мэтра не хватило духу пустить лишние сцены под нож — в результате по окончании толстенного романа все остаются практически «при своих». Как ни восхищайся слогом и героями, но такое не заметить трудно: вспомните как смело Мартин перекраивал положение дел в предыдущих томах. Даже в «Пире», ругаемом некоторыми как раз за затянутость, стратегических событий хватало: Серсея стремительно разрушала все достижения своего отца, а Эурон полностью поменял политику Железных островов. Плюс пара мелочей вроде ввода Дорна как полноправного игрока и подчинения Мизинцем Долины — и все это эдак походя, в 3-4 эпизодах каждый. В «Танце» же единственным заметным событием стало появление нового претендента на престол, да на Севере идет относительно интересная региональная игра престолов (впрочем, тоже с открытым концом). После семи лет ожидания все это неизбежно вызывает некоторое разочарование.

Подобная ситуация располагает более критично взглянуть и на некоторые другие места. Начинает надоедать повторяемый Мартиным прием «закончи главу вроде как смертью ключевого персонажа», который потом окажется жив-живехонек. Ну грубо, глава кончается на месте (вымышленном, не бойтесь спойлеров) «И тут его толкнули, и он полетел в бездонную пропасть...», потом ля-ля-ля в других ПОВав (там даже могут немного помучать неопределенностью), и вот новая глава начинается «... но в последнюю секунду Х поймал его за руку и втащил назад» или там «... и упал на забытый кем-то матрас, но остальные этого не видели и подумали, что он умер». Почему это плохо? Да потому, что теряется драматизм и появляется предсказуемость. И вместо «Неужели он погиб?!» появляется раздражение «Да елки-палки, знаю я, что он не умер, что дальше-то будет?» И эмоционально сильный момент превращается всего лишь в раздражающую помеху на пути к развязке. И знаменитая «безжалостность» Мартина тут не очень помогает: к пятому тому уже более-менее понятно, кто может погибнуть, а кто нет (по крайней мере в этом романе). А уж заканчивать таким образов одну из ключевых линий в романе — вдвойне обидно. И встает дилемма: вроде и героя жаль, но если его в шестом томе «воскресят», то как-то примитивно уж будет это выглядеть.

Несколько пострадали от сюжетной неопределенности и герои. Джон и Дейенерис ютятся на своих пятачках, Тирион все куда-то едет, Арья чему-то учится — обстоятельства не слишком позволяют им проявить себя. Особенно пострадал Тирион: его блестящий ум был на своем месте среди престолов и интриг, а большую часть «Танца» он выступает не то в роли груза для перевозки, не то глазеющего по сторонам туриста. Главы Давоса и Теона интереснее, но благодарить за это стоит не столько их самих, сколько то, что именно на Севере происходят самые интересные события. Взаимная борьба Станниса, Болтона, Мандерли и прочих — главная приманка «Танца», но и в ней, увы, не поставлено даже запятой.

PS. Не поймите неправильно: роман я прочитал с удовольствием и оценку поставил соответствующую. Но Мартин делом доказал, что может лучше и падение темпа не радует. Все же надеюсь, что он успешно минует перепутье и закончит цикл, взяв максимальную высоту.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я попытался сейчас вспомнить, какие саги подобного рода вообще читал так преданно и долго. «Хроники Эмбера». «Черный отряд» Кука. Ну, «Ведьмак», конечно. Да и все, пожалуй. Основной пласт пришелся на подростковый период, а Мартина я открыл для себя достаточно поздно (и как я уже, наверное, говорил, не с «Песни льда и огня»). Все это я пишу к тому, что у меня не так чтобы много материала для сравнений. Кроме того, предыдущие книги я закончил довольно давно — почти четыре года назад, как оказалось, — и с тех пор не перечитывал.

Мне потребовалось какое-то время, чтобы вспомнить, кто кому двоюродный кузен по материнской линии, где лютоволки зимуют и почем репа в Староместе. Это заняло, наверное, половину первой части. То есть, я вполне серьезно плавал и чувствовал себя, наверное, как Лёва, когда ему надо сначала разрезать для аппликации какую-нибудь фигню, а потом правильно склеить обратно. А потом я поймал нужное течение, нырнул и с сожалением вынырнул на эпилоге.

Пятый том эпической саги — стадия, когда стороннему человеку, в принципе, до энергосберегающей лампочки, что к чему и как поживают дракончики, а любителей секса, кровищи, чудовищной жестокости и невиданной разнузданности отпугивать уже поздновато. Это я не к тому, что «Танец с драконами» плох, просто его — как и любую, наверное, книгу из середины чего-нибудь многотомного — довольно трудно оценить с позиций обычного романа.

Завязка? Все уже завязано до нас. Кульминация? Спойлеры. Развязка? В пятом томе семитомной саги? Ну что вы, Рглор с вами. А в остальном перед нами старый-добрый Джордж 'R You Done Yet?' Мартин: приключения и суровые испытания, тяготы и лишения, убит, внутренняя борьба, убит, убит, лютующие претенденты на престол, убит, убит, Дорн плетет свою паутину, убит, Тирион Ланнистер играет в настолочки, etc.

Расстраивает тут только одно: когда дочитаешь — вообще непонятно, что делать. Впрочем, это, наверное, проблема всех неоконченных саг и их читателей. Так что наш выбор — третий сезон. А ветра зимы подуют позже.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, Демиург в растерянности: чего же это он нагородил? как все это разрулить?

Пребывая в задумчивости , он потихоньку льет на колесо истории водицу разбавленную жареными фактиками и излишне реалистичными (я бы сказал даже, омерзительно реалистичными) эпизодиками. Колесо все это перемалывает, разбрасывает по округе кучи грязи, но буксует на месте.

Хотите еще метафор?Их есть у меня...

Бурная река событий разлилась по равнине и превратилась в вонючее болото телесериалов.

Хорошо хоть в этом болоте провели перепись проживающих лягушек и поместили список в конце тома.Удержать всех в памяти весьма затруднительно.

Теперь о хорошем.

Мастерство, как известно, не пропьешь.Читать все еще интересно, правда не ночь напролет, как первые три тома, а так — часок, другой, и глаза слипаются.

Впрочем, если сравнить с поразительно популярным у нас длинноруким Ричардом, то опять получается, что у них Джоконда, а у нас все черные квадраты.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешанные впечатления от пятой книги цикла. Если Первые три книги читались запоем, события разворачивались стремительно, интриги впечатляли и хотелось узнать к чему всё это в конце концов приведет, то «Пир воронов» и «Танец с драконами» читаются уже со скрипом.

Наверное интерес уменьшается за счет введения новых сюжетных линий, новых героев и потерей старых. Линии многих персонажей, за судьбой и действиями которых было интересно наблюдать, которые вызывали переживания, попросту прервались. Постепенно перестаешь понимать, кто играет положительную роль ,а кто отрицательную. К слову, четкого разграничения на «плохих и хороших» не было никогда, но чем дальше — тем меньше хочется «болеть» за кого-то.

Записать в плюсы можно то, что масштаб событий увеличился — героев стало больше и у каждого разные цели — и неизвестно, что получится в итоге когда начнется переплетение событий.

В итоге — небольшая интрига есть, конечно же хочется знать ,чем все закончится, но... кажется уже все-равно.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх