Джордж Р. Р. Мартин, Лиза Татл «Гавань Ветров»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Давным-давно Земля отправила своих детей на огромных кораблях колонизировать другие планеты. Один из таких кораблей сбился с курса и совершил вынужденную посадку на незнакомой планете. Планета эта – сплошь океан, населенный враждебными созданиями, с рассыпанными архипелагами островов. Из металлического паруса звездного корабля были нарезаны крылья. Так появились Летатели и заняли свое, особое место в этом мире. Они парили в небесах и были равны Правителям. Они обеспечивали максимально быструю связь на этой планете между разбросанными островами. Главная героиня, Марис, дочь рыбака. С детства она грезила полетами, хотя и знала, что ей никогда не владеть крыльями – они передаются только по наследству. Однако благодаря случаю, а, быть может, Судьба благосклонно отметила ее, глядя на столь неистовое желание, но Марис заполучила крылья и стала летать. События в книге развиваются достаточно традиционно. Марис вступает в сообщество Летателей. Отстаивая свое право летать, она обрушивает вековые устои и приносит перемены. Она добивается того, что крыльями теперь могут владеть все, независимо от происхождения. Нужно только доказать свое мастерство.
Послужил основой для одноимённого графического романа.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2007 // Переводная книга фэнтези (США) |
- /языки:
- русский (4), английский (1), эстонский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- И. Гурова (1), А. Жаворонков (1), А. Корженевский (1), Я. Талья (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Max_xxx_nik, 7 мая 2025 г.
Много отзывов написано, книга достаточно вялая, затянутая, перегруженная диалогами и размышлениями, и недостаточно динамичная. Да и мир, в котором живут герои, выстроен на допущениях и «хотелках» автора. (Далее — небольшой спойлер.)
Если уж можно хоть как-то понять (как-то, но для меня очень с трудом) недостаток металла, отсутствие горючего, то отсутствие электричества вообще не понятно. Хотя в условиях постоянных ветров ветряки — самое первое что приходит на ум. Ну ладно, такое возможно конечно. Но уж отсутствие письменности — это конечно вообще какой-то нонсенс и сюр. Ну и сама идея, на которой технически построен сюжет — тоже допущение. При прочтении у меня неоднократно возникал вопрос — что мешает построить планеры, аэропланы, дельтапланы? Если есть множество увлеченных небом людей, лишенных возможности летать? В общем мне, как любителю научной фантастики, чтение доставило немало усилий, неоднократно приходило на ум — ну не может быть такого.
varnie, 25 апреля 2025 г.
Прочитал первую часть и что-то немного далее, и больше не хочется. Зарисовка неплохая, но абсолютно ничего интересного лично для себя здесь не увидел. Всё простое, плоское, прилизанное, сюжета почти что нету. Или же эта книга просто не для меня. Не могу выделить красивый богатый слог автора, потому что его здесь нет, к сожалению, — это не тот Мартин из ПЛиО, увы.
Некоторая визуальная картинка — единственное, что отнесу в плюсы.
Мне стал интересен мир, созданный авторами, но не его герои и сюжет, как таковой.
neli mustafina, 6 января 2025 г.
История жизни Марис, дочери рыбака, полюбившей небо и крылья. Сумевшей изменить наследование крыльев по родству, закосневшие традиции...крыльев, сделанных из паруса звёздного корабля, потерпевшего крушение на планете, где нет материков, а одни океаны...
Крыльев, что служили для сохранения связи и некоего единства потомков звездоплавателей...
Марис смогла не только изменить традиции, законы, но и создать школу для простых людей.
То есть она боролась не только с косностью, но и неравенством.
Так сложилось что летатели стали элитой и весьма возгордились этим. А всеобщее восхищение и вовсе отдалило их от простого народа: рыбаков, торговцев, моряков, хлебопеков. И независимо от качеств человека одно лишь владение крыльями, переданными по наследству, заставляло других почти поклоняться им.
И конечно, это не могло длиться вечно. Изменения традиций повлекли за собой другие изменения, а далее — восстание и почти революцию.
Повесть чем-то напоминает «Люди ветра» Пола Андерсона, (я даже приняла ее за приквел), но всё же кое в чём Андерсон великолепней — в описании природы и биологии, ксенологии и возможностей к полёту таких крупных созданий как итри...
Ну а здесь возможность летать создаётся ветрами. Летатели не машут крыльями, не пользуются двигателями, а только парят в воздухе. И всё искусство полёта в том чтобы ловить попутные или восходящие ветра и ничего страшнее штиля нет. А что именно помогает летать кроме ветра — сиё покрыто мраком.
Книга читается легко. Написано очень по женски...
Мне одно только интересно: почему не смогли сделать радиосвязь? Ведь смогли смастерить крылья, корабли, маяк наконец... Неужто не было специалиста?
Darth_Veter, 1 марта 2024 г.
Первые поселенцы Гавани Ветров появились сразу после аварии космического корабля, рухнувшего с небес в бурные воды огромного океана. Вся суша на планете оказалась сосредоточена в одном мега-материке, состоявшем из множества небольших островков, разделенных неширокими проливами. Поскольку воды океана кишели весьма опасными созданиями, для общения между собой люди избрали воздушную стихию. Но и атмосфера планеты оказалась весьма неспокойной, хотя и стабильной в своей активности, поэтому люди стали использовать искусственные крылья, помогавшие им парить вдали от опасных вод. Так родился клан профессиональных летателей, чьей задачей была доставка важных сообщений с острова на остров. Роман рассказывает о биографии одного из них — девушке по имени Марис.
После чтения у меня появилось сильное подозрение, что сам роман написан не Джорджем Мартином, а его соавтором — Лизой Татл. Слишком уж непохож его язык на остальные произведения известного писателя: в них, как правило, главным героем был мужчина, а сюжет был предельно жестким, насыщенным событиями и потому увлекательным. В «Гавани Ветров» мы имеем героиню-женщину и сюжет, основанный на психологии общения людей друг с другом. Кому как не женщине его описывать? Скорее всего, Мартин лишь поделился основной идеей и дал напарнице несколько толковых советов, а остальное она сделала уже сама. Может поэтому мне, как мужчине, было не совсем интересно читать это произведение: из всех женщин-фантастов только Алисия Нортон да еще ле-Гуин умеют писать в «мужском» стиле. Не совсем импонирует мне и то, что роман не представляет из себя последовательного изложения, а является конгломератом трех отдельных историй из биографии героини, разделенных большими промежутками времени. В первой из них идет речь о ее становлении как летателя, во второй рассказывается об одном из ее воспитанников — Однокрылом Вэле, занявшем позже высокое место в иерархии касты, а третья часть говорит нам о том, как летатели отстаивали свою независимость в борьбе против тирана-правителя одного из многочисленных островов архипелага. Главной линией сюжета является не приключенческая составляющая (как это принято у Мартина), а проблемы взаимоотношений между людьми (как это принято у женщин-писателей). Так что женщинам читать сие произведение будет интереснее, чем мужчинам. А мужчины начнут неосознанно придираться как к самому сюжету, так и к общей идее его построения. Я, к примеру, сразу же раскритиковал саму технологию полета на механических крыльях, ибо она противоречит не только аэродинамике, но и человеческой физиологии. Достаточно вспомнить, чем в свое время окончился полет Крякутного и почему махолеты не получили никакого развития в авиации. Человек не рожден для полетов в таком виде, который описан в романе. Более реалистичен вариант, описанный у Энн Маккефри в Пернском цикле и серии фильмов про Железного человека. В них человек покоряет воздушную стихию через посредника — живое существо (Маккефри) или техническое приспособление (Железный человек). Похоже, иного нам не дано. После такого вывода читать подобную фантазию уже как-то неинтересно. Во всяком случае, подойдет она далеко не каждому. И пусть вас не смущает имя Мартина на обложке: оно проставлено в целях рекламы и своеобразного протектората — чтобы продвинуть карьеру новоявленной женщины-писателя. Кстати — а почему мне неизвестны какие-то другие ее творения? Неужели проект Мартина успехом не увенчался?
primorec, 23 ноября 2012 г.
Чудесный мир, почти фантазия в духе Земноморья Ле Гуин. Острова, разделенные смертельно опасным морем, связь между которыми поддерживают летатели — особая каста, со своими традициями и законами, которые могут, как птицы, парить на своих крыльях, доставшихся от первопроходцев — звездоплавателей. Вечный шторм, ураганный ветер, обещающие не только обновление, но и грядущие беды.
Думали ли первые летатели, что именно их крылья разделят навсегда людей на тех, кто может свободно парить в небе, перемещаться между островами, не подчиняясь законам многочисленных правителей, и тех, кто вынужден всю жизнь оставаться на одном месте, скованный традициями, законами и условностями? Из поколения в поколение одни вынуждены смотреть, как их надежды и мечты растворяются в небесной дали вместе с блеском серебряных крыльев. Пока не появилась маленькая рыбачка Марис, изменившая Мир...
Но вот, что странно. И мир хорош, и есть в книге идея о социальном неравенстве и путях его преодоления. Но вот, хоть тресни, не вызвали герои этой истории — ни бунтари-однокрылые, ни летатели, ни обычные обитатели — лекари, певцы, рыбаки, правители — сопереживания или сочувствия. Никого из героев не было жаль, хотя и совершали они правильные поступки и говорили нужные слова, но их ненависть, любовь, страсть к полетам, преданность долгу — все скатывалось с души, как вода. Просто читалось, когда с интересом, когда не очень, без всякого отголоска. Может потому, что все, что делали герои, они совершали из чисто эгоистичных побуждений? Или потому, что авторы и сами не смогли определить свои позиции, пытаясь сгладить углы поднятой острой социальной темы романтикой и поэзией?
Хотя, есть в истории одна примечательная вещь. Знаменитый певец Баррион говорит о том, что «в середине песни нельзя изменить ни единой ноты». «Стоит один раз исправить, как понадобятся еще и еще поправки, пока ты не переделаешь всю песню. Ведь одно неразрывно связано с другим, понимаешь?». Жаль, что эта тема так и осталась мимолетно сказанными словами. А в ней — практически все, о чем не подумала Марис, начиная борьбу за свои крылья, все о той цене, которую заплатила не только она, но и просто случайные люди, презираемые бескрылые, за осуществление чужих для них мечтаний.
Melamori, 15 мая 2010 г.
Бытует мнение, что написав это произведение, автор великой саги «Песнь Льда и Пламени», мог не писать больше ни одной книги и при этом все равно войти в историю литературы как один из лучших фантастов нашего времени. Умело сплетя элементы социального моделирования, фантастику и сторонние человеческие мотивации, на выходе он получил вязь необычного, стройного сюжета, основанного на истории жизни одного человека, и умело набросил ее на ход истории всего Мира.
Гавань Ветров представляется суровым, чужим мирком, который все же не лишен некоторой утопичности. Строгое следование традициям предков, в сочетании с практически полным отсутствием задокументированой истории, погружает внешне вполне развитое общество в пучины архаичного, закостенелого строя, который препятствует какой либо эволюции, лишая людей многих мечтаний и надежд. Но этот же строй дает возможность сохранить хрупкое равновесие, наступившее в социуме после незапланированного поселения на далекой и негостеприимной планете.
Обитая на разрозненных, отдаленных друг от друга клочках суши, люди живут впроголодь, стараются удержать в руках жалкие остатки достижений былой цивилизации. Единственной нитью, которая объединяет разрозненные сообщества, всегда оставались избранные – крылатые летатели.
Но что, если ты не родился избранным, но чувствуешь, что соленый морской ветер и широкие крылья – твое призвание? Главная героиня не захотела лелеять свою несбыточную мечту. Если мир не принимает тебя таким, какой ты есть, то свое место в устоявшемся строе, в этой янтарной капле, с застывшими в ней мушками-консерваторами, надо выгрызть зубами, а еще лучше – расплавить прозрачную каплю смолы вовсе.
Это легенда о девочке, которая захотела летать. О девушке, которая изменила мир. О женщине, которая смогла силой воли, здравым разумом и верой в лучшее повести за собой сотни и тысячи, направить и удержать бурный поток перемен в русле мирной жизни.
Автору удалось создать цельную, но очень неоднозначную атмосферу. Она наполнена предчувствием беды, предчувствием битвы и победы, но и готовностью к поражению. Контрапунктом через все произведение проходит чувство грусти об уходящем, не светлое, но смиренное. Уходят друзья, уходят устои и правила, уходит молодость и приходит что-то, что ждет каждого за гранью. И все, что остается девушке, которая так хотела летать, что изменила для этого мир, это допеть неверным голосом свою последнюю, самую правдивую песню.
Книга не обладает подвижной динамикой, она размеренна и однородна. Роман не обещает легких развлечений, потребует значительного напряжения умственных и моральных сил. Но именно такие книги, и никакие другие, заставляют человека верить в то, что невозможное, хоть изредка, но становится возможным.
Тимолеонт, 24 августа 2023 г.
Вполне крепкая «мягкая» фантастика, где крылья и иная планета, крайне сильно напоминающая Земноморье Ле Гуин, лишь фон для социальных процессов и личного взросления ГГ. Получилось странно. Да, разделение на три повести — искусственно, по факту это один роман с последовательным сюжетом. Но в то же время сами по себе повести мне понравились, а вот в совокупности, чем больше думаю, тем больше прихожу к выводу, что получилось скучно и предсказуемо. Тем не менее, если не ожидать шедевра, то можно получить вполне себе неплохую и ненавязчивую историю. Да, это про феминимзм и оно хорошо пошло бы в русле современной повесточки, но написано всё же не тупо и со смыслом.
baroni, 28 августа 2008 г.
... Щемяще грустная история жизни дочери рыбака Марис, сумевшей пробиться из социальных низов в закрытую элитную касту летателей – людей, осуществляющих связь между государствами-островами огромного архипелага, разбросанными в безкрайнем океане далекой планеты.
Сама сюжетная канва романа кажется простой и незамысловатой (на мой вкус даже слишком). Однако даже в своем раннем романе Мартин показывает себя писателем, умеющим создать особую ауру, атмосферу произведения даже при относительной бедности основной сюжетной линии. Самая большая удача «Гавани ветров» – без преувеличения пронзительный финал романа. Одиночество старости, когда остаются лишь воспоминания о небе и о полетах; тщетность всех человеческих усилий перед лицом надвигающегося небытия; ощущение кратковременности нашего земного существования..
Читая «Гавань ветров», неоднократно ловил себя на мысли, что подобную книгу вполне мог бы написать и Александр Грин – настолько роман Дж. Мартина кажется близким атмосфере и настроению поздних гриновских произведений.
Buzuka, 6 мая 2023 г.
После только что прочитанных «Грёз “Февра”» открыла вот это и-и-и… Я не могу поверить, что Дж. Мартин действительно причастен к сему творению. Ну, может, запятые в нём расставлял. Поскольку эти два романа изданы с разницей в год – невозможно не сравнивать, невозможно развидеть ожидания, сформированные «Грёзами…». Там было аккуратное цеплялово внимания и эмоций читателя, ловко подвешенные вопросы, постепенно разматывание истории с нагромождением новых вопросов и загадок, с попутным взвинчиванием ставок, неоднозначность многих персонажей, стремлений и поступков, столкновение двух мировоззренческих концепций, эмоциональные и темпоритмические качели.
В «Гавани ветров» – вроде бы тоже столкновение двух мировоззренческих концепций, но какое-то импотентное. Рваный ритм, отсутствие масштаба, схематичные чёрно-белые персонажи, нагромождение пафосных диалогов, совершенно мерисьюшная главгероиня и полная беспомощность в подаче хотя бы экспозиции. То есть нужно продраться через 30-40 страниц текста хрен пойми о чём, чтобы уяснить, кто на ком стоит, чего хочет и почему. Вопрос о том, почему читателю на всё вышеозначенное не плевать, остался для меня нерешённым.
На самом деле конфликты банальные, нет ничего свежего в вопросе о том, как распределять редкий ресурс, и произведение не предлагает ни нового взгляда на этот вопрос, ни мощного противостояния на его тему. Всё предлагается решать через прекраснодушие и бесконечную трындаболию за всё хорошее.
Роман состоит из трёх повестей со сходной структурой: необязательная скукота -> полёт куда-то ради встречи с кем-то -> долгое проговаривание ротом сути проблем, желаний, стремлений, задач с передозом плакатных формулировок -> нагнетание проблемы -> внезапное её разрешение в ещё одном витке плакатных диалогов.
Мораль, видимо, в том, что если ты – хороший человек и выступаешь за дружбу и печеньки, то тебе нужно только эмоционально поведать об этом важным людям – и всё у тебя получится. А, и ещё: когда ты труба шатаешь — это хорошо, потому что у тебя есть железобетонных обоснуй. А когда тебе труба шатают — это плохо, потому что у тебя тоже есть бетонный обоснуй.
Вероятно, роман зайдёт подросткам, любителям ненапряжных простых историй ради убийства времени и любителям покопаться в себе детским пляжным совочком.
gamarus, 26 сентября 2019 г.
Вот не идёт у меня у Мартина всё, что в стороне от ПЛиО. Всё как-то, вязко, со скрипом, через скуку.
Будь то «Путешествия Тафа», «Умирающий свет», или недавно прочитанный «Шторм в Гавани Ветров».
В плане концепции миров всё хорошо, может даже на пятёрочку, но в остальном, как по мне, ближе к среднему баллу.
Отзыв на «Гавань Ветров», потому подробнее именно об этом романе.
Крылья, бушующая вода, глубокое постиндустриальное средневековье... Песня! Казалось бы…
Но на деле социальная рефлексия за равные права всех людей во всем мире. Если даже это мир далеко и долго от Земли.
Роман, на самом деле, состоит из трёх повестей, вполне себе самостоятельных. И это будут разные этапы жизни летательницы по имени Марис. Задорная юность, томная зрелость и мудрая старость.
В первой повести Марис будет воевать за возможность летать, не по праву рождения, а за умения. Приключений 15% от общего сюжета.
Во второй, она будет воевать с ошибками системы, которой сама же дала начало. Приключений 10% от общего сюжета.
В третьей, будучи пожилой женщиной, она будет мусолить вообще все ошибки допущенных Авторами, при описании мира первой части.
Ну, то есть, то, что должно было разрешиться ещё лет 400 назад, вдруг начало движение только сейчас.
Куча рассуждений о праве обладать крыльями, очень много диалогов, притом пустых. Нет поступательного движения, авантюрного накала, резких поворотов. Смена локаций практически ничего не даёт. Мир, в конечном итоге, довольно однообразен. Главный упор на борьбу с традициями, феминизм (видимо в угоду соавтору), наследственное право и бла, бла, бла. Ребят я только «за», чтобы женщины тоже меняли мир к лучшему, я обеими руками, чтобы крылья не передавались по наследству, всей душой за отмену законов тормозящих прогресс. Но если я за это голосую с первых строк, зачем мне читать ещё полтыщи страниц о том, как в разговорах и обсуждениях это все разрешится? И если вы думаете, что в дискуссиях будет напряжение и жара, то глубоко ошибаетесь. Будет возня в детской песочнице: «Чья игрушка»
Во второй повести могло получиться неплохое противостояние характеров между учителем и учеником. Но Марис выглядит жалкой в попытках образумить зарвавшегося новичка, а сам ученик не вызывает симпатии. За кого переживать в длинных спорах мне было непонятно.
В третьей, ну очень затянутой повести (может от того, что предыдущие две уже еле дочитывал), нас взбодрят даже убийством летателя. Вроде «Ура!». Сейчас начнётся мясо. Но нет, последующая рефлексия убьёт сюжет на корню. Даже не верится, что истории приложил руку сам Джорж Мартин. Да любая глава «чисто для связки» в ПЛиО читалась интереснее, чем вся «Гавань Ветров «
Итог: Миф о том, что Дж. Мартин отличный фантаст вне «Игры престолов» для меня развеян окончательно.
Anahitta, 26 августа 2018 г.
Роман состоит из трех довольно самостоятельных историй, разделенных существенными промежутками времени.
Все три повести объединяет главная героиня – летатель Марис – и борьба за отказ от старых отживших традиций, за свободу летать, за крылья.
Действие разворачивается на планете, где среди штормящих океанов разбросаны архипелаги островов. Когда-то Звездоплаватели с потерпевшего крушение космического корабля разрезали космический парус и сделали из него множество крыльев. С тех пор летатели поддерживают связь между островами, потому что путешествия на кораблях опасны из-за штормов и морских чудовищ. Крылья передаются по наследству от летателя к старшему из детей, такова традиция. Марис в семье летателя приемная дочь, она летает, но крылья должны перейти родному сыну Коллю, когда тот подрастет. Но Колль так и не научился хорошо летать, он боится неба и вообще мечтает стать певцом. Марис хочет, чтобы крылья передавали самым достойным, независимо от происхождения, и выносит этот вопрос на Совет летателей.
Сюжет остальных повестей приводить не буду, поскольку каждая является некоторым спойлером по предыдущей. Объединяет их все именно борьба против устаревших законов, традиций и предрассудков. И борьба эта решается малой кровью, главным образом мирными переговорами и обсуждениями. Конечно, это прекрасно, что сложные проблемы решаются разумными методами, но самый фантастический элемент романа, пожалуй, заключается именно в этом, а не в чудесном приспособлении для полетов, благодаря которому люди летают как птицы.
Роман о том, как сбываются невозможные мечты. С этой точки зрения его можно поставить в один ряд с «Алыми парусами». Свежий, романтичный посыл, ни грамма цинизма «Игры престолов» − эту книгу писал совсем другой Мартин.
Еркфтвгшд, 5 ноября 2017 г.
В далелих от нас уже 70-х годах прошлого века друзья написали несколько повестей, объединившихся в цикл о переселенцах на иную планету.
Когда стало ясно, что космическому кораблю более не бороздить просторы Галактики, первопроходцы разрезали обшивку корабля на крылья-парапланы и начали расселяться по островам.
Летатели — сообщество сравнимое по значимости (действительной или внушаемой другим) разве что с Правителями. И крылья передаются от родителя к старшему ребенку при вхождении в возраст 13 лет.
Но разве таланты передаются с генетическим кодом?
Разве у вкусившего сладость полета справедливо отнимать крылья?
А если в послании, что ты несешь — смерть и разорение целым городам?
Как жить, если ты стал инвалидом или стар, а крылья принадлежат не тебе, а правящему?
Сам текст более мягок, чем та же «Песнь Льда и Пламени», и в то же время поднимаются крайне серьезные тематики. А уж как красочно и живо они описывают полёты.
Дарья Сталь, 30 декабря 2009 г.
Впервые прочитала книгу Мартина, хотя давно о нем слышала ( о цикле «ПЛиО»), хотелось познакомиться с каким-то сначала отдельным, старым романом.
Мне очень понравилась эта книга. Пожалуй, давно меня так не «цепляло»... В эпилоге даже чуть не заплакала — сидела в электричке, поэтому пришлось сдерживаться. Но заплакала не от того, что такой конец, а от того, что не хотелось расставаться с этим миром летателей и с этой героиней — смелой, умной и отважной Марис. Которая прожила свою жизнь как истинный летатель, с девушкой, которая изменила мир.
Каждый эпизод — конфликт, начинающийся непосредственно с героини и перерастающий чуть ли не во всемирную катастрофу (которую Марис, конечно же, предотвращает, иначе она не была бы героиней, о которой слагают песни). И все это настолько последовательно, естественно, легко, умно и красиво... Вся книга, кажется, наполнена этим чистым морским ветром, этим ощущением полета и свободы. Когда летает Марис — ты тоже ощущаешь эти просторы хмурого неба над собой и бесконечный океан внизу, чувствуешь каждое дыхание этого единственно верного ветреного любовника...
k2007, 30 мая 2014 г.
У романа есть хорошая изначальная идея — маленькие островки на далекой планете, на которой высадился экипаж потерпевшего крушение космического корабля, при этом на этой планете господствуют сильные ветра, морские путешествия сопряжены с огромным риском и проходят только на маленькие расстояния. Идея замечательная. Но вот общество это показано малодостоверно. Понятно, что каста летателей, которые только и обеспечивают связь между островами, будет занимать привилегированное положение и будет стараться стать максимально закрытой, но описано это неубедительно, решения героев для слома этой системы выглядят наивными. В целом это неплохая планетарная фантастика, но не шедевр.
Грант, 17 августа 2011 г.
Увидав рядом с Джорджем Мартином некую Лизу Татл, взял книгу, сомневаясь: стоит ли? Оказалось — да.
Шторм в гавани ветров. Прекрасная история, немного поэзии и вполне насущные проблемы довольно реалистичного мира. И главное — страсть к полету. Как же это прекрасно, летать! Затронутая тема — давняя мечта человечества, Мартину удалось изобразить ее в духе «несколько прекрасных часов на фоне вполне суровой реальности».
Однокрылые. Вот тут использован весьма неординарный прием — конфликт характеров. Когда сопереживаешь главным героям, однако даже те, кто кажется нарочито неприятным, вдруг оказываются не такими уж и мерзавцами. Сделано просто замечательно, лучше прочитать, чем пересказывать. Плюс к тому же можно усмотреть и социальный подтекст. Отчего бы это крыльями пользоваться только тем, кто родился в семье летателя? А если крылья получит сын или дочь кузнеца, рыбака, торговца? Переживание учителей за своих учеников, раскрытие конфликтов вокруг владения крыльями — ну, опять-таки, лучше прочитать.
«Падение» — это уже повествование о судьбе отдельных Крылатых. Его концовка оставляет весьма ошарашивающее впечатление. Впрочем, чего бы еще ждать от таланта Мартина — умеет он как прикрашивать мрачноватые вещи, так и суровый реализм сдабривать какой-то романтикой или поэзией, что ли. Вот умеет человек писать как-то интересно и с изюминкой, с каким-то бархатным шелестом.