fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Мистфаль приходит утром»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
804
Моя оценка:
-

подробнее

Мистфаль приходит утром

With Morning Comes Mistfall

Рассказ, год (год написания: 1971); цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 129
Аннотация:

Главный герой — журналист — прилетает на планету «Призрачный Мир», чтобы написать о научной экспедиции, взявшейся доказать или опровергнуть существование неких «призраков», которые изредка похищают в тумане людей.

Один из ранних рассказов Мартина, номинировавшийся на две главные награды в области фантастики — Небьюлу и Хьюго. Завораживающая и немного меланхоличная история о противостоянии двух миров: реального — в котором нет места недосказанности, и вымышленного — полного тайн и сокровенных переживаний людей, наделенных способностью тонко чувствовать мир.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Тысяча миров»  >  Повести и рассказы

— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Third Annual Collection», 1974 г.

— антологию «Nebula Award Stories 9», 1974 г.

— сборник «A Song for Lya and Other Stories», 1976 г.

— антологию «The Future I», 1981 г.

— сборник «Portraits of His Children», 1987 г.

— журнал «Химия и жизнь 1990'11», 1990 г.

— сборник «Ретроспектива», 2003 г.

— антологию «Пока все дома», 2020 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Рассказ

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Путь креста и дракона
1996 г.
Ретроспектива I: Башня из пепла
2005 г.
Башня из пепла
2008 г.
Хроники тысячи миров
2014 г.
Хроники тысячи миров
2018 г.

Периодика:

Химия и жизнь № 11, 1990
1990 г.

Издания на иностранных языках:

Best Science Fiction Stories of the Year: Third Annual Collection
1974 г.
(английский)
Nebula Award Stories 9
1974 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year: Third Annual Collection
1975 г.
(английский)
Nebula Award Stories Nine
1975 г.
(английский)
A Song for Lya and Other Stories
1976 г.
(английский)
Nebula Award Stories 9
1976 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year: Third Annual Collection
1976 г.
(английский)
Nebula Award Stories Nine
1978 г.
(английский)
The Future I
1981 г.
(английский)
Portraits of His Children
1987 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume I
2012 г.
(английский)
Tuhande maailma lood
2024 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отношение к этому рассказу у меня менялось со временем.

Вначале я решил, что это рассказ о столкновении науки и псевдонауки. Ну, знаете, есть настоящие учёные, а есть те, кто гоняется за снежным человеком и ищет плезиозавра в крохотном шотландском озере с говорящей приставкой «Лох». И что меня возмутило, Мартин здесь явно на стороне «псевдо». Пришли, мол, учёные и растоптали из выдуманный, но такой прекрасный садик. Послушай, Мартин, сказал я. Их садик, он, в первую очередь, убогий. Настоящий мир, который изучает настоящая наука, он куда более безумный, яркий и удивительный, чем все недофантазии псевдоучёных. Ну, что такое Несси по сравнению с тем, что творится, например, в квантовом мире. Ну как ты мог, Мартин…

Со временем, мне, однако, стало казаться, что конфликт в рассказе куда глубже. Он связан с величайшим парадоксом, с которым человечество столкнулась, когда наука стала господствующим мировоззрением. То есть лет двести назад максимум. Наука утверждает абсолютную материалистичность мира. Она не нашла никаких прямых свидетельств существования Бога, чёрта, духов, души и т.д. Вселенная абсолютно бездуховна, даже бездушна. Она не любит человека, она не ненавидит человека, она даже не равнодушна к человеку, потому что равнодушие тоже чувство, а Вселенная не испытывает чувств. У неё нет смысла, нет цели. У неё нет ничего, кроме полей, элементарных частиц и много-много пустоты. Вселенная – это бессмысленный жужжащий механизм, который даже никто не создавал.

А с другой стороны – человек, существо абсолютно духовное, несмотря на материальную основу. Всё, что для нас важно, добро, зло, любовь, ненависть, красота и т.д. и т.п., реально не существует, его нельзя пощупать, оно есть только в нашем сознании. Даже наши так называемые низменные стремления (власть, богатство или, банально, еда) завёрнуты у нас в плотную духовную оболочку. Мы же не просто едим, просто едят муравьи, мы же испытываем при этом целый спектр чувств, а чувства – составляющие духовного мира.

В этом и состоит парадокс – абсолютно духовное существо в абсолютно бездушном мире. В мире, который на вопрос «В чём смысл жизни» отвечает «Отсутствует». Это крайне неуютно. Это, я бы сказал, жуть как страшно. И не надо говорить, что никто об этом не думает. Да, сознательно об этом размышляет горстка философов. Но на подсознательном уровне это чувствуют все, кроме маленьких детей. Не знаю зачем, но людям нужен смысл, нужна Вселенная, в которой есть что-то, кроме пустоты. Люди цепляются за что угодно, лишь бы отгородиться от бессмысленной чёрной бездны. Именно поэтому до сих пор столько верующих, хотя, казалось бы, 21 век, какие ангелы с перьями, о чём вы. А если не религия, то её суррогаты, вера в гороскопы, приметы, ритуалы. Те же кладбища – мы же знаем, что там нет ничего, от тех, кого мы любили, знаем, но не верим, и продолжаем приносить цветы и красить оградки. Паранаука, во-многом, тоже основана на этом. Лозунги контактёров «We are not along» и «I want to believe» – что это, как не обращённый к Космосу вопль «Верую!».

Так что теперь мне кажется, что это рассказ о вере, о вере, что во вселенной может быть какая-то тайна, что-то чудесное, а не только жужжащие шестерёнки. Не о том, что знания не нужны, а о том, что кроме знаний, нужно что-то ещё. Героям мерещатся смутные формы под покровом тумана, а ученый скидывает покров и показывает, что там нет ничего, кроме хладного трупа, который никогда и не был живым. Стоило ли это делать? Как сказал поэт задолго до Мартина, на самой заре научной цивилизации «Тьмы горьких истин мне дороже Нас возвышающий обман». Или можно вспомнить другой рассказ самого Мартина – «Злоцветы». Если «Мистфаль» рассказ о пустоте во Вселенной, то «Злоцветы» — о пустоте в человеческой жизни. И героиня кричит там в конце, кричит тому, кто её не слышит: «Лги мне… Лги мне и заставь меня поверить!»

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, о котором сказано так много, что трудно еще что-то добавить. Неплохое размышление на тему романтиков и прагматиков, в битве которых на поле цивилизации все больше побеждают последние, но почему-то все чаще хочется, чтобы никуда не исчезали и первые. Вроде бы Вселенная так велика, что каждому найдется место для реализации личных амбиций и предпочтений, но такова человеческая природа: чтобы доказать свою правоту, обязательно нужно кого-нибудь подвинуть или сделать несчастным, пусть даже всего лишь с эмоциональной точки зрения.

Не знаю, заглядывал ли так глубоко юный Мартин, когда писал свою историю, но мыслей о природе человека и его пути в собственном развитии «Мистфаль...» вызывает достаточно, чтобы считать, что рассказ удался. В нем нет той классической мартиновской динамики, когда действие идет по нарастующей, он довольно равномерный и однородный, но это-то и делает его приглашающим к размышлению вместе с автором. И хотя сам Мартин явно на стороне романтиков, повествование построено так, что и читатели-прагматики вполне могут так же мысленно поспорить с писателем и отстоять для себя любимых едниственно верную точку зрения.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как убеждённый материалист я всегда был за истину любой ценой, но всё же признаю, что это слишком неоднозначный вопрос. Чтобы не разводить политоту, пример из «Симпсонов». Вот есть там почитаемый основатель города — герой и образец для всех жителей. А Лиза читая его дневник выясняет, что он был так себе человеком и явно не заслуживает геройских лавров. Раскрыть миру правду или сохранить единственного кумира в городе, где главная достопримечательность — горящая много лет мусорная гора покрышек?

Так и тут. Да, можно докопаться до истины. Но кому станет лучше от того, что ты убил загадку и сделал вселенную менее таинственной? Я в любом случае на стороне истины, но не могу не признавать и аргументов несчастного старика, который доживал свой век на фактически мёртвой планете, которую лишили её единственной незаурядной особенности.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то во Вселенной есть планета лесов и горных пиков, где идет нескончаемая война между солнцем и туманом. Призрачный мир, где каждое утро приходит мистфаль и победу одерживает солнечный свет, но каждый вечер с мистрайзом туман отвоевывает назад свои позиции.

Но все же здесь царствует туман. Его языки «вьются и скользят вокруг, путаются под ногами, ласкают вас невидимыми руками», прячут высокие деревья с белой корой и бледно-серыми листьями, фиолетовые плоды причудливых форм и загадочные развалины. Где еще во Вселенной могут найти пристанище легендарные призраки, едва уловимые и опасные? И поэтому отправляются в этот Мир все, кто жаждет романтики и тайны, чтобы бродить в тумане в поисках неизвестно чего, ничего не найти, но вернуться счастливым.

Это очень поэтичный рассказ, наполненный образами, солнечным светом и всеми оттенками серых сумерек. Грустью по уходящим легендам и мифам, которые беспощадно развенчивает наука. По всем эльфам, феям, домовым, баньши, призракам и чудовищам, которые объявляются суевериями и, разложенные на атомы в научных трудах, бесследно исчезают из рационального, но такого скучного и пресного Мира. На Призрачном мире наука победила суеверие и развеяла миф о призраках, но вместе с ним исчезли волшебство и тайна, поэзия и мечта.

Может, оставить их всех в покое — привидений, прячущихся в старых замках? Пусть плавает Лохнесское чудовище или бродит по ледникам и горам Снежный человек, завывает в ночи оборотень, а в небе летают НЛО? Не надо их ловить и изучать: именно они питают наши фантазии и воображение, из которых потом рождаются книги, фильмы, картины и даже научные открытия. Пусть по-прежнему будет Мир, где прячутся призраки, а туманы манят загадками и тайнами, где существует гармония между реальным и воображаемым.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это уже не первое произведение из цикла «Тысячи миров», напоминающее мне «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери. Даже роман «Умирающий свет», не может ввести в заблуждение своими боевыми сценами, потому что все остальное – неспешное повествование, философское созерцание и мечтательная грусть.

Поэтому я не удивился, когда Джордж Мартин устами главного героя произнес: «По ходу разговора я упомянул, что родился в Брэдбери, когда мои родители проводили свой отпуск на Марсе.»

Рекомендуется всем рожденным в Брэдбери…

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Философский, совершенно обворожительный рассказ. С первых же строк в голове всплыла картина Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана». Буквально воочию ты наблюдаешь за падением и восхождением белой пелены, воображаешь всё это в дивной своей красоте, и чувствуешь легкую тоску. Как и картина Фридриха, рассказ заставляет задуматься о таком одиноком и тернистом пути человеческой жизни.

Этим произведением Мартин поднимает вопрос о месте магии в нашей жизни. Да, да, магии неизвестности. Что еще так пленяет наш разум как загадка? Познать себя и окружающий мир, вот чем занимается человек с незапамятных времен. Срывает покров тайны. Но что будет когда «не знаю» станет абсолютным «знаю»? Конечно, до полного понимания всего сущего человечество вряд ли дойдёт, но по возможности всегда будет стараться рассеять мрак.

Два героя романа, владелец отеля Сандерс и Дубовски являют собой не только два различных взгляда на мир, но и два противоположных решения одной проблемы. «Ну зачем вам ещё одна планета?» — говорит Сандерс, «зачем превращать Призрачный Мир в ещё одну колонию Земли?» Однако мир колонизировали. На планете теперь живут люди и производится mistwine. Магия исчезла, нет больше «призраков» и рая для романтиков, зато есть ещё один пригодных для жизни мир, ставший, правда, всего лишь заштатной колонией. Будь всё по другому и измени Дубовски своё мнение ( хотя после его слов верится в это с трудом), надолго бы Призрачный Мир остался неизменным? Долго бы еще там жила магия? Думаю что нет.

Человеческой натуре присуще стремление к истине. Без него мы бы просто не смогли существовать. Но порой, так хочется, чтобы иррациональное пришло в наш мир и таким в нём и осталось. Неразгаданным. Я бы не стал рушить сказку этого волшебного мира, но все люди разные.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Принесённые призраками»

Рецензия на «Мистфаль приходит утром» Джорджа Р.Р.Мартина

Джордж Рэймонд Ричард Мартин известен всему миру фэнтезийным циклом «Песнь Льда и Пламени». Честно признаюсь, ни одну книгу оттуда я так и не прочитал. Ровно как и не смотрел ни одной серии «Игры престолов», снятой по мотивам «Песни…». Волею судьбы я ознакомился с рассказом «Мистфаль приходит утром». И не пожалел.

Перед прочтением казалось, что меня ждёт именно фэнтези. Ошибся. Рассказ является, скорее, чем-то средним между социальной и космической фантастикой. Действие происходит на планете Призрачный Мир, где существует только один отель как постоянная человеческая колония и бескрайний туман, в котором может произойти всё, что угодно.

Главный герой — журналист, от его лица ведётся повествование. В ненавязчивой манере описывается через призму протагониста как некоторые особенности мира — явная дань антуражу, слишком схематично вышло, — так и действия персонажей. На Призрачный Мир прибывает экспедиция, целью которой является доказательство или опровержение существования призраков. Здесь кроется основная дилемма произведения: управляющий «Облачного Замка», по фамилии Сандерс, того самого отеля, видит в учёных и их оборудовании угрозу своему малому бизнесу.

Вы, наверное, ожидаете какой-то подлянки со стороны хозяина отеля? Вот и я цинично надеялся на совершение любой гадости со стороны Сандерса. И опять Джордж Мартин обманул мои ожидания. Даже не знаю, как реагировать на это: то ли достоинство, так как сюжет получился при всей вялотекучести с неожиданными поворотами, то ли недостаток, так как появляется ощущение наивности автора. А он человек уже достаточно взрослый!

Ещё одни ожидания не оправдались в другой сфере: действиях самого журналиста. Что мы видим? Человек любуется инопланетными красотами, гуляют по лесу, болтает с Сандерсом и периодически пописывает очерки на темы, предлагаемые Призрачным Миром. После трёх месяцев ожидания результатов Джордж описывает мотания главного героя по другим планетам, где тот занимается профессиональной деятельностью. Нет чтобы оставить на Призрачном Мире, встретить его с искомыми призраками, закинуть в водоворот событий с приключенческим привкусом… Всего этого нет, и опять непонятно, хорошо это или плохо.

Надо отдать автору должное: он смог влюбить читателя (в моём лице) в Призрачный Мир! Возможно, я бы даже не отказался посетить «Облачный Замок» (да не атлас, не атлас, это не отсюда!) и прогуляться с бластером на поясе по затуманенному лесу. Может, именно на это делает ставку Джордж Мартин? Может быть. Не зря ведь в название вынесено пояснение, когда ждать мистфаль. Кстати, интересное решение: на Земле восход Солнца утром и закат её вечером, а на Призрачном Мире спад тумана (мистфаль) утром и поднятие оного вечером (мистрайз). Как можно перепутать — это к доктору Дубовски, командиру экспедиции, — не пойму!

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Хорошую работу переводчика — раз. Наверняка хороший язык первоисточника — два. Интересный, отчасти непредсказуемый сюжет — три. Возможность вместе с автором и протагонистом пофантазировать о будущем — четыре. Столкновение характеров — пять. Минус ищите в третьем, больше не выявил.

Начинаю понимать любовь читателей к прославившему Джорджа Р.Р.Мартина циклу. Если он написан на том же уровне, то надо будет поставить «Песнь Льда и Пламени» в приличный список книг, обязательных к прочтению в дальнейшем. Вы видите, как легко один рассказ довольно-таки скромных размеров смог заинтересовать меня в осваивании остального творчества автора! О чём это говорит? Правильно! Читать обязательно!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поэтичная зарисовка о красоте, о природе неуловимого очарования, о том, как легко его разрушить, о тонких струнах человеческой души — таких как любопытсво и любовь к таинственному почти примирала меня с творчеством Мартина. Очень тонкий, «воздушный» и печальный рассказ.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивый, где-то даже эстетский рассказ. Описания туманного мира хороши и выразительны. Но, честно говоря, мне не поверилось, что опасность в виде призраков так уж привлекала к этому миру, а выяснение его безопасности (при том, что осталось разное страшное зверье) в этом отношении убило весь интерес к планете. Абсолютно в это не верится. Но сама идея — безусловно хороша и вызывает полное сочувствие.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно красивый рассказ о том, как истина убивает мечту.

Цитата: «Ответы! Вечно им нужны ответы... Они просто не понимают, что сами вопросы куда изящнее...»

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

...В «Мистфале» мы попадаем в Призрачный мир – покрытая туманом, скалистая планета, малоинтересная для земледельцев и промышленников.

Сюда прилетали многие, но оставались лишь искатели приключений да романтики. И не так важно, что туман опасен, и порой в нем пропадают люди. Ведь здесь можно увидеть то, чего нет в других мирах – призраков.

Глазами журналиста мы видим «противостояние» двух лагерей – жителей, приспособившихся к местной природе и дорожащих ее уникальностью, и группой ученых, желающих во чтобы то ни стало исследовать явление и развенчать мифы. Местные бояться из-за этого потерять туристов и саму суть планеты, ученые грезят мировой сенсацией.

И читатель – смотрит на происходящее глазами журналиста, занявшего нейтральную сторону.

Тайна планеты в итоге будет раскрыта, но возникает вопрос – какова польза с этого? Исчезла таинственность, необычность, а что заняло их место?

Неплохой, в общем, текст малого формата, без излишеств, просто немного размышлений о вселенной.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивый, красочный рассказ. Действия в нем мало, это описательное произведение. Немного напоминает по стилю описания других миров у Р. Брэдбери. Такие же как у него чеканные, выверенные до слова предложения. Яркие и очень реалистичные описания природы. Тщательно продуманные диалоги. Все очень красиво, четко и лаконично.

Ну и, конечно, как в большинстве своих рассказов Мартин затрагивает ряд философских проблем. В данном случае это спор о праве на существование выдуманной, мистической реальности. Стоит ли разрушать волшебную сказку, разгадав все ее тайны?

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы подвел итог рассказу таким образом:«Никогда не следует разгадывать абсолютно все тайны, пусть хоть что-нибудь окажется непознанным. Иначе жизнь станет существованием».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ красивый, но, мне кажется, Мартин сгустил краски.

Вердикт маститого учёного («быть не может, потому что не могет быть!») нисколько не повредил бы мистико-романтической легенде Призрачного мира, поскольку главное здесь не призраки, а — туман.

Туман породил бы новые легенды, потому что он — неизвестность, таинство, что-то выходящее за пределы измерительных приборов. Туман необходим человеку ровно для того же, для чего он познаёт истину — для уголков неразгаданного, таинственного и манящего. Туман бы породил новые загадки, новые верования, сломил бы вердикты любых скептиков — в конечном счёте, волшебство нужно людям просто потому, что они мечтают, воображают и летают во сне. Так что убил бы некий профессор с кучей датчиков Волшебство? Конечно, нет. Но мы услышали.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ не совсем в духе Дж. Мартина, чем и интересен, открывает ещё одну грань мастерства писателя. Здесь нет экшна, да он и не нужен. Автор исподволь подводит читателя к решению вопроса, нужны ли человеку неразгаданные загадки, или им нет места. И однозначный ответ дать не так то и просто.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх