Джордж Р. Р. Мартин «В осаде»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Переработанная и расширенная версия рассказа «Крепость». На земле бушует ядерная война. Выигравших не будет, человечество обречено. Но есть последний шанс, и если не выиграть войну, то хотя бы спастись от бомб, чумы и ядовитых ветров. Экспериментальная машина времени позволяет перенести разум современного человека в тело человека из прошлого. Надо только выбрать ключевую точку истории и попытаться переломить ход событий. Одной из таких точек становится русско-шведская война 1808 года...
Входит в:
— цикл «Крепость»
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Third Annual Collection», 1986 г.
— сборник «Portraits of His Children», 1987 г.
— антологию «The Seventh Omni Book of Science Fiction», 1989 г.
— сборник «Ретроспектива», 2003 г.
— антологию «Futures Past», 2006 г.
— антологию «The Time Traveler's Almanac», 2013 г.
- /языки:
- русский (2), английский (10)
- /тип:
- книги (12)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), И. Оганесова (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 11 марта 2025 г.
Если оригинальный рассказ был написан товарищем Мартином в юном возрасте (и совсем еще несформировавшимся писателем), и от него веяло откровенной при всем таланте изложения однотипной позицией и несколько наивным взглядом на мир, то в переработанном виде уже повесть «В осаде» заиграла действительно новыми красками и приобрела больше смыслов и заигрываний с реальностью. Правда, насколько автор был погружен в исторические реалии ранее, настолько здесь он отнесся к ним уже несколько спустя рукава. Если в оригинале на нас так и сыпались названия и имена, то тут Мартин даже не удосужился посмотреть, кто был заместителем Сухтелена (здесь будет просто заместитель) и еще несколько подобных мелочей, но бросающихся в глаза. На это можно не обращать внимания ввиду того, что рассказ стал уже не просто размышлением о альтернативной истории, а полностью фантастическим произведением, но для тех, кто читал перед этим «Крепость», упустить такие детали не получится. Тем более, что и рассказ и повесть запихнуты самим Мартином в один сборник «Ретроспектива».
В остальном — неплохая темпоральная фантастика, которую можно легко разгромить в плане логики происходящих событий относительно игры со временем и связанных с этим парадоксов, но при этом, как всегда, мастерство рассказчика и неплохие внутренние размышления на тему личной ответствености перед историей и человечеством, не вызывают желания занудствовать слишком сильно. К тому же, весьма понравилась идея того, что при игрищах с ветками времени даже если ты не внес желаемые изменения, то все равно велика вероятность того, что одни только попытки вмешательства изменят будущее — в бОльшей или в меньшей степени, но все равно изменят.
В завершении можно сказать, что «Крепость» была переработана добротно и уж точно не без дополнительного профита для читателя. Ближе к бульваной фантастике, чем к научной, но в любом случае — к хорошему, крепкому чтиву развлекательного характера, где есть и о чем слегка задуматься.
yemets, 7 января 2014 г.
Насколько мне не понравилась «Крепость», настолько же, к большому моему удивлению, понравился рассказ «В осаде». Написано совсем другим, уже мартиновским языком, есть интрига, неожиданная развязка. И это полноценная фантастика, а не бледное псевдоисторическое изыскание. Отдельно «улыбнула» сценка, где шведский солдат должен был убедить своего короля Карла держаться подальше от Полтавы : ). Рекомендую.
Pupsjara, 7 мая 2007 г.
Что «Крепость», что этот рассказ меня не впечатлили. Историческая и фантастическая составляющие этого рассказа не убедительны. Читать не рекомендую.
cherepaha, 16 июня 2007 г.
Не обязательно быть хорошим шахматистом, для того, чтобы сделать правильный ход в нужный момент. Или не правильный.
newcomer, 8 сентября 2008 г.
Все-таки написание произведения на историческую тему требует соблюдения определенных рамок. Внутри них автор может переиначивать ход событий как захочет, но конец так или иначе остается реальным или приближенным к реальному. «В осаде» — как раз из таких рассказов, и весьма неплохих, стоит признать.
CONSUL, 6 июля 2008 г.
Иногда бывает очень интересно покопаться в хронопотоке, но если копнуть слишком глубоко, то конечный вариант может оказаться очень непредсказуемым. Хотя у героев рассказа была лишь одна цель — предотвратить уже произошедший апакалипсис. Например, в тексте есть прямая ссылка на то, что если все пойдет по их плану, то Россия может не выстоять во времена второй мировой войны (или даже первой, если конечно в этой ветви реальности они будут).
Хоть и переделанный, рассказ еще далек от совершенства. На мой взгляд, лучше было бы написать его с чистого листа, чем переиначивать старый институтский опус.
Тимон, 31 октября 2007 г.
Рассказ в первую очередь напомнил фильм «12 обезьян» с Брюсом Уилисом. Грамотное вплетение фантастики в историю. И очень понравился финальный (эгоистичный!) но очень правильный поступок героя.