fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.04
Оценок:
7374
Моя оценка:
-

подробнее

Песнь Льда и Огня

A Song of Ice and Fire

Другие названия: Песнь Льда и Пламени

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 283
Аннотация:

В качестве основы при создании своей эпопеи Мартин использовал историю войны Алой и Белой Розы, крупнейшего феодального внутригосударственного конфликта в истории средневековой Европы, когда в течение 30 лет две ветви английской королевской династии Плантагенетов (Ланкастеры и Йорки) сражались за престол. Во время войны свершились все мыслимые и немыслимые преступления и измены, погибла практически вся старинная англо-норманнская знать, а честь рыцарства буквально была втоптана в грязь. Фэнтезийной калькой этих событий и является история Семи Королевств. Действие цикла Мартина фрагментарно и из этих фрагментов складывается эпическая картина любви и ненависти, мира и войны, беспощадной схватки за власть и бескорыстного самопожертвования. Этот цикл — фэнтезийная «Война и мир», здесь нет единого героя, в восприятии которого показывались бы события (хотя в центре событий и находится семья Старков). Героев много, они стоят по разные стороны баррикад и у каждого своя правда, всё, как в жизни, без примитивного деления на чёрное и белое.

С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карты:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.12 (606)
-
13 отз.
  • Пламя и кровь: Кровь драконов
  • Пламя и кровь: Пляска смерти
7.60 (329)
-
7 отз.
7.52 (553)
-
9 отз.
8.03 (599)
-
19 отз.
7.60 (329)
-
7 отз.
7.52 (553)
-
9 отз.
8.03 (599)
-
19 отз.
8.59 (2025)
-
46 отз.
8.44 (3900)
-
104 отз.
8.30 (3009)
-
52 отз.
8.44 (2611)
-
35 отз.
 
 
 
 
 
 
8.99 (10925)
-
339 отз.
9.10 (9098)
-
152 отз.
9.14 (8853)
-
146 отз.
8.61 (7648)
-
167 отз.
8.74 (6143)
-
103 отз.
 
1 отз.
 
  • + Фрагменты, отдельно опубликованные главы:
8.93 (347)
-
1 отз.
9.00 (309)
-
8.67 (289)
-
8.59 (272)
-
8.63 (200)
-
  • Reek  [= Теон Грейджой] (2008) [фрагмент "Танца с драконами"]  
8.73 (257)
-
8.74 (39)
-
9.04 (165)
-
2 отз.
8.44 (63)
-
1 отз.
8.79 (280)
-
4 отз.
8.92 (13)
-
7.30 (79)
-
2 отз.
6.76 (68)
-
6.60 (62)
-
6.62 (59)
-
6.37 (57)
-
6.49 (57)
-
6.53 (56)
-
6.61 (53)
-
6.59 (52)
-
6.62 (54)
-
6.53 (52)
-
6.70 (52)
-
6.61 (52)
-
6.50 (49)
-
6.61 (48)
-
6.49 (50)
-
6.59 (49)
-
6.72 (48)
-
6.72 (49)
-
6.34 (33)
-
6.10 (33)
-
6.24 (34)
-
6.55 (29)
-
6.64 (28)
-
6.79 (29)
-

Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Цикл первые две книги (США)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2002 // Цикл первые 3 книги (США)

лауреат
Книжная премия Рунета, 2015 // Бестселлер OZON.ru в категории "Книги"

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, Ретроспектива - лучшее за 20 лет // Переводная книга фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Цикл (США)

Экранизации:

«Игра престолов» / «Game of Thrones» 2011, США, реж. Брайан Кирк, Даниэль Минахан, Тимоти Ван Паттен



Похожие произведения:

 

 


Легенды
1999 г.
Игра престолов. Книга I
1999 г.
Игра престолов. Книга II
1999 г.
Битва Королей. Книга 1
2000 г.
Битва Королей. Книга 2
2000 г.
Игра престолов. Книга I
2000 г.
Игра престолов. Книга II
2000 г.
Игра престолов
2001 г.
Битва королей
2001 г.
Буря мечей. Книга 1
2002 г.
Буря мечей. Книга 2
2002 г.
Буря мечей
2003 г.
Битва Королей
2004 г.
Битва Королей
2004 г.
Буря мечей
2004 г.
Буря мечей
2004 г.
Игра престолов
2004 г.
Игра престолов
2004 г.
Ретроспектива II: Стеклянный цветок
2005 г.
Легенды II
2006 г.
Битва королей
2006 г.
Буря мечей
2007 г.
Игра престолов
2007 г.
Пир стервятников
2007 г.
Пир стервятников. Книга I
2007 г.
Пир стервятников. Книга II
2007 г.
Пир стервятников
2008 г.
Стеклянный цветок
2008 г.
Буря мечей
2009 г.
Игра престолов
2009 г.
Игра престолов
2011 г.
Игра престолов
2011 г.
Битва королей
2011 г.
Пир стервятников
2012 г.
Буря мечей
2012 г.
Буря мечей. Пир стервятников
2012 г.
Пир стервятников
2012 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2012 г.
Воины
2012 г.
Танец с драконами
2013 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2014 г.
Воины
2014 г.
Рыцарь Семи Королевств
2014 г.
Смертельно опасны
2015 г.
Негодяи
2015 г.
Рыцарь Семи Королевств
2015 г.
Игра Престолов. Часть 1
2015 г.
Игра Престолов. Часть 2
2015 г.
Битва королей. Часть 1
2016 г.
Битва королей. Часть 2
2016 г.
Игра престолов
2016 г.
Мир Льда и Пламени: Официальная история Вестероса и Игры Престолов
2016 г.
Пир стервятников
2016 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2016 г.
Битва королей
2016 г.
Буря мечей
2016 г.
Игра престолов
2017 г.
Книга мечей
2018 г.
Буря мечей
2018 г.
Пламя и кровь: Кровь драконов
2018 г.
Битва королей
2018 г.
Игра престолов
2019 г.
Пламя и кровь: Пляска смерти
2019 г.
Битва королей
2019 г.
Пир стервятников
2019 г.
Танец с драконами. Грезы и пыль
2019 г.
Игра престолов
2019 г.
Пламя и кровь
2019 г.
Мир Льда и Пламени
2019 г.
Буря мечей. Том 1
2019 г.
Буря мечей. Том 2
2019 г.
Буря мечей
2020 г.
Битва королей
2020 г.
Рыцарь Семи Королевств
2021 г.
Рыцарь Семи Королевств
2022 г.
Пламя и кровь. Кровь драконов
2023 г.

Периодика:

Asimov's Science Fiction, July 1996
1996 г.
(английский)
Asimov's Science Fiction, December 2000
2000 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Мир Льда и Пламени: Официальная история Вестероса и Игры Престолов
2010 г.
Игра престолов
2018 г.
Битва королей
2019 г.
Буря мечей
2020 г.
Пламя и кровь
2020 г.

Аудиокниги:

Игра престолов
2012 г.
Игра престолов
2013 г.
Игра престолов
2013 г.
Битва королей
2014 г.
Буря мечей. Часть 1
2015 г.
Буря мечей. Часть 2
2015 г.
Буря мечей. Часть 3
2015 г.
Пир стервятников
2016 г.
Танец с драконами
2016 г.
Танец с драконами
2016 г.

Комиксы и графические произведения:

Игра престолов. Книга 1
2014 г.
Игра престолов. Книга 2
2015 г.
Игра престолов. Книга 3
2015 г.
Game of Thrones: Благородные Дома Вестероса. Сезоны 1-5
2016 г.
Игра престолов. Книга 4
2016 г.
Игра престолов. Графический роман
2018 г.

Прочие издания:

The Lands of Ice and Fire
2012 г.
(английский)
Пир Льда и Огня. Официальная поваренная книга «Игры престолов»
2014 г.
Земли Льда и Огня
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A Game of Thrones
1996 г.
(английский)
A Storm of Swords
2000 г.
(английский)
Year's Best Fantasy
2001 г.
(английский)
Legends: Short Novels By The Masters of Modern Fantasy
2001 г.
(английский)
Quartet: Four Tales from the Crossroads
2001 г.
(английский)
A Clash of Kings
2002 г.
(английский)
Legends II
2003 г.
(английский)
A Feast for Crows
2005 г.
(английский)
Troonide mäng
2006 г.
(эстонский)
Warriors
2010 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Feast for Crows
2011 г.
(английский)
A Feast For Crows
2011 г.
(английский)
A Storm of the Swords. 1: Steel and Snow
2011 г.
(английский)
Warriors 1
2011 г.
(английский)
A Game of Thrones
2011 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
A Feast For Crows
2011 г.
(английский)
A Game of Thrones
2011 г.
(английский)
A Storm of Swords
2011 г.
(английский)
A Storm of Swords
2011 г.
(английский)
A Feast for Crows
2011 г.
(английский)
Juego de tronos
2012 г.
(испанский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance With Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
The Sword & Sorcery Anthology
2012 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume II
2012 г.
(английский)
Epic
2012 г.
(английский)
Warriors
2013 г.
(английский)
Гра престолів
2013 г.
(украинский)
A Game of Thrones
2013 г.
(английский)
The Wit & Wisdom of Tyrion Lannister
2013 г.
(английский)
The Wit & Wisdom of Tyrion Lannister
2013 г.
(английский)
Dangerous Women
2013 г.
(английский)
Битва королів
2014 г.
(украинский)
Rogues
2014 г.
(английский)
The World of Ice and Fire: The Untold History of Westeros and The Game of Thrones
2014 г.
(английский)
The World of Ice and Fire: The Untold History of Westeros and The Game of Thrones
2014 г.
(английский)
A Knight of the Seven Kingdoms
2015 г.
(английский)
Разбойници
2015 г.
(болгарский)
Буря мечів
2015 г.
(украинский)
Бенкет круків
2016 г.
(украинский)
A Game of Thrones
2016 г.
(английский)
Лицар сімох королівств
2017 г.
(украинский)
The Book of Swords
2017 г.
(английский)
The Book of Swords
2017 г.
(английский)
Танок драконів
2018 г.
(украинский)
The Book of Swords: Part II
2018 г.
(английский)
The Book of Swords
2018 г.
(английский)
Fire & Blood
2018 г.
(английский)
Битва королів
2019 г.
(украинский)
Гра престолів
2019 г.
(украинский)
Вогонь і кров
2019 г.
(украинский)
A Clash of Kings
2019 г.
(английский)
A Storm of Swords
2020 г.
(английский)
The Rise of the Dragon: An Illustrated History of the Targaryen Dynasty, Volume One (The Targaryen Dynasty: The House of the Dragon)
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, кажется безумием в 2025 году писать отзыв на Игру престолов, но, поскольку как-то незаметно минула четверть века со дня выхода последней книги цикла, нужно всё же собраться с силами и сказать, а, вернее, даже подытожить для самого себя всё то, чем этот цикл был, и к чему он пришёл.

Познакомился я с миром ПЛИО посредством ставшей уже культовой антологии «Легенды», для которой Силверберг заставил кучу мэтров ФиФ написать по небольшому (с Джорданом не прокатило, ха-ха) вбоквелу, раскрывающему сеттинги их эпопей. Покупал я её ради повести Кинга про смиренных сестёр Эллурии из Тёмной Башни, фанатом которой стал незадолго до этого, случайно прикупив пару томов в переходе метро, но это, как говорится, другая история. Прочтя Кинга, я продолжил и где-то в середине наткнулся на совершенно крышесносную новеллу «Межевой рыцарь», имя автора которой мне не говорила ровным счётом ничего, кроме того, что его средние инициалы такие же, как у Толкина. Излишне говорить, что, закончив Межевого рыцаря, я помчался в Дом Книги и купил удачно выпущенные первые три тома саги. Произошло это в 2002 году, я это хорошо помню, т.к. в том году посещал подготовительные курсы для поступления в универ, но вместо конспектов как раз штудировал набранные весьма убористым шрифтом тома в белых переплётах, первое издание серии на русском. Наверное, именно поэтому в универ я не поступил, зато поступил в мир Семи Королевств, куда вскоре в ультимативном порядке были затащены и некоторые из моих друзей.

И здесь читатель резонно воскликнет: о каком последнем томе он говорит, когда продолжения выходили и позже, да и в целом сага не завершена. А я отвечу то же, что за последние годы много раз утверждал в любой беседе, касающейся мира ПЛИО: эпопея дописана не будет, а всё, что вышло после «Бури мечей» — натужная халтура, которую ДРРМ писал то ли по кабальному контракту, то ли просто желая подзаработать на старости лет, но исключительно по коммерческим соображениям. И, будучи автором в первую очередь рассказов, которому большие вещи давались мучительно и редко, даже за большие, да что там – огромные, колоссальные бабки – не сумел выполнить задачу, потому что, как говорил Гнойный, «я вижу не 11 треков, а 11 сроков за изнасилование себя». Если кто-то верит, что восьмидесятилетний старик, который рожает по роману в 10 лет, вдруг резко мобилизуется и выдаст на-гора два, а, может, и три романа, где расплетёт все узлы интриг и раздаст сёстрам по серьгам, то хочется пожать человеку руку и ободряюще потрепать по плечу. Нет, сага дописана будет, только вот не самим Мартином, а гострайтером типа того чувака, который после смерти Джордана живенько взялся и за несколько лет закрыл все вопросы по «Колесу времён». Я даже подозреваю, что готовый текст уже лежит где-нибудь в сейфе и ждёт своего часа, уж больно жирный куш эта наша ПЛИО, издатели от такого отказываться не будут и не станут.

Так что для меня оригинальный цикл является трилогией, и вот в таком виде, будучи очищенным от шелухи про Таргариенов, историю домов и чёрт-те-что-ещё, он предстаёт куда более цельным и сильным произведением. Здесь самое время вновь обратиться к справкам и взглянуть, как ДРРМ книги эти создавал. Первый роман цикла увидел свет в 1996, второй – в 98, третий в 2000-м. Кирпичи это немаленькие. Про структуру уж помолчим, и так ясно, что сюжетные линии, если их начать рисовать, будут выглядеть как мангры где-нибудь в дельте Ганга. То есть, работа серьёзная. А теперь посмотрим на творческий путь Мартина: человек отнюдь не напрягался на писательском поприще и явно правилу Кинга про 6 страниц в день не следовал. За практически полвека(!) восемь романов, два десятка повестей, вдвое больше рассказов. Негусто так-то. И тут мужчина за шесть лет выдаёт объём чуть ли не вдвое больше, чем за предыдущие лет пятнадцать. Мощно? Да не то слово! И понятно, почему книги читаются влёт: автору самому было дико интересно их писать, он полюбил своих персонажей, любовно их сводил, разводил и убивал, наверное, не без грусти (хотя, думаю, описывая сцену убийства Тайвина Линнистера, он гаденько хихикал).

Но к миллениуму ему это всё надоело. Чем он увлёкся, я не знаю, но, думаю, он просто не знал, как всё завершить, что бы там ни рассказывал в интервью. Здесь я всегда вспоминаю ещё один безпримерный долгострой – Ван Пис Эитиро Оды. Там, если кто не в курсе, стая пиратов плывёт за макгаффином. Плывёт уже лет тридцать, и конца этому не видно.

Так вот, Ван Пис, конечно, весчь легендарная, но любая концовка многочисленными фанами уже предсказана и объяснена, так что эффект неожиданности не случится. Думаю, Оду это пугает, поэтому он оттягивает конец, как может. А ведь Ван Пису лучше всего подошло бы завершение примерно после пятисотого эпизода (то есть, ОЧЕНЬ давно), когда решили казнить брата ГГ, он помчался с командой его спасать, и вот там бы – парапам – их бы убили тоже. Всех. И в этом была бы правда жизни, что какой бы ты ни был расталантливый пират и легенда, против Мирового Правительства не попрёшь. Наверное, Оду бы после такого самого завалили, но эффект вышел бы сильный, согласитесь.

При чём тут ПЛИО? Да при том, что окончание третьего тома прекрасно звучит, как окончание всей Саги. Эдакий абсолютно открытый финал. Это же прекрасно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тирион закрывает гештальт, убивая отца, Джейме осмысляет свою жизнь, выводя каракули непослушной левой рукой в Белой Книге, Санса находит свою судьбу в руках опытного интригана, Джон остаётся на Стене, Арья отправляется за море, Дейенерис становится королевой и правит своим кхаласаром. А жизнь Семи королевств продолжает течь, ведь история – история никогда не прекращается.
И это было бы стократ честнее и лучше, чем последовавшие унылые потуги, где полюбившиеся читателям персонажи напоминают выкопанных покойников. Я даже скажу страшное — вполне уверен, что изначально ДРРМ так и замышлял, но уступил довлению почуявших золотую жилу издателей. В итоге неудачные продолжения довершил бездарный сериал, и эпопея стала настолько общим местом, что про неё как-то даже неловко упоминать в приличной компании.

Сей финт был бы ещё более эпичен, ибо такого до Мартина никто не делал. Завершение фэнтези-циклов вообще штука непростая, «и жили они долго и счастливо» тут не напишешь, читателя подводить к завершению нужно бережно. Толкиен вон целый том написал, который Джексон позже выкинул (и правильно сделал, потому что драматургия в кино работает иначе). Не то, что я много читал эпических фэнтези-циклов, всё больше бросал на полдороге по причине нарастающей скуки, но на память из удачных сразу приходит уже упоминавшийся Толкиен, Ведьмак (пусть и с альтернативным финалом) и, пожалуй, «Память, скорбь и шип» Уильямса. Думаю, ближе других к предложенному мной варианту подобрался Аберкромби, который Логена в окно выбросил. Вот это было смело, было бы и у Мартина, но не сложилось.

Так что ПЛИО осталась эдаким недостроенным монстром наподобие Саграда Фамилии. Всё когда-то завершится, завершится и ПЛИО, и, наверное, хорошо, но для меня это будет уже другая история. Я предпочту остаться в просторной светлой горнице, сидя рядом с Джейме при свечах. За окном сгустились сумерки, а на столе открыта Белая книга. В ней лишь на четверть исписанный лист, и там можно написать всё, что захочешь.

Всё, что захочешь…

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала кажется, что мир Мартина — масштабный, разнообразный, эпичный и весьма реалистичный. Столько взглядов, верований, традиций. И все это приходит в движение, развивается множество сюжетных линий и ты ждешь, что это сольется в единый поток с впечатляющим результатом и финалом.

Но потом понимаешь, что все это действо на деле лишь «мясорубка», а кажущееся разнообразие создано специально для того, чтобы приправить его оригинальными моментами — и на деле высосано из пальца. Нет никакой глубокой основы за верованиями и традициями, есть просто разноцветная боевая экипировка и знамена, чтобы все не сливалось в кашу. Но в конце все равно слилось и финал просматривается нелепый и несуразный — в сериале его даже попытались показать, а в книге Мартина он пугает и потому книга не дописана уже многие годы.

Потому что в серии нет идеи, нет стержня — а без стержня это все просто пустая трата времени, хайп ради хайпа.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не писал отзывы на какие бы то ни было произведения, но на этот раз не смог удержаться. Слишком много хвалебных од воспевают этот цикл, настолько много, что можно придти к выводу, что он восхитителен, и считать иначе — глупо. Но я бы убедительно попросил вас не поддаваться напору фолиантов хвалебных отзывов, заглушить и фанатов сериала адаптации. Подойдите к циклу (если вы решитесь его читать) — с холодной головой. Не претендую на то, что мое мнение — истина в последней инстанции, но я попробую объяснить и обосновать свою точку зрения.

Итак, внимание знатоки, что в черном ящике?

Начну с плюсов:

Неплохо прописанные характеры персонажей. За некоторыми персонажами действительно интересно наблюдать. Персонажей великое множество и даже среди линий 1 и 2 плана есть много различных типажей. Скорее всего для каждого найдется минимум один-два персонажа, которые смогут заинтересовать.

Поклонники натуралистических сцен найдут много интересного для себя. Эротические сцены разного уровня… специфичности, весьма яркие и жесткие описания кровавых сцен.

Отсутствие выраженных сил чистого добра и чистого зла придают произведению оттенки реализма.

Теперь же к минусам и неоднозначным моментам:

Для начала важная ремарка которую многим стоит уяснить сразу: Это не фентези.

Это произведение, которое иногда притворяется фентези, но если убрать из него те немногие элементы, что роднят его с этим жанром — то произведение не пострадает, так как эти элементы весьма вторичны и не оказывают значительного влияния на сюжет. Они крайне плохо интегрированы в мир и их легко заменить на нечто не связанное с фентези без потери смысла. Примеры конкретики ниже, раскрытие сюжета незначительно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если убрать из сюжета белых ходоков и заменить их на неких воинственных варваров захватчиков с далекого севера — ничего кроме ауры таинственности не пострадает. Это декорация. Мало того — эта декорация ещё и пассивная на протяжении почти всего произведения.

Если заменить драконов на какие-нибудь инженерные осадные приспособления — мир тоже не пострадает. Как они связаны и взаимодействуют с другими элементами мира повествования? Что читатель знает о них из произведения как о принципиально иной форме жизни? Как союз этих существ с людьми был обоснован, так, чтобы это объяснение не вызывало гомерического хохота? Это снова декорация. Эпичная, более активная, чем первая но все же — очень картонная декорация.

Непосредственная нужда именно в этих фентезийных элементах отсутствует. Они для этого слишком локальны и не самостоятельны. Все это должно иметь сценарный смысл и связность в рамках вселенной. В противовес, попробуйте убрать фентезийные элементы из Эрагона. Привожу этот пример не как эталон совершенства, но как пример того, где интеграция в мир состоялась, и фентезийная составляющая значительна для произведения.

Можно поспорить, дескать здесь просто низкое содержание магии и это низкое фентези. Но нет. Пираты Карибского моря это низкое фентези, Ван Хельсинг — низкое фентези. Низкое содержание магических феноменов не означает, что они не должны быть интегрированы и значимы. Уберите ка из этих произведений фентези элементы и замените их на что-то иное без потери идеи и качества сценария. Зачем это тогда нужно, спросите вы? Да для того, чтобы привлечь побольше внимания к книге. Эти декорации нарочито окажутся на самом видном месте — на обложках и на первых страницах книги. Вскоре вы выясните, что вас попросту обманули.

Если вы пришли сюда за легким и увлекательным чтивом для того чтобы расслабиться — можете сразу проходить мимо. Цикл написан очень тяжело, это пирамида Хеопса, где слог автора тяжел, как каменные блоки из которых она построена.

Количество персонажей огромно, а значение для сюжета у многих из них может быть спорным (если вы считаете, что в адаптации персонажей много, то знайте, в первоисточнике их ещё больше), из-за этого персонажи и их роли могут теряться из памяти и вы неизбежно будете задаваться вопросом «а кто это?».

Слишком много событий, сцен, явлений, которые выглядят так, будто были написаны исключительно для того, чтобы удовлетворить желание автора в описании разного рода жестокости и натурализма. Вопрос не в наличии этих сцен, а в их количестве и целесообразности. Я бы описал это так: я люблю острые приправы к еде, но мне кажется странным, когда приправы становится так много, что я уже не чувствую вкус еды. Особенно если я ем то, что острым быть не должно. Подобное явление присуще Сапковскому, где в каждой второй главе упоминаются темы ниже пояса, здесь они так же упоминаются нередко, только в случае с Мартином к этому добавляются темы кровавой жестокости, которые встречаются так же часто и чаще всего не имеют сюжетного смысла. Это не поможет в раскрытии персонажей или создании мотивов конкретным сценам — оно равномерно разливается по всему повествованию. Лично я считаю такой подход — утомительным.

Проблема построения мира повествования. Автор создал огромный мир с различными локациями, каждую из которых нужно тщательно прописать. Но это порождает проблему — каждая из новых разновидностей локаций требует времени на погружение в нее читателя, принятия ее культуры, законов, особенностей флоры, фауны, архитектуры, рельефа итд. Попытка внедрить одновременно много различных локаций — приводит к дезориентации читателя и, потенциально- к снижению качества проработки этих локаций. В данном случае получилось и то и другое. Другая проблема мира повествования — интеграция. Интеграция повествования в особенности локации состоялась плохо — локации и повествование во многих случаях существуют отдельно друг от друга, динамичной связи между миром и действиями — мало. Для сравнения- вспомните Архив Буресвета, например, описанные там Расколотые Равнины и события на них происходящие.

Растянутый основной сюжет повествования. За ширмой интриг, натурализма и пары сотен второстепенных линий и событий — можно забыть тот факт, что основные конфликты, вопросы и идеи сюжета не имеют развития большую часть времени. С решением или даже просто упоминанием непосредственно ключевых вопросов сюжета все обстоит крайне плачевно. Повествование подобно бегуну, что бежит на беговой дорожке с меняющимися фотообоями на заднем плане, он бежит, но реального движения вперед не происходит.

А теперь важный пункт, который есть у этого отзыва и которого нет у произведения Мартина — надежда на то, что читатель увидит финал написанного. Да, это камень в огород активного написания завершения саги. Разумеется, это не единственное в своем роде произведение, которое не спешит представить читателю развязку, вспомнить хотя бы Ротфусса и его Двери из камня. Но проблема в масштабе и критичности этой проблемы, если сказать прямо — автору произведения на момент написания отзыва — 75 лет, а последняя выпущенная книга вышла примерно 13 лет назад и это не звучит как что-то нормальное. При этом ожидаемая книга не является последней в серии. Возможно, я не достаточно оптимистичен, но лично мне кажется — что это уже перебор. Лет так на 6 минимум.

Добавлю личное наблюдение, как человек, знакомый с процессом написания книги — так как уже больше десятилетия автор пишет в стол он просто мог утерять писательский запал. Долгое написание без публикации и обратной связи не способствует активной писательской работе.

Все это приводит нас к синергии:

Очень растянутое и плохо сконструированное повествование. Автор пытается объять очень многое и сразу. Множество локаций, персонажей, сюжетных идей, жанров. Это выглядит как попытка поместить в одно место все и сразу, но это неизбежно приводит к недоработкам в большинстве отдельно взятых элементов и сложностями по части их связывания между собой. И в качестве вишенки на торте — есть высокий шанс, что завершения замысла автора в его исполнении читатель не увидит.

Так что же в черном ящике?

Цикл льда и пламени несомненно огромный труд, на который была потрачена огромная масса усилий. Автор старался поместить в него многое. Но мое мнение таково, что было бы значительно лучше, если бы из произведения была изъята добрая половина второстепенных и третьестепенных линий и немного больше времени уделено основным конфликтам. В качестве альтернативы было бы гуманнее по отношению к читателю, если бы было написано несколько отдельных произведений меньшего объема, каждое из которых было бы более комплексно проработано в рамках меньшего количества локаций и персонажей, прежде чем объединять все это в единое целое. Возможно разбиение на более локальные и меньшие по объему книги — решило бы и проблему с написанием завершения саги — так читатель бы получил за прошедшие 13 лет хотя бы часть того, что должен был получить от Ветров Зимы и автору бы не пришлось бороться одновременно со всеми его бесконечными линиями второго-третьего плана.

Стоит ли это читать? Можете попробовать, но не рассматривайте это как нечто необходимое для прочтения.

Мой личный вердикт: 5

Не худшее, но и далеко не лучшее произведение. Чрезмерно переоцененное, отчасти благодаря сериалу (первым сезонам во всяком случае) . Прочел цикл наполовину и продолжать — нет желания.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и я прочитал эту, не побоюсь яркого эпитета, культовую эпопею. :) Сразу оговорюсь, речь идёт о пяти «основных» книгах без приквелов и вбоквелов. Сериал не смотрел, да, наверное, и не буду, буду ждать продолжения книги.

Говорить о сюжете, наверное, в общем то и не стоит, там более что сюжетных линий много, они сходятся, расходятся, прерываются и возобновляются. В общем и целом — борьба за власть в некоем царстве-государстве, военное, политическое и всякое другое противостояние между аристократическими домами. Многочисленные герои воюют друг с другом, заключают союзы, нарушают их, убивают, интригуют. В отличие от большинства подобных книг, тут нет однозначно плохих и однозначно хороших, большинство героев стоят друг друга, временами вызывая сочувствие, а временами — отторжение и неприятие у читателя. Но, реальная жизнь в средневековье была именно такой, кровавой и жестокой, так что это, на самом деле, большой плюс — повествование не воспринимается сопливой сказочкой в духе куртуазных рыцарских романов. Ещё одним несомненным плюсом является непредсказуемость автора, он достаточно легко может «убить» героя, который при чтении воспринимался основополагающим и было ощущение, что этот-то персонаж уж точно доберётся до финала. И ещё одна важная особенность — магии и сверхъестественного не так уж и много, по крайней мере такого, что оказывало бы заметное влияние на сюжет.

К первой части я подходил с некоторой опаской, ведь зачастую распиаренные произведения вызывают лишь разочарование. К счастью этого не произошло, «Игра престолов» понравилась, хотя и не настолько, чтобы сразу начать читать следующую часть. Но через несколько месяцев, прочитав «Битву королей» я уже окончательно втянулся и не останавливался, пока не прочитал все книги. Разумеется я знал, что финала не будет, но повествование держало в напряжении и не отпускало, более того, по завершении чтения, я начал сам в голове строить возможные варианты развития сюжета. :)

Ну и что ж, я присоединился к тем толпам людей, которые ждут, когда же Мартин разродится давно обещанным продолжением и окончанием. Повторюсь, сериал не смотрел, но разумеется про него слышал, так что знаю, что в сериале сюжет получил некое завершение. Возможно поэтому то и приходится так долго ждать бумажного продолжения — автор не хочет повторять в книге сценарий, но при этом, наверняка, использовал какие-то свои удачные идеи для сериала и теперь находится в некотором затруднении, что же ему делать со своими героями и как же завершить эпопею... В общем поживём — и возможно увидим. Но это не точно. :)

Резюмируя, могу сказать, что ПЛиО мне весьма понравилась. Не идеал, нет, но так и идеала, наверное, не бывает.

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не собираюсь быть чересчур многословным и подниму только один вопрос, который занимает меня с тех самых пор, как я открыл первые страницы первого романа «Песни Льда и Огня» (я из тех, кто сначала прочитал все, что успело выйти, а потом уже стал смотреть сериал). Возьмем, к примеру, Толкина. Он хотел создать английский эпос – поэтому так тщательно сконструированы история и мифология Средиземья, поэтому на каждой странице «Властелина Колец» чувствуется множество прошедших лет и тоска по прошлому. Или, например, Урсула Ле Гуин с ее Земноморьем. Ее базовая идея – становление человека, познание самого себя, преодоление зла в себе и в других людях. Все это тоже прекрасно ощущается при чтении. А вот с какой целью взялся за свое монументальное сочинение Мартин? Конечно, он превосходно воссоздал процесс погружения средневекового феодального государства в хаос междоусобных войн, сдобрив его щепоткой магически-мистической жути и добавив самых настоящих драконов, – но все-таки какова основная идея его замысла? Сдается мне, что ее как таковой и нет, а просто Мартину захотелось отметиться в жанре эпического фэнтези, чтобы потом сказать: а вот я тоже так могу!

Поначалу и без стержневой идеи получилось, конечно, эффектно и мощно: просто выложить перед читателем ряд сочных ломтей средневековой жизни со всеми натуралистическими подробностями, заодно угробив при этом как можно больше народу. Но это все само по себе быстро надоедает и начинает утомлять, а ничего нового взамен мистер Мартин так и не смог предложить. Так что, по-моему, как раз отсутствие базовой идеи и загубило «Песнь Льда и Огня»: с каждым новым романом действие становится все более тягучим, запутанным и бессмысленным. Сейчас оно зашло уже в такие дебри, что неохота даже помнить и разбираться, что там к чему на данный момент. А если цикл и будет когда-нибудь завершен, не уверен, что у меня возникнет желание его дочитывать.

«И начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия…»

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нечто такое, что выходит раз в сто лет и то по счастливому стечению обстоятельств. Можно как угодно относиться к данному циклу, но то что он является действительно стоящим к изучению, и не только поклонникам фэнтази — несомненный факт. Лично для меня — лучший фэнтазийный роман на данный момент, да и наверно уже и на всю оставшеюся жизнь. Естественно ставшей неимоверно популярным после выхода сериала, данное произведения тут же обзавелось кучей ненавистников и просто не понимающих людей, мол «за что ему такие почести и дифирамбы?». И я вам скажу за что — да за всё. Особенно после того как изучил не меньше сотни различных авторов подобного жанра, где оказалось, что поставить настолько сильный сюжет мало кто в состояний, да что там, мало кто в состояний хотя бы приблизиться к той неповторимой атмосфере. Несомненно в нём есть недостатки и их не мало, этого я не отрицаю, но их с лихой покрывают его железные плюсы.

Хочу так же высказать благодарность создателем сериала, они смогли вернуть людей к книгам, смогли заставить начать изучать первоисточники, а после, те кто уже распробовал, возможно захотел большего, и вот тебе открыта пучина других всевозможных авторов. Вот только всё не то, и уже с десяток прочитанных книг у многих возникает вопрос — А где ещё что-то подобное есть? И горький ответ собственным опытом шепчет тебе — Нет, такого почти нет.

Да! вы можете сказать, что я сейчас тебе назову кучу других авторов намного лучше Мартина, а этот твой «ПЛиО» просто попса-попсой, чернуха на чернухе и нет там ничего стоящего. Но я то знаю, что все эти доводы будут лишь результатом влияния чрезмерной популярности, либо других абсолютно ничем не подкрепленных высокомерных мнений. Ведь на самом деле, если смотреть объективно и со знанием материала, то перед нами лучший представитель своего жанра, и наверно в ближайшем будущем вряд ли предвидятся какие-нибудь конкуренты. Смиритесь ненавистники — это факт.

Спасибо за внимание. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 9
– [  52  ] +

Ссылка на сообщение ,

А как все хорошо начиналось. Историческое фентези про войну Алой и Белой Роз с минимумом магии и глобальной угрозой на заднем фоне. Попытка изобразить достоверный мир и реалистичных героев. Сделать стороны конфликта равноценными.

Что же пошло не так? Давайте по порядку.

«Мы защищали эти земли тысячи лет. Мы Стена. Мы последняя защита людей. И знаете что? Пошло оно все нахер, там без нас власть делят!»

(Реальные мысли кого-то из Ночного Дозора).

Не смотря на то, что мир у нас вроде псевдореалестичный, здесь слишком много чисто фентезийных допущений. Династии, что держаться века, организации, неизменно существующие тысячелетиями, сборище уголовников, что держится лишь на честном слове… Все это портит восприятие цельности мира.

«Раз сериал исторический, а история у нас вся про кровь и любовь, давайте засунем в него побольше кишок и порнухи, ажиотажа ради.»

(Логика каналов вроде НВО или Старз).

Явный перебор с чернухой. Поначалу это не так заметно, но чем дальше, тем больше. Там, где хватило бы кратко описания, автор прям-таки начинает смаковать всякие изуверства. Где раньше была эротика, теперь начинается явная порнография с подробными описаниями. Кто-то считает, что это делает книги «взрослыми». Лично мне кажется, что реализуя свои неудовлетворённые садистские и сексуальные фантазии, автор скорее приближает свои произведения к категории «трэш». Взрослыми книги делает поднятие серьезных проблем и описание сложных характеров, а не излишний натурализм. Увы, с определенного момента первого все меньше, а второго все больше.

«Главное – дожить до нужного момента. И тогда можно менять фамилию на Сью».

(Кто-то из Йорков, пардон Старков).

Чем дальше в лес, тем больше некоторые герои превращаются в типичных персонажей фентези. На них из ниоткуда падают армия/власть/магический дар и все в том же духе. Историческое фентези превращается в фентези обычное про месть за убитых родителей и сожжённую хату. Магия, что раньше играла минимальную роль, грубо ввинчивается в сюжет и спасает/воскрешает тех, кому вроде как уже пора на тот свет.

« — Мы в этом цикле с начала первой книги. Может к концу пятой уже сделаем что-нибудь?

- Неее, давай еще бамбук покурим…»

(Диалог между белыми ходоками).

Вот мы и дошли до одной из главных проблем. Затянутость. На каком-то моменте Мартин окончательно забыл, что пишет художественное произведение, а не описание сеттинга для настольной РПГ. Все интересное закончилось книге к третьей, я думал, что в четвертой автор уже начнет развивать финал конфликта, но нет. Пятая и вовсе вышла просто отвратительная, в худших традициях «Колеса времени». Ну, это когда все тысячу страниц собираются что-то сделать, но это подождет до следующей книги. Автор плодит все новые линии, вводит новых абсолютно ненужных персонажей, надуманные повороты ради поворотов, а магистральный сюжет все стоит на месте. Белые ходоки поди уже не одну плантацию бамбука скурили…

«Ой, да ладно. Не может же дед все пять лет только по конвентам ездить и правами торговать. Да допишет он новою книгу к шестому сезону, времени-то навалом…»

(Кто-то наивный из создателей сериала).

Вот мы добрались до финального гвоздя в крышке гроба. Шестая книга. Аууу, ты где? Тут уже как говориться аниме мангу обогнало, в смысле сериал книгу. Лично меня развитие сюжета в сериале полностью разочаровало. Магистральные герои окончательно стали непобедимыми Сью, многие второстепенные линии грубо закончены как ненужные, сюжетные тайны вроде мотивации белых ходоков получили самое банальное и неинтересное разрешение. Конечно, сериал не книга, но… Учитывая пятую книгу, а Мартина может выйти не лучше. Если выйдет. Если эта книга все же будет дописана, а не получится как с Джорданом. Хотя лично мне это уже не важно. Первые четыре книги я прочел в отдаленном 2010, пятая вышла через полгода (ее я одолел сразу в оригинале, не дожидаясь перевода) и стал ждать продолжения… С тех пор годков уже прилично прошло, интерес к циклу за это время я уже потерял. И мне уже абсолютно все равно, как еще автор поизмывается над своими героями, потому что над читателями он поизмывался уже прилично.

В общем, мы имеем хрестоматийный пример «начал за здравие, закончил за упокой». Даже не так, ведь конца все еще не видно. На мой взгляд, Мартину стоило ограничиться трилогией, максимум квадралогией. Тогда бы возможно имели бы очередной образец классики фентези, пусть местами и спорный. А так получилось затянутое не пойми что, продолжение которого все никак не выйдет.

Мартин как-то сказал в ответ на очередное «Когда?..» что мол для классики, которую будут читать десятилетия спустя, время написания значения не имеет. Самонадеянно, что тут сказать. Будут ли его активно читать через столько лет? И не придется ли кому дописывать седьмую книгу за него? И будут ли желающие дописывать вообще? Время покажет.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не стал бы читать, если знал, что логическая завершенность книге не грозит.

Раздулся штат героев, связь которых отсутствует. Даже если через 50 книг связь появится, то про этих героев уже успеют забыть.

В моем понимании «ружьё должно выстрелить», а тут такое количество тем и разветвлений сюжета, что только водородная бомба спасет и поможет поставить точку (после в отдельных справочниках, которые будут символизировать надгробия, расписать чего под чем подразумевал).

Оценка: 4
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дневник путешественника по выдуманным вселенным. «Песнь льда и огня».

2009 год. «Битва королей».

Неудачный выдался год. Я так не смог осилить еще один поворот «Колеса времени» и оставил своих друзей в их тяжелом и масштабном приключении. Опечаленный, я искал замены, хоть какой-нибудь способ заглушить разочарование от произошедшего. И, к своему удивлению, нашел. Когда я прибыл в мир Джорджа Мартина, приключение уже началось. Толпа незнакомых мне людей делала что-то в разных частях этой вселенной и все это почти завораживало. Я перезнакомился со всеми, рад был обнаружить, что каждый участник местных событий личность, имеющая свою предысторию, свои мотивы, интересы и характер. От происходящего захватывает дух, многие знакомства пролетают незаметно, обернувшись лишь одной короткой встречей, другие заканчиваются смертью… Знал я одну девчушку, которая убила больше человек, чем многие взрослые мужчины. Знал я и мужчину, который пострадал из-за своих благородных мотивов. И я не могу сказать, что жизнь здесь несправедлива, гибнут здесь и плохие люди, и хорошие, причем, примерно одинаково часто. Но это все не важно. За Стеной таится настоящая угроза, но в ту сторону смотрят слишком мало людей. Похоже, мне необходимо задержаться здесь надолго…

2010 год. «Игра престолов».

В какой-то момент история дала по тормозам, а затем и вовсе остановилась. Никто не хочет действовать, потому что никто не знает, что делать дальше. Некоторые глубокомысленно замечают, что «на все воля Божья». Не знаю кого они подразумевают под Богом: одного из Семерых, Бога Смерти, Владыку Света или Джорджа Мартина. От нечего делать я обратился к истокам этой истории, узнал, с чего все началось, не без удовольствия послушал про то, что случилось год назад и три столетия назад. Но это все не то. Необходимо действовать, если мы увязнем в стагнации, то для меня это будет вторым «Колесом Времени»…

2011 год. Сериал.

Неожиданно для себя, я нашел проход в альтернативную реальность. В общих чертах тут все тоже самое, а вот в деталях очень много различий. Временами тут даже интереснее, чем в первоисточнике. Теперь большую часть своего времени я провожу здесь, заглядывая в первоначальную вселенную лишь изредка, чтоб проверить как там дела, не произошло ли чего нового.

2012 год. «Танец с драконами».

Пока в альтернативной вселенной все идет циклично и размеренно: несколько месяцев активности, затем затишье. Такое постоянство меня устраивает. Первичная вселенная наоборот разочаровывает: никто по-прежнему не хочет совершать решительных действий. Иные скоро постучаться в нашу дверь, а мы не то, что отпор им дать не можем, мы даже не задумываемся об этой угрозе. Зима уже пришла, но ветров пока нет. И видимо ждать их придется долго…

2015 год. «Ветра зимы».

Ого, прошло 3 года с последней записи… Да, пожар интереса уже давно превратился в небольшой костерок, который поддерживается только альтернативной вселенной. Я захожу сюда и в первоначальный мир как будто на автомате: проведать, спросить как дела, вежливо кивнуть в ответ на неизменный ответ и уйти. Ничего не происходит, в мирах, все обыкновенно. Легенды говорят, что скоро конец этого приключения, что надо лишь чуть-чуть потерпеть и все. И мы все увидим. Возможно, они правдивы. Надеюсь, я достаточно терпелив и смогу пронести огонек интереса через все это. Чем бы это все не закончилось.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие считают, что Мартин — первооткрыватель жанра темного фентези. Это одновременно и верно, и нет.

Если судить строго по формальным признакам, то до Мартина было немало авторов, успешно экспериментировавших с реализмом и циничной чернушностью в фентези. Был и «Черный отряд» Кука, и «Ведьмак» Сапковского, и «Ниффт» М.Ши. А элементы ТФ встречаются и у Кинга, и у Желязны. То есть «ПЛИО» чисто хронологически никак не является прародителем жанра и даже не относится к ранним его представителям.

И вместе с тем, я считаю, что «Песнь» — пионер темного фентези. Дело в том, что до Мартина ТФ было своего рода «полем экспериментов». На нем пробовали свои силы авторы, которым было тесновато в сахарных рамках классического фентези, кто хотел пощекотать нервы читателям жесткими сценами или неожиданными героями. Это особенно заметно у Кука. Сапковский пошел по слегка иному пути, «темнота» его сюжетов скорее в постоянной апелляции к «тьме в душе», к психологии злодейства. Но все равно все эти произведения несли в себе самую суть классического фентези — благородного (пусть и «по-своему») героя и значительную долю нереалистичности происходящего. Магия, сверхъестественные способности, чудовища.

Мартин же впервые решил сделать фентезийный мир реалистичным. Циничный реализм его книг не является самоцелью как у Кука или темой для философствования, как у Сапковского. У Мартина он просто есть потому что такова жизнь его персонажей и его мира. Окруженный врагами герой погибает не потому, что надо повергнуть читателя в шок, а потому что окруженные врагами люди имеют склонность погибать. Это жизнь, ничего личного. Благородные герои у Мартина нарисованы такими, какие они есть в действительности, т.е. вызывают одновременно и восхищение, и желание сделать facepalm. Потому что благородство именно так и выглядит в реальности, оно всегда иррационально и непрактично. В этом его величие и его патетика.

Магия? Она тоже выглядит так, какой была бы, существуй она на самом деле. Волшебство у Мартина — это нечто мрачное, слабо изученное, часть народа, включая даже образованных людей, в него просто не верит, никто толком не знает что это, и даже сами адепты тайных знаний не очень хорошо понимают, какими силами управляют.

Проще выражаясь, авторы раннего темного фентези принесли в фентези классическое мрачные элементы, а Мартин стал первооткрывателем мрачного реализма. Это открытие свело воедино зародившиеся элементы нового жанра и создало новое, цельное направление.

Не обошлось, правда и без ложки дегтя. С развитием серии, как мне кажется, Мартин несколько увлекся убийствами ключевых героев, скатившись к подходу Кука — «чернуха ради чернухи». Смерть героев из тонкого инструмента превратилась в визитную карточку и приманку для читателя.

Кроме того, не может не огорчать коммерциализация серии. Все эти продажи героев-смертников, тотализатор вокруг того, кто «будет следующим» и т.д. не прибавляют уважения к автору.

Но несмотря на выше перечисленное, ПЛИО остается мощнейшей вехой в жанре и просто увлекательной, интересной серией романов. Будем надеяться, Мартин сумеет достойно ее завершить.

Приятного чтения!

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё задолго до появления сериала на экранах, в одном интервью я совершенно случайно наткнулась на упоминание об этом фэнтези-цикле, доселе «широко известном в узких кругах». Заинтересовавшись, решила начать чтение первого тома – пресловутой «Игры престолов». И… была покорена. С тех пор в моей читательской душе поселилась пламенная любовь к этой, не побоюсь этого слова, Великой фэнтезийной саге.

Многие презрительно покачают головами и, сквозь зубы, процедят о сугубо развлекательных целях сего «чтива», о его несостоятельности и якобы идейной ущербности в противоположность «классике» и «более интеллектуальной прозе». Но! Классика принадлежит к совсем иной весовой категории. А в «интеллектуальной прозе» сегодня затесалось немало «ремесленников» и откровенно коммерческих авторов с целой командой «литературных негров», которым до иных задумок «Песни» — как до спутника Земли ползком.

В чём же нарративная мощь этого произведения? «Песнь льда и пламени» — уникальный пример посттолкиеновского фэнтези. Мартин одним из первых вплёл в ткань эпического повествования множество элементов историко-авантюрного романа, зашкалив градус противостояния, туго закрутив клубок интриг и приправив всё это щедрым отображением средневековой жизни без прикрас. Как читатель, я с головой ушла в перипетии атмосферного мира Вестероса – мира, где зимы могут длиться десятилетиями, где бушует пламя войны и не угасает борьба за право сесть на Железный Трон, где кипят вендетты и созревают заговоры, где честь семьи или клана стоит на вершине системы ценностей. Масштабное батальное полотно приобретает новое измерение ещё и благодаря тому, что Мартин очень тонко прорабатывает в саге мистико-магическую линию. Тут не швыряются файерболлами, нет. Магия в мире «Песни» тонка и вроде бы невесома. Мы застаём Вестерос в переломную эпоху, когда, словно на последнем издыхании, магия пытается влиться в ткань бытия. Возрождаются драконы и лютоволки, просыпаются от ледяного сна Иные, хмурятся чардрева и снова горят валирийские свечи.

Сюжет неповторим в своей закрученности и непредсказуемости, все ружья на стенах стреляют с утроенной силой. История тут повторяется фарсом, а героев тревожат смутные предчувствия и загадочные пророчества, исполняющиеся самым парадоксальным образом… Сколько копий можно сломать о лихие сюжетные виражи, сколько теорий можно построить в попытке разгадать тайны мрачных предсказаний! Слог Мартина прост, но по-своему поэтичен и изящен, диалоги естественны. Настоящая находка – это полифоничная структура повествования «Песни», где каждая глава написана от лица разных персонажей. Тем самым у читателя появляется шанс не только взглянуть на события, но и покопаться в сознании героев саги… хотя приём «ненадёжного рассказчика» не дремлет.

Нельзя не сказать об одной из главных жемчужин «Песни льда и пламени» — об её персонажах. Их тут целый легион, но основные события крутятся вокруг человек 20-25. Здесь практически нет безликих картонок, каждый так или иначе облечен в плоть и кровь. Каждый таит секреты в уголках своей души, каждому можно в чём-то посочувствовать, а в чём-то – осудить. Нет чисто белых и черных красок, есть серые полутона, за счёт чего и достигается психологическая достоверность героев. Многие персонажи на протяжении повествования эволюционируют. Или мутируют. Один из самых ярких примеров – пара близнецов Ланнистеров. Если Джейме оказался способным встать «на путь истинный», то вот Серсея всё упорнее стремится к моральному дну. Или взять сестёр Старк. Сначала я была в восторге от Арьи, а Санса раздражала безумно. Но перечитав, я поняла, что ожесточение Арьи может обернуться «путём в никуда», а вот Санса ещё удивит и возьмёт реванш в «игре престолов».

В общем, галерея персонажей настолько многообразна, что каждый читатель сможет сначала определить одних фаворитов, а потом, при повторном прочтении – уже других. В этом один из плюсов цикла — он не одноразовый. Автор тщательно насыщает текст аллюзиями и «мимолётными» деталями, поэтому при последующем прочтении можно многое для себя открыть. Интересна и общая композиция цикла. Если первые три тома – это первый раунд «игры престолов», а катарсис его – «Красная свадьба», то последующие две книги («Пир стервятников» и «Танец с драконами») – это передышка перед финальной схваткой, цейтнот, когда на поверхность вылазят новые пешки. Последние же два тома должны явить решающую партию, когда на кону окажется не только пресловутый Железный трон, но и судьба всего мира.

Да-да, именно так. Не упрекните меня в пафосности. Мы видим Вестерос на пороге катастрофы. На пороге неотвратимых перемен. Меч истории безжалостно уничтожит одних и пощадит других. И мир больше никогда не будет прежним. Пусть Мартин пишет последние книги столько, сколько нужно. Дайте ему время. Это его opus magnum. Ещё долгие годы сопоставимого по мощи произведения в жанре мы не увидим. Есть ли фэнтези после Толкиена? Как выяснилось, есть. А есть ли фэнтези после Мартина? Покажет лишь время.

Сойдутся в финальной схватке два антипода – Лёд и Пламя. Мир содрогнётся, но сможет пережить и это. Мы начали слушать эту песнь вместе с маленьким мальчиком Браном. А закончим – с последним зелёным сновидцем. The last Greenseer.

Оценка: 10
– [  39  ] +

Ссылка на сообщение ,

В чём секрет ремесленного мастерства Дж.Р.Р.Мартина, а.к.а. ЖЖ-юзер grrm? (Да-да, единственный блог, который писатель ведёт сам и от своего имени — в отличие от аккаунтов в фейсбуке и твиттере, которые ведут его ассистенты — работает на платформе ЖЖ, т.е. Livejournal).

Кажется, я начинаю осознавать его методику. (Если что — я читаю не переводы, а оригиналы: если оригнал доступен и я могу его прочесть — я никогда не читаю перевод.)

Первое. В каждой главе обязательно должно быть подробно описано, во что одет как минимум один персонаж, желательно тот, который в данной главе центральное действующее лицо. Одежда может быть сколько угодно неисторичной, абсурдной,нефункциональной, непригодной для носки в реальной жизни — но она должна быть очень подробно описана, с обязательным указанием цветов, причем не просто «красный», «желтый», а очень подробным указанием, с оттенками. Разве что номер по пантону не назван.

Второе. В каждой главе обязательно хотя бы один раз должно быть подробно описано меню как минимум одной трапезы, с подробным перечислением того,кто, что и сколько ест. Опять же,в реальной жизни описываемое сочетание продуктов может быть вовсе,гм, нереальным. Но оно должно быть подробно описано,и как минимум один исходный продукт должен быть либо несуществующим в нашем мире (это же не наш мир, напоминает нам писатель), либо максимально экзотичным для среднего американского читателя.

Все остальные элементы творческого метода Дж.Р.Р.Мартина, как-то сцены половой любви и/или е***и (которых в книгах несравненно меньше,чем в телесериале), разнообразная боевка (мечи, копья, кинжалы, арбалеты, луки, драконы и т.п.) и геополитика (которая не выдерживает серьезного анализа,хотя бы потому,что реальный мир ни за что не потянул бы воспитание, тренировку, вооружение, снаряжение и прокорм такого невпупенного количества не занятых производительным крестьянским трудом солдат,разбойников,бла-ародных рыцарей и собссно королей) — по сравнению с описаниями одежды и еды — совершенно несущественны. Читательское внимание (исподволь,неявно) привлекают именно одежда (читатели девочки) и еда (читатели мальчики).

Кстати о несоответствии описанных (а точнее игнорируемых автором) производительных сил и производственных отношений (простите мне,старику, этот невольный марксизм!): крайне любопытно,как описанная автором диковатая и совершенно произвольная смесь приёмов военной тактики, предметов вооружения и реквизита снаряжения XV-XVI вв. может существовать в мире,где общественные отношения и,следовательно,производственные мощности (и технологии!) нигде не выходят за пределы аналогов VIII-IX вв. по р.Х. в реальном мире.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпическая сага о лузерах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автору осталось укокошить Тириона, чтобы сюжет окончательно канул в болото.

Динамичное на первых порах повествование после трёх книг приобрело характерный темп занудного мыльно-оперного телесериала.

Бабло таки переплавило писателя в янки.

Рекомендовать к прочтению могу только первые три книги, и только тем, кого не смущает внезапно оборвавшийся сюжет. (Точнее — все многочисленные сюжетные линии сразу)

Оценка: нет
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то из классиков, кажется, Агата Кристи, сказала, что в литературе нет высоких и низких жанров — есть хорошие книги и плохие.

Так вот книга Мартина плоха.

«Натуралистичная чернуха»? Почитайте «Живые и Мертвые» К. Симонова, «Искру жизни» Ремарка (про концлагерь) и другие подобные книги. В хороших книгах, пусть и страшных, герои все же пытаются остаться людьми, сохранить в себе что-то человеческое несмотря на обстоятельства.

У Мартина — все подлецы. Если описания — непременно мрачные, непременно «замерзшие сопли», грубость, волки, сжирающие младенцев и прочее, и так с первых до последних страниц. как можно такое читать и находить удовольствие, какие-то скрытые смыслы? Чернуха ради чернухи, вот и весь смысл.

Меня хватило примерно на три первых страницы, остальное пролистала. Книгу скачала в интернете, просто чтобы понять, чем все восхищаются.

Так и не поняла этого, но для себя точно закрыла тему под названием «Мартин».

Оценка: 1
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Песнь Льда и Пламени» — это как если бы в первом томе «Гарри Поттера» Снейп сбросил Дамблдора с башни, потом Гермиона отрубила Гарри голову, а впереди ещё шесть книг.

Читатель приходит в себя, вспоминает намёки, крючки, вешки и соглашается — всё к тому и шло с первых строчек, всё логично и абсолютно адекватно.

В ужасе ждёт, что же дальше.

Потрясающие виражи. Потрясающая динамика.

И вместе с тем — у мира книги удивительные отношения со временем. История здесь не растворяется, как мы привыкли, во тьме за границей нескольких сотен лет. Все её тысячелетия или даже десятки тысячелетий — вот они. Как морское дно под прозрачной водой, вроде бы совсем близко и можно достать рукой.

Две, три, четыре тысячи лет назад уже была Стена и были Старки.

Скромный межевой рыцарь помнит и знает своих предков до семнадцатого колена.

Люди, которые обосновались в Вестеросе несколько сотен лет назад, всё ещё считаются чужаками.

Парадокс. Всё в этом мире кипит и взрывается. Рождаются и умирают королевства. Рыцари и монархи убивают друг друга, драконы появляются и исчезают. А время как будто застыло.

Все бегут, бегут, бегут, чтобы остаться на месте.

Никакого прогресса, а взамен — бесконечная память о прошлом.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх