Сергей Жигарев «Оброк»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Андрей Иванович Штольц прибывает в сибирский город с поручением от загадочного общества разыскать архивы старца Федора Кузьмича, но неожиданная встреча побуждает его расследовать серию преступлений, связанную с обезъязыкиванием беспризорных детей.
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2013», 2012 г.
— журнал «Словесность. Книга 8, 2013», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
acidAnn, 8 июля 2025 г.
19-й век. Российская империя. Не какая-нибудь альтернативная (не похоже, по крайней мере), но все же с каким-то необычным духом.
Столичный гость приезжает в Томск с тайной миссией и не менее тайным и секретным эликсиром, но представляется важным, достойным человеком, знакомится и общается с влиятельными людьми города. Довольно быстро он выходит на нужного человека, а там и до цели миссии недалеко.
Главный герой приглянулся местному жителю, как хороший человек, и поэтому местный мужик Романыч просит его помочь разобраться с напастью — кто-то удаляет детям языки. Главгерой Штольц, конечно, соглашается.
История на самом деле довольно короткая и сюжет простой, но текст написан витиевато, кружит читателя и создает шум и мишуру размышлений и событий, чтобы потом поразить одним решительным ударом.
Опять же здесь имена, как и в «На грани», подобраны не просто так, они уже не являются загадкой, но по-прежнему неслучайны. Снова они придают истории изюминку и оригинальность.
От этого рассказа я не в таком уж восторге, как от «На грани», и все же и все же. Здесь в качестве минуса, отметила бы небольшую неровность текста: то повествование плавно перемещается от одной сцены к другой, то сцены (одна точно) внезапно обрываются.
Глен Фиддич, 22 марта 2013 г.
Перефразируя название одного из рассказов Гарри Гаррисона, можно сказать, что автор рассказывает нам «наконец-то правдивую историю Штольца» — того, который из известного романа Гончарова.
Андрей Иванович Штольц прибывает в сибирский город с поручением от загадочного общества разыскать архивы старца Федора Кузьмича, но неожиданная встреча побуждает его расследовать серию преступлений, связанную с обезъязыкиванием беспризорных детей.
По мере развития действия в рассказе предсказуемо обнаруживаются и другие, замаскированные и нет, исторические персоны и литературные персонажи. Рассказана история изящно, все развешанные на стенах ружья в финале стреляют — в буквальном смысле слова.
Смущают, однако, два обстоятельства. Во-первых, избирательная внимательность автора к описываемому им миру. За пределами повествования остается «общество» неопределенного характера и загадочных целей, которому принадлежит Штольц. Во-вторых, постмодернистские игры и заигрывания с историей и литературой, несмотря на расхожесть приема, уже не так залихватски веселят как раньше, как встарь.
А вот финальный разворот сюжета, выполненный в тесном пространстве последней фразы, подталкивает рассказ переосмыслить и даже перечитать.