Ксения Букша «Жизнь господина Хашим Мансурова»
Роман «Жизнь господина Хашим Мансурова» — постсоветский эпический триллер о судьбе человека времен перехода от управляемого застоя к неуправляемому экономическому сбыту. Главный герой книги не похож на своих сограждан. И не только потому, что обладает даром делать кажущееся реальным и реализовывать нереализованные возможности, но и потому что, вопреки здравому смыслу, научился любить абсолютно все — и черное, и белое, и стоящее, и пропащее. Жаркий, клокочущий и яркий, как лазер, роман Ксении Букши о «рождении» нереального героя нереального времени адресован всем, кто хоть как-то связан с прошлым и будущим нашей страны.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 9 марта 2025 г.
Метафизика пустоты
«Алю был захвачен этим миром и хотел отплатить ему взаимностью». «...Ходили люди с такими лицами, будто они напились пасты из шариковой ручки и заели ее хлопковым пухом». Порой Букша переходит на бормотание, превращающееся в стихи. «Но в том краю, где степи встают стеной выше любых строений, где бездонные карманы и связи прочнее стальных тросов, где ветер всех пригибает, — там каждый шаг имеет вес, и каждый взгляд».
Кстати, роман она сочинила, когда ей двадцать лет ещё не исполнилось.
Кроме красивых словесных завитушек, там есть сюжет, а аннотация определяет книгу как «эпический триллер». Но по этой части приходится столкнуться с обманом. Сюжет не оправдывает обещаний, а от триллера присутствует лишь момент ожидания, заканчивающийся как раз к середине. Сюжет начинает шарахаться из стороны в сторону и разливается в итоге широкой дельтой, уходя в пересыхающие ручейки.
На деле это вовсе не триллер и не эпос. Это эзотерический роман в обертке магического реализма, Майринк под видом Павича. Вместо каббалистики — виртуальная экономика. Пришедший в Москву азиатский мессия выбирает учителем пухлого, причмокивающего премьера из телевизора. Только тот конструирует экономику возможностей, а Алю пытается надуть мир любовью. За основу у обоих — иллюзия, пустота.
Президент тянет паузу, длинную прореху во времени, и сыплются туда города, минуты, идеи и люди.
Букша выстраивает космологию порождающего вакуума. Мир зияет, состоит из пустот, границы между которыми создают видимость многообразия форм. Добро и зло — все одна пустота.
Неясно, насколько сознает молодой автор, что же вышло из-под ее пера. Порой кажется, что она зарапортовалась, что просто забалтывает нас, отвлекая от сути по врожденной женской привычке. Но метафизика, в которую ей удалось заглянуть — это, в общем, традиционная христианская метафизика. Тварному миру положен предел, и Букша путано, темно, многословно рассказала об этом. Мир конечен — в этом залог нашего оптимизма.