Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма»
- Жанры/поджанры: Мистика | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство (Католичество ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Охотник за книгами Лукас Корсо приблизительно в одно время получает два выгодных заказа. Друг просит его проверить подлинность части рукописи «Трёх мушкетёров» Александра Дюма, а известный библиофил поручает сравнить три сохранившихся экземпляра редкого трактата по демонологии. В обоих случаях обещают хорошо заплатить. Вскоре события начинают развиваться самым неожиданным образом и толкают Корсо к парадоксальным выводам.
Входит в:
— журнал «Иностранная литература №11, 2001», 2001 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Шведской детективной академии / Svenska Deckarakademins pris, 1998 // Лучший криминальный роман в переводе (Премия Мартина Бека) | |
номинант |
Премия Макавити / Macavity Awards, 1998 // Лучший детективный роман . (Испания) |
Экранизации:
— «Девятые врата» / «The Ninth Gate» 1999, реж. Роман Полански
- /языки:
- русский (21), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (19), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Н. Богомолова (18), В. Шовкун (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Елена0208, 25 февраля 2025 г.
Не хочу нервировать адептов творчества автора. Моя оценка несёт чисто субъективный характер.
Сразу же оговорюсь — фильм «Девятые врата» я не видела, хотя о его существовании, естественно, знаю. А не стала смотреть фильм по той простой причине, что просто терпеть не могу Джонни Дэппа. Ну не нравится он мне!!! И его финансовые скандалы и семейные неурядицы ни при чём, мне нет дела до его личной жизни — просто такой тип мужчин мне не приятен.
Поэтому сравнивать книгу и фильм не могу по понятным причинам.
Итак, книга «Клуб Дюма...» И она тоже болталась у меня в архивной папке «Читалка» много лет. Впрочем, я пыталась читать. Треть книги одолела с трудом. И вот случайно нашла аудиоверсию. Да ещё и в исполнении А. Клюквина. ОООО! Ну, думаю, вот теперь-то всё получится! Ведь такие мэтры, как Клюквин, Чонишвили, Багдасаров могут художественно прочитать даже инструкцию к стиральной машине!
Ну и вот...
Это было удивительно. Удивительно скучно!!!!!! Настолько, что всё остальное казалось более интересным, даже мытьё полов.
»...Он спросил себя, сколько шарлатанства таила в себе эрудиция, которой потчевала его собеседница, и незаметно вздохнул, почувствовав себя мойщиком золота: стоит по пояс в реке с лотком в руках. В конце концов, подумал он, ей ведь надо чем-то заполнять пятьсот страниц своего бестселлера...»
Примерно такие же ощущения были и у меня по мере движения сюжета..
Особенно глубоко закатывались глаза от ГГ — Луиса Корсо, который в самом начале улыбался «как беззащитный кролик» (свистните мне, если когда-нибудь увидите улыбающегося кролика). Кстати, лет шесть назад я покупала кролика в подарок маленькому племяннику. И поверьте, кролик в основном выглядит придурковато, как будто его обманули, но он не так и не понял, что произошло.
Дальше, для описания всей офигительности ГГ, автор использует уже образ волка. Старого волка, мудрого, уставшего, готового к охоте — очень много таких сравнений по ходу текста. Да ладно!! Взрослый мужик, но ничего не может довести до ума. И ведь явный неудачник, но мыслит о себе иначе. По сути, он даже «навалять» смог только женщине. Сам же периодически получал «по мусалам». Ну что ж, знал, что подписывается на опасное задание.
Вы уже поняли, что Корсо мне не понравился.
Как не понравилось и всё остальное.
ГДЕ ОБЕЩАННЫЙ ДЕТЕКТИВ???? Мне хотелось если не быть частью действа, то хотя бы следить за повествованием с расширившимися зрачками, взбрыкивать ногами, предвкушая финал. И где всё это??? Меня, конечно, подкупила анотация. А тут такой пшик!
«Клуб Дюма», к чему вообще всё это было? Очень скомканная параллельная сюжетная линия. Когда ожидаешь фейерверк, а тут раз — и хлопушка в салат!
Персонажей, к счастью, не много, но изображены они с одной лишь стороны, как куклы, которые нужны для действия, не более. А описания этих людей портят ещё больше, каждый образ становится вульгарным ярлыком (либо безумные, помешанные библиофилы, либо хищные, пронырливые дельцы).
Просто зашкаливающий уровень сексизма, от которого просто волосы дыбом вставали. Женские персонажи... это просто какой-то картон, ходячие манекены. Глупые, одномерные, а русская барменша вообще выглядит как карикатура (прямо вижу картинку из сатирического журнала «Крокодил» — здоровенная тётка с пудовыми кулаками и морковно-красными губами нависает над прилавком магазина).
Относительной оригинальностью среди этого сброда выбивается некая сущность, имени не имеющая, но для простоты восприятия назвавшаяся Ирэн Адлер. Только, зачем нужно было внедрять в текст это исчадие нижних миров, для меня осталось загадкой. Охранять главного героя или отвлекать его?
Две сюжетные линии идут параллельно и по законам геометрии не пересекаются — все случайности случайны, имена вымышлены, связь и взаимопроникновение тем нам только снится. Линия Клуба Дюма не несёт ничего, кроме сомнительных знаний по поводу самого Дюма, а игры в «давай ты будешь Д*Артаньян, а она как будто Миледи, а я типа Ришелье» — это мило, сентиментально, но совершенный детский сад, штаны на лямках!
Концовка тоже оставила странное впечатление. Ну, с линией Дюма худо-бедно разъяснилось, но с «Книгой Дьявола» – вообще ничего не ясно.
Надо очень устать и отчаяться, чтобы наступило желание наглотаться этого неправдоподобного, не захватывающего и пресного месива, чтобы ощутить слишком яркий переигранный привкус «авантюрно-мистического детектива».
И снова тот же вопрос: что это было? Игра? Мистификация? Реальность?
Да, кстати... В течение всего романа меня не отпускало ощущение, что всё это (только без мистики) я уже читала в романе Мишеля Бюсси «Код 612 или Кто убил Маленького принца». Возможно, напишу следующий отзыв об этой книге. Или нет...
camil512, 18 марта 2025 г.
Посмеялся с одного из недавних отзывов. Примерно как описание картины Дали про гранат и пчелу — у слонов таких ног не бывает, рыба то ли жрёт тигра, то ли выблёвывает, второй тигр почему-то без рыбы (значит, всё-таки жрёт, но тогда с гранатом у неё разнонаправленное движение, или гранат в свою очередь жрёт рыбу), у бабы на переднем плане нога по-идиотски завёрнута, делая её похожей на инвалидку, в центре и на золотом сечении пустота, передний план развалины или балкон, холодные и тёплые цвета вообще не сочетаются, направляющие не то что никуда не указывают, а вообще скорее являются элементом фона. Но это я намеренно утрировал формалистский взгляд на одну из своих самых любимых картин, а автор отзыва, судя по всему, его писала от души, без грамма постиронии, на которую рассчитывал увидев неприязнь к душке Деппу.
Точно как и с «Фламандской доской», автор проводит деконструкцию только теперь не аристократического чванства, а наркотической привязанности к своим любимым книжкам. Параллельно зачем-то переписывая и ухудшая «Маятник Фуко» (за что Эко конгруэнтно ответит в «Таинственном пламени», которое в свою очередь — бледная тень «Клуба Дюма» да и остальных романов итальянца). Экранизация интересна повышенным вниманием ко второстепенной линии, а основная выброшена вообще, Корсо в исполнении Деппа — по умолчанию какой-то другой персонаж. Это как снять «Незнайку на Луне» исключительно про Пончика, взяв на его роль Петрова.
Перевод Богомоловой здесь уместен, роман почти без войны и техники, а про чувства и заигравшихся инфантилов. Тема раскрыта, из сегодняшнего дня — наверное, лучшая эпитафия бумажным книгам.
Ev.Genia, 21 июля 2016 г.
Отличная книга – люблю я такие: чтоб с загадками, с вуалью мистики, чтоб далеко в года и века, чтоб навевало пылью этих древних лет, рукописей, картин, артефактов, чтоб главный персонаж не супергерой о железных мышцах... Давненько я хотела прочесть книгу – несколько лет, но как то не складывалось. Фильм смотрела раза три–четыре и теперь по прочтению понимаю, что они разные, но каждый имеет для меня право на существование.
Охотник за книгами – это жуть как увлекательно, а тем более такой, каким создал Автор Лукаса Корсо. И скажу, что ни разу за время чтения у меня в воображении не возник Джонни Депп. Лукас Корсо другой – он сам, как старинная книга, оставшийся в единственном экземпляре и тем невероятно ценен, патрёпан жизнью, со своими принципами, с огромным багажом информации у себя в голове об охотниках, букинистах, старинных библиотеках, ценнейших изданиях – не слишком эмоциональный герой–одиночка, против которго весь мир. А он не особо то и замечает этот мир, когда идёт к цели – для него важны только детали и за ними он готов отправиться в любую часть света. Только это и важно для него. Он не проигрывает, он не может проиграть, ведь он не брезгует никакими методами, а по ходу дела ещё и успевает пользоваться благами, которые подкидывает ему выбранный путь.
Не сразу он разгадает две загадки. Автор запутает Корсо тенью Дюма и гравюрами старинной книги, он будет неустанно проводить аналогии между персонажами ,,Трёх мушкетёров'', реальностью и экземплярами ,,Девяти врат'', а Корсо будет следовать по ним, поддаваться, пытаться разгадать.
По ходу исследования Автор много чего расскажет о книгах, о букинистах, о подделках и войнах между охотниками за редкими изданиями, он превратит пыль содержимого библиотек, скучных библиофилов, скрупулёзных и хитрых реставраторов, не склонных к приключениям, долгое и нудное действо подделки книг, болезненную, на грани сумасшествия страсть к книгам в увлекательную и остросюжетную историю и не разу не даст заскучать. Ведь он с таким смаком обрисует детали и личные качества персонажей Дюма, что невольно начнёшь верить в серьёзность книги, а не в просто приключения, сделает массу отсылок к изданиям и выдержкам из них, вложит их в диалоги своих персонажей, что с удовольствием следишь за их беседами, Автор замечательно опишет и со всех сторон покажет своих персонажей, что каждого возможно легко представить и поверить. Всего в книге достаточно, чтоб неустанно думать – как же Автор свяжет две свои главные линии, два расследования. И он это ,,сделал'' достаточно просто, что это поначалу вызвало недоумение, а после восхищение – подругому было бы слишком. Ведь иногда ,,совпадения это просто совпадения''.
В итоге, осталась некая недосказанность, незавершённость. Но ведь и Корсо в итоге соглашается с тем, что он персонаж чьих–то чужих выдуманных фантазий, ну и ладно – он сам себя посвятил миру книг. И для меня это очень хорошая книга в замечательном авторском стиле, который меня привлекает. Скажу, что книгу я прослушала в потрясающем исполнении замечательного Артиста Александра Клюквина – и это тоже способствовало восприятию той особой атмосферы, которую создал Автор.
Deliann, 31 января 2016 г.
У Лукаса Корсо довольно необычная и редкая профессия – охотник за книгами. Такому, согласитесь, не учат в университетах, да и в газетах не встретишь объявлений, что кому-то требуется специалист подобного профиля. Деятельность Корсо напоминает деятельность Индианы Джонса, если заменить гробницы на библиотеки, а древние артефакты на древние книги. Однажды, один из богатых библиофилов дает Лукасу довольно не тривиальное задание: не просто найти, а сравнить между собой три сохранившихся до наших дней издания «Книги о девяти врат в царство теней» и выявить из них настоящее. Так уж совпало, что примерно в это же время к Корсо в руки попадает рукопись одной из глав «Трех мушкетеров» и история начинает закручиваться в крепкий мистико-приключенческий детектив.
Скажу честно: книга меня впечатлила. Она выделяется среди всего прочитанного мной ранее, причем сразу несколькими моментами, о которых я хочу поговорить чуть подробнее.
Во-первых, необходимо сказать о языке и стилевых особенностях романа. Книги, написанные отличным и проработанным языком, встречаются сейчас не то чтобы совсем редко, но и не так часто, как хотелось бы. Поэтому читать «Клуб Дюма» было приятно, но особенность языка романа не в этом. Дело в том, что в романе очень много метафор (только гляньте на описание любовной сцены с Ирэн Адлер), аналитики (Корсо каждую фразу собеседника, каждый его жест и подрагивание века способен проанализировать, интерпретировать, сделать выводы и в секунду изменить тактику диалога) и целых лекций о «Трех мушкетерах» Дюма (из которых можно узнать много интересного как о самом романе, так и об его авторе). Что касается аналитики, то это конечно, не совсем новшество, тот же Шерлок Холмс мог гораздо больше, но в случае великого сыщика мы в основном видели уже готовые выводы, сделанные им на основе имеющихся фактов, а вот сам процесс размышлений будто бы оставался за кадром. И нельзя не упомянуть об еще одном моменте: эту историю нам рассказывает автор через Бориса Балкана, стараясь показать ход событий глазами Лукаса Корсо. То есть информация сначала фильтруется через Балкана, затем через Корсо, после чего доходит до читателя. Интересная задумка, сложная для исполнения, не находите?
Во-вторых, сюжетная линия. Она успешно раздваивается на линию о рукописи Дюма и линию о книге «Девять врат». Связывает это все только Корсо и его мышление. Таким образом, нам представлен отличный детектив с вкраплениями лекций о Дюма, литературными играми, в которые автор предлагает сыграть и читателю тоже, вставляя в книгу все гравюры из «Девяти врат», а также отличным мистическим элементом, который, как и положено хорошему мистическому элементу, всегда находится на периферии повествования и разглядеть его нам так и не удастся.
И в-третьих, нельзя не упомянуть персонажей. Реверте сделал своих героев максимально живыми, постаравшись при этом их максимально романтизировать. Лукас Корсо, который обладает кроличьей улыбкой, но постоянно сравнивается автором с волком. Ирэн Адлер, девушка-загадка, которая получилась настолько живой и привлекательной, насколько это возможно сделать с помощью букв на бумаге. Вообще все персонажи здесь очень объемные и живые, что детективу в огромный плюс.
В общем, книгу я рекомендую всем любителям литературных игр и хороших детективов.
P.S. Многие ругают концовку за то, что она обманывает ожидания читателя. Мне же финал наоборот понравился за разрыв всех шаблонов и клише, а также за насмешку над ожиданиями среднестатистического читателя, решившего, что он нарвался на развлекательное чтиво в духе Дэна Брауна. Даже в самой книге автор пишет об этом открытым текстом:
«Читатель формируется из того, что он прочел раньше, но также из кино и телепередач, которые он посмотрел. К той информации, которую предлагает ему автор, он непременно добавляет свою собственную. Тут и кроется опасность: из-за избытка аллюзий может получиться неверный или даже вовсе не соответствующий действительности образ противника.<...> Информация, которую дает вам книга, обычно бывает объективной. Хотя злонамеренный автор может представить ее в таком виде, что читатель поймет ее превратно, но сама по себе информация никогда не бывает ложной. Это сам читатель прочитывает книгу неверно.»
Так что, книга удивляет, и это хорошо.
demihero, 16 декабря 2010 г.
В самом начале я хотел бы коротко перечислить основные достоинства книги — а они есть, они очевидны, но о достоинствах много говорили товарищи до меня, и я бы не хотел по десятому кругу повторять вслед за ними об одном и том же.
Итак, достоинства. Во-первых, великолепный язык, образный, богатый метафорами, лёгкий. Автор умеет просто и связно рассказывать о весьма сложных и запутанных вещах; незадолго до «Клуба Дюма» я закончил читать Лазарчука, «Опоздавшие к лету» — прямо-таки день и ночь, текст необычайной ясности (у Переса-Реверте, разумеется).
Далее — атмосфера, которой не было бы без, опять-таки, отличного языка. Букинистические лавки и старые замки, улочки Парижа, запущенный сад в предместьях Лиссабона, гостиницы, ночные набережные... — всё это почти материально, полно деталей и напитано настроением, для каждой сцены — своим. И запах книг, пыли, хруст страниц, тяжесть старинных инкунабул, разумеется. Всё это здорово, очень хорошо.
Наконец, эрудиция. Немногие авторы сегодня используют этот ход: если что-то знаешь, если что-то изучил досконально — ну так поделись этим, сделай его максимально интересным, максимально интегрированным в роман; большинство предпочитает хвастаться своими (может быть, и не такими глубокими, фрагментарными) познаниями — и только путают читателя. (Справедливости ради следует заметить, что синьор Артуро тоже справился с этой задачей не на «пять с плюсом»: не раз его герои пускаются в пространные лекции, что есть не самый подходящий способ подачи материала — по крайней мере, не самый подходящий для художественного произведения.)
Ещё среди достоинств книги можно было бы назвать лихо закрученный сюжет, если бы не одно «но»: мало закрутить сюжет, надо ещё его и умело завершить... впрочем, обо всём в свою очередь.
Что это за книга? Пожалуй, что-то на грани детектива и мистики, когда сюжетообразующая загадка неустойчиво качается на границе реалистичной событийной закономерности и вмешательства потусторонних сил. Это книга о книгах и о людях, которые живут книгами.
К слову сказать, я сходу был разочарован: почитав отзывы, я решил было, что повествование пойдёт о нашем брате — книголюбе, о понятных и приятных материях в каком-то необычном ракурсе; оказалось, библиофилы из «Клуба Дюма» — это эксцентричные миллионеры, покупающие старинные книги за сумасшедшие деньги, и разного рода тёмные личности, работающие на этих библиофилов и добывающие им букинистические редкости.
Главный герой... знаете, я сначала решил, что это мне вот тут представляют главного злодея, на худой конец какого-то мелкого беса. Оказалось — протагонист. Малоприятный тип, то у него «кроличья улыбка», то вдруг изо рта «высовывается волчий клык». Профессионал-книгодобытчик, за деньги готовый на всё. И тем приятнее неожиданность, когда ловишь себя на том, что вдруг начал сопереживать этому персонажу, когда из-под основательной личины дельца вдруг прорезаются живые человеческие чёрточки — немного, но достаточно, чтобы почувствовать присутствие человека.
Теперь о недостатках. Пожалуй, самый большой, самый очевидный «минус» книги — это беспомощный, совершенно импотентный финал. Сюжет заворачивается лихо, ровно, виток за витком на него накручиваются тайны, с какого-то момента — даже мистические, сущности умножаются — и ждёшь, какая же будет разгадка? (разумеется, она будет, ведь всё остальное у автора идёт превосходно: язык, ясность изложения) — думаешь: как все эти странные вещи связаны между собою?
Что мне ещё не понравилось? — ну, дальше мелочи, шероховатости. Пространные лекции не понравились, я об этом уже говорил. Не понравились — вернее, я в них не верю, не верил никогда — сверхкоммуникативные способности персонажей: когда герой по дрогнувшей руке собеседника вдруг всё понимает о нём и на полуслове меняет стратегию, но тот тоже не лыком шит, по мельчайшей оговорке он узнаёт, что... — ну и так далее. Не верю.
Вот, пожалуй, и всё.
Ёла Пална, 5 июля 2016 г.
Удивительное чтиво. Начну, пожалуй, с недостатков. Или недостатка… Не знаю, сейчас поймёте. Мне не понравился сюжет, а их там два. Мне представилось, что некий редактор прочитав исследование Перес-Реверте сделал автору излишне насмешливое замечание, мол, «да… это вам не Умберто Эко, тот исхитрился сюжет вплести во все эти умные штуки». Артуро обиделся и придумал не один, а целых два сюжета, которые, вполне себе прилично, вплелись в «умные штуки», и в общем (я, кста, с этим согласна) были настолько хороши каждый, что автор принял неожиданное решение использовать оба. И, чёрт побери, ему это удалось. Не блестяще, но удалось. А мне вот это самое «не блестяще» и не понравилось. Всё дело в том, что в остальном роман восхитителен! Язык завораживающе образный, приятно интеллигентный. Объемные, интересные и нетривиальные персонажи, особенно ГГ. Настолько хоризматичный, эрудированный, умный и искушенный, что б читатель, не задумываясь, принял его сторону. «Умные штуки» в виде библиофилических и литераруроведческих экскурсов мало того, что захватывающе интересны сами по себе, так ещё и с таким вкусом описаны, что я, прям, ищу повода блеснуть подчерпнутой эрудицией! Совсем нешаблонный способ до поры до времени скрыть от читателя антагониста сработал на мне. Без лишней скромности скажу, что это большая редкость. Почти всегда угадываю, если не по намёкам сюжета, то по законам жанра.
Наверное стоит добавить, что я посмотрела фильм «9 врата». Оказалось, что не только мне не глянулись пресловутые два сюжета. Роман Полански, видимо, тоже испытал подобные чувства, поскольку он наживую разделил их, как сиамских близнецов, пожертвовав одним, что б жил другой. При этом он решил что оставить, а что отрезать, сколько рук и ног и какой комплект органов должен быть у выжившего, безо всякой оглядки на создателя. Сиамские близнецы не выжили бы оба. А Перес-Реверте в фильме, тем не менее, узнаваем.
PS Всё-таки Полански извращенец.
Narizhna, 2 июня 2009 г.
Я, наверное, окажусь в числе немногих комментаторов, которые уже читали книгу, но еще не видели фильма. Хотя нельзя сказать, что экранизация никак не меня не повлияла: именно узнав, что «Девятые врата» Полански поставил по этому роману, я решила почитать. Я вообще стараюсь прочесть книгу, прежде чем смотреть экранизацию — мне так интереснее. Однако не в этом случае: теперь-то я точно знаю, что ЭКРАНИЗИРОВАТЬ этот роман невозможно — так же, как невозможно оказалось экранизировать «Имя розы», — можно только создать по мотивам совершенно независимое произведение.
А все почему? А все потому, что там, где главным героем повествования становится Книга, «важнейшее из искусств» оказывается практически бессильно. Текст, созданный тем, кто без ума от Книги, для тех, кто влюблен в нее не меньше, играет слишком большим числом аллюзий, смыслов, цитат и намеков, чтобы безболезненно вырвать его из абстрактных просторов мысли и поместить в прикладную плоскость созерцания.
«Он был из числа тех запойных читателей, что с самого нежного детства алчно проглатывают любой печатный текст», — дословно обо мне. Если это дословно и о вас — значит, «Клуб Дюма» придется вам по вкусу. А если нет — то как знать... Да, мне бы очень хотелось убедительно заявить, что этот роман, тем не менее, будет интересен всем и каждому, потому как, кроме совершенно восхитительного упоения миром книг, он располагает и прекрасной детективной интригой, и великолепной мистической составляющей, и яркими образами, и даже историей любви с постельными сценами (о которых я еще скажу теплое слово :smile:)... Причем я бы не покривила душой — роман и вправду всем этим располагает. И все равно,тем, для кого книга не является сладчайшим и желаннейшим из наркотиков, для того, кто не помнит книги по запаху и не способен найти нужный томик в своем шкафу, не включая свет, для того, у кого при слове «Рай» не всплывает в памяти образ библиотеки, это чтение может — не обязательно, но может, — оказаться в тягость. Такой человек может не оценить все эти трепетные экскурсы в старинное книгопечатание, все это обстоятельное копание в творческом пути Александра Дюма, все это нагромаждение цитат из литературы того времени, когда вышеуказанный Дюма не только не умер еще, а и не подумал рождаться. Хотя — кто знает, кто знает... Библиофилия — довольно заразная болезнь :smile:
И напоследок — благодарности автору. Во-первых, я искренне благодарна Артуро Перес-Реверте за нещадное попрание общепринятых стереотипов при описании постельных сцен. Поистине, я не могла не влюбиться в автора, у которого
Elessar, 13 апреля 2012 г.
Признаться, давненько я не был настолько разочарован после прочтения книги. Довольно часто бывает, что ничего не ждёшь с самого начала или быстро понимаешь это, где-то после первых пятидесяти страниц. Но «Клуб Дюма» с первых строк держит читателя в напряжении, не отпуская почти до самого финала. Изначально в книге есть всё, чтобы заинтересовать читателя: харизматичный герой, динамичный, сплавленный из приключений и мистики сюжет, насыщенная атмосфера старых фолиантов и инкунабул. Автор выстраивает причудливый узор из двух сюжетных линий: приключенческого романа в стиле книг Дюма-отца и мистического повествования о вратах в царство теней, ключ к которому скрыт в древней книге.
Итак, сперва всё хорошо. Герой, охотник за книгами по имени Лукас Корсо, человек незаурядный и натура довольно противоречивая. Его нельзя назвать положительным или даже нейтральным героем. Мне он напомнил скорее персонажей старых детективов-нуар. Хмурый не первых лет тип в видавшем виды плаще, с неизменной сигаретой в зубах и затаённой болью в глазах. Человек, который точно знает, что мир дерьмо и он для этого дерьма слишком стар. Образ обаятельного мерзавца поначалу портят разве что очки, да улыбка симпатичного кролика (кстати, как это?), которую герой то и дело пускает в ход. Но постепенно понимаешь, что если уж Корсо и сравнивать с животным, то только с волком. Умный, сильный одиночка, приучивший себя считать мир вокруг враждебным и недобрым априори.
Здесь, пользуясь прошлым героя, автор и вводит первую идею, всерьёз заинтересовавшую меня даже на фоне детективно-мистической составляющей:
//цитата
Кино – это для многих: вещь коллективная, щедрая, там дети хлопают в ладоши, когда появляется агент 007. Кино делает людей лучше; фильмы можно смотреть вдвоем, обсуждать. А вот твои книги – эгоисты. И одиночки. Некоторые из них даже и прочесть-то нельзя. И открыть нельзя, такие они старые. Кому интересны только книги, тому никто не нужен, вот что меня пугает.
//конец цитаты
Книги отделяют читателя от базовой реальности, сам процесс чтения предполагает уединение и отрешённость от мира. Наш герой — одиночка, прячущий в душе боль об умершей любви. Да и другие фигурирующие в тексте библиофилы, разве их можно считать нормальными? Взять хотя бы Виктора Фаграша, для которого книги уже давно стали существами куда более живыми, чем люди вокруг. Книги дают нам мириады новых миров и идей, забирая взамен способность вернуться к нашему, лишая способности сопереживать.
//цитата
Однажды я уйду, так и не узнав тебя. Тогда ты станешь вспоминать мои большие темные глаза. Мои невысказанные упреки. Мои горькие стоны во сне. Мои кошмарные сны, которые ты не умел прогонять. Вот что ты станешь вспоминать, когда я уйду.
//конец цитаты
Вот что говорит Никон Корсо. Выходит, что книги лишают нас способности любить? Так возникает первый вопрос, по которому от автора ждёшь если и не ответа, то хотя бы ясно выраженной позиции.
Следующий прелюбопытный момент — образ Ирэн Адлер, дьявола, сошедшего в мир. Люцифер среди нас, и у неё пронзительно печальные, почти прозрачные зелёные глаза. Интересный и необычный образ, так непохожий на привычный облик князя тьмы. Ирэн одинока куда в большей степени, чем Лукас. Корсо в самом жутком ночном кошмаре и примечтаться не могло такое, выстраданное даже не годами, а веками одиночество, кристально прозрачное, как глаза ангела зари. Самая сильная боль — боль утраты. Корсо когда-то был любим, Наполеон, его единственный кумир, когда-то был императором. А Адлер, та была ангелом. А теперь она совсем одна, покинутая былыми друзьями и союзниками. В её глазах застыла осень, листья и тонкий лед И пусть дьявола призывали сотни и тысячи раз на протяжении целых веков, всё без толку. Никто не умел позвать правильно.
Итак, ближе к концу романа в активе Переса-Реверте отлично прописанные герои, ряд по-настоящему заинтересовавших меня вопросов и идей. Прибавить к тому превосходный мистический детектив, обилие интереснейшей информации и о старинных фолиантах по демонологии, и о книгах Дюма, захватывающую дух приключенческую линию и обещание красивого финала. Но тут автор решил преподнести нам поистине неприятный сюрприз. Оказывается, всё было зря и напрасно. Любовь Корсо к книгам сыграла с ним злую шутку. Там, где опытный читатель увидит скрытые смыслы и множество интертекстуальных связей, на деле может оказаться не стоящая и выеденного яйца пустышка, глупый и затянувшийся розыгрыш. Нет ни заговора, ни врат в царство теней, а только кучка чудаков и безумцев.
//цитата
Читатель формируется из того, что он прочел раньше, но также из кино и телепередач, которые он посмотрел. К той информации, которую предлагает ему автор, он непременно добавляет свою собственную. Тут и кроется опасность: из-за избытка аллюзий может получиться неверный или даже вовсе не соответствующий действительности образ противника.<...> Информация, которую дает вам книга, обычно бывает объективной. Хотя злонамеренный автор может представить ее в таком виде, что читатель поймет ее превратно, но сама по себе информация никогда не бывает ложной. Это сам читатель прочитывает книгу неверно.
//конец цитаты
Выходит, что серьёзная глубокая литература, столь милая нашему сердцу, суть фикция, порождение больной и извращённой фантазии. Настоящее же призвание книг, каким оно видится автору, явствует из монолога Балкана:
//цитата
Вы сами прекрасно знаете, что роман или фильм, сделанные на потребу публике, могут превратиться в превосходное произведение. <...> Они построены на архетипах – публика идет на них, чтобы насладиться, кто сознательно, а кто и нет, все теми же сюжетами, их слегка измененными вариантами; ей важно не столько dispositio, сколько elocutio… Поэтому роман-фельетон и даже самый тривиальный телесериал могут стать объектом культа не только для наивной публики, но и для искушенной. <...> Все эти уловки – схемы, вариации и повторы – настолько стары, что даже Аристотель упоминает их в своей «Поэтике». Ну скажите, разве телесериал по сути своей это не современная разновидность античной трагедии, великой романтической драмы или александрийского романа?.. Потому-то интеллигентный читатель и получает большое удовольствие от всего этого, исключительное удовольствие. Ведь есть исключения, основанные на правилах.
//конец цитаты
Ну, не знаю даже, что и сказать. По мне, уж лучше одиночество в окружении подлинных шедевров, наделённых собственной душой творений великих мастеров, чем развесёлый фельетонный карнавал Балкана и его дружков. Со своими идейками Балкан-рассказчик, очевидный протагонист самого автора, состряпал второсортный романчик с опереточными злодеями далеко за гранью, отделяющей литературную игру от фарса. А вот Корсо его книги, настоящие книги, помогли обрести своего ангела.
Собственно, занавес. Если бы автор ограничился линией Дюма, это могло бы сойти за ненапряжный развлекательный роман в стиле Дэна Брауна, к слову, авторский идеал литературы, как это явствует из текста. Если бы автор сумел свести все сюжетные линии воедино, нарисовать убедительный образ антагониста вместо имеющейся в наличии жалкой карикатуры и довести до логического финала мистическую линию и встречу Лукаса с Ирэн, получился бы шедевр. А так чувствуешь себя обманутым и преданным, получив вместо достойного финала бессвязную, набитую претенциозными заявлениями пустышку. 7/10, и то только за Дьявола с глазами цвета изумруда и старого библиофила Фаграша и его реквием по принесённым в жертву книгам.
Shab13, 14 мая 2019 г.
Часто сложно написать отзыв. Все дело в первой фразе — она должна быть завлекающей, интригующей, чтобы читатель не остановился на ней. Это как первый шаг — дальше легче. Давайте попробуем так...
Вы верите в Дьявола?
Аристид Торкья верил, и издал в 1666 году «Девять врат в царство теней» — книгу которая может вызвать Люцифера. За что и был сожжен инквизицией за ересь, а все экземпляры книги были уничтожены. Кроме трех.
Лукас Корсо верит в деньги. Он хитрый делец и охотник на редкие книги, в кармане у него тысяча улыбок и уловок, чтобы расположить потенциальных клиентов, читай «жертв», к себе. Корсо нанимают для проверки всех трех экземпляров «Девяти врат» на подлинность. Да еще и рукопись одной из глав «Трех мушкетеров» тоже надо проверить.
Можно сказать, что это детективная история. Корсо ищет разгадку тайны «Девяти врат», на его пути то и дело встречается странная девушка, а на фоне постоянно маячит мужчина со шрамом, которого Корсо прозвал Рошфором, и который пытался его убить. Автор прекрасно создает атмосферу таинственности с легким привкусом мистики. Концовка весьма неожиданна, но не выбивается из атмосферы — все именно так, как и должно быть.
Но прежде всего это роман о любви к книгам. Корсо воспринимает книги как средство заработка, но взахлеб читает хронику наполеоновских воен. Братья-переплетчики воспринимают книги как предметы искусства, особенно попытки эти предметы воспроизвести. Баронесса Унгерн — наоборот, книги для нее — инструменты в научных изысканиях. Но больше всего мне понравился старик Фаргаш, который несколько раз в год, словно Авраам, приносил в жертву любимые тома, чтобы получить средства на содержание остальных... Отдельно стоит упомянуть «Трех мушкетеров», как одну из тех шедевров, что меняют сознание. Ее можно любить или ненавидеть, но равнодушным вы точно не останетесь.
Мне очень понравилось.
Гриф Рифт, 1 июля 2023 г.
“Взгляд читателя на произведение Артуро-Перес-Реверте “Клуб Дюма или Тень Ришелье””
Впервые познакомившись с романом, да и так получилось, что и с творчеством автора спустя 24 года после выхода экранизации романа, снятая Р. Полански «Девятые врата», предстаёт не размытый образ героев, а вполне реальные образы, сыгранные актёрами Голливуда, и фильм будто вновь проигрывается у тебя в голове. Нет, расхождения в сюжете книги и фильма, конечно, есть, но они значимые, и одновременно незначительные.
Итак, сюжет романа посвящён поиску трёх экземпляров трактата Аристида Торкьи, посвящённый демонологии, и якобы открывающих завесу тайны по вызову самого Сатаны, написанный в 1666 году. За что, конечно же Аристид Торкья был объявлен еретиком и сожжён инквизицией на костре, книги же по решению всё той же Инквизиции подлежали уничтожению.
Но какое отношение имеет трактат, созданный в 16 веке, и должно быть уничтоженный, к современному миру в наше время?
Завязка истории происходит с первых страниц книги, как триллер детектив, и автор подкидывает загадку сходу. Загадочное убийство весьма богатого библиофила, которого находят повешенным в своём собственном доме, на поясе от халата! «Кто? Почему?», конечно же сразу становится непонятным. Иначе это не был бы детектив!
Далее рассказчик постепенно вводит любопытного читателя в курс происходящего, знакомя нас с главным героем- наёмным охотником за книгами, Лукасом Корсо.
Роман написан в целом про библиофилов, любовь к книгам (древним книгам), но и как становится понятным, не обходится без мистики, интриг, и закручивающегося сюжета ближе к середине книги. Первая половина книги — это скорее, простите меня, тягучая резина, посвящённая разговорам о книгах, как о предмете поклонения! Хотя, собственно, чего мы хотим?! Библиофилы- они такие!
Так вот вернёмся к Корсо. У него появляется задание, желая помочь своему другу Флавио Ла Понте, выяснить подлинность первой главы романа, кого бы Вы думали?! Правильно, Александра Дюма «Три мушкетёра» Анжуйское вино. И вот он носится с этой рукописью как с писанной торбой простите на протяжении всего романа, параллельно его нанимает некий библиофил-миллионер Варо Борха, повёрнутый на оккультизме для того, чтобы сравнить и убедиться в подлинности двух экземпляров трактата, печально известных «Девяти Врат». Считая свой экземпляр подделкой, он хочет найти оригинал! Предлагая Корсо огромные деньги за это задание, сыграв на жадности самого Корсо.
Конечно ситуации, с которыми приходится сталкиваться главному герою, простыми не назовёшь, он с честью справляется!
Но вот к концу романа, при всей лихости закрученного сюжета, такой развязки некоторых событий, я, мягко говоря, не ожидал. В фильме не всё показано было, и акцент был сделан на мистической составляющей романа. Не буду портить интригу, но мне как-то даже обидно стало за Корсо.
В общем и целом, роман оставил после прочтения некий осадок, незавершённость что ли?!
Несмотря на небольшой объём, читался роман по моим меркам слишком долго и тягуче!
Пойду пересматривать экранизацию.
Хаген, 9 июня 2009 г.
Так-с.. Перес-Реверте, вы, собственно, кто? Талантливый писатель или читатель? Я более склоняюсь к второму, что и, в коце концов, помогло вам написать эту книгу. Если честно, очень уидивлялся начитанности автора, его умению в нужном моменте диалога вставить цитату, прокомментировать то или иное произведение.. В общем этому я отдал огромную дань уважения к писателю. Что же касается самого произведения, то здесь я был неоднозначен. Некоторые сцены, эпизоды были до жуткости интересными. Но заметил странность — этими эпизодами были как раз справки, разбор романов, биографии писателей. Тут, кажется, и не нужно дюжего таланта, чтобы втиснуть даты, цифры, имена там, не знаю.. в роман. Сцены же драк и погонь не вызывали завлекающего ощущения, не увидел я экшена.. Сюжет тоже мне не понятен. Зачем было, собсно, впихивать в книгу все подряд.. «Девятые врата», Дюма... Тем более, йомайо, никакой связи с линиями сюжетными не обнаружилось. Мне бы, если честно, было бы поболее интересней читать книгу о Дюма, об «Анжуйском вине», а не разыскивать на протяжении книги ниточки, соединяющие «Девятые врата» и рукопись Дюма. Концовка же совсем глупа, было некоторое ощущение потерянного времени на чтение истории о «Девяти вратах» :). Но вообще ни о чем не жалею. Книгу стоит читать, сособенно поклонникам романа-фальетона, а в частности Александра Дюма.
zslooo, 2 июля 2023 г.
Атмосфера книги погружает в мир страстей букинистов и литературных артефактов, что пробуждает воображение и вызывает желание самому исследовать мир редких изданий. Структура романа, в котором переплетаются дьявольская линия и линия связанная с творчеством Александра Дюма, выстроена сложно и многогранно, что держит внимание читателя на протяжении всего повествования.
Главный герой, Лукас Корсо, произвел впечатление умного, расчетливого мастера манипуляций. Его взаимодействия с окружающими людьми полны проницательности и хитрости.
Стиль письма Перес-Реверте не без основания сравнивают с Умберто Эко, однако его произведение отличает большая динамичность и простота восприятия. Это не умаляет глубины и серьезности поднимаемых в книге вопросов, но делает чтение более легким и приятным.
Все это создает чувство, что «Клуб Дюма или тень Ришилье» — это место встречи старой и новой литературы, место, где реалии и фантазии сталкиваются и тесно переплетаются, создавая уникальный сюжет и незабываемые образы. В целом роман оставил самые положительные впечатления и заслуживает внимания всех любителей качественной литературы.
Frigorifico, 24 июня 2011 г.
Получил большое удовольствие. Даже дело не в какой-то особой шедевральности этого произведения, а скорее в какой-то особой атмосфере, уютности, что ли, которая очень «легла на душу». Плюс масса интересных фактов о книгопечатании да и о Дюма. Фильм Поланского смотрел не единожды, поэтому особым сюрпризом стала абсолютная непохожесть фильма на книгу — как будто одну и ту же сюжетную завязку предложили двум разным авторам (в каком-то смысле так и есть:wink: Поланский слишком Художник, чтобы просто перенести текст на пленку). Даже главные герои получились очень разными — и внешне и внутренне.
Вертер де Гёте, 7 января 2009 г.
Один из тех редких случаев, когда в отзыве на книгу невозможно обойти стороной её экранизацию, собственно просмотр фильма и сподвиг меня на прочтение произведения. Фильм «Девятые врата» превосходного Романа Полански по сюжету весьма близок книге, но убрав некоторые сюжетные линии, Полански в корне изменил саму суть произведения. «Девятые врата», безусловно, замечательный мистический триллер, благодаря своей лаконичности и гораздо более мрачной атмосфере в отдельных моментах книгу даже превосходит (если уместны такие сравнения), но замысел романа значительно шире, чем просто мистический детектив. В конце концов «каждый получает того дьявола, которого заслуживает». Роман — как признание в любви, в любви к КНИГЕ, Где ещё , как не на Фантлабе смогут оценить такую любовь к печатному слову: библиофилия — как болезнь, как страсть, как жизнь. Много очень интересной информации о редких и старинных книгах.
А завязка романа такова: наёмный охотник за редкими книгами Лукас Корсо (в фильме — великолепный Джонни Депп) — не то бессовестный эгоист, не то рыцарь без страха и упрёка, просто играющий по правилам нашего циничного века — по заданию богатого клиента должен разузнать всё о редчайшем издании 1666 года «Девятые врата». Книга, естественно, о дьяволе. Кроме того в руки Корсо попадает рукопись одной из глав «Трёх мушкетёров» Какое отношение Александр Дюма имеет к этой странной истории? Об этом вы узнаете лишь дочитав роман до конца. Могу лишь сказать , что симпатии автора на стороне тех, кто искренне любит и уважает книги, а не относится к ним как к средству достижения своих целей или источнику дохода.
Manowar76, 9 апреля 2022 г.
«Деньги — ключ, открывающий людям потайные двери. ... Они помогают мне получать то, что я больше всего ценю в этом мире, — книги.»
Библиофильско-букинистический «интеллектуальный детектив», как принято говорить.
Автор, устами своих персонажей, с первых строк так увлеченно рассказывает о классике приключенческой литературы, что сразу захотелось бросить всё, включая «Клуб Дюма», и сесть читать-перечитывать «Скарамуша», «Одиссею капитана Блада», «Пармскую обитель», и, конечно, «Трёх мушкетёров».
Я с определённого момента внимательно читаю первое предложение романов, и в этом я не одинок. Есть даже подборки наиболее удачных и знаменитых первых строк. Персонаж «Клуба Дюма» гениальными считает первые строки «Скарамуша», например. Позже в романе упоминается первое предложение из «Моби Дика» — «Зовите меня Измаил.»
Большинство современников эталоном первого предложения считает начало «Нейроманта» Гибсона.
Абзац выше я написал, только начиная читать книгу. Каково же было моё удивление, когда ближе к концу, автор вступил со мной в диалог:
"— Первые строки, — произнес я. — Первые строки почти всегда бывают замечательными… Помните нашу беседу о «Скарамуше»? «Он появился на свет с обостренным чувством смешного…» Бывают начальные фразы, которые помнишь всю жизнь, согласитесь… Например, «Пою оружие и героя»… А вы никогда не играли в такую игру с кем-нибудь из очень близких вам людей? «Скромный молодой человек в разгар лета направлялся…» Или: «Давно уже я привык укладываться рано». И, разумеется, вот это: «15 мая 1796 года генерал Бонапарт вступил в Милан…»»
В самом же «Клубе Дюма» начало нуарно-кинематографичное: «Сверкнула вспышка, и на стену упала тень повешенного». К киноязыку писатель будет ещё не раз возвращаться на протяжении книги. В том числе и из-за кинематографичности описаний, я думаю, по роману сняли фильм с Джонни Деппом.
«Кому интересны только книги, тому никто не нужен...»
Лукас Корсо — детектив, ищущий книги. Посредник при купле-продаже самых редких томов в мире. Товарищ не особо приятный, но и не злодей. В прошлом — несчастная любовь, в настоящем же — только выполнение поручений коллекционеров.
В начале романа на нём повисают две задачи — выяснить подлинность рукописной главы «Трёх мушкетёров» и найти подлинник мистического трактата по вызову Люцифера «Девять врат в Царство теней».
Практически сразу реальность начинает переплетаться с литературой, а литература — с мистикой. И образовавшийся канат неудержимо тащит читателя по сюжету, заставляя лихорадочно перелистывать страницы. Настоящий пейдж тёрнер.
Корсо мечется по такой компактной Европе — Толедо, Лиссабон, Париж. Обретает врагов и помощников, избегает опасностей и идущей по пятам смерти. Демонология, букинистика и роман-фельетон.
С младых ногтей я собираю книги, а в разные периоды жизни, ещё и занимался их продажей. Считаю себя пусть не библиофилом, но книгоманом. И «Клуб Дюма» просто бальзам на сердце книголюба. Есть, есть ещё такие же ненормальные!
Роман — признание в любви в том числе и к «Трём мушкетерам», и к Дюма в целом. Разглядывая библиографию Перес-Реверте, обратил внимание, что у него даже есть роман, тёзка романа Дюма — «Учитель фехтования».
Автор, кстати, вплёл в сюжет упоминание героя этого своего романа. в другом месте рассказывает про героя «Фламандской доски», еще одного своего романа. Создаёт потихоньку АПР-Вселенную.
С чем сравнить? Попроще, чем Эко (раза три упоминаемого в романе), но тоже очень эрудированно; Дэн Браун в подмётки не годится Перес-Реверте, хотя у Лэнгдона приключения подинамичней и конспирология позабористей. Возможно, «Клуб» ближе всего к «Сердцу Ангела» Хьёртсберга, но эту вещь я ещё не читал, зато фильм смотрел. Ах да — книголюбством роман напомнил мне творчество другого испанца, Карлоса Руиса Сафона — помню, в каком восторге был от «Тени ветра», но так с тех пор и не сподобился прочесть продолжения. Да, я долго могу вспоминать любимые книги, я же книгоман.
К концу роман несколько сдал, а пару концовок так и вовсе стоит признать неудовлетворительными.
Надо кино с Деппом посмотреть.
Тем не менее, открыл для себя нового автора, с творчеством которого давно собирался ознакомится. Своей очереди ждут «Фламандская доска» и «Королева Юга». Да, «Алатристе» будет позже.
9(ОТЛИЧНО)