fantlab ru

Фрэнк Герберт «Мессия Дюны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Оценок:
3827
Моя оценка:
-

подробнее

Мессия Дюны

Dune Messiah

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

«Мессия Дюны», вторая книга саги об Арракисе, открывает перед читателем мир головокружительных интриг, исход которых роковым образом повлияет на судьбу Муад’Диба.

В стане недовольных политикой Пола Атрейдеса, Императора всей известной Вселенной, зреет ужасающий заговор. Однако как осуществить его, если Правитель обладает даром предзнания, и можно ли обмануть Того, Кто видит сквозь пространство и время? Можно ли совершить невозможное и предать Мессию?..

Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, August 1969», 1969 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, July 1969», 1969 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1969», 1969 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, October 1969», 1969 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, September 1969», 1969 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Дети Дюны» / «Children of Dune» 2003, США, Германия, реж. Грег Яйтанс



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Дюна
1992 г.
Дюна. Мессия Дюны
1992 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1993 г.
Вторые войны пустыни
1994 г.
Мессия Дюны
1994 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1999 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2011 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Дюна. Первая трилогия
2014 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
2015 г.
Мессия Дюны
2016 г.
Мессия Дюны
2017 г.
Дюна: Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2017 г.
Мессия Дюны
2018 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
2020 г.
Дюна
2020 г.
Дюна: Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2020 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
2024 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, July 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, August 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, September 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, October 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, November 1969
1969 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Хроники Дюны. Том 1
2021 г.

Аудиокниги:

Мессия Дюны
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Dune Messiah
1969 г.
(английский)
Dune Messiah
1970 г.
(английский)
Dune Messiah
1975 г.
(английский)
The Great Dune Trilogy
2005 г.
(английский)
Месія Дюни
2018 г.
(украинский)
Dune Messiah
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мессия Дюны» – второй роман цикла Фрэнка Герберта «Хроники Дюны». Стоит начать с того, что он заметно отличается от первого. В «Дюне» гораздо больше приключений, здесь же основной акцент сделан на философии и психологии, размышлениях о цене мессианства.

«Дюна» показала нам героический путь восхождения Пола Атрейдесов к трону императора человечества. Кульминация этого – джихад, которого Пол так старался избежать, – осталась за кадром. Вселенная уже покорена, а главному герою остаётся лишь пожинать плоды неограниченной власти. Пол оказывается заложником собственного дара предвидения. Он видит кровавые последствия джихада, развязанного от его имени, но не может изменить курс, не рискуя крахом всей империи. Таким образом, Герберт исследует парадокс власти: даже благородный лидер становится тираном, когда его культ подавляет свободу выбора. Даже заговорщики в романе – лишь последствия событий, запущенных самим Полом.

Главная интрига строится вокруг коалиции врагов Атрейдеса: гильдии навигаторов, на чью власть посягнул император, Бене Гессерит и тлейлаксу, создавших гхолу Дункана Айдахо (Хейта). Однако за внешним конфликтом скрывается другой – внутренний. В ходе одной из самых эпичных сцен романа мятежники применяют на Арракисе камнежог – столб ослепительного огня, прожигающего землю. А как ещё можно убить мессию? Пол выживает, но слепнет физически, в то же время прозревая духовно. По законам фрименов, ослепший должен быть брошен в пустыне в жертву червю, даже если это сам император. Однако, как быть с тем, кто без глаз видит все окружающее. Вместе с тем Пол балансирует между долгом и любовью к Чани, чья трагическая судьба предопределена. Чтобы подчеркнуть именно внутренний конфликт, Фрэнк Герберт идёт на интересный шаг: действия тут замедлены, диалоги насыщены метафизикой, а ключевые сцены напоминают античную драму (например, диалог Пола с Хейтом).

Меняются и персонажи. Пол теперь – не харизматичный вождь, а сломленный фаталист. Его сестра Алия, познавшая тайны Бене Гессерит ещё в утробе матери, становится символом утраты человечности. Хейт, клон Дункана Айдахо, воплощает тему потери идентичности: его борьба между собственной памятью и программой, заложенной в него тлейлаксу, – один из самых трогательных моментов романа. Меняется и Стилгар – гордый вождь фрименов становится лишь чиновником при императорском дворе, и в его душе идёт борьба между законами фрименов, которые он знал с детства, и законами императорского дворца.

Изменения затронули и стиль повествования. На смену бескрайним просторам Дюны пришли камерные описания дворцовых интриг, поток сознания героев и библейские аллюзии. На первый взгляд, можно назвать роман «недожатым», но это не совсем так. Просто по самой своей сути он – другой. Финал, где Пол, слепой и безутешный, уходит в пустыню, как рядовой фримен, завершает его арку с шекспировским размахом.

Итог: Признаться честно, «Мессия Дюны» стала для меня неожиданным поворотом цикла. Если «Дюна» – это история о том, как подчинить судьбу своей воле, то второй роман – о том, как судьба подчиняет тебя. Ее заложниками становятся и Пол, и Чани, и Алия. «Мессия Дюны» – роман о слепоте фанатизма и цене героизма. Если вы читаете фантастику не только ради сражений в космосе, то роман вам подойдёт. Это книга для вдумчивого и весьма неспешного чтения. Если же не поймать нужный настрой, при чтении можно и заскучать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга цикла «Дюна» — на удивление небольшой том и, по сравнению с первой и третьей книгами, гораздо более простой в плане чтения. Тут нет описаний полумистических и полунаркотических путешествий героя. Тут даже нет особо масштабных приключений.

Мы видим уже не путь, но итог пути Пола в качестве Императора. Известная Вселенная уже у его ног. Кровавый джихад бушует на планетах империи в полную силу. Империя в зените своего могущества и кажущейся несокрушимости.

Именно в этот момент враждебные Императору силы пытаются свергнуть его и вернуться к старым порядкам. Вероломные противники преподносят Императору «подарок», призванный уничтожить или поработить его. Среди фрименов зреет мятеж, а любимую женщину травят.

Но все это не важно. Не важно потому, что вместе с Полом мы смотрим на все события через призму его предзнания и всевидения. Эта книга продолжает мысли первой части о судьбе и ее неизбежности. О том, что часто попытки на что-то повлиять могут только усугубить проблемы и вызвать бОльшие трагедии.

Если первая часть содержала в себе линии борьбы с судьбой и мужественном выборе, то «Мессия Дюны» с горечью утверждает, что выбора по сути не было и нет. Все иные варианты пути, кроме выбранного Полом, несут лишь большие смерти, разрушения и несчастья. По сути, Император приносит себя в жертву, чтобы спасти подданных от ещё больших бед. Но, даже несмотря на фатализм этой истории, возможно, что есть и иной путь...

Мне книга искренне понравилась, так как она удачно дополняет первую часть и смотрит на магистральную тему ее под новым углом.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мессия Дюны» – вторая часть культовой саги «Дюна», продолжающая историю Пола Атрейдеса, ставшего Императором и Мессией. Спустя двенадцать лет после событий первой книги, Пол сталкивается с последствиями своего правления: зреет заговор против него, и даже самые близкие люди вызывают подозрения. Обладая даром предвидения, Пол видит будущее, но, кажется, не в силах изменить его ход, погружаясь в размышления о цене власти и предопределённости.

В «Мессии Дюны» мир Арракиса, тщательно проработанный Гербертом, продолжает эволюционировать. Империя простирается под властью Атрейдесов, но в тени зреет недовольство. Заговоры плетутся не только политическими противниками, но и религиозными фанатиками, стремящимися использовать влияние Муад’Диба в своих целях. Особенное внимание уделяется последствиям экологических изменений на планете и роли Пола в этом процессе. Герберт мастерски создаёт атмосферу политических интриг и религиозного фанатизма, погружая читателя в сложный и многогранный мир будущего.

Ключевой фигурой романа является Пол Атрейдес. В этой части саги мы видим его внутреннюю трансформацию. Из героя-победителя он превращается в сломленного человека, обремененного властью, пророческим даром и осознанием неизбежности трагических событий. Его внутренние противоречия, сомнения и борьба с предопределением делают его одним из самых интересных и сложных персонажей в научной фантастике. Другие персонажи, такие как Чани, Алия и представители различных политических фракций, дополняют картину мира и создают многослойный портрет общества «Дюны».

Положительным впечатлением от книги является ее философская глубина. Герберт ставит перед читателем сложные вопросы о природе власти, вере, свободе воли и ответственности лидера за судьбу человечества. Роман заставляет задуматься о последствиях религиозного фанатизма и о том, насколько предвидение будущего может быть бременем. К сильным сторонам также можно отнести развитие персонажа Пола Атрейдеса и атмосферный стиль автора. Однако, «Мессия Дюны» лишена эпичности и динамики первой книги, что может разочаровать некоторых читателей. Также, временами переживания героев кажутся слишком абстрактными и сложными для понимания, а сюжетные линии развиваются медленно.

В заключение, «Мессия Дюны» – это неоднозначное, но глубокое и заставляющее задуматься произведение. Книга слабее первой части саги с точки зрения динамики и приключенческого сюжета, но превосходит ее в философской насыщенности и психологической проработке персонажей. Рекомендую эту книгу тем, кто по достоинству оценил первую часть «Дюны» и готов к более медленному, размышляющему чтению. «Мессия Дюны» может стать прекрасным дополнением к саге для тех, кто интересуется сложными философскими темами и готов погрузиться в мир политических интриг и религиозного фанатизма.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, которую я по инерции начал читать сразу после романа «Дюна», но почти сразу же бросил, так как текст вызвал отторжение. Но, через некоторое время я решил продолжить чтение книги и был поражен совершенно неожиданным сюрпризом. Если раньше я с трудом перелистывал ее страницы, чувствуя, что это долгое и утомительное занятие, то теперь я находил его увлекательным.

Действие разворачивается через двенадцать лет после событий первой книги. Пол Атрейдес правит как император, но его авторитет подвергается сомнению. Вокруг него плетутся заговоры, и даже его ближайшие доверенные лица становятся объектами подозрений. Хотя Пол видит свое будущее в пророческих видениях, он, похоже, не желает бороться с его неизбежным течением, как будто человек бессилен бросить вызов своей предопределенной судьбе.

Первая книга была приключенческой. Однако эта вторая посвящена более глубоким философским течениям. Тяжесть существования. Последствия выбора. И прочее. Но сюжет должен продолжаться, и мы наблюдаем судьбу Пола и пожинаем плоды его правления. Всё это написано в красивом авторском стиле, под стать первой части.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал недавно, впечатления улеглись, поэтому, делюсь.

В целом, книга понравилась больше первого тома. Да-да, именно так. В первую очередь из-за размера. Вот были бы все тома «Дюны» покороче, пошло бы ей это только на пользу, ей богу! Но и отец Герберт, и сын его этим грешили. Сын, видимо, решил поддержать длиннотомную увесистую традицию. В итоге, почитаешь 2-3 книги подряд, и все происходящее в голове начинает восприниматься как какой-то «великолепный век», хюремщиной и султанщиной отдаёт.

Но здесь хорошо, потому что этого меньше. Про что книга? Размышления и интриги. Как такового романа здесь мало, и это опять хорошо. От героев не успеваешь устать.

Удивил ли финальный твист? Да, но умеренно, как и всегда у Ф. Герберта. Он не поражает, как тот же Симмонс, а просто потихонечку достает интересные моменты из своего писательского мешка.

Немного выделюсь на фоне стройного ряда восторженных (и донельзя однообразных) дифирамб и назначений в «шедевры». Книга действительно хорошая, но это точно не шедевр. Она, как мне показалось, является «Дюной» даже в больше степени, чем первый том и в этом ее достоинство. Сделать продолжение совершенно не таким, каким его ждали, и при этом не ударить в грязь лицом, так немногие могут. Могли...

Рекомендую ли я прочесть «мессию Дюны»? Скорее, да. Кому? Тем, кто читал первую часть. Этими двумя книгами по вселенной вполне можно ограничиться.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман напоминает мне больше пьесу, и по формату сильно отличается от оригинальной «Dune»: минимум декораций, минимум действия, больше диалоговые мизансцены, неспешные размышления, погружение во мрак и статику. После долгожданного Джихада и пришествия Махди вселенная погрузилась в зловещую тишину, и замерла в попытке осознания своего пути в грядущее, как сказал Лето II, священная война была порождена вспышкой безумия. Квисатц Хадерах явлен в мир, будущее теперь определено, главное — порядок и твёрдая власть, штурвал Империи теперь в твёрдых руках надёжного рулевого... Ой ли?

Теперь я понимаю, насколько отважен Фрэнк Герберт, который решил развивать не сюжет, а фабулу, помня, что научная фантастика — не самоцель, но литературный приём, метод. У первого романа был чёткий приключенческий сюжет, вполне вписывающийся в каноны авантюрных поделок о злобных тиранах и отважных, благородных повстанцах. Но Герберт понимал, что лукавить нельзя, и империя Муад'диба не принесла счастья и процветания галактике, которая десять лет пылала огнём той страшной войны, которой было беременно застоявшееся человечество.

Империя создана, церковь Муад'диба, Квизарат, ею правит, Император доминирует над Великими Домами, КООАМ, Бене Гессерит, Гильдией... Что происходит в дальнейшем?

Что происходит и с тем, кого называли Паулем Атрейдесом, сначала — рано повзрослевшим подростком без детства, которого с колыбели готовили к власти, и впоследствии пустынным вождём, ворвавшимся на песчаных червях в Арракин, снеся правящий императорский дом с престола. Но теперь он — император, император Муад'диб, живой мессия, собственно говоря, и не человек вовсе, а лишь его образ. Статус и миссия должны возвеличить, но, напротив, они лишь ограничивают его во всём — он не имеет право думать так, как чувствует, и говорить так, как думает. Люди видят в нём деспота и тирана — и ему приходится им быть, воплощая в себе миссию «основания колонны» Империи, которая теряет смысл своего существования после завершившегося Джихада. Чтобы теократия жила, нужно насаждать веру, чтобы насаждать веру, необходимо упрощать реальность и её восприятие, иначе управлять станет невозможно.

Новосозданная теократическая Империя быстро вписалась в классические стандарты авторитарной государственности, взяв от своих тысячелетних предшественников всё самое «лучшее». Герберт велосипед не изобретает, его Квизарат быстро становится обыкновенной бюрократией. За что боролся Батлерианский Джихад? За освобождение человечества от машинного разума, точнее, от костылей, которые расслабляют и отупляют разум человеческий, заставляя его быстрее совершенствоваться и развиваться в самых разных направлениях. Но что из себя представляет бюрократия? Бюрократия — это мир вторичный, это набор симулякров, который быстро заслоняет собой практику управления, ради которой она и была создана. Практика — это реальные люди и текущие, повседневные проблемы, бюрократия — сила обезличенная, и имеет дело она с обезличенным миром делопроизводства, отчётности, статистики. Имперская бюрократия в любом случае лишена подвижности, и, когда она отрывается от реальности, и уходит во внутренний, вторичный мир, она от природы не способна быть эффективной.

Но своё дело она успела сделать — Джихад произошёл, и Арракис постепенно перестаёт быть Дюной, как и мечтал Лиет-Кинес, но мечты воплощённые несут совсем не тот облик, что иллюзорные. Фримены мечтали о рае на своей земле — но этот рай убивает фрименов, их стиль жизни, их суть, обилие воды иссушает их. Пришествие Махди, прозревающего будущее, лишило людей грядущего, поэтому люди перешагнули через свои принципы, и даже старая гвардия федайкинов выступает против былого кумира... Муад'диб должен быть низвержен.

Уничтожить человека-функцию, человека-симулякра можно, если пробить щит должного, и снова пробудить человечность. Почему Тлейлаксу подарили Паулю гхола его старого друга, погибшего во имя его воды? Не только для того, чтобы сделать предложение, от которого он не может отказаться, отнюдь. Они рассчитали всё верно, и автору удалось это грамотно и лаконично это подать — император должен был снова стать Паулем Атрейдесом, не пламенем Джихада, а обычным, земным человеком, что и разрушит основание его тиранического правления.

С одной стороны — это история падения титана — трагическая, истинно шекспировская, и очень печальная. Но с другой стороны — это торжество Человека над Образом. Пауль уходит в пустыню, он остаётся сам собой, а закостеневший образ Муад'диба оживает, становится подвижным и изменчивым, поскольку принадлежит отныне всем и никому, то, что эфемерно, всегда гибче и целостнее, чем конкретно воплощённое. Квисатц Хадерах видит пред очами Золотой Путь, но вступить на него, и повести за собой всё человечество должно совсем иное существо.

Красивая история. Горькая, печальная, искренняя. И совсем другая.

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжить знакомство с «Дюной» явно было ошибкой. Насколько глубок, многогранен и великолепен оригинальный роман, настолько же уныл и запутан «Мессия».

Здесь нет главного, что завораживает в «Дюне» — мира. Действие на 95% происходит в Арракине и в мозгу героев. Только самые последние главы напоминают о пустыне и традициях фрименов.

Собственно, действия как такового тоже нет. Сюжет укладывается в пару предложений. Зато .очень.много. воды, состоящий из страданий Пауля на тему того, как избежать будущего, страданий Алии о том, что она не видит, страданий гхолы Дункана Айдахо (не спрашивайте) по поводу того, кто же он на самом деле. А, ещё есть заговор с целью *** Муад'Диба. Что именно, так и не понятно: не то убить, не то подчинить, не то размножить.

Я не утверждаю, что роман вообще пустой, в нём есть как минимум отлично показанное бремя власти. Но как же всё уныло!

Оценка: 3
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

О первой книге я уже писала, она меня восхитила. Вторую я все как-то боялась брать, чтобы не испортить впечатление, ведь отзывы совершенно не радовали меня, и в основном отталкивали от дальнейшего прочтения. Но я собралась и не жалею.

Дочитывала сегодня последние страницы на одном дыхании, настолько увлекло, что я забыла как дышать. Не знаю с чем это связано, но я до сих пор не могу отойти от впечатления оставленного книгой.

Вторая часть ни чем не хуже первой, я даже как-то сравнивать не могу, это единый мир и единый рассказ о нем. А то, что у меня прошел промежуток между прочтениями первых томов, так это дало то самое ощущение, которое мне помогло полностью погрузиться в мир Дюны.

Прошло время, утихли первые эмоции, первое знакомство, герои повзрослели, мир изменился. По сравнению с первой частью здесь достаточно мало динамических сцен и очень много рассуждений философского характера, но в отличии, от многих читателей, они мне очень понравились. Автор плетет чудесное кружево эмоций, понятий и смысла, которое приятно рассматривать и которое дает наслаждение мозгу. Хочется мыслить, хочется жить, хочется рассуждать.

С самого начала нас готовят к трагедии, к одиночеству, к печали, но в тоже время завершение дает ощущение вдохновения и радости за персонажей.

Автор прекрасно передает всю тяжесть и усталость бога, которого сотворили люди, но этот бог является человеком. Вся тяжесть его существования, вся тяжесть нашего бытия и неопределенная определенность будущего отражены в действиях героев книги. Но самое главное описана победа разума, в которую он сам не верил. Как бы не было тяжко за Пола, но в конце он стал свободен, наконец-то свободен.

Герберт очень красочно описал то, что представлял собой мир измененного Аракиса, картины настолько впечатляющие и масштабные, что захватывает дух. Он избежал описаний технологических, что является плюсом, ибо некоторых авторов забавно читать, про какие нибудь пленки или еще что-нибудь. Многогранность, красочность, богатство мира, живого мира, делают книгу просто замечательной.

Хочется писать и писать, вступать в полемику, но думаю не стоит этого делать. Книга вкусная, книга наслаждение для меня. Все таки, какая мы мелочь в этом мире, жаль за делами мирскими забываем об этом.

Книга читалась на одном дыхании, занудной мне не показалась, здесь все четко разложено по полочкам и предопределено. Настолько много эмоций вызывает она во мне, что чтение третьего тома я отложу на время, чтобы с успокоившимся разумом начать чтение.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вот Бог поверженный лежит – он пал, и низко пал.

Мы для того и строили повыше пьедестал.»

Среди поклонников цикла о Дюне много тех, кто считает стоящими книгами лишь те, что написаны самим Фрэнком Гербертом, а вот поделки его сына вместе с К. Андерсоном воспринимают как приключения, бессмысленные и беспощадные к любимой вселенной. В свою очередь, среди фанатов оригинального шестикнижия выделяются ценители первой трилогии, утверждающие, что вторая трилогия от лукавого. Стоит ли говорить, что есть и ортодоксальные фанаты, которые провозгласили первую книгу недостижимым идеалом и на все прочие истории об Арракисе смотрят крайне подозрительно, а иногда даже неприязненно.

Я познакомился с циклом более четырёх лет назад. «Дюна» тогда меня очень впечатлила, а вот все остальное оставило равнодушным. Прошло время, я окончил университет, нашел спутницу жизни, сходил в армию, устроился на работу… Словом, сильно изменился. Волей случая эта история вновь появилась на горизонте. И первая книга выдержала проверку временем просто блестяще: от ее прочтения я получил такое же удовольствие, как и в первый раз. А вот вторая книга преподнесла приятный сюрприз.

«Мессия Дюны» начинается спустя 12 лет после событий «Дюны». Кровавый джихад, которого всеми силами пытался избежать Пауль в первой книге, еще не позади, но уже и не на пике. Муад’Диб стал императором, принеся в жертву своему правлению жизни более 60 миллиардов человек, и это угнетает его. Видения прошлого и будущего, огромная власть, выращенная на религии и политике, а также бесконечные поиски лучшего пути сделали Пауля узником своего выбора. Или, вернее сказать, узником поиска наиболее подходящего варианта развития событий среди огромного количества вероятностей.

Сказочность и эпичность остались в первой книге, вторая принесла с собой камерность (почти все события происходят во дворце) и фатализм. На Пауля «Дюны» смотришь с надеждой, веришь, что он сможет не допустить джихад, обойдясь малой кровью, сможет отвести занесенный над собой дамоклов меч. Пауль «Мессии Дюны» производит впечатление крайне уставшего человека, который немыслимо запутался в бесконечных поисках лучшего варианта будущего и готов уже пожертвовать собой, лишь бы заслужить этим покой себе и спасение своим близким.

Книга эта, безусловно, слабее своей предшественницы. Она меньше по объему, в ней меньше интересных персонажей, больше слабых мест, но все же она мне понравилась. По крайней мере, понравилась больше, чем при первом прочтении. Вероятно, это благодаря Муад’Дибу как центральному персонажу: он повзрослел и теперь я могу оценить это в полной мере, т.к. тоже повзрослел с нашей последней встречи. Наибольшую ценность в этой истории представляют не обилие идей, философских концепций и внешних атрибутов, как это было раньше, а внутренняя борьба Пауля и его борьба с будущим. Это привносит в историю множество трогательных моментов.

Книгу рекомендую всем любителям фантастики с нотками грусти и, пожалуй, безысходности, чего уж тут таить. Возможно, ее лучше читать под настроение или в определенный период жизни.

P.S. Неожиданно хорошим саундтреком к этой истории для меня стала песня «Angels Fall» группы Breaking Benjamin.

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга начинается очень скучно, чем разительно отличается от первого романа. Более половины создавалось впечатление, что этот текст писал какой-то другой человек, или Герберт просто решил подзаработать на популярности первой части. Это немного странно, ведь Герберт вроде сразу задумывал весь цикл, продолжение не было только коммерческим ходом. Ближе к концу сюжет немного оживает, становится несколько интереснее, но в целом книга мне не понравилась. Здесь нет плюсов первой части — уникально продуманного мира. Точнее этот плюс не развивается дальше, поэтому уже неинтересен. А все остальное мне было совершенно неинтересно — все те парафилософские (а то и псевдо-) и парарелигиозные рассуждения, идеи, которые только ухудшали и так неидеальный, очень сумбурный стиль повествования. Именно манера письма Герберта здесь больше всего раздражает — отсутствует необходимая для беллетристики ясность, экшен, хорошие диалоги и короткие яркие описания. А на серьезную литературу этот текст отнюдь не тянет. Может, конечно, дело частично в плохом переводе, но сильно сути это не меняет.

Впрочем, людям, которым интересны идеи, выраженные Гербертом здесь, книга должна понравится.

Оценка: 4
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман не похож на первый, и эта непохожесть шокирует. Мы видели Муад Диба на взлете его пророческой карьеры – мудрого и бесстрастного, полного сил молодости победителя. Около пятнадцати лет – и Пол уже другой человек. Мы видим правителя, тяготящегося своей властью. Усталость – вот главное настроение книги. Пол Муад Диб осознает себя пленником собственной власти, пленником легенды, и все более мечтает вернуться к тому, чем он обладал, будучи простым Свободным. Изменения отношений, преследования врагов, тонкие паутины интриг – все это постепенно приводит Пола к желанию уйти от своей судьбы. Но Император – узник на троне. И душа его разрывается между долгом и требованием свой сущности.

Враги не смогли сразить его в открытую, но их коварство исподволь ведет пророка в ловушку – его видение не всемогуще. Пол мечтал о спокойной жизни с любимой женщиной, среди друзей и сторонников, но время съетча миновало, а Императорская столица – не место для покоя. Счастье висит на волоске, а он бессилен увидеть врага и предотвратить беду, вынужденный жить среди предателей и соперников, ждущих малейшей возможности подтолкнуть его к падению. Могучий дух Муад Диба уязвлен мелкими интригами и заговорами, он близок к отчаянию, и если бы он не был Квизац Садерахом, в совершенстве владеющим техниками Бене Гессерит, он выпустил бы управление своей судьбой из рук.

Следует отметить определенную связь саги Герберта с шекспировской трагедией и легендами о Гамлете. И если в первом томе Пол больше похож на фольклорный образ принца, то в «Мессии Дюны» он все более напоминает шекспировского персонажа. Кажется, его постигнет судьба Гамлета: заговор медленно захлопывает ловушку и на каждом этапе победы Муад Диба все больше похожи на поражение. Но воля императора-пророка побеждает и он уходит с арены власти непобежденным. Его уход – даже с учетом того, что в следующей части саги он оказывается жив – трагичен и оптимистичен, ибо человек в нем оказался выше пророка и императора. Пол нашел путь к покою, осознав, что мудрость – тяжкое бремя для властителя.

Сон с падающей луной – жуткое апокалиптическое видение, крушение судьбы и жизни, и Пол ищет путь к новой, иной жизни, чтобы сохранить то, что возможно сохранить. Но пророк не всегда может предотвратить то, что видит – механизм смерти уже запущен в отравленном препаратами теле Чани и рождение ребенка при любом развитии событий влечет за собой смерть. Эта боль почти обессиливает Пола и укрепляет его в мысли об уходе. Трагедию, как космическую катастрофу, предотвратить невозможно, и остается лишь относительное спасение. Полу придется выбирать: жизнь или свобода, покой или бессмертие, величие на троне или безвестность в пустыне. И мало сделать выбор – нужно суметь добиться своего, выиграть опасную игру у судьбы, где все масти расплывчаты и ни одна карта не то, чем кажется и даже не то, чем является.

Театральность происходящего усиливается введением образа лицевого танцора – Скайтейл отражает качество большинства персонажей, у него тысяч лиц и две души, он коварен в правдивости и благороден в коварстве. Многи ведут такую же двойную игру, и сам Муад Диб обманывает себя, стараясь разобраться, что важнее для него: империя, род, любовь или покой.

Смерть – дверь из любой комнаты и Пол распахивает эту дверь. Инсценировав гибель (или в самом деле испытав себя близостью разрушения), он уходит по дороге Свободных, возвращаясь в пустыню – пространство его души, одинокий, как сам Создатель.

Переломным моментом, дарующим Полу силы для победы, является «возвращение» Данкана Айдахо. Пол не случайно подвергает себя риску – для него жизнь без друзей бессмысленна, а рядом с ним почти не осталось тех, кому он может доверять. Поэтому, вызывая гхолу на откровенный разговор и заставляя Хейта подвергнуть себя испытанию, подобному Гом Джаббару, выбору между смертью и человечностью, ставит на карту все, и именно пробуждение разума Айдахо возвращает Пола к борьбе. Если гхола пробудил в себе человечность, то силы врагов не бесконечны и в западне тлейлаксу есть традиционная лазейка.

Стилгар – один из последних наибов, еще безоговорочно верных Муад Дибу. Но его дружба давно превратилась в слепую веру, он смотрит на Пола снизу вверх и это вызывает в душе Пола боль, ведь он помнит еще того гордого Стилгара, который был готов к смертельному поединку с пророком, несмотря на безнадежность этого противостояния. И хотя Стилгар – тот, кому Император доверяет больше, чем любому из соратников, он уже не столько друг, сколько фанатичный последователь.

Отдельная трагедия – судьба Алии. Ее проблема – это проблема вундеркинда. В детстве ощущение избранности забавляло ее, теперь же она готова мечтать о простой человеческой жизни – и в то же время власть пьянит ее. Она невероятно одинока, и после ухода Муад Диба одинока окончательно Более не желая быть мифическим чудовищем, она жаждет реализоваться как личность и женщина.. Дорогой к обретению человечности могла бы стать для нее любовь – и Данкан Айдахо приносит надежду на спасение. Жаль, что в последующих частях все повернется иначе. Она так же, как Пол, бросает вызов судьбе, и хотя на страницах романа она словно бы побеждает, в будущем ей суждено поражение.

Муад Диб уходит. Навстречу легендам, навстречу пустыне как пространству памяти он отступает перед перспективой опошления до уровня «еще одного» правителя. Одинокий и могучий, как Шаи-Хулуд в глубинах будущего он уходит, освободив Империю и себя от роковой предопределенности. Навстречу смерти или вечности, но он покидает мир дворцовых интриг и продажной верности, чтобы навеки остаться символом святости Арракиса. Лишь перестав быть правителем, он перестает быть пленником времени и истории.

Итог: второй роман лишен той эпичности и сказочности, что столь притягательны в первом томе. Легкая патриархальная грусть, тоска по ушедшей эпохе рыцарства превращается в настоящую депрессию, кризис среднего возраста цивилизации. Стоило ли автору ставить перед собой и героями страшный вопрос: зачем? Книга о том, как власть способна сломить честного человека, даже если он жесток и мудр. О разнице между верой и поклонением. О том, что предвидение не гарантирует предотвращения. «Мессия Дюны» слабее первой части, зачастую переживания героев превращаются в смутные мудрствования, ухудшенные, правда, неудачным переводом (Герберта у нас вообще переводят отвратительно в основном).(Читал, если что, в «Имперской Серии» 1993 года кажется.) Но по сравнению с последующими книгами цикла роман достаточно силен , и, главное, не перегружен бредовыми политическими концепциями. Фанатам вселенной – читать обязательно, прочих же может порадовать психологизм произведения и его мрачная атмосфера, напоминающая шекспировские трагедии. Но до десяти баллов роман, к сожалению, не дотягивает.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось, предвидение — такой замечательный инструмент для достижения целей. Кто бы не хотел заглянуть на жизнь вперед, избегнуть ошибок, создать — именно так!- создать для себя лучшее будущее, выбирая среди случайностей именно тот путь, который безопасно и благополучно ведет к осуществлению мечты? Что бы ни отдали за такую возможность властолюбцы всех мастей, правители, «серые кардиналы», все жаждущие обогащения, ученые, пытающиеся нащупать дорогу к открытию, командующие, думающие о победе... Или простые люди, выбивающиеся из последних сил, только чтобы не пропасть в изменяющемся мире. И вот такой инструмент есть. Он дан в руки, в общем-то, неплохого человека, которому знакомы простые человеческие чувства, сомнения, муки совести. Одному единственному, Полу Атрейдесу, Императору целого Мира, Пророку Муад-Дибу, под зелеными знаменами которого творятся теперь ужасающие дела.

Совсем не туда завела через 15 лет казавшаяся такой ясной дорога Предвидения хорошего человека Пола. Казалось, так просто подглядеть будущее и найти среди сотен путей один, ведущий к намеченной цели — лучшему будущему для Человечества. Но одна нить цепляет другую, одни дороги обрываются, другие неожиданно набирают силу, и вот уже вместо мира и процветания — бесконечная война, опустошающая планеты, грозный смерч из зеленых знамен благородных Атрейдесов, творящего ужасающие преступления.

Через 15 лет мы видим Пола- Императора уставшим от ответственности, измученным своим даром, отчаянно ищущим приемлемый выход из созданного самим же тупика человеком. Единственное, что ему хотелось бы — прожить остаток жизни со своей возлюбленной Чани в тиши и уединении, не слышать больше никогда о Пророчествах и Предвидении.

Но уйти от Власти не так-то легко. Множество группировок вынашивают новые планы, заговоры зреют внутри заговоров. Одни желают просто устранить неуправляемого Императора, другие хотели бы сломать его и взять под контроль, используя страх за жизнь близких и шантаж, третьи — готовы на все, чтобы получить драгоценные гены Предвидения и начать эксперимент с самого начала. Петля вокруг Муад-Диба сужается и остается только очень маленькая возможность спасти — не себя, не любимую — надежду для всего Человечества.

Неожиданное продолжение «Дюны», завершившейся полным триумфом героя. Теперь это уже книга целиком о власти, правлении, причинах, следствиях и ПОСЛЕДСТВИЯХ. О человечности, которую, оказывается, так легко потерять, о высокой цене, которую придется заплатить за сохранение своего человеческого начала, если однажды выбрать неправильную дорогу среди моря вероятностей.

И еще небольшое замечание. Роман небольшой по объему по сравнению с заглавной книгой. И воспринимается скорее, как составная часть, логичное завершение, финал первого романа, чем как отдельное произведение. Поэтому и читать его лучше ,не откладывая в долгий ящик, после прочтения самой «Дюны».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мессия Дюны» оказался мне ближе, чем первая часть. Причина в крутой концовке, подводящая черту под всеми событиями и завершающая историю Пола. Мавр сделал своё дело.

Ещё одна причина — началась условно интеллектуальная борьба (ментатная). Многоуровневая работа по изничтожению Атрейдеса младшего. Забавно, что интриги и заговоры плетутся, но Пол, в целом, в курсе к чему всё идет и кто на него доносит, кто лукавит. И нужно удержаться на этих весах понимания и действий, чтобы завершить всё так как нужно.

Динамики стало меньше, как заметили некоторые комментаторы. Я считаю, что книга от этого не стала хуже. Динамика есть — кто кого переиграет. Это не детективная история. Хотя чуть-чуть можно было бы и в это сторону подкрутить. Нам показывается поле битвы интриг, что ни разу не хуже.

Но... опять, всё разбито на большие куски, в которые автор хочет запихнуть слишком много, мне кажется. Даже при том, что в этой книге всё достаточно локализовано. Герои появляются и пропадают, тлейлаксу, как орден тамплиеров, хочется рассказать и то и другое, и третье... И читать на том самом «одном дыхании», как и первую книгу не могу. По результату книга хорошая, будет следить за историей «Детей Дюны». Летс го!

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неспешное, тяжёлое, меланхоличное продолжение, действие которого разворачиваются по прошествии двенадцати лет после событий «Дюны». Опять же, «действия» как такового, здесь не в пример меньше первой части, а батальных сцен как-бы вообще и нету. Так что, из этой книги, вряд ли бы получился зрелищный экшен, возьмись его экранизировать какой-нибудь знатный кинорежиссёр (Линча, кстати, я так и не осилил). Вся соль — в мудрых и псевдомудрых (ну, или тех, которые тяжело понять простому смертному) истинах, которые автор подаёт читателю на фоне Вселенского заговора против новоиспечённого Императора-пророка. Витиеватые диалоги героев с фримен... простите, фирменным — «смысл внутри смысла». В некоторых абзацах сам чёрт ногу сломит, так что приходится читать внимательно и вдумчиво. Думаю, автора таки можно упрекнуть в перегруженности текста всякими заумными фразочками, как по мне. Хотя, не спорю, это добавляет «атмосферности» что-ли, одним словом — помогает проникнуться. Мир Арракиса и «эпичность» произведения — на высоте.

В общем, если желаете услышать трогательную историю взаимоотношений людей ставших заложниками обстоятельств, поразмыслить о природе Государства и Религии, изнасиловать свой мозг буддистко-суннитскими догмами, взглянуть на мир глазами Идола, ну и, возможно, даже расширить малость свой «кругозор» — то не проходите мимо.

«Миг высшей славы уже таит в себе грядущее падение». Сие изречение, пожалуй, справедливо как для данной Книги, так и для творчества Фрэнка Герберта как писателя. Но планку, как по мне, выдержал.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

На эту книгу очень трудно написать отзыв. В романе поднимается множество важных тем: о свободе, о власти, о религии, о законе, о предвидении, о допустимости вмешательства в человеческий организм и экологию планет, о причинно-следственных связях, которые не всегда очевидны, и об ответственности, которая не всегда осознается вовремя.

Для меня в настоящее время наиболее интересными показались две темы, раскрываемые в романе: о прорыве за предел возможного и о цене, которую за все приходится платить и которую никто не называет человеку заранее, даже если он не совсем человек.

Главные герои книги вышли за пределы, отчасти благодаря евгеническому эксперименту религиозного ордена Бене Гессерит, отчасти по собственному желанию через наркотический транс. В результате они получили знание: знание прошлого и будущего. Но знание это не системно, фрагментарно, разорвано. Какие-то крупицы удается извлечь, но в целом знание такого рода пригодно только для одной цели: властвовать над людьми. Люди боятся пророков, пророкам легко добиться покорности, что и делает главный герой Пол Атрейдес. Ничего, кроме власти, полученные из запредельных глубин знания ему не дают. И, по большому счету, никакой пользы людям эти знания не приносят. А вот цена за них непомерно высока.

За сверхспособности герой платит утратой человечности. В нем звучат голоса столь многих предков и потомков, что границы собственной личности постепенно разрушаются. Особенно заметно это на примере сестры главного героя Алии, которая обрела сверхспособности еще в утробе матери, до появления на свет. За власть плата еще выше. За власть приходится платить жизнями тех, кого любишь.

Герой, в самонадеянности своей посчитавший, что может быть больше, чем просто человек, приобретает так мало, а теряет так много, что возникает вопрос: а зачем? Ради превращения Арракиса в зеленую планету, где есть вода? Нет. Для этого не требуется предвидение. Да и непонятно, является ли благом для арракианцев такое вот благотворительное «оводнение» их сурового мира.

Роман пронизан философскими размышлениями. Но если отбросить словесную шелуху красивостей, все сводится к борьбе за власть и разрушению личности человека, который этой власти достиг. Роман не разочаровывает. Это глубокая захватывающая внимание вещь, но... всего лишь еще одна история об удержании власти любой ценой. Ценой жизни любимой, ценой своей жизни для детей, ценой жизней этих детей, которые родились непонятно кем с непонятно какими сверхспособностями и, значит, тоже будут за это платить, потому что вышли за пределы...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх