fantlab ru

Фрэнк Герберт «Бог-Император Дюны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.76
Оценок:
2267
Моя оценка:
-

подробнее

Бог-Император Дюны

God Emperor of Dune

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Аннотация:

Три с половиной тысячи лет Империей правит один и тот же человек, вернее существо, ибо Лето II все это время переживает устрашающий метаморфоз, превращаясь в песчаного червя. Но это вынужденная жертва: только такая телесная оболочка позволяет ему оставаться в живых уже тридцать пять столетий, более того — считаться Богом. Все это время он пользуется своей политической, религиозной и экономической властью, чтобы закрепить человечество на Золотом Пути.

Создана исключительно женская армия — так называемые Говорящие Рыбы. Грандиозная экологическая трансформация Арракиса фактически завершена — на планете теперь есть реки, озера и леса. Нет только фрименов и песчаных червей, производивших Пряность. Последняя пустыня — Сарьир, где Лето II любит проводить свое время. Космическая Гильдия на коленях, Бене Гессерит вынуждены смириться с существующим порядком. Икс сотрудничает с Императором. Но есть и мятежники, и что самое удивительное, они прекрасно вписываются в загадочные планы Лето II. Бене Тлейлаксу воспроизводят для Императора бесчисленных гхола Дункана Айдахо. Сам Лето II занят, среди прочего, собственной генетической программой. Сиона Атрейдес — ее звено. И есть еще Хви Нори, посол Икса. Как повлияют они на судьбу Бога-Императора?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2006 // Переводной роман . 4-е место (США)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Дюна. Вторая трилогия
2017 г.
Бог-Император Дюны
2025 г.

Издания:

Бог-император Дюны
1993 г.
Бог-Император Дюны
1994 г.
Третьи войны пустыни
1994 г.
Бог - Император Дюны
2000 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Бог-Император Дюны
2015 г.
Дюна: Бог-император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2017 г.
Дюна
2020 г.
Дюна: Бог-император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2020 г.
Дюна: Бог-Император Дюны
2020 г.
Бог-Император Дюны
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Хроники Дюны. Том 2
2021 г.

Аудиокниги:

Бог-Император Дюны
2021 г.

Издания на иностранных языках:

God Emperor of Dune
1981 г.
(английский)
God Emperor of Dune
2003 г.
(английский)
God Emperor of Dune
2019 г.
(английский)
Бог-Імператор Дюни
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Вот уж не думал, что гоббсовский Левиафан получит настолько буквальное воплощение...

В прошлом «God Emperor of Dune» был моей любимой книгой в серии, когда я впервые прочитал её в 16 лет, то был в восторге от её масштабности и глубины, потом, уже после 20, эмоций было не меньше. Сейчас, конечно, я отношусь к этому роману более критически, и вижу его существенные огрехи — несколько отрешённый стиль повествования, излишне камерный сюжет, отсутствие чувства масштабности проекта Лето II: всё это негативно сказывается на восприятии романа, который вновь вернулся в формат, по факту, пьесы, высокой трагедии о падении Титана. Главное, почему написан этот роман — для выражения концепции Золотого Пути, которую создал Фрэнк Герберт, пытаясь объяснить сущность махдината Пауля Муад'диба. Человечество должно выжить, выйти из гомеостаза и скакнуть на новую ступень развития, идти вперёд и развиваться. Но каков метод? С первого взгляда, этот метод — сплошное противоречие.

В эпоху перед Джихадом Муад'диба человечество находилось в рамках Империи Коррино, обладающую определённым равновесным балансом, своего рода замкнутой экосистемой, пребывающей в тысячелетнем гомеостазе, и приходящей потихоньку в состояние упадка и гибели. Необходимо было вывести общество из этого состояния — и в этом главная цель Империума Бога-императора. На первый взгляд, способы выживания человечества кажутся весьма сомнительными... и на второй тоже.

Самое интересное в «Золотом Пути» — как бы ты внимательно не читал книги Фрэнка Герберта, ты всё одно не найдёшь его чётких контуров. Конечно, «Дао, которое можно выразить словами, не есть Дао», однако заявка на определённую философскую концепцию, не много не мало, спасения человечества, должно иметь определённые контуры, поскольку воплощалась в конкретных действиях и решениях Бога-Императора. Три с половиной тысячи лет жестокой тирании. Всё логично: коммуникацию между планетами обеспечивает меланжа, она же поддерживает существование Бене Гессерит, единственным источником Пряности во Вселенной является тело Червя, которое носит Лето II. Обладая жизненно важным богатством, Бог-император носил в себе абсолютную власть, закупорив человечество на отдельных планетах, запрещая обучение ментатов, трансформировав культуру и религию под себя, загнав общество в ещё больший, казалось бы, гомеостаз, практически лишив его движения, и развития — и ничего никому не объяснив толком. Избавить человечество от застоя, загнав его в ещё больший застой, освободить от зависимости машинного разума и Пряности, полностью поставив в зависимости от самого себя и своей воли? Есть ли в этом логика? Лето подарил человечеству мир, но даровал ли он ему процветание? Как говорит нам пришелец из прошлого, знающий другие времена, вечный спутник Атрейдесов — нет, люди в Империи Червя не счастливы. Это своего рода пытка покоем. И сам Червь радостно подтверждает слова своего вечного спутника, что его правление — упадок.

Главная идея — столь же любопытна, сколь и спорна — накормить человечество стабильностью и «фараонством» до такой степени, что они никогда не будут искать сильной власти и спокойного стойла, навсегда отвергнут идею «societas constituto». Тысячелетняя тирания как средство уничтожения тирании? Как философская концепция — красиво и интересно, как историческая реальность социальности — такое... На протяжении долгих столетий нужно так давить на человечество, чтобы не подавить в нём желание развития, чтобы насильственный гомеостаз оставался не стабильной экосистемой, где человек может спокойно существовать, а триггером, пробуждающим его творческое начало, стремление к справедливости и свободе. Почему Лето бесконечно возрождал давным-давно покойного Дункана Айдахо, не только же из сентиментальных соображений? Айдахо — воплощение чувства собственного достоинства, человек, который всегда стремится к справедливости, и знает цену свободе. Грубо говоря, старый командир Атрейдесов возрождался для того, чтобы восстать против Тирана, поскольку не восстать против него было невозможно, рано или поздно такому человеку, стремящемуся к идеалу, неизбежно хотелось уничтожить Червя, поскольку его власть была вопиюще несправедлива, и абсолютно подавляюща — так Лето, видимо, определял, что ползёт в верном направлении. Лето в своих «Похищенных записках» говорит о соблазне монархии, правительства и бюрократии — люди делегируют им полномочия управлять собой, и в этом есть своё рациональное зерно: оно отвечает стремлению человека к упорядоченности, позволяет быстро осуществлять необходимые для управления решения. Но оно неизбежно скатывается в тиранию, и сама форма власти всегда доминирует над её содержанием, чему, как предполагается, и служил антидотом «Золотой Путь».

Можно понять, что было замыслом Бога-императора: после его гибели на время, вероятно, пару-тройку столетий, прекратилась выработка меланжи, и человечество прекратило коммуницировать — «Рассеяние». Каждая планета стала автономной, и, стартовав с определённого уровня развития, пошла своим путём, и человечество, пережив жёсткую централизацию (насколько это возможно при таком количестве Пряности и, следовательно, крайне редких полётах Гильдии), стало «ячеистым», каждая планета приобрела свой вектор развития, и в будущее устремилось не единое, сжатое в кулак общество, а целый пучок «многообразий», обеспечивая человечеству нелинейный путь развития, полный изменчивых и пластичных форм. Метафора сжатой пружины, которая резко распрямляется, и выстреливает вперёд, вполне уместна. Жизнь — это воля к творению, и отныне человечество в своей многообразности постоянно меняется, порождая новые формы, и выходя на новые, самые необычные уровни развития. Тирания — прививка обаяния внешней власти, против соблазна иерархизации и жёсткого структурирования по армейскому типу, против подавления творческого начала, в более широком смысле — против «Порядка» во имя синергического многообразия. Против консерватизма с его вечным стремлением к фальшивым «добрым старым временам», против идей унифицированного равенства с их стремлением к распределяющему началу. Против любых форм ограниченности.

Конечно, это очень спорный набор идей, он красив и строен с точки зрения абстрактной философии, но с точки зрения конкретной социальной реальности — можно поспорить. Конечно, в наши смутные времена идея накормить общество до отвала мировоззренческими химерами, вроде «Величия» или «Особого Пути» не выглядит такой уж нелепой. Но только если воспринимать человечество как абстрактную социальную целостность, как ту же экосистему, которая живёт по естественным природным законам, и если в качестве задачи поставить цель вырвать общество из плена социального биоценоза, то почему бы и нет?

Но общество всё таки сложнее, чем экосистема, точнее, сложнее принципы её функционирования, поскольку здесь, помимо законов органического развития, существуют ещё факторы разума, коллективной памяти, эволюции идей, и так далее, и так далее. Поэтому, можно ли уподобить человеческое развитие в качестве сжатой пружины? Для этого нужна была концепция «феодального оптимума», который мы видели в «Dune», в качестве ловушки для человечества, идея конечного застоя, из которого должно было вырваться человеческое сообщество, ответом на который и был «Золотой Путь». Но поможет ли человечеству насильственный застой, или он, напротив, загонит его в ещё большую стагнацию, превратится в механическую привычку воспроизведения собственного упадка? Большой вопрос, который автор, и его Бог-император стремится всячески избегать.

Как бы то ни было, «God Emperor of Dune» — философская фантастика, причём высшей пробы, и равных ему произведений в мировой фантастике не так много. Она порождает вопросы и пытается дать на них ответы, спор с Фрэнком Гербертом — как философская дискуссия с умнейшим собеседником, сам процесс которой доставляет неимоверное наслаждение участникам его.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, написанная Фрэнком Гербертом на исходе его жизни и вобравшая в себя весь его жизненный опыт.

Книга, написанная для умных людей, способных прочувствовать весь трагизм этого мира.

Философская фантастика в лучшем смысле этого слова.

Лучшая книга Фрэнка.

Одна из лучших фантастических книг в целом.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: «Четвертый том фантастической саги, официально признанной экспертным сообществом лучшей фантастической книгой всех времён и народов. Конечный, итоговый этап преобразования межгалактической империи, основанной на принципах феодализма и отринувшей тысячи лет тому мыслящие компьютеры, которые были полностью уничтожены в ходе джихада. Этап перехода от имперской истории к истории Рассеяния. Тридцать пять веков «прививки Бога»: взращивания на генетическом уровне ненависти к застою и формирования взрывной пассионарности — как средства выживания расы».

Идея: «Их — как и во всех прочих томАх эпопеи — множество. Эта книга — шикарный образчик настоящей, харизматичной, полижанровой Фантастики — философской, космической, боевой, социальной и — прочая, прочая, проча. Если же говорить о некой главенствующей Идее, так или иначе присутствующей в иных, ей параллельных в повествовании, то звучит оная главенствующая примерно так: «История ничему не учит. Ничему, никого и никогда. Упование на некую «историческую память» — бред сивой кобылы, граничащий с социальной тупостью. Прекрасное средство постепенного уничтожения Социума как значимого компонента планетарного развития. Нации, этносы и государства — точно так же смертны, как и отдельные человеки. Нищета духа и тела — интегрально — патологически сокращает длительность жизни».

ФантДопущение: «Существует специфическое вещество, вырабатываемое специфическим организмами, употребление в пищу которого — продлевает жизнь, ускоряет реакции, стабилизирует метаболизм и т.п. Это же вещество в его концентрированной форме — способно наделять человека провидческим даром и открывать доступ к генетической памяти предков. Монополия на производство данного ресурса — это абсолютная власть над Вселенной. Ежели добавить к этому силу уникального предзнания и личного, индивидуального долголетия — вот, мы и получим практически бесконечную во времени абсолютную Власть».

Субъективный фактор (нравится / не нравится): желание перечитать — есть, оно реализовано многократно. Не упомню уже сколько именно раз. Много. Художественная ценность книги — безусловна и несомненна. Перед тобой, уважаемый потенциальный читатель — практически бесценный артефакт и раритет, которых сегодня, что называется, «…днём — с огнём…». Только на «библиотечную» подготовку книги, то бишь на сбор материалов и «обкатку» сюжетных линий, прорисовку деталей тематического фона и т.п. — автор потратил 6 лет. Не дней, не месяцев. Лет. И ваял он её (книжку, в смысле) — абсолютно без надежды на коммерческий успех. Тем более, что сама идея книги — на момент её завершения — была совершенно чУжда господствующему «социальному самосознанию». Тринадцать издательств — просто вернули рукопись с пометкой «…бред…». Со всех точек зрения автор — «…помесь асфальтового катка и бульдозера, трамбующего почву под непрекращающимся обстрелом крупнокалиберной артиллерии недоброжелателей…». Со всех точек зрения. И с художественной — в том числе. Эта книжка — верстовой столб развития Жанра. Всю Фантастику — по сей книжке — можно вполне себе обоснованно разделять на «до» и «после».

Убедительность — в смысле адекватности мотивации действующих лиц, достоверности фактурного и эмоционального фона — в высшей степени поражает воображение. Авторская манера «обосновывания» поступков действующих лиц делает читателя — практически соучастником живописуемых событий. Имеет место быть поразительная «киношность» текста, то бишь — интуитивное автоматическое «ДОстраивание мозгом картинки» — всего лишь в силу некоего набора слов. Обоснованность тематического, эмоционального и всех прочих мыслимых «фонов» — поистине шедевральна.

Человековедческая ценность — просто мастодонтальна, другого слова не подберу. Фактически, этот конкретный аспект восприятия — видимо — наиболее сильный из всех прочих. Злое Добро и доброе Зло, как обязательные компоненты «взрослого» восприятия действительности — базовая основа не только данного тома, но и всей саги. Лучший способ избавить мужчину от юношеских иллюзий и сохранить при этом необходимый для выживания уровень тестостерона — это предательство лучшего друга. Равно как и слабость всех победоносных армий именно в том, что они — разваливаются от первого же поражения, итоговое окончание процесса — всего лишь вопрос времени. Подобным вопросам — традиционно — в литературе уделяется минимум времени и сил, ибо — весьма проблематично с точки зрения технического исполнения. Здесь же исполнение — просто блестяще.

Адекватность и корректность, ритмичность и целостность — обсуждать просто глупо. Живописание предыдущих восторгов — дает вполне четкое понимание того, что книга создана Мастером Жанра, обладающим — вне всяких сомнений — Даром Великого Рассказчика. Таковой Божий Дар — величайшая редкость.

Грамотность — вообще выпадает из схемы оценки. По определению. Ибо — то же самое, что выискивать неудачные мазки на полотнах Великих Мастеров. Глупость.

***

Будет ли моя оценка адекватно воспринята именно тобой, уважаемый потенциальный? Конечно же — нет. Статистически — по данным сего конкретного сайта — оценка «семь и выше» — лишь у 73% аудитории. Каждый четвертый — не согласится с моими восторгами. И это замечательно, уважаемый потенциальный. Мир прекрасен именно тем, что «…в нём — всё относительно…».

Хотя… ежели честно… Мне искренне ЖАЛЬ тебя, «каждый четвёртый». Ты — пока ещё — не понял в этой жизни чего-то важного. Чего-то — неизмеримо более знАчимого, чем всё прочее.

Такие дела

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Половину книгу можно смело растащить на цитаты в гипотетическом паблике а-ля «мамкин философ»...с такой серьёзностью они вещаются Гербертом со страниц этого опуса.

« Точный, но двусмысленный ответ служит для человека подтверждением его самого глубокого страха»

Или : « Почешите как следует консерватора и вы обнаружите человека, который предпочитает прошлое самому светлому будущему».

Камон,рили?

Этот смешной, назидательный тон,которым сочится буквально каждая строчка — не вызывает ничего кроме отторжения ибо претендует на какое-то откровение,глубину или вау-эффект,но не создаёт ничего кроме лютого фейспалма.Для меня Дюна закончилась на первой книге.давайте,минусуйте,че!

Оценка: 4
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многими книга описывается как шедевр серии: трудночитаемая, но глубокофилософская, на фоне которого предыдущие части — «тупой экшон». По факту имеем:

1) Какая-то псевдофилософия, которую непонятно как трактовать. Если это философия мира Дюны, то у читателя тупо нет возможности проверить, имеет ли она отношение к окружающей вселенной. Экшона нет, потому это все остается оценочными суждениями Лето. Если же пытаться применить к реальному миру, то все довольно кусочно, примитивно и затянуто. Стоит прочитать Государя Макиавелли (обьемом раз в 10 меньше, между прочим), чтобы понять, что Герберт по сравнению с классиками философии власти — эдакий колхозный математик самоучка на фоне ученых из академической среды

2) Куча недомолвок, полунамеков, недосказанностей и т.п., которые якобы должны заставить читателя думать, а по факту пыль в глаза за которой ничего не стоит:

- Золотой путь, который якобы все понимают, но в чем его суть, почему он так крут и неотвратим так никто и не озвучивает

- Куча диалогов, где Лето гонит какую-то пургу и его собеседник внезапно говорит «я все понял»

3) Непонятная мотивация и бессмысленные действия персонажей, а особенно Лето: свадьба, фримены, гхола Айдахо

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем дальше в дюны...

...тем меньше сочувствия и интереса вызывают герои. После прочтения Детей Дюны у меня создалось впечатление, что именно трилогией все должно было ограничиваться (не говорю, что так оно и есть, просто мои ощущения). И вот я взялась за самого известного Червя во всей фантастической литературе и... ...этот роман мне понравился меньше всего из того, что я пока прочитала.

Первая причина моего неудовлетворения, пожалуй, были персонажи. Им тяжело сочувствовать да и не особо хочется. Вот почему, к примеру, я должна симпатизировать Сионе, которая из всех цветов знает только черный или белый?(причем даже различить их не может) Почему я должна сочувствовать Дункану, который также мешает всему своей импульсивностью? (Я не очень понимаю любовь автора к персонажу, которого он убил еще в первой половине Дюны. Почему-то достоинства Дункана в этой части раздуты до невероятных высот, а знания жизни фрименов вдруг возросли, хотя в той же оригинальной Дюне, насколько я помню он и в сиетчах-то не бывал)

И еще, почему я должна воспринимать всех этих персонажей, как личностей, если автор дает им не более чем социальную функцию?

Вторая причина — отсутствие действий. Я понимаю, что Дюна практически вся состоит из разговоров, но здесь эти разговоры были ну слишком растянутыми и в итоге становились бессмысленными.

Единственный, кто вызывал хоть какие-то чувства, это был сам Лето, и то не всегда. Конечно, этот персонаж заслуживает уважения, но с ним вряд ли захочется пойти на прогулку для беседы. Люди просто начнут засыпать.

Иногда автор играет на мимолетной ностальгии по тем временам, когда Дюна была еще вся в песках. В эти моменты я начинала чувствовать себя одной из тех старушек с палкой, которая бы кряхтела: А во времена Муад'Диба...!

Итак, в очередной раз убеждаюсь, что лучше первой части ничего не было и не будет.

Оценка: 7
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старина Фрэнк, что называется, перемудрил. Я, конечно, понимаю его стремление написать эпическое полотно истории планеты Дюна, максимально растянутое во времени, но в четвертой книге от оригинальной истории Дюны почти не осталось следа. Вся та замечательная Вселенная Дюны, которая полюбилась мне по классической трилогии, канула в небытие — фримены теперь не более, чем крестьяне, пустыня практически исчезла, Бене Гессерит и Гильдия ушли с арены борьбы за власть. Нет в книге той романтики пустыни и жизни ее обитателей, которая завораживала в предыдущих романах. Ни стилсьютов, ни крис-ножей, ни батальных сцен, ни мудрости обитателей пустыни — всего этого уже нет. Я, конечно, понимаю, что действие происходит спустя три с лишним тысячелетия с момента восшествия на престол Лето Второго, но все же... Нельзя было Фрэнку полностью отказываться от очарования первых книг.

В течение всего повествования Бог-император мучается под бременем своей Вселенной. Пока читал, не покидало чувство эдакой жалости по отношению к главному герою — и желание, чтобы его муки наконец-то прекратились. Вот такой вот бедный-несчастный Бог-император. Три с половиной тысячи лет мучений во имя человечества — воистину жалко парня))

Второстепенные герои невыразительны и невразумительны. Чего только стоит клон Дункана Айдахо, истеричный и эгоистичный! А ведь в предыдущих романах он всей душой и сердцем был на стороне Атрейдесов. Или Сиона (потомок рода Атрейдесов) — переполненная юношеского максимализма особа.

Пожалуй, единственный интересный поворот сюжета — введение на политическую арену Икса и Тлейлаксу. Но опять же — идея хороша, а реализована слабо. Из участия представителей этих двух планет в заговорах против правящей династии можно было сделать куда более интересные повороты сюжета.

По прочтении поймал себя на мысли, что не испытываю симпатии ни к одному из героев. А ведь какие были образы в предыдущих частях! В общем, весьма унылое продолжение действительно эпического полотна автора.

Ставлю 6 только из уважения к автору и будучи поклонником классической трилогии. Перечитывать не буду точно.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга захватывает. Перед нами разворачивается картина мира, в котором абсолютная власть доведена до абсурда. Юный Лето Атрейдес выбирает путь личной жертвенности, чтобы спасти человечество как вид, тот самый Золотой Путь, от следования которому отказался его отец Муад Диб. Почему Муад Диб не захотел принять эту ношу? Ведь был он человек не слабый и понимал, что не сделанное им остается его же детям. Не потому ли, что благодаря слепоте и утрате внутреннего пророческого зрения осознал слабость и силу человеческой жизни?

Что видели Атрейдесы в своих наркотических медитациях? Войны, экологические и техногенные катастрофы, способные уничтожить человечество? Такая опасность есть всегда. Человеческий вид в любом случае не вечен. Рано или поздно наше время закончится. Став Богом-Императором, мальчик Лето попытался поместить человечество в стеклянную банку, обложить ватой и обустроить жизнь по своему усмотрению, оставив при этом за собой право на любой — абсолютно любой — поступок: убить, возродить к жизни, разрешить развитие или пресечь его. За время своего тысячелетнего правления он отучил людей думать, анализировать, принимать решения, рисковать ради достижения цели. Рисковать дозволялось только ради капризов Императора, который утратил человеческое в себе.

Бог-Император произвел на меня жуткое впечатление. Конечно, Лето родился с осознанной родовой памятью многих поколений своих предков и в этом смысле никогда не был ребенком. Но и взрослым человеком он тоже не стал. Из-за генетических экспериментов Бене Гессерит он был лишен периода детства: не пережил состояние наивности, удивления, радости познания нового в себе самом и вокруг себя, он был лишен общества сверстников и не научился быть равным среди своих товарищей, не научился доверять и любить, как это умеют нормальные человеческие дети. Знания взрослого в теле ребенка создали у него самого и у многих окружающих иллюзию его взрослости. Но это именно иллюзия. Не знания продвигают человека на пути взросления, но соединение их с личным опытом, с личными переживаниями. Лето вступил в симбиоз с песчанными форелями задолго до своего взросления.

На протяжении тысячелетий человечеством управлял ребенок-вундеркинд, который никогда не имел личного опыта взрослого человека, постепенно утратил человеческое тело, а, соответственно, и восприятие мира с помощью человеческих органов чувств. Его потребности на протяжении всех этих тысячелетий не совпадали с потребностями человека. Эти два фактора во многом определяют дикость многих поступков Бога-Императора. В своем абсолютном одиночестве и столь же абсолютной власти он потерял способность видеть личность в окружающих его людях, он видел только существ с определенной социальной функцией, короткоживущих и достаточно легко заменяемых. Он играл с людьми, как с куклами.

Личная жертва Лето несоизмеримо велика: прожив четыре с половиной тысячелетия, он практически не жил. Но точно ли он принес пользу человечеству? Мы этого никогда не узнаем. Зато мы видим, как много вреда причинил он конкретным людям: Дункану Айдахо, обреченному жить с осознанием своего множественного числа, Монео, превращенному в раба, Говорящим Рыбам, которых специально выводили для военной службы и селекции. В романе нет ни одного человека, которому Бог-Император дал хоть что-нибудь хорошее, радостное, чистое. Возникает вопрос, можно ли облагодетельствовать человечество, если каждый конкретный человек при этом несчастлив? Не честнее ли предоставить людей собственной судьбе, дать им право на ошибку и победу, на гибель и жизнь. Не выживание благодаря Золотому Пути, претворяемому в жизнь существом, которому чужды человеческие интересы, а жизнь, благодаря собственным усилиям разума, чувства и действия.

Очень сильная вещь. Из четырех прочитанных книг цикла эта производит самое глубокое впечатление, хотя и со знаком минус.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три с половиной тысячи лет — большой срок для Человечества. Изменилось все: люди и даже сами планеты. Нет больше Арракиса, пустынной планеты Дюна, хранившей самую большую драгоценность Вселенной, таинственную специю. Теперь это процветающая, полная зелени планета, с небольшим пятнышком пустыни. Нет больше гордых фрименов — теперь это лишь ряженые из исторического парка.

Но кое- что остается неизменным: бессмертный и всезнающий Бог — Император, Лето Атрейдес, Провидец, беспощадно подгоняющий Человечество по своей Золотой Тропе выживания, Селекционер, выводящий определенные породы людей для выполнения только ему известных задач.

Мир Бога — императора — странный и отталкивающий. В нем нет практически войн, все накормлены и защищены, но при этом все стандартизировано и жестко контролируется самыми преданными соратниками — специально выведенными женщинами из личной гвардии Императора. Этот Мир больше не развивается, застыв в ожидании... Чего? Что так упорно добивается Бог — император от Человечества, чего ждет в своей Цитадели, день за днем вглядываясь в Нити вероятного будущего?

Это рассказ о завершении пути, в начале которого мы присутствовали в «Детях Дюны». Какая была благая цель — обеспечить Человечеству бесконечное будущее, Золотую Тропу выживания. Неужели это застоявшееся болото -то самое будущее, ради которого надо было принести такую жертву — отказаться от всего человеческого? Или правы противники, и Лето тоже не устоял перед соблазнами абсолютной власти, превратившись в обычного тирана? Что это — еще одно поражение, какое потерпели до него Пол Муад — Диб и его сестра Алия? Вот на какие вопросы придется искать ответы читателю.

И поиск этот будет очень нелегкий. В романе нет практически никакого действия. В основном это монологи и диалоги, воспоминания и экскурсы в историю. Но, несмотря на это, роман — очень наряженное повествование, масштабная драма, переданная не через внешние проявления, а через внутреннюю борьбу героев с собой. И при этом все происходит в атмосфере почти физически ощутимых страха и нетерпения: мрачного и напряженного ожидания развязки.

И, конечно, в центре всего — трагическая судьба Бога-Императора и разговор о власти. Это, действительно, божественная власть — выбирать будущее для всего Человечества и дорогу для его достижения. При этом быть тем, кто больше всех потерял на этом пути, принеся в жертву свою Человечность, не имея права выбрать для себя не только, как жить, но и как умереть. И это не ради процветания, великих достижений, богатства, вечного мира — ради освобождения от Судьбы, ради права людей самим решать какими им быть или быть вообще. Высокая цель, малопонятная и неразделенная обычными конкретными людьми, которым предстоит страдать и умирать ради ее достижения.

Рассказ о Лето — история абсолютной власти и абсолютной жертвенности, Тирана и Святого — абсолютного одиночества, отчаянно цепляющегося за последние драгоценные остатки человечности в себе. Какая это должна быть невыносимая ноша: знать все что происходило, происходит и будет происходить, и не иметь возможности и права объяснить мотивы своих действий и поступков, знать, что все твои жертвы будут извращены и непоняты, и в памяти потомков останешься только как жестокий Тиран, имя которого будут проклинать тысячелетия? Жуткая Судьба, противоречивая.

Кто может судить такую жизнь, такой выбор и такие деяния? Только тот, кто стоял у самых истоков всей этой истории, знал мир до того, как юный Пол увидел первые картины будущего, кто имеет право судить принятые решения и карать за совершенные поступки. Дункан Айдахо, человек уже забытых понятий — чести, верности и доблести, образец Человека, возвращение к которому может обеспечить людям ту самую бесконечную Золотую Тропу. Жуткий цикл — снова и снова возрождать своего судью и палача, подводя Историю к критической точке, когда выход для Человечества может быть только одним — убийство самого Бога — Императора...

И концовка. Полная трагизма и ...облегчения. Тугая спираль истории, энергию которой накапливал Бог-Император тысячи лет, распрямляется. Из маленькой точки происходит вселенский большой взрыв: Человечество обретает свободу/хотя еще и не догадывается об этом/ творить свою судьбу, отказываясь от предопределенности в пользу вероятности и неизвестности.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то над литературным Арракисом ярко сияло солнце: «Дюна» и «Мессия Дюны» стали для меня настоящим открытием и даже откровением. Увлекательные романы, волшебное сплетение из философии, социологии, авторской фантазии и увлекательного сюжета. «Мессия» была, конечно, более камерная, на вкус и цвет, а «Дюна» — истинный шедевр, настоящая классика. «Дети Дюны» произвели куда меньшее впечатление — про песчаную планету с каждой страницей становилось всё менее интересно читать, ушли из жизни некоторые полюбившиеся герои и, что, пожалуй, важнее, у Герберта (при неоспоримых уме и начитанности) кончилась фантазия, куда-то подевалась способность выдумывать и рассказывать истории.

С «Богом-Императором» в этом плане совсем беда. События этого тома настолько скучны, что диву даёшься: неужели когда-то на этой же планете плелись интриги, сдвигались социальные пласты и фримены ждали своего пророка? Совсем меня не заинтересовали новые персонажи: ни Хви Нори, ни Сиона — как скупо описаны их характеры, как незамысловата их роль в происходящем и какой же скучный у этой книжки финал. Правление Лето II обещалось быть крайне интересным: застывшая на Золотом Пути Вселенная — идеальное место для мыслей Герберта-социолога, но совершенно неподходящая платформа для Герберта-писателя.

Увы, вместо выписанных процессов развития Империи, мы увидели лишь копошение в песочнице Бога-Червя и кучки других героев. В голове никак не вяжется, что эти сценки из жизни Лето II Атрейдеса как-то связаны с историей и развитием цивилизации. Даже странно: неужели этот автор парой строк умел создать ощущение масштаба, космического простора и творящейся на глазах истории? В «Боге-Императоре» подобных стилистических удач нет и в помине.

Спасают книгу, конечно, мысли. Размышления автора, вложенные в уста персонажей и вписанные в текст в качестве эпиграфов, всё так же увлекают, удивляют и призывают мыслить. С этим не поспоришь: мудро, подчас спорно, но этого плюса, который перебивает даже многие минусы, у книги не отнять. Возможно, «Бог-Император Дюны» куда уместнее смотрелся бы в виде сборника афоризмов. Видит Шаи-Хулуд, персонажи, события, описания — всё это просто-напросто лишнее.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу эту я читала достаточно давно и, если честно, перечитывать не тянет. При том, что роман мне очень и очень понравился. Такой вот парадокс. Если точнее, то меня не тянет перечитывать ни один из романов цикла, кроме собственно, самой «Дюны». Ибо возникает ощущение, что чем дальше в лес, тем... в данном случае это попытка бесконечно продолжать повествование практически не меняя при этом ни сюжета ни антуража. Да, произведение очень сильное, сложное, многоплановое, до предела загруженное как философией так и интригами, но... Место действия не меняется, герои практически тоже (одно бесконечное клонирование Данкана Айдахо чего стоит), мир не развивается, наоборот, наблюдается полная стагнация, да и действия с каждой книгой становится все меньше. Под конец этот бесконечный бег по кругу просто утомляет. И это несмотря на заложенный в книге сильнейший эмоциональный заряд. Не должно так получатся, но ведь есть — при достаточно сухом, жестковатом даже языке повествования настолько сильные, почти до боли пронзительные образы героев. И очень неоднозначные — Лито я безумно ненавидела и столь же безумно жалела до самого конца книги. Да и до сих пор не знаю, симпатичен мне этот герой или неприятен. Сходное отношение и ко многим другим персонажам. Плюс достаточно сложна сама подача материала — книга на четыре пятых состоит из диалогов. А из оставшейся одной пятой хорошо если четверть приходится на действия. Кажется это самая статичная книга цикла.

Да, думать сие произведение заставляет, и еще как! И чувствовать. И переживать. Наверное поэтому вся серия еще стоит у меня на полке, несмотря на катастрофический недостаток места. А вот перечитывать почему-то не хочется. Может быть когда-нибудь позже...

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жутко недооценённое произведение, на мой взгляд, едва ли не лучшее во всей эпопее о «Дюне».

Да, возможно, уже не так захватывает, как первая часть, не так ошеломляет сразу и бесповоротно. Пожалуй, дело в том, что мир уже утратил свою новизну, а новых деталей Герберт ввёл не так уж много, это может и отпугнуть читателей, которым нравились именно эти элементы в предыдущих книгах серии.

Но — какое блестящее социологическое построение, исследование проблемы власти, прогресса, роли личности в истории, роли диктатора в истории.

Общество в тысячелетней стагнации, под железной пятой жестокого тирана. Кошмарная несправедливость и тупость корыстолюбивой власти, — или часть великого плана, Золотого пути к звёздам, разработанного тончайшим политиком и наиболее умелым администратором за всю историю человечества? Лето II Атрейдес — чудовище на троне или блестящий мыслитель и правитель?

Социум, взятый под полный его контроль, начинает напоминать натянутую тетиву или сжатую пружину, готовую распрямиться и вышвырнуть его с трона, уничтожить правителя вместе со всей системой... Неужели мудрый Червь не видит этого, не замечает? А может, прекрасно и видит, и замечает, но не спешит принимать меры... потому что знает: та же самая пружина даст и новый небывалый толчок прогрессу и развитию человеческого рода. А жертвой этому прогрессу должен стать он сам, Великий Бог-Император.

Однозначно моя любимая книга цикла.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот это — резкий скачок вверх по качеству во всем цикле. После «Детей...» ожидалась отрицательная динамика, и вдруг — такой сюрприз. До сих пор не могу остановиться — книжка лежит на прикроватной тумбочке, любимые отрывки перечитывал уже, наверное, раз сто (это я вру, конечно, но — не считал просто). После «Улитки на склоне» — вторая культовая книга. Книга — символ.

Первое — это, конечно же, идея Золотой тропы. Это вообще НЕЧТО. Обеспечить выживаемость человечества тем, что — тысячелетиями унижений, духовных кастраций и насильственной бездеятельности — привить ему на генетическом уровне ненависть к самой идее преклонения перед всесилием обстоятельств. Вот это МАСШТАБ!

Второе — сама личность главного героя. Бессмертный человек- монстр, симбиоз человека и Шаи Хулуда, единственного существа во Вселенной, способного производить меланж, квинтэссенцию жизни-смерти, наркотик сверхспособностей и сверхвозможностей. Но не просто монстр, не просто некое чудовище, а — Квизатц Хадерах, пророк, который способен предсказывать будущее в мельчайших деталях и путешествовать в прошлое по цепочке генетической памяти предков.

Третье — богатейший набор героев повествования. Ведьмы ордена Бене Гессерит, лицевые танцоры, рулевые Союза — про каждого можно рассказывать часами. А есть ещё и четвёртое, пятое, шестое... Книга настолько объёмна по сумме ощущений, что попытка передать впечатление от неё обычными словами — занятие абсолютно бесперспективное.

Ну, и — конечно же — язык повествования. Философия. Красота слога. Это великолепно, завораживающе и а-бал-денно красиво. «...Каждое суждение качается на волне ошибки... Заявлять об абсолютной правоте может только чудовище. Знание — это нескончаемое путешествие по окрестностям неопределенности...”.

Короче — эту книгу не любить нельзя, это — просто невозможно

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я рыдала! Искренне рыдала над судьбой Лето II. Мне было больно читать о его одиночестве и о постигшем его конце. Почему считается, что судьба Муаддиба трагична? У него была Чани, и не смотря на все события, он познал свое счастье. У Лето II была только Гани и последующие века одиночества и непонимания. Даже Муаддиб боялся пойти по тому пути, который избрал его сын. Из всех персонажей Дюны только Тиран вызвал у меня такие переживания. Из всех прочитанных мною книг только «Бог-Император Дюны» Герберта и «Превращение» Кафки заставили меня плакать.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Страх — убийца разума...». Это известно каждой сестре ордена Бене Джессерит. Это знаю и я, Бог-Император Лето II. Страх охватил Всю Известную Вселенную перед арафел на целые тысячилетия, превратившись в абсолютное табу для каждого человека. Что такое арафел? Это злой демон выпущеный из бутылки, который однажды породил Великий Батлерианский Джихад — искуственный разум. Полностью отказавшись от кибернетических знаний, Человечество пошло путем глубокого изучения человека, создав ментатов, дочерей Джессера, гильднавигаторов. Но под занавесом стабильной цивилизации, Человечество постепенно деградировало в застое, что грозило ему полным исчезновением с лица Вселенной. И только с помощью Золотого Пути можно было избежать этого.

Песчаных червей Арракиса больше нет, а значит и меланжевая приправа больше не производится. Есть только мой огромный запас. Но и он не вечен. И когда он закончится — цивилизация умрет. Мгновенные транспортные сообщения между планетами прекратятся и люди навеки останутся на разрозненых планетах, постепенно вымирая от экологической катастрофы.

Если только не будет найдена альтернатива меланже.

Я всегда поддерживал самые дерзкие разработки Икса, даже запретные, направляя их к созданию устройства, которое сможет заменить навигатора Космической Гильдии. Устройства, которое должно стать главным средством Рассеяния Человечества во Вселенной. Мои Рыбословши связующее звено цепи запретных знаний.

Но это не весь Золотой Путь. Без приправы Человечество не сможет выжить, а значит Великие Песчаные черви Дюны снова вернутся в пустыню когда нибуть. А во Вселенной полей Хольцмана потомки Сионы Атрейдис останутся невидимыми от взора предвидения. В конце Золотого Пути я вижу что страха больше нет. В конце Золотого Пути Человечеству нет конца!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх