fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Затонувший мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.99
Оценок:
426
Моя оценка:
-

подробнее

Затонувший мир

The Drowned World

Другие названия: Водный мир; Затопленный мир

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 75
Аннотация:

В результате глобальной экологической катастрофы на Земле происходит глобальное потепление. Земной шар оказывается практически полностью затоплен водой. Жизнь выжившего населения сосредоточена на полюсах планеты, где климат еще позволяет более-менее сносно существовать. Мир постепенно заполняют гигантские растения и первобытные рептилии. На месте бывших мегаполисов, возникают морские лагуны, где военные проводят научные исследования, а морские разбойники ищут добычу. У героев романа просыпается генетическая память, дремавшая десятки миллионов лет, и им начинают сниться удивительные сны, возвращающие их в эпоху динозавров. С этих пор поведение их подчиняется инстинктам, а не разуму.

Примечание:

Существует перевод А. Балабухи (под псевдонимом А. Дмитриев) «Затопленный мир».



В произведение входит:


6.33 (3)
-

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Похожие произведения:

 

 


Затонувший мир
1992 г.
След памяти
1993 г.
Затонувший мир
1994 г.
Водный мир
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света
2003 г.
Terra Incognita
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Затонувший мир
2007 г.
Глобальные катастрофы
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Drowned World
1962 г.
(английский)
The Drowned World
1963 г.
(английский)
The Drowned World & The Wind from Nowhere
1965 г.
(английский)
The Drowned World
1966 г.
(английский)
The Drowned World
1976 г.
(английский)
The Drowned World
1981 г.
(английский)
The Drowned World
1987 г.
(английский)
The Drowned World
1997 г.
(английский)
The Drowned World
1999 г.
(английский)
The Drowned World
2006 г.
(английский)
The Drowned World
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и многие другие произведения автора, книга наполнена дистиллированным декадансом, производит весьма угнетающее впечатление, погружая читателя в бездны депрессии. Классика новой волны фантастики, фантастикой при этом являющаяся очень специфической и совсем не научной.

В не столь уж далёком будущем климат Земли претерпел катастрофические изменения — в результате глобального потепления большая часть поверхности планеты покрыта морями, температура воздуха сильно повысилась и не планирует останавливаться на достигнутом, человечество перебирается на полюсы, туда, где ещё можно жить. Главный герой занимается исследованиями флоры и фауны лагуны, расположившейся на месте современного нам Лондона. Научная экспедиция, в которой он состоит, после ряда инцидентов сворачивается и уходит на север, а он, как и пара его коллег, внезапно решает остаться.

В гигантском равнодушно-убийственном парнике, в который превратилась Земля, человеку отводится весьма незначительная роль, с которой он, в принципе, смирился. Цивилизованность и рациональность очень быстро выветриваются из героев, уступая место инстинктам и необъяснимым бессознательным побуждениям. Антропоцентрический мир ушёл в прошлое, цивилизация отступает, на её место приходит и расцветает новая жизнь. С эстетической точки зрения — яркая красивая картинка, иллюстрация на тему «мир после людей».

Песнь фатализму, ода эволюции, триумф бессознательного над разумом.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с общей диспозиции/сеттинга романа, разбив её/его по пунктам/подразделам.

1. Общая атмосфера: на нашей многострадальной планете исчезают верхние слои ионосферы из-за мощных солнечных бурь, вызванных внезапаной нестабильностью Солнца, что приводит к:

- росту радиации;

- повышению на несколько градусов среднегодовой температуры;

- таянию полярных «шапок» и ледяных полей Антарктиды:

- значительному повышению уровня Мирового океана и затоплению двух третей суши.

2. Флора и фауна: возросшая радиация (см.п.1) привела к мутациям и бурному росту растительности; рептилии стали господствующей формой жизни — крокодилы, аллигаторы, игуаны встречаются в романе на каждом шагу, сорри, на каждой странице: мрачные чёрно-зелёные листья хвощей и другие детали говорят нам о том, что наступила, вернее вернулась, эпоха триаса.

3. Люди и города: человечество устремилось к полюсам и под руководством ООН (сейчас с трудом верится, что эта организация хоть на что-то способна) началось заселение Антарктиды, а также северных районов России и Канады; Европа покрылась системой огромных лагун, в центре каждой из которых лежал город, затопленный илом.

В одном из таких городов (им неслучайно, я думаю, оказывается Лондон) и происходит в основном, за исключением последней главы, действие романа Балларда «Затонувший мир».

Член военно-научной экспедиции 40-летний биолог Керанс вместе со своими коллегами пытаются изучать природу, изменившуюся после катаклизма, картографировать местность по заданию уж не знаю какого првительства/организации, обосновавшейся где-то в Гренландии. Вместе с товарищем/учёным Бодкиным и очаровательно апатичной отшельницей Беатрис, Керансу предстоит сделать сложный выбор: остаться или вернуться на базу. Этот выбор осложняется тем, что под влиянием солнечной активности и радиации с людьми стали происходить странные изменения. У них начало пробуждаться археопсихическое сознание, которое начало менять психологию и поведение героев романа. Странные сны, непонятные аморфность и безразличие к собственной судьбе — это лишь некоторые побочные эффекты, просыпающихся генетических воспоминаний, напрямую связанных с изменениями климата.

Сначала (автор не обьясняет зачем и почему) на юг уходит лейтенант Хардманн, а в финале, после кучи приключений/злоключений, туда же устремляется и Керанс.

Новая Земля — новый климат — новые люди — новая ЦИВИЛИЗАЦИЯ — новый этап развития жизни? А Керанс у нас значит — это новый Адам? Такая у нас смысловая заковыка получается?

За атмосферу, за описательную часть автор, безусловно, заслуживает всяческих похвал. К развитию сюжета, поступкам и образам героев лично у меня есть определённые вопросы. В общем и целом «Затонувший мир» очень хороший образчик постап-литературы.

Всем любителям НФ к чтению. Классика жанра, рекомендованная к обязательному ознакомлению.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир утонул. Повышение температуры, влажности и уровня радиации в корне изменили правила игры. Мир утонул, человечество сбежало на северный и южный полюса, а флора и фауна планеты начали приобретать доисторический облик. Заброшенные города, заполненные водой, илом, джунглями и опасными животными. Где-то даже видели динозавров.

Посреди всего этого небольшой отряд военных ведет исследования. Люди пристально наблюдают за последствиями катаклизма на примере животных и растений, забывая о влиянии всего этого непосредственно на человека, его психику и поведение.

Нашим экскурсоводом в этом мире постапокалипсиса является Роберт Керанс, человек замкнутый и инертный. Но именно с его помощью нам предстоит попытаться выжить в этом мире и разгадать тайну завораживающих первобытных снов у окружающих людей. Чтение романа – это именно экскурсия. В книге нет острого сюжета, нет интересных персонажей, нет проработанной научной составляющей. Все что у нее есть – атмосферность и красоты окружающего мира.

В «Затонувший мир» стоит заглядывать только ради красивых образов и впечатлений. При этом будьте готовы к непродуманности мира, тяжелому авторскому слогу, роялям в устах и пассивности главных героев.

Оценка: 6
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джеймс Баллард «Затонувший мир».

Надо отдать должное, картина гибнущего мира получилась у Балларда весьма величественной, надо только включить воображение. Затопленные мегаполисы, гигантские стометровые растения палеозоя, наступление и расцвет рептилий из-за повышения температуры — все достаточно эпично. К сожалению, кроме этой красоты, в книге больше ничего ценного нет.

1. Сама правдоподобность картины вызывает небольшие сомнения. Один вопрос: откуда взялось столько ила, который образует вокруг городов лагуны? У Балларда при таянии ледников водные потоки двигаются с полюсов к континентам, неся с собой огромное количество ила (?!), размывая сушу, но при этом занося илом внутренние моря и проливы, меняя очертания материков... Какая-то странная физика.

2. Троица главных героев совершенно не вызывает никаких симпатий и сопереживаний. Они пассивны, инертны и всю книгу ничего не делают. Их не волнует и не беспокоит происходящая катастрофа, хотя вообще-то многие люди выжили, и цивилизация перебралась ближе к полюсам и пытается бороться. Баллард оправдывает их поведение новой психологией, пробуждением генетической памяти. А на мой взгляд, аморфность главных персонажей вредит книге. Немного оживляется действие с появлением Стренгмена, который хоть и позиционируется автором как антагонист, но вызывает больше симпатии, чем троица, потому что выглядит действительно живым. «На протяжении следующих дней события продолжали развиваться в возрастающей глупости и бесцельности» — цитата из романа. Можно ее отнести ко всей книге целиком, хотя события вообще-то не развиваются ни черта.

3. Логика поступков абсолютно всех персонажей страдает и, похоже, выстроена лишь в угоду сюжету или прихоти автора. Стренгмен пытает солнцем Керанса, но периодически обливает его водой, а потом удивляется: «а как это вы еще живы?». После его побега бросает его искать, не боясь, что тот может взорвать дамбу. Ни за что не поверю, что Риггс, вообще-то симпатизирующий Керансу и пять минут назад утверждавший, что вернулся только, чтобы его спасти, и даже придумал для этого мнимый предлог для руководства, будет после взрыва дамбы несколько дней его преследовать и обстреливать кусты из пулемета, пытаясь его убить. И на инстинкты это никак не спишешь.

4. В итоге Керанс уходит на юг, и что мы видим? Целая книга ничегонеделания, а когда появляются предпосылки реально закрутить сюжет и действие, книга кончается. Тема постапокалиптического мира полностью не раскрыта, не использован весь потенциал придумки. Что будет с главгероем на юге? Что происходит на севере? Можно только гадать. Это то, что Лем назвал эффектом «семантического раздражения» читателя. Я бы простил такое окончание, если бы весь предыдущий текст был бы на соответствующем уровне.

5. Ко всему прочему стиль Балларда нельзя назвать легким. Его громоздкие конструкции с описаниями новой психологии требовали невероятной концентрации. Приходилось добросовестно перечитывать одно место по нескольку раз. Правда, во второй половине стиль резко меняется — предложения укорачиваются, упрощаются, но там уже и книга кончается.

Резюмируя: с художественной точки зрения слабо, придуманный мир красив, но сомнителен, психологичности и атмосферности с натяжкой, персонажи по большей части бестолковы, потенциальная возможность интриги не реализована. К чтению не обязательно.

Оценка: 6
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Порой диву даешься что только люди не обозвут «интелектуальной литературой». В каком месте этой книги мозги должны напрячься хоть немного?

Мне эта книга представляется макулатурой хапнувшей у постмодерна самые дурацкие внешние черты

Обосновываю:

1. Теория эволюции из Дарвиновской превращена в какой-то вариант теории Ламарка. Виды формируются не миллионы лет, а посредством «упражнения» отдельных органов. Среда внешняя влияет даже не только на наследственность, но и на самих особей. Достаточно вспомнить финальную главу, где герою «очень жарко» из-за того что температура воздуха около 150 градусов по Фаренгейту (65.56 градусов по Цельсию).

Про жару 2010-го напоминать не буду. Но в местности именуемой «Долина смерти» температурный рекорд составил 56,7 градусов Цельсия. Не зря долину так прозвали. Ну, а в условиях повышенной влажности, (а влажность там очень высокая, из-за нее даже солнце кажется овалом) провести целый день на таком сонцепеке верная смерть.

Впрочем это все можно было списать как вводную информацию (на то что с эволюцией что-то не то указывается в самом начале книги), если бы были достоинства помогающие закрыть глаза.

2 .Изменения в психологии.

Заявлено неплохо. Лучший момент, наверное бегство Хардмана, после остается лишь пшик. Заявленные изменения никак не развиваются. Керанса как тянуло на юг, так и тянет. Риггса, как не тянуло так и не тянет. А Хардман ушедший самым первым вместо того чтоб стать «Иным» превращается в полуслепого больного бомжа.

3. Цитата /замедленный метаболизм и биологическое одиночество, которое испытывали все животные формы перед большими видовыми изменениями/

У Бодкина была машина времени? Иначе откуда бы он мог пронаблюдать такие изменения? У окружающих тварей наоборот — метаболизм просто сумасшедший.

Стренгмен. С его приходом все сливается в унитаз. Начинается «многозначительный» уход в мистику.

4. Какое к нему отношение имеют аллигаторы? Постулируется что они вроде как охрана. Каким образом? До того плохо высветлено что когда он говорит «для вас я заставлю плясать аллигатров на хвостах» то непонятно простое ли это преувеличение или типа шутка? Если и правда естиь хоть какая-то власть, то этого нигде не видно, если нет, то на кой вообще было вводить в книгу аллигаторов?

5. Животные-альбиносы появляющиеся в местах где бывает Стренгмен это типа «мистическая загадка должная быть в интелектуальной книге»? Ну так загадки нету, поскольку загадка предполагает хоть какое-то решение, а этого решения просто не существует, поскольку загадка взята «от фонаря».

6. Осушение лагуны. Это даже не фантастика :gigi: — ил образовавший почти колодец (в пять этажей между прочим!), Многоэтажки не пропускающие воду (или там типа тоже ил?), насосы откачавшие такую кучу воды за пару часов...

7. Супермен-герой. Сколько он был привязан к «трону»? Ну пусть три дня. Три дня без еды, без воды (ром в данном случае лишь усугубляет ситуацию). И потом освободившись герой взлетает на 50-ти этажное здание!

Иначе чем полет это не назовешь, поскольку даже простому человеку подняться на 50 этажей за полчаса по ступенькам не так уж легко. А тут ступеньки еще и в иле, да и скользкие наверняка. Что уж говорить про еле живого героя.

Полет, только полет!

8. Рояли в кустах. Откуда ни возьмись появляется Риггс вернувшийся под дурацким предлогом «поднять станцию». Потом еще Хардман...

Итак что же мы имеем? Кучу нелепиц и одну невыполненную заявку на «новую психологию».

Если уж очень хочется читайте, но не говорите потом что вас не предупреждали.

Оценка: 2
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути перед читателем еще один роман о гибели человечества. Чем же он примечателен? Давайте взглянем на этот мир затонувших городов, джунглей взросших на зданиях и не спасающих от вездесущей жары, которую приносит с собой восход багрового солнца. В тексте своего отзыва я использовал цитаты из произведения для описания атмосферы — они мне показались настолько гармоничными, что видоизменение их в моем восприятии показалось кощунственным.

По причине вспышек на солнце глобальное потепление таки наступило. Улицы городов затоплены и превратились в тропические джунгли — царство рептилий. Лишь горстка изгоев осталась в городах, остальные отправились к полюсам. Мир Балларда очень оригинален и красочен: нечасто постапокалиптика показывается в таких буйных красках. Без рептилий лагуны и заливы с полузатонувшими коробками зданий в нестерпимой жаре были полны сонным очарованием, но игуаны и другие рептилии разрушают эти чары. Они расплодились просто в немыслимом количестве, в отличие от людей (да и млекопитающих в целом) — одна семья из десяти обзаводилась ребенком.

Главный герой романа — ученый-биолог. Он и его коллега изучают бесчисленные мутации направленные на то, чтобы организмы выжили в изменившихся условиях, на фоне которых немногие сложные организмы, сохранившиеся на прежнем уровне развития, выглядят странным отклонением от нормы: немногие земноводные, птицы и — человек. Но кроме этого он также подмечает растущую замкнутость людей и их стремление к одиночеству, напоминающие замедленный метаболизм и биологическое одиночество, которое испытывали все животные формы перед большими видовыми изменениями. Самоизоляция — не проявление скрытой шизофрении, а тщательная подготовка к совершенно иной жизненной среде, со своей внутренней логикой, где старые категории будут лишь препятствием. Герои романа не борются с катастрофой, не пытаются наладить новую жизнь в измененных условиях обитания. Автора, по видимому, эти вопросы не интересовали. Зато он уделил много внимания вопросам изменению психики людей и их отношения друг к другу. Катаклизм важен для Балларда психологическими последствиями, своим воздействием на внутренний мир героев, которые в результате пережитых событий начинают воспринимать мир физический, как фантасмагорию, ирреальность, а единственной реальностью для них становится мир их собственной психики. Персонажи спасаются от внешнего мира бегством в подсознание.

Жанр романа изменчив: вначале предполагаешь, что это научная фантастика, затем понимаешь, что это просто полотно, на фоне которого разворачиваются события. Антураж, хоть и создан превосходно. Ближе к середине, роман становится приключенческим. А к финалу осознаешь, что перед тобой экзистенциальное творение с глубоким философским подтекстом. Это также, в некоторой мере, психологический триллер, погружающий нас в безумные глубины человеческой психики, вплоть до доисторических страхов и чувств, эмоционально возвращающий нас во времена, когда огромные пауки были смертельно опасны, когда ящеры были господствующей формой жизни на планете. Баллард проявил себя как экспериментатор, исследователь глубин человеческого «я», а также как блестящий стилист.

Подводя итог, скажу, что роман довольно неплох. Его можно рекомендовать как любителям интеллектуальной фантастики, так и поклонникам современной прозы. К сожалению, роман лишь вскользь задевает чувства читателя, но неинтересным его назвать сложно.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда речь заходит о постапокалиптике, «Водный мир» неизменно и абсолютно справедливо попадает в шорт-лист лучших произведений жанра при том, что стоит особняком от всего остального, написанного на данную тему. Это — интеллектуальная фантастика и, я бы даже сказал, психологический триллер, где мир, погрузившийся в пучины Мирового океана, является лишь фасадом, за которым скрываются безумные глубины человеческой психики, открывающиеся героям и читателям романа. Я был просто поражен той достоверностью, с которой описано возвращение генетической памяти, доисторических страхов и чувств. Сильнейший транс! Иногда испытываю нечто отдаленно похожее, когда в доску уработаюсь и мозги начинают отключаться. В такие моменты хочется подобно герою романа навсегда уйти в джунгли, навстречу дождям, жаре и аллигаторам, «подобно второму Адаму, ищущему забытый рай возрожденного солнца»... Если Вам нравится необычная и интеллектуальная фантастика, «Водный мир» просто обязан быть Вами прочитан, ведь это нечто особенное, как по форме, так и по содержанию.

PS. Существует, как минимум, три перевода данного романа на русский. По сравнению с другими переводами более стильной показалась версия М.К. Кондратьева, которой и отдаю свои предпочтения.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно собирался написать отзыв на данный роман Балларда (сразу предупреждаю, чтение романа, как мне показалось, весьма не простое), но всё как-то откладывал: уж очень противоречивые чувства вызвало это произведение и я вряд ли смогу назвать его своим фаворитом, но промолчать и не написать отзыв на «Затонувший мир» я не могу.

Итак, о чём же этот роман. Не открою особого секрета, если скажу, что написан он в жанре постапокалипсиса, в рамках которого Баллар уже не в первый раз подводит человечество на край полной гибели. Это он мастерски проделал в таких романах, как «Ветер неоткуда», «Сожжённый мир» и «Хрустальный мир». Сам же роман «Затонувший мир» представляет собой описание будней группы исследователей, находящихся на заболоченных отмелях, образовавшихся на месте крупных городов в результате климатических катаклизмов. Не буду вдаваться и в подробное описание сюжета и характеров главных героев – не это главная изюминка баллардовского творения, это скорее те моменты, в которых чувствуются промахи Балларда как писателя. К тому же сюжет и образы героев вряд ли особо заинтересуют современного читателя, искушенного разнообразием психологических коллизий и непредсказуемостью сюжетных поворотов. Главным и неоспоримым достоинством «Затонувшего мира» является мастерски переданная атмосфера. И здесь Баллард показал себя истинным чародеем слова. Его тяжеловесный и неторопливый слог с вкраплениями неспешных наблюдений и диалогов создаёт прекрасную атмосферу для мира постепенно погружаемого в душный и влажный климат триасового периода. Неторопливо и размеренно Баллард рисует в воображении читателя причудливый и как бы дремлющий мир и по прочтении всего нескольких страниц складывается устойчивое ощущение плотного, душного воздуха окутанного влажным и густым туманом. Дополнительным внешним приемом, работающим на создание подобной атмосферы, стало колоритное описание «красот» перерождающегося мира: жужжание мелкой мошкары и стрекотание стрекоз, илистые берега заболоченных отмелей и остовы полузатопленных зданий окутанные жилистыми лианами, флегматичные игуаны, наблюдающие с высока за суетливым человеком и постепенное, шаг за шагом, страницу за страницей, нагнетание чего-то непостижимого что ждёт всех героев.

Несомненным успехом в романе Балларда может быть признано и описание тех внутренних (если хотите, психологических) изменений, что стали происходить с главными героями романа. Безусловно, авторское объяснение и форма этих изменений несколько наивна и имеет мало общего с реалиями эволюционной деформации человеческой психики. Однако у Балларда это подано так неспешно, исподволь и поступательно (насколько это возможно для романа в 130-140 страниц), что невольно начинаешь верить писателю и проникаешься сочувствием к героям, которые фактически не понимают того, что с ними происходит. Главный герой – Роберт Керанс – начинает замечать за собой странные и, поначалу, необъяснимые изменения, которые в разной степени стали проявляться и у его коллег. Его флегматично-депрессивное поведение сменяется авантюристическими задумками и беспочвенными подозрениями в адрес немногочисленных коллег на фоне странных снов-видений, которые пугают, манят и в итоге полностью меняют главного героя.

Но всего вышесказанного мало для того, чтобы поставить данному роману 9 или 10 балов, но если вы всё же отважитесь на его прочтение, то не стремитесь одолеть «Затонувший мир» за 2-3 вечера, этим вы только окажите «медвежью услугу» и себе и книге. «Затонувший мир» следует читать неспешно, попадая в один темп с тяжеловесным слогом Балларда и, быть может, тогда и вами овладеет столь же противоречивое чувство, которое появилось и у вашего покорного слуги.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/hmtDG).

В день русского языка, прорыва дамбы Каховской ГЭС и великого днепровского потопа просто невозможно не вспомнить роман Балларда и его резкую, колючую, мизантропичную манеру — очень подходящую как для “серьезной литературы”, которую пишут с четким прицелом на жанровые премии и артхаусные экранизации, так и для современной твиттерной дипломатии. «Затонувший мир» открывает неформальную “апокалиптическую трилогию” Балларда, известную хуже аналогичной кинотрилогии Карпентера, но в целом более удовлетворительную эстетически. Это потому, что, в отличие от Карпентера, всегда (кроме «Деревни проклятых») готового сорваться в безудержный тошнотворный трэш, Баллард не забывает восторгаться мимолетными красотами попаданса в сей мир, затонувший, выжженный или хрустальный, в его минуты роковые. Не Баллард начал поиск ответов на главный вопрос Новой Волны: “Какова точная природа катастрофы?”, и не его работами полнятся соответствующие классические антологии — они о похождениях вечного воителя пепельного цирка Джерри Корнелиуса, а уж чего-чего, но межавторских проектов Баллард чурался, за единственным ктулхообразным исключением. Однако именно Баллард, с его обсессивной зацикленностью на различных катаклизмах биосферы и техносферы, последовательнее всех нововолнистов сколачивал гробы для человечества по мерке “фантастики воображения”.

В давней радиопередаче для BBC, интервью с доктором Кристофером Эвансом, Баллард заявил, что полагает «Затонувший мир» психологическим изображением прошлого, а «Выжженный мир» —описанием будущего. Понятно, почему необходимо такое разграничение, даром что действие всех книг условной трилогии развивается в близком или среднедальнем будущем: «Затонувший мир» как упражнение в биосферной эсхатологии, пожалуй, наиболее старомоден и милосерден к читателю, вскормленному на великих журналах Золотого века пальпа (или катавшемуся в детстве по аттракционам Парка юрского периода). Такое произведение могло бы выйти из-под машинок Уильяма Голдинга, Джозефа Конрада, Джона Уиндэма, Джона Кристофера, Лоуренса Мэннинга —или даже Ричарда Джеффриса, который достоин считаться создателем англоязычного постапа. Вместе с тем это до сих пор одно из самых удачных в англосферной фантастике, наряду с «Дарвинией», построений “разворота эволюции”, возврата к доисторическому прошлому.

Под воздействием не вполне понятного скачка солнечного излучения земная экология вернулась к тому состоянию, какое было для нее характерно миллионы лет назад. Мангровая экосистема способствовала преуспеянию рептилий и тропической флоры, млекопитающие в упадке: мир словно опрокинулся в триасский или юрский период. Обосновавшиеся на полюсах власти затонувших государств и ООН слегка обтекли и рассылают научные экспедиции с заданием исследовать новые береговые линии и проследить за биологическим развитием, имея целью повторное заселение этих территорий после стабилизации климата.

Детальная проработка этих стартовых условий сделала бы «Затонувший мир» отличным приключенческим романом (нет сомнений, что в наше время, бедное такими работами, из него произросла бы как минимум трилогия), но совсем не баллардовским. Говоря словами Дэвида Прингла, “подлинные герои Балларда —мужчины и женщины, следующие логике ландшафта”. А я бы возразил: следуют они первобытным импульсам, не имеющим ничего общего с какой бы то ни было логикой. Импульсам, осознанное подавление которых и позволяет человеку соскочить с мальтузианских горок.

Пассивность (“несмотря на красоту и загадочность лагун затонувших городов, он не чувствовал никогда ни малейшего интереса к ним…”), вялость (“… и не заботился узнавать, в каком именно городе сейчас находится станция”), уныние и, в конечном счете, сознательное дезертирство из уцелевшей цивилизации в «Затонувшем мире» вызывают в памяти проповеди Баллардом (через год после полета Гагарина и за семь лет до высадки человека на Луну) скорейшего схода с космической гонки на другой нововолнистской кафедре, в эссе «Время, память и внутреннее пространство».

Подчиняясь авторской логике капитуляции перед “нейроникой”, внутрироманной наукообразной философией (ее адептом выступает доктор Бодкин), стремящейся внедрить человека в экологию как участника и жертву вместо универсального хищника, биолог Керанс удаляется на юг, в сад Эдемский — то бишь триасский, — где еще жарче и влажнее. Словно в матке, где плод подвешен в теплой амниотической жидкости.

Однако сомнительно, чтобы Мать-Природа согласилась родить Керанса обратно. Отучить мыслить она бессильна, этим занимаются в школе и Голливуде.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закат человечества...Есть в книгах о Конце Света, что-то уютно-умиротворяющее, настраивающее на философский лад. Не иначе как показатель того, как все-таки хорошо мы с вами живет в наше время.

В вероятность Глобального Потепления уже мало кто верит, воспринимая это как вышедшую в тираж страшилку, наравне со врезавшимся в Землю астероидом и прочим в этом же духе.

История отдаленной гибели цивилизации для пресытившегося глаза читателя, стала чем-то сродни литературного деликатеса, хотя вскоре после написания Затонувшего Мира, для людей все это стало более чем злободневно. Уже с 70-х годов прошлого века начались первые тревожные воззвания к народу, рисующие самое неприглядное будущее о затопленных городах, разрушенной инфраструктуре и прочем упадке жизни на Земле.

Необратимые изменения произошедшие со Старушкой Землей, возвращение триасовых болот и их реликтовых обитателей, низко висящее злое алое солнце и все усиливающийся тропический зной, уже переваливший за отметку в пятьдесят градусов....

Дааааа,от такого начинает плавится сама суть человеческих души, разум блуждает где-то на тонкой границе сознания, то и дело погружаясь в топкую трясину юнгианских образов, возвращая человека к дремучим истокам его существования.

Чем-то это напоминает возвращение в материнское лоно.

Все бессмысленное, наносное, не нужное уходит, человечество еще судорожно дергает лапками, как муха, попавшая в каплю меда, стараясь выжить,но нелепость, бесплодность этих потуг тем очевиднее, чем больше проводит человек наедине с сами собой и изменившимся миром.

Это и в самом деле попытка воскресить мертвеца, хрупкая и ложная.

Человеку больше не нужен человек, круг замкнулся, он возвращается домой и как эпитафия звучат слова о новом Адаме ищущему забытый рай.

Красивый, философский роман,для склонных к рефлексии читателей.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это один из его однозначных шедевров. Язык, виртуозно сплавляющий в одной фразе смелую многослойную метафору и научный протокол. Невероятные картины распада и деградации всего сущего. Классический баллардовский идеолог и антагонист-психопат на этот раз разделен на две фигуры. Это доктор Бодкин и пират Сренджмен, но оба хороши в своем смысле. Меланхоличная красотка Беатрис Даль, описанная скупо, но чертовски чувственно. И конечно, Керанс — один из лучших представителей человечества, превращающийся в рептилию, уплывая все дальше прочь по океану инволюции.

Я прочитал эту книгу впервые в 15 лет, и она меня потрясла, и я ее полюбил навсегда. Не смог бы объяснить подростком свои эмоции, кроме как от продирающей до печенок — и поныне — финальной фразы о Новом Адаме, ищущем забытый рай возрожденного солнца. Сейчас, похоже, могу. Тогда было начало 1990-х, и мир вокруг меня разлетался в клочья и рушился в тартарары, а я был беспомощным подростком и мог только наблюдать и ужасаться, прямо как Керанс. Я, похоже, даже своими неразвитыми чувствами ребенка ощущал духовную связь с героями книги — свидетелями и жертвами общей деградации. Сейчас мне столько сколько Керансу, а мир снова сваливается в катастрофу. Хорошо, что социально-политическую ,а не космическую. Не нужно просто наблюдать, а дело делать. То, что одни люди разрушили, другие всегда возродить могут. Придется засучивать рукава.

П.С. Начал перечитывать в переводе А.Грузберга, включенный в том «трилогии», который издал Монополист. Не надо этого делать. Ни корректуры, ни редактуры там не было. К тому же Грузберг и сам упрощал в стиле все что мог, а многое просто не понял. Прямо как половина лаборантов, судя по отзывам. НУ вот привыкли люди питаться американской пластмассой. А все что по запаху и по вкусу отличается немедленно извергается обратно с сильными негативными эмоциями вкупе. Читайте в переводе М.Кондратьева, очень богатом и пластичном.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Земля снова в опасности! На этот раз катаклизм застал врасплох Землю, подогревая атмосферу и расплавляя ледниковые шапки. Уровень повысился, города ушли под воду, люди, разъединенные водными просторами, заселяют континенты, где еще жара и радиация не убивает, и начинают все сызнова. На Земле правят земноводные, затонувшие города грабят пираты, которые, как и остальное человечество, постепенно опускается до первобытного состояния, но, при этом, пытается сохранить ритуальность и манеры «сухопутного» мира, «старого» мира, о котором они только и слышали от старожилов...

И вот этот момент смутил больше всего. В романе из уст одного из героев, ученого, предельно убедительно звучит доктрина о том, что генетическая память людей очень сильна, что в экстремальных условиях не люди перестраивают мир, а мир трансформирует людей, навязывая им «законы джунглей», где тот, у кого более действенное оружие, или улучшенная быстрота, сила и выносливость, тот и выжил. Остальные как неспособные, умирают... В этой же гипотезе очень правдоподобно оправдывается человеческая неприязнь к лягушкам и змеям, потому что они потомки первых земноводных, для которых человек был завтраком. Крокодилы как очень древние существа скапливаются тысячами, и ждут удобного случая расправиться с «прямоходящими млекопитающими»... В доказательство этой гипотезы людям начинают сниться кошмары, как бы символизируя приход новой эры... Все это понятно. И тут же рауты, белые пароходы, ухаживания за женщиной (я подчеркиваю, единственной женщиной на многие мили вокруг среди мужского населения лагуны, где и происходят события романа). Причем мужские разборки идут как обычно, со стрельбой, погонями, связываниями и смертельными травмами... Что это? Инерция? Желание оставить все «как было»? Показуха? Неспособность перестроиться? ... В общем, по-моему, поведение героев, описанных автором, не вяжутся с основной же психологической идеей автора...

В то же время, прекрасно переданная атмосфера опустошенности и неуверенности оставшихся вживых, этот затопленный Лондон, эта безнадежность в людских глазах и поступках, аллигаторы, игуаны, полуденная жара, все это переплетается в одну картину Затонувшего мира. То, что осталось от того мира, который мы все с вами знаем...

По оценкам знаменитых британских ученых в рейтинге причин гибели Земли (такой рейтинг тоже, оказывается, есть), потепление, и, как следствие, затопление, не первая причина. Ее потеснили пандемия, падение метеорита, глобальное извержение вулканов и прочее, и прочее, закрепив за событиями, описанными в романе прочное 9-ое место из 10. Но кто их читает, этих британских ученых? ... Берегите себя )))

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Земля после очередного апокалипсиса, на этот раз — естественного. Возросшая активность Солнца привела к изменениям в радиационных поясах, в результате чего температура на поверхности планеты начала неуклонно повышаться. Растаяли полярные шапки, и большая часть поверхности оказалась под водой. Люди вынуждены оставить уютные прежде города и поселиться на морских судах и платформах... Нет-нет, это вовсе не сюжет фильма Рейнольдса «Водный мир», хотя некие параллели с ним установить всё-таки можно. Главный герой в нем — не мутант-торговец, а биолог, изучающий изменения во флоре и фауне затопленного мира. Кстати, из-за яркой картинки этого нового мира, красочно обрисованной автором, роман стоит прочитать настоящим ценителям хорошей фантастики. Атмосферность тут просто бешеная: апокалиптические пейзажи брошенных городов и затопленных джунглей с крокодилами и игуанами весьма натуральны и надолго застревают в голове. Запруженный тиной и водорослями Лондон вызывает ассоциации и с Атлантидой, и с библейским Всемирным потопом, и с утонувшим городом из «Водного мира». В нем всё давно уже мертво, и даже целой ватаге «пиратов южных морей» не вернуть к жизни то, что ушло вместе с ним на дно. Тон романа явно пессимистический: люди продолжают уступать дикой природе новые и новые районы, медленно отходя в полярные области — Арктику и Антарктику. Правда, автор туманно намекает на изменения в генетическом аппарате человека, которые (возможно) позволят ему приспособиться в жарких экваториальных широтах, но всё это изложено в виде догадок и гипотез. Главные герой бросает весь знакомый ему мир и привычную жизнь, в одиночестве уходя в сторону дышащего зноем юга. Кто знает, как в дальнейшем сложится его судьба... Никаких иллюзий или подсказок своему читателю по этому поводу автор не оставляет. Каждый решает сам, будет ли у человечества второй шанс или для него действительно наступил тот самый Конец Света.

Персонажи произведения не такие яркие и правдивые, как общая картинка. Лучше всех описан, конечно, сам главный герой, Роберт Керанс, а из второстепенных действующих лиц наибольшее внимание уделено его антиподу — свободному «пирату» Стренгмену. Если первый спокойный и вдумчивый, то второй — резкий и переменчивый. Однако, стоящего внимания конфликта между ними не получилось из-за слишком неестественного поведения главы шайки грабителей. Я бы на его месте не стал бы церемониться с обнаруженными в заброшенном городе людьми, а сразу изложил бы им свои требования. Тогда бы фабула романа определенно стала жестче и интереснее — именно по такому пути пошли создатели фильма «Водный мир». Правда, Кевин Рейнольдс на этой почве разругался со своим тезкой — исполнителем главной роли Кевином Костнером — и попросил убрать из титров свое имя. Балларду спорить было не с кем, поэтому он довел свою линию до конца в неизменном виде, но вся история получилась несколько неестественной, искусственной. Это особенно чувствуется в сцене спуска Керанса на дно лондонской лагуны. Какой мотив был у Стренгмена спасать ему жизнь? Да, в общем, никакого! Такой же фальшивой выглядит и сцена бегства (точнее, мелодраматичного ухода) другого персонажа — лейтенанта Хардмана — из базового лагеря исследователей. Его, напротив, совсем никто не останавливал, хотя усилий на его поимку было потрачено немало. Вот такие несуразности и не дали мне возможность поставить роману чистую «восьмерку» — в реальности вышло около 7,5 баллов.

--------------

РЕЗЮМЕ: хроника жизни трех человек в полузатопленном Лондоне, оживленная конфликтом с «грабителями городов» и неосознанным стремлением двигаться к югу. Читать ее следует хотя бы из-за потрясающей атмосферности нарисованного автором глобального апокалипсиса.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень путаный, нелогичный и красивый роман об интеллектуальной и эмоциональной деградации человечества в целом и отдельных представителей в частности.

Производит впечатление не столько сюжетом, сколько медленно сменяющими друг друга описаниями, подробными и выразительными.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый, как считал он сам, формально — второй роман выдающегося британского писателя. На русский название переводили по-разному. Интересно, что написана книга была в 1962 году, т.е. более чем полвека назад. Но до русского читателя книги Джеймса Грэма Балларда (другой вариант транслитерации фамилии — Боллард) дошли значительно позднее. Причиною тому, вероятно, были сосредоточенность автора на тёмных сторонах человеческой природы, исключительная мрачность его фантазий, предрекающих нашей планете не просто несчастливое будущее, а прямую гибель. В частности, в этом романе континенты и островные архипелаги Земли исчезают под натиском воды тающих полярных шапок.

Впрочем, сказать о Балларде, что он фантаст, это почти ничего не сказать. Во всяком случае, до него такой фантастики никто не писал. При чтении прозы Балларда поражает кинематографическая зримость образов, отточенность стиля. Но опять-таки, если кто-то подумает, что писатель был занят всего лишь некими экспериментами с литературной формой, снова выйдет ошибка. Роман «Затонувший мир» визуальным своим рядом (если у книг вообще может быть визуальный ряд!) подобен арт-хаусному фильму, но при этом вовсе не лишён сюжета. Развитие действия, далёкое от штампов бульварно-развлекательного чтива, держит читателя в постоянном напряжении...

Что ещё можно сказать? Баллард замечательный психолог; какие бы странные вещи ни творились в душе главного героя романа, биолога Роберта Керанса, происходящему с ним веришь. Плюс, немаловажно и то, что писатель был человеком всесторонне эрудированным (для фантаста — качество просто обязательное!), а жизненным опытом обладал просто уникальным. В частности, ещё в детстве прошёл через японский лагерь для интернированных лиц, — эта, самая вероятно, ужасная страница его жизни найдёт потом отражении в, быть может, наиболее известном его романе «Империя солнца». И, можно предположить, отсюда тянутся и корни уже упомянутого мною интереса писателя к тёмным сторонам человеческой природы. В этом отношении не является исключением и дебют Балларда — роман «Затонувший мир», в котором иррациональность человека, его разума, его поведения показана весьма ярко...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх