Алексей Николаевич Толстой «Чудаки»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Первый роман молодого писателя. В основу сюжета романа и образов большинства его героев положены семейные хроники Тургеневых.
Впервые напечатан в литературно-художественном альманахе «Шиповник», книги 14 и 15, С.-П., 1911. В первом своем варианте роман назывался «Две жизни» и состоял из двух частей.
В новой редакции под названием «Земные сокровища» (с подзаголовком «Две жизни») роман напечатан в VIII томе Сочинений А. Толстого «Книгоиздательства писателей в Москве», 1916.
После переработки в 1923-1924 годах под заглавием «Чудаки» роман вошел в I том Сочинений А. Толстого изд-ва И.П. Ладыжникова, Берлин, 1924.
Входит в:
— антологию «Литературно-художественные альманахи издательства "Шиповник". Книга 14», 1911 г.
— антологию «Литературно-художественные альманахи издательства "Шиповник". Книга 15», 1911 г.
— сборник «Романы (том 1)», 1924 г.
— сборник «Хромой барин. Чудаки. Через поле российское», 1938 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 123
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2947 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 17 августа 2024 г.
Наверное, это будет банальностью, но эта маленькая повесть для меня оказалась примером очень хорошей прозы. Не, я понимаю, классик, собрание сочинений и все такое. В смысле, странно было бы ждать явной неудачи. Но здесь действительно все на редкость гармонично сложилось. Такой хороший, правильный реализм. С настроением августа, я бы сказала.
Итак, старая усадьба. Сады, пруды, тенистые аллеи, рядом монастырь с приличествующими ему монашенками и старинными легендами.
Двое уже довольно немолодых хозяев – генерал и его жена. Дела их текут преимущественно в духе «мух давил». В гости приезжает милая юная (19 лет от роду) племянница Сонечка. Генерал немного распускает хвост (ничего неприличного, исключительно добрая созерцательность и дружелюбные чувства ласкового дядюшки, несколько утомившегося от причуд жены), однако жена начинает ревновать. И решает срочно выдать девицу замуж. Прям вот очень срочно. Ради чего развивает кипучую деятельность и вызывает из столицы жениха. Заодно генеральша обдумывает тайный план по возвеличиваю мужа (которого любит, несмотря на), для чего ей требуется найти клад. Тут помощников у нее хоть отбавляй, правда, сомнительных достоинств.
Параллельно нам рисуют картины столичной разгульной жизни, усадебных трудов и плутоватых домашних. Все ровно в тех дозах, чтобы придать картинке объемность и живость, заинтересовать, но не утомить читателя.
Через некоторое время приезжает потенциальный жених, которого, ясное дело, прельщает не сколько девушка, которую он, разумеется, в глаза не видел, сколько обещанное приданое. Но Сонечка очаровательна и юна, и он находит ее вполне приятной. А она так и вообще легко влюбляется («он как вошел, я в миг узнала») в столичного кавалера, с блестящими (особенно по меркам провинции) манерами.
Финал повести трудно назвать оптимистичным, однако мне очень понравилась здесь линия Сонечки. Минимум романтических рюшечек и никаких компромиссов, несмотря на 19 лет.
В примечаниях написано, что практически вся эта история (точнее несколько переплетенных в повести линий) списана Толстым со своих родственников и знакомых (семейные хроники Тургеневых). Возможно поэтому, люди получились такие настоящие, хоть и не без некоторых элементов художественного гротеска.
В общем, если вдруг хочется чего-то классического, хорошо написанного и при этом достаточно лаконичного в смысле объема – это вот отличный вариант.
Podebrad, 12 февраля 2018 г.
Первый роман Алексея Толстого не совсем оправдывает своё название. Чудаком здесь можно назвать только старого генерала. Остальные не столько чудаковаты, сколько глуповаты. Это всё-таки разные понятия. Однако неприятия почти никто не вызывает. Милые простодушные люди, которые живут по своим правилам, ко всем относятся доброжелательно и всем верят. Все их и кидают. И один злой дурак, для контраста.
В отличие от большинства ранних книг Толстого, действие происходит не в степном Заволжье, а на Левобережной Украине, в районе Полтавы. Что интересно, все обитатели здешних мест считают себя русскими и говорят по-русски, даже в деревне. Поскольку никакого заказа здесь не просматривается, следует предположить, что так оно и было. Язык Толстого ещё не достиг того богатства, точности и ясности, как в более поздних книгах, но уже очень хорош. Вообще, читая ранние вещи автора, видишь, как мастерство его росло буквально с каждым новым рассказом.
При всех свои достоинствах «Чудаки» не стали, кажется, литературным событием. От «Третьего Толстого» тогда ещё ждали чего-нибудь символического или даже слегка мистического. Здесь иронический реализм. От реализма, в свою очередь, требовалось обличать язвы общественного устройства. Нет и этого. Не считать же обличением десяток довольно злых страниц о представителях петербургского света. Ну и объективно «Чудаки» не дотягивают ещё до уровня большой литературы. А через несколько лет жизнь круто изменилась, и роман забыли за ненадобностью. Как и мы забыли многие хорошие книги советской эпохи.