Джеффри Форд «Сотворение человека»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
То, что будоражит нас в детстве — не будет отпускать и всю жизнь...
Герой рассказа пронесёт свои воспоминания от первого столкновения с Ветхим Заветом сквозь несколько десятилетий, чтобы задать своему отцу единственный мучающий его вопрос...
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «The Fantasy Writer's Assistant and Other Stories», 2002 г.
— антологию «Fantasy: The Best of 2002», 2003 г.
— антологию «Лучшее за год: Мистика. Магический реализм. Фэнтези», 2003 г.
— антологию «Fiction - tome 1», 2005 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— антологию «Глубина. Погружение 4-е», 2018 г.
— сборник «The Best of Jeffrey Ford», 2020 г.
— антологию «Бумажные драконы», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2003 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Рассказ | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2003 // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), английский (3), французский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Куренная (2), Т. Шантрен (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 24 июня 2021 г.
Современный магический реализм («…литературный прием, для которого характерно вплетение фантазии и мифа в повседневную жизнь…). Кафка, Борхес, Маркес, Хоффман, Мураками и прочие иже с ними.
Сугубо на любителя, уважаемый потенциальный читатель. Ибо чтиво — более чем своеобразно. Худого слова про собственно литературные качества текста не скажу, поскольку как раз боллитры тут — досаднейший избыток. Она самая боллитра и есть. Чужероднейший элемент в стенах Светлого Храма Фантастики. Хотя, ещё раз, чисто формально, по канонам формальной систематики — как бы, да, составная часть Жанра.
Но, ежели с колокольни ИМХО — да, чужеродный элемент. Не стыкуется в моих мозгах, уважаемый потенциальный, Золотая Тропа Императора Вселенной, Дон Румата Эсторский, Дар Ветер — и… деревянный голем американского мальчика. Ничего более несуразного — в смысле оного насильственного единения — предмыслить себе не могу. Вот такая вычурная предвзятость склонностей и пристрастий
Manowar76, 9 ноября 2020 г.
Челлендж: прочитать все переведённые на русский «лучшие рассказы 21-го века из списка «Локуса»», благо их там всего двадцать и не все переведены на русский.
14 место. Лауреат Всемирной премии фэнтези и номинант Хьюго и Небьюлы.
Джеффри Форд известен как создатель странной, «больше-чем-фэнтези» трилогии «Отличный город». «Физиогномика», первая часть цикла, дожидается своей очереди на моём киндле уже почти десятилетие.
В «Сотворении человека» Форд» скатал в один клубок такое количество Важных Тем, что его не вдруг и распутаешь.
Бог, Смысл Жизни, Смерть, Любовь, Реальность, Воображение, Отец, отношения создателя и его креатуры.
Мальчик, герой рассказа, очень поверхностно и своеобразно понимает миф о сотворении человека и боготворит своего отца-атеиста. Со всей наивностью и серьёзностью детства пацан создаёт в лесу конструкта, скорей Буратино, чем Голема, так как материалом послужило дерево и ветки, а не глина. Вдыхает в него жизнь с помощью упрятанного в банку сигаретного выдоха отца. На следующий день создание исчезает. Это факты.
Всё дальнейшие можно рассматривать с двух диаметрально противоположенных точек зрения: реализма и креационной мистики.
У парня начинаются видения из жизни деревянного Адама в ближайшем лесу. То ли детское воображение, то ли полноценный инсайт создателя. Так же можно рассматривать и финальную сцену: перевозбуждённое воображение, настоящий диалог с созданием или мистификация отца, решившего подыграть сыну.
Написано гладко и атмосферно, похоже на Кинга и Брэдбери, когда они пишут о детстве.
Удивлён внушительным количеством рецензий на рассказ на фантлабе.
7(ХОРОШО)
P. S. Почитать что ли всё же «Физиогномику»...
vam-1970, 21 сентября 2020 г.
Рассказ — лауреат Всемирной премии фэнтези 2003 года, номинант Небьюла 2002 года, Хьюго 2003 года.
Смысл сюжета в одном лишь возгласе -крике голема: «Зачем...»?
Зачем ты создал меня? Без семьи и наследников соответственно, без друзей и общения, без знаний и истории.
Вопрос как бы автор адресует и нашему Богу -зачем создано человечество? Какова его конечная или бесконечная? цель?
Вся жизнь персонажей рассказа -суета.... и в этой суете человечества появляются философские вопросы бытия. Чем и интересна наша жизнь кроме суеты.
Илориан, 17 июня 2014 г.
А я думаю, что этот рассказ не о любви. И не о Боге. И даже не о смысле бытия. Всё это всего лишь декорации.
Это рассказ о лжи. О лжи из самых лучших побуждений. В этом рассказе лгут все: и сын, и даже отец. Но их неправда имеет благородные цели. Но нет лжи на спасение. Даже лучшие из людей лгут. Но за неправду всегда приходится платить. Ложь — это найжесточайшая из всех пыток во Вселенной...
NHTMN, 12 января 2013 г.
Прочёл рассказ. И всё никак не могу понять восторга отзывающихся о нём.
История ведь не слишком запутанная (просто хороший авторский слог) —
Идём дальше: линия отца и сына, проецируемая на Бога и человека, Создателя и Создания. Мораль: мы в ответе не только за тех кого приручили, но ещё и за тех, кого создали. Рассказ очень печальный, и держит, вроде бы, от начала до конца, но всё равно, нет в нём какого-то особенного дыхания, как в том големе.
sanchezzzz, 28 марта 2009 г.
Рассказ великолепный! Мне он напомнил некоторые творения Клиффорда Саймака, такой же глубокий, в самую точку местами ироничный, и написанный с той же верой и такой искренней и непоколебимой любовью мальчишки в своего отца.
Мальчик-создатель своего творения, — ведь он по сути-то вовсе и не желал и не ждал изначально, что бревно с берёзовыми ветками на замену ног и папоротником заместо волос вдруг «оживёт». Он ведь просто «иллюстрировал» свою любимую историю из Библии о сотворении Первого человека, просто-напросто подражал Создателю, пародировал даже, ведь все его старания были лишь мальчишескими потугами, некой игрой... Но вышло как вышло, и Кавано, этот лесной человек (хм, человек... не человек, конечно, но создание человеческое) зашагал по жизни. Занятно, что мальчишка чувствовал полную ответственность за своё творение, и душа его болела искренне за него, как он, где он, что он… Удивительное свойство, но вполне объяснимое, стоит лишь пару раз встретить образ его отца – крепкого, немногословного, уверенного в себе и в своих делах мужчины с большой буквы и с «десятым размером» сапога. Кстати, эта метафора, аллегория, даёт исчерпывающее понятие о личности этого персонажа, краткое, но такое ёмкое, оно заменяет сотни водянистых слов описания характера и личности вообще. Это очень привлекательный ход Дж. Форда, мне жутко понравилось.
В общем и целом, уровень рассказа даёт понять, что о современной литературе нельзя так уж безапелляционно говорить, что, мол, «так, как раньше уже и не пишут, вот прежде были времена, были писатели, а щас…». И хотя это первое моё знакомство с Джеффри Фордом, но аванс я ему даю, и аванс нехилый. Безусловно, я буду читать его и дальше, и очень надеюсь на отличные впечатления.
Yazewa, 20 августа 2010 г.
Замечательный рассказ! Настроение и интонация сродни Брэдбери, который, что и говорить, большой мастер описаний мальчишеской психологии.
Очень ярко, и как-то здорово «по-настоящему».
Переизбыток любви — по аналогии с рекламой пива; и ни малейшего ощущения святотатства, кощунства. Опять же, потому что — искренне.
Очень сильный образ отца. Собственно, ради него, по-моему, и написана вся история. Ведь это — абсолютный реализм. Вся мистическая составляющая суть фантазия/представления мальчика...
evridik, 28 марта 2011 г.
Такое ощущение, будто этот рассказ написан в дополнение к роману «Год призраков». Тот же стиль, та же детская непосредственность героя, даже как будто те же географические места. На самом деле это здорово, потому что лично мне роман очень понравился. И к рассказу я отнеслась даже лучше, потому что он вобрал в себя несколько дополняющих друг друга идей и таким образом обрел целостность. Он одновременно красивый и грустный, серьезный и шутливый. Форд взял идею сотворения Богом человека и вложил ее в голову мальчика. И тот повторил действия Бога, пользуюсь, правда, несколько иным материалом. Форд предложил нам фантастическую историю, в которой немо заданы главные философские вопросы человечества: «Зачем Бог сотворил нас?», «Кто мы?» и т.д. Герой не задался целью найти ответы на эти вопросы, он просто сотворил. А зачем – это совсем другая история. Чтобы попасть в нее, нужно сказать правду. А мальчик своему человеку соврал.
+10. Блестяще.
Gelena, 13 июня 2009 г.
«Какая красота!» — первые эмоции после прочтения рассказа. Просто невероятной силы и прелести рассказ, цепляющий даже не на уровне текста, а где-то в подсознании, на уровне мыслеобразов. Читаешь буквы, а видишь картину, написанную гениальным художником. Причем осознание смысла приходит не сразу, а как волна набегает на берег во время прилива – постепенно заливая песок. Только здесь не песок впитывает воду, а наш мозг и сознание — замысел автора.
Наверное, каждый хоть раз задавал себе и богу этот вопрос:»А зачем мы здесь? Почему нас создали?». Форд дает нам простой, но очень емкий ответ. Так ли было на самом деле — нам не узнать, но хотелось бы надеяться, что именно поэтому – из-за любви.
И еще одна очень ценная истина проступает в рассказе – если человек не кричит о своей любви к нам, то это не значит, что он нас не любит.
Hell-lie, 31 августа 2011 г.
Понравилось. Всем, чем только может понравиться. Тут и сюжет, и атмосфера, и философия, и мистика, и характеры (рассказ ведь короткий, и там прописать-то можно персонажей лишь парой штрихов, но у автора получилось), и язык хороший, и послевкусие после себя рассказ оставляет. Вот честно, я даже и минусов-то не могу найти.)
alex1970, 17 февраля 2011 г.
Отличный рассказ, в котором есть что-то о кинговских произведений о детях. Мальчик, начитавшись Библии, создает глиняного человечка. Тот оживает и начинает жить своей жизнью.
Всю историю рассказывает постаревший герой с высоты прожитых лет.
Очень красиво написано, неожиданный финал.
mastino, 17 марта 2009 г.
Есть авторы, которые обладают даром — даром находить в душе читателя какие то особенные струнки, и так их цеплять своими произведениями, что долго и долго после этого, произведение не забывается. Форд обладает таким даром.
Великолепный, блестящий рассказ, в котором рассмотрена тема возникновения жизни. «Как?», «Почему?», «Зачем?» Эти вопросы задаются в рассказе. Какова причина и цель возникновения жизни? Почему маленький мальчик решил вдохнуть жизнь в бездушные предметы? Ну, и в концовке мы слышим самый главный вопрос. А ответ....
Ну и как обычно, всё, что выходит из под пера Форда, рассказ безупречен стилистически. Как всегда, читая, не перестаёшь восхищаться языком и стилем автора.
Доктор Вова, 4 августа 2010 г.
Интересный и самобытный рассказ! Заставляет задуматься. А еще, в который раз, возникают вопросы: кто мы, зачем мы, для чего и т.д.???
Каждому человеку хочется примерить на себя роль творца! Всем людям это удается в виде своих детей. И только дети, а еще художники, поэты и писатели могут творить в то время, когда есть вдохновение и Божье благословение. А у детей, безгрешных созданий, это благословение есть всегда. Потому что они умеют видеть, потому что они не сковывают себя оковами тех догм, которыми оплетены взрослые с их вечным и неизменным:« Этого не может быть, потому что не может быть в принципе«!
ceh, 20 июня 2007 г.
Тема о сотворении человека... очень непроста, очень специфическая, что-ли.
Что же это за такая штука — жизнь? Зачем мы живем? Почему мы, люди, появляемся на этом свете?
И Форд дает нам потрясающий, на мой взгляд, по красоте ответ. Потому что творить или создавать можно лишь тогда, когда нас переполняет ЛЮБОВЬ.
Так Бог сотворил человека.
Так наш главный герой сотворил свое лесное создание.
Так, например, писатели творят свои произведения.
И по большому счету, именно так мы сами создаем наши продолжения — своих детей.
Блестяще! А кроме того, это просто очень хорошо написано.
Kuntc, 29 декабря 2007 г.
Удивительнейший рассказ, одновременно простой и невероятно сложный. Почему простой? Из-за сюжета. Мальчишка решает создать своего человека, другими словами, голема – ничего необычного, эти существа частенько используются в фэнтези. Почему сложный? Из-за поднятой темы. Сотворение жизни, смысл существования — над этими вопросами человек бьется еще, наверное, с тех пор как начал осознавать себя Человеком. И вроде бы ничего нового, но Форд смог так рассказать нам свою историю, что в нее веришь. Она до ужаса РЕАЛЬНА и почти не похожа на обычные мистические рассказики…