fantlab ru

Кларк Эштон Смит «Вино из Атлантиды»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.79
Оценок:
142
Моя оценка:
-

подробнее

Вино из Атлантиды

A Vintage from Atlantis

Другие названия: Вино из Атлантиса

Рассказ, год (год написания: 1931); цикл «Посейдонис»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Рассказ бывшего пирата о плавании на отдаленный остров в океане к востоку от Вест-Индии. На берегу этого клочка суши команда корабля «Черный Сокол» обнаружила сосуд с вином, настолько древним, что капитан решил, будто оно было изготовлено в самой Атлантиде! Команда корабля напилась вина, но рассказчик попробовал очень мало, и это его в конце концов спасло...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Завершён в ноябре 1931 г.

Первая публикация (в изменённом виде) — сентябрь 1933 г., «Weird Tales».


Входит в:

— журнал «Weird Tales, September 1933», 1933 г.

— сборник «The Abominations of Yondo», 1960 г.

— сборник «Poseidonis», 1973 г.

— антологию «Pirate Ghosts of the American Coast», 1988 г.

— антологию «Sea-Cursed: Thirty Terrifying Tales of the Deep», 1994 г.

— сборник «A Vintage from Atlantis: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 3», 2007 г.

— антологию «Глубина. Погружение 47-е», 2023 г.

Похожие произведения:

 

 


Затерянные миры: Сага затерянных миров
2014 г.
Затерянные земли
2020 г.
Затерянные земли
2021 г.
Вино из Атлантиды. Фантазии, кошмары и миражи
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» September 1933
1933 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Двойная тень
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Abominations of Yondo
1960 г.
(английский)
Poseidonis
1973 г.
(английский)
The Abominations of Yondo
1974 г.
(английский)
Les abominations de Yondo
1988 г.
(французский)
Pirate Ghosts of the American Coast
1988 г.
(английский)
Sea-Cursed: Thirty Terrifying Tales of the Deep
1994 г.
(английский)
Pirate Ghosts
2007 г.
(английский)
A Vintage from Atlantis: The Collected Fantasies of Clark Ashton Smith, Volume 3
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Должен признаться сразу, Кларка Эштона Смита я прочитал «по рекомендации» Лавкрафта и много десятилетий спустя. Может и поэтому он не произвёл на меня должного впечатления: одно дело – читать взахлёб в юности, искренне погружаясь в созданные автором миры; совсем иное – когда ты уже зрел, искушён в какой-то степени, скептичен.

Как мне показалось при первом прочтении (по сборнику «Вино из Атлантиды» 2023 г. в.), у К. Э. Смита нет того таланта или желания десятками страниц нагнетать саспенс, играть с эмоцией и ожиданием читателя, хотя нельзя сказать, что этого у него нет совсем: просто своим приёмом он этого не сделал. В такой мере, как это делал его приятель по переписке. Такой «густой» атмосферы как у Эйч Пи Лавкрафта я у него особо не заметил в этом сборнике. Возможно, это связано и с тем, что период писания рассказов у него был относительно недолгим.

Самыми яркими оказались те рассказы, которые связаны с историческим антуражем и конкретной обстановкой. Видно, что в таких случаях Эштону Смиту писать куда легче. Это касается таких циклов как «Аверуань» или «арабских вещей». Неплох и цикл его «Марсианских вещей». «Склепы Йох-Вомбиса» так и вовсе напомнили мне лавкравтовскую «Тень безвременья», хотя до отшельника из Провиденса ему всё же далеко... В общем, творчество Смита куда площе, чем у Лавкрафта с его мастерством работы с психикой читателя.

Рассказы о путешествиях в космосе у Смита несколько шаблонны – такое создаётся впечатление. Прилетели на отдалённую планету – столкнулись с цивилизацией в упадке или с войной цивилизаций – протряслись, поучаствовали – сбежали.

Вообще же, в идейном плане мотив краха сверхутончённого общества, его обреченности, довольно част у К. Э. Смита. Рай на земле невозможен – автор говорит нам об этом весьма прямо; можно оценить по мини-циклу «Город поющего пламени». Сложно судить, заимствовал этот нарратив Смит из более ранних трудов, было ли это отражением его собственного декадентства и не очень гладкого жизненного пути, однако факт. Тут нужно только всегда помнить, что упадок цивилизации, её крах – один из подсознательных страхов элит Запада, и современность мало что смогла сделать с самим страхом. Отсюда и его инверсия – поклонение этому самому упадку, даже просто в форме «творческого созерцания». Помнится даже у Бердяева было словечко такое – «смертобожничество», т.е. поклонение небытию и смерти.

Многие из рассказов этого сборника и вовсе тянут на «странную фантастику», а не на «странные ужасы». Одна из этих «баек из склепа» — про путешествие в центральную Африку к племенам озера Чад («Венера Азомбейская», кстати вот ещё один неплохой образчик смитовского творчества – не совсем шаблонный и наполненный живыми деталями), есть готические средневековые вещи (всё та же «Аверуань»), есть действительно мистические и отвратительные ужасы, только они не особо качают.

Один из бриллиантов сборника попался под самый конец сборника – это заглавное «Вино из Атлантиды». Вот пирушка пиратов – вдохновляет и атмосферу чувствуешь разом! Может, ему стоило стать автором чисто приключенческих вещей? По крайней мере, тут его талант вполне целен.

Многие сравнивают его с Джеком Вэнсом, однако стилистика «Умирающей земли» несколько иная, как мне показалось. Прежде всего за счёт настроения.

У Вэнса упадок и угасание Земли обращаются неким странным мировым успокоением, отсутствием глобальным конфликтов, необычной гармонией той вселенной, что выписал автор. У Смита же полный набор тревог и ужасов гибнущих обществ, да в добавку – спасение главных героев, если им повезло. Куда менее уютные мирки...

Что же в плюсе? Ну, те самые цельные картины в «сеттингах» с исторической подоплекой, вроде Аверуани. В целом, как показалось, Кларк Эштон Смит создал миры даже более широкие, большие, не такие герметичные, как у Лавкрафта. Но – не стал их разрабатывать в слишком большую глубину. Может, потому так вышло, что в целом период прозаического творчества у него был не самым длинным.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая история о том, что нельзя пить из доисторического бочонка, поднявшегося с морского дна.

Вино из рассказа Смита перебродило знатно. Оно и не мудрено: тысячи лет под толщей океана ни для кого даром не пройдут. Хотя, возможно, вино из Атлантиды изначально обладало всеми теми удивительными качествами, которые в итоге свели в могилу (вернее, в пучину) большую часть команды пиратского корабля с капитаном в придачу.

Сюжет прост. Корсары встали на якорь близ острова-схрона для награбленного добра. Там на берегу нашли сосуд с древним вином. Не долго думая, выпили и начали триповать.

Сказать больше о рассказе нечего. Это такая занятная фантазия/миниатюра на тему случайной археологической находки, подтверждающей существование легендарной цивилизации. А ещё о последствиях, которые может такая находка нести для людей неосторожных и недалёких.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Притча о вреде пьянства. Вернее, рассказ о том, что не стоит пить алкоголь неизвестного происхождения.

Команда пиратского корабля нашла древнюю амфору, наполненную странным вином. Ну, конечно, как не выпить «на халяву«! Ну, и, в результате, возникшие алкогольные видения привели веселую компанию к катастрофе.

Трагикомическая история.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх