Брендон Сандерсон «Элантрис»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Родиться арелонцем — значит иметь шанс стать одним из богоподобных сияющих элантрийцев. Но так было до катастрофы, а когда она произошла, сказочный город превратился в разлагающийся город-призрак, и населяли его уже не совершенные создания, а несчастные живые мёртвые. Но вот незадача, стать одним из элантрийцев по-прежнему мог каждый, даже... сын императора.
Как известно, беда никогда не приходит одна. Так случилось и в этот раз. Элантрис пал, и над Арелоном нависает угроза куда похуже.
Входит в:
Номинации на премии:
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 EV // Роман, переведённый на французский в двух томах |
- /языки:
- русский (5), английский (6), немецкий (3), испанский (4), французский (3), португальский (1), итальянский (1), голландский (1), чешский (1), польский (2), болгарский (1), венгерский (3), иврит (2), китайский (4), японский (2), румынский (2), турецкий (2), индонезийский (1)
- /тип:
- книги (41), самиздат (2), цифровое (1)
- /перевод:
- Botanica (1), Н. Айни (1), Л. Белт (1), М. Бласкес (1), У. Браммерц (3), К. Волков (1), Г. Габриэле (1), М. Гарсия Кампос (2), Ю. Дромерески (1), П.-П. Дюрастанти (3), А. Ивахара (2), К. Испас (1), И. Колесникова (5), А. По (2), М. Полякова (1), Д. Севинч (2), А. Студнярек-Венх (1), Г. Тамаш (3), Р. Тречера (4), Л. Цзюньхао (1), А. Ягелович (1), И. Яффе (2)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ellirio, 8 мая 2025 г.
Для подростков — 10, для взрослых — 8.
С одной стороны, книга работает, как часы — есть интрига, сюжетные твисты на своем месте, архетипичные персонажи со внутренней динамикой, достаточный темп изложения, относительно неожиданная развязка.
Но с другой стороны — все это слишком уж типично и пресновато для тех, кто читал много других произведений. Опытному читателю книга вряд ли что-то прибавит и откроет, а по сравнению с «легким бульварным чтивом» она слишком «классная» и серьезная (мало юмора).
SeverianX, 18 апреля 2025 г.
«Элантрис» – дебютный роман Брендона Сандерсона, вышедший в 2005 году. Это самостоятельное фэнтези, заметно отличающееся от его поздних серий, таких как «Рождённый туманом» и «Архив Буресвета», но уже демонстрирующий фирменные черты автора, которые сделали его одним из моих любимых писателей: продуманный мир, сложные магические системы и проработанные персонажи.
Действие романа развивается в городе Элантрис, некогда сияющем центре магии, жители которого обладали божественными способностями. Однако катастрофа, Шаод, превратила их в проклятых существ, обречённых на вечные страдания в руинах некогда величественного города. Мир Элантриса сочетает в себе элементы политического триллера, религиозного конфликта и мистики. Сандерсон исследует тему падения утопии: как магия, основанная на символах-глифах, превратилась в источник проклятия, и что значит быть богом, лишенным благодати.
Элантрис был столицей Арелона, и после Шаода власть в стране захватили бывшие купцы. Их лидер, Йадон, стал королем и учредил дворянские титулы, базирующиеся на благосостоянии. Твое положение в обществе зависело от количества накопленных богатств. Те же, кто не обладал большим доходом стали подневольными крестьянами, близкими по статусу к рабам. Стоит отметить, что до Шаода потребности в крестьянах попросту не было, т.к. элантрийцы могли создавать продукты при помощи магии. Правление Йадона сложно назвать разумным, вследствие чего Арелон ослаб. В это время на востоке набирает силу Фьерденская империя, возглавляемая религиозными фанатиками. Фьерден горит желанием насадить свою веру в Джаддета всем окружающим странам. Неужели Арелону предстоит стать следующей жертвой?
Главных героев в романе три. Раоден – принц, внезапно пораженный проклятием и изгнанный в Элантрис. Именно через него мы узнаем, во что превратился Город Богов. Теперь Элантрис – город безумия, грязи и нескончаемых страданий. Всех пораженных проклятием отправляют сюда и считают умершими. И это отчасти верно. У элантрийцев не бьётся сердце, их раны не заживают и доставляют бесконечные страдания, но умереть они тоже не могут, даже от самых страшных повреждений. Рано или поздно элантрийцы сходят с ума от бесконечной агонии и просто лежат в канавах и стонут. Однако Раоден не желает мириться с подобной судьбой. Он пытается восстановить общество изнутри, вернуть проклятым цель жизни. Юный принц – оптимист, чья воля к жизни и лидерские качества становятся стержнем повествования. Его попытка объединить жителей Элантриса подчёркивают темы надежды и сопротивления отчаянию. Параллельно с этим Раоден пытается разобраться с причинами падения Элантриса. Боясь Шаода, ранее этим никто не занимался, но принцу терять уже нечего.
Вторым главным персонажем выступает Сарин – невеста Раодена, прибывшая в Арелон после Шаода своего жениха (широкой общественности объявили, что принц просто умер от болезни). Практически сразу она оказывается вовлечена в политические интриги, в которых поднаторела, являясь принцессой дружественного государства. Поначалу этот брак рассматривался именно как политический союз двух государств, ещё не попавших под влияние Фьердена. Сарин – сильный женский персонаж, чей интеллект и хитроумие сделали ее прекрасным лидером, но отпугнули практически всех мужчин. Да, тема одиночества красной нитью проходит через все приключения девушки. Ее сюжетная линия акцентирует роль женщин в политике.
Ну и третьим важным героем романа стал Хратен – верховный фьерденский жрец, стремящийся обратить Арелон в свою религию, чтобы избежать кровопролития. Глава Фьердена, вирн, дал ему задание обратить Арелон за три месяца. Если же миссия провалится, Империя вторгнется в Арелон и уничтожит его жителей. Хратен – антигерой, чьи моральные метания добавляют глубины истории. Его внутренняя борьба между долгом и состраданием делает его одним из самых запоминающихся персонажей.
К минусам романа я бы отнес меньшую динамику, чем в более поздних работах автора. Первая часть романа может показаться затянутой из-за обилия экспозиции, но к финалу напряжение достигает пика. Помимо этого, романтическая линия Раодена и Сарин проработана поверхностно. Однако сила романа – в оригинальной концепции и детальной проработке магических систем, которая, в отличие от других книг Сандерсона, остаётся загадкой до кульминации.
Итог: «Элантрис» – не идеальный, но впечатляющий дебют. Он местами уступает другим масштабным сагам автора, но покоряет смелостью идей и глубиной тем. Это книга для тех, кто ценит в фэнтези не только экшен, но и размышления о природе власти, веры и общества. Сандерсон здесь ещё не «Сандерсон» в полной мере, но его потенциал уже очевиден.
vittts, 16 августа 2024 г.
Я давно не писал здесь отзывы, потому что не думал, что моё мнение может быть интересно кому-то. Но в этот раз я не смог удержаться, ведь книга, о которой я хочу рассказать, относится к редкому жанру «светлого» фэнтези.
Для меня термин «светлое» в первую очередь означает, что герои этой книги — те, с кем я бы хотел познакомиться в жизни. В отличие от героев «тёмного» фэнтези, где мне не хотелось бы общаться с маньяками и убийцами.
В романе три главных героя, которые действуют из лучших побуждений и думают о благе людей, а не о себе. Они часто противостоят друг другу, потому что видят счастливое будущее по-разному. Я не буду углубляться в сюжет, чтобы не испортить вам удовольствие от чтения.
В целом книга оставила после себя очень приятное впечатление. Жаль, что она так быстро закончилась. Но это её главный минус — она слишком короткая. Я только начал понимать политическую структуру мира и вникать в магическую систему, как уже перевернул последнюю страницу. Хотелось бы больше.
Хотя это была лишь проба пера, автор создал хорошее приключение. Я был не уверен, стоит ли продолжать знакомство с Сандерсоном после неоднозначного окончания «Колеса Времени», но этот роман развеял все мои сомнения.
Читая «Элантрис», я понял, почему именно Сандерсону предложили дописать за Джорданом. Они действительно похожи. Более того, этот роман показался мне ближе к произведению Джордана, чем его непосредственное продолжение «Колесо Времени».
alimantu, 15 декабря 2024 г.
Несмотря на излишнюю идеалистичность повествования и концовки, «Элантрис» – один из лучших примеров качественного фэнтези из тех, с которыми мне удалось познакомиться.
В пользу этого говорят:
- Продуманный мир – отношения государств и народов, их история и взаимодействия. Единственный нюанс – действия разворачиваются на «прямоугольной карте», и не очень понятно, что за её пределами.
- Магическая система Элантриса, раскрытие которой является одной из основных сюжетных веток. Она интересна и необычна по своей задумке.
- Главные герои и их окружение – хотя они и несколько выделяются из общей канвы мира, но на то они и главные герои. Погрузиться в сомнения антагониста и сопереживать и ему тоже – дорогого стоит.
- Повествование – Каждая. Глава. Развивает. Сюжет. И это чертовски важно. Несмотря на приличный объём книги, в ней отсутствуют провисания на одну или две главы.
- Сюжетные повороты – вам кажется, что одна из сторон получила преимущество и всё стало очень хорошо/плохо? Секундочку, сейчас будет ответный ход, и всё перевернётся. И такое происходит не раз и не два: каждая из сторон противоборства ищет и использует все доступные методы для победы.
Я читал и слышал отзывы, что «Элантрис» – это одна из первых книг Сандерсона, где он ещё не успел отточить свой стиль и мастерство рассказчика, поэтому я не ожидал многого от книги. Но, перелистнув последнюю страницу, я готов констатировать, что для меня это почти «Первый закон» Аберкромби по интересу повествования и послевкусию от оного. Да, возможно, немного недотягивает, но очень близко, а это дорогого стоит.
NikasSlav, 21 сентября 2024 г.
Эта книга однозначно стоит потраченного времени на прочтение или прослушивание. Ведь помимо необычной системы магии, довольно интересных интриг, нескольких глубоких философских мыслей и мощной «движухи» в концовке, здесь есть весьма впечатляющие герои.
Но обо всём по порядку. Действие происходит в фэнтези-мире, где слава некогда величественного города Элантриса (другое название книги — «Город богов») повержена во прах. Те, кто раньше одним движением пальца мог заживить раны, создать предметы или телепортироваться куда угодно, больше не владеют своими способностями и стали жалкими существами, вынужденными жить в постоянной боли. Проклятье, павшее на них, периодически касается и других жителей ближайшей страны (немного непонятно, почему одних оно затрагивает, а других нет). В их число попадает и наследный принц Раоден, что в корне может изменить политическую обстановку. Отец делает вид, что сын погиб от неизвестной болезни, и ссылает его в Элантрис. Но в столицу прибывает невеста принца Сарин, чья задача — объединить два государства благодаря династическому браку. Одновременно туда является Хратен, проповедник чуждой религии из потенциально враждебной страны с целью обратить всё население в свою веру.
Каждый герой автору определённо удался. Раоден полон стремлению к жизни, а вынужден прозябать в изгнании, бороться с голодом, беспрестанной болью, искать способы снять проклятие с Элантриса и его жителей. Его линия довольно интересна, хотя порой выглядит несколько «избранно», учитывая, что никто иной до него не додумался искать способ спасти город — все остальные сдались перед проклятием. Правда, если бы не дьюл и ещё несколько персонажей, а также изрядная доля везения, Раодену ничего сделать не удалось бы.
Сарин — вовсе не изнеженная принцесса, а довольно боевая девица, готовая сделать всё, что угодно, лишь бы сохранить союз между двумя государствами. Она вступает в противостояние с Хратеном, но в итоге многие её поступки приводят не к самым лучшим последствиям. Иногда при чтении героине хотелось бы надавать пощёчин, чтобы задумалась, что творит, а иногда её деяния приводили в искреннее восхищение. В общем, персонаж очень неоднозначный и одновременно — интересный.
Хратен, на мой взгляд, потерял хватку в интригах и кознях из-за излишней религиозности . Он хоть и замечает очевидного противника у себя под носом, даже не догадывается, какую змею пригрел на груди, и чем всё это закончится. Интересно его «самопожертвование», чтобы попасть в Элантрис ради своих целей, но всё выглядит так, словно он сделал не ту ставку в сложной политической игре.
Есть и ещё несколько персонажей, каждый со своей судьбой и взглядами. Весьма интересна сама сюжетная линия — как освободиться от проклятия и уберечь оба союзных государства от войны с религиозными фанатиками? Выясняется, что раньше многие жители Элантриса могли нарисовать в воздухе или на предметах особые знаки, чтобы совершить нечто невероятное — такова местная магия. Но почему-то сейчас знаки перестали работать. В книге уделяется большое внимание этой начертательной магической геометрии, но всё-таки открываются не все карты. На мой взгляд, во время боя тяжело полагаться на подобные способности, ведь пока начертишь знак (а некоторые из них, судя по рисункам в конце книги, весьма заковыристые), враг подберётся слишком близко.
Пожалуй, ещё одним недостатком книги является обилие довольно жёстких боевых действий в концовке. Но, раз вывешено «ружьё» с возможной войной, оно не могло не выстрелить. Попереживать за героев однозначно придётся.
Отличное фэнтези с множеством интересных героев, необычной магией и лихим финалом. Рекомендуется всем любителям жанра.
9 из 10
Lawyer97, 6 августа 2024 г.
По иронии судьбы первое мое знакомство с творчеством Брендона Сандерсона началось с “Элантриса”, одной из ранних его работ.
И это знакомство можно назвать относительно удачным, за вычетом некоторых моментов.
Действие сюжета в основном происходит в городе Арелоне и в Элантрисе, некогда великом городе, где процветала магия и жили люди, подобные богам. Ныне же он после некоего “реода” пал. И с тех пор людей, живущих в городах, в близости от Элантриса, настигает “шаод”, раннее считавшийся благословлением, наделяющих людей волшебной силой, который теперь превратился в проклятие и всех, кто подвергся ему- ссылают в Элантрис.
Не буду все пересказывать, уже много раз это было сделано до меня.
Расскажу о том, что понравилось и не понравилось.
Начну со второго.
Чувствуется, что одна из первых работ автора. Сырая.
Во-первых, затянутость отдельных моментов. Местами прям ощущалось, что автор через чур увлекается и излишне многословен в тех моментах, в которых можно было бы кратко обойтись. Причем эти моменты не особо влияют на повествование и на все остальное.
Во- вторых, интрига и сюжетные повороты. Они есть, но они, откровенно говоря, слабенькие. Особенно, это касается второго. Сюжетные твисты не выразительные по своей сути, блеклые, когда они происходят, мало что меняется в повествовании, а если и меняется, то выглядит это уже не сказать, что удивительно и ошеломляюще.
В-третьих, скорее субъективный фактор. Идеальные персонажи. Для кого-то это будет даже слишком. И все они такие добрые и все они такие сострадательные , что аж “блестят” от совершенства. Но лично мне такие нравятся больше, чем всякие “неоднозначники”. Иногда вот хочется почитать просто о хороших людях.
Теперь о том, что понравилось.
Персонажи. Они получились интересными, вполне живыми и фактурными.
Наследный принц Арелона, Раоден, добрый, сострадательный, пытающийся сплотить вокруг себя людей в мертвом городе Элантрисе, и дать нам надежду на лучшую жизнь.
Упертая, своенравная, характерная, сильная и независимая принцесса Теода- Сарин, которая тоже хочет помочь людям и спасти их.
Джерн Хратен. Воинственный жрец, который пытается обратить жителей Арелона в Шу-Дерет, в веру своего государства. Ему дают четкие указания- если у него не получится это сделать по истечении определенного срока, всех людей просто убьют и город завоюют. Служитель оказывается заложником своей веры, тоже стремится спасти людей, но делает это по своему. Он помнит о своих ошибках и не желает больше их допустить, чтобы снова пролилась кровь невинных людей.
Герои Сандерсону удались, но не хватило глубины. Немного.
Необычная магическая система, основанная на рисовании в воздухе знаков, эйонов. Каждый может дать то или иное преимущество- излечить телесные раны, навести иллюзию, переместить на большие расстоянии и т.д. И пусть эта магия во всей своей красе и мощи показывает себя только в самом конце, наблюдать за тем как Раоден изучает ее, тренируется, было интересно.
Также понравилась идея с исчезнувшей магией и жизни в мертвом. Эдакий небольшой постапокалипсис в фэнтезийном антураже. Выживание людей, попытки обустроить свою жизнь, забыться на время о проблемах, не потерять человеческий облик и не превратится в дикое животное.
Итог. Как я писал раннее- роман вышел сыроватым. Но все-таки количество положительных моментов перевесило отрицательные и книга, пусть и с некоторыми нюансами, оставила хорошие впечатления.
Стоит ли с “Элантриса” начать знакомство с творчеством Брендона Сандерсона? Если вы хотите проследить его творческий путь, от одного из самых первых романов до крайнего, как и я, то начать стоит именно с “Элантриса” и двигаться далее, чтобы оценить рост автора и прогресс его мастерства.
Всем остальным- лучше все таки попробовать что-то другое, из более позднего.
В этом романе явственно ощущается рука еще не опытного тогда писателя, только нащупывающего верный путь.
Но тем интереснее, а что там дальше?
Время покажет.
kramolny, 5 марта 2024 г.
«Что ж, настало время познакомиться с творчеством поистине великого фэнтезиста современности» — подумал я про себя, хватая в магазине еще недавно вышедшую книгу Элантрис под авторством Брэндона Сандерсона... Далее последовало ее беглое чтение и перерыв в 2 года, за которые я успел ее окончательно переварить, прочитать множество других книжек и теперь, наконец, готов написать небольшую рецензию, в которой расскажу, почему эта книга не стала для меня приятным открытием.
Скажу сразу — книга читалась не без интереса и в быстром темпе, о чем говорит уже тот факт, что последние 250 страниц были буквально проглочены за один день. Уж не знаю, стало ли поводом к этому то, что я уже наметил для себя следующую книгу для чтения (не в моих правилах читать параллельно несколько книг), однако факт есть факт.
У Элантриса на редкость приятная стилистика — это одно из достоинств книги, которое сразу же бросается глаза. При всей незамысловатости сюжета, картонности львиной доли персонажей и не столь хорошо продуманном мире (все же стоит отметить, что заслугу в получении Сандерсоном титула великого демиурга фэнтезийных миров приписывать этому произведению было бы странно мягко говоря). Что же я подразумеваю под стилистикой? Очень хорошо представляемый город Элантрис с его жителями — словно болото, утопающее в темно-зеленых цветах. Это «падшая Атлантида», но она погрузилась не под воду, а стала живым Некрополем, где разгуливают не способные упокоиться и прекратить свои страдания жители. Да, город действительно интересен и, к сожалению, играет не столь объемную роль, как могло бы показаться в самом начале романа. К моему сожалению, все больше и больше мы будем погружаться в отнюдь не самые интересные и захватывающие дух дворцовые интриги.
Герои оказались блеклыми, многие из них и вовсе нереалистичными (разумеется, принимая во внимание сам сеттинг). Ну не верю я в такого короля и свиту, простите. Нет здесь глубины и в главных героях. Поступки их порою чересчур порывисты, нелогичны (даже с учетом их юности и прописанного характера), а размышления... Впрочем, оставим это на совесть автора.
Таким образом, получаем довольно неоднозначное произведение. Да, признаюсь честно, что оно так или иначе произвело на меня большее впечатление, нежели первая книга цикла «Рожденный туманом», однако для меня Сандерсон все же так и остался писателем янг эдалта под настроение. Мужаюсь притронуться к «Архиву Буресвета», который, по заверению многих, должен показать мне весь талант Сандерсона. А пока, твердая 6.
Moloh-Vasilisk, 25 января 2024 г.
Город богов (Элантрис). Брендон Сандерсон. 2005 год.
Еще совсем недавно Элантрис был городом прекрасных полубогов, обладающих могучей магией, мановением руки вылечивающих любые болезни и создающих еду из подвернувшегося мусора. Любой из арелонцев мог, проснувшись в один из дней стать богоподобным элантрийцем. Теперь же это город мертвых. Дар превратился в проклятье. Полубоги утратили магию, красоту и былое величие. Улицы, когда-то сияющего Элантриса, теперь покрыты слизью и населены живыми мертвецами. В это место и попадает, пораженный проклятьем, принц Арелона Радеон.
Не первое мое столкновение с Сандерсоном, ранее читал Архив Буресвета, поэтому был готов к большому объёму произведения и к интересному и мироустройству. С первых же страниц был не разочарован. В книге множество занимательных идей, погружающая в действие атмосфера, любопытная концепция магии, религиозные противоречия, страны и города, населенные разными народами. Кроме того, в романе захватывающий сюжет, поделенный между тремя основными персонажами: Радеон — принц Арелона, у которого проявился шаод; Сарин — принцесса Теода и по совместительству невеста Радеона; Хратен – высокопоставленный жрец Дерети, присланный обратить жителей Арелона в новою веру. Хватает и неожиданных поворотов, и интриг, и активных боевых сцен. Персонажи тоже вызывают интерес, как основные, так и второстепенные. Характеры неплохо прорисованы и постепенно развиваются по ходу разворачивания истории. Немного разочаровывает идеальность и наивность героев, а также слишком простое решение препятствий, возникающих перед ними. Хочется еще отметить легкий стиль письма, из-за которого книга гладко и приятно читается.
В итоге, как добротному представителю фэнтэзи, ставлю 8 из 10.
primorec, 26 апреля 2012 г.
Вчера все было хорошо: сияющий город Элантрис, его обитатели – всемогущие, как боги, способные решить любую проблему, и простые обыватели, построившие свое благополучие в лучах этого блеска и славы. И каждый — принц или последний нищий -может стать богоподобным, если снизойдет на него шаод.
И вдруг, в одночасье, город превращается в покрытые слизью мрачные руины, его полубожественные жители — в страдающих зомби. Что это? Природная катастрофа или промысел высших сил, наказавших город и его обитателей за гордыню и излишнюю самонадеянность?
История «Города Богов» начинается для нас спустя 10 лет после катастрофы, когда первый шок уже прошел, а оставшиеся обитатели худо-бедно приспособились к новой жизни. Шаод по-прежнему выбирает среди жителей, но теперь уже не героев, а жертв. Гонимых, презираемых, обреченных влачить жалкое существование в некогда божественном в своем могуществе Элантрисе. И остальные жители — обыватели, чей мир и благополучие рухнули в одночасье, ненавидят их и готовы уничтожить, то, что недавно боготворили. И так, будет до тех пор, пока не появится умный и смелый юный принц, способный разгадать загадку и исправить положение.
Отличная история для фэнтези. Ставший мрачным Элантрис, с его древними загадками и нынешними обитателями: уже не бессмертными богами, а страдающими зомби — самая большая удача и находка Сандерсона. А вот главные герои — подкачали. Принц Раоден и принцесса Сарин оказались неинтересными и безжизненными на фоне заведомо отрицательного персонажа — Хратена, посланного врагами организовать заговор и присоединить Элантрис к новой империи. И Хратен — самый яркий образ. На фоне выхолощенных «хороших» Раодена и Сарин он выглядит по-настоящему человечным со всеми своими сомнениями, метаниями, воспоминаниями, решениями.
Но все эти небольшие недостатки можно списать на дебют. Роман же получился ярким, запоминающимся, со своим оригинальным миром, с проработанной историей и мифологией. Одним из лучших в фэнтези за последние годы.
__alex, 29 июля 2011 г.
Вот почитаешь некоторых авторов, и может сложиться ошибочное впечатление, что фэнтези невозможно без эльфов, орков, драконов и магов. Причем если маги, то сделанные примерно по одному шаблону — строят башни, зубрят длинные заклинания, дерутся файрболами и делятся на темных/светлых по типу изучаемой магии — например, некроманты — темные, а целители — светлые. Жаль, но, видимо, большинство авторов просто не в состоянии вообразить что-то другое. Зато товарищ Сандерсон радует уже в который раз.
Фишка его произведений — особый вид магии. В книге «Пепел и сталь», например, были алломантия и ферухимия — использование металлов, дарующих некоторым людям сверхспособности. Ну а в Городе богов здешние мерлины колдуют, рисуя эйоны — что-то вроде иероглифов, высвобождающих магическую энергию. Нет бестолкового разделения на темных/светлых — магия одна на всех, и «цвет» мага зависит лишь от его поступков.
Кроме того, книга просто пропитана оптимизмом. У героев присутствует чувство юмора, и в какие бы передряги они не встревали, они успешно из них выкручиваются. Позитивную книжку и читать приятно. Разве что в концовке события слишком уж закрутились, а может это я устал после нескольких часов чтения :)
Elessar, 9 января 2011 г.
«Город богов» — это дебютный роман стремительно набирающего популярность американского писателя Брендона Сандерсона. Так что в переддверии скорого выхода его цикла «Мистборн» на русском языке я решил познакомиться с творчеством автора поближе. И надо сказать, впечатления «Город богов» оставил самые приятные.
Главным образом романа, вокруг которого и строится повествование, является Элантрис — величественная цитадель магов, равных по силе богам. Стать элантрийцем мог любой человек, избранный шаодом — чудесным преображением. Эта мутация наделяла носителей даром магии, необычайным здоровьем и долголетием. Однако за 10 лет до начала описанных в книге событий магия погибла, и избранные шаодом стали живыми мертвецами. Их сердца не бились, раны не заживали, способности к магии ушли без следа. Вчерашние боги превратились в ходячих трупов. Некоторые из них были уничтожены сразу же, прочие же оказались заперты в Элантрисе. Простые люди, некогда служившие элантрийцам, покинули город и основали собственное королевство Арелон.
Сюжет книги стартует спустя десятилетие после падения Элантриса. Раоден, наследный принц Арелона, становится жертвой шаода и попадает в Элантрис. В это же время в Каи, столицу Арелона прибывают остальные главные герои — теоденская принцесса Сарин — невеста Раодена и джьерн Хратен, миссионер Дерети, посланный обратить язычников Арелона в истинную веру.
Здесь нужно сделать небольшое отступление по поводу религии. В описанном Сандарсоном мире существуют две ветви древнего учения — Корати и Дерети. Дереиты, достигшие необычайного могущества, стремятся обратить «языческие» государства Арелон и Теод в свою веру. Таким образом, Хратен начинает создавать заговор в кругах арелонской знати, стремясь сборосить законного короля и посадить своего ставленника. Сарин же, возглавив преданных сторонников Раодена, выступает против джьерна.
Вообще, религия и вопросы веры в романе играют важную роль. Построенной на принципах единства и равенства религии Корати противостоит авторитаризм и суровая дисциплина дереитских фанатиков. Живыми воплощениями религиозных догм становятся и главные герои. Так, Раоден становится лидером падших элантрийцев, объединяет измученных людей, помогает им поверить в возможность спасения, возрождения утраченной магии. Хратен же просто подчиняет людей вокруг своим интересам, манипулируя своими сторонниками.
Следует отметить, что образ Хратена является одним из самых сильных в романе. Очень интересно наблюдать за изменениями человека, утратившего веру в религию, которая поддерживала его всю жизнь. Джьерн постепенно осознаёт, что служит фанатикам, извратившим самую суть божественного учения, готовым уничтожить тысячи иноверцев.
В итоге, «Город богов» предстаёт весьма необычным и интересным романом. На страницах книги нашлось место глубоким, тщательно прописанным героям, изощрённым многоходовым интригам в борьбе за власть, тайнам древней магии и даже философским и религиозным вопросам. Думаю, можно смело утверждать, что Сандерсон уже очень скоро займёт заслуженное место среди признанных мастеров фэнтези. Уж очень хорош его дебютный роман!
Selvaggio, 8 января 2024 г.
Очень интересная история , — три главных линии , которые дополняют друг друга ,- создают понимание этого мира , его устройства . Картина которую создал Сандерсон достаточно объёмная : магия , религия ,государства — тебя не перекармливают множеством информации — ты получаешь ровно столько сколько и надо для понимания этого мира. Все три главных героя вызывают симпатию , даже Хратен — который в каждой новой главе заставляет на него смотреть с большим интересом — и очень жаль что его путь окончен ... Ближе к финалу писатель мастерски закручивает сюжет — и от книги просто не оторваться .. Не сказал что прям много «Архиву Буресвета» уступает — просто «Элантрис» это совсем другая история , но не менее интересная )
Yarowind, 19 апреля 2024 г.
Первое произведение Сандерса, но сразу в его стиле – длинное, многословное, со множеством деталей, участников и т.д.:). В целом неплохо, интересный мир, но несколько прямолинейно-идеальные герои. Принц без страха и упрека, как пламенный комсомолец готов бороться за победу коммунизма в отдельно взятом королевстве. Принцесса – умница, красавица, спортсменка. Способна заткнуть своим умом и хитростью любого мужчину в королевстве. Враг – коварен и хитер. Но в целом, читать можно.
Nog, 5 июля 2007 г.
Из трех главных персонажей самым интересным выглядит Хратен. Остальные довольно стандартны (Раоден — прирожденный герой и харизматичный лидер, Сарин — «бой-баба», словом и делом доказывающая равенство полов и проявляющая себя не менее способной, чем ее несостоявшийся супруг), а вот священник получился чудо как хорош. Да, это враг положительных героев, но при этом он вовсе не выглядит отрицательным. Хратен умен, расчетлив, практичен, осторожен. Он умеет уважать достойного противника, признает собственные поражения и извлекает из них нужные уроки. Более того, он, в общем-то, искренне желает помочь, а не навредить Арелону, принеся туда свою веру (хотя бы потому, что, если он не обратит страну мирным путем, туда придут войска и уничтожат всё на своем пути). Самые интересные и неожиданные сюжетные изгибы связаны именно с Хратеном. За одного этого персонажа Сандерсон достоин самых громких слов, но и без священника в книге есть много интересного. Любовь, магия, политика, торговля — подавляющее большинство читателей найдет здесь что-то интересное для себя.
jansson, 20 января 2016 г.
Отличное фэнтези, где есть место магии, проклятым городам, политическим интригам, религиозным теркам и персонажам, которые строят воздушные замки из пепла утерянных надежд. Я ловила неимоверный кайф на протяжении всего повествования, а уж когда пошли ревелейшены – меня было за уши не оттащить. Священная цель любой фэнтезийной книги выполнена на 200% – хотя бы на пару часов, но я полностью отключилась от реального мира ;) Дальше возможны спойлеры.
Из прекрасного: Хратен. Просто.. Хратен. Если сначала он вызывал непреодолимый зуд тихой ненависти – ведь он идеальный антагонист, на которого легко повесить всех собак – то к концу книги я чуть не ревела в преддверии расправы. Если в первых главах его угол обзора раздражал и хотелось скорее перелистнуть страницы, то в последних я как могла цеплялась за каждое его слово и движение. Какими-то неведомыми тропками он пробрался в душу и стал самым значимым персонажем романа, его внутренняя борьба стала стержнем всей книги, а последующий отказ от отточенной холодной логики – апогеем всей истории. Ну да, там еще побочно были спасены города и нации, и даже провернут магический финт – но все это даже рядом не стояло с терзаниями человека, потерявшего веру.
Для полного счастья не хватило: выматывающего душу ангста и непростых решений, от которых зависит судьба миллионов. Номинально главными героями являются Раоден и Сарин, но на их долю, кажется, выпало недостаточно невзгод. Нет, стоп. Скажем так – все свалившиеся на них проблемы не имеют под собой достаточно темной и драматичной подоплеки, а вкупе с жизнерадостностью первого и изворотливостью второй все шаги на пути к счастью воспринимаются как небольшие пеньки, через которые надо просто переступить. Наверное, я просто придираюсь, в отсутствие-то темных властелинов и проклятий, но мне откровенно не хватало вселенского зла и сложных ситуаций, где любой неверный шаг приведет к катастрофе. Да, религиозный и политический конфликты хороши, хотя местами и однобоки. Поиски истины в стенах павшего города завораживают, но постепенно сводятся к старательному изучению запыленных талмудов. Спасать мир еще никогда не было так обыденно просто – только найди нужную книжку.
Тем не менее, знакомство с Сандерсоном прошло более чем успешно, и я почему-то даже не сомневаюсь, что последующие его труды затянут меня в фэнтезийную трясину еще не раз. И отдельный респект за чтение мыслей – не успела я невольно сшипперить двух идейных противников, как в конце мне это аукнулось троекратно, хотя ничего не предвещало такого развития событий. Прекрасно, когда мысли на одной волне с автором.