Джо Аберкромби «Полкороля»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ум далеко не всегда полноценная замена здоровой руке. Особенно в мире, где последнее слово остается за сталью. В мире, где высшая доблесть это стоять рядом с другом, щитом к щиту против всего мира. В мире, где Мать Войны будоражит умы и молодые парни садятся на весла и отправляются к чужим берегам, что бы всласть накормить Мать Воронов плотью павших врагов.
В этом мире Ярви, младшему из детей могучего короля, было предначертано стать жрецом и служителем Отца Мира. Природа и боги не оставили выбора калеке. Но Судьба всегда смеется последней. В крови предательства взойдет он на престол своих предков лишь для того, что бы пасть с него! Став рабом всеми силами своей души будет он стремиться вернуться домой! Не ради трона – ради мести! Ведь каждый, кто причастен к смерти отца и брата должен испить горькую чашу его ненависти! Если испытания закаляют характер, выпавшего на его долю хватит, что бы превратить характер Ярви в лучшую сталь! Сквозь боль, холод и огонь идет он к своей цели и никакие препятствия не остановят его на этом пути.
Входит в:
— цикл «Море Осколков»
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2015 // Подростковый роман | |
лауреат |
BooktubeSFF Awards, 2015 // Для старшего школьного возраста (выбор читателей) | |
лауреат |
Premi Ictineu, 2016 (VIII) // Роман, переведённый на каталанский (Великобритания) | |
лауреат |
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2016 // Переводной роман для подростков (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2015 // Зарубежный переводной роман (Великобритания) | |
номинант |
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2015 // Роман | |
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Фэнтези | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2016 // Зарубежный роман (Великобритания) |
- /языки:
- русский (5), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н.В. Иванов (5), О. Лесько (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Рецензии



Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 23 октября 2024 г.
Джо Аберкромби – один из моих любимых писателей. Его цикл «Земной круг» входит в мой личный топ. Однако долгое время я обходил стороной его трилогию «Море Осколков», т.к. ее целевой аудиторией являются все же читатели помладше. И вот сейчас как раз-таки захотелось почитать что-то попроще.
Главный герой романа, принц Ярви, родился в небольшом приморском королевстве Гетланде. Это край отважных воинов и властных женщин. Однако сам он мало соответствует столь суровому миру. С детства Ярви носит неизгладимый физический дефект – недоразвитую левую руку. Как воин с таким уродством сможет держать щит? По правде сказать, звон холодной стали мало прельщает Ярви. Гораздо ближе ему книжная мудрость. Как младший сын, он никогда и не помышлял о троне, а хотел стать учёным-служителем. Судьба же распорядилась иначе. Его отец и старший брат погибают, и теперь именно Ярви предстоит надеть королевский венец и возглавить Гетланд. Мало кто из подчинённых хочет видеть на престоле слабого увечного короля, но против существующих законов не попрешь. Тогда Ярви впервые в своей жизни сталкивается с предательством близким человеком и оказывается на грани гибели. Ему остаётся лишь поклясться отомстить и начать путь восхождения к трону, принадлежащему ему по праву рождения.
Идея увечного главного героя не нова в фантастической литературе, тем не менее Аберкромби с присущим ему мастерством сумел сделать её довольно оригинальной. Путь Ярви после предательства напомнил мне истории о Конане. Казалось бы, чем могут быть похожи могучий киммериец и увечный принц, а сходство на лицо. Ярви сначала становится рабом, затем гребцом на корабле. После удачного побега ему с друзьями предстоит пробираться через заснеженные пустоши севера и возглавить шайку отъявленных висельников. Мог ли вчерашний любитель книг представить, что ему предстоит пройти через все это? Очень сомневаюсь.
Несмотря на все преимущества, это все-таки роман для подростков. Опытный читатель сразу же сможет распознать практически все сюжетные повороты. Например, я с самого начала понял, кто в итоге предаст Ярви. Да и многие приемы довольно вторичны – все это мы уже могли видеть в других фантастических романах. Сразу же бросаются в глаза все «рояли в кустах». Каждый раз, когда Ярви оказывается на краю гибели, судьба преподносит ему очередной подарок. Какова вероятность выжить при падении в море с утеса? А не быть убитым во время вооруженного бунта? И уж конечно же попасть на тот самый корабль, где его долгие годы ждал именно тот человек, который поможет ему завоевать трон. Раз за разом судьба была на стороне Ярви. Эти самые «рояли» фактически и выступают двигателями сюжета.
Аберкромби удалось даже в довольно простом романе создать интересный мир. Он напоминает наше Средневековье эпохи викингов. Мы видим множество враждующих королевств. Однако эти короли – не более чем племенные вожди, беспрекословно подчиняющиеся Верховному Королю. Присутствует тут и борьба монотеизма, насаждаемого верховной властью, с язычеством. Долю фэнтези добавляет то, что до прихода людей миром правили эльфы, уничтожившие сами себя в ходе внутренних распрей.
Итог: Несмотря на некоторую вторичность и предсказуемость, «Полкороля» – отличный роман для подростков. Он на голову выше абсолютного большинства своих конкурентов. Его в значительной степени вытягивает мрачноватый юмор автора, так полюбившийся многим по циклу «Земной круг». Диалоги получились живыми. Немало в романе и самоиронии. Если вы устали от сложного фэнтези с огромным количеством сюжетных линий, то «Полкороля» поможет вам скрасить пару вечеров. А я однозначно ознакомлюсь с продолжением.
sergej210477, 5 декабря 2024 г.
Хорошее, профессионально написанное фэнтези.
Наверное, всё-таки, скорее для подростков.
Если сравнивать с вселенной «Земного Круга», то, чуть проще и доступнее:
- Более схематичный мир.
- Всего одна сюжетная линия.
- Один главный герой, вокруг приключений которого и завязано все повествование.
- Меньше крови, насилия.
- Меньше политики.
- Отсутствие любовной линии.
Сюжет прост как мир: законного наследного принца легко и непринужденно смахивают с шахматной доски политической игры. Вечная тема — можно вспомнить и шекспировского Гамлета. А, можно, например, «Графа Мо́нте-Кри́сто» А. Дюма. Или, Конана-Варвара, Говарда. «Принца Терний» Лоуренса. Элрика из книг Муркока. Даже, Монцу Меркатто, самого Аберкромби.
В общем, несправедливо обиженный человек жаждет справедливой мести.
Конечно, сюжет беспроигрышный: любой читатель будет сочувствовать и сопереживать такому персонажу!
Вот получилась интересная книга. Да, с банальными клише, типичными героями, стандартными ходами, самоповторами автора и т.д. Оригинальностью тут и не пахнет.
Но, пишет Аберкромби ярко. Читается роман легко. Отличные диалоги. Красочные сцены поединков.
И, конечно, глубокое чувство удовлетворения, когда злодей получает по заслугам.
Совсем не шедевр. На мой взгляд, одноразовое чтиво.
Вот, только, свою развлекательную цель, как лёгкая и увлекательная книга на пару вечеров, роман полностью оправдывает.
Неплохо, буду читать продолжение.
Moloh-Vasilisk, 22 июля 2024 г.
22.07.2024. Полкороля. Джо Аберкромби. 2014 год.
Король Гетланда мертв, как и его старший сын и наследник. Они погибли, отправившись на переговоры с соседним правителем. Новым государем должен стать Ярви. Только у него всего одна здоровая рука, что не очень хорошо сказывается на репутации в стране воинов. Теперь Ярви должен стать носителем отцовского меча, мужем невесты брата, вершителем мести за родичей и правителем государства.
Первая книга цикла «Море осколков» от Джо Аберкромби. И он никак не связан с «Круг земной». Новый мир, новые страны и народы, новые герои. Тем не менее неплохо.
Данное произведение можно назвать книгой-боевиком. Простой сюжет (по началу очень напоминающий Гамлета), читается на одном дыхании, обилие действий, стремительное развитие событий, практически полное отсутствие сцен покоя и раздумий. Эдакое дорожное приключение, со сражениями и интригами.
Но такой темп не очень хорошо повлиял на многие моменты романа. Не хватило описания мира. Введено много авторских особенностей, система религий, устройство государства, народы, но они не сразу понятны и как-то мало пояснений. Персонажи развиваются чересчур стремительно, да и не хватает им глубины. К тому же прослеживается и сходство некоторых персонажей с героями того же «Земного круга» (уж больно Ничто напоминает Логена).
Если хочется почитать что-то попроще, с небольшим количеством растягиваний и размышлений из фэнтези вполне поможет скоротать вечер или дорогу. Немного колебался между шестью и семью, но все же 7 из 10.
Corwin Morgan, 28 февраля 2024 г.
«Полкороля» решил почитать, наверное, больше из любопытства — было интересно, как можно совместить жесткий стиль Аберкромби и, как мне показалось из аннотации, формат «young adult». Что ж, после прочтения могу сказать, что книга удалась, а описанное выше мнимое противоречие разрешается довольно просто: ползунок жестокости выкрутить на 50%, а ползунок секса опустить в ноль. Во всём остальном это, в общем то, классический Аберкромби.
Отмечу, что каких-то достойных упоминания, бросающихся в глаза недостатков я не обнаружил. Зато несколько вещей очень даже порадовали:
-персонажи живые и понятные. Их мотивация ясна, а внешность хорошо визуализируется;
-низкий порог вхождения. По крайней мере в первой книге цикла фэнтези как такового почти нет — фантастическим элементом являются географические названия, да мифология. А так, вполне понятно откуда ноги растут у этого сеттинга с суровыми мужиками, воюющими в щитовом строю, и грабящими соседей;
-прелестная простота. Оказалось, очень приятно читать роман с одним действующим лицом и без флешбеков на 50 страниц;
Как итог: «Полкороля» — отличный приключенческий роман. Подумалось, что он мне напоминает классические приключенческие книги, вроде «Одиссеи капитана Блада», только с влиянием характерной для Аберкромби неоднозначной морали.
AiRon88, 30 марта 2024 г.
Даже с учётом того, что первая часть лишь знакомит с миром и его основными конфликтами, имеет самый простой и линейный сюжет во всей трилогии — это уже отличная книга.
Аберкромби удалось показать, что герой возмужал и стал решительнее, но при этом не перегнуть. Ярви не стал убервоителем, что было бы странно. Он научился применять все те знания, которые ему вдалбливали долгие годы до этого.
Лихой сюжет, яркие персонажи, отличный мир (пока ещё едва очерченный, но я пишу это после прочтения всей трилогии и уже просто знаю, что это так))
Г у д в и н, 1 октября 2017 г.
- Джо Аберкромби... Джо Аберкромби... — доносилось чуть ли не из каждого рта, читающего индивида.
И вот наконец-то я созрела.
Выбор пал на «Полкороля», потому что книга уже была скачена, и цикл «Море осколков» оказался покомпактней, чем «Земной круг».
И с каждым поглощённым килобайтом информации на меня накатывало недоумение.
Это точно тот самый Аберкромби, которого мне все рекламировали?!
Да, весьма читабельно. Но «такой суперский стиль» мной обнаружен не был.
И я уже готовилась списать это всё на то, что я не фанат фэнтези, но потом почитала отзывы и поняла, что я просто не с того начала.
«Полукороль» подростковое приключенческое чтиво, без каких-то изысков и философских подтекстов. Взрослым тоже можно. Но гурманам не рекомендовала бы.
Самый большой минус лично для меня — это излишняя киношность. Автор будто кричит: «Вот посмотрите, как я могу, господа режиссёры! Да тут даже адаптировать ничего не надо — бери и снимай». У нас есть ГГ, рост которого мы наблюдаем, у него есть цель, препятствие на пути к цели, и как только он преодолевает препятствие — то возникает новое. И хэппиэндовский финал оказывается не совсем таким, как предположил читатель. Не то чтобы это само по себе плохо. Но литература тем и отличается, что в ней больше героя, его внутренних переживаний.
Да и мир прописан как-то скудно. Видимо, задел на будущие книги трилогии? Там же тоже ещё что-то надо будет писать. Ибо не знаю что ещё может оправдать невыстрелившие ружья.
На счёт героев. Пекарь и стрелок из лука получились какими-то однотипными. А ГГ так и не сумел вызвать симпатию. Как по мне, наиболее автору удалась капитанша корабля. Вообще, женские персонажи вышли ярче и сочнее.
Из плюсов ещё, пожалуй, что читается легко и быстро.
primorec, 13 сентября 2015 г.
В глубине моей испорченной излишествами всякого рода души живет стойкое недоверие ко всем продуктам с маркировкой «Лайт». Я им не доверяю, как не доверяю хроническим алкоголикам, внезапно перешедшим на лимонад. Как не доверяю маньякам, которые срочно заделались в святоши и проповедуют с ангельской улыбкой о любви к ближнему, или ворам, вспомнившим о совести и начавшим заниматься благотворительной раздачей награбленного нищим и обездоленным, из кармана которых так недавно доставали последний грош.
Все то мне видится какой-то подвох. Вот-вот за ангельским ликом обнаружится опять звериный оскал, а вместо исчезнувших жиров найдется какая-нибудь новая, не менее вредная для организма, пакость.
Примерно с таким, неисчезающим чувством настороженности, я начала, продолжила и завершила чтение этого романа. И все это время мне не давало покоя подозрение, что я читаю «Лайт» версию «Первого закона», которое постепенно, встречая знакомые образы, сюжетные повороты, черты характеров героев, все больше крепло, превращаясь в уверенность.
Вот возьмем, хотя бы, юного героя — несчастного калеку Ярви, который занимается все повествование самоедством от несоответствия своих возможностей и ожиданий окружающих. Что-то в моем сознании щелкнуло, и замаячил на горизонте образ незабвенного инквизитора Глокты, чьи мотивации тоже были тесно связаны с выше описанной психологической проблемой. И почудилось, что из рецептуры, из которой родился столь привлекательный и неоднозначный образ Инквизитора, украсивший своим присутствием целый цикл «Первый закон», выкинули ряд важнейших ингредиентов или изрядно уменьшили их дозировку. И получился, в общем то, ничем не примечательный «Лайт», по виду и наполнению похожий на сотни других героев, среди которых полно юных калек и прочих убогих, с переменным успехом упорно пробивающих себе дорогу к светлому фэнтезийному будущему.
И если присмотреться внимательно, то и среди прочих героев можно без труда найти «Лайт» версии жестоких, да, неоднозначных, да, но запоминающихся и ярких героев «Первого закона». И если вы не нашли таких в «Полкороля», не огорчайтесь — впереди новые книги цикла, и сей недостаток, возможно, будет исправлен.
Примерно то же впечатление, что и от героев, осталось и от Мира. Вспомните, сколько времени мы провели в дороге с героями «Первого закона» в седле, на кораблях и просто на своих двоих. Было море, горы, пустыни, дремучие леса, древние развалины, осажденные крепости, зимняя стужа и палящее солнце. Все это присутствует и здесь, но только опять в каком-то уменьшенном варианте. Древние развалины и осажденные крепости промелькнут, леса и горы помаячат в дали, моря поштормят, да и затихнут. Декорации, фон останутся размыты и нечетки, Мир так и не проступит из тумана слов и не обретет целостность и реальность.
Но это, если смотреть на роман взглядом опытного, много чего повидавшего на литературном фронте, читателя. Как известно, «Лайт» продукты годятся еще и для того, чтобы не испортить слишком рано юный организм всякого рода излишествами. И вот тогда, морковка может сойти за лучшую сладость на свете. Тем более что в данном случае читается легко и непринужденно, сюжет катится по накатанной колее к вполне себе благополучному финалу.
Кстати, морковь полезна в любом возрасте. С таким романом можно неплохо отдохнуть, не перегружая мозг, читательскую память и не покрываясь пупырышками от описываемых страстей. Хотя... В крови на лезвиях мечей, в скрежете входящего в плоть ножа, в «Сталь все решит», нет-нет, да послышатся знакомые мотивы, отголоски беспрестанных сражений и отблески кровавых морей «Первого закона».
vasex, 12 сентября 2014 г.
Книга «Half a King» — на данный момент самая слабая из творчества Аберкромби. Даже слабее «Красной Страны» (хотя куда там с её нереалистичными вестерновскими штампами и отупевшими героями!). В последних книгах у героев Аберкромби всё хуже с мотивацией и целями, даже месть иногда уже совсем не к месту смотрится. Много каких-то фальшивых неправдоподобных сцен. Хотя в целом, по сравнению с другими приключенческими романами на довольно хорошем уровне, напомнило недавний «Разрушитель кораблей» Бачигалупи, тоже приключение подростков по кораблям всяким, борьба против родственников, только там про постапокалиптическое будущее, а не фэнтези.
Персонажи очень незапоминающиеся, друзей героя и родителей даже толком по именам запомнить не успел, а книга уже кончилась. Фирменные диалоги и юмор присутствуют, но в куда более урезанных количествах, и даже особенно интересные цитатки выцепить не так просто в этот раз, как раньше.
А самые неожиданные сюжетные повороты под конец — во-первых, какие-то не особо интригующие, не впечатляющие, во-вторых, основаны на каких-то удивительных случайностях-совпадениях. Не дело.
Если бы не предупреждал автор, что будет детское чтиво, совсем разочаровался бы, подумав, что исписался Джо. Но, надеюсь, просто в других стилях экспериментирует и для детишек своих творит в качестве исключения. Хотя намечается трилогия, придётся читать продолжение.
К фанатскому переводу Быдломена особых претензий нет, только пару раз реплики одного персонажа разбивались на отдельные строчки в диалоге, потому сложновато было понять, где чья реплика или о чем речь. Спасибо ему за оперативность и хорошее качество.
Читается очень быстро, кстати. Так что не пугайтесь отзыва, попробуйте. Книга очень маленькая. Полукнига.
Оценка: полуаберкромби
ALLEGORY, 13 августа 2014 г.
Мне и не верилось, что настанет день, когда по поводу нового романа нежно любимого мною Джо Аберкромби я буду вынуждена чуть пожать плечами, сделать недоуменно-огорченное лицо и сказать... а не особо-то понравилось. Впрочем, интуиция не велела ждать многого еще тогда, когда было объявлено, что книга будет детско-юношеской. И когда стало ясно, что на встречах с читателями милейший автор всё свое обаяние и харизму пускает на уговоры, что, мол, не бойтесь — это буду всё тот же знакомый вам я, только без «факов». «Факов» и вправду не обнаружилось, но я ничуть не склонна считать, что пострадала исключительно от их отсутствия, дело в другом. Просто-напросто история про выживающего в условно-викинговском мире калечного принца-сиротку Ярви оказалась каким-то гибридом Гамлета для шестиклассников и рождественского мульта для семейного просмотра и — по крайней мере в первой книге — почти ничем не захватила. Нет-нет, там всё в очень большом порядке с событиями — бедняжку то и дело кто-то то предает, то продает, то он плывет, то он бежит, то попадает из огня да в полымя, то — пардон за плохую «рифму» — как раз наоборот в морозы и снега. Находит друзей, обретает союзников, проигрывает, выигрывает, узнает всякую разную тяжелую правду. Бодро и с выдумкой.
Нет-нет, не надо мне напоминать про целевую аудиторию — детская книжка и должна быть такой. Событийно-увлекательной, с линейным квестом, с однозначными, легко понимаемыми, потому что они безо всяких психологических «извращений», героями, которые разговаривают про с большой буквы Важное на грани пафоса, продвигая всякие правильные ценности и буквально обучая всяким нужным для понимания жизни вещам. Ну вот что-то вроде «может, я и полчеловека, но я дал целую клятву, и я ее сдержу». Полагаю, все это означает, что меня-то книжка из-за своей простоты и прямолинейности не смогла развлечь, а вот Джо как автор и даже как психолог на удивление профессионален и хорош. Мне ску-уучно от тебя, Ярви. Ты банален и назидателен. Но Джо традиционно буду хвалить. Ему удалось пойти против самого себя и для создания этого юношеского опуса запереть где-то на чердаке в ожидании следующих романов Земного Круга свои основные инструменты и кисти-краски — безжалостную отвязность и искренний цинизм, чувственные комбинации из любви-долга-мести-ненависти и самоиронию. А самоирония как персонажей, так и автора здесь — ключевое слово. Потому что наш автор прекрасно знает — помимо индивидуальной склонности, для её обретения и понимания надо как минимум дорасти до окончания школы, а может даже перебраться на третий десяток, чтобы успеть столкнуться с выборкой хоть бы прожитых событий, а хоть бы отсмотренных фильмов или прочитанных книг, пережить, переанализировать и отсмеяться над больным и грустным. С жалостью приходится сознавать, что умнице-автору по тем же причинам пришлось отказаться и от обычной звенящей и жесткой яркости в диалогах. Кажется, я, против обыкновения, почти не улыбалась в процессе чтения и точно почти ничего не выучила, чтобы цитировать. Лишь одной фирменно проинтонированной фразы — уверена вот ее будут много повторять — «куда катится мир, если приличный человек не может сжечь трупы, не вызывав подозрений?» явно не хватает, чтобы оправдать существование этого Курса выживания для подростков и дождаться выхода следующего взрослого романа. А ведь долго еще ждать.
Читать или нет? Начинать знакомство с автором с этой сказки я бы ни в коем случае не посоветовала — не зацепит, ну а поклонники все равно ознакомятся. Мне показалось, что Джо не удалось допрыгнуть до Мьевилля или Геймана, чьи книги для детей натурально завораживают, преимущественно потому, что оба пользуются совершенно другими изобразительными методами. Возможно, оба в меньшей степени отказываются от себя, и делают это не в качестве тяжелой работы, а в большей степени для удовольствия?
Собственно, только что пришло понимание, чем Half a King для меня недостаточно хорош и в чем должен был заключаться весь отзыв. Романы Земного Круга такие, какие они есть, мог написать только удивительный Джо Аберкромби. А вот этот — почти кто угодно...
bydloman, 11 июля 2014 г.
Когда Джо Аберкромби объявил, что пишет подростковое («young adult») фэнтези, многие его фанаты приуныли. Ведь они любят его книги – среди прочего – за то, что те совершенно не детские. Плюс, о так называемом подростковом фэнтези многие судят по произведениями типа «Сумерек», основными чертами которых являются любовь, слезы и сопли, а всё остальное идет необязательным фоном.
Но вот, наконец, в июле выходит «Полукороль» (Half a King), первая часть трилогии о Расшатанном море, и уже сейчас можно взглянуть, что такое подростковое фэнтези в понимании Аберкромби.
Русский термин «подростковая литература» не вполне корректен для английского «Young Adult Fiction». Для подростковой литературы за бугром есть термин «Teen Fiction» – это книжки, написанные для возраста 10-15 лет. А «Young Adult» пишут для возраста 16-25 лет. Вообще, отнесение книги к какой-то категории – дело во многих отношениях условное. Например, с точки зрения возрастной характеристики «Принц Терний» Марка Лоуренса отличается от «Полукороля» лишь наличием нецензурной лексики. А для русских читателей и вовсе не отличается.
Итак, «Полукороль».
Принц Ярви родился с увечной рукой, из-за которой все считают его бесполезным слабаком, ведь в этом суровом мире мужчина, а особенно из королевской семьи – это в первую очередь воин. Поэтому Ярви учится на министра (в этом мире нечто среднее между священником, советником и лекарем) – изучает языки, растения, дипломатию – и готовится пройти испытание, после которого навсегда отречется от всех титулов и даст обет безбрачия. Но его отца и брата убивают, поэтому Ярви приходится стать королем и поклясться отомстить.
Основные отличия этой «подростковой» книжки от прочих книг Аберкромби:
1. Главный герой – подросток. Ярви 16 лет, и, погружая его во всевозможные задницы разной глубины, автор заставляет его стремительно взрослеть.
2. Повествование ведется только от лица Ярви – нет обычных для Аберкромби нескольких POV (Point of View, точек зрения). Возможно, в следующих частях добавится еще одна POV. От этого проистекает то, что может не понравиться поклонникам Аберкромби:
- Сюжет относительно прямолинеен, что, впрочем, не мешает автору сделать несколько финтов, переворачивающих все с ног на голову.
- Все герои показаны только с одной точки зрения, Аберкромби в этот раз не стал углубляться в психологию полудюжины персонажей и сосредоточился на одном. Впрочем, от этого остальные не выглядят менее реалистично – Аберкромби и раньше умел нарисовать харизматичных героев, не вводя для них отдельной POV.
3. Книжка короче, чем обычно (в два раза меньше «Красной страны», например).
4. Герои не ругаются нецензурными словами. Самое грубое слово за всю книгу – «shit», и то встречается один раз.
5. Аберкромби обещал, что секса и насилия будет поменьше, чем обычно – с сексом (в первой книжке) не наврал, а с насилием я что-то не заметил. Может быть.
От того, что книжка короче, нет времени на длительные обстоятельные описания, на копание в головах множества персонажей — динамика в ней бешеная. Аберкромби писал в каком-то из блогов, что хотел, чтобы каждая глава была, как удар в лицо. В какой-то мере это ему удалось. Стремительно меняются локации, положение героев, и под влиянием обстоятельств стремительно меняется и сам главный герой. При этом – как обычно у Аберкромби – все персонажи действуют весьма логично в рамках своих характеров и внешних обстоятельств. Поэтому, как обычно, неизбежны рассказы о «предсказуемости» книжки.
Так же на стоны о «предсказуемости» несомненно повлияет тот факт, что Аберкромби, как в хорошем детективе, невзначай рассказывает обо всех причинах основных сюжетных событий, так что внимательный читатель теоретически вполне может составить всю картинку происходящего и догадаться, чем все закончится. Лично меня, впрочем, увлекло действие, на сопоставление разрозненных фактов времени не было, и потому финал оказался довольно неожиданным.
Отдельно стоит сказать о сеттинге книги. Герои напоминают викингов – в той же мере, в какой герои Мартина напоминают средневековых рыцарей. От викингов взято соответствующее вооружение, внешний вид (обошлось, к счастью, без рогатых шлемов), некоторые обычаи. К этому добавлен мир со своей религией и мифологией, с несколькими странами и народами. Действие «Полукороля» (и, похоже, остальных книг трилогии) происходит вокруг Расшатанного моря. Магии здесь практически нет – есть только древние здания и артефакты, оставшиеся от неких «эльфов», которых никто не видел, а еще всевозможные верования и суеверия. Возможно, дальше какая-то магия и будет, но в первой книжке даже ни одного фаербола не пролетело.
В общем, новая книга Аберкромби получилась не похожей на предыдущие его книги, но это тот же Аберкромби – жесткий, циничный, со своим специфическим юмором и безумно увлекательный.
hooook, 18 декабря 2015 г.
Поставила этому роману десятку, и мой отзыв должен это дело оправдать (чешет в затылке).
Примем за вариант, что перед нами подростковая приключенческая фэнтези. Тот, кто не понаслышке знаком с тем, что в последнее время выходило в жанре young adult, наверное, согласится: приятно, всё-таки, когда за дело берётся профессионал.
Не разудалый графоман, не подражатель в погоне за наживой, не новичок с ворохом чужих идей.
Профессионализм чувствуется. Текст приятно читается; герои, хоть не могут похвастаться полной родословной и историей своей жизни с младенчества, но достаточно живые и полнокровные — иногда за счёт фантазии читателя; мир не перегружен деталями, но и не выглядит картонной декорацией. Сюжет в духе Аберкромби, развивается стремительно, действие нигде не провисает...
Да, пока что описываемое мной тянет на семёрочку, и если признаться честно, то эта книга мне просто понравилась. Давно я не читала так увлечённо, проглотив в один присест. Может, объективно она и не заслужила такой оценки, но также верно и то, что это все тот же Аберкромби. Правильно было бы судить по принципу: какую задачу писатель ставил и как он её выполнил. Задача явно была не той, что в более жёстких романах, и выполнил он её на все сто.
А если оглянуться на то, что пишут в подростковой фантастике в последнее время — хочется взять канистру и спички.
AdeptRassveta, 26 февраля 2024 г.
После Земного Круга захотелось чего-то нового и столкнулся с Морем Осколков. Эта первая книга из трёх, рассказывает о молодом парне, который инвалид, что положительно сказывается на сюжете. Не часто увидишь развитие такого персонажа, которому действительно сложно выживать в этом мире и приходиться брать не силой, а умом.
Книга довольно маленькая, цикл читается очень быстро, повороты действительно нетипичны, что вызывает положительные эмоции. Маленький объём с разбавленными событиями не даёт заострить внимание на минусах и долго заскучать, но всё же после прочтения память о них осталась. Некоторые персонажи совершенно не интересны мне, как читателю, хотя являются важным лицом в повествовании. Некоторые вещи скомканы, и хоть я понимаю, зачем и как, не приносят читательского удовольствия. Но, не смотря на это, мне была интересна главная сюжетная арка и она того стоит.
Окончательный вердикт-хотите почитать фэнтези, но не хотите тратить много времени и нечего читать — вполне нормально. Но если вы хотите что-то большего, увы, тогда это наврятли вам поможет.
SHONN, 26 сентября 2015 г.
Не понравилось.
Я конечно понимаю что я должен как-то разъяснить свое мнение здесь, но книга не стоит даже нескольких абзацев. Такой простенький короткий рассказ из жизни средневековых викингов среди скал, льда и гейзеров. О том что это фэнтези напоминает лишь придуманная система религий, эльфы, которых никто никогда не видел, и голуби, разговаривающие как попугаи. Картонные герои с мутными мотивациями, нелогичные поступки. Главный герой вызывает чувство гадливой жалости, ради достижения цели взобраться на трон готовый пожертвовать тысячами жизнями невинных людей. Сюжет вторичен, предсказуем с первой страницы. Проходная, ничем не примечательная книга.
Это не тот Аберкромби, к которому мы привыкли. Никакого юмора, скучный мир, никаких особых тайн или интриг. Если вы стоите перед выбором «читать или не читать», то смело не читайте, возможно сэкономите время для более хорошей книги.
Оценка полудесять.
EvilCritic, 17 июля 2017 г.
Вот это действительно интересная вещь скажу я вам. Вообще данный автор несмотря на то, что выделяется некой шаблонностью в своих повествованиях, всё же действительно пишет именно интересные историй. Историй в которых нет перебора той наивности, которые так любят солить другие авторы этого жанра. Поэтому во время прочтения я уже четко начал осознавать, что хочу узнать историю до конца, она держит меня и даже вроде как бы обещает что-то приличное и интересное. Хотя тут всё же я заметил и некоторые недостатки помимо шаблонных ситуаций и повсеместных роялей в кустах (кстати их тут расставлено довольно много) , а это через чур красивые сравнения автора различных людей, ситуаций, ну и тому подобное с через чур возвышенными и красивыми словами. Красивых олицетворений и аллегорий на одну страницу могут превышать допустимую дозу в несколько раз, отчего вдруг кажется, что ты читаешь стихи классиков прошлых веков, а не фэнтезийный роман. Хотя все эти недостатки вполне терпимы и даже иногда кажутся к месту.
Вердикт: — Стоит ли читать? — Конечно стоит. — Именно этот автор после Джорджа Мартина мне показался вполне ничего, а уж я после и до знакомства с Аберкромби перечитал их немало и с уверенностью могу сказать, что автор достоин к прочтению, но к сожалению до цикла того же Мартина не дотягивает даже до половины, и не потому что у него всего полкороля, хотя думаю и этого вполне достаточно.
Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.
dimon1979, 23 июля 2016 г.
Джо Аберкромби не боится экспериментировать с жанрами. Написать книгу для подростков, но не изменить своему мрачному стилю, это всё-таки не совсем простая задача. Вообще, если бы я был подростком, скорее всего это произведение стало бы самым любимым и вполне возможно, как-то повлияло на мою жизнь.
Не стоит буквально воспринимать, что это произведение о преодолении трудностей подростками в эпоху раннего Средневековья. На мой взгляд, это больше похоже на некую энциклопедию выживания в любой эпохе. Человек — сам кузнец своего счастья. Все мы слышали это выражение от своих родителей, друзей, родственников. В этом романе, Аберкромби на четком примере все это доказывает. Шанс есть у каждого, но вот воспользоваться им и найти в себе силы преодолеть невероятные испытания, дано далеко не всем.
Молодой наследник престола Ярви, на себе испытал все «прелести» жизненного пути королей. Ступивший на волне предательства на трон, точно также он с него будет свергнут. Падение с вершины в самый низ, всегда ужасно, но судьба подготовила для него рабский ошейник, который легко надеть и очень тяжело снять.
Месть — единственное, что может заставить человека перенести любые трудности, если у него есть характер и желание отомстить. Вообще, автор постоянно использует этот прием в своих книгах, так как именно жажда отмщения может полностью открыть характер человека со всех сторон. Жестокие люди, которые могут понять только язык силы, чтобы тебя приняли и тебе поверили, ты должен стать самым жестоким и беспощадным.
Это первая часть цикла. Основные события развернутся в следующих томах серии, эта книга расскажет о самом мире и о людях его населяющих. «Полкороля» — отличное начало серии, которое обязательно понравится всем поклонникам таланта Джо Аберкромби.