Дэвид Эддингс «Хроники Элении»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези | «Классическое» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рыцарь Спархок — Анакха — человек без судьбы, которого боятся даже боги. Сам же он — просто человек, с его радостями, надеждами и страхами. И когда во имя господства над миром старые враги его страны снова плетут интриги, жизнь молодой королевы, воспитанницы Спархока, находится на волоске, а помощи, казалось бы, ждать неоткуда, рыцарь Королевы Элении отправляется в путь, чтобы найти то, что способно спасти его мир — старинный артефакт, когда-то утерянный Троллями-Богами и вновь готовый вернуться в этот мир.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Рыцарь Спархок»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 21 мая 2025 г.
Был у меня когда-то один товарищ, любивший дарить всякие странные и ненужные подарки, возможно передаривал, не знаю уж подробностей. На какой-то день рождения он подарил мне книгу «Сапфирная роза» неизвестного мне писателя Дэвида Эддингса, с посылом, что я, дескать, любитель фэнтези. Попробовал я тогда эту книгу почитать, но практически сразу бросил, во-первых, выяснилось, что это третья часть романа, соответственно сходу были отсылки к ранее состоявшимся событиям и толком ничего не было понятно, а во-вторых, что-то мне вообще книга не пришлась по душе. В общем забросил я её куда-то и благополучно забыл. Шли годы и десятилетия, занимался я перемещением шкафов и разгребанием их содержимого и нашёл эту книгу, подумал-подумал, да и решил прочитать всю эпопею, закрыть так сказать гештальт.
В некоем царстве-государстве, в далёком мире, в другое время, жил да был рыцарь Спархок. Был он, как любой настоящий рыцарь, без страха и упрёка, но окружали его враги и не давали жить спокойно и служить своей принцессе. Благодаря их проискам его выслали в далёкую чужую страну, да ещё и чуть не убили. Шли годы ссылки, поменялось всё в родном королевстве — царь-государь безвременно помер, вчерашняя принцесса стала королевой, да и тут же пала жертвой отравителей — пребывает между жизнью и смертью, не жива и не мертва. Значит пришло время садиться Спархоку в потёртое седло (хоть ветер и холодит былую рану), возвращаться домой и наводить порядок. Но враги не дремлют, порядок так сразу не наводится, так что впереди длинные дороги, разные страны, разнообразные опасности и приключения — всё ради своей королевы.
Главный герой у нас очень благородный, причём благородный гипертрофированно, а чтобы ему жизнь малиной не казалась, он ещё и туповатый, хотя, конечно же очень и очень героический (простите уж за тавтологию). Вообще все персонажи (а отрицательные в особенности) достаточно карикатурны — вид имеют лихой и придурковатый, прямолинейны и крайне болтливы. Временами похоже на пародию — герои периодически сознательно делают что-то, чтобы отсрочить финал и подольше приключаться. Вполне интересные эпизоды перемежаются лютым фарсом и цирком с конями, вообще временами книга вызывает некоторое недоумение. Роман написан вроде как с юмором, но и так не сильно смешные шутки повторяются бесконечное количество раз, вызывая лишь раздражение.
Раз у нас тут эпопея, значит объём должен быть эпический, решил автор и стал лить воду. В романе масса ненужных никак не влияющих на сюжетные перипетии эпизодов, многие диалоги совершенно пусты, бессмысленны и беспощадны — всё ради объёма. Отдельно хочется отметь перевод, просто плохой в первой и третьей частях, во второй он просто ужасющ (хотя переводчики вроде как одни и те же), возможно это подстрочник, который забыли отредактировать.
У читающего эти строки может возникнуть резонный вопрос — а как же ты, мил человек, это осилил, раз так всё ужасно? Осилил я это, конечно же с трудом, но нельзя не признать, что определённые мысли и некоторое обаяние в книге есть. Роман пал жертвой своего объёма (эх, сократить бы его раза в три — было б хорошо) и наивности (да, это больше сказка, чем фэнтези). Вообще при чтение есть неуловимое веяние времени — всё очень напоминает фильмы 80-х годов, вот эти все Конаны и Рыжие Сони, причём в чём это выражается, я даже и не смогу объяснить — общая атмосфера, характерные фразочки, ещё что-то может быть.
Резюмируя, можно сказать, что читать это наверное уже и не стоит, есть множество гораздо более интересных книг. «Эления» — продукт эпохи, привет из безвкусных и аляповатых 80-х, хотя достойные книжки были и тогда, но это — сугубый ширпотреб.
Stout, 14 ноября 2011 г.
Я проделал большую работу: вместе с десятком путников прошел линейный квест по полям, лесам, болотам, замкам, деревням и городам нескольких стран во имя отравленной принцессы, спасти от смерти которую может лишь могущественный артефакт. Вместе с десятком товарищей я уничтожал врагов, выручал разных добрых людей, копался в грязи в поисках артефакта, а также ел, пил, спал, шпионил, сражался, воровал, молился, разрушал козни сил зла, колдовал, лечил, играл на свирели, вызывал духов мертвых и т.п. и т.д. Единственное, что мне так и не довелось изведать за время «похода» — я не смог получить удовольствие ни от одного из описываемых действий.
Размеренное повествование вгоняет в сон. Нет ни единого яркого описания. Нет хоть мало-мальски интересного действия. Все интриги — чушь на постном масле и шиты белыми нитками. Единственное, что «радует» и вызывает некоторое уважение — небольшое количество нестыковок при таком «сурьезном» объеме трилогии (свыше 1000 страниц, разбитых на три «отдельных» произведения). Кто-то сказал про юмор. Позвольте поинтересоваться: где его там нашли? Занудство видел, юмор — нет. Подчеркнуто пафосное обращение героев друг к другу (сэр рыцарь, дорогой, дорогая, матушка и т.п.) раздражает после нескольких десятков страниц. Эксплуатация автором одних и тех же качеств героев смахивает на третьеразрядные компьютерные игры, где от персонажей не следует ждать сложных характеров (т.е. вор есть вор, рыцарь есть рыцарь, лекарь есть лекарь, колдун есть колдун и так далее). Единственный более-менее интересный персонаж — оруженосец Кьюрик, да и тот не без греха. О, кстати, вспомнил, что порадовал еще один момент — автор поясняет читателям, почему силы зла такие тупые и медлительные в принятии решений (это немного напомнило рассуждения матушки Ветровоск об отличиях в сознании людей и животных, которыми она поделилась в «Творцах заклинаний»).
Рекомендация: не читать, не слушать. Потратить время на более толковые произведения. Детям тоже не давать, поскольку без «Хроник Элении» прожить можно, а на свете есть и другая достойная внимания литература — гораздо более полезная и интересная.
Windsdel, 13 марта 2012 г.
Типичное квестовое фэнтези. В меру интересное, но совершенно неоригинальное. Типичный бравый Главный Герой, рыцарь без страха и упрёка, абсолютно верный своей королеве и являющийся, видимо, продуктом генной инженерии, т.к. лишён каких-либо мыслимых недостатков напрочь. И, как и должно быть, если за дело взялся такой Герой, любые сложности он преодолевает играючи. Всё что раньше было непобедимым, непреодолимым, невозможным и проч. трепещет и подминается, когда к нему приближается наш рыцарь. Целые армии бегут в рассыпную. И из любых невероятнейших передряг он выходит лишь слегка поцарапав доспех. И друзья у него соответствующие, хоть за ними и водятся маленькие и незначительные недостатки (чтобы главный герой выделялся на их фоне). И, конечно же, возлюбленная нашего Сэра, из-за которой и случился весь сыр-бор, тоже, как водится, типичная принцесса, в самом что ни на есть Диснеевском смысле (разве что не поёт на пару со зверюшками).
Но всю типичность и банальность можно простить этому циклу за очень интересный мир и талант автора. Именно благодаря им я ещё долго оставалась под впечатлением от книги. Это, конечно, не Властелин колец, но прочитать Хроники Элении определённо стоило.
kira raiven, 14 июня 2009 г.
Атмосфера этой книги меня приворожила.
Все в ней у Автора как-то добротно и основательно.
Главный герой — Спархок — неподражаем, да и его спутники с их характерами создают достойное обрамление. Диалоги настолько хороши, что умение их создавать надо причислить к основным достоинствам Эддингса. Свойственный общению героев мрачноватый юмор невероятно оживляет этот цикл. И еще этому повествованию присущ некий особый ритм, и все подчиняется ему, даже автор. )) Ритм задан теми, кто живет в книге — неторопливыми и основательными людьми, воинами и рыцарями.
Читая эту книгу, я все время ловила себя на мысли о том, что я вижу картину с разных ракурсов, когда картинка то удалялась, то приближалась, и масштаб менялся — как в понимании ситуации, так и в осознании отношений героев.
Сюжет кажется мне чем-то подходящим под именно эти характеры, и почему-то во время чтения создавалось ощущение, что сама интрига — нечто производное. Главное — это, наверное, сама жизнь за страницами этой книги и отношение к ней, некий «путь Спархока и Ко», а также разнообразные ситуации и приключения под стать тематике фэнтези.
Некий дух «рыцарства», «храмовых орденов», как мне кажется, очень здесь доминирует.
Мне не казалось скучным читать эту книгу. Она принадлежит к числу тех, которые нравятся не сюжетом, не чем-то конкретным, а тем, как именно они написаны, они запоминаются навсегда благодаря особому стилю и слогу Автора.
kkk72, 30 декабря 2007 г.
Весьма неплохой цикл. Деление на плохих и хороших достаточно стандартное для фэнтези. При этом герои прорисовны весьма неплохо. Особенно понравился Спархок. Сюжет достаточно динамичен. Не очень понравилось то, что боги слишком уж активно вмешиваются в дела смертных. Любитель фэнтезийных сериалов найдет в нем все, что и должено быть: рыцари верны и храбры, королева прекрасна, злодеи коварны, злой бог отвратителен, битвы кровопролитны. Особых глубин мысли в этом цикле нет, но читается весьма легко и приятно.
Darinella, 28 сентября 2007 г.
Эти три книги читала после «Тамула» — так получилось, что когда они выходили, я еще мало разбиралась в подобной литературе. Естественно, в результате кое-что осталось для меня непонятным. Потом-то все встало на свои места — я вновь была не просто очарована, а захвачена и закручена этими неповторимыми книгами. Ирония автора, главный герой, несимпатичный, а ОБАЯТЕЛЬНЫЙ, вздорная Богиня, которой порой трудно постичь элементарные вещи, но легко крутить чужими судьбами (по правде, Афраэль всегда вызывала у меня легкое раздражение, так же, как и Элана)). В общем, это МИР, красивый и светлый.
NS 123, 26 марта 2023 г.
Неплохая история с путешествиями, приключениями, поисками волшебной могущественной штуки для спасения прекрасной молодой королевы. Рыцари, без страха и упрека, положительные герои — положительные, отрицательные — отрицательные дальше некуда, все по правилам). Читать легко, приключений, драк, интриг и волшебства предостаточно. Вполне приятное чтение.
Затянуто только и шутки у героев не смешные (по моему мнению, не настаиваю).
Не понимаю — как герои могут ездить в путешествии, то в доспехах, то в кольчуге. Куда они эти доспехи девают, для каждого доспеха отдельная запасная лошадка нужна. И еще не понимаю требований бога — магии нет, других богов нет. Хотя и магии, и проявлений других богов кругом предостаточно.
А в общем, вполне приличное чтение для отдыха от нашей гадской действительности.
Silent Knight, 14 декабря 2014 г.
Фамилия Эддингса обязательно называется среди классиков фэнтези. О нём высоко отзывался маэстро Сапковский. Его помнят и читают, его книги ставят в пример молодым писателям. Журнал «Мир фантастики», например, писал, что именно в его книгах мы можем наблюдать идеальную смесь классического фэнтези, средневекового рыцарского романа и любовного романа. Однако, к сожалению, трилогия об Элении оставила меня равнодушным.
Всё-то у Эддингса, казалось бы, хорошо: интересный мир, продуманная религия и мифология, даже архаичный стиль повествования, религиозно-нравоучительный, пересыпанный выспренними фразами, не напрягает. Автор выбрал именно такую манеру, она идеально подходит для подобного мира и менталитета людей, очень близкого к средневеково-христианскому. Эддингс старательно следует манере рыцарского романа и, в меньшей мере, классического приключенческого романа а-ля Дюма или Вальтер Скотт: прекрасные дамы, рыцари без страха и упрёка, готовые на всё ради любви и долга, низменные интриги, угрожающие влюблённым в частности и всей их стране в целом, церковные тайны — всё есть здесь. Есть и специфический мрачноватый юмор, неплохо разряжающий общую выспреннюю, куртуазную атмосферу. Особенно понравились рассуждения героев о влиянии температуры воздуха на возникновение религий (это не спойлер). А вот чего здесь почти нет — так это, к сожалению, запоминающихся образов и сюжетных поворотов.
Сюжет прост, как палка, линеен и предсказуем: это раз. Злодеи карикатурны и неимоверно тупы: это два. Все их интриги рассыпаются на раз-два от малейшего телодвижения героев — и как, спрашивается, я должен переживать за них, если и так ясно, что «наши всегда побеждают»? Главные герои — Спархок и его возлюбленная и воспитанница, принцесса Элана, а также почти все их сторонники — абсолютно чисты и непорочны, и это третий, самый серьёзный минус.
И как я должен ему сочувствовать, спрашивается? Непонятно.
Из персонажей запоминается только мальчишка-проходимец Телэн — именно за то, что чуть ли не единственный в стане героев не является ангелом во плоти, из злодеев — развратная принцесса Арриса, а из эпизодов —
Ren33, 27 ноября 2012 г.
Когда-то, я еще только познакомился с Толкином и больше фентези не видел, мне этот цикл показался удивительным и прекрасным. И да, вот где секрет кроется! Я же тогда подростком был. И книга бьет по всем подростковым мечтам сразу. Герой, весь такой идеальный (подросток сам может быть типичным хулиганом и засранцем, но в мечтах он идеален). Герой всё спасает, всё бабы его, по идее, но ему достанется именно принцесса! Она по умолчанию самая красивая. Герой получает сапфировую позу, а с ней суперспособности! В общем, могу сказать одно, сейчас этот цикл для меня был бы скучен, но за былые впечатления автору благодарен. И подойдут эти книги именно подросткам.
ameshavkin, 14 апреля 2009 г.
Одна из тех книг, которые легко читаются и так же легко забываются.
MAVERICK, 2 февраля 2006 г.
Именно с этого цикла у меня проснулась любовь к фэнтези, эти произведения нужно читать обязательно!
TheMalcolm, 5 января 2007 г.
Сюжет неважен, да и герои плосковаты.
Чем привлекателен Эддингс, так это D&D-шностью в хорошем смысле: когда проблемы решаются не грубой силой, а тонко.
Особо запомнились два момента: первый, когда в южном городе они лазают по крышам, а потом вдруг осознают: «Блиннн, да это ж гораздо проще можно было б сделать!» И второй — когда Спархок по ошибке отдаёт Элане не то кольцо. Так и видится D&Dшник, который вдруг вычеркнул в бланке не ту строчку.
Snow, 19 августа 2005 г.
Шедевром не назовешь, но читать приятно. Отдельные эпизоды потом даже хочется перечитывать. Безусловно, лучше Белгариада-Маллориена. К сожалению, Тамул уже не столь интересен. С одной стороны — все больше сверхсущностей вмешивается в процесс, с другой — юмор становится уж больно навязчивым. А вот в Элении все гораздо гармоничнее.
Pupsjara, 3 октября 2010 г.
Добрый и легкий фэнтезийно-приключенческий квест с харизматичными положительными главными героями. В цикле немало юмора, по настоящему смешных моментов, приключений, интриг, из которых главные герои всегда с честью выходят. Цикл идеально подходит подросткам и студентам, остальным, цикл может показаться также как и мне, чересчур несерьезным, когда совершенно не веришь автору и когда хочется побольше реалистичности, а не постоянных побед главных героев над туповатыми врагами. Так что советую вовремя его читать, более взрослым читателям имхо его можно читать только после тяжелого трудового дня, когда мозг уже может только следить за приключениями героев и не задавать вполне резонных вопросов о странных поступках героев(особенно врагов).
Не знаю, буду ли читать продолжение, которое к тому же очень трудно достать, так-как мне уже сейчас немного жаль времени, которое я потратил на чтение этого романа, посмотрим...
Линдабрида, 17 июля 2010 г.
Право, жаль, что эта серия не попалась мне в 90-х годах, когда фэнтезийные походы туда-не-знаю-куда за тем-не-знаю-чем казались открытием, а не стандартным и предсказуемым чтивом. Данный квест добротно сваян и написан неплохим языком. Одна беда — ровно ничем не выделяется на фоне прочих.