Диана Сеттерфилд «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Беллмен и Блэк» — роман Дианы Сеттерфилд, прославленного автора «Тринадцатой сказки», признанного шедевра современной английской прозы, который заставил критиков заговорить о возвращении золотого века британского романа, овеянного именами Шарлотты и Эмили Бронте и Дафны Дю Морье,
В детстве Уильям Беллмен убивает из рогатки грача; невозможный, через всё поле, выстрел тем не менее попадает в цель. Поступок этот вскоре забывается, но имеет непредсказуемые и трагические последствия через много лет, когда Уильям уже вырос, стал уважаемым человеком, счастливо женатым, с четырьмя детьми. Ведь грачи не забывают ничего… И вот ночью, на кладбище, Уильям заключает невероятную сделку с незнакомцем в чёрном, таинственным образом вошедшим в его жизнь; сделку, которая навсегда изменит судьбу Уильяма.
Номинации на премии:
номинант |
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2013 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Селеста, 3 марта 2025 г.
Чудовищно недооценённая книга. До сих пор не могу взять в толк, почему кривую, косую и бестолковую «Тринадцатую сказку» превозносят как шедевр, а «Беллмена и Блэка» забрасывают низкими оценками. Ведь «Беллмен и Блэк» — более зрелое, вдумчивое, наполненное смыслами произведение.
И та, и другая книга — по сути своей хроника. Только если «Тринадцатая сказка» рассказывает историю нескольких поколений и распыляется на миллион никому не нужных линий, то в «Беллмене и Блэке» всего этого нет. Перед читателем разворачивается история одного конкретного человека — Уильяма Беллмена. Это описание жизненного пути: от нелюбимого сына, который по глупости в детстве убил грача, вверх — к торговому магнату, и стремительное падение вниз.
Авторесса скрупулёзно и дотошно подошла к выбранной теме. Безумно приятно читать книгу и видеть, что проведена огромная аналитическая работа. Здесь и ткани, и мастерство красильщиков, и нюансы цвета, и тайм-менеджмент, и утопичное производство. Главный герой ведь создаёт самую настоящую утопию внутри государства — гигантское предприятие, работающее слаженно, как швейцарские часы. С заботой о рабочих и заботой о репутации. Стремление к абсолютному идеалу. Герою ведь и деньги-то не нужны. Он работает ради самого процесса.
И тут всплывает основная идея книги — перфекционизм как бегство от реальности. Толковый и работящий парень, влюблённый в своё ремесло — натуральный гений. Так бывает в жизни. Он легко балансирует между трудоголизмом и мирскими благами: охмуряет девиц, выпивает, женится, обзаводится толпой детишек.
В плане глубины проработки деталей и в плане идеи книга потрясающая. Но есть у неё несколько существенных минусов, которые, возможно, отталкивают читателей.
Первая — это пресный язык. В «Тринадцатой сказке» он тоже был сухим, безэмоциональным и куцым. Но авторесса давала себе труд описать хоть что-то. Внешность персонажей, природу, убранство дома. Были даже красивые эпитеты. В «Беллмене и Блэке» язык становится совсем уж схематичным. Авторессе некогда предаваться красотам, нужно толкать маятник жизни главного героя. Из этого проистекает и второй минус — персонажи. Все они — пустые. Болванки, служащие лишь крючками для продвижения сюжета. Да и диалоги довольно плоские. А я ценю в книгах диалоги живые, яркие.
Многие считают книгу занудной. Но для меня она безумно атмосферная. Авторессе удалось передать атмосферу надвигающейся катастрофы, предчувствия чего-то ужасного. Ну а то, что эта атмосфера ни к чему не приводит, отдельная проблема, которую можно выделить в качестве дополнительного минуса произведения. Ведь авторесса не была бы собой, если бы не напихала в книгу моментов, плохо друг с другом связанных. Мистика в этой книге отдельно, а всё остальное — отдельно. И мистика эта ни к чему не ведёт. Вся линия с мистером Блэком — пшик.
И авторесса сама всё испортила. Если бы она показывала панический страх перед мистером Блэком лишь от лица главного героя, это лишний раз продемонстрировало бы его безумие и зацикленность на некоем мифическом долге. Но она делала акценты на мистичности грачей также и в авторском тексте, и от лица других персонажей. В итоге, получилась какая-то непонятная каша.
Финал... своеобразный. Мне нравится, когда авторы оставляют на суд читателей: была мистика или нет? Полюбила этот приём ещё с «Поворота винта». Но ружья должны выстреливать. И лично я не поняла, какой договор, в итоге, был заключён между главным героем и грачом. Обращаться с недосказанностью нужно осторожно, чтобы в конце читатель не чувствовал себя обманутым. А так получается, что два героя книги обсудили главный вопрос, мучивший одного из них, но об итогах этого обсуждения читателю ничего не сказали. Мы-то всё поняли, а ты давай сам угадывай. Живи дальше и храни память о погибших близких — это имел в виду мистер Блэк (он же Грач, он же Смерть, он же Бессознательное героя)? Или что-то другое? Я не поняла. Не хватило тонкости мастерства авторессы.
Книга недоработанная. Но и «Тринадцатая сказка» — тоже. Причём, даже в большей степени, чем «Беллмен и Блэк». И если «Тринадцатая сказка» — это какой-то унылый фанфик на «Грозовой перевал», своеобразная мыльная опера, то «Беллмен и Блэк» — полностью авторское произведение. Чистая драма, история одного безумия. Здесь есть атмосфера. Есть идея. Есть философия. Есть глубочайшая проработка материала. Возможно, книгу попросту неправильно презентуют. Не нужно обещать читателю грандиозную мистику, которой, по факту, нет. Нужно привлекать тех, кто заинтересован в философских притчах о жизни и смерти.
Книга должна быть слаженной, как то самое похоронное агентство Беллмена и Блэка — каждый винтик на своём месте. Ничего лишнего. Надеюсь, авторесса с годами этому научится. Восемь грачей из десяти.
Moloh-Vasilisk, 10 февраля 2024 г.
10.02.2024. Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном. Диана Сеттерфилд. 2013 год.
Это история Уильяма Беллмана, проживавшего в Великобритании во времена Викторианской эпохи. Рассказ о его жизни, о взлетах, о печалях, о радостях, о падении. А кроме того, это история о грачах.
«Беллман и Блэк, или Незнакомец в черном» вторая книга, написанная Дианой Сеттерфилд, и вторая книга, прочитанная мной у этого автора. В отличии от предыдущей «Тринадцатой сказки» произведение откровенно слабее. Имея все тот же добротный и легкий слог, интересную идею для сюжета, хорошую работу с материалами и отменную картину выбора между работой и семьей, исполнение самого романа получилось неважным.
Персонажи, за небольшим исключением Уильяма, да и то не полностью, вышли попросту никакими. Пару слов об описании внешности, несколько строк диалогов, капля представления характера, и прилепленное сверху имя – вот и все. Из-за этого герои не вызывают никаких чувств, ни сопереживания, ни интереса за их дальнейшую судьбу.
С окружающим миром дела обстоят точно так же. Он размыт до такой степени, что нет четкого понятия в какие годы это происходит. Это еще и усугубляется слишком резвым ходом времени. Взросление героя, его женитьба, обзаведения детьми, расширение бизнеса происходит слишком резко, размывая и без того не четкий контур декораций.
Несмотря на хороший слог, странным показалась форма подачи. Порой текст слишком становился похож на бухгалтерскую книгу, с излишними подсчетами и перечислениями. По это причине складывается впечатление о нудности и затянутости романа.
В итоге, хорошая задумка практически растворилась в неудачной реализации.
5 из 10.
Календула, 23 июля 2014 г.
Грачи созданы из мысли и памяти. Они знают всё и ничего не забывают.
Этюд в мрачных тонах — вот как можно охарактеризовать эту историю, полную трагизма и горечи. В нем атмосфера пасмурной серой осени, осевшей густыми уманами над проселочными дорогами, осени, наполненной гомоном и хлопаньем крыльев грачей, осени с терпким ароматом тыкв, с перешептыванием опавшей листвы. Это не совсем готичный роман, это роман о жизни, о судьбе одного сельского паренька, обретшего все, о чем он мечтал, и в одночасье это потеравшего. Виной ли ому убийство грача, стечение ли это обстоятельств, мистика или злой рок — решать читателю, ибо здесь нет прямых ответов, здесь есть только намеки и полутени, прячущиеся по углам, бередящие воспоминания, не дающие покоя.
Лейтмотивом через весь роман проходит образ грачей. Они появляются в переломные моменты жизни Беллмена, постоянно существуя на периферии его сознания и взгляда. Они словно бы окутали его жизнь своими крыльями, воплотившися в образе загадочного мистера Блэка. Кто он: смерть, дьявол, пришедший заполучить еще одну душу путем заключения сделки, или же совесть, мучающая героя за то давнее происшествие с грачом, а может, лишь плод воспаленного сознания отчаявшегося человека, потерявшего бОльшую часть своей семьи? Он появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Показательно, что после их сделки на кладбище дела Беллмена налаживаются, а Блэк пропадает на долгие десять лет, после чего возвращается и возвращается не просто так. Но как распорядился Беллмен отпущенным временем, вторым шансом? стал ли он ближе к дочери, ради которой был готов пожертвовать всем? Впустил ли он радость в свое исстрадавшееся сердце? Нет, он посвятил всего себя своему детищу, главному проекту своей жизни — созданию и процветанию огромного магазина ритуальных услуг. Понял ли он ошибочность своего пути, неверный выбор цели, пустоту своей жизни? Или он утратил волю к жизни гораздо раньше, так и не сумев справиться с потерей?
Образ Беллмена неоднозначен: порой герой вызывает симпатию и сочувствие, а порой — недоумение, граничащее с раздражением от того, как он распорядился своей жизнью, насколько пустыми были его последние годы, от того, что он не замечал действительно важного, чему сотило бы посвятить жизнь. Беллмен показан в разные периоды своей жизни, в разной обстановке, в различных ситуациях, в отношениях с людьми, через призму его отношения к работе. Он выписан подробно и ярко, его характер раскрыт через множество деталей и нюансов. Детали и нюансы — это особенность романа. В нем много подробностей, характеристик, ремарок, пояснений и описаний. Это временами замедляет и перегружает повествование. Роман этот — вовсе не легкое чтение на ночь, он ставит важные проблемы и заставляет размышлять о правильности собственного пути, о верности своего выбора. Это история о том, как страх смерти отнимает жизнь, отравляет существование заставляет человека замирать в ожидании неизбежного конца, бояться чувствовать и привязываться, чтобы не испытывать боль утраты, делает жизнь пустой и не имеющей смысла. Это история о выборе и его правильности. Это история о судьбе человека, ставшего рабом своих страхов.
На страницах этой книги царят смерть и грачи, они творят свою черную магию, прерывают жизни, вершат судьбы, меняют ход вещей. Они безжалостны и точны в своем выборе, в их действиях нет ничего случайного. Мистика, мрачные семейные тайны, пугающая гнетущая атмосфера, ожидание неизбежной трагедии -все это переполняет повествование, сочится между строк, заставляя сердце напряженно замирать.
Еркфтвгшд, 4 ноября 2017 г.
Думаешь, ты определяешь свою жизнь? Выкуси!
Пой на воскресных службах о том, что ты создан по образу и подобию Божьему, да только Богов в прежние времена по земле побольше ходило.
Не верите? У грачей спросите — зарядил один несмышленыш в грача да и убил. Насмерть. Несмысленыш вырос в смысленыша, а смерть всё рядом, рядом, где рядком не пройти — там бочком пройдет.
И как же прекратить этот повседневный тик-так, где каждый тик может стать последним так? Служить смерти? Бояться? Нет, друг мой!
Вспоминай! Вспоминай, что ты сделал! И еще на один вопрос ответь — оно того стоило?
Крррраааа! — провозглашают Дети Времени и Памяти
Есть такое выражение — прочесть запоем. Это о Беллмене и Блэке. Эпоха воссоздана досконально, язык книги словно полотно без единой затяжки и даже сцены, в которых автор выставляет вас вуайеристом, особо не коробят. Вам же после прочтения предстоит определить для самого себя — это действительно мистический роман или же естественное течение жизни и смерти в преломлении восприятия главного героя?
jansson, 26 декабря 2015 г.
Судя по веселому хохоту, доносящемуся с небес, в мире найдется мало вещей более забавных, чем грач, который притворяется не умеющим летать. ©
«Беллмен и Блэк» пришелся на один из самых трудных и выматывающих месяцев этого года, но вместо погружения в летаргическую депрессию он неожиданно поддержал и помог подняться. Его черная безысходность, смерть и саморазрушение питали меня своей энергией, пока затянувшаяся апатия наконец не сдалась и не уползла в уголок. Есть такие книги, которые на свой манер напоминают, что если ты чувствуешь боль – то ты все еще жив.
Открывающая повествование сцена – мощная и трагичная. Она задает тон всей последующей кутерьме людей, событий и мелочей, окрашенных в черные краски поступка, предрешившего судьбу человека по фамилии Беллмен. Откровенный мистический настрой меня не насторожил, хотя не так давно «Тринадцатая сказка» встала поперек горла со своими приемчиками – они тут если и присутствуют, то ровно в той степени и в той тональности, что необходимы для мрачной готической сказки про грачей и человека в черном. Даже не верится, что книгу писал тот же автор, насколько поверхностной и неестественно складной была «Сказка», настолько неподдельно драматичным и умеренно недосказанным получился «Беллмен».
С увлечением читала о буднях фабрики и последующих достижениях Б. Его потрясающая, сверхъестественная работоспособность и отношения со временем вызывают восхищение и даже благоговение, особенно на фоне собственной никчемной работы, неспособной разжечь даже огонек интереса в виду монотонности и относительной бесполезности. А вкрапления мистики мастерски разбивали вдребезги ощущение покоя и безопасности, что неизменно окутывает при погружении в рутину.
Уже было понятно, что повтора «Сказки» можно не ждать, однако ответы на главные вопросы постоянно ускользали с поверхности в глубины зыбкого болота неизвестных переменных. Финал не разочаровал, он закономерен ровно настолько, насколько готовят к нему читателя вставки о грачах на протяжении всей истории. Все кривые, вычерчиваемые в припадке разрушительной силы, наконец выстраиваются в единую линию. Все механизмы, старательно выводившие рабочую мелодию, затихают.
История не раскрывает всех карт, она оставляет простор воображению, но все мысли и идеи, возникающие на почве недосказанности – темные, глухие и безысходные. Она рассказывает о горе потерь и смерти, но в первую очередь – о всепоглощающем чувстве вины, едва осознаваемом, неуловимой тенью сопровождающем от начала до самого конца. Тяжелая, безрадостная, искривляющая восприятие, не отпускающая ни на секунду книга. И мстительно хохочущие грачи и люди в черном тут совсем не при чем. Вот это как раз и страшно.
enot_i_ya, 11 декабря 2014 г.
Возможны спойлеры.
Честно говоря, первую половину книги мне было довольно скучно. Какое-то нудное описание тканного производства+эпизодически кто-то помирает. Но! Ближе к середине книги началась жесть и читать стало крайне интересно.
Диана Сеттерфилд написала крайне мрачную, темную, жуткую и гнетущую книгу. Десятилетний парнишка случайно пристрелил из рогатки птичку. Не потому что он жестокий и кровожадный. Он даже не думал, что так выйдет. Но птички оказались не простые и стали мстить, и мстя их была страшна. Парень вырос очень неплохим человеком, любящим отцом и мужем, талантливым бизнесменом. Но Диана Сеттерфилд беспощадно лешила его всего. Морали тут нет. Но лучше не стреляйте в птичек, мало ли чего.
Я знаю, что по «Тринадцатой сказке» есть фильм (не смотрела). Но по данному произведению, мне кажется, никто и не додумается снимать кино, настолько жуткие и давящие образы здесь используются, настолько все темно и беспросветно....
kerigma, 10 августа 2020 г.
На этом романе «бытовая» составляющая настолько перевесила мистическую, что я большей частью скучала. Да и мистическая, откровенно говоря, не столько мистическая, столько обычно-печальная. Люди двигаются умом от большого горя, и в этом нет ничего мистического, увы, и грачи тут не при чем.
История разворачивается очень медленно и по сути представляет собой историю всей жизни центрального персонажа от детских лет и до смерти. Сеттерфилд удалось нарисовать интересного в своем роде героя: он везде молодец, ему все удается и все его любят, но при этом он ничуть не смахивает на опротивевшего по фанфикам и женским романам Марти Стью — и это удивительно, казалось бы, к тому есть все предпосылки. Возможно, дело в том, что успехи героя — большей частью не на почве дам, а в области бизнеса: как он работает на дядиной фабрике, потом не без сложностей наследует ее, расширяет производство, открывает новый бизнес. Все это уже было у Драйзера, хотя размах Финансиста все-таки побольше, а Уильям скорее остается местечковым предпринимателем, чем какой-то реально крупной величиной.
С этой сугубо производственной историей мистика не слишком-то вяжется, и все «таинственные» появления то загадочных грачей, то мистера Блэка в черном выглядят немного по-детски. Если автор хотел нас напугать, то не удалось. Слишком большой контраст, слишком разные жанры. И даже когда героя постигает действительно тяжкая и совершенно незаслуженная утрата, мистика здесь строннему читателю все еще кажется неуместной.
Впрочем, самому герою так не кажется, но и это вполне логически объяснимо. Человек логический склонен искать логику во всем, и если уж тебя постигло страшное несчастье — значит, на то была причина. А если ты к тому же еще и купец по натуре — то вполне логично пытаться откупиться от судьбы, заключить с ней сделку. Вовсе это не мистическая история, а печальный рассказ про человека в своем, особенном футляре, который от ударов судьбы становится все более заметен окружающим.
Слушать было достаточно приятно, но на мой вкус, эта книга значительно слабее двух других романов Сеттерфилд: в ней просто нет интриги от слова совсем.
Shato_Margo, 7 апреля 2015 г.
Читая о том, как мистер Беллмен использует свое время поневоле задумываешься, на что тратишь свое собственное.
Удивительная книга. Удивительна в том плане, что напоминает спокойное течение реки, даже в самых острых моментах. При этом читать ее не скучно, а сюжет не отпускает ни на секунду. Личность мистера Блэка мелькает то тут, то там, обращая на себя внимание и заставляя листать страницы с удвоенной скоростью — настолько интересно узнать кто он такой и чего хочет.
Отдельно стоит остановиться на описаниях. У автора, безусловно, талант. В особенности это касается работы фабрики. Расписать все так подробно, не перегружая текст малопонятными трехэтажными конструкциями и стать для читателя, в некотором роде, переводчиком с профессионального жаргона на человеческий язык не так то просто.
Вся книга наполнена тайнами и загадками. При этом все мистическое ловко прячется на задворках, заставляя листать страницы с удвоенной скоростью.
За неослабевающий интерес, интригу, отличных персонажей, хорошо продуманный сюжет и все те достоинства, которые я, несомненно, упустила, Диане Сеттерфилд большое спасибо.
spring_time, 9 октября 2022 г.
Данный роман является вторым романом современной британской писательницы Дианы Сеттерфилд. Решила читать романы по порядку их написания, чтоб можно было проследить ещё и рост самого автора. Увидеть, что поменялось или осталось прежним, как автор развивается в своём жанре. И вот итог. Начну с минусов, так как их меньше и они не сильно портят впечатление от прочтения. Порой на них можно и закрыть глаза.
Минусы:
Во-первых, также как и в первом своём романе госпожа Сеттерфилд не сильно утруждаются рассказать когда происходит события романа. Исключительно по косвенным признакам, можно навести справки. Например, понятно, что в романе окрашивание тканей ещё не сильно развито — заходим в интернет и узнаем, что наверное середина 19 века. Затем в конце появляется кремирование — а это как раз ближе к конецу 19 века. Отлично хотя бы с временным интервалом разобрались. Если бы история была про пекаря или рыбака, мы бы вообще не догадались когда происходят события. По-моему мнению, время определяет многие поступки, поведение и мысли человека, очень важно понять сразу когда герой живёт. Вполне можно было бы пометить «на дворе стоял 19 век или 20» и прочие отсылки к периоду времени.
Во-вторых, описание героев полностью отсутствует, от слова совсем. Единственное, что мы видим: этот рыжий, этот с щербинкой в зубах, он не такой худой, как тот и т.п. Для автора которого сравнивают с Бронте, Остин, Дикинсом, подобного рода описание несколько хромает. Читатель не понимает чем увлекается, чем живёт, что заботит и что думает герой — словно это не важно в романе.
В-третьих, роман очень маленький, для описания всей жизни человека. Читаешь про тридцатилетнего мужчину, а потом через три-четыре главы, он уже сидеющий старик.
Плюсы:
Мне понравился слог каким пишет Диана Сеттерфилд, он мягок, лёгок, читается мелодично. На глазах читателя проходят события словно штиль на море, тебя несёт и захватывает с головой.
Идея романа сделки с дьяволом, и как наши поступки влияют на нашу судьбу довольно щипитильна и порой задумываешься об этом, ищешь взаимосвязи своих действий, анализируешь и иногда ничего не находишь. Согласно роману, стоит просто заглянуть куда глубже в себя и порой мало что можно уже поменять.
Вопрос ценностей романа основан на выборе между работой и личным счастьем. Беллмен всю жизнь работал, уделял каждую минуту, а порой и каждую секунду на дело. Однако он женился и у него были дети. Хотя в современном мире при такой работе 24/7 никогда семьёй даже не обзавестись. Даже при жене и детях, он никогда их не видел, не знал, не проводил с ними времени. Поэтому толк и счастье такой семейной жизни явно не сулит ничем хорошим.
Такое пагубное стремление Беллмена к работе связана с боязнью смерти. Человек опасается умереть, прожив жизнь без пользы для других, всегда задумываешься какой след ты оставишь после себя, каким словом будут тебя поминать.
Конечно, интересно что описана жизнь одного героя от детства до смерти, но к сожалению сильно сжато. Порадовало, что нет в романе психов, грязи, испрожнений, рвоты и прочего. Так что роман лучше первого, но ждём дальнейшего развития.
EVA40, 21 декабря 2021 г.
Любители Дианы Сеттерфилд советуют начинать знакомство с творчеством автора со второго, менее популярного романа – «Беллмен и Блек». Так сказать, подогреть себя к прочтению ее самого известного произведения — «Тринадцатая сказка». Ну я и подогрелась, теперь мне очень интересно – и чем же, она, так хороша? Потому что, «Беллмен и Блек» совсем не порадовал и даже немного придавил.
Писательница, конечно, не без таланта и романы свои не штампует каждые полгода. Похоже, готовится к написанию книг, изучает источники, обдумывает идеи.
Да и материала насобирала вполне недурственного: тут тебе и мистические древние легенды, и роковые ошибки, и последствия проклятия, и сделки с силами зла, и выход из летаргического сна после смертельной болезни, и внутренний надлом сильного целеустремленного человека, и развитие психического расстройства. И всё это ещё на фоне производства тканей, а во второй половине книги- торговли ритуальными товарами и услугами.
Хорошего материала было много, но шедевра не вышло.
Весь роман подан в повествовательно- описательной форме, с жидкими, ничего не значащими диалогами, с детализацией, которая совершенно не влияет на развитие сюжета. Меня все время не покидало ощущение, что это лишь эскиз романа, добротная заготовка с черновыми зарисовками идей, которые еще требуют дальнейшей доработки.
Как черно-белая раскраска – которую только планируют разукрасить интересными событиями, расписать историями из жизней героев, описать взаимодействия между персонажами, их мысли, переживания.
Возможно, автор таким приёмом «недосказанности» хотела показать растущее внутреннее беспокойство главного героя, переходящее в зацикленность на работе, подчеркнуть узость его интересов и однообразие жизни. Да и о судьбах других людей, также рассказываются без особых красок и подробностей – лишь сплошная сероватая суховатая констатация происходящего.
В общем, лично для меня, роман оказался полый, без сердцевины, без внутренней наполненности, только оригинальная оболочка- задумка.
И да, самое главное! Видимо, именно на это делалась ставка автора — все происходит в угнетающей атмосфере около мистической, беспросветной и какой-то прям смертеутверждающей мрачнятины…
Есть много драм сложных, грустных, тяжелых даже- но после прочтения которых, все равно остается чувство наполненности, а эта история меня только опустошала…
Velary, 12 ноября 2016 г.
После этой книги я буду бояться птиц %)
Для меня роман на уровне «Тринадцатой сказки» — интересная задумка, увлекательное воплощение, но на выходе одноразовая неровная история.
Тут есть и мистика, и готика, но в большей степени это производственный роман. Функционирование фабрики и магазина Беллмена показало гораздо подробнее и ярче, чем его личная жизнь, и сами предприятия выступают более «персонажистыми», чем люди, включая главного героя. В общем, это соответствует концепции: Беллмен всю жизнь охотнее занимался делом, чем близкими, и отдавал ему куда больше сил и времени. А в конце жизни (спойлер) осознал, как был неправ.
Вот если оставить только эту линию, без привлечения грачей (можно подумать, в реальности нет таких случаев) и многочисленных смертей, было бы отлично. А так затянуто и невнятно. Ещё и непонятно зачем введённая линия Лиззи, многообещающая, но пустая.
Вряд ли буду читать новые произведения автора.
GoldSwan, 13 мая 2017 г.
Хороший производственный роман. Очень подробный, в деталях, что и как, как увидеть выгоду и не пропустить прибыль. Как из мелочей строится бизнес, как начать крупное дело и не провалить его и т.д., одним словом — бизнес-пособие. Ференги Кварку эта книга очень понравилась бы, именно в её производственной части. А что касается мистики, или магического реализма, который так был много обещан, то его не так много, как хотелось бы, да и тот, что есть, размыт и сосуществует с производством на правах пасынка. Автор пыталась нагнать мистики вокруг мистера Блэка, но мы уже «знакомы» с этим черным господином в исполнении Брэда Пита, и он для нас уже загадки не представляет, поэтому интрига, лично для меня, не состоялась. Саспенса нет никакого, мифологическая тема грачей-воронов вялая и неубедительная, в «Моей рыбе» это было гораздо ярче.