fantlab ru

Стивен Кинг «Возрождение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
922
Моя оценка:
-

подробнее

Возрождение

Revival

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

«Испуганные люди живут в своем собственном аду. Можно сказать, они создают его сами» — такова, пожалуй, основная мысль «Возрождения».

Поразительная история рок-музыканта Джейми Мортона и его то ли спасителя и друга, то ли «злого гения» Чарлза Джейкобса — священника, порвавшего с церковью и открывшего секрет «тайного электричества», исцеляющего и одновременно разрушающего людей.

Еще один роман Мастера о загадочном и сверхъестественном? Попытка приоткрыть дверь в мир «за гранью бытия»? Или будоражащая душу притча о жизни и смерти в лучших традициях Эдгара По и Рэя Брэдбери? Каждый читатель даст свой ответ на эти вопросы…

Входит в:

— условный цикл «Касл-Рок»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга


Номинации на премии:


номинант
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2016 // Переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Возрождение
2015 г.
Возрождение
2017 г.
Возрождение
2018 г.
Возрождение
2024 г.
Возрождение
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Revival
2014 г.
(английский)
Revival
2014 г.
(английский)
Відродження
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я многое читал у Стивена Кинга, и «Возрождение» — одна из самих впечатливших меня книг. Редко так бывает, что я читаю, совсем не замечая страниц — но это как раз такой случай.

Автора принято назвать «королем ужасов», но он умеет не только пугать. Кинг замечательный рассказчик интересных историй — даже если к мистике и ужасам они не имеют никакого отношения. А еще он прекрасный реалист, который умеет очень правдиво показать героев и их быт. И все это в «Возрождении» есть. Невозможно с первых страниц не влюбиться в семью Мортонов. Они получились разные, живые, очень настоящие. Следить за непростой судьбой Джейми Мортона тоже оказалось интересно — хоть (поначалу) в его жизни не было никакой мистики. Ну, почти не было.

Но все-таки «король ужасов» есть король ужасов. И постепенно дело принимает все более зловещий оборот — благодаря второму главному герою, Чарльзу Джейкобсу, который еще в молодом возрасте начал исследовать так называемое «тайное электричество» и удивительные возможности, которые оно дарит. К Джейкобсу на протяжении книги мы будем испытывать самые разные эмоции — от симпатии и любопытства, до удивления и отвращения.

Финал же книги получился действительно страшным и в определенной степени безысходным. Здесь нет фальшивого оптимизма. Это Стивен Кинг в полный рост — и он мрачновато ухмыляется вам с последних страниц.

Если вы фанат повести «Рита Хейуорт или Побег из Шоушенка», и одновременно вас привлекает мрачная безнадежность «Клатбища домашних жывотных» — то «Возрождение» стоит прочесть. Потому что в этом романе Кинг умело сочетает реализм и мистику.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Историю о том, как я влюбился в Стивена Кинга, оставлю, пожалуй, за скобками, как и различные обязательные вещи про то как его литература повлияла на меня и так далее.

Просто прежде чем говорить о сумасшедшем mind-blowing эффекте его недавнего «Возрождения», важно заявить пару вещей. Первое: я читал все романы короля ужасов, кроме трилогии Мистера Мерседеса и связанного с ними «The Outsider» (оставил их про запас намеренно). И второе: лишь два романа у Кинга не смог в свое время дочитать до конца. «Томминокеров» из-за абсолютно сумасшедшего влияния на мой неподготовленный к таким ужасам тогда подростковый мозг, и «Возрождение» по какой-то весьма прозаической причине (на что-то отвлекся, кажется тогда началась очередная эпидемия гриппа и просто предпочёл в очередной раз перечитать любимое «Противостояние»).

Кинг человек очень скромный, и не смотря на полученную престижнейшую национальную книжную премию США, постоянно вежливо отнекивается от сравнений его с великими классиками. Мол, куда мне до Фолкнера со Стейнбеком, перестаньте, не говоря уж о Толстом и Диккенсе. А тем не менее за годы плодотворнейшего творчества Стивен давно уже доказал всему миру, что он великий писатель и большой автор, и спорить с этим бессмысленно. Иногда, видимо, он просто робко пытается это доказать ещё и самому себе и пишет, что называется, great american novel. Таким магнум опус очевидно стал «11/22/63» про убийство Кеннеди — роман на первый взгляд нетепичный для короля ужасов, в котором автора больше действия и саспенса волнует жизнеописание быта Америки шестидесятых и душевные терзания героя уровня «тварь ли я дрожащая». Эта книга, безусловно великая, нравится мне меньше большинства произведений любимого автора, хотя мировая пресса и читатели отнеслись к ней с огромным пиететом. Я тоже не могу не признавать мастерства, просто это в меньшей степени тот Кинг, которого люблю. Если после прочтения этой книги хочется подойди и молча пожать автору руку, то после большинства его лучших работ хочется подбежать, усесться рядом и сбивчиво рассказывать все кошмары и переживания, которые вызвал во мне очередной прочитанный его роман.

Так вот, роман 2014 года «Revival» (по-русски «Возрождение»), поначалу казался мне более совершенной и, чего уж там, короткой версией «11/22/63», ещё в тот раз, когда я отложил книгу. Но недавно поймал такое редкое меланхоличное настроение, когда хочется погрузиться в жуткий, но при том почему-то жутко уютный, мир любимого автора — и решил таки закрыть гештальт. Не знаю стоит ли говорить о чем роман, терпеть не могу синопсисов и описаний сюжета. Если кратко: типичный стареющий герой Кинга (в этот раз музыкант, а не писатель, но суть та же) вспоминает всю свою жизнь, в течении которой он постоянно пересекался с таинственным священником, увлеченным исследованиями «тайного» электричества и о неких ужасающих последствиях, к которым привело в итоге их знакомство. Не смотря на небольшой, или вернее стандартный объем книги (в районе 400 страниц), действие развивается неторопливо, хотя при этом не возникает ощущения бесконечного топтания на месте как в той же «11/22/63». Здесь в первую очередь внимание автора так же сосредоточено на ностальгии по жизни в великой стране, которую уже невозможно make great again. Но в «Возрождении» подробное описание быта не существует само по себе, а просто сопровождает одну чёткую сюжетную линию дружбы и противостояния музыканта Мортона и одержимого священника Джейкобса. И да, все моментально возникающие аллюзии на борьбу Иакова с богом здесь применимы, Кинг вообще никогда не славился тонкими метафорами. А славится он мастерским писательским слогом, что подтверждается в этом романе в полной мере. Невозможно не восхищаться искусностью языка которым написан роман и авторским чувством ритма и стиля, хвалить за это Кинга вообще смешно, ибо он непревзойденный талант, но «Revival» из последних его романов действительно можно ставить в пример идеально исполненного произведения. Это всё конечно супер, но так я мог бы написать почти про любой его роман, и в таком случае зачем было начинать этот разговор.

Всё дело в том, что эта книга что-то сломала во мне. Без метафор и громких слов, недавно, проснувшись после очередного кошмара я действительно начал ворчать что-то вроде «Кинг, какого хрена, что ты сделал с моей психикой?». Роман буквально от первых атмосферных завораживающих строк, до практически последних страниц, увлекательно написанных, всё таки оставлял впечатление искусного произведения живого классика, уровня той же книги про убийство Кеннеди, но и только. Вот только страниц за сто до финала, когда герои уже вплотную приблизились к разгадке тайны «запретного электричества» стали появляться какие-то до боли знакомые названия вроде Аркхем, Шогготы, бог Пан и тонкие, но точечные упоминания терминов из произведений Говарда Лавкрафта и Артура Мейчена. Это поначалу вызывало даже улыбку, вроде «вот ведь дедушка Кинг, и в таком тонком и сильном романе не удержался от отсылок к своим любимым авторам беллетристического хоррора». А потом ты дочитываешь роман, проходишь через эти абсолютно больные инфернальные последние сто страниц, пытаешься осмыслить прочтенное... Нет, конечно было страшно и мастер ужаса действительно филигранно выдержал темп нарастания саспенса, чтобы потом выпалить в ничего не подозревающего читателя из всех ружей. Но, окей, у него было страшно и в «Dreamcatcher», и в «Desperation» и в лучших моментах «It», но всегда после всего беспросветного мрака автор позволял почувствовать себя в комфорте и осознать, что ты всего лишь читал книгу. Возвращайся к своей спокойной жизни, пережив уникальный читательский опыт, всё хорошо...

К слову о сравнении с великими авторами. С 12 лет мне отец советовал почитать Достоевского и дарил его книгу. Все эти братья Карамазовы, Раскольников и князь Мышкин производили впечатление, да, как герои мастерски написанных произведений. А вот уже чуть повзрослев я прочитал «Бесов» и что-то вдруг пошло не так. Ещё помню как смеялся, когда дал сначала эту книгу своему впечатлительному брату и он после прочтения «Бесов» со психу сжёг её. После истории Николая Ставрогина сжигать именно книг не хотелось. Но впервые в моей жизни (на тот момент прочитал уже книг триста) роман после прочтения не только не отпускал меня, но и полостью проник в мою голову. И ладно бы проник, какой нибудь Буковски или географ, пропивший глобус, тоже на какое-то время завладевают твоими мыслями. Но тогда Достоевский начал менять моё сознание, задавать мне вопросы и ответы, возникающие в итоге, мне совершенно не нравились. Более того, ответы меня пугали и страшно было от того, что строчки на бумаге вызвали в моей голове мысли, совершенно мне не свойственные. Так случилось и с «Возрождением» Кинга — этот роман, его герои, и хитроумный автор, заставивший думать что читаю просто книгу о жизни музыканта, стали задавать мне вопросы ответы на которых у меня не имелись. И тем более я не имел представления, откуда вообще в моем сознании могли возникнуть такие абсолютно несвойственные мне вопросы. Причём случилось это не сразу. Лишь через несколько дней я проснулся среди ночи с пугающим ощущением, будто всё, описанное на страницах книги произошло со мной. И я уже не мог прогнать из головы жуткие мысли и образы. И да, пока что, надеюсь именно пока что и однажды это закончится, я вижу во сне тревожные образы, навеянные этой историей.

И если вы думаете, что я брошу после этого читать и перечитывать Кинга, то вы ошибаетесь. Тем сильнее я люблю автора, чем сложнее и противоречивей вопросы он заставляет задавать самому себе. Люблю искусство за ту силу, с которой лучшие его образцы воздействуют на сознание. И Кинг, безусловно, один из лучших

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Люди всегда хотят знать причины несчастий. А иногда их просто нет.»

Понравилось. Лично на мой читательский вкус, считаю этот роман одним из лучших у позднего Кинга (ну не вдохновляют меня последние работы Короля, хоть убейте. Не моу поставить его последним работам оценку выше 5 из 10). Но «Возрождение».... Это круто. В духе раннего Кинга.

На протяжении всего романа мы наблюдаем за взрослением / падением / возрождением двух главных героев. Хорошего мальчика Джейми Мортона, впоследствии превратившегося в рок музыканта и наркомана. И его, кого? Друга — спасителя — мучителя Чарлза Джейкобса. Их отношения на протяжении всего романа постоянно трансформируются от уважения и искренне привязанности до ненависти. Герои постоянно меняются и за этим приятно наблюдать.

Только вот если Джейми это обычный стандартный кинговский герой, то Чарлз Джейкобс удивлял своими трансформациями на протяжении всего романа. Его путь был тяжёл и тернист и привёл его к сумасшествию. А ведь всё так хорошо начиналось. Молодой священник так искренно верующий и в один момент страшная трагедия, которая перевернула его мир на «до» и «после». Как оказалось его вера в Бога была не так крепка как казалась, не выдержал священник, пал. И решил он доказать. Вот только что? Что Бога нет и любая религия это способ манипулировать людьми? Что человек обладая определенными навыками и умом может заменить Бога, сместить Его? Занять Его место?

Мне понравилась основная тема романа — что нас ждёт на той стороне. Что если приоткрыть дверь совсем чуть-чуть и заглянуть в царство смерти? Если так хоть что-то? Или если нет Бога ( как верит Джейкобс) то нет и загробного мира?

И вообще позволено ли человеку обладать силой «божественного» электричества и в одночасье стать Богом и играть людьми в угоду своим желаниям.

На протяжении всего романа я задавала себе один вопрос — Кто такой Чарлз Джейкобс? Сломленный человек / Безумный гений / Или нечто большее/меньшее ?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов позднего Кинга. Неспешное, плавное повествование приводит к неожиданному, мрачному и, пожалуй, самому шокирующему своей безысходностью финалу, вышедшему из-под пера автора. Наводит на мысль о том, что смерть не страшна — страшно посмертие.

Оценка: 9
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний роман Стивена Кинга – который посвящен признанным и всемирно известным классикам литературы хоррор: Мери Шэлли, Брему Стокеру, Артуру Мейчену, так и недооцененному Говарду Лавкрафту и последователям Лавкрафтовских мифов Ктулху и его соавторам: Огюсту Дерлету, Кларку Эштону Смиту, Фрицу Лэйберу, Дональду Вандри – начинается мантрой Магистра Тьмы (над чем не властен тлен, но не мертво; смерть ожидает смерть – верней всего) которую тот выудил из «Мистерий Червя» безумного Людвига Прина, в своем оккультном скитании.

А еще, в самом начале мы видим предупреждение, что «…произведение плод авторской фантазии, и все совпадения реальными событиями абсолютно случайны…», что еще больше подогревает интерес, потому что такие предупреждения авторы предпочитают оставлять, когда роман построен на реальных событиях, ибо если бы он являлся вымыслом, не было бы потребности оповещать читателя об этом. То есть, как Вы видите – к прочтению книги я приступал ожидая чего-то темного, будоражащего, мерзкого… А еще из самого начала думал о том, что, если свое самое страшное произведения, «Кладбище Домашних Животных» Стивен Кинг сочинил практически подсознательно и даже не хотел его публиковать, то с «Возрождением» сложилось все абсолютно наоборот.

Справился ли Мистер Кинг с поставленной перед собой задачей и получился ли роман таким же темным, как беззвездная ночь? Да, черт! Уже в первый вечер, отложив книгу после полночи, после 150-и страниц прочитанных на одном дыхании, я с трудом уснул, ибо роман не давал мне покоя; а затем мне явился во сне тот зловещий священник. Следующий вечер и очередные 150 ст. я провел, возбужденный, в ожидании момента, когда проявится истинная сущность Чарльза Джейкобза. И под конец, на третий день, дочитывая роман после полночи и узнав о том, что Пастор готовил предыдущие 400 ст., и над чем он все это время усердствовал – я запаниковал. Все окутал непроглядный мрак, и только место, где проходила последняя, ужасная, жуткая и отвратительная сцена тускло освещалась мерцающим светом. И то, что я увидел в этом освещении потрясло меня и врезалось в память…

Что касается персонажей: они живые и воодушевленные, и… их имена символичны. Весь Кинг в деталях. С самого начала Постоянному Читателю становится понятно, что Джейми МОРтон и ЧАРли Джейкобз, герои, вокруг которых вращаются основные события, станут причиной гибели десятков а может и сотен людей, потому как имена их несут в себе клеймо смерти. ЧАР и МОР… — значение этих слов полностью раскрывается в эпопеи «Темная Башня», которая является столбом, вокруг которого вращаются другие произведения Стивена Кинга.

Сюжет романа прост. Но, повторюсь – весь Кинг в деталях. (Не важно, о чем он пишет, важно, как он это делает). Молодой священник приезжает в маленький городишко Гейтс-Фоллз, где первым и последним человеком которого он встретил являлся мальчик Джейми Мортон. «Ты моя Альфа и Омега». Отец Джейми был капелланом в церкви, помощником предыдущего священника. И придя в дом Мортонов, в первую очередь Чарльз Джейкобз познакомился с Джейми, и между ними возникла симпатия: мальчик сильно привязался к священнику, а священник полюбил мальчика, поэтому, когда несколько лет спустя в ужасной аварии погибли молодая жена и сын Джейкобза, — «Где его лицо? Где лицо моего мальчика?!», — он прилюдно проклял Бога и был изгнан из Гейтс-Фоллза, но перед этим, с помощью своей «таинственной энергии», которой увлекался до состояния фанатизма, возвратил голос старшему брату Джейми. И это было только начало… с тех пор Чарли, который борясь с утратой нашел утешение в электричестве, ото дня в день оттачивал свое мастерство, забыв о нравственности, предрассудках и морали…, и когда Чарли уезжал, только Джейми пришел с ним попрощаться…

Но, шло время, и Чарли начал выступать со своими «электрическими фокусами» в парку развлечений, в том числе побывал и в «Джойленде», а Мортон-младший тем временем стал Рокером, ритм-гитаристом, — «вся эта херня начинается Е», — и пристрастился к наркотикам. А жизнь снова и снова сталкивает двух старых друзей, и с каждым новым разом их встречи становиться все более тревожными. Чарли исцелит Мортона от наркозависимости, которая доведет его к тому времени до открытой могилы, и Мортон станет его пожизненным должником, но, это еще не вся цена, которую придется заплатить за исцеление… и это только начало. То, что произойдет дальше – сплошной кошмар и непроглядная тьма.

Я уже упомянул о том, что книга хоть и посвящена в первую очередь Артуру Мейчену, чья повесть «Великий Бог Пан» преследует автора всю жизнь (история о том, как ученый, пытаясь расширить область восприятия человеческого разума, калечит девушку…) вращается она все таки вокруг зловещей мантры Людвига Прина, и дюжины Лавкрафтовских мифов Ктулху, а также украшена лучшими элементами Э. А. ПО.

То есть, если Вы любитель качественной беллетристики и первой раз сталкиваетесь с Кингом – думаю, Вы не получите и половины того прекрасного, что заключено в этом романе, но если Вы Постоянный Читатель и хорошо знакомы с предшественниками Кинга – эстетическое удовольствие гарантированно!

Что еще хочется добавить, ценителям классического хоррора и олдскульного хоррор-муви: половину из того, что Вы прочитаете можно увидеть в трех поразительных кинематографических картинах, это: Фантазм (1-2) Дона Каскарели, «Некрономикон» Браяна Юзны и «В Пасти Безумия» Джона Карпентера.

В трех словах «Возрождение» увлекательное, жуткое и сильное! И учитывая то, что это 55-й роман Стивена Кинга, «Возрождения» вызывает еще те чувства, которые возникали много лет тому назад, во время первого знакомства с автором…

P. S. В «Ищущем Хранителя» я немного сомневаюсь, но с нетерпением жду «Ярмарку Кошмаров» :)

Оценка: 10
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается на одном дыхании, вызывает сильные эмоции и производит исключительно благоприятное впечатление — особенно на фоне таких последних произведений, как «Мистер Мерседес» и «Доктор Сон». Собственно, никаких новых приемов в книге нет — это старый добрый психологический триллер, — но отмечу несомненные плюсы (для меня):

1) живые персонажи, которым можно сочувствовать и которых можно одобрять/не одобрять — в отличие от «никаких» героев ММ и сопливо-положительных либо не менее сопливо-отрицательных деятелей ДС;

2) затрагивается глобальный вопрос «жизни после смерти» — и высказываемые Кингом мысли мне весьма близки, пусть и пугающи;

3) есть экшн! да, первая половина книги не очень изобилует бурными событиями, зато вторая держит в напряжении до самой развязки;

4) несмотря на некоторую предсказуемость, персонажи ведут себя очень естественно, и среди них нет «отвратительных мерзавцев», с которыми непременно нужно бороться;

5) книга не затянута;

6) можно сказать, в конце все получают по заслугам.

Короче, в моих глазах сэй Кинг полностью реабилитировался после ММ и ДС. Я довольна.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно давно я не читаю ничего нового из того, что выходит из-под пера Стивена Кинга. Оставил его творчество где-то в девяностых, и, наверное, прошел бы мимо и «Возрождения», если бы не богатый перечень имен авторов, которым посвящен сей роман — в их числе и Блох, и Мейчен, и, конечно, особо любимый мною Лавкрафт.

В итоге книга эта стала для меня своего рода знакомством с нынешней формой прославленного мастера ужасов.

Интересное дело. «Возрождение» — не шедевр, хотя и увлекательно как чтиво. И от этого романа у меня складывается впечатление, что Кинг пытается усидеть на двух стульях, которые отчаянно разъезжаются в стороны. С одной стороны — психологизм, одна из визитных карточек писателя, поднимающих его над жанром: стремление к деталям в описаниях человеческих поступков, проблем, судеб… Здесь это — судьба главного героя, Джейми, история его жизни, жизни его семьи, и Джейкобса, который тоже в какой-то мере сделался ее частью.

Кстати, из персонажей романа хочется выделить именно его. Джейкобс — не дьявол во плоти, а просто отчаявшийся человек, поведение которого периодически вызывает чувство жалости. Это в отличие от остальных, которые, включая главного героя, смотрятся не более чем безвольными марионетками в чужой игре.

А второй кинговский стул — это то, за что мы любим означенных в посвящении писателей. Зловещие дома, безумные научные эксперименты, оживающие мертвецы и циклопические города под кошмарными небесами чуждой, но подлинной реальности. И автор упорно пытается свести одно с другим… И — не получается.

Первые три четверти «Возрождения» Кинг раскручивает перед нами историю, наполненную обыденными событиями без вкрапления какой бы то ни было мистики. Да, среди оных и чуду «тайного электричества» хочется искать объяснение — в конце концов, даже современной науке неподвластно многое. Еще чуточку ностальгии по детству, по первой любви. Чуточку рокерских мытарств главного героя. Ну и расследование, которое должно подготовить нас к заключительной части романа. Тут и начинает проявляться мистическое — но только по инерции ты отбрасываешь и его; и внезапные вставки с описанием смертей и кошмаров, призванные разбить неспешность повествования, не нагнетают саспенс, а производят впечатление дешевых страшилок.

Равно как и кульминация романа.

Отдавая дань уважения классикам и собственным учителям, Кинг пытается объединять под одной обложкой то, что объединить невозможно — собственную психологическую прозу и классический хоррор — но уже настолько врос в первое, что второе в его исполнении кажется лишним, если не обесценивающим сюжет.

И Мейчен, и Лавкрафт — все они повествовали о кошмаре, который таится за гранью реальности, и на это в них работает каждая строчка. Если и «Возрождение» о том же, то писатель слишком часто уходит в сторону, отвлекаясь на несущественные детали. Для истории же о сугубо жизненном — к примеру, о семейных ценностях, тема которых регулярно поднимается на страницах романа — описываемые ужасы не вписываются в контекст, и, соответственно, не пугают.

Вот так. Не раз и не два кажется, что вот-вот — и будет, как в «Великом боге Пане», «Et diabolus incarnatus est. Et homo factus est.» Тем не менее, по факту, прошу прощения — «Parturiunt montes, nascitur ridiculus mus». При том, если пытаться оценивать не роман в целом, а брать отдельные его части, то тут Кингу, как рассказчику, по-прежнему не остается равных. Особенно мастерски выписаны начальные главы — первая встреча с Джейкобсом, быт в церковном кружке, трагедия священника. Все очень… кинематографично. Возможно, я слишком пристрастен к «Возрождению». Возможно, для писателя это просто творческое упражнение. Или подготовка к чему-то большему. Равно как для Джейми Мортона — его собственный жизненный путь…

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня, обожающей дядюшку Кинга с самого детства, прочитавшей 99% его творений (и 90% из них мне понравились), эта книга стала настоящим откровением. Особенно «Возрождение» выделяется на фоне последних романов Кинга, таких как «Доктор сон», «Мистер Мерседес», недавно вышедшего «Кто нашел — берет себе» — неплохих, но с абсолютно невпечатляющими слезливо-сопливыми хэппи эндами. Здесь же концовка — чистый ужас, шок, абсолютный мрак и безнадежность. Причем не так страшно происходящее, как сама идея, которая после прочтения хочешь не хочешь застревает в голове.

Роман читать приятно и легко, нельзя сказать, что он очень динамичен (по сути весь сюжет — жизнеописание главного героя), однако никакой затянутости и занудности в нем нет.

Стоить отметить, что «Возрождение» пропитано духом Говарда Лавкрафта, и мне не в первый раз приходит на ум, что когда Кинг пишет с отсылкой к лавкрафтовским ужасам (вспомнить тот же великолепный «Крауч Энд»), у него это получается гораздо страшнее, чем у самого Лавкрафта (от которого я на удивление не в восторге, хотя бесконечно уважаю его вклад в мир хоррора).

Подведя итог: с момента выхода «Кладбища домашних животных», «Сияния» и «Оно» — первый действительно пугающий роман. Обязателен к прочтению как непосредственным фанатам Кинга, так и остальным любителям жанра хоррор.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Возрождение» – последний на данный момент роман Стивена Кинга. Если быть точным, то он 54-й, что говорит об огромной продуктивности писателя. А еще о том, что эта книга была ба раскуплена в любом случае, даже если бы Кинг написал бы полную ахинею и ерунду. Люди открывали бы «Возрождение» и искали бы на страницах то, за что они и именно они полюбили писателя: кто-то – беспросветный ужас, кто-то – бытовуху и ностальгию, а кто-то – размышления и новые идеи. И абсолютно нормально, что книга пришлась по вкусу не всем (всем не угодишь), другой вопрос – кому вообще предназначалась эта история. И именно на этот вопрос я попытаюсь ответить к концу отзыва. Ну а пока поговорим о сюжете.

Перед нами разворачивается история жизни Джейми Мортона, рассказанная им самим. И первые две трети книги читатель вообще не понимает, что же читает. Помните «Страну Радости»? Так вот, это «Страна Радости» 2.0. Огроменное количество бытовых деталей, размышлений и психологизма с минимумом сюжета.

В 6 лет Джейми знакомится с новым пастором своего маленького городка Чарльзом Джейкобсом. Чарльз молод (это его первая паства), умен (увлеченно занимается физикой, а если конкретнее – электричеством), обаятелен (все девушки городка моментально в него влюбляются) и счастлив (он любит Бога почти так же, как свою молодую очаровательнейшую жену и двухлетнего сынишку). Джейми и Чарльза ждут три спокойных года, с определенными трудностями и проблемами, которые возникают в жизни каждого человека. Исключение составляет лишь несчастный случай, произошедший с братом Джейми, но о нем вам лучше узнать непосредственно от самого Кинга, он-то знает, как рассказывать подобные вещи. Увы, но спокойная жизнь подходит к концу в одно ужасное утро, когда жена и сын Чарльза погибают в аварии. Молодой пастор вместе с любимыми теряет и самого себя, и веру в Бога. Отныне вся жизнь Чарльза будет посвящена одной цели, и очень жаль, что судьба его оказалась прочно связана с судьбою Джейми.

Я не буду разбирать роман по кусочкам, в отдельности и персонажи, и идея, и психологизм не представляют ничего особенного. Герои и их внутренний мир стандартны для творчества Кинга, мы встречали у него подобных личностей не раз и не два. И я не говорю, что это плохо, вовсе нет. Если у писателя получается блестяще описать дух детства, бытовые сцены, внутренний мир человека, страдающего от алкогольной или наркотической зависимости, то почему бы ему не пользоваться этим? Интересно ему двигаться именно в этом направлении, писать именно про это, что уж тут поделать. Идея же тайного электричества, увы, описана довольно невнятно и выглядит как-то чужеродно, словно пришита «наживую».

Но это все мелочи по сравнению с общими впечатлениями от книги. Представьте, вы знакомитесь с милой и скромной девушкой и ведете ее в кафе (это вы открыли книгу и вчитались в первые две трети). Все идет хорошо, симпатия крепнет с каждой минутой, временами от общения с ней даже сердце щемит, настолько она задевает вашу душу (сцена смерти жены и сына пастора, например). Допустим, спустя некоторое время вы провожаете ее домой, без задней мысли заходите на чашку кофе и внезапно обнаруживаете, что девушка – нимфоманка, да еще и в период обострения (это я к тому, что заканчивается книга лавкрафтианским ужасом и этого даже особо не ожидаешь: были намеки, но на них как то закрываешь глаза от общего впечатления). Удовольствие, конечно, получить можно, кто-то вообще будет в восторге, но настраивались-то вы не на это. Я вообще после «Страны Радости» и «Мистера Мерседеса» думал, что Кинг «размяк» и ужасов можно больше не ждать. Ага, сейчас.

В итоге перед нами очень неплохой мистический роман, который как булочка с повидлом: до начинки надо еще добраться. Читается он влет, захватывает, в нем есть много плюшек для Постоянного читателя, так что я с чистой совестью могу порекомендовать книгу всем поклонникам творчества автора.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших произведений позднего Кинга, динамики той, что была раньше нет, но есть очень удачное нагнетание атмосфера хоррора! А концовка вышла по духу ближе к стилистике Лавкрафта!)

Этот роман хорош для тех, кто уже знаком с творчеством автора, он отличается от многих его работ и для меня входит в топ-10

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Симфония энтропии в исполнении рокера-наркомана, крестника отлучённого от Церкви священника.

*** Загребущий феодализм.

Стивен Кинг всегда искренен с читателями. Кажется, будто он сам прожил судьбы всех своих персонажей, настолько они реальны. Немного подробностей из личной жизни, много общения с людьми, ещё больше «рыбной ловли» в пульсе общества сетями интернета и СМИ, феноменальная память и талант. Он мастер драмы, психологического триллера, божество «здесь и сейчас»: «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля», «Секретное окно, секретный сад», «Мизери», «Долорес Клэйборн»… Полный список удач огромен. Большое ему спасибо за все эти книги. Но есть соседние земли, на территорию которых не стоит заходить даже Стивену Кингу. Даже если очень-очень хочется. Я говорю о вотчинах Франца Кафки, Натаниэля Готорна, Мэри Шелли, Брэма Стокера, Говарда Филлипса Лавкрафта, Артура Мейчена, Кларка Эштона Смита и некоторых других. Но в литературе, как в феодальном мире, у соседа и нивы колосистей, и стада жирнее, и крестьянки толще. Почему-то всегда. И признанный Король Ужасов вновь соблазнился отправиться в поход, причём сразу на трёх из этих крупных сеньоров, явно переоценив свои силы.

Почему войско короля заведомо обречено на поражение? Потому, что герой Стивена Кинга приземлён и по-животному телесен. При одном только намёке на сверхъестественное он опускается для устойчивости на четвереньки, и, вцепившись в землю одной рукой, ищет другой рукой камень или палку, обратив в сторону испугавшего его звука или вспышки искажённое в зверином оскале лицо. Бей или беги! Это порочный низовой человек, часть толпы, и в своих реакциях он мало чем отличается от обезьяны или дикаря. Как может человек со столь развитыми инстинктами выживания испытать экзистенциальный ужас? Да такой скорее ногу себе отрежет и съест, чем задумается о довлеющих силах Хаоса. Такой не будет искать тайное знание, прислушиваясь к невнятным голосам у себя в голове или часами умирать, страшась обернуться, подозревая у себя за спиной вставшую на дыбы и уже выпустившую когти табуретку – он из окна сиганёт, если не сможет прямо сейчас схватить пожарный топор и раздолбать к чёртовой матери всю мебель в комнате.

Маленькая победоносная война заманчива, и набеги короля случаются с завидной регулярностью. Только вот талант Стивена Кинга, облекая тонкую природу мистического в плоть и привязывая её к современному американскому захолустью, невольно всё опошляет. Вместо додревней расы Старцев – томминокеры из летающей тарелки и ядовито-зелёное свечение. Вместо грезящего в затопленных циклопических руинах Ктулху – вендиго на помойке старого индейского кладбища за дорогой. Вместо бесформенного кошмара в средоточии хаоса посреди бесконечности – непостижимого Азатота – зубастый толстый клоун в канализации. Получив отпор в Королевстве Ужаса, хочется нажиться хотя бы на окраинах Царства Фэнтези. И снова от ворот поворот. Бредёт, спотыкается ковбой Роланд в прикиде Клинта Иствуда по следам Вечного Воителя Майкла Муркока, да никак не догонит. Даже Джек Сойер совсем не то, что Гарри Поттер. Вы видели, что творят некоторые подростки с детскими раскрасками? Оскаленный Винни Пух гоняется за орущим в истерике Кристофером Робином, Покахонтас, хищно улыбаясь, снимает скальп с Джона Смита, Багира и Балу лениво доедают полуразложившиеся останки Маугли, гологрудая Ариэль неспешно делает минет пускающему последние пузыри и рвущемуся из её объятий на воздух принцу Эрику... Вот и приземлённость стиля Стивена Кинга даёт примерно тот же эффект. Всем хорош Санчо Панса, но дракона, принцессы и облачных замков он не увидит никогда.

*** Симпсоны и электричество.

Роман «Возрождение» начинался удивительно позитивно. Ребёнок шести лет и молодой священник, анимирующий проповеди Христом на батарейках, мама и блины с черникой и беконом. Лишь судьба мира висела на волоске из-за кляксы на карте под названием Куба, но маленькому Джейми было невдомёк. Он играл в песочнице, а добрый дядя помогал ему. Светлая, милая поначалу история оказалась недолговечной, как спелые фрукты на солнцепёке. Налетели обычные для Стивена Кинга мухи. Дети растут и уже понимают случайно подслушанные разговоры родителей. Любимый всеми священник получает такой удар судьбы, что становится другим человеком. Первая любовь Джейми, их взаимная мастурбация в автомобиле и секс на продавленном и в потёках от предыдущих парочек матрасе в заброшенном сарае. Талант от Бога, рок-музыка и травка. Травма, курс болеутоляющих препаратов и героиновая зависимость. Мальчик стал мужчиной, который однажды проснулся в ломке, мокрым от собственной мочи в дешёвой гостинице, и потащился за очередной дозой на ярмарку.

Обычное для Стивена Кинга течение трогательной «чернушки» внезапно грубо нарушается спущенной с потолка раскорячившейся собакой на лесках. Оставленный и было забытый в далёком прошлом священник Чарльз Джейкобс возвращается и начинает бредить не то Лавкрафтом, не то Мейченом, попутно творя чудеса в стиле доктора Франкенштейна. Простите, но в произведении описывается рубеж двадцатого и двадцать первого веков, а не Эпоха Просвещения. Неужели в провинциальной Америке настолько плохо с образованием, что понадобилось лечить читателя электричеством? Даже если и так, то Гомер Симпсон органично смотрится с пончиком перед телевизором, а не в цилиндре и с моноклем в глазу. Пусть драма разрушения человеческой жизни изобилует натуралистическими подробностями, но это уже привычный стиль Стивена Кинга. Возможно, кому-то будет даже интересно узнать изнанку жизни бывшего хорошего мальчика, а ныне наркомана. Может быть, но я бросил чтение романа «Доктор Сон», увидев, во что превратил себя Дэнни Торранс, некогда выживший в занесённом снегами отеле.

Рассуждения о христианстве агрессивно жёстки и могут глубоко оскорбить чувства верующих читателей, но предупредительные реверансы и поклоны делаются не им, а геям, лесбиянкам и афроамериканцам. Уже полностью традиционно для современной американской культуры. Кто на гребне пенной волны, с тем и дружим. Достаточно детально описано воздействие гастролирующих проповедников на толпу. Но Стивен Кинг решил этим не ограничиваться и сместил акцент на то, что у других стало бы мистикой. Видения! Но не цвет из других миров, а бредовый сон в душной комнате после плотного ужина с жирным мясом и алкоголем. Большое депрессивное расстройство с повторяющимися галлюцинациями. Как обезьяна борется со стрессом? Даёт леща обезьяне послабее, обычно своей самке и детёнышам. Так и в романе, волна семейного насилия с последующим суицидом прокатилась среди паствы Чарльза Джейкобса. Единственный, кто заметил эту взаимосвязь – бывший музыкант и бывший наркоман на шестом десятке лет Джейми Мортон.

*** Пирожок с камешком на счастье.

Смешанные впечатления от книги. С одной стороны, это типичное произведение позднего Стивена Кинга, внешне похожее на «Страну радости» или «Бессонницу». Душещипательное, как хруст французской булки, выглядящее искренним жизнеописание почти лирического персонажа, привычно перчёное «бытовухой» и натурализмом. Ничего, что под жизнеутверждающим названием и задушевной манерой рассказчика скрываются, как осколки стекла в пасхальном куличе, истории деградации и постепенного разрушения нескольких выглядящих вполне успешными личностей. Написано ведь мастерски, будем есть и улыбаться окровавленным ртом. С другой стороны – линия безумного учёного-богоборца. Вот он воспринимается в тексте чужеродным элементом. Сделай автор Чарльза Джейкобса просто лжепророком и прохиндеем, снимающим доллары с толпы дураков, стало бы проще и естественнее. Выкинь его Стивен Кинг из настоящего Джейми Мортона, оставь его как воспоминание из детства и часть галлюцинаций сходящего с ума наркомана, сюжет бы только выиграл. Но читаем так, как есть: собственно кинговский поток тащит какой-то мусор, который то уходит на глубину, то снова всплывает. И концовка только усугубляет положение. Роман, конечно, не лишён оригинальности, но будет по-настоящему интересен и полностью устроит, пожалуй, только фанатов Стивена Кинга. У всех остальных начнёт хрустеть песок на зубах.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожидал от старины Стивена подобного выстрела.Есть еще значит порох в пороховницах,если так сумел нагнать страху,что я целый день после прочтения(концовка просто душераздирающая-даже не знаю, что лучше — в хорошем или плохом смысле слова) приходил в себя.

Сюжет от первого лица вращается вокруг Джейми Мортона — уроженца Харлоу,штат Мэн(кто бы сомневался)), пошедшего по темной дорожке — секс,наркотики и рок-н-ролл и все бы на том и закончилось (умер бы в луже собственной бл....),если бы не его «пятый персонаж»-преподобный Чарльз Джейкобс,встретившийся с ним в возрасте 6 лет и круто впоследствии изменивший всю его жизнь.

Кинг нам известен как великий мастер препарировать человеческие души и рассматривая их под призмой своего мировоззрения,вытаскивать наружу самые мерзкие и отвратительные стороны человеческой личности.Должен сказать что за последние лет 10 только два романа оставили похожее впечатление(«Пожиратель мух«Алексеева и «Убыр» Измайлова) да и то, эффект был все же на несколько порядков ниже(Дашков не в счет))

Мастерски нагнетая атмосферу на протяжении всего романа,недомолвками,сценами с исцелением, «тайным электричеством«Ч.Джейкобса и их последствиями(с Джейми больше всего зацепило.Его первые слова после исцеления:-Что -то случилось-просто шедеврально,особенно его мрачный юмор:-Скажи, как тебя зовут,-попросил Чарльз;ГГ внутренним голосом -я чуть было так и не сказал Что-то — имя,Случилось- фамилия. -блеск).

Пройдя с Гг через всю его нелегкую жизнь читатель, в лице меня , сильно привязывается к Джейми да и Ч.Джейкоб не оставит никого равнодушным.Так вот, из всех этих полунамеков,недомолвок и эксперементов с непознанным электричеством и начинаешь подозревать, что добром все это не закончиться(да,это Кинг и добром у него половина романов не заканчиваются),но тут мастер переплюнул на мой взгляд самого себя.Честно говоря очень уж бы хотелось верить что это была все лишь галлюцинация, (хм,коллективная?).Потому что хоть даже малейшее согласие с таким раскладом(концовкой) может привести к нехорошим мыслям.

P.S.Хотелось бы добавить ,что опираясь на некоторые научные и ненаучные факты можно сказать, что там действительно что-то существует и как мне кажется, решать что же мы там увидим скорей всего придется именно нам.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последние книжки Кинга читал с интонациями «Спасибо, что живой». «Возрождение», согласен с Быковым, получился романом славным, с незалежной идеей, очень хорошо организованным. Богоборческий роман. чего уж там. Понятно, что ввиду огромного объема написанного уж вовсе свободным от предыдущих тем и мотивов роман быть и не мог — у Кинга совсем новаторского ничего уже и не будет. Мне история глянулась, а паче того глянулся относительный лаконизм, умеренный объем и чувство меры, с которым в последних романах все было не здорово. Размышления на тему некрасивости тайны и иллюзорности надежды на чудо без последствий оказались горькими и содержательными. Кинг вот сильно хвалил «Щегла» Таррт, а свой роман о наркомане в том числе, сюжетно занятный и вполне себе в духе «Диккенса» написал не хуже. Как по мне — лучший его роман за последние десять лет.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, опять новый роман Стивена Кинга меня разочаровал. Слишком много воды, ни к чему не обязывающих, лишних, не раскрывающих ни психологические портреты героев ни сюжетные ходы подробностей. Основную часть книги главный герой рассказывает свою жизнь, с маленькими вкраплениями основной сюжетной линии, а потом, на старости лет вспоминает, эти же самые моменты своей жизни, о которой мы читал в самом начале. Такой прием вполне приемлем, при условии большого романа за 900 стр. (опять же, если данный эпизод имеет ключевое значение для сюжета), но ни как не для 400 стр. книги.

Кинг так увлекся описанием жизни и метаний главного героя и его семьи, что почти полностью проигнорировал основной сюжет, из-за которого собственно и должна была создаться эта книга (если, конечно, писатель не задумывал эту книгу как мемуары): объяснения об электричестве и пр. очень не внятные, написаны как для галочки, не дающие представления о том, что собственно происходит и как. Такое описание очень сильно резонирует с подробным, доскональным описанием жизни главного героя, ощущение что сюжетная часть написана «на отстаньте», а потом снова сворачивает в лоно любимых сердцу воспоминаний о детстве, игре в солдатиках и пр.

Продравшись через большую часть книги и добравшись до развязки, начинаешь думать, что будет хоть тут по делу и занятно, но увы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как уже писалось ниже, развязка (да и идея) напоминает рассказ Клайва Баркера из «Книг Крови», причем визуально даже больше напоминает одноименный фильм.
Что опять же говорит о очень низкой проработанности романа.

Будь этот роман сокращен до размеров повести воспринимался бы он более органично.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одним словом — разочарование. Давненько я не испытывал при чтении чувство неловкости за автора. В который раз убеждаюсь: последние романы Кинга просто тонут в самоповторах.

Минусы: слишком прямолинейный и очевидный сюжет, много воды. Про техническую сторону даже задумываться не хочется: весь этот необъясненный лепет про изобретение батареек; какие-то невнятные источники энергии; кольца-стержни-ленты. Ей-богу, стоило перенести время действия романа лет на пятьдесят назад.

Сюжет этой повести разбухшей в роман: парафраз КДЖ, и отчасти — Бессонницы. Причем концовка угадывается примерно после третьей главы.

Кочующие из книги в книгу персонажи: наркоман(алкоголик) который пытается всё начать с начала: Противостояние, Сияние, Томминокеры и т.п.;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
муж теряющий жену и сына и пытающийся вернуть их любой ценой
: КДЖ;
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
умирающая от рака мать
(или кто-нибудь еще): В комнате, Талисман. Даже некоторые второстепенные персонажи позаимствованы: местная сплетница подслушивающая по телефону... Кульминация романа напомнила похожую сцену из Черного дома и Книги крови Баркера.

Плюсы книги: Кинг есть Кинг, и ниже определенной планки он не опускается — читается книга с интересом. Понравились жизнеописания семейства главгероя — есть ощущение что он отчасти пишет о своей семье. Понравилась линия с «Тайнами червя», жаль что она толком не расписана.

С нетерпением жду грядущий сборник рассказов. С ними Кинг пока справляется...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх