Лоис Макмастер Буджолд «Проклятие Шалиона»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Проклятие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Действие романа происходит в мире, напоминающем эпоху Возрождения, поделенном на десяток небольших королевств. Пантеоном этого мира является Семья богов, которые проявляют себя через посредство людей — так называемых Святых. Главный герой, Казарил, некогда блестящий офицер и придворный, не по своей вине на долгие месяцы сделался галерным рабом. У него не осталось в душе живого места и единственное, чего он хочет, — покоя и убежища при дворе своего давнего покровителя, где некогда служил пажом. Став наставником и доверенным лицом юной принцессы Исель, Казарил вновь очутился в водовороте придворных интриг, столкнулся со своими давними и смертельными врагами...
Входит в:
— цикл «Шалион»
Награды и премии:
лауреат |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей . 1-е место | |
лауреат |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2002 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2002 // Роман | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2002 // Роман | |
номинант |
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2005 // Переводной роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Volex, 19 апреля 2025 г.
Хорошо написанное фэнтези с интересным главным героем и нетривиальным подходом к религии и чудесам. История разворачивается постепенно, и временами казалась мне слишком мрачной или перегруженной магией. Лично мне ближе более «приземлённые» сюжеты.
Тем не менее, в книге есть что оценить — стиль, атмосфера, внутренняя логика мира. Думаю, тем, кто любит серьёзное фэнтези с философским подтекстом и мистикой, она может зайти даже лучше, чем мне.
sвинтуs, 27 ноября 2024 г.
Роман не понравился. Из основных минусов выделю следующие:
- Шаблонные и предсказуемые герои. Если злодей, то злодей конкретный, подлый во всем, положительных и даже нейтральных поступков не совершает, тоже самое и с положительным и героями, которые, практически, (хотя, пожалуй, и не практически) святые. Каждый следующий шаг злыдней и святош предсказуем и 2/3 книги легко угадываются, в связи с чем читать скучно.
- Доминирование жанра «женский роман» над «фэнтези». Батальных сцен практически нет, неожиданных интриг и поворотов сюжета тоже, зато «ахи и вздохи» в каждой главе.
- Боги помогают только хорошим, собственно, если бы не боги, то злыдни победили бы точно. Т.к. у хороших, кроме праведного поведения, нет ни одного козыря.
- Главные герои: бывший паж, который много лет провел в рабстве на галерах и был отлучен от дворцовых дел и принцесса 16-ти лет, которая в делах правления «не в зуб ногой». Им противостоит злобный канцлер со товарищи, которые у власти более 20 лет и все эти годы они плели интриги, создавали сеть агентов, короче поднаторели в заговорах и искусстве правления весьма. Но в противостоянии 16-летка и бывший раб, первый раз появившиеся во дворце, не дают им спуска.
В общем, кто любит про любовь и самопожертвование с черно-белым миром и героями, с акцентом на переживания в ущерб действиям, тому роман понравится, остальным, очень сомнительно.
AlisterOrm, 20 декабря 2015 г.
...Намедни мне пришла в голову мысль ознакомится ещё с каким-нибудь новым автором. Такие сюрпризы иногда бывают приятными, иногда нет. Я многое слышал о Лоис Макмастер Буджолд, как о мастере космооперы, автора знаменитого цикла о каком-то Майлзе Форксигане. Однако на НФ меня в последние года 2 не особенно тянет, больше на фэнтези. Оказалось, что Буджолд писала и такое — цикл «Шалион», обласканный премиями и вниманием читателя. Я, ессно, радостный, сразу побежал за первой книжкой трилогии...
...А теперь сижу и думаю — а что я, собственно, ожидал? Автор-женщина, пишет о прекрасных принцессах и отважных рыцарях... Вполне допускаю, что космическую НФ она пишет по другому, а здесь почтенный автор писала так, как хотела, и о чём хотела — о мужчине, который всегда готов подставить сильное плечо хрупкой женщине, при этом не заслоняя своей скромной персоной её величие... Но обо всём по порядку.
Интересная система религии, Буджолд достаточно страниц посвятила вопросам теологии — боги в её романе вполне реально воздействуют на людские судьбы. насчёт остальных вопросов авторша явно не заморачивалась. Шалион как будто взят с просторов раздробленной средневековой Европы — государство явно не особо велико по размеру, если судить по тому, как лихо герои его пересекают из конца в конец. Да, придумана новая титулатура, однако это не идёт дальше терминов — ничего нового или оригинального в её системе нет. Единственное, на чём Буджолд ещё останавливается подробно — на убранстве и одежде — видимо, это самая интересная для неё часть.
Главный и плюс, и минус романа — главный герой. На Кэсерила Буджолд явно убила большую часть творческого процесса. Он вызывает острую симпатию с первых страниц — искусный воин, ставший секретарём, переродившийся на рабских галерах, став смиреннее и спокойнее. Хороший человек. Но... слишком уж его автор любит. Конечно, она нещадно пытается мучить главного героя, но делает это аккуратно и любя, периодически подставляя ему рояли в кустах. Кэсерил — настоящий везунчик судьбы, вылезающий из любых передряг... А почему? Так хочется автору, и честно говоря, я её хорошо понимаю — слишком притягателен её персонаж.
Сюжет вроде бы есть... А вроде бы и его не замечаешь. Всё очень тягуче, медленно, без лишней динамики. Местами — просто скучно и нудно. Кроме того, реалистичный, в общем-то, сюжет периодически портится сладким-сладким сиропом, которым автор густо посыпает Кэсерила и всех, кто априори является «хорошим». Претензия на неоднозначность есть, но герои, например, Исель, остаются честными и чистыми, а парочка Джироналов оборачиваются самыми негодяйскими негодяями в округе. Что делать, законы жанра...
В итоге — неплохая, но достаточно проходная книга. Удачный «герой без героики», но слабенькая оправа для него. Читать можно? Можно. Но не обязательно.
NikasSlav, 6 декабря 2023 г.
Лоис Буджолд известна в основном космической фантастикой — циклом про Майлза Форкосигана, и надо отметить, что этот жанр удаётся ей лучше, чем фэнтези. Тем не менее, «Проклятие Шалиона» тоже достаточно интересная книга с необычной магией; и, хотя является частью цикла, это вполне законченное произведение. В стране под названием Шалион главный герой Кэсерил возвращается к месту прежней службы после бегства с рабских галер. Его предыстория весьма непростая — защищал важный город до последнего, но казначей, по сути, «продал» его в рабство. И вот спустя несколько лет им предстоит столкнуться вновь. А в самой стране неспокойно: над правящей семьёй нависло опасное проклятье, но знает об этом лишь круг избранных. Под его действие попадает и казначей, и другие приближенные. Кэсерил становится слугой принцессы, но пока ничего не знает о проклятье. Он клянётся помогать ей, и вскоре вынужден прибегнуть к смертельно опасной магии, чтобы сдержать слово. Первые двести страниц (а это треть книги) довольно затянутые: нас медленно вводят в курс дела, показывают разные локации Шалиона, рассказывают о правящей семье, но событий в этой части довольно мало. Лишь после этого происходит первый «взрыв» повествования, после чего шквал событий постепенно нарастает. Проблемы в Шалионе множатся, как грибы, а Кэсерилу придётся разобраться и с последствиями опасной магии, и с проклятьем, а ещё — не завязнуть в паутине интриг и попытаться спасти принцессу. В целом, читать оставшиеся две трети книги довольно интересно. Единственное, что смутило — недостоверная концовка. Выглядела она как deus ex machina. Но в целом — хорошая история с необычной магией и придворными интригами. Понравится любителям неторопливого фэнтези, кто желает сперва насладиться описанным миром, а затем погрузиться в волну событий. 7 из 10
Ev.Genia, 5 мая 2014 г.
Что сказать, у книги есть все основания быть весьма привлекательной для многих читателей, но, к сожалению, мне мало что понравилось в ней.
Автор создала мир, который напоминает средневековую Европу с маленькими королевствами, ведущими между собой войны, добавила магии, здесь описываются интересные отношения людей и богов, но, к сожалению, он не сильно то проработан. Персонажи здесь, как водится, делятся на положительных и отрицательных: если уж какой герой положителен, то на все сто процентов, ошибок он не допускает и с самых первых мгновений его появления в истории понятно, что он заслуживает всего самого наилучшего, а уж если герой отрицателен, то тоже на все сто процентов – никаких секретов, это сразу же видно. Юные девы здесь прелестны, умны, настойчивы, храбры, решительны, великодушны и прямолинейны; недоброжелатели – злы, извращены, ненасытны, подлы, лживы и уверены в своей безнаказанности; главный рей – безволен, слаб, зависим, ненадёжен, конечно, ведь над ним довлеет проклятие, он его жертва; юный рей – ещё откровенно глуп по молодости лет, доверчив и неопытен; главный герой Кэсерил – настоящий рыцарь, жизнь готов отдать ради долга и любимых людей, отличный дипломат, хороший друг и просто замечательный человек. Он стойко перенёс множество испытаний, а теперь его задача – избавление Шалиона от проклятия, этого извращения некоего неописуемого божественного деяния, последствия которого задержались в этом мире, т.е. желая получить кусок хлеба, он оказался приглашённым на пир. И он действительно заслужил и торжества справедливости, и победы над недоброжелателями, и любви, и всех благ.
Несмотря на закрученный сюжет, множество приключений, трагических событий, романтической линии история мне показалась очень легковесной, местами она движется очень уж неторопливо, а местами тягуча и нудна – хочется действий, а взамен получаем разговоры и раговоры. У меня сложилось представление о книге, как о вышитом полотне, на котором чётко видно множество узелков, за которые неприятно цепляется глаз. Такое впечатление, что некоторые моменты вставлены, что называется, до кучи: мало проклятия, пожалуйста нам привидения, этого мало – вот магический зверинец, этого недостаточно – вот ещё святой–следователь мужелюбец… Нет, в книге есть интересные моменты и вот две вещи, которые затронули моё внимание особо: я почти физически ощутила облегчение Кэсерила, когда он после долгих мытарств впервые сел за обеденный стол и лёг в чистую постель в замке провинкары и эта нежданная встреча с человеком в Ибре, которого он когда–то знал и спас.
В итоге, есть в книге интересные моменты, но по большей части книга скучна и предсказуема, а местами довольно слащава. Понятно, что с героями в итоге всё будет хорошо, несмотря на неприятности, смерти и порой откровенную неуверенность в себе главного героя – осталось только добраться до последней страницы. Чего же тогда не хватает книгe, в которой всё есть? Мне не хватило искры, нетерпения ожидания дальнейших действий героев, чувства волнения и сопереживания, когда влёт прочитываешь страницы. Наверное, это всё же не моё произведение, хотя приключения Майлза читаю с удовольствием. Такую оценку ставлю только из уважения к Автору и некой симпатии к главному герою – он это заслужил.
Fadvan, 27 марта 2009 г.
Самое главное, что есть в этом романе — это атмосфера. Её не назовёшь ни мистической, ни слишком затягивающей, но она такая уютная, неторопливая, добрая, что так и представляешь себя в кресле у камина с чашечкой горячего чая напротив на столике. Роман, как бы обволакивает, увлекая и окружая мелкими деталями, которые прописаны, я бы сказал, достаточно образно, таким очень приятным для чтения языком.
Тут есть мир, не ахти какой большой, но населённый очень живыми людьми. То есть это не мир географических пространств, а именно мир людей. Персонажи не отличаются сложными характерами, но многие из них получились очень человечными, глубокими. Им сопереживаешь, да ещё так, будто сам оказался на их месте.
Что касается сюжета, то он достаточно линеен, и развивается не ахти как быстро. Роман больше не для ума и внимания, а для души. То есть вы не будете выпучив глаза проглатывать строки, увлечённые происходящими событиями, а вы будете просто наслаждаться атмосферой — атмосферой разговоров, двора, людей в нём.
Очень понравилось, как автор показал эзотерическую составляющую — Боги здесь это одна самья, они как люди.
Роман полярен, как в классическом фэнтези — с одной стороны стоят персонажи сугубо положительные, с другой — отрицательные. Да и концовка предсказуемая, никакой неожиданности она не несёт. Но это как добрая красивая сказка — она по-своему хороша, оставляет светлое впечатление.
Мне довольно понравилось, но в особом восторге не был.
Бурундук, 7 июня 2014 г.
Не знаю, как другие, а я особо интересную книгу пока не прочту, ничто другое меня не интересует. После того, как лет пять назад, взяв с собой одну трилогию, не заметила первой половины отпуска, решила увлекательных книг на отдых не брать. К чему я это? Да к тому, что «Проклятие Шалиона» — идеальная отпускная книга. Внимание не отвлекает, мозг не напрягает, событиями не захватывает. Что-то там как-то происходит, злодеи без огонька плетут вялые интриги, флегматичный главный герой благороден, жертвенен и предсказуем, принцесса прекрасна, умна и совершенна до зевоты. Ни тебе неожиданных поворотов сюжета, ни неоднозначности поступков и характеров, ни даже дракона или хотя бы эльфа завалящего. Вот прочла я ее уже месяц назад, сейчас оглянулась, а вспомнить-то из романа и нечего, ни одного яркого плюса.
И это при всем при том, что я большой поклонник Барраярского цикла. И была заинтригованна обещаниями увидеть что-то подобное, но в фэнтези-антураже. Да куда там! Похождения Майлза Форкосигана пусть и женская книга, но захватывающая. С харизматичным главным героем, закрученным сюжетом и полезными морально-этическими посылами. Этот же роман – блеклый середнячок на один раз.
aery, 13 июля 2011 г.
Довольно длинный неторопливый роман для любителей подробных описаний, средневекового антуража и героических персонажей.
Главный герой — почти как рыцарь без страха и упрека, готов отдать жизнь ради исполнения долга, умен, хороший воин, неподкупный дипломат. Конечно же есть и прекрасные дамы, хитрые злодеи, немножко магии, интриг, боев. Героев нельзя назвать полностью шаблонными, за каждым из них проглядывает личность со своим характером, им сопереживаешь, но все-таки мне местами не хватало жизненности. Не может шестнадцатилетняя девушка не делать ошибок в игре за власть, а всеми признанный умным злодей раз за разом оставаться не у дел. Как не может и физически слабый и больной человек раз за разом скакать ночи и дни напролет, хотя... ему-то как раз могли и помочь свыше.
Повествование неторопливо, местами затянуто. Хочется действий, а получаешь разговоры на бытовые темы, приправленные описанием болезни ГГ. Вместе с тем все это составляет довольно приятную атмосферу, в которую погружаешься и не замечаешь, как перелистываешь страницы.
Мир, в котором происходит действие, довольно интересен с точки зрения взаимодействия людей и богов, но, к сожалению, он не сильно проработан. Мне не хватило подробностей о государствах-соседях Шалиона, ведь речь идет о политике, и все о тех же богах.
Этот роман действительно подходит для отдыха, можно неплохо провести вечер-другой с книгой, но я думаю, что после прочтения все герои быстро забудутся, так как эта книга не показалась мне чем-то особенным.
tess86, 7 июня 2011 г.
Читать иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.:smile:
Действительно читать эту книгу невероятно просто и приятно. Отлично помогает отвлечься после книг требующих морального и интелектуального напряжения. Но несмотря на все писательское мастерство Буджолд и довольно стройный сюжет, книга цепляет вовсе не этим. Главное в этой книге герой. Казарил невероятно романтичный образ невинно пострадавшего от коварных врагов, но не сломленного привратностями судьбы рыцаря. (В этом месте мое девичье сердце растаяло) Он умен, благороден, храбр, но в тоже время лишен таких абсолютиских проявлений этих качеств как тщеславие и гордыня. И учитывая наличие неподалеку молодой леди с прекрасными глазами, совершенно ясно что дело, как обычно у Буджолд, закончиться свадьбой. :superkiss:
Как бонус Буджолд добавила очень оригинальную идею теософии для своего мира. Довольно нечасто встретишь столь логичную концепцию свободной воли и божественного вммешательства.
Ritta, 24 ноября 2020 г.
Проклятие Буджолд. Почему автора мало читают в России?
Перевернута последняя страница книги. А я сижу и думаю, что ж такое я, собственно, прочитала?..
Роман в жанре фэнтези… Но… но какое ж это фэнтези?..
Да примерно такое же, как «Сага о льде и пламени» Дж. Мартина. Книга, которая прикидывается, притворяется фэнтези, потому что фэнтези сегодня модно.
А по сути серьезное, философское и в случае Буджолд даже теософское чтение.
В романе действительно много о трансцендентном. О святых, которые в нашем, привычном понимании вовсе и не святые даже, а скорее божественные посланники, земные сосуды божественной воли, о богах – их в мире Шалиона пять: Мать-Лето, Отец-Зима, Дочь-Весна, Сын-Осень и Бастард, защитник отступников и последнее прибежище падших. Вместе они составляют Святое семейство. Кстати, может быть, я пропустила, но как-то не уловила, чьим сыном является Бастард, можно предположить, что он потомок Отца, но кто в таком случае его мать?..
Главная коллизия романа, вынесенная в заглавие – это проклятие, которое висит над царствующим домом Шалиона и всем королевством. Это проклятие не могут снять даже боги, сколь бы горячие молитвы им не возносили. Правда, они могут способствовать этому, но действовать придется человеку, человеку, который готов трижды умереть за Дом Шалиона…
И такой человек найдется. Верность его звучит ужасающим анахронизмом в наше время, время, когда человеческая жизнь ценится превыше всего. У меня даже мелькнула подлая мыслишка: да что такого сделала для Кэсерила принцесса Исель, что он готов ради нее идти на подобные жертвы?.. Ладно бы еще она росла на его глазах, но он всего лишь служил ее секретарем в течение года… Впрочем, возможно, мне просто следовало родиться при феодализме, чтобы это понять.
«Проклятие Шалиона» – это роман о преодолении себя. В этом отношении Буджолд продолжает ту же тему, что и в «Саге о Форкосиганах». В центре – не просто персонаж, но герой и герой не в литературоведческом смысле. Это человек, способный на Поступок, человек, посвятивший себя Служению. Характерно, что сам он не является вершиной феодальной пирамиды, это не король, не император. Можно вспомнить, что и Майлз Форкосиган – тоже вассал, приносивший клятву верности, и в любых обстоятельствах прежде всего он служит своему Императору и Барраяру. Видимо, для Буджолд привлекательна сама эта идея беззаветного служения, полной самоотдачи правому делу и сюзерену. И самое худшее, что случается с ее героями – это нарушение вассальной клятвы, попытка узурпации власти. Несколько раз она описывала попытки свержения законного правителя, и восставшие всегда изображались как резко отрицательные герои, обезумевшие себялюбцы. Исключение – убийство безумного принца Зерга, но оно было спланировано его собственным отцом, во-первых, с передачей власти законному наследнику, внуку старого императора Грегору, во-вторых.
Чем бы ни был обусловлен такой интерес к политике и дворцовым интригам, нельзя отказать Буджолд в мастерстве, с которым она их изображает. Здесь она играет на своем поле, и можно лишь восхититься житейской мудростью и хитроумием, которые проявляют ее герои в решении тонких политических вопросов. Всего этого: интриг, политики, династических плясок вокруг трона – в достатке и в «Проклятии Шалиона».
Таким образом, прочитанная мной книга – это книга о преодолении, о политике, о религии… и о любви. Да, и об этом тоже, хотя линия любви Кэсерила к прекрасной и молодой фрейлине Исель явно не является первостепенной, а под конец выглядит даже немного скомканной, как будто автор уже устал и торопится поскорее «раздать всем сестрам по серьгам».
Наверное, «Проклятие Шалиона» все же уступает первым романам «Саги о Форкосиганах». Буджолд писала «Шалион» уже будучи гораздо старше, и это чувствуется. В более поздних текстах нет прежней бешеной энергии, больше философских размышлений и вкраплений житейской мудрости. Они чем-то неуловимо напоминают романы о мисс Марпл Агаты Кристи, в них то же созерцательное, лишенной иллюзий наблюдение за человеческой природой, за грехом и святостью в привычном нам понимании. Замечательно прописана психология героев, даже эпизодических, это всегда живые люди, а не ходячие манекены. Читая книги Буджолд, я и то и дело останавливаюсь, обдумывая какую-нибудь строчку, и всякий раз удивляюсь верности ее мысли, зоркой наблюдательности, с которой она подмечает движения души своих героев. Так может писать только очень умный человек, прекрасно знающий жизнь. И пожалуй, читать стоит только из-за этих мимоходом оброненных замечаний, житейских наблюдений, собственно приключения и интриги перед ними для меня как-то отступают на второй план…
Конечно, Буджолд – американка европейского происхождения, и уже поэтому мировоззрение ее сильнейшим образом отличается от менталитета моих соотечественников. Я, скажем, с трудом представляю, чтобы кто-то из моих сограждан мог в наши дни так упорно воспевать в своих произведениях идею вассальной верности. Мы, после Октября, после всего двадцатого столетия, просто безумно от этого далеки. Русские пишут о справедливости, но справедливость в их сознании – это никак не передача короны легитимному правителю, а это и есть главная сюжетная линия многих романов Буджолд. Вообще любопытно, что именно американцы так любят писать о династических интригах и плясках вокруг трона – наследие английского прошлого?.. Еще Хайнлайн в каком-то из своих футуристических романов писал, что никто не любит Императора так, как американцы (боюсь ошибиться, но кажется, это была «Двойная звезда»), видимо, в его словах содержалась большая доля истины, если под императором понимать монархическую систему правления вообще.
Культ карьеры, личного успеха – другая особенность прозы Буджолд. Да, она пишет о служении, но служение это всегда вознаграждается. Ее герои получают ордена, медали, почетные звания, в случае Кэсерила – место канцлера при дворе. Путь к успеху в ее книгах – это всегда восхождение по карьерной лестнице. Духовный путь тоже важен, но все же вторичен, главное – это то, что происходит в социальном смысле, в мире людей и вещей. Есть вообще во всем этом какая-то тоска по армии, по военщине, и даже странно, что такие вещи пишет женщина.
Впрочем, Буджолд – очень необычный пример писателя-фантаста. Явный технарь, она прописывает психологию героев с женской внимательностью. Это несколько сужает круг ее читателей, для девочек там слишком мало любви, для мальчиков – войны, и, пожалуй, лишь этим я могу объяснить недостаточную, на мой взгляд, популярность автора в России.
Тем не менее, несмотря на отличия в мировоззрении и гендерную своеобычность, творчество Буджолд заслуживает всяческого внимания. И одна из причин – это как раз самобытность автора, его следование какой-то собственной генеральной линии, нежелание работать в хорошо зарекомендовавших себя литературных шаблонах.
ejiky, 17 ноября 2012 г.
Этому роману сразу же ужасно хочется прилепить определение «классическое фэнтези». Добротно выписанный текст, главный герой, которому если и добавить префикс «анти», то только лишь потому, что он сам, с упорством достойным лучшего применения, уверяет всех в своей обычности. Есть дворцовые интриги и сражения, есть темная магия, есть боги и святые. Есть, как и обещает название романа, проклятие, с которым борются герои истории. И есть хэппи энд. Более того, в том, что этот самый ХЭ случится, не остается никаких сомнений уже в начале книги. Это не недостаток, это такая особенность повествования — и потому роман читается спокойно и без особых волнений. Да, там случаются и неприятности, и смерти, но читатель твердо уверен, что в конце все будет хорошо. И даже уверенного в собственной никчемности главного героя, твердой женской рукой потащат в светлое будущее (в смысле под венец). А чего же, спросят меня, тогда не хватает этой книги? А вот того, пусть не всегда поддающегося осмыслению, чувства сопереживания, говоря умными словами — катарсису. Ну это когда «душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась» (с).
Ну или работы для мыслей, вопросов не хватает, проблем.
dimon1979, 2 августа 2011 г.
К сожалению тяжелое начало книги, ничуть не изменилось на протяжении всего повествования. Казалось бы, Буджолд придумала интересный мир, который очень напоминает средневековую Европу, с небольшими королевствами, ведущими постоянные войны между собой, добавила чуть-чуть магии и в итоге должно было получиться увлекательное чтение, но на самом деле вышло очень затянутое, неспешное произведение.
Возникает резонный вопрос — а что в этой книге хорошего и почему, я ее все-таки оценил довольно высоко? В первую очередь, что привлекло меня в романе Буджолд- интересные персонажи, точнее сказать один из героев — Кэсерил, он чем то напомнил мне инквизитора Глокту из цикла Аберкромби, вроде бы ничего общего у них и нет, но какие-то моменты в их судьбах очень похожи. Кэсерил по странному стечению обстоятельств был предан своим командованием, он выполнял роль коменданта в одной из крепостей на границе своей страны, крепость несколько месяцев была в осаде и в конце концов было принято решение о продаже бастиона вражеским войскам, все защитники должны были беспрепятственно покинуть эти земли и вернуться домой, на как оказалось у принципиального коменданта есть враги и в собственном войске. Он был продан на пиратскую шхуну обычным рабом, что ему пришлось пережить за 18 месяцев рабства и что вытерпеть останется в его памяти и на его теле на всю жизнь.
Честно признаюсь, я очень редко бросаю начатые книги, но именно эту очень хотелось прекратить читать, так как постоянные описания внутреннего убранства замков и отдельных комнат, подробные описания завтраков, обедов и ужинов, рассказы о красоте одежды фрейлин, принцесс, дворян и всех остальных знатных людей королевства, все это не настраивало на легкое чтение и приходилось убеждать себя, что скоро все будет намного интереснее.
Кроме подробного описания жизни при дворе, автор уделил много внимания внутренним интригам в королевстве, причем сделано это очень своеобразно и необычно. На короля всегда пытались оказывать влияние различные группировки знати и кому удалось завладеть королевским вниманием, тот и получал максимальное количество привилегий. Стоит отметить и то, как много автор уделила внимания созданию религии своего мира, с первых страниц на читателя обрушивается масса новых названий и обозначений, так как в Шалионе официальной религией является культ Пяти Богов, а у каждого из богов есть свой орден и еще куча разных религиозных и военных структур, то вначале тяжело вникнуть в происходящее и разобраться кто и кого представляет.
Несмотря на множество сложностей при чтении, все-таки, я не жалею о том, что я решил дочитать эту книгу до конца, так как узнать чем же все закончится и как героям удастся решить все свои проблемы, мне было интересно и автор не обманула моих ожиданий, Буджолд красиво и неожиданно закончила свою первую книгу из цикла «Шалион». Первая часть цикла полностью завершена и читать остальные книги совсем не обязательно.
Yazewa, 10 июня 2010 г.
Еще одна интересная работа Буджолд.
Прочитав её Барраяр и Нож, понимаешь принципы в выборе типажей героев: немолодой мужчина благородного поведения и высоких моральных качеств, претерпевший непременно массу физических страданий; умная женщина с твердым непреклонным характером, дарящая ему свою восхитительную любовь...
Прекрасные герои второго плана. Очень подробно и реально прописанный мир. Мне очень импонирует такая манера, поэтому я с удовольствием читаю подряд все, что написано...
Kimsky, 9 января 2009 г.
Несомненные плюсы — герой, прописанный настолько хорошо, что иногда можно чувствовать именно то, что и он. О сопереживании и не говорю.
Оригинальный мир, оригинальные отношения с богами. В целом — изрядная непредсказуемость сюжета. Неплохие второстепенные герои.
Из минусов... да как-то особых не наблюдается.
И, повторюсь, Казарил искупает все возможные мелкие недочеты.
kelden, 17 октября 2007 г.
Классическое и хорошее фэнтези.
Как характерно для писательниц-женщин, мир уютный и хорошо прописанный, путь не мастштабный и с множеством героев, но ведь даннный роман другого толка. Здесь всё написано с любовью и красиво: и двор, и те же всадники, и разговоры. Естетственно, присутствует и любовная линия, а как же без неё:smile:
Отдельно хотелось бы выделить героев. Одно слово — они прекрасны. Не в том плане, что у них интересные психологические портреты и характеры, а в том плане, что вызывают у читателя симпатию (положительные только правда). Кэсерил, Бетрис, Иста — много приятных сердцу героев. А на другой стороне — герои чётко и явно отрицательные, всё как по классике. Подробный и неторопливый стиль у меня не создал ощущение «затянутости», а наоборот позволил глубже погрузиться в мир героев, дворов и королевств.
Очень хорошо. Всё в канонах жанра классики чувственного фэнтези, и опять рукою женщины — это видно.