Роберт Блох «Записки, найденные в пустом доме»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Двенадцатилетний мальчик Уилли Осборн приехал в дом, где жили его дядюшка Фред и тетушка Люси. Дом стоял в нескольких километрах от ближайшего населенного пункта, и ехать в город приходилось через лес. А это было весьма небезопасно, так как в лесу жили ОНИ... Для Уилли начался настоящий кошмар...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— журнал «Weird Tales, May 1951», 1951 г.
— журнал «Screen Chills and Macabre Stories, November 1957», 1957 г.
— сборник «Mysteries of the Worm», 1981 г.
— антологию «Жёлтый знак и другие рассказы», 1992 г.
— сборник «Robert Bloch: Appreciations of the Master», 1995 г.
— антологию «Библиотека «Некрономикона», 2019 г.
— антологию «Дом Червя», 2021 г.
— антологию «Тёмные аллеи 2.3: Аколиты и Ктулху», 2021 г.
- /языки:
- русский (8), английский (10), французский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (2), самиздат (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Алукард (2), С. Лихачёва (4), В. Терещенко (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mr_logika, 22 июля 2025 г.
Сразу стало понятно, что мне не повезло с этим рассказом, т.к. переводчик не читал произведение, которое он якобы переводил. Название «Тетрадь найденная в заброшенном доме» (так в сборнике Блоха издательства КЛФ 2022 года) дано по причине плохой информированности. Пропавших людей разумеется быстро начали искать, хотя бы потому, что исчез почтальон, государственный служащий. Ясно, что дом, в котором только что жили фермеры (муж и жена) не успел стать заброшенным, он был просто пустым, и так оно и есть в другом переводе.
Приходится пользоваться тем, что имею. А имею набор из очень туманно прописанной нечистой силы, удивительного места, где около вокзала нет ни одного дома (а где живут путевой обходчик, телеграфист, станционный буфетчик и их семьи?*), дремучего леса, где не водятся ни звери, ни птицы и невероятно бесстрашного мальчика Вилли Осборна, который перед смертью (буквально перед, за минуты до) записывает всё, что происходило в доме и вокруг него в последние дни и происходит сейчас. И свою жизнь он заодно описывает. Вилли умеет преодолевать страх как взрослый боец спецподразделения, не бывает таких двенадцатилетних мальчиков.
Интересный факт. Если верить переводу, а тут ему нельзя не верить, т. к. описана, если так можно выразиться, специальная подготовка Вилли, проведённая в своё время умершей недавно бабушкой, так вот, если верить — Вилли очень хорошо разбирается в нечистой силе, знаком с мифологией, много знает о друидах, и даже высказывает гипотезу о том, как они попали в Америку. До приезда Вилли на ферму дяди Фреда, нечистая сила почему-то никому особо не мешала жить и работать и по лесу ездить, а вскоре после появления Вилли «энти самые» заметно активизировались. Мне показалось (у автора нет этого прямым текстом, скорее всего, он так не думал, но этот вывод напрашивается), что эти «мифические» существа почувствовали исходящую от мальчика опасность. В чём заключается эта опасность, они и сами не понимают, просто испытывают дискомфорт от появления человека, знающего о них слишком много. И переходят в контрнаступ. Похищают четверых взрослых, оставляя Вилли в одиночестве, и подсылают к нему своего агента в образе незнакомого ему родственника. Нечисть явно боится мальчика. Чтобы расправиться с ним она (нечисть) долго готовится и после этого начинает решительный штурм, взламывая входную дверь.
В целом рассказ слабый, наивный, и кажется недоработанным, но тут, возможно, дело в переводе.
От рекомендации к прочтению воздержусь. Читайте Лавкрафта, он лучший.
*) Начальник станции живёт в её помещении, исполняет обязанности кассира, принимает и отправляет почту (это мои домыслы, но примерно так оно было и есть теперь на захолустных железнодорожных ветках в любой стране).
Manowar76, 20 июля 2025 г.
Повторюсь, Блох один из самых внятных последователей Лавкрафта.
Опять троп «хижина в лесу».
Но Блох раскрашивает сюжет новыми красочками: если дневниковые предсмертные записки о сверхъестественном — популярное решение в лавкрафтиане, то сделать автором этих записей двенадцатилетку — что-то новенькое, особенно для пятидесятого года.
То, что рассказчик мальчишка, выворачивает жуть происходящего на максимум.
Как можно понять из названия, кончилось всё плохо.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Кел-кор, 7 декабря 2008 г.
Сначала был «Звездный бродяга» — рассказ, на мой взгляд, бредовый. Я подумал, что Блох вообще не умел писать хорошие «Мифы Ктулху».
Затем была «Куколка», которая утвердила меня во мнении, что он все-таки мог создавать качественные «Мифы Ктулху». Но каков процент хороших и плохих творений? Пятьдесят на пятьдесят?..
И вот, теперь «Записки, найденные в пустом доме». Классный рассказ. Атмосфера создается жуткая: лес (по большей части изображается темным и пугающим), ночь, беспросветное небо, изредка освещаемое вспышками молний, сильный дождь... Это запоминается сразу. И создает определенное настроение. Да уже самое начало произведения (а оно представляет собой записки мальчика) настраивает сразу на нужную волну: Уилли в заколоченном доме в ожидании смерти... Действительно, жутковато...
Все-таки Блох даже в «Мифах Ктулху», по всей видимости, высоко держит планку!
teaspoon, 23 января 2013 г.
Кто точно знает, что ждёт нас ночью в лесу, о котором из поколения в поколение передаются жуткие легенды? Наверное, мало кто. Ведь ни один местный житель (а приезжих там и нет почти) не осмелится пойти туда после наступления темноты. Во всяком случае, по доброй воле. Только роковое стечение обстоятельств может способствовать раскрытию правды. И эта правда будет преследовать нашедшего её. Пока не настигнет и не погубит.
Это история, записанная мальчиком двенадцати лет. История об ужасах, о неизведанном, о монстрах из ночных кошмаров. Или всё это было наяву? История, оборванная за секунды до развязки. Развязки, о которой мы не можем прочитать, но о которой догадываемся.
Рассказ холодный, атмосферный и напряжённый, как тихий осенний вечер за мгновение до начала грозы. Рассказ, который держит вас в тисках, не отпускает, не даёт убежать. Но и бежать то некуда. Мы всего лишь ходим по кругу и возвращаемся туда, где всё началось.
Тимолеонт, 23 августа 2012 г.
Возможно, не только лучший рассказ Блоха, но и лучший «миф» написанный последователями Лавкрафта вообще. Такая плотная и осязаемая атмосфера присутствует даже не во всех творениях самого Говарда.
Очень удачен выбор Главного Героя — ребёнок, если не ошибаюсь, ещё никогда не был основным персонажем лавкрафтианы. Объясняется он заведомо простоватым и незамысловатым языком — свойственному маленькому ребёнку росшему в деревне. Он наивен, неопытен, многого не понимает и не способен осознать окруживший его семью ужас в полной мере. Описывает события так, как видит — и от этого становится настолько жутко, что любые «взрослые» замалчивания а'ля «это настолько жутко и пафосно, что я лучше промолчу или свихнусь нафиг», кажутся ерундой.
И ребёнку сочувствуешь больше, чем любому другому герою. Это усиливается пониманием того, что взрослый и сильный мужчина, может, и сумел бы выйти из этой истории живым.
Стронций 88, 4 февраля 2019 г.
И всё-таки попытка подстроить произведение под стиль подростка была не на сто процентов удачной. Автор нет-нет да срывался, и, не смотря на чудесные неологизмы типа «жратвопреношения» (о, я влюблён в это слово! теперь я называю им обеды на работе!), становится видно, что писал человек взрослый – так время от времени проскакивали фразы довольно мудрёные, не для двенадцатилетнего мальчугана. В этом минус. Возможно, единственный минус данного рассказа, ибо в остальном он невероятно хорош. А всего-то взял автор и показал историю глазами ребёнка – но как всё преобразилось! Какие-то новые интересные краски заиграли! Какое-то ощущение появилось – мне отчего-то вспомнился «Властелин колец», и то путешествие хоббитов через лес в «Братстве кольца», когда по следу их шли назгулы, а в холмах жили мертвецы… Какое-то такое ощущение зла, почти живое ощущение страшного, ощутимого но пока невидимого. А воображение ребёнка, его обрывочные знания о мире вкупе с глубокими жилами сказок и пугающих историй, слышанных им (а те же друиды!), придавали всему жуткую и чарующую размытость теней, отбрасываемых костром в дремучем лесу. И все кошмарные события – и слизь, и колодец, и чудовищный ритуал в лесу – были будто обрывочными видениями, из которых сплеталось что-то огромное, но всё же зияли и пугающие щели неизвестного, и именно это ощущение добавляло особого жгучего почти интереса, добавляло своей не отпускающей интриги. Да что говорить – умеет писать автор! Умеет – и всё тут! И от этого и сам лес становиться чудовищем, и сам мир, что окружает нашего юного героя, превращается в туманное страшное зло. А уж как он нарисовал шоггота! По-моему, даже у Лавкрафта не так жутко выходило – особенно впечатлила аналогия с деревом и то представление, как оно может молиться… Да и вся история, будто сужающаяся удавка на шее юного парня; то, как постепенно он остаётся один в лесу, а с приближением ночи его ожидает Нечто… Случай с якобы дядей так вообще заставил сжаться и нешуточно испугаться – так сильно передалось отчаяние! Прекрасный рассказ, однако! Блох не падает в грязь лицом!
alex1970, 11 января 2013 г.
рассказ атмосферный и очень пугающий. Ситуация осложняется тем, что все ужасы мы видим глазами мальчишки.
Пустынное место, темный лес. где «шастают энти».
Один из самых пугающих рассказов последователей Лавкрафта, которые я читал
teamat_7, 14 декабря 2011 г.
Наверное лучший рассказ Блоха из сборника «Мифы ктулху». Хороша создана отмосфера ужаса и безысходности, в которую попал двенадцатилетний мальчик, оставшийся один посреди глухого леса, где происходят непонятные вещи: пропадают люди и животные, которых якобы по слухам используют неизвестные в своих кровавых жертвоприношениях. В число пропавших также входят дядя и тетя главного героя, исчезнувших один за одним, и вроде бы руки опускаются и делать не чего, но тут на радость появляется кузен приехавший в гости, но на радость ли?....
Xosander, 11 августа 2022 г.
Не назову себя большим поклонником творчества Р. Блоха. У него свой стиль, хоть он и во многом как писатель, уступает Г. Лавкрафту. Однако этот рассказ — хорошая необычная вещь для Мифов Ктулху. Прекрасная стилизация под дневник ребёнка (что интересно как контраст с возвышенным, джентльменским стилем Лавкрафта) и хорошая атмосфера. Возможно один из лучших рассказов Блоха.