Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Перед нами дневник умственно отсталого уборщика Чарли Гордона, написанный простыми, неграмотными фразами. «Доктор Штраусс говорит что с севодняшниво дня я должен записывать все что я думаю и что со мною случаица...» Но постепенно, день за днём интеллект Чарли будет расти, в его дневнике исчезнут ошибки, появится пунктуация, и вчерашний уборщик станет гениальным учёным.
Этот замечательный рассказ был впоследствии переработан автором в роман.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, April 1959», 1959 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Ninth Series», 1960 г.
— антологию «The Hugo Winners», 1962 г.
— антологию «16 Science Fiction-Stories», 1964 г.
— журнал «Знание-сила 1966'12», 1966 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей», 1967 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.
— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Kroki w nieznane 6», 1976 г.
— антологию «Lilled Algernonile. Anglo-ameerika kirjanike ulmelugusid», 1976 г.
— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition», 1977 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979», 1979 г.
— антологию «Space Mail», 1980 г.
— антологию «The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective», 1980 г.
— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.
— антологию «Histoires de surhommes», 1984 г.
— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.
— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.
— журнал «Квант № 5 1990», 1990 г.
— журнал «Квант № 6 1990», 1990 г.
— журнал «Квант № 7 1990», 1990 г.
— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.
— антологию «Спасатель. Выпуск 2'90», 1990 г.
— антологию «Чудовище», 1990 г.
— антологию «Звезды американской фантастики», 1991 г.
— сборник «Daniel Keyes Collected Stories», 1992 г.
— антологию «The Super Hugos», 1992 г.
— антологию «Американская фантастика, т. 14: антология рассказа», 1992 г.
— антологию «Зарубежная фантастика. Том 2», 1992 г.
— антологию «Ключи к декабрю», 1992 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1960 // Рассказ | |
лауреат |
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1985 // Зарубежный рассказ |
Экранизации:
— «The Two Worlds of Charlie Gordon» 1961, США
— «Цветы для Алджернона» / «Flowers for Algernon» 2000, США, Канада, реж. Джефф Блекнер
— «Цветы для Алджернона» / «Des fleurs pour Algernon» 2006, Франция, Швейцария, реж. Дэвид Дельрие
- /языки:
- русский (20), английский (25), немецкий (3), французский (2), итальянский (2), эстонский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (46), периодика (7), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Васильева (18), Ш. Вингеллер (2), Р. Дюран (1), Я. Каплинский (1), Э. Каприоло (2), К. Малиновский (1), Е. Мальш (1), Ю. Фокина (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 24 октября 2024 г.
Не стоит воспринимать эту притчу (а это именно она) буквально.
Так как ее смысл в другом: Чарли — это мы все, буквально.
Так как рождаемся неразумными, постепенно набираемся опыта, неожиданно взрослеем, получаем знания, даем знания другим... а потом — увы, наступает старость, и если она достаточно долгая — то всех ждет достаточно быстрый процесс увядания и впадения в детство (исключения бывают, но крайне редко)
Понимаешь это, правда, не сразу — а только после того, как люди, которых ты знал относительно молодыми и креативными — один за другим навсегда возвращаются в детство...
SwiD, 12 февраля 2016 г.
О том, что существуют произведения способные выдавить скупую мужскую слезу, я подозревал. Бывает читаешь и чувствуешь, как накатывает. Отметишь про себя сей факт, улыбнешься, думаешь: «А автор — молодец! Сумел, чертяка, надавить на нужный мозоль». Таких произведений не очень много, но они есть. Уважаю.
Но вот чего я не ожидал к своим тридцати, так это столкнуться с рассказом, который способен заставить задохнуться. Реально, прочитав последние строчки, прямо физически ощутил удар под дых. Это не Титаник и даже не Хатико... Я не знаю, существуют ли вообще вещи, которые могут эмоционально зацепить так же.
После прочтения в голове роится куча мыслей и одновременно, стоит звенящая пустота.
artem-sailer, 3 июля 2015 г.
Бывают такие произведения, прочитав которые, проникаешься чуть ли не ненавистью к автору. Чёрной завистью проникаешься. Твердишь себе — ну, почему? Почему он, а не я написал эту вещь? Почему я никогда не смогу придумать и воплотить такое?!
К таким произведениям моего личного небольшого списка теперь добавились «Цветы для Элджернона». И как я раньше не слышал об этом произведении?
Фантастическая составляющая невесома, всего одно допущение, которое, кстати, в нашей реальности вполне вероятно, не сегодня, быть может, а завтра.
Но как пронзительно написано! Не соглашусь с предыдущими докладчиками, что слишком жалостливо. Мне показалось, что сентиментальность вполне умеренна. Нельзя забывать, что повествование от первого лица, более того — в форме личных записей, к тому же, сделанных человеком, который изначально предрасположен более к эмоциональному восприятию, нежели к холодной логике.
Обычно такие слова звучат пусто и бессмысленно, но тут как раз не тот случай: произведение учит быть добрее, чище и терпимее. Ценить то, что у нас есть.
Жаль, что мне попался лишь рассказ, а не роман.
Я абизательно буду искать раман а кагда; найду буду., очинь ево читать и кагда) нибуть стану умным
Monstrokot, 26 января 2013 г.
Только что прочитала. Дочитывала рассказ с трудом, но не потому что он неинтересный, наоборот! А потому, что ком в горле встал, слезы душили. Как главный герой пытается бороться с неизбежным. Как, познав, какого это, быть умным, неумолимо возвращаться к прежней жизни. Но теперь он помнит, кем он был совсем недавно и это становится еще болезненней для него. Вот пишу отзыв, а до сих пор слезы на глазах и грустно...
Тиань, 13 января 2013 г.
История Чарли Гордона — слабоумного от рождения, разум которого был «усилен» посредством хирургического вмешательства. За четыре с половиной месяца этот парень прошел путь развития от детсадовца до гения и обратно. Такой же путь параллельно с ним с небольшим опережением прошла мышка по имени Элджернон. Правда, для нее он закончился смертью. Рассказ поднимает ряд важных этических и психологических проблем: об отношении к людям с отклонениями в состоянии здоровья, о неосознанной жестокости, о вере в добро по незнанию, о горечи разочарования, которую несет с собой пробуждение разума, и бессильном ужасе перед неизбежностью его угасания. В результате медицинского вмешательства Чарли перелистал человеческую жизнь, как конспект перед экзаменом, и забыл ее, но не перестал осознавать, что она была. Болезненно-грустная история. Цветы на могилу мышки Элджернона действительно стоило бы положить... Рассказ чудесный. Он мне очень понравился.
drenay, 13 декабря 2012 г.
Какой же я дурак,что проходил мимо этой вещи!Слышал ли я о рассказе «Цветы для Элджернона»?Конечно слышал.И не один раз,что это Шедевр,Бомба и так далее.Но хоть бы раз поговорил с кем-то подробнее в каком жанре написан этот рассказ.Нет же-все матушка лень спросить кого-то.И честно скажу,если бы не увидел в рейтинге на фантлабе этот рассказ в жанре фантастика на первом месте,то так бы и думал,что это любовный роман,очень уж название сбивает с толку.
Что могу сказать,эти ощущения после прочтения не передать словами-мощно,сильно,трогательно,печально.Рассказ «Цветы для Элджернона«действительно является самой сильной и великой вещью,написанной в малой форме.Теперь перехожу к прочтению романа.
Рекомендация: Шедевр на все времена!
white noise, 20 августа 2012 г.
Прекрасная идея плюс блестящая реализация — вот составляющие успешного коктейля под названием рассказ «Цветы для Элджернона». Подчеркиваю: именно рассказа, так как (сугубо ИМХО) именно эта форма наиболее четко и ясно призвана выразить общую задуманную Автором идею. Впрочем, сам Автор так не думал, и из прекрасного рассказа вырос посредственный роман. А зря. В рассказе есть абсолютно все, что дает обширную пищу для размышлений. Помогает и стиль изложения: дневниковая форма безжалостна по отношению к Чарли в начале эксперимента и на конечной его стадии. Воистину гениальная задумка Автора — постепенная эволюция, которую ты проходишь бок о бок с героем. Эволюция мыслей, эволюция их изложения — словно рядом твой ребенок, которого ты учишь читать и писать, и радуешься каждому успеху, каждой не допущенной им ошибке. И тем больнее становится потом — в конце. Может быть именно этим хороша малая форма — тем, что влитая в нее Автором душевная боль не растворяется в тоннах воды, и мы можем гораздо сильнее почувствовать ее горечь. И это правильно, потому что лекарство от черствости души просто обязано быть горьким. Иначе не выйдет.
Мэлькор, 4 мая 2012 г.
Этот рассказ можно охарактеризовать одним словом — гениально. Гениально не потому что рассказ сложен, громоздок, а интрига и философия выскакивает из разных углов как чёртики из табакерки, а потому что он прост и наивен. Наивность — очень тонкая материя, чуть с ней переборщишь и у читателя это вызовет стойкое отторжение. К счастью, здесь такого произошло.
Мы видим становление личности Чарльза Гордона дурак-гений-дурак. Он смотрит на мир с детской точки зрения, он не понимает что его окружает. И вот, взяли его два врача. Они были вдохновлены удачным экспериментом над Элджерноном — лабораторной мышью. Этот опыт проделали с Чарли. И перед нами гений...
Но ум играет, дурную шутку, да он поумнел, да он многое понял, но счастья то не испытывает. Особенно когда
Очень умный рассказ, который нужно прочесть каждому. Он показывает насколько жесток наш мир. Наивность детства так быстро стирается по его безжалостным напором...
Это не просто классика, это шедевр, коих как я уже верно отмечал много не бывает.
muravied, 11 января 2012 г.
Черт побери! Я расплакался как девчонка!
Давно собирался прочитать этот рассказ. Всё-таки первое место в рейтинге фантлаба. Прочёл. Мне 27 лет, а я прослезился от книжки.. Сцена в мастерской в конце рассказа просто разорвала меня. Сразу хочется стать добрее к людям. Преклоняюсь перед автором.
lianaa, 13 ноября 2011 г.
Рассказ «Цветы для Элджернона» был написан раньше, чем роман, так что и я решила соблюдать хронологию и начать знакомство именно с рассказа. Много уже слышала об этом произведении, так что заранее запаслась носовыми платками и приготовилась к прочтению...
К моему собственному удивлению они мне не понадобились. Хотя слёзы пару раз на глаза и наворачивались, особенно в конце, когда старые «друзья» с фабрики пытались защитить Чарли от нового рабочего.
Рассказ понравился. Главный герой Чарли вызывает острое сочувствие и сопереживание. Он не видел той границы, когда он становился «умнее», но отчетливо осознавал, как разум его покидает... это наверно и было самое печальное и страшное — понимать, что уходит то, что ещё вчера казалось само собой разумеющимся и ты ничего, НИЧЕГО не можешь с этим сделать. Это параллель нашей жизни — от детства до старости. Как стариков сравнивают с малыми детьми. Наш герой до «апириции» оставался ребенком в своем развитии, а после прошел весь цикл с астрономической скоростью. Гибель разума... и эти цветы, которые он клал на могилу мышонка, как символично...
Чарли оказался на вершине гениальности и сам готов был смеяться над собой прежним. Но это была только вспышка, которая также быстро и погасла. Иллюзия? Насмешка?
Это рассказ о каждом из нас, как многого мы не видим, смеёмся над тем чего не понимаем, и лишь увидев себя со стороны, как с тем мальчиком из кафе, понимаем как мы были слепы...
Потрясающий, великолепный и очень поучительный рассказ.
Vlada24, 24 октября 2011 г.
Я не понимаю в чем дело. Простая цикличность сюжета, практически безэмоциональный стиль дневника, когда всё описанное случилось в прошедшем времени и подводятся итоги. Однако непостижимым образом ты сам оказываешься на месте главного героя и чувствуешь за него всё то, что остается вне описания.
Одолев середину меня охватил неиллюзорный страх за собственный разум. Перспектива ощутить во всей полноте неизбежность угасания интеллекта была так мучительна, но перестать читать было невозможно. Признаюсь испытала настоящий УЖАС.
Наверное каждый человек испытывает разные эмоции от прочтения, в зависимости от того, с какой точки он смотрит, будучи внутри рассказа. Стороннему наблюдателю будет стыдно, жалко. Но если тебе так «повезло» в жизни хоть раз побывать в шкуре Чарли Гордона, то ты сможешь испытать от этого произведения весь набор эмоций доступных человеку. Надежду, радость, грусть, любовь, разочарование, злобу, отчаяние, страх. Абсолютно всё.
Kaisar89, 23 октября 2011 г.
Читая это произведение, невольно проводишь параллели с собой. Ты вспоминаешь, как в школе, в третьем классе, ты издевался над странным, но по сути добрым мальчиком, только для того, чтобы повысить свое детское и мальчишеское самомнение. Как прочитав пару умных книг и поступив на юрфак, ты со снисхождением смотрел на нищего юношу, который работал грузчиком, чтобы прокормить свою семью. И ты понимаешь, каким злобным глупцом ты был. Но помимо понимания, к тебе приходит чувство отвращения к самому себе и к людям, которые забывают о святости человеческой личности.
Конечно, уважению к человеческой личности я научился и до прочтения произведения Киза. Однако роман Киза предоставляет возможность осознать до конца, что истинной добродетелью цивилизованного человека является не интеллект и не физическая сила, но милосердие и способность сострадать ближнему.
ExcellencE, 18 октября 2010 г.
Можно быть ребёнком, не понимать многого, любить, дружить и верить в бесконечную доброту и мудрость «взрослых», но стоит вырасти, как начинаешь понимать, что добрые улыбки были снисходительными, а мудрые фразы лишь зыбкой тенью ответа на поставленные вопросы, наверное подобное «откровение в себе» пережил каждый и каждому было по своему больно или обидно. Но стоит подняться ещё выше, хотя-бы немножко привстать над средним уровнем и на тебя начнут подозрительно коситься, ещё чуть-чуть и тебя перестают понимать, а потом тебе начинают завидовать. Чарли, бедный Чарли, ты был дурачком, которого все любили, но любили не серьёзно,любили, как любят своего питомца, ты был гением, ум которого смутил передовых учёных, которому завидовали, которого опасались. Из крайности в крайность, ты так и не узнал, каково это: быть обычным человеком.
P.S. «положите, пожалуйста, немножко цветов на могилу Элджернона, что на заднем дворе»
stewra darkness, 21 июля 2010 г.
Рассказ не просто грустный, от него веет такой безнадегой, что выть хочется. Фантастичен там только бесчеловечный опыт, поставленный над главным героем. Хотя не поручусь, что нечто подобное втайне не делают сейчас. Все остальные события на 100 процентов соответствуют нашей действительности. Очень мрачной действительности.
Человек, психически здоровый, способный критически относиться к себе, в условиях, которые общество создало для слабоумных, скорее всего, погибнет. В лучшем случае сойдет с ума. Мозг дурачка просто не понимает, что это зло, обиды не сжигают его душу. До тех пор, пока ученые не показали ему, чего он был лишен. Пока не сделали его нормальным, оставив в положении отвергнутого дурака. Нормальный человек обиды переживает каждый по-своему: кто-то выложит душу в дневнике, кто-то возьмет табельное оружие (со всеми вытекающими последствиями), кто-то наложит на себя руки. С этой точки зрения бывший слабоумный оказался намного выше «нормальных» по своему душевному и нравственному развитию. Даже в состоянии деградации он выше. Он — человек, просто он не умеет читать и писать, как все, и не понимает, что не всегда смеются просто от веселья, что смех бывает злой.
Мы живем в равнодушном мире и обиды часто наносим неосознанно. Часто даже не заметив этого. А обида иногда даже убивает. Зачем же обижать ради прихоти? Или ради денег, ради научной славы, ради признания?
А может и лучше, что дураки не понимают в достаточной мере отношения к ним окружающих. Лучше для них. Им — не больно. А мне — больно, потому что стыдно.
P.S.А на Руси дурачков считали божьими людьми.
Ilarion, 11 ноября 2009 г.
Помню, как однажды взял в библиотеке сборник «Антология американской фантастики». Пожалуй, этот сборник перевернул мой мир и заставил переосмыслить всю жизнь. И среди всех замечательных произведений, собранных в этой книге, наибольшее впечатление, именно в области чувств, на меня произвёл рассказ «Цветы для Элджернона». Редко встретишь столь эмоционально проникновенное произведение, способное так сильно врезаться в душу, вызывая слёзы даже у самого чёрствого человека. Поистине шедевр. Мало страниц, но так много смысла. Я мог бы сказать ещё очень много, написать много красивых слов, но, пожалуй, мне нечего добавить к тому, что было сказано до меня. Единственное, ещё раз хочется посоветовать прочитать это произведение всем, кто этого ещё не сделал, и перечитать тем, кого оно не тронуло, ибо не найти другого рассказа в этом жанре, проникнутого такой глубокой человечностью.