Филип Дик «Джеймс П. Кроу»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Мир будущего, погибшая Земля, совместными усилиями восстанавливаемая людьми и машинами, имеющими равные права. Идеальный мир, в котором, люди занимают низшие позиции, ведь для интеллектуальной работы нужно пройти особый тест, написать который ни одному человеку было не по силам... До недавнего времени. И сделал это некий Джеймс П. Кроу.
Входит в:
— условный цикл «Когти»
— журнал «Planet Stories, May 1954», 1954 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- А. Мясников (4), Е. Поляков (1), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 16 апреля 2025 г.
Необычный рассказ, который изначально производит эффект глубокой философской работы на тему поиска общественной справедливости в раздираемой противоречиями классовой иерархии, скрытой под простыми метафорами о том, какие именно классы стоят по разные стороны баррикад. Перед нами аллюзия на вполне себе человеческую систему угнетения, построенную еще во времена империалистической экспансии, возможно, с некоторыми оговорками и упрощениями, перенесенная автором на бумагу и воплотившаяся в фантастический сюжет о противостоянии людей и роботов. Как и было замечено в других отзывах — это довольно универсальный метафорический художественный каркас, на который можно наложить и додумать всё остальное философское содержимое. Но не всё так идеально. Если атмосферу сурового мира и его характеристики автору удалось задать интересно, то с логикой происходящего на мой взгляд тут серьезные проблемы и нестыковки.
1. Система угнетения, лишённая логики.
По сюжету перед нами мир далёкого будущего, в котором доминирующее положение занимают роботы, упрочившие свое положение на государственном уровне. Люди в этой системе (которой уже около трехсот лет) имеют низкий приоритет, обладая меньшими правами и свободами. Машинами переписана даже история, из которой полностью выброшены и забыты факты о том, как именно на свет появился искусственный интеллект и для чего именно человеческий разум создал все эти устройства (в военных целях, практически полностью истребив себе подобных). По версии железяк роботы произошли естественным путем эволюции, что уже нелогично даже для совершенного искусственного интеллекта, превосходящего своими аналитическими способностями человека (это обстоятельство является сюжетообразующим). Тем не менее люди заняли свою нишу, они нашли свое призвание в некоторых областях: из них получаются неплохие актеры, певцы, музыканты, повара и кондитеры — там, где необходим и обязателен творческий подход (чего роботы полностью лишены). Вот только зачем это самим роботам, которым в силу их искусственного происхождения и без эмоционального прагматичного рассудка подобное не интересно вовсе (музыка, кино, театр, еда и прочие людские пристрастия). Зачем роботам в принципе понадобились люди, если, обладая инструментарием для автоматизации любых системных процессов, они способны полностью обеспечить свое дальнейшее существование. Ведь любая система угнетения построена по принципу извлечения выгоды в пользу эксплуатирующего класса: угнетённое большинство неравноценно (несоизмеримо дёшево или бесплатно) предоставляет свой труд и услуги в замен на возможности к существованию. Здесь же люди — это некое гетто, существующее в отрыве от остальной политической и экономической среды со своими перспективами не самой лучшей, но удобной жизни. Понятно, что Дик под системой роботов подразумевает конструкт, созданный человеком. Взять тех же афроамериканцев, о дискриминированном положении в США на рубеже 50-60 годов (да и сейчас тоже) которых очевидно намекает иносказательный нарратив автора (что так же заметили многие читатели) — угнетенные экономически и социально они все равно были встроены в общую систему, которой это было выгодно. Метафора Филипа сразу же распадается, как только мы вспоминаем об этой условности.
2. Бюрократия нелогичности.
Роботы построили целый гос. аппарат со своими законотворческими и судебными органами, именно поэтому в этом мире существует «образовательная» программа, позволяющая получить высокий социальный статус. Грубо говоря, для этого нужно сдать некий аналитический тест, тогда тебе присвоят определенный уровень социального одобрения. Проходя эти тесты последовательно, сложность которых так же увеличивается, в теории можно стать самым влиятельным членом общества, получив власть над всеми роботами. Проблема только в том, что подобный аналог социального лифта, ведущий прямиком в теплое кресло верховного главнокомандующего, недоступен людям (только роботам) ввиду высокой запредельной сложности всех этих тестов, но пробовать конечно никто не запрещает. И естественно, среди людей находится такой смельчак (Джеймс П. Кроу), у которого получается проходить эти тесты и проникать все глубже и глубже в это осиное бюрократическое гнездо, покоряя этаж за этажом, получая все больше и больше преференций от самой системы.
Конечно, Джеймс Кроу не обладал сверхъестественными когнитивными способностями, превосходящими совершенный искусственный интеллект. Помогало ему проходить эти сверхсложные тесты некое устройство, позволяющее заглянуть в будущее (хроноокно), откуда он, как законченный двоечник, просто списывал все правильные ответы. Ни один робот конечно же не догадался об этом до самого финала произведения.
Становится забавно наблюдать за тем, как выстроенная роботами бюрократическая модель управления постепенно обрушивает и ограничивает их собственную гегемонию. Хотя казалось бы, достаточно просто в очередной раз изменить законы или вообще запретить любой доступ во власть любому человеческому существу — и всё, проблема решена. Я уже не пишу о самом Кроу — единственном представителе человечества, проникшего внутрь политической арены, за которым нет никакой социальной силы (даже партию не потрудился создать, да и зачем собственно). Он всегда один и сам себе на уме в то время, как остальное человечество полностью инертно и просто ждёт от него чуда, а значит он в принципе не имеет никакого политического веса и никак не защищён от любых действий существующей власти в свою сторону (любых, даже не очень законных). Автор так же не даёт никаких объяснений, почему всё происходит именно так, а не иначе: роботы — просто круглые идиоты, строго следующие букве закона, который сами же и установили. Я уже молчу об отсутствии необходимости всей этой «либеральной демократии» для самих роботов. Ведь это по прежнему мир, покоренный железяками, где нет нужды в построении социальной иерархии между носителями искусственного прагматичного сознания (а значит и в тестах так же нет никакого смысла). Да и самих роботов по ходу повествования сложно назвать просто бездушными прагматиками, это напыщенные высокомерные чванливые гордецы, которых очень оскорбляет присутствие человека за одним столом переговоров, но которого они вынуждены терпеть, потому что закон позволяет.
3. Борьба, в которой нет смысла.
Далее происходит решающее сюжетное событие.
Кроу всё таки становится самым влиятельным среди роботов, которые вынуждены признать за ним умственное превосходство, добытое на самом деле хитрым и нечестным путем. И первое, что делает Кроу, так это раскрывает правду о происхождении роботов, в котором человечество сыграло главную роль создателей этих механизмов (с помощью своего хроноокна, которое позволяет заглянуть не только в будущее, но и в прошлое). А далее он предлагает роботам освободить матушку Землю и переселиться на другие соседние планеты и спутники (Венера, Марс, Ганимед — где так же освоены колонии для жизни), так как, если об этой правде узнает всё остальное людское сообщество, начнется гражданская война, к которой роботы, оказывается, вовсе не готовы. Учитывая инертность и разобщённость самих людей, которые ни разу не дали даже повода для возникновения какой-либо классовой ненависти по отношению к роботам (скорее даже наоборот), оказывающих на них моральное и социальное давление, угрозы Кроу выглядят нелепо и нелогично. Тем не менее его идея срабатывает, и роботы, прикрываясь ложью (чтобы, так сказать, не потерять лицо и не выдать своего поражения) о непригодности Земли для их там пребывания, покидают людскую планету, запрещая людям выходить за ее границы. Вот так без какой-либо революционной борьбы, которая даже не подразумевалась сюжетом изначально, угнетающая гегемония складывает с себя полномочия хозяина. Стоит ли упоминать о том, что так просто власть никогда бы не перешла в руки угнетенного класса? Думаю, ответ и так очевиден. Да и можно ли в принципе назвать эту ситуацию выигрышной, когда человечество по сути заперли в пределах одной планеты, не предоставив потенциальных возможностей для покорения космического пространства.
Понятно, что Дик тем самым предлагает мирное решение конфликта, где у обоих сторон останутся перспективы для дальнейшего развития. Ведь самого Кроу автор хотел показать не каким-то абстрактным борцом за права угнетенных, а расчётливым политиком, отстаивающим принципы универсальной «демократии» (то есть в том числе и для эксплуататоров). Типичная соцдемовщина. Хотя, если остаться в плоскости поверхностного восприятия сюжета и не пытаться выискивать иносказательный подтекст, можно принять нарративы автора о том, что роботы тоже заслуживают шанс на полноценное существование отдельно от людей. Получилось ли у Филипа Дика убедительно, пусть каждый решит сам (по мне так не особо).
Впрочем, заканчивается история совсем уж неоднозначно, так как автор оставляет открытым вопрос о том, сможет ли человечество, освободившись из-под долгого гнета, достигнуть наконец справедливости. Тем самым Дик даёт отличный повод для интересной полемики, ведь свергнув чуждого гегемона однажды, можно ненароком создать своего собственного.
Вывод.
Произведение оставляет двоякое впечатление. С одной стороны всё это проекция реального мира, воплощённая автором в фантастическом сюжете про далёкое будущее на определенном уровне абстракции, на котором нет смысла вдаваться в детали и выискивать нелогичности (коих тут предостаточно). С другой стороны с точки зрения критики социальной стороны человеческого общества — это довольно слабая и неубедительная работа, особенно учитывая, что в творчестве Дика есть произведения с более детальным погружением в контекст.
Мах Асаматман, 22 июля 2024 г.
Опять таки — с одной стороны очень любопытный взгляд на ксенофобию, на разделение общества и неравенство. Да, писалось — наверняка — с оглядкой на положение чернокожих в Штатах на тот момент, как никак середина пятидесятых, но в целом довольно универсальная вещь.
Однако крайне не понравилась развязка. И сам ультиматум, и подача, и реакции роботов. Ерунда какая-то.
Я уж молчу про невесть откуда взявшееся хроноокно.
А вот самые-самые последние предложения в некоторой степени ставят все на свои места. Нет, они не сглаживают вышеупомянутые недостатки, но очень здорово добавляют логики действиям самого Кроу.
Пессимистично. Отталкивающе. Честно.
vorpol, 3 июня 2024 г.
Рассказ замыкает условный цикл «Когти» и по моему мнению, является самым слабым.
Во-первых, отсутвует внятная стыковка с предидущей частью, ибо мы знаем что профессора-изобретателя «Терминаторов» убили, а общество скатилось до аграрной коммуны без механизмов. Так откуда же тогда взялись роботы?
Во-вторых, в книги один из персонажей заявляет что люди эмоциональны, роботы — четкие и расчетливые... а затем следует сцена в Совете, где роботы кряхтят-скрипят, покрываются испариной, закатывают глаза и т.д и т.п — ведут себя как человеки. Это вообще откуда ВНЕЗАПНО взялось?
Ну и конец... конец не такой сластиво-величественный как может показаться. Ибо есть мнение что человечество взамен справедливого и расчетливого диктата роботов только что получило себе на шею Бессмертного Джо, обнулителя сроков и Императора Галактики в одном лице.
romanpetr, 10 декабря 2015 г.
Рассказ Дик про Джеймса Кроу условно примыкает к циклу «Когти» (предыдущие произведения «Вторая модель» и «Мир Йоны» были гораздо более популярны и близки друг к другу по смысловому содержанию), но если его рассматривать отдельно, то произведение довольно самобытное. Много чего затронула фантазия Дика: здесь, и социальные переживания людей , прозябающих вторым номером на Земле; здесь, и имперские амбиции роботов — вот уже более 400 лет, правящие на Земле после кровопролитной войны между людьми и машинами, здесь и некий изобретатель-выскочка Кроу — ученый талант и последняя надежда человечества. Конечно , несмотря на все свое высокомерие и чрезмерную уверенность роботов автор выставляет полными бюрократами-дураками, по-сравнению с эдаким «сказочным мальчиком-с-пальчиком» Джеймсом Кроу , беспечно преодолевающим трудности , благодаря «окну времени» , и вселяющим определенно хорошие шансы переломить оставшуюся несправедливость в отношении людей...
Рассказ читабелен, но больно уж предсказуем по-сравнению, с предыдущими произведениями из цикла.
Стронций 88, 5 ноября 2019 г.
Уф. Сейчас становится понятно, что «Когти» цикл действительно условный. В общем-то, никаких прямых отсылок к предыдущим рассказам тут нет – только исходная ситуация в виде далёкой войны с использованием роботов и подземные заводы, в общих чертах напоминают эти рассказы, но каких-то конкретных черт, типа узнаваемых моделей роботов, например, тут нет. Но с другой стороны это можно рассматривать в виде очередного варианта реальности (выходит, уже третьего), в котором роботы окончательно победили, но не уничтожили человечество полностью, а превратили в некий обслуживающий персонал во время восстановления планеты и после (по сути, случилось обратное тому, что хотели сделать герои рассказа «В мире Йоны»). Таким образом, роботы и люди поменялись местами! И это было очень занятно. Да ещё и тем, что в этом можно угадать и вечную тему угнетаемых слоёв населения в нашей привычной истории. Каково это, посмотреть на человечество в целом в образе тех же американских негров – в недавнем прошлом пусть и имеющих некоторые права, но всё ещё остающихся существами второго рода, элементами обслуги и чёрной работы? И тут, кстати, ещё одно отличное качество Дика как автора (а в этом триптихе он проявляет разные грани и особенности своего таланта), его герои отлично соответствуют миру, в котором они живут. Мир этот не столь жесток, как могло бы показаться из исходного положения, в котором люди – это существа второго сорта и обслуга роботов. Так многие вполне довольны своей жизнью, хоть им и хотелось бы большего, но живут они во вполне нормальных условиях, живут хоть и в гетто, но в сытости и без всяких унижений тем паче физических от роботизированных господ; вон даже самый юный из героев сталкивается с оскорблениями и огорчается в ситуации, которая в современном человеческом мире преследовала бы его с самого рождения, будь он чем-то не похож; есть даже перспектива (хоть и очень сложная) карьерного роста и возможности встать со своими господами на одну ступень, а то и выше их. А сами роботы? Признаться, их цивилизация не выглядит столь уж бессердечной – а, наоборот, в какие-то моменты даже очень лояльной, даже есть партии, настаивающие на равных правах между роботами и людьми!
Очень интересный получился мир. И история очень занятная. Но кроме всего этого, у меня возникли и некоторые мысли. Во-первых, мне кажется, этот рассказ ещё и о фальсификации истории. Вот так, случилось огромное бедствие в виде чудовищной войны, историческая связь времён прервалась, а значит, взамен чистого листа прошлого можно было представить всё что угодно. Роботы и представили. Да так, что вся эта нелепость воспринимается спустя годы как непреложная истина
А вторая мысль о том, что планета захваченная роботами (этими конкретно роботами), не выглядит так уж ужасно. Это, в общем-то, и не диктат. Роботы не выглядят хуже людей. Как сказал Кроу, они просто другие, не лучше и не хуже, во главе их угла логика, а значит, они лишены хитрости и злобы, лишены подлости. Оно играют честно – следуют своим правилам, даже если это им не нравится (как с карьерным взлётом Кроу), они даже принимают свой проигрыш, не помышляя о зле, хотя устрани они Кроу, и всё вернулось бы на круги своя – а человеческом обществе случилось бы именно это. В их мире, судя по всему, больше не было войн. Выходит, в чём-то они даже лучше? И в этой связи улыбка Кроу на вопрос робота в конце выглядит даже слегка жутковато.
god54, 27 июля 2021 г.
Ранее я читал произведения, где роботы требуют равных прав с человеком, а в данном случае автор впервые перевернул проблему с ног на голову и в итоге получился довольно занятный рассказ. Жаль, что воспринимается он скорее, как шутка, уж очень все упрощенно, наивно, словно весь путь уставлен роялями в кустах. Хотел сказать шедевр, но как-то язык не поворачивается.
vam-1970, 20 октября 2017 г.
Оригинальный рассказ как обмануть роботов, находящихся у власти. Вообще-то диктат роботов в отношении людей и их беспрекословное подчинение своей судьбе противоречат друг другу в сюжете.Но цель людей достигнута -планета Земля снова становится их собственностью. Ещё проводится мысль как можно, что мы часто видим в действительности.вывернуть историю в свою пользу