Роже Мартен дю Гар «Семья Тибо»
.
Автор называл данное произведение «роман-поток». В него входят восемь романов. Работа над произведением велась восемнадцать лет. Все части издавались отдельно.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (2)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- М. Ваксмахер (1), Н.М. Жаркова (2), Д. Лившиц (1), И. Оксенов (1), Н. Рыкова (2), Г. Худадова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ужик, 28 февраля 2018 г.
Теперь я знаю что такое роман-поток (=роман-река). Это когда семейная сага разбивается на не менее пяти романов. Здесь их, кажись, 7 ( с эпилогом (длинным эпилогом) — 8).
История семьи Тибо — это история суетности человеческой жизни. Отец заведует благотворительными воспитательными учереждениями, но плохо ладит с 2 сыновьями. Антуан — старший, становится успешным врачом. Чудесно, наглотавшись газа на фронте Первой мировой, он
Книга очень многословная и обстоятельная, но читается легко. Первые романы не слишком хороши, но к концу эпопеи писатель набил руку и герои его истории становятся живыми.
Нобелевка 1937 г. Заслужено? Вполне. А уж актуально!!! Эпилог автор дописал уже в 1940-м. Вторая мировая...
igorgag, 11 августа 2019 г.
Один из томов эпопеи впервые увидел студентом, почти школьником, кажется, в Бабушкинской библиотеке в Вологде. Почему-то решил тогда, что это что-то старомодное и сентиментальное, во французском слащаво-сентиментальном духе. Ну что я тогда мог знать о литературе? Лет десять спустя, считая себя в этом деле гораздо бОльшим знатоком, услышал отзыв о романе как об одной из самых выдающихся книг. «Семья Тибо» была противопоставлена Платонову и ещё кому-то из тех, кого тогда бурно печатали в журналах. Но все равно не проникся...
Наверно, это хорошо, что прочитал только сейчас. И хорошо то, что за недолгий в общем промежуток времени прочитал два таких мощных произведения как «Хвала и слава» Ярослава Ивашкевича и «Семья Тибо» Роже Мартена дю Гара — сочинений в чём-то похожих, а во многом различных. Оба романа, наверно, вышли... нет, не из гоголевской «Шинели», конечно. Но из «Войны и мира» — очень может быть. Но оба писателя сумели создать не просто нечто подобное эпопее Толстого — увы, в ХХ веке было написано немало сочинений такого рода, довольно сильно эпигонских, особенно на русском языке — они сказали и своё слово, незаёмное.
О «Семье Тибо», пожалуй, можно сказать много и очень много — заслуживает. А я всё-таки буду краток.
Это роман действительно о семье, но семье необычной, в которой нет матери, есть только отец, Оскар Тибо, человек деспотичный, авторитарный, а ещё два его сына — Антуан и Жак. При всей непохожести у них много общего. Многое они, оказывается, взяли у отца, с которым у обоих такие трудные отношения.
И всё-таки название романа довольно условно. Потому что тема его гораздо шире. Это рассказ о Франции, быть может, даже о Европе на стыке двух веков. А сила повествования в том, что здесь переплетены и бытовые мелочи, и тонкие индивидуальные психологические нюансы, и ход истории — такой вот неразделимый поток.
Притом, на мой взгляд, книга написана довольно неровно. Такой впечатление, что на первых частях писатель ещё учился, нащупывал манеру и даже тему. Очень много чисто французского пафоса, риторики и проч. Потом автору удаётся взять более верный, более убедительный тон.
Лучшая часть романа — это «Лето 1914 года», подробно описывающая преддверие Великой Войны и её начало. Эти главы полны эпизодов, моментов потрясающих, пронзительных, порой непереносимо горьких.
«Семья Тибо» совсем не представляется мне книгой оптимистической — даже оптимистической трагедией её не назовёшь. Это просто трагедия (кстати, публикация эпопеи была завершена уже в дни Второй Мировой, накануне падения Франции). И я вот даже подумал: а как так выходит? Разве самые читаемые, самые почитаемые книги можно назвать оптимистичными? Какой оптимизм, допустим, внушает читателю «Мастер и Маргарита»? Про «Семью Тибо» с ещё большим основанием можно сказать: мрачная, пессимистическая. И в то же время — шедевр литературы. Такой вот парадокс