Филип Дик «Горе от шаров»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
...Изобретены микроскопические вселенные, и теперь каждый человек может попробовать быть богом, участвуя и управляя своей микровселенной — от зарождения планет и жизни до появления первых цивилизаций. Но что-то пошло не так и люди, сначала почувствовавшие радость божественного творчества вдруг начинают массово громить свои миры, убивая всех, кто в них живет...
Входит в:
— журнал «If, September 1953», 1953 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- Н. Абдуллин (4), И. Гарник (1), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 20 марта 2025 г.
Неплохой по задумке рассказ, в котором автор снова предлагает рассмотреть концепцию субъективного бытия, рисуя мрачную и тревожную картину. Опять обрушив на человечество конструктивную критику, Дик задаёт интересные вопросы об ответственности и осознанности в вопросах этики и морали.
Как и должно, автор отправляет читателя в предполагаемое будущее, где научный прогресс позволил изобрести особые технологии, с помощью которых стало возможным создавать карманные мини вселенные, заключённые в пузыри. Каждый человек может получить доступ к такому пузырю и с творческим потенциалом приступить к конструированию собственного мира, в котором так же сможет воспроизвести все этапы развития разумной жизни. Тем самым автор ставит ребром этический вопрос, ведь внутри пузыря может возникнуть вполне себе полноценная цивилизация, за существование которой создавший ее в пузыре человек должен нести ответственность.
Но происходит нечто другое, ужасное. В обществе возникает тренд — люди начинают ломать собственные пузыри, с упоением уничтожая собственные произведения, убивая тем самым заключённые в них цивилизации, миллионы и миллиарды чужих жизней. Естественно, никаких препятствий этим действиям с точки зрения закона не существует, так как созданные в пузырях миры не считаются «настоящими». А значит то, что изначально и было создано для развлечения, превратилось в инструмент проявления жёсткости, в акт разрушения, от которого наделённый властью над целой вселенной низко моральный индивид получает огромную дозу удовольствия. Преследуя цели праздности и личного удовлетворения, что уже не этично с точки зрения человеческой морали, человек примеряет на себя роль бога-чудотворца, но сам при этом не собирается относиться к собственному творению настолько же серьезно — довольно интересные нарративы для критики.
Дик так же пытается дать объяснение возникновения подобной жестокости.
В каком-то смысле человечество так же заперто внутри своего пузыря. Начав космическую экспансию, люди быстро убедились, что вокруг них (в солнечной системе и за ее пределами) нет никакой альтернативной жизни, а так же планет для открытий/покорения/заселения. Земляне — единственные представители разума, одинокая цивилизация в бескрайнем космосе, замкнутая в своем дальнейшем развитии в пределах голубого шара. А значит, дальше исследовать космос нет никакого смысла, оставшись в своем пузыре, консервируя и подавляя в себе нереализованный потенциал.
Главный герой пытается противостоять технологии пузырей, пытаясь протолкнуть на государственном уровне закон об их запрете, но терпит ожидаемое поражение, после чего ситуация разрешается сама собой.
От проверенных источников появляется информация, что одна из исследовательских экспедиций, заглянув в глубины космоса, все таки обнаружила в одной из дальних систем намеки на наличие инопланетной жизни. А значит, существованию рынка пузырей из-за постепенного снижения на него спроса вскоре придет конец.
Но не так всё радужно на самом деле.
Гипотетический пузырь, в котором земляне пребывали в космосе в гордом одиночестве, мечтая о фантастических открытиях, возможно оказался реальным. Вероятно, именно поэтому никаких других цивилизаций так долго обнаружить не удавалось. Может так получиться, что человечество тоже помещено в чью-то карманную вселенную, и тот, кто ее создал, так же собирается разбить свой пузырь, пресытившись властью. Главный герой предполагает этот вариант бытия лишь в самом конце, наблюдая за тем, как внезапно рушится тоннель, по которому, он собирался проехать, и приходит в ужас от собственных мыслей. Занавес.
Не то, чтобы подобной концовки я не ожидал, скорее наоборот — она довольно предсказуема, но тем не менее автор грамотно свёл логику происходящего к простому выводу, инкапсулируя общий смысл в доступную и наглядную форму рекурсии.
Sowyer, 19 февраля 2025 г.
Хороший рассказ, но меня несколько удивили недочёты (ну не может же быть ошибками) автора. Как сам американец мог написать, что Колумб, открыв Америку, плыл в Китай, а не в Индию? И про Трансатлантический туннель всё-таки не понял. Как он мог связывать Америку и Азию, когда Атлантика с Азией никак не граничит? С Европой, с Африкой, но не с Азией же. Хотя, может, это я чего-то не понял, так что это не имеет значение. Сам рассказ понравился. Действительно, может, наш мир — это тоже всего лишь чей-то пузырь...
Мах Асаматман, 14 июля 2024 г.
Хорошая вещь. Технические нюансы — как водится — морально очень устарели, но суть...
Протовиртуальная реальность вызвала очень много ассоциаций. Вспомнился замечательный фильм «Тринадцатый этаж». Вспомнилось еще кое-что.
А еще Дик довольно ловко перескочил с темы ответственности создателя перед своими творениями на — да, именно туда. Когда внезапно фокус переместился на «удивительную новость», я даже успел подумать: «ну вот, опять недожал».
Ан нет, дожал, и в конце мы видим то, что, на самом-то деле и ждем — закольцованность и те самые «диковские» сомнения в природе реальности.
Написано тоже хорошо.
Люблю такие вещи.
Нортон Коммандер, 7 апреля 2024 г.
Рассказ на самом деле гениальный. Это одно из тех произведений, которые можно отнести к теме того, что позже назовут виртуальной реальностью. Сюда же можно отнести и рассказ Рэя Брэдбери «Вельд», который был написан ещё раньше. Если в «Вельде» герои могли войти в некое виртуальное пространство, то в данном рассказе другой аспект — люди будущего создают искусственные микро-миры, которые для обитателей этих миров являются реальными.
И это было написано в то время, когда только появились первые ЭВМ размером с комнату. И будущее тогда виделось связанным с покорением не виртуальных (об этом даже не думали), а реальных пространств. Тогда люди и, соответственно, писатели-фантасты мечтали о покорении и заселении космоса. В рассказе «Пузыри преткновения» космос оказался безжизненным, его освоение бессмысленным, и люди направили свою энергию на создание своих искусственных миров. И в этом плане Филип Дик блестяще угадал нашу сегодняшнюю реальность. Сейчас о космосе мечтают всё меньше, а всё виртуальное занимает нас всё больше. И только какое-то невероятное событие — открытие жизни на другой планете или контакт с инопланетянами — возможно снова смогут вернуть людям интерес к реальности.
И тут же Дик закидывает свою фирменную идею. Не является ли и наша вселенная чьей-нибудь искусственной игрушкой, подобно тем мирам в пузырях?
Столько всего в одном рассказе!
Стронций 88, 7 декабря 2019 г.
И вот снова рассказ, в котором вовсю цветет умение Дика создать что-то необычное, и рассказ в котором полностью оправданно его отношение к фантастическому рассказу как к жанру – я где-то читал его слова, что фантастический рассказ это не только сюжет, но и наличие мира, отличающегося от нашего. Тут это, по-моему, вышло блестяще – мир будущего, в котором вся жажда новых миров вылилась в эдакое «декоративное миротворчество», идея которого сама по себе прекрасна. Мир с трансазиатским тоннелем, роботами-помощниками, социальными классами и конкурсами среди миротворцев – и всё это очень органично и любопытно. Однако для меня были и минусы. Например, когда историю мира или какого-то важного для этого мира события передаётся в диалоге, то получаются, что люди пересказывают (и чаще всего в подробностях) друг другу вещи для них очевидные, которые они не могут не знать – в этом для меня есть какая-то фальшь. Тут, увы, был подобный момент. Во-вторых, на мой вкус вся сцена в зале голосования была написана не самым идеальным образом. Так, например, заявление главного героя,
В общем, если резюмировать, то для меня минус рассказа в его исполнении, которое моментами – и, к сожалению, в решающем моменте – показалось не сильным, не вызывало тех эмоций, которое могло бы, да и, наверное, должно бы вызывать. Ну и концовка была предсказуемой, если знать, что перед нами Филип Дик. Но я всё равно считаю, что рассказ не плох, да что там – просто хорош из-за интересного мира с его органичными и любопытными чертами и придумками, да и общая оригинальность рассказа на месте.
god54, 2 апреля 2021 г.
Очень неплохая идея: микромиры, когда человек может создавать свою Вселенную, когда человек уподобляется Богу. И при этом он забывает, что, если есть его Вселенная, то есть большАя Вселенная, в которой также живёт свой Бог... И так далее и тому подобное. Этой теме будет посвящено много рассказов потом, этот похоже был в числе первых. Жаль, что данный рассказ получился слишком схематичным, есть много идей, но ни одна не развита до конца.
romanpetr, 2 декабря 2015 г.
Один из очень удачных ранних рассказов Дика получился захватывающим по сюжету. В мире далекого будущего наши соплеменники потихоньку сходят с ума, медленно скатываясь в пропасть неизвестности, погрязнув во всех тяжких. И это только потому, что Земляне страдали от мысли , что они — одиноки во всей Вселенной. Прошло много лет, а жизни на других планетах не обнаружено. Но компания «Уорлдкрафт» приходит «на помощь» людям, привнеся свое изобретения шары от Пакмэна, внутри которых можно зародить в микроскопических вселенных жизнь от появления обитаемых планет до роста эволюции к высокоразвитым цивилизациям. Девиз этой продукции — «Почувствуй себя Богом!!! И у людей временно надежда сменяет чувство потерянности, зарождая потом чувство полного отчаяния, когда на ежегодных сборах «создателей» миров, мужчины и женщины , находясь в состоянии наркотического творческого экстаза, бьют и крушат шары, уничтожая , казалось бы искусственные, но абсолютно живые миры...
Но есть люди — Натан Халл, к примеру, — которые верят в человечество и не теряют умения трезво мыслить, старающиеся привлечь внимание людей и вывести их из темного царства тьмы. Надежда есть, и Дик грамотно вводит сообщение, которое должно встряхнуть человечество, но автор также в концовке делает тонкий философский намек на наше место во вселенной. Если люди возомнили себя творцами своих карманных Вселенных, то почему бы и нам не оказаться в кармане такого же капризного создателя?
По сюжету, довольно интересный рассказ, который возможно понравится многим нашим искушенным читателями...
deepnight79, 4 марта 2019 г.
Ощущение такое, что уважаемого Филиппа нашего Дика штормило из стороны в сторону. Идея не самая плохая. И даже не одна, а сразу целая пригоршня, из которых можно было сотворить довольно крепкую вещь. Но реализация ужасна, как последние дни арестанта-смертника. Ни к чему не ведущие сюжетные ходы (зачем вообще это сборище наркоманов в самом начале рассказа? Впрочем, с другой стороны, именно в этой в сцене с зажравшимися участниками конкурса начинает сквозить тот самый фирменный «диковский» стиль, в последующих произведениях создающий ту неповторимую атмосферу, из коей и кристаллизовалась незаурядность Дика как писателя), оборванные на полуслове сцены, высосанные из пальца телодвижения персонажей и неубедительная причинно-следственная связь различных событий, и все в них должны почему-то поверить. Совершенно никакая, продвигающая «важный» законопроект, речь сенатора, при этом главный оппонент центрального персонажа называет ее великолепной. Повествование скомканное, рваное, излишне торопливое.
Скорее всего, автор даже не следил за тем, что и как выкладывает на бумагу, не задумывался о том, чтобы придать тексту связность и глубину (поленился?), а на читателя, так и подавно, было наплевать. И вряд ли потрудился хотя бы один раз перечитать сие произведение. На месте редактора, как минимум вернул бы все это переписывать. Но и тот, похоже, не удосужился все это прочесть — вяло махнул рукой, мол, отправляй в тираж...
vam-1970, 17 октября 2017 г.
Каждый раз, наступая на букашку нечаянно, думаешь, что раздавил целый мир.Но что сделаешь? Дик разворачивает эту тему для целых Вселенных. Люди научились создавать собственные миры, но морали нет в головах и, упиваясь вседозволенностью и могуществом, разрушают за один миг эти миры. Такой спорт- понимаешь.Законопроект о запрете уничтожать миры не проходит.
И вдруг кто-то вот так же поступает с нашим миром, начиная его разрушать.
Витовт, 23 июля 2015 г.
Рассказ-утопия о мире, основным желанием и целью населения которого, является
_EF_, 6 ноября 2016 г.
В общем-то неплохой рассказ.
Основную идею можно сформулировать где-то так: если ты безжалостен, то будь готов, что по отношению к тебе тоже жалости не будет.