Дональд Томас «Казнь Шерлока Холмса»
Шерлок Холмс исчез. Он и раньше мог пропасть на несколько дней в связи с каким-нибудь требующим того делом. Но время шло, а мой друг всё не появлялся. Меня как раз не было дома, когда Холмс покинул Бейкер-стрит, 221б, поэтому мне даже в голову не могло прийти, что затевал его холодный расчетливый разум. Возможно, мне даже не о чем было волноваться. Однако когда над Лондоном в очередной раз вставало утреннее солнце, не поглощённое вязким туманом, я все больше склонялся к мысли, что произошло нечто ужасное. И непоправимое.
Никто не желал помочь в моих поисках. Лестрейд и Грегсон, памятуя о том, как ловко Холмс инсценировал свою смерть в деле Мориарти, только посмеялись над моими страхами, решив, что это очередная уловка. Почему-то мысль обратиться к Майкрофту пришла ко мне далеко не сразу. А когда я, наконец, сумел встретиться с братом знаменитого сыщика, события понеслись вскачь, словно обезумевшая лошадь, в бока которой безжалостно впились шпоры без оглядки спешащего навстречу горькой судьбе наездника...
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Антологии и сборники > сборник «Казнь Шерлока Холмса», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 16 мая 2025 г.
Одно из самых несерьезных произведений Томаса о Холмсе, максимально приближенное к классической бульварной детективЕ, которую, в основном, и исполняют большинство последователей Конан Дойля. Братья, сестры, дядья уже умерших бандитов в сочетании с погибшими-непогибшими персонажами собираются вместе, чтобы похитить знаменитого детектива, зачитать ему обвинения и полупублично повесить при всей честной бандитской братии. И сделать это — для символичности — в самой что ни на есть настоящей государственной тюрьме. Пусть уже и заброшенной. При этом Холмса неделями держат на наркоте, но тот героически перебарывает ее, потому как веселые пилюльки — это его всё, и он с ними фактически на «ты». Счастливый побег и финальный боец на лошади, сносящий на всем скаку саблей голову последнему оставшемуся негодяю. От этого всего веет такой театральщиной и антинатурализмом, что, зная Томаса и его максимально серьезное отношение к шерлокиаде, диву даешься, что это написал именно он. Хотя почерк его — особенно в некоторых местах — не спутаешь ни с каким другим.
При этом — на удивление — даже в таком полусерьезном исполнении вышло настолько удачно, с сохранением драйва, ударной сцены побега на полромана и вовлечением в процесс чтения, что невольно задумываешься: а не тот ли это идеальный вариант для автора, которого он все же в большинстве своих произведений пытался избежать? Холмс здесь не закостенелая литая фигура, он чувствует, страдает и воплощает свои недостатки в нужные для сюжета достоинства — при всей несерьезности истории перед нами разворачивается настоящая драма человека, за которого искренне начинаешь переживать, хоть и знаешь, что ничего плохого не случится, и «наши» все равно победят.
Не обойдется и без применения дедуктивного метода. Причем будет все настолько прекрасно, что и «чтение» людей, и буквально пошаговое развитие побега от злодеев — фактически идеальные картины высшей точки существования Холмса-детектива, человека, способного выбраться из любой ситуации — и не абы как, а именно продуманно, взвешенно и реалистично (конечно, с учетом жанра и определенных допущений). Будет так же множество подробностей исторического периода, отсылок, упоминаний и полезных сведений, но, конечно же, все послужит исключительно на пользу происходящим событиям, заработает на сюжет.
Итог: было бы вполне правильно поставить высший балл, но, справедливости ради, надо отметить, что автор вместо того, чтобы идеально идти от низшей точки к высшей, проделал все это ровно на две трети, в результате чего градус страстей в финале уступает тому, что творилось ровно до момента, когда Холмс сумел покинуть пределы своей темницы и где-то за его спиной раздался взрыв. А так хотелось, чтобы площадное бульварно-театральное безумие не отпускало тебя до самого конца!
Еркфтвгшд, 4 ноября 2017 г.
Почему нами востребованы фанфикшен-произведения?
Потому что они нам многое позволяют: исправить то, что мы считаем несправедливым или некрасивым, остаться в сюжетности книги и с прежними персонажами, сублимировать свои желания и многое другое. Недавний сериал «Шерлок», перенесший событийность в современность показал, насколько популярен мир Холмса.
И если Томас пишет крепко сбитый шпионско-авантюрный роман, то Адамс сразу дает понять — «моя гавань — мои правила» и лихо развешивает по сюжету сопли из эктоплазмы, да так, что Шерлок в середине книге говорит: «Ой, всё!» — и тикает со сцены, чтобы вернуться и расставить по полочкам мистику, понапершую из всех щелей.
Читабельно? Еще как.