Дональд Томас «Смерть на коне бледном»
Человек не торопился. Он был Смертью и был неизбежен. Его выстрел угодил в плечо слона, но тот даже не попытался скрыться: зашёл в рощу и просто смотрел на человека. Прогремело еще несколько выстрелов, попавших точно в массивный череп, однако слон лишь дёргал головой и пытался достать до раны хоботом. Потом неуверенно качнулся и... устоял на ногах. Понадобилось еще шесть выстрелов, чтобы завершить дело. Слон лежал, и из глаз его катились гигантские слёзы. Потом туша дрогнула, и он умер. Тот, кто был Смертью, лишь презрительно рассмеялся и стал прикидывать, сколько можно будет выручить за бивни, весившие по девяносто фунтов каждый...
Человека этого мы узнали под именем полковника Роудона Морана, и скоро он станет нашим злейшим врагом, применив свои изворотливость, хладнокровие и жестокость, чтобы столкнуть в бездну целый мир ради мщения и жажды наживы. Никому не могло прийти в голову, что обычный одиночка может решать судьбы целых сражений и влиять на политику сильнейших государств. Никому — пока за дело не взялся мой друг Шерлок Холмс...
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Романы и циклы
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 2 июня 2025 г.
Трудно представить роман-продолжение в отрыве от остального цикла, тем более, канона, где все равно всегда заложена вечная основа, делающая все остальные даже самые выдающиеся произведения чуточку вторичными. С одной стороны, то же самое можно сказать и о «Смерти...», потому как отсылкам к конандойлевским произведениям тут посвящено отчаянно много бумаги. С другой, это настолько полноценное историческое произведение самого высокого уровня, с такой любовью к миру и его детализации, что будь человек просто любителем исторических романов, при этом никогда не слышавший о Шерлоке Холмсе, он бы получил от чтения не меньшее удовольствие, чем хардконый фанат знаменитого сыщика. Да, он бы не сумел насладиться всем фансервисом, которым изобилует роман, но и не остался бы у разбитого корыта, ибо вся нужная информация здесь выстроена в максимально лояльной читателю форме, когда тебе не приходится думать, к чему что-то сказано или упомянуто: все будет четко разъяснено и разложено по полочкам.
Так вот, перед нами настоящее полотно писателя, досконально знающего эпоху в таких мелочах, что жизнь в его произведениях действительно ощущается настоящей. Детализация всего на свете, мелочей в одежде, поведении героев различных сословий, досконального знания оружия и сопутствующих событий, названий улиц и организаций, а так же особенностей их работы, — все это настолько помогает погрузиться в материал, что первая треть книги, где Холмса нет от слова «совсем», вообще никак не тревожит подобным «безобразным» поведением. Более того, хочется, чтобы это продолжалось и продолжалось — настолько удачно тебя вплетают в вихрь несущихся стремглав событий. Затем на какой-то (не менее значительный) промежуток главным героем становится Ватсон и история его «становления»: война, ранения, скрытые от него самого моменты, которые потом повлияют на всю историю в целом. И это так же безумно интересно, особенно учитывая то, как это сообразутеся с каноном и сколько добавляет новых подробностей и красок в общую картинку. А уже появление самого сыщика — это как вишенка на торте, без которой (о, кощунство!) можно было бы даже обойтись, но с ней — еще лучше.
Холмс здесь классический только отчасти. Здесь, безусловно, найдется место и дедуктивному методу, и мастерскому расследованию, и фирменной маскировке, и развязке с изложением недостающих элементов истории. Но поскольку томасовский герой действует не в бульварном романе, а во вполне реалистичном мире настоящей Англии, являясь встроенным нереальным элементом в картину подлинной жизни, эффект его существования так же выходит на другой уровень, где он сам становится более живым и менее книжным. Это дорогого стоит.
Так же хотелось бы отметить, что вряд ли где-то еще на просторах холмсиады вы когда-нибудь встретите шикарную батальную сцену столкновения целых армий, развивающуюся страниц на пятьдесят-шестьдесят. Да еще и написанную так, что после прочтения всего романа хочется вернуться и перечитать ее снова: настолько мастерски автор описал ситуацию противостояния двух масс людей, решаемую поступком одного единственного человека. Тут есть всё: от реалистичности происходящих событий до креативности прирожденного художника-баталиста, умеющего охватить большое пространство и излить все это почти в идеальной форме на бумагу.
Итог: один из лучших романов продолжателей, который настолько красив в исполнении, что даже немного жалко, что Томас для него не изобрел собственного героя, а лишь вплел в общий цикл о Холмсе. Что, конечно, ничуть не умалило его достоинств.