Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Название повести отсылает к «Войне миров» Герберта Уэллса. Однако по Стругацким ни о какой войне не может быть и речи. Для того чтобы получить власть над землянами, пришельцам достаточно сделать лишь выгодное предложение, создать для людей комфортные условия. И тогда люди сами согласятся на добровольную оккупацию.
Беловой вариант не сохранился.
Первая публикация: Байкал (Улан-Удэ). — 1967. — № 1.
Входит в:
— цикл «Послесловие к Уэллсу» > Произведения отечественных авторов
— журнал «Байкал № 1, 1967», 1967 г.
— сборник «Стажёры. — Второе нашествие марсиан», 1968 г.
— антологию «Vortex. New Soviet Science Fiction», 1970 г.
— антологию «A marslakók második inváziója», 1974 г.
— антологию «Pozemšťané a mimozemšťané», 1981 г.
— сборник «Жук в муравейнике», 1983 г.
— антологию «Tierra Fantasy», 1986 г.
— сборник «Избранное», 1989 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 89
Активный словарный запас: средний (2792 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 83 знака, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 4% — на редкость ниже среднего (37%)!
Награды и премии:
лауреат |
Северный клинок / Nordklinge, 2011 // Роман (повесть) |
- /языки:
- русский (50), английский (4), немецкий (4), испанский (1), французский (2), итальянский (1), шведский (1), чешский (1), эстонский (1), польский (2), болгарский (1), венгерский (1), китайский (1), румынский (1), эсперанто (1)
- /тип:
- книги (62), периодика (1), самиздат (3), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- А. Апостол (1), П. Барретт (2), А. Боннано (1), М. Бронштейн (1), Г. Керн (2), Ж. Мартен (1), Д. Матиас (2), А. Мелконян (1), Ж. Морбиоли (2), И. Пиотровска (2), Цинь Пэн (1), Л. Раянд (1), К. Ренстрём (1), Т. Решке (2), М. Риччио (1), В. Стоическу (1), O. Уличны (1), Лю Янь (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 12 февраля 2025 г.
Эта гениальная вещь попала мне в руки еще в пионерском лагере, в одном небольшом по размеру томике (вместе со «Стажерами», уже прочитанными мною ранее, издание 1968 года).
Было мне тогда лет 12, но повесть разу и однозначно попала в список моих любимых книг (вот, например, прочитанный примерно тогда же и там же «Непобедимый» Лема в этот список не попал).
Потому как в книге чувствовался «этот самый реализм» — было понятно, что «марсиане» в книге — всего лишь такая же условность, как и имена главных героев (вот в оригинале, у Уэллса — таки были именно марсиане, чуждая человечеству раса)
Повесть тогда впечатлила меня настолько, что я сделал по ней рисованный фильм (была и такая технология в наше время, не путать с комиксами :) Причем у этого фильма был и настоящий режиссерский сценарий, куда без него)
Правда, в том моем фильме было больше «экшена» — начиналось все с контратаки земных ВВС (нечто подобное я увидел много лет спустя в фильме «Война миров» 2005 года :)
Понятно было, что под видом марсиан подразумевалась какая-то неназванная, но вполне земная страна (или военный блок).
(ну или НАТО, или таки «Варшавский договор» :) — каждый читавший имел свою точку зрения на это.
(повесть была написана в 1967, но и до 1968 уже были подобные случаи, так что прогноз было дать не сложно. Кстати, после 1968 книга была снова издана аж в 1983).
О! И в этой дате есть сакральный смысл — как раз тогда я проходил срочную службу (1,5 года после ВУЗа без военной кафедры) — и осенью 1983 наш «дембель был в опасности» (с), мы тогда сутки сидели в своих машинах в готовности номер один. По счастью, все завершилось обычным выездом на полевые учения.
(угадайте, какую именно книгу я вспоминал тогда?)
Ну что было дальше — помнят все. Подоили нас знатно (меня не успели, так как ничего еще заработать не успел, а вот у тестя с тещей все их сбережения — тысяч 15 было на сберкнижке, по их словам — были выдоены начисто и без компенсации).
И опять же, я вспоминал эту повесть Стругацких незлым тихим словом :)
В общем, никакая не Греция там была...
Координаты чудес, 12 января 2025 г.
Порой складывается впечатление, что бы Стругацкие ни написали во второй половине прошлого века, их социально-философская фантастика будет актуальна и через 50, и через 100 лет, настолько прозорливо и дальновидно они подняли некоторые краеугольные проблемы человечества. Вот, казалось бы, повесть с детским названием «Второе нашествие марсиан», чего от неё ждать? Однако никаких марсиан с длинными щупальцами и большими зелёными головами в прямом смысле слова там нет, это просто удобная аллегория внешней угрозы (или жизненных перемен), которая витает над маленькими городком и его жителями и заставляет их проявлять себя с той или иной стороны, сатира и гротеск в чистом виде.
Повесть написана по типу дневника пожилого провинциального учителя астрономии – господина Апполона, вмещающего в себя события 15 июньских дней. Никаких диалогов в привычном смысле этого слова вы здесь не найдёте, в противовес этому – реалистически прописанные психологически достоверные персонажи с их чувствами, мыслями и поступками, причём фишка в том, что все персонажи названы взятыми наугад именами из древнегреческой мифологии (сначала данный приём показался не слишком удачным, но в процессе прочтения мнение изменилось, – это действительно оригинально, необычно и, как и задумывалось авторами, полностью противоречит сущности героев, ничем не примечательных обывателей). Однако читается очень легко, также как, впрочем, и писалось (практически с первого раза и без последующих серьёзных правок). Более того скажу – этот текст мог бы написать Габриэль Гарсиа Маркес, насколько схожая стилистика, манера повествования, да и чем, собственно, не магический реализм? Поэтому не поленился и посмотрел, могло ли быть на самом деле какое-то заимствование. Скорее всего – нет. Своё главное произведение «Сто лет одиночества» Маркес выпустил через год после «Марсиан», а на его первый роман «Проклятое время» 1962 года Стругацкие вряд ли ориентировались. Но получилось здорово, в связи с чем охотно соглашусь с хорвато-канадским фантастоведом Дарко Сувином, который относил «Второе нашествие марсиан» к наивысшим стилистическим достижениям братьев.
В основе «Второго нашествия марсиан», конечно, совершенно другие литературные вещи: очевидная аллюзия на «Войну миров» Уэллса, а также чеховская «Скучная история», как один из претекстов (скрытых, повлиявших на эмоциональный фон повествования). Только в отличие от романтической фантастики Уэллса никакой борьбы с незримыми инопланетными захватчиками у Стругацких нет. Как писал Борис Натанович в «Комментарии к пройденному»: человечество не надо завоевывать – его можно без особого труда просто купить. Конечно, повесть построена главным образом на привычном для авторов противопоставлении маленького человека и большого мира, в антимещанском посыле, актуальном для советской фантастики 1960-х годов, и писатели в первую очередь обращали внимание на то неприглядное обстоятельство, что «современное нам человечество в массе своей настроено дьявольски конформистски и начисто лишено таких понятий, как цель, смысл, назначение».
Однако читатель видит в книге то, что он видит, и тут применительно к сегодняшнему дню и родным Пенатам хоть бери и вешай в рамочку финальный диалог между Апполоном и его зятем – не принявшим новую реальность молодым и горячим интеллектуалом Хароном, являющийся квинтэссенцией всего произведения. Сюрреализм, достойный пера уже упомянутого Маркеса («Осень патриарха»), ну, или как в настоящем случае – братьев Стругацких. Не буду сейчас вдаваться в лишние подробности (не всё сейчас можно говорить в публичном пространстве, и каждый сам прекрасно может оглядеться вокруг), но, не ровен час, когда нам придётся расплачиваться пресловутым желудочным соком по типу жителей выдуманного советскими и российскими фантастами маленького провинциального городка. У неравнодушных думающих внутри всё клокочет: идём не туда. Тихие обыватели отвечают: пусть лучше так, лишь бы не было хуже. Моя хата с краю, ничего не знаю, а тем, кто наверху всяко виднее. И ладно бы, как в «ВНМ», купили хорошей жизнью и всякими привилегиями, так нет же: просто потерпите. Год, два, десятилетия. Так, может быть, и правда нужно ждать марсиан, чтобы они вернули людей на путь прогресса и светлого будущего, в которое хочется верить и ради которого стоит жить? Стругацкие так и не смогли ответить себе на этот сложный вопрос ни тогда, после написания повести, ни позже в 00-х (о чём прямо писали в «Комментарии к пройденному»), а сможет ли нынешний читатель – это пусть решает каждый для себя сам.
Отзыв продублирован на www.livelib.ru
obvilion, 6 марта 2025 г.
Не смотря на интересную и правильную задумку, реализация получилась крайне поверхностной и при этом без какого-либо катарсиса. Пришли абстрактные марсиане, дали денег, так как до них местные власти не дали денег, все «обычные» люди довольны, а «необычные» недовольные даже объяснить не могут чем недовольны. А как так получилось? Ну, сделайте вид, что как-то получилось. Так не бывает, даже при всей доброжелательности, чтобы перестроить экономику таким образом, чтобы дать-таки «стабильность и уверенность в завтрашнем дне» (в его конструктивном смысле — стабильный прогресс), придётся что-то разрушать, что-то строить, кого-то лишать привелегий/материальных благ, а кому-то давать, а это всё создаёт новые противоречия и социальные конфликты, разрешение которых затянется на поколения, порождая при этом новые противоречия уже другого рода. Не получится и денег просто в экономику вбросить, чтобы всех купить, — тут же возникнет инфляция и цены на всё вырастут, просто потому что продукции не стало больше в экономике с приходом марсиан, а даже наоборот её должно было стать меньше из-за разрушения производственных цепочек, а выстраивание новых и внедрение новых технологий это долгий процесс — это изъятие людей из других производственных цепочек, их обучение, затем постепенное масштабирование производства — такое по щелчку пальцев, как в книге, не происходит. Даже если предположить, что марсиане всё плохое победили, а всё хорошее оставили, остаётся вопрос, а марсиане то зачем нужны? Деньги, которые дают марсиане, циркулируют в экономике поддерживаемой людьми (о том что марсиане заводы построили какие-то и их САМИ обслуживают за счёт ресурсов других марсиан ни слова нет). То есть деньги, которыми за желудочный сок платят, это деньги изъятые у самих же людей, просто за счёт управления денежными потоками, как мы сейчас платим налоги. В итоге у нас не только марсиане абстрактные, но и мир совершенно абстрактный. И оно бы сработало, если бы был, например, катарсис, ну или хотя бы некая битва идей, или дуга характера гг, когда бы он в самом конце понял, что люди своим же трудом платят за свой же желудочный сок в интересах марсиан.
К слову о «стабильности и уверенности в завтрашнем дне», про которую гг книги говорил, мол вот чего люди хотят. А точно этого хотят? Сами по себе «стабильность» и «уверенность» не несут в себе конкретного смысла, может быть стабильно плохо, или стабильная деградация или стабильно никак, а уверенность может заключаться в том, что человек просто недалёкий (говоря словами Жилина из «Хищные вещи века» Стругацких, человек довольный своим положением в обществе и соответственно довольный самим обществом), уверенность говорит только о психическом состоянии конкретного человека, а не о мироустройстве. Это в книге никак не разобрано. Самое стабильное состояние человека — после смерти, и, кстати, в сохранении этого состояния можно быть абсолютно уверенным. И при этом (вроде как интеллигент) Харон не нашёлся, что сказать.
Задумка хорошая, но произведение слабое и по смыслу и драматургически. И пофилософствовать можно было поглубже или в качестве гг выбрать другого персонажа, за изменением которого было бы интересно наблюдать или драматургически разрушить выстроенную утопию в конце.
Groucho Marx, 12 октября 2016 г.
Повесть писалась, как предчувствие советских семидесятых годов, со сладостным застоем, прекрасным ничегонеделанием, моральной деградацией и социальным маразмом. 1967 год. Провалившийся юбилей «октябрьской революции», предверие «пражской весны» и окончательного предательства всех возможных идеалов.
Тогда, когда вышла повесть, пророчество не реализовалось, потому что на протяжении десятилетия нарастала нищета советских людей и это обстоятельство будило в них беспокойство, не давало полностью превратиться в свиней.
Но час «Второго нашествия марсиан» настал в нулевые годы. Вот тогда-то всё сбылось на сто процентов. И непрерывно возрастающее благополучие, и упоительное безделье на госслужбе, и отстрел диких бандитов энергичными мальчиками из госбезопасности, и ликвидация демократии за ненадобностью, и культурная деградация, и упоение собственным скотством... Ну, всё в точности по книге.
Ещё одно подтверждение социальной трезвости и ясности ума братьев Стругацких.
Характерно, как томно жалуются на скуку от чтения этой блистательной повести современные российские читатели. В самом деле, кому приятно видеть своё отражение в таком заркале?
Podebrad, 3 апреля 2014 г.
Смешная до жути сатира, которая представляется жутковатым предвидением в век глобализации и постиндустриализации. Власть захватили марсиане. Перебили бандитов, разогнали коррупционеров, покончили с наркотиками, покончили с гонкой вооружений, занялись вопросами ЖКХ и сельского хозяйства, внедрили кое-какие технологии. И предложили всем желающим регулярно сдавать желудочный сок. Добровольно, за очень хорошие деньги. Неизвестно, зачем им сок, но теперь они непобедимы. Любая оппозиция развалится раньше, чем успеет оформиться.
Так то марсиане — прогрессоры или паразиты? Для проверки поставим эксперимент. Допустим, дон Румата сверг дона Рэбу и стал править Арканаром. Править будет как прогрессор-реалист. Распустит серую гвардию, прижмёт непокорных баронов, отменит пытки, заведёт библиотеки, ослабит сословные барьеры (хотя бы в столице), внедрит кое-какие технологии, пригодные в этом мире, попробует переловить разбойников (это вряд ли получится), объявит о снижении феодальных податей (бароны станут насмерть, но указ нужен). Издаст указ об обязательном ежедневном умывании. Чтобы подданные выполняли это малопонятное требование, им придётся платить. Выходит, марсиане — прогрессоры.
Как жить тем, кто попался под руку прогрессорам? Есть два мнения. Аполлон, конечно, человек здравомыслящий, занудный, адекватный до безобразия, но очень неглупый. Его позиция неуязвима. Если мы сами не можем решить свои проблемы, пусть этим займутся марсиане. Всё равно их не одолеть. Да может, и нет никаких марсиан. Никто их не видел, действуют через посредников. Синий хлеб — это не обязательно с Марса. Синий самогон — ну, этим нас точно не удивишь.
Есть только одно НО. Марсиане как прилетели, так и улетят. Либо наступит момент, когда они уже ничего не смогут дать землянам. И останутся люди, способные только сдавать сок и получать деньги. Разучились работать, разучились создавать, разучились соображать, разучились наводить у себя хоть какой-то порядок. Всё придётся начинать с нуля.
Получается, прав Харон. Интеллигент-шестидесятник, редактор маленькой газеты. Дело журналистов — убеждать людей в своей правоте. Собственно, их дело — доносить до людей неискажённую информацию, но этим давно никто не занимается. И тут выясняется, что журналист умеет убеждать только своих единомышленников. Остальных он не знает, и знать не хочет, и они его, разумеется, тоже не слышат. Когда аргументы кончаются, интеллектуал берёт автомат и начинает стрелять. Но стрелять он тоже не умеет.
Что же делать? У каждого своё решение. Каждый по-своему прав. Моё — прожить жизнь до конца, по возможности не теряя человеческого облика, и постараться сохранить, что возможно, из домарсианской эпохи. Когда-нибудь это пригодится.
Nalia, 23 мая 2013 г.
Начала знакомиться с этой повестью лет в семь, когда мама читала мне на ночь смешные места из неё. Потом прочитала целиком и поняла, что эта повесть-- отнюдь не сборник шуток. Но она осталась моим любимым произведением, быть может, потому, что это совершенно гениальная, точная, лаконичная, но вместе с тем совсем не злая сатира на нас на всех. Возможно, потому что Стругацкие спустились в ней с небес на землю и посмотрели на мир глазами обычного обывателя, человека невеликого ума или героизма, но честного трудяги, со своими бытовыми проблемами. И как такой человек будет воспринимать вторжение в его жизнь чего-то невероятного.
Надо сказать, я никогда не считала «Нашествие» антиутопией, а Аполлона-- антигероев, быдлом, мещанином и прочее. Наоборот, он вызывал у меня симпатию. Обычный человек, причём человек неплохой-- не склочный, интеллигентный, иногда смешной, но иногда его понимаешь. Честный трудяга: детей учить-- это вам не в офисе бумажки перекладывать, работа ответственная, и, не побоюсь этого слова, благородная. Тем более такой предмет, как астрономия: в жизни он не пригодится, но расскажет о том, как чудесно устроен мир, научит понимать необъятное и мечтать о недостижимом. А это очень важно, знаете ли.
В «ХВВ» Стругацкие крепко припечатали массы, показав, что никакое изобилие не компенсирует бездуховность. Но таковы ли герои «Нашествия», как слегачи их «ХВВ»? Нет. Последние-- охреневшие от комфортной жизни люди, уже и не знающие, куда пристроить свой скучающий ум, в погоне за удовольствиями эгоистичные и замкнутые, забывшие о том, что такое нормальные человеческие отношения. Герои же «Нашествия» ничем таким не отличаются: да, их мысли редко выходят за пределы бытовухи, но они любят, дружат и растят детей-- в них нет той пустоты и надломленности, которая есть в жителях города «ХВВ».
Это обычные люди, не герои, но и не опустившиеся дегенераты. И я не могу заклеймить их «мещанами»-- ведь это значит, что я навешу этот же ярлык на очень многих людей, дорогих мне ИРЛ. Кто прав, Харон или Аполлон-- каждый решает для себя: не даром Стругацкие оставили этот вопрос открытым. Это повесть-- не ответ, как полагают многие; эта повесть-- вопрос без ответа.
morbo, 10 июля 2011 г.
Нечто весьма не характерное для Стругацких, как мне показалось.
С одной стороны, я понимаю Харона, который не хочет, чтобы человечество удовольствовалось ролью дойной скотины, а с другой стороны — понимаю конформистское большинство. Для меня большой вопрос, кто же действительно относится к людям, как к дойной скотине — сильные мира сего или марсиане. Ведь до появления марсиан никому не было дела до наркоторговца, все о нём знали, но никто ничего не мог с ним сделать. Никому не было дела до пенсий, до здорового питания людей, до отсутствия в городе простейшей канализации. Очень жаль, что даже инопланетяне смогли за несколько дней сделать для людей больше, чем за многие десятилетия все политики вместе взятые, тем более что марсиане не сделали ничего такого, что было бы не в силах людей.
Поэтому политикам нужно бы задуматься о том, чем они занимаются и обратить своё внимание на настоящие ценности. В благополучном обществе сценарий повести был бы невозможен.
P.S. Прочитал отзывы ниже и понял, что большинство людей горазды навешивать ярлыки «мещанин» и «быдло». Некоторые высказывают презрение к главному герою, Апполону. Дескать он безвольный, безыдейный слабак, которому интересны только марки да коньяк. Ребята, он пенсионер, который 30 лет проработал учителем. Посмотрим какими вы сами станете на пенсии.
Остальных героев повести тоже можно оправдать. Им не до высоких идей, один всю жизнь возит дерьмо, другой ловит пьяниц, остальные сеют хлеб и разводят скотину — у них просто нет времени думать о чём-то возвышенном. Неужели вы думаете, что кто-то сознательно всё своё детство мечтал возить дерьмо, а теперь, став дерьмовым извозчиком, считает, что достиг в жизни всего, о чём он мечтал? Нет же. У него просто не было выбора, за долгие годы все его мечты были растоптаны, а самому ему было показано его место в жизни. Нашёл он, чем заглушить свою боль, вот и пьёт коньяк или водку. Но каждый из них добросовестно делает своё дело с 9 до 18, до самой пенсии, как об этом и говорилось в «Стажёрах».
И самое главное — марсиане ведь никому ничего не запрещали, никого не заковывали в кандалы, не гнали на скотобойню. Те, кто находил удовольствия в жизни помимо выпивки и марок, останутся при своём. Другие же станут чуточку счастливее — вам от этого плохо?
primorec, 27 мая 2012 г.
Обыватели редко становятся героями произведений, тем более, фантастических. И, действительно, что может быть увлекательного в жизни в одном и том же маленьком городке, со знакомыми с раннего детства соседями, с монотонным, каждодневным и не очень интересным трудом? В размеренной жизни, когда весь остальной мир воспринимается только через газеты, радио и телевизор, а его заботы и события менее важны, чем пропажа соседской кошки.
В обывателях нет ничего героического, и мало кто открыто и добровольно причисляет себя к ним, презрительно называя их «быдлом», более мягко -«мещанами» или еще более корректно «электоратом», в зависимости от сиюминутной политической ситуации или предпочтений.
А между тем, именно эта масса обычных, ничем не примечательных людей своим равнодушным молчанием или гневным словом решает судьбу стран и правителей. И решает, исходя только из одного своего шкурного интереса, поскольку их мало интересует, кто там у власти — диктатор, президент, парламент, король или марсиане, пока эта власть выполняет то, что от нее ждут: обеспечивает стабильность и привычный образ жизни, работу, определенный уровень благосостояния, доступность основных услуг и развлечений, защищает от преступности. И по большей части им все равно, как это происходит, главное, чтобы цена за сытую, обеспеченную и безопасную жизнь не была слишком велика. А в данном конкретном случае, вряд ли сдача желудочного сока — слишком большая плата за безопасность, работу, хорошую пенсию и решение бытовых проблем. И жителя маленького городка вряд ли интересуют отвлеченные проблемы свободы и нарушения различных прав, пока не нарушают его право ходить по пятницам в бар и судачить о мировых проблемах с друзьями за кружкой пива.
И в этом плане «Второе нашествие марсиан» — сегодня еще более актуальная повесть, чем в момент ее написания. Неоднозначная и оставляющая больше вопросов, чем ответов. Правильный подход: такие вопросы каждый решает для себя сам. Но вот что не дает покоя: в повести мы видим только начало истории, а вдруг ее развитие будет более оптимистичным и это — не паразитизм, а симбиоз, который приведет к новому процветанию? В конечном итоге, ведь все сводится к тому, что мы понимаем под «счастливой жизнью» и какую цену готовы за нее заплатить.
kerigma, 3 октября 2023 г.
Да, идея поверхностная и прямолинейная: как мало дорога среднему человеку его пресловутая свобода и до какой степени ему наплевать, какая над ним власть и кому и чем он платит налоги, до тех пор, пока его положение существенно не ухудшается.
А мне понравилось реализация. Весь этот провинциальный мир, герой, который мало чего в жизни понимает, хотя уверен, что понимает все. Очень достоверно, по-моему, изображено, сколько информации доходит до пресловутого «среднего человека» (очень мало) и сколько им из этого осознается (еще меньше). Притом, что казалось бы, марсиане, все должно бурлить. И до прошлого года мы все были бы уверены, что вот не может быть такого глобального события в жизни мира и страны, которое одновременно и задело бы всех людей, и прошло бы как бы по касательной. А нет, смотрите, может. Во-первых, пресловутое «никто не знает всей правды». Все говорящееся — не большая и не меньшая чушь, чем «взрыв на подземном мармеладном заводе». И ничего, не просто кого-то устраивает, а большинство устраивает. И даже при отсутствии нормальной официальной информации то, как действует пропаганда (надоевшие статьи о пользе желудочного сока) — одновременно и очень грубо, и эффективно. И вот это отсутствие у героя позиции относительно марсиан — понятно, что каждого своя пенсия интересует, а как только выяснится, что и марсиане ее будут платить — и ладненько. Да и не только у героя, а как волшебно меняется его боевой зять, которого даже ничем особо не пугали, а наконец-то ему дали то, чего он, видимо, хотел.
Давайте не будем считать это морализаторской повестью, все-таки АБС когда хотят, могут специально гораздо лучше. Давайте будем считать это повестью о когнитивных способностях. Тогда выходит очень наглядно, как именно судьбоносная информация распространяется в обществе «средних человеков», как она трансформируется и как конечный потребитель ее перерабатывает в итоге (в желудочный сок, натурально, больше никакого результата). Вот это достаточно трагично и поучительно и стоит того, чтобы погуглить, что там делают с марками.
Asaris, 14 октября 2018 г.
Как по мне, философии во «Втором Нашествии» куда больше, чем сатиры. Хоть юмора здесь и в достатке — солёненького, но отменного.
Читал, хоть и не помню где, что «Второе Нашествие» стало своего рода ответом Стругацких на произведение Лазаря Лагина «Майор Вэлл Эндью.» Там автор ( тоже в форме дневника главного персонажа ) достаточно интересно развивает тему, о которой в оригинале Уэллса сказано лишь мельком ( и то, в порядке предположения человеком, склонным приписывать марсианам человеческую логику ) — тему людей-предателей на службе у марсиан. Что вроде бы натолкнуло Стругацких на мысль: «Ладно, предатели — предателями, но как быть с простыми обывателеми, составляющими основу человечества, если марсиане не будут их убивать, ни даже отнимать ничего необходимого для жизни и обывательского счастья?
Что ценно — они не сделали из Аполлона, воплощенного обывателя, чучело для колки штыками, или же хрестоматийного Мальчиша Плохиша. Своего персонажа авторы наделили всеми чертами нормального живого человека ( и даже некоторыми своими личными — как любовь к маркам ). Чем недвусмысленно указали на то, что черты Аполлона есть в каждом из нас — даже в тех из нас, кто тянет на Харона.
wertuoz, 24 сентября 2015 г.
Данное произведение из жанра сатиры, и конечно же, наверняка, стоит сравнивать его с такими глубокими произведениями, как, например «Понедельник начинается в субботу» или «Сказа о тройке». Но если вдуматься и посмотреть на это произведение, как на объект культурного наследия советского общества, в котором данные персонажи и ситуации рассматривались тогда с точки зрения плохого примера, высмеивались вместе со всеми пороками потребительства, тогда можно открыть для себя совершенно иной смысл, которого авторы по идее не вкладывали, но который назрел сам из-за уникальности и универсальности сюжета, а так же сменившихся моральных ценностей и устоев нашего времени.
И тогда сатира и юмор обращаются в сарказм и иронию, причем злую и совершенно не смешную иронию. События, которые происходят имеют действительно довольно сатирический подтекст, но он настолько резонирует с нашим реальным современным положением вещей, что перетекает из разряда небылицы и становится каким-то страшным пророчеством от авторов, которые, сами того не подозревая, составили его довольно емко.
Главным действующим лицом этой повести является типичный мещанин, приспособленец, склочник — типичный психотип обывателя, находящегося на пенсии. И до конца не понятно, хотят ли авторы сделать его антигероем на столько максимально, чтобы снова высмеять все потребительские пороки общества, или же все таки показать мир с его точки зрения и подчеркнуть всю сложность выбора именно такого мировоззрения, когда в принципе у описываемого общества отсутствует хотя бы какое-то понимание моральных ценностей или собственного назначения.
Все что нужно в жизни главному герою — это высокая пенсия, да такая, чтобы ее хватало на покупки и коллекционирование редких марок. В момент, когда его обвиняют в причастности к оппозиции против марсиан, упоминая его зятя, который туда вступил, вместо того, чтобы за него вступиться, Аполлон решает встать на сторону склочников и быстро откреститься от собственного родственника. А когда оказывается, что из-за его экземы желудочный сок теперь будет цениться в несколько раз больше, чем у остальных, он искренне начинает думать, что наконец настало та самая белая полоса в его жалкой жизни. Сопереживать такому герою совершенно не хочется и воспринимать его как-то иначе тоже, но весь цимус в том, что есть плохой пример, в лице главного героя, но в противопоставление ему никто не ставится. Да, существует некая оппозиция, которая начинает бороться с нашествием, но быстро распадается и расходится мирно по домам. Даже тот самый зять Харон возвращается обратно на дорогой машине и в чистой одежде со стыдом в глазах продавшего родину приспособленца.
И в конечном итоге получается, что нет никого, кто бы мог встать и пойти против назревающей системы. Человечество не нужно завоевывать, с ним не нужно воевать, когда в обществе процветает мещанство и потребительство, человечество можно просто купить. Именно к таким выводам приходит герой другой повести «Хищные вещи века» Иван Жилин, к таким же выводам, видимо, приходят и марсиане. И по речи Аполлона, которую он затем захочет переписать и поставить в рамочку, становится совершенно не смешно. Люди — это доеные коровы, обеспеченные сытостью на всю жизнь, которых как на убой будут кормить специальным синим хлебом. Именно эту преамбулу Аполлон переиначивает и возводит в апофеоз, идеализирует, ссылаясь на наступившее спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
В конечном итоге у Стругацких снова получилось произведение с двойным дном. Возможно, именно из-за сатирического направления в нем отсутствует какое-либо противопоставление назревающей катастрофе, с целью показать максимально всю глупость превращения человеческой цивилизации в домашний скот. Да, вот только смеяться над этой глупостью в 2015 году нет никакого желания, а вот поражаться и пугаться, наверное, все еще можно. Именно это и цепляет. 10 из 10
amak2508, 27 февраля 2015 г.
Если вдуматься, страшная вещь. Пожалуй, самая страшная из того, что успели написать братья Стругацкие. А с учетом того, что практически все их книги, созданные в 60-70 годы, стали явлением не только в советской, но и в мировой фантастике…. И причем, не столько из-за таланта братьев, как рассказчиков (хотя, конечно, и он бесспорен), сколько из-за мыслей, навеваемых читателям их произведениями….
В этой небольшой повести авторы предлагают читателю не только задуматься, насколько хрупка наша цивилизация, но и поразмыслить, что же представляет из себя простой человек, так называемый обыватель, каких в нашем мире насчитывается едва ли не 100%. Тот самый, который по словам братьев Стругацких, вместо слов «Что надо сделать?» говорит: «Что с нами сделают?»... То, что они написали, получилось не столько смешным, не столько увлекательным, сколько страшным. А ведь, на самом деле, авторы всего-навсего только и предложили нам посмотреть на самих себя со стороны. И то, что мы увидели, надо думать, понравилось большинству совсем не очень... Хотя многие еще и спорят о правоте Аполлона и иже с ним. :)
А повесть вышла на все времена: актуальная на момент написания, не менее актуальная сейчас, актуальная, надо думать, еще долго-долго в будущем... И, вот, как раз в этой постоянной современности книг братьев, и заключается один из секретов их популярности уже более, чем на протяжении 60-ти лет.
GoldenFox, 30 апреля 2008 г.
Вот так и надо проводить вторжения — обыденно, просто, сонно и неотвратимо. Обыватели себе суетятся, как потревоженные муравьи, придумывают страшилки. Версий масса: взрывы то ли на ракетных, то ли на мармеладных заводах, маневры, «марсианцы с кометы». Но постепенно все стихает: жить-то надо. А много ли требуется старичку-обывателю? Была бы пенсия побольше, да чтоб экзема не мучила, да о марках чтоб было с кем поговорить, да в трактире посидеть с такими же, как сам, «пикейными жилетами» (ничего не могу с собой поделать — все эти разговоры пенсионеров в трактире у меня вызывают постоянную аллюзию с «Чемберлен — тоже голова»). Да еще чтоб Гермиона не слишком пилила... А там — марсиане, не марсиане...
А между тем по марсианским машинам и их пассажирам стреляют, странные молодые люди в узких пальто бьют шофера господина Лаомедонта... И в то же самое время — все вроде бы как всегда. Живем себе, синий хлеб кушаем, желудочный сок сдаем (пять монет за стакан — шутка ли!). Синюховку дегустируем...
Неужели все этим закончится?
Отличная вещь: прекрасный «дневниковый» стиль, великолепные персонажи и фирменный юмор!
Неизвестный Ч., 21 июля 2023 г.
Сумеречный разум моих необразованных сограждан, убаюканный монотонной жизнью, при малейших колебаниях рождает поистине фантастические призраки. Наш мир подобен погруженному в ночной сон курятнику, где стоит лишь нечаянно коснуться перышка какой-нибудь пеструшки, дремлющей на шестке, как все приходит в неописуемое волнение, мечется, кудахчет и разбрасывает помет во все стороны.
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий -- Второе нашествие марсиан
Провинциальный городок (жители которого, могшие, судя по именам, стать героями эпосов и мифов, но в основном — ограниченные и трусоватые обыватели) захвачен марсианами (привет Уэллсу) вместе со своей провинциальной страной, а то и со всей Землею...
В детстве повесть показалась скучноватой (немудрено, почти все её фантастические атрибуты — за горизонтом описываемых событий), а позже заворожила своим изяществом — легковесная конструкция в шутливой манере поднимает серьезный вопрос (бытия): возможно ли превратить человечество в стадо сытых самодовольных баранов? Причем не кнутом, а исключительно пряником? Предлагаемый ответ горек, особенно сейчас. Тогда авторы уповали на интеллигенцию как основу сопротивления (эх, шестидесятые!), однако время показывает, что интеллигенция любит пряники не менее прочих социальных слоёв, не надо себя обманывать.
Забавно, что поставленный в повести вопрос смутил и тогдашнюю власть (не любившую зазоры между желаемым и действительным) настолько, что повесть удостоилась отповеди с трибуны (естественно, официально не за то, чем задела):
В этом фантастическом повествовании авторы почему-то в качестве мишени для насмешек, сарказма, иронии избрали такое святое чувство, как патриотизм. Вот что можно прочитать в повести:
«Этот Полифем жить не может без патриотизма. Без ноги он жить может, а вот без патриотизма у него не получается».
Литераторы должны были бы знать, что вкладывать такие святотатственные слова в уста даже крайне отрицательных героев весьма рискованно и что надо не потешаться по такому поводу, а сказать себе и другим людям: без патриотизма вообще ничего не получится, не напишется без этого возвышающего чувства и хорошая, честная и нужная народу книга!
Доклад М. Н. Алексеева «Некоторые проблемы современный прозы» на III Съезде писателей РСФСР 24—27 марта 1970 г.
GomerX, 6 сентября 2008 г.
Ничего нового и интересного я для себя здесь не нашел. Очередная констатация того факта, что основной массе населения Земли ничего не нужно, кроме как наесться, напиться и заниматься своими увлечениями, которые чаще всего не имеют ничего полезного для развития цивилизации. Хотя здесь опять дилема: что мы называем развитием? Если развитие — это стремление к полному удовлетворению наличествующих потребностей населения, то марсиане именно это и дали людям. Но если под развитием понимать развитие интеллекта у населения, развитие науки и, в конечном счете, расширение возможностей человечества, то на этом развитии прийдется поставить крест с приходом марсиан, т.к. в новой системе ценностей важны не плоды человеческого труда, а колличество вырабатываемого желудочного сока.
Наука об обществе людей говорит нам, что главная задача экономики это удовлетворение постоянно растущих (!) человеческих потребностей в мире ограниченных рессурсов. А мнимое благополучие и стабильность, которое дали людям марсиане, занимают только нижние ступени пирамиды в системе ценностей Маслоу. Так что, получив необходимый минимум, люди захотят удовлетворить свои потребности в самовыражении, в признании, в самореализации. Ну а для марсиан-узурпаторов продукты высшей нервной деятельности человека не представляют какой-либо ценности. Вся проблема в том, что в нашем мире становится все больше и больше людей, которым это тоже не интересно. Было бы пиво бесплатное и женщины доступные, а ещё телевизор с кабельным :)