Франческо Франкавилла «Чёрный жук: «Выхода нет»»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MelniKviKNik, 1 января 2025 г.
«Чёрный Жук. Выхода нет»: когда детектив > супергероики
Супергеройский нуар невероятно притягателен. Герои в масках, такие как Паук или Тень, десятилетиями не сходят со страниц комиксов. Однако на отечественном рынке рисованных историй палп-персонажи появляются достаточно редко. Можно вспомнить линейку «Древние Комиксы» от издательства «Alpaca», в которой иногда выходят первые приключения легендарных вигилантов. Но был в России и пример полностью вышедшей серии комиксов о маске. Речь идёт о «Чёрном Жуке» Франческо Франкавиллы, изданном на русском «Белым Единорогом».
Комиксы о Чёрном Жуке вышли в двух книжках с подзаголовками «Выхода нет» и «Kara böcek». Сегодня поговорим только о первой. В её состав входят две истории: ван-шот «Ночная вахта» и, собственно, лимитка из четырёх номеров «Выхода нет». В широком смысле «Чёрный Жук» – это коктейль, в котором смешаны нуар, супергероика и детектив. Но если бы не одна важная деталь, то сюжет об очередном вигиланте попросту затерялся бы среди себе подобных: комикс работает благодаря Франческо Франкавилле, его таланту художника и рассказчика.
«Ночная вахта» выступает прологом к основным событиям. В лучших традициях палп-супергероики действие открывается нацистами, ищущими некий таинственный артефакт. Ван-шот отлично справляется с введением читателя в новый для него лор: Чёрный Жук блистает, а отряд нацистов получает занимательную предысторию. Да и сквозной сюжет, который красной нитью будет проходить через лимитку, берет своё начало именно здесь. Однако по-настоящему увлекательная история ждёт впереди.
Итак, Чёрный Жук, аки Бэтмен охраняет покой своего родного города, коим является Кольт-Сити. Сюжет «Выхода нет» берёт своё начало с гибели двух местных криминальных семей. Первый выпуск лимитки уделяет большое внимание детективной линии. Жук использует различные гаджеты для слежки, изучает досье и ведёт собственное расследование. Подобный подход к подаче истории сохранится и в следующих номерах. Да, место экшену тоже найдётся. Но «Чёрный Жук» не про эпичные битвы и перестрелки (хотя они здесь и имеются). «Чёрный Жук» – это совсем другая супергероика.
Комикс Франческо Франкавиллы подкупает именно детективной составляющей. Медленной, вдумчивой, постепенно складывающейся из мелких деталей в объёмную картину произошедшего. За четыре номера мы ничего не узнаём о личности Чёрного Жука, но при этом понимаем, как он ведет свои расследования. Он умён и скрытен, не вступает в бой ради боя, всегда аккуратен и вооружен. Франкавилла поставил во главу угла детектив, а потому в финале читатель ждёт не эпичной схватки героя и злодея, а скорее раскрытия всех тайн. Да, именно так. «Чёрный Жук» – это скорее супергеройский детектив, нежели детективная супергероика.
Однако не забывает Франкавилла и о глобальной истории. Основное расследование изредка прерывается на сквозной сюжет. Интермедии и эпилог на миллиметры продвигают действие, показанное в «Ночной вахте». Эти вставки позволяют отвлечься, немного передохнуть от розыскных мероприятий Жука. Довольно интересный задел на будущее в финале прилагается.
Что интересно, «Чёрный Жук» – максимально таинственный и закрытый от читателя комикс. Мы не только не знаем альтер-эго супергероя, но также мало осведомлены о Кольт-Сити, значении и важности Полой Ящерки и таинственных людях, охотящихся за ней. С точки зрения вовлечения читателя это, разумеется, интересный ход. После прочтения последнего выпуска «Выхода нет» остаётся ощущение незавершённости. Хочется узнать ответы на все вопросы, а не только на один из них. Может, завесу тайны приоткроет «Kara böcek»?
Если за отлично рассказанный супергеройский детектив нам стоит похвалить Франческо Франкавиллу как сценариста, то за нуарный рисунок и кинематографичность его стоит превозносить уже как художника. Киношность здесь видна во всём: постановка кадра, стилизованные под постеры обложки и эпичные развороты. В дополнительных материалах книги есть заметка о том, что при изображении драк Франческо консультировался со своим другом, экспертом по боевым искусствам, работавшим в Голливуде. Там же имеются эскизы, позволяющие больше узнать о процессе создания боевых сцен.
Отдельное внимание стоит уделить цветовой гамме комикса. Страницы выполнены с преобладанием определенного цвета: красного, синего, чёрного и ещё нескольких других. Такой микс создаёт особенную стилистику, будто играющую с палитрой определённых оттенков. Всё это делает рисунок Франкавиллы узнаваемым и индивидуальным. А «Чёрный Жук» при этом получает третий важный ингредиент своего коктейля – нуарный визуал.
«Чёрный Жук. Выхода нет» – пример грамотного сочетания детектива и классической супергероики в нуарной обёртке. Пожалуй, самое удивительное в этом комиксе то, что за его созданием стоит один человек – Франческо Франкавилла. Автор, который всем сердцем любит палп-журналы, решает воспроизвести их мотивы с оглядкой на современность. И как же хорошо, что его эксперимент добрался до читателей. Пускай и только в двух томах.