fantlab ru

Виктор Пелевин «Любовь к трём цукербринам»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
716
Моя оценка:
-

подробнее

Любовь к трём цукербринам

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 64
Аннотация:

«Любовь к трем цукербринам» заставляет вспомнить лучшие образцы творчества Виктора Пелевина. Этой книгой он снова бьет по самым чувствительным, болезненным точкам представителя эры потребления. Каждый год, оставаясь в тени, придерживаясь затворнического образа жизни, автор, будто из бункера, оглушает читателей и слушателей новой неожиданной трактовкой бытия, в которой сплетается древний миф и уловки креативщиков, реальность и виртуальность. Что есть Человек? Часть целевой аудитории или личность? Что есть мир? Рекламный ролик в планшете или великое живое чудо? Что есть мысль? Пинг-понговый мячик, которым играют маркетологи или проявление свободной воли? Каков он, герой Generation П, в наши дни? Где он? Вы ждете ответы на эти вопросы? Вы их получите.

Примечание:

Фрагмент книги также опубликован под названием «Кто штопает реальность?». — Газета «Книжное обозрение», 2014, №12-13 (2388-2389) от 18-25 августа, с. 31.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 304

Активный словарный запас: средний (2891 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 82 знака, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 11% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2015 // Крупная форма (роман)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
Большая книга, 2015

Похожие произведения:

 

 


Любовь к трём цукербринам
2014 г.
Любовь к трём цукербринам
2016 г.
Любовь к трем цукербринам
2017 г.
Любовь к трем цукербринам
2017 г.
Любовь к трем цукербринам
2019 г.

Аудиокниги:

Любовь к трем цукербринам
2014 г.
Собрание сочинений
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Любовта към тримата зукърбини
2017 г.
(болгарский)
სამი ცუკერბრინის სიყვარული
2017 г.
(грузинский)
3 Zuckerbrin için Aşk
2017 г.
(турецкий)
Miłość do trzech Zuckerbrinów
2017 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Чтобы стать невидимым для системы, надо вынуть из себя её нервные окончания»

Роман «Любовь к трём цукербринам» является, по сути, эволюцией некоторых прошлых идей автора, в особенности образов до абсурда потребительского будущего из «S.N.U.F.F.», мистически-эзотерических теорий из «Бэтмана Аполло», и формата «сборника повестей и/или рассказов, который воспринимается как единое произведение», но и важным взглядом на будущее искусственного разума и взаимодействия человека с ним. Можно ли сделать из человека/автора/мыслителя виртуального болванчика? А наоборот? Можно ли любить иконку на экране в виде женщины, как это делает новое поколение (Veliky Hamster) или любить мегакорпорации (цукербринов)? Можно ли остаться за пределами их контроля, если они буквально у вас в голове?

На этот раз повествование ведётся от лица некого Киклопа 116, который является автором трёх повестей, представленных в книге. Но между ними он подробно рассказывает свою историю, что делает остальную часть «рукописью внутри рукописи».

Дело в том, что главный герой стал ясновидящим, применив некий мистический приём с медитацией перед зеркалом (тут вспоминается рассказ «Созерцатель тени»), и становится, по сути Наблюдателем (или Смотрителем, привет из следующего романа). Вместе с другими героями (которые одновременно являются и реальными в сюжете романа и героями вышеназванных повестей), Киклоп проходит путь, наполненный метаморфозами, перерождениями, методами влияния на будущее и возможными реальностями.

Помимо аллюзии в названии на пьесу знаменитого итальянского драматурга 18 века (символично, что книга Пелевина впоследствии была адаптирована для сцены в виде AR-оперы), в сюжетных приёмах всего романа, и в отдельных повестях прослеживаются фирменные приёмы, адаптированные к реалиям на момент выхода книги (что не делает их меннее актуальными сейчас, во всяком случае не все). Например: в «Добрых людях» как никогда раньше прослеживается тема видеоигр как творения реальности и её модели на примере Angry Birds и Grand Theft Auto V, равно как и в следующей футуристичной «Fuck The System» (там уже речь идёт буквально о танках из «Принца Госплана», только теперь в World of Tanks).

Всё это как и теории Киклопа о метавселенных, мотивы из «Матрицы» или история об ангеле Сперо из повести «Dum Spero Spiro» (см. «Отель хороших воплощений») могут казаться бредом сумасшедшего, но это всего лишь красочное и, в некотором смысле, привычное для автора обрамление нескольких действительно важных идей.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Виктор Олегович разочаровал меня этим романом в плохом смысле, если так можно выразиться. Взялся я за очередной по списку библиографии опус классика, взял ручку и тетрадку. Думал: сейчас он начнет цинично проповедовать солипсизм, квиетизм, фашиствующий солидаризм страдания и женоненавистничество, а я буду делать пометки по ходу чтения и упражняться в злобном и остроумном критиканстве, поливая, так сказать, поливальщика. И — ничуть не бывало. Не с чем в этой книге оказалось спорить, не во что метать громы и молнии. Со многим можно безусловно согласиться, но только потому, что трюизмы и банальные мысли всегда основаны на неопровержимых фактах и точных наблюдениях множества людей. Глупо же спорить. Но от современного классика и одного из лидеров новой русской литературы ждешь чего-то большего, чем...

Ну вот возьмем затянувшийся пролог романа. Вначале ПВО пересказывает своими словами средненький текст Романа Сенчина или Германа Садулаева об офисном планктоне, потом также пересказывает ВВСшную документалку по космологии о происхождении Вселенной, дальше следует скучная версия фильма «Области тьмы» или любой другой книжки о резко поумневших людях. Дальше по тексту будет такой же начетнический бубнеж — компиляция науч-попа из Митио Каку о параллельных вселенных.

И дело не в том, что Пелевин повторяется. Но обычно он делает яркие презентации и иллюстрации сочными образами идей, которые вычитал в молодости из книжек. А здесь те же стандартные его идеи скучно и скороговоркой пересказаны. Даже не грузит ими настырно, как это умеет.

Многое исправляет отмеченная большинством лаборантов часть «Фак де систем», антиутопическая. Думаю, всякие шизоиды из Ютуба, талдычащие о цифровом концлагере, некоторые напугавшие их образы почерпнули именно из этого текста. Действительно расписано все выпукло и жутко. И есть мощный пафос в разоблачении и облечении порнозависимости как болезни века. Да и история о кремнийорганических захватчиках Земли довольно интересна.

Но вся эта жуть и пафос нивелируются пелевинским солипсизмом. Если все иллюзорно, кроме моего (в смысле, Пелевина) пупка, то какой смысл вообще трепыхаться и возмущаться. Оказывать сопротивление? Перепрыгнул просто на встречную электричку и — адьё, прощай жестокий мир!

Кстати, у Пелевина сложилась репутация ловкого охотника на тренды, остросоциального автора, критика современности. Но на самом деле он интереснейший создатель виртуальных миров, полностью возникших в его талантливом уме (Это, думаю, от долгих медитаций — они здорово голову прочищают и усиливают способности к расширению восприятия). То есть из него вышел бы весьма незаурядный чисто жанровый писатель-фантаст. Но злоба на мир за то, что его лишили жизни сытого и всем довольного советского интеллигента из мещан, и ненависть к соплеменникам за то, что они все так бездарно пролюбили, перевешивает. И чихвостит он нас теперь в каждой книжке и в хвост и в гриву. Правда на сей раз скучно и без огонька.

Женоненавистничеству также нашлось свое достойное место. Помимо густых плевков в икону 20 века — Мэрилин Монро, это еще и образ ангела Нади. Единственным светлым существом в книжке оказалась малахольная кретинка. Или идиотка? Как там называли древние греки человека, который не желает участвовать в политической жизни города? Да еще и имя ей дал издевательское. Надежда никого надеждой не одаривает, а просто дурит доверившиеся ей души. Она вот как раз подходит под объект грозной филиппики Киклопа про остров обезьян. Кактус ,который притворяется приматом. Короче, и здесь пролет, пустышка.

Только приступая к чтению романа, я, дабы подбодриться и найти ключ к восприятию текста, придумал пару хлестких метафор о творчестве Виктора Олеговича Пелевина. Но сей его опус недостоин, чтобы их озвучивать)) Приберегу для более удачного произведения из тех, что последуют далее по списку. А здесь ограничимся ни холодной, ни горячей «шестеркой», соответствующей этому не шибко вкусному субпродукту.

П.С. По обстоятельствам, дослушивал книгу в аудиоформате. Весь довесок после «Фак де систем». Не фанат такого формата, но агрессивное чтение и даже некоторая актерская игра Сергея Чонишвили сильно улучшают качество воспринимаемого текста. Преснятина изрядно обогащается солью лицедейства.

Оценка: 6
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новая книга Пелевина – это то ли несколько очень крепко связанных между друг другом повестей, то ли роман из нескольких разрозненных частей. Кому как больше нравится. Своего рода сверх-историей романа, объединяющей книгу является история безымянного Киклопа – внезапно обретшего просветление молодого человека, способного проникать своим разумом через миры и пространства и «латать» порвавшуюся связь времён, сохраняя мир в равновесии. Его воспоминания об этой «работе», якобы и легли в основу «Цукербрин». Разделы, посвящённые Киклопу во многом теоретические – в них автор излагает идею очередного созданного мира, который, впрочем, некоторыми идеями вполне традиционно пересекается с идеями других пелевинских вещей. Вторая история – это история Хряка (вернее не совсем Хряка), создавшего мир, и Птиц (вернее не совсем Птиц) которые хотят этого Хряка убить, швыряя в него людей (вернее, не совсем людей)... Да, как всегда у Пелевина всё не так просто, как кажется. Да и стёб над игрой про злых птичек в итоге оборачивается исследованием вопросов богоборчества, любви бога к своим созданиям и причин несправедливости мира. Вторая история – в некотором смысле антиутопия, которая развивает идеи «Матрицы» и пелевинского же «S.N.U.F.F.», возводя её в абсолют. Люди сидят в коконах с рождения, видя на экране монитора, выбранные ими образы – но никто не протестует. Не только потому что все мысли прослушиваются суперкомпьютерами-цукербринами, но и потому что намного легче просто потреблять иллюзии, чем вырваться из них в мерзкую серую реальность. Тем не менее главный герой этой истории, как и другие персонажи киберпанковских историй начинает улавливать, что с этим миром что-то не так... Ну и третья история, самая короткая, повествует о добром и всепрощающем ангеле, который даёт всем надежду на спасение...

Я описываю все сюжеты так подробно потому что большинство рецензий на «Цукербрин» в сети не имеют никакого отношения к самой книге. Авторы обсуждают личность Пелевина, его предыдущие произведения, их место в отечественной литературе, политику страны, судьбы мира, спорят торт ли ещё Пелевин и т.д... короче, в рецензиях говорится обо всём, кроме того, что скрывается под обложкой. И так происходит почти со всеми романами Пелевина, что заставляет задуматься о том, что ни один критик их так и не прочитал. А если и прочитал, то не понял. Хотя, «Цукербрины» в плане понимания – самая простая из книг автора. Основные идеи здесь разжёвываются так, чтобы даже у поколения твиттера в голове не возникло той каши, какая появляется у них при попытке прочесть текст, длиннее 140 символов, а персонажи плавно перетекают из одной истории в другую в разных своих воплощениях, и являются ещё одной связкой для всей истории, помимо Киклопа. К тому же любой читатель найдёт в книге что-то своё. Любители пелевинского буддизма насладятся историей Киклопа, поклонники философии могут помедитировать над сутью истории злых птичек, фаны киберпанка восхитятся выдумкой киберпанковской части книги, и, наконец, даже те, кого отпугивали мрачные финалы у Пелевина, смогут вздохнуть спокойно – по большому счёту у всех персонажей книги всё будет хорошо, так или иначе. Да и вообще, «Цукербрины» – самое доброе произведение Пелевина. Здесь высшая сила – не холодный бесчувственный абсолют, а доброта и тепло, персонажи, несмотря на все свои недостатки в конце концов станут частью этого тепла, и, наконец-таки, даже зло раскается и будет прощено.

P.S.: Ну и да, конечно: Пелевин сдулся, КГ/АМ, это нельзя назвать литературой, чтиво для быдла, распиаренная чушь... ну и всё такое, что сопровождает каждую книжку автора года этак с 2000-го. Как же писать про Пелевина и не вставить эти обязательные для каждой на него рецензии фразочки?

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В моей реальности этот роман — смесь Трансерфинга Зеланда и второй серии первого сезона Черного Зеркала. Немного от Экспериментов Лэйн, как всегда Кастанеда и дзен, без этого у автора никак.

Что имеем на выходе? Не хилый сдвиг точки сборки во время чтения и некоторое время после. Вердикт — обязательно к прочтению каждому.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всем кто находится около экзистенциального кризиса -- посвящается. Произведение не похоже на другие свежие работы автора, тут можно сказать нет того напора, с которым Виктор обычно навязывает картину мира через многочисленные диалоги героев, когда через каждые 25 страниц мы читаем одно и то же о том что «нет никакого наблюдателя, сам мир и есть наблюдатель, а наблюдатель создаёт мир» и все такое. Тут автор уделил больше времени на эмоциональную подоплеку формирования вселенной. И честно говоря это прям как глоток свежего воздуха, когда читаешь, в основном, одного Пелевина.

В общем, в преддверие моего 37летия, данное произведение пришлось как нельзя кстати. Не опять, а снова. За что автора и уважаю.

Всем чмоки в этом чатике.

-

-

ЗЫ

Что-то как-то слишком кратко получилось. Произведение действительно жизнеутверждающее. Не сказать, что лучшее в жанре или у Пелевина, но определенно отличающееся. Сильно смахивает на некоммерческое, но, по законам рынка, дороже всего продается бесценное. И на шедевр не тянет, но такое доброе... Гуго не даст соврать. Даже удивительно, что после этого Виктор Олегович написал «Непобедимое Солнце». Либо он бездушная машина пишущая на заказ, либо гениальный писатель меняющий настроение как по щелчку.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ПолиФеминистическая энКиклопедия

Но если твой путь впечатан мелом в асфальт

Куда ты пойдешь, когда выпадет снег?

Как хорошо, что он написал этот новый роман, который мне не понравился. Потому что если бы не «Лёгкие касания», не зашла бы речь о прежних книгах Пелевина, которые пропустила, когда разобидевшись на него, лет пять не читала, Кое что из написанного в тот период позже наверстала, но не «Любовь к трем цукербринам».

Смущало цукер в названии, думала, что про Фейсбук, который из всех сетей самая ярмарка тщеславия, а та часть жизни, где люди меряются, хм, достоинством, не в сфере моих интересов, потому не рвалась читать. Может так и не встретились бы, но выяснилось, что есть аудиокнига, да ещё прочитанная любимым исполнителем. Кто откажется, тот не я. Оказывается, нужно ориентироваться не на последнее слово в заглавии, а вовсе даже на всю фразу, очень точно отображающую смысл романа. Ну, один из смыслов, потому что у хорошей книги их много. Брины не просто хороши, они чудо, именины сердца, восторг абсолютного узнавания. Среди пелевиских книг встанут у меня вровень с Затворником и Шестипалым, да и то потому только, что первая любовь всегда сильнее.

Кстати о любви. Почему «Любовь к трем...»? Потому что помните ту сказку, где жестокая фея заколдовала глупого принца, заставив его любить три апельсина? Рассудку вопреки, наперекор стихиям. Навязываемым извне желаниям, контролю эмоциональной сферы здесь уделено немало внимания, кому то может даже показаться, что это именно о том, как мировой капитал посредством социальных сетей управляет нами. А все остальное финтифлюшки для придания дополнительной привлекательности (типа, эзотерикой романа как каши маслом не испортишь).

Кто-то другой скажет, что в первую очередь это социальная сатира,и будет не так уж неправ. Конечно сатира, да какая острая: работать не хотим, занимаемся ерундой, глупы, неразвиты, поверхностны, эгоистичны, склонны самоутверждаться за чужой счёт. Куда смотрит правительство, куда катится этот мир? А мы вам ответим, куда катится, прямиком в Матрицу. Где на каждого их нас наденут памперс, подключат трубки, подводящие физраствор и отводящие отходы жизнедеятельности, да и превратят наконец в тех, кем сами упорно стремимся стать — элементы питания с самовосполняемым ресурсом.

Кто-нибудь третий скажет, да бросьте вы, это ж чистой воды игры разума, до которых Джокер русской литературы великий охотник и непревзойденный мастер. Чего стоит одно только название поэтического сборника «Голем и лелеем». А философ Ян Гуска, конструкт из двух чешских свободолюбцев Гуса и Жижки. А набоковская страсть к нимфеткам, принявшая у тролля Че совершенно обсессивную форму. А само это имя, замысловато редуцированное из Чё Гевары, борца с системой номер раз в коллективном бессознательном, если кто забыл. А Мэрилин, какова белая юбка перманентно вздувающаяся над решеткой вентиляции (даже в процессе совокупления на супружеской постели). А доведенные до абсурда оруэлловские мыслепреступления.

С Бринами невозможно выделить какого-то одного сегмента, какой назначишь главным. Роман весь избыточная роскошь гения, где безупречная четкость сочетается с разнообразием возможных трактовок; зрелая элегантность мастерства кипит молодым задором. Он совершенство, но об этом уже говорила, кажется. Итак, о чем? О том, что выход есть и он не там же, где вход, но путь к нему у каждого свой. О том, что идти своей дорогой полюбас предпочтительнее, чем шагать строем. Что Надежда не умирает даже последней. Даже и тогда, когда кажется, что умерла.

Я вас обожаю, Виктор Олегович. Вы можете зажечь еще тысячу Мафусаиловых ламп, произвести бессчетное количество Легких касаний и осчастливить реальность десятком Айфаков, а можете вообще больше ничего не делать. Вы уже лучший. С аудиокнигой мне повезло необычайно, Князев хорош всегда, но сцена с Little Sister, читающей лекцию о мыслетеррористе Бату Караеве — это нечто запредельное.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С миру по нитке — Пелевину роман. © Русская (возможно) народная поговорка.

Виктор Олегович Пелевин — и жнец, и швец, и на дуде игрец. Поразительно разносторонний человек: он разбирается и в том, как порноролики называются в рунете, и в Angry Birds играл, и в GTA рубился, и в хохлосрачах сечет фишку, и в методах троллинга. Как только не устает всей этой ерундой заниматься, да еще время на написание романов остается. Впрочем, учитывая, что в данной книге он просто пересказал «Матрицу» языком своих романов «Ампир V» и «S.N.U.F.F.» с добавлением фирменного жлобства, злорадства, хамства и демонстративной гинофобии, то наверное, в этом нет ничего удивительного.

Виктор Олегович Пелевин — отличный повар. Отличается тем, что готовит только одно блюдо — рагу, каждый раз делая вид, будто готовит его впервые и вообще это блюдо уникальное; зато делает это так, что пальчики оближешь. Валит все стыренные у соседей ингредиенты в одну кучу, туда же специи — для остроты и вкуса, масло и майонез — для маскировки того факта, что все это уже едено и не раз.

Виктор Олегович Пелевин — знатный философ. Даже целый философский пароход, непонятно почему еще не высланный из страны. Если кто-то и может поспорить с ним, то это только Экклезиаст, у которого в голове творился примерно такой же бардак из разрозненных кусочков различных политических парадигм и духовных практик. В принципе, в книге достаточно нетривиальных, занятных и достойных обдумывания идей, и если бы автор сконструировал вокруг них хороший интересный сюжет, могло получиться очень здорово, но Пелевин предпочел подать их на бегу, галопом по европам, с каким-то шарлатанским подмигиванием, и в результате мы имеем набор кухонных банальностей и затасканных мемов поп-культуры с претензией на оригинальность и глубину.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин — что тот буддист, который рисует разноцветным песочком на полу мировую мандалу, затем буднично ее стирает и начинает заново. В мандале — учение о Боге и природе, антропология и этика, технический прогресс и человеческие чувства… И все оканчивается дуновением ветра, рябью еще одной в бесконечном ряду иллюзий… Впрочем, автор — этот «генератор виртуальных пространств», если воспользоваться пелевинской же фразой, — вовсе не бездушен — ему по меньшей мере ведомо сострадание, которое «может все». А раз так — жива ангельская надежда, что человек — да хоть вы, читатель, — сумеет избавиться от навязчивой любви к своим «цукербринам», освободиться от опеки «матрицы» и успеть вскочить на подножку пассажирского, который не собирается останавливаться, даже если дальше нет рельс. Ведь рельсы — это всего лишь «реальность», тогда как поезд составлен из снов, теней и фантазий — материи слишком эфирной, чтобы быть удерживаемой в сознании…

Есть писатели, кому удается полифония характеров, столкновение мировоззрений, драма правд, — и есть сочинители, которые всех героев пишут с себя, — которые вообще не пишут героев, ибо в каждом произведении изображают то, что хотели бы преодолеть сами: собственные страхи, собственные обиды, собственные мечтанья. Из таких — Лавкрафт, из таких — Хармс, из таких и Пелевин. Его персонажи — эвримены по делам, уберменши по замыслам — скользят по строкам кода, как серфер Нео, не оставляя следа; всегда одиночки, всегда немного strange, считающие, что «мир это пятьдесят оттенков серого, отжимающих друг у друга власть», и не отдавая предпочтения никакому мороку. Единственное, что можно сказать о них доподлинно, — они не умирают, лишь бесконечно перерождаются, меняя, как обои, тела, воспоминания, судьбы, вселенные. И это понятно — с одной стороны, и умирать-то особо некому, ведь «в путешествии нет путешествующего, есть только маршрут», с другой, каково автору убить себя, угробив тщательно лелеемое желание бессмертия? Поэтому пелевинские альтер эго вечны.

В наше время трудно кого-либо удивить знанием — его теперь так много, что самые великие истины воспринимаются как назойливые «поп-апы», и даже равнодушный кивок в их сторону равен попаданию на хорошее бабло. Пелевину-метафизику это сознавать неприятно — он бы на полном серьезе вскрыл все девять слоев мировой луковицы, ухватил бы за самую мякотку архонтов и архангелов — да ведь мы все равно не заметим ничего, кроме очередного уровня Angry Birds (начитанные еще вспомнят Даниила Андреева). Остается сатира — здесь Пелевина действительно мало кто может превзойти — или даже приблизиться. Но нет сатирика, в котором бы ни жил моралист. И Пелевин начинает поучать — незатейливо пока, скромно, скомкав в руках «балаклаву» и не решаясь залезть на «бронетранспортер», что вполне сложился из написанных им романов. Его проповедь проста: «не кради, не лги» и блаженны нищие интеллектом. Только им открывается персональный Эдем, полный любви ко всем существам. Но и слишком «игрушечный» — без нагой Евы и стража с мечом пылающим.

Так что же такое «Любовь к трем цукербринам»? Это битва Птиц с Вепрем, это антигравитационное будущее человечества, это прозрения русских поэтов, это кремниевая колонизация Земли, это иконы фейстопа, это прыгуны по мирам, это законы чайной ложки. Как водится у нас, все локализованное, кое-где спустя рукава. И вот ведь досада: там, где в неравный бой вступают «добрые люди», детализация всегда беднее, анимация проще; когда же ведут хомячков, экран трещит от 3D и 5S. Означает ли это победу грядущего Хамстера? Зависит от того, на чьей вы стороне. Главное: не забывать, что, кроме овец и киклопа, есть еще хитроумный Одиссей. На него вся надежда…

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

6/10 Виктор Пелевин «Любовь к трём цукербринам» -- мистическая постмодернистская фантастика. Относительно свежий роман Пелевина, который мне большей частью не понравился. Большей частью -- потому что, по-сути, он состоит из 4 частей. Первая часть, которой я бы поставил 3 из 10 –- затянутое вялое вступительное слово на мистическую тему, ломающее 4 стену, не демонстрируя при этом игры ума, свойственной произведениям Пелевина. Вторая часть, которую я оцениваю на 8 из 10 –- крепкий киберпанк-постмодернизм про жизнь весьма половозрелого мужчины в мире победившего Фейсбука и виртуальной реальности; вот это настоящая пелевинщина, эту часть я читал с удовольствием. Третья часть (даю 2 из 10) –- прямолинейная религиозная проповедь. Четвертая (5 из 10) –- притча о приключениях в разуме аутичной девушки с белыми и пушистыми зверятами и самопальными демиургами; скукотища.

Если бы оставить и расширить вторую часть, которую писал сам Пелевин, а не его блаженный брат-близнец, то роман вышел бы злободневным и интересным для чтения, но облепившая его занудная шелуха все испортила. Особенно малопрофессионально выглядели многочисленные пояснения произошедших событий романа -- прямолинейно, «в лоб».

Резюме: треть романа о мире будущего хороша, остальное –- не настоящий Пелевин

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Пелевина я знаком мало, поэтому о наличии или отсутствии самоповторов и снижении/повышении его писательского уровня судить не берусь. Когда-то давно, больше 10 лет назад, пробовал читать его ранние вещи, и тогда они мне скорее не понравились, чем понравились, и я знакомство с творчеством этого автора прекратил. Но прошли годы, изменились мы, изменился мир; и Пелевин наверняка изменился. И, заинтересовавшись доносящимися об этом романе суждениями, я его прочёл, и он мне скорее понравился.

«Любовь к трём цукербринам» состоит из четырёх отдалённо взаимосвязанных историй. Это история рассказчика Киклопа о себе и три написанные им повести.

Повесть «Добрые люди» — это сюрреалистическая история о том, как Птицы атакуют Древнего Вепря, используя обычных людей в качестве живых снарядов. Это авторская мифология, вдохновлённая игрой «Angry Birds».

Повесть «Fuck the system» — практически полноценный киберпанк. Мир будущего, где люди плавают в невесомости, подключенные к поддерживающей их жизнь автоматике, в то время, как вся их жизнь проходит в виртуальной реальности и в осознанных сновидениях, так же регулируемых компьютерными системами.

Часть «Dum spero spiro» похожа на притчу со светлым настроением об ангеле Сперо и говорящих животных, населяющих мир Эдем.

Мне же больше всего понравилась связующая весь роман история о самом Киклопе, человеке, которому вдруг открываются все тайны мира. Её можно расценивать как магический реализм или как городское фэнтези о герое со сверхспособностями, которого преследуют Птицы — могущественные существа из другого мира, пытающиеся разрушить наш мир. В этой части практически нет действия, в основном она состоит из рассуждений.

Пелевин направляет наше внимание на самые неприглядные моменты нашей реальности, в том числе на извращения. Я бы пожал Виктору Олеговичу руку уже за одно то, что он осуждает порнографию, даже если он, как это водится у постмодернистов, имел в виду что-то другое. Киклоп в «Цукербринах» предупреждает о том, что если мы не изменимся, то неизбежно попадём в тот киберпанковский мир, где за нас всё решено заранее, даже то, каким именно видом извращений мы будем страдать. Более того, наш мир уже очень близок к этому. Но философия этого романа не упадническая, не беспощадная и не безнадёжная; напротив, она конструктивная, вдохновляющая, гуманистическая. Нельзя сразу сказать, насколько это близко к истине, но Пелевин, словами Киклопа уверяет нас в том, что мы способны, проявив усилие, создать вокруг себя лучший мир.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Непосредственно по сюжету или идеям говорить не буду — читайте сами, лишь опишу несколько ассоциаций, пришедших в голову во время чтения.

1. На мой взгляд — это самый киберпанковский роман из всей отечественной литературы за всю её историю. Хотя, конечно, я не читаю современной фантастики, может, кто-то и создал что-то более замороченное по теме, но очень сильно в этом сомневаюсь.

2. Все помнят внутренних прокурора, адвоката, мусоров и прочих из «Чапаева и Пустоты»? В «Цукербринах» эхом отразилась внутренняя воровская сходка.

3. Один из абзацев в романе (а, может, и весь роман, а, может, даже и всё творчества Пелевина) очень подходит к приведённой здесь мною картинке http://e-bath.livejournal.com/453275.html.

4. Кто читал «Неприятную профессию Джонатана Хоуга» Хайнлайна (насколько я знаю, это единственное произведение фантаста, написанное в жанре фэнтези и не простого, а городского-тёмного-мистического, смешанного с классическим нуар-детективом — очень атмосферная, красивая и в чём-то даже декадентно-изысканная ранняя вещь писателя, напоминающая больше Абрахама Меррита, чем самого РХ), тот возможно увидит кое-какие аналогии с Хоуга с Киклопами, опять же Птица... Ну, я во всяком, случае, увидел.

5. Вопрос: Маленькая Сестра, по-вашему, противовес Большому Брату или кивок в сторону Little Sisters из Биошока? Хотя, запросто может быть, и то, и другое, и третье (мне не известное).

Книга смешная (смеялся, даже хохотал — настолько, что приходила супруга интересоваться, что такого я там вычитал? — очень много), лёгкая (несмотря на то, что некоторые короткие кусочки по тяжести своей были похожи на классического сорокина-труполюба-копрофага), светлая (очень) и задорная (как вопрос — «а где я списался-то? подскажите, на каком романе? а то как-то не пойму, видимо, в суматохе пропустил этот момент...»). При этом, конечно, присутствует и обязательная пелевинская грусть (когда даже гибель героя настолько жизнеутверждающа и светла, какой у иного писателя не может быть и безупречная победа главного персонажа). Так не пишет больше никто.

Как-то кто-то из моих знакомых сравнивал Пелевина и Сорокина. Так вот, Пелевин писать как Сорокин может, но Сорокин как Пелевин — никогда! Виктор Олегович слишком восторжен миром (хотя и отлично видит его недостатки) и настолько любит своих героев (недостатки которых видит не менее явственно), что даже намёка на то уничижительное, растаптывающее, растирающее в порошок, вбивающее в пыль и вмазывающее в грязь отношение, свойственного автору «Голубого сала», в нём нет.

Ещё Пелевин очень скрупулёзен при создании миров, которые он тщательно выстраивает вокруг своих героев, детализирует их и насыщает множеством лингвистических красивостей (каламбуров, полисмысленностей и т.д.), но всё это делается лишь для того, чтобы в очередной раз персонаж прорвал эту идеальную сферу, это «золотое яичко смыслов», вырвавшись наружу. И всегда пробоина — изнутри, скорлупку ломает птенец, которому пора менять своё обиталище. Герои растут и вырастают из придуманного их создателем миров практически во всех его произведениях (во всяком случае, повестях и романах, а также во многих рассказах). Смеясь над ними, иногда не совсем по-доброму, метко выделяя слабые стороны и неприятные черты, Пелевин, в то же время, не отказывает им во внутренней силе, которая вспарывает реальность скальпелем хирурга, после чего, отбросив лишние наслоения данной реальности, оставив лишь голое стремление к свету, к новому, к неизведанному, к иному, они уходят за край произведения, которое к этому моменту аккуратно завершается. Но конец — это начало, потому каждая книга Виктора Олеговича, описывая подготовительный период, является трамплином для настоящей жизни собственных героев.

Потому, наверное, можно сказать, что Пелевин пишет великолепные предисловия к настоящей жизни.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин срезает очередной слой окружающей нас реальности и кладет его сверху на большой торт своей библиографии. Настала очередь информационных технологий.

Актуальность того, о чем говорится в книге, зашкаливает. Быт продвинутого пользователя сети Кеши выточен качественно, прочувствованы тенденции. Кеша — герой нашего времени: у него есть работа в айти-сфере (на которой он троллит пол-интернета), у него есть не самая симпатичная подруга Маша (с которой они поругались, а мириться сегодня уже не было желания — всё желание высосала цукербриновая японочка в гетрах), а еще у него есть безмерное презрение ко всем окружающим (благодаря которому он не чувствует себя таким ничтожеством). Более мелкие детали вроде Майдана, World of Tanks и айфона тоже имеются, но перечислять их все смысла не имеет.

Помимо сквозного сюжета Киклопа книга разделена на три повести. Первая из них — гениальна в своей наглости и оригинальности, комична в своем философизме. Спустя страницы приходит смутное осознание, что речь идет о философском взгляде на мир через игру Angry Birds, где Птицы — злые божества, а Великий Вепрь (зеленая усатая свинья) — главное божество, нашептывающее вибрации, из которых простирается вселенная. Психология божеств, ощущения летящих в цель орудий-людей — всё выполнено на «ура», читаешь и наслаждаешься.

Вторая часть, самая объемная — киберпанковская антиутопия, вполне способная стать самостоятельной повестью, но в рамках романа выглядящая еще лучше. После оруэлловского «1984» это наиболее страшная антиутопия. Особенно в те моменты, когда Ке видит свою телесную оболочку. Вне ее — это мир иллюзий, мир-интерфейс, мир сублимации эмоций, жизни и всего остального. Чем больше появляется деталей, тем страшнее вся картина. И когда, казалось, я уже ничему не удивлюсь в описаниях мира будущего, началась глава про работу Кеши, на которую ходит каждый, когда у него заканчиваются шэринг поинтс. И в этот момент накрывает ужас дикости мира будущего: общество питается болью его индивидов, причем болью в изощренной форме. Как положено в антиутопиях, главному герою попадается информация об истоках возникновения подобного общества, организуется некий мини-заговор, всё это здесь есть. Есть и явные отсылки к Оруэллу: Большой Брат — Little Sister, «Большой Брат любит тебя!» — «Цукербрины любят меня!» И, как обычно в антиутопиях, появляется человек, готовый всё разъяснить об этом непонятном мире, в данном случае такую роль выполняет террорист Бату Караев. Весьма колоритный тип, хотя бы тем, что приложение с ним сопровождается помимо самого Караева милыми овечками, которые перетаскивают кирпичи из одного края белого экрана в другой край. Также много мелких забавных находок Пелевина, таких как эволюция изображения из формата 2D в 5S, практическое переосмысление строки классика «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» или символичные команды перед соитием с супругой «Окей, пинис, райз энд шайн!»

Первые две части объединяет персонаж Кеша, Кеша настоящего и Кеша будущего, и в обоих временах он зачастую занимается онанизмом. Здесь не всё так плоско и похабно, как может показаться. Дело в том, что на примере кешиной мастурбации Пелевин показывает, как искусственные девайсы высасывают из человека его природную силу, всё естество, для которого он был создан эволюцией. В итоге имеем полную сублимацию любой естественной потребности, бег белки в колесе, имитацию ради имитации жизни. Процесс ключевого занятия хорошо передан в следующей цитате автора: «Еще в двадцать первом веке секс-контент занял большую часть сетевого трафика. И с тех пор его объем только рос. Вдумайся — миллионы потребителей порнографии целыми днями доводят себя до кипения на раскаленной плите, которую они сами включают у себя под задницей. Они обманывают свой мозг, обдавая жаром похоти наведенные на них электронные приемники и антенны. Совокупляются с кремнием.»

Третья часть — самая короткая и самая светлая из всех. История чудесной девочки Нади. Она же Надежда. Она же Spero. Этот персонаж — настоящий свет в конце тоннеля, глоток добра на фоне смрадного воздуха презрения, хэппи-энд во плоти. Сначала, в первой части, Надя была одним из сотрудников кешиной конторы, в конце она становится Ангелом в своем собственном Эдеме. Высокая, сложная и перекликающаяся с другими часть. Киклоп говорит, что события в Эдеме действительно происходят в одной из версий будущего, с другой стороны, сюжет жутко напоминает рассказы Пелевина «Иван Кублаханов» и «Отель хороших воплощений», из которых можно сделать иной вывод: всё происходящее — фантазия девочки Нади за несколько дней до взрыва, когда она еще сажала в горшки с цветами разноцветных зверюшек и тайком разговаривала с ними. Можно сказать, она проигрывала этот самый Эдем в голове, а можно понимать и прямым текстом сказанное Киклопом. В любом случае часть не менее увлекательна. Уверен, что именно в ней желающие найдут больше всего потаенных христианских смыслов, помимо общей концепции троицы цукербринов.

Резюмируя, скажу, что данная книга Пелевина крепкая, весьма оригинальная, актуальная, нередко летающая в высоких плоскостях, что в принципе должно быть свойственно затронутым темам Эдема и киберпанковской антиутопии. Один недостаток — ее чтение не летит от страницы к странице, она в меру тяжеловесна, в отличие от похожих «S.N.U.F.F.», «Ананасной воды...» и «Поколения П».

P. S. Довольно странно наблюдать одни и те же отзывы на поздние произведения автора о том, что, мол, это всё уже было, это просто другими словами, ничего нового и т.д. Зачем тогда, собственно писать их? Вы ведь тоже повторяете тем самым одну и ту же мантру:)

***

Напоследок поделюсь своим стишком, который я написал еще до прочтения книги, услышав где-то ее основную идею, пускай тогда и в более упрощенной форме:

Под пёструю триаду цукербринов,

Меж постсоветских ссылок непрямых,

Мечта зрачков на_веки устремилась

В пустые, но прекрасные миры.

Солдат нёс службу на посту, где были лайки,

И где репост — огромный сенбернар,

Где он шагал, держа себя «на автомате».

Война... эх, непростые времена.

И жизнь перетекала, как бутылка Клейна:

Маньяк, футбольный тренер, контр-террорист...

Здесь всё так ярко, весело (наверно),

Но главное, чтобы компьютер не завис.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга хорошая-отличная, но центральная часть ну очень сильно провисает. Мало того, что вся вторая история про Кешу растянута, затянута, так она ещё и похожа на какой-то дикий сплав сериала «Черное зеркало», трилогии «Матрица» и цикла рассказов из ЛКИ (журнал такой был, эх, земля ему микросхемами) про бета-тестеров за авторством небезызвестного Призрака, у которого получалось куда лучше, ироничнее и продуманнее. И смешнее, кстати, тоже, хотя и «Цукербрины» заставляли радостно и горестно посмеяться неоднократно, порой просто до хохота. А ещё в «Бета-тестерах» тоже был Кеша, только не такой яростно намалёваный представитель общества потребления, как у Пелевина, которому порнушку подай, анимешных школьниц для самоудовлетворения подай, игрушечки подай, фильмы на перемотке подай, потроллить про Украину и Россию – вообще святое дело! За таким Кешей наблюдать не то, чтобы нелюбопытно, просто подобных кеш – тьма тьмущая в современном интернете. И от того, что автор взял, да и изобразил портрет «тролля нашего времени» столь саркастичными и сатиричными мазками, размалевав его густо-густо порочными наклонностями, которые сегодня таковыми считаются лишь в головах всяческих ханжей да, кхм, «радостных маркетологов» (вовсе не по профессии, хотя и по ней тоже, а по складу ума и поведению), ищущих свое счастье в пропихивании столь культивируемых образов жизни, в общем, от подобного возведения в божественный статус «хомячка» (финальная стадия и глава, хы-хы) персонаж не стал каким-то резко отрицательным или положительным. Он так и остался обыкновенным грызуном, стаи которых обитают в сетевом пространстве. Я – местами такой же хомячок, как и Кеша, чего скрывать-то или как-то обижаться на модель поведения и образа жизни, автор всё верно подмечает, высмеивает и задает искренние вопросы подобным деятелям. Это даже не то, чтобы не обидно, скорее, не совсем грамотно интерпретировать таких вот Кеш как «персонажей», характеристика которых одна: банальность их мировоззрения и бытия и нежелание из оной выбираться.

Ну, довольно про Кешу. Пусть радуется, что ему в будущем довелось смотреть какую-то свою «Революцию», а не тот омерзительный в своей тупости одноименный шлакосериал, который был у нас не так давно. И в «Танчики» играть, и Сестричку-лисичку – мечту всяких анимедрочеров – натягивать, и шампусики распивать, и из оцифрованного мирка мембран, синтетики и проводов не выползать.

Киклоп интересен в своих размышлениях, и уж куда более, нежели заслуженный тролль Иннокентий. Но он на правах рассказчика пытается сделать истории историями, отчего придает некоторую философско-минорную нотку своим переживаниям. Посему и выходит, что его опыт и взгляды на мир не кажутся чем-то фантастическим. И вот этот персонаж рассказывает три истории: о создании, прозябании и надежде на спасение-перерождение. Понять эти рассказы каждый читатель сможет по-своему, как и их взаимосвязь. Что-то будет растолковано, что-то в последний миг опять ускользнёт от понимания, что-то останется таким же, как ты и подумал в начале, а все остальные подробности будут укладываться сознанием в ту версию и подгоняться под неё, даже невзирая на некоторые нестыковки. Я их понял следующим образом. Создание – Птицы, Свин – аллегория на то, как под моральным гнётом окружающих и их навязанных обществом ценностей заклёвывается всё то светлое, что есть; как мир сходит с ума по ложным богам, не может обрести истинного Бога, и как разбазариваются человеческие жизни на алтаре жертвоприношений этим неисчислимым ложным божествам, которые красиво парят в небесах, но забывают, что их создал тот, с кем они сейчас воюют. Прозябание, полное бесчисленных иллюзий, которые так трудно перебороть, да и незачем, бессмысленное существование, в котором тебе ничего не мешает жить, всё вокруг контролируется и всё заточено под твои хотелки за исключением совсем уж мерзопакостнейших вещей. И обязательно Надежда, дабы уравнять шансы и не дать себя загнобить, не дать уверовать в то, что ложные боги таки допинаются до истинного, тот падёт и наступит хаос. Всё переродится, для каждого будет свой кармический Эдем и своя сущность в нём. А битва… А нет её больше, только мелкий конфликт.

Таким образом, структурно книга очень хорошо выверена, грамотно скомпонована и задаёт некие приоритеты тем, кто хоть немного задумывается во время прочтения. Но я не могу сказать, что читал с восторгами, хотя общее впечатление осталось исключительно положительным.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга, другого слова не подберу. Нет, написано, как всегда, блестяще, живым выразительным языком с изрядной долей цинизма. Научные выкладки и философские размышления, помноженные на злой, едкий, очень точный и жесткий юмор – только Пелевин может так преподносить материал. Хотя на этот раз с юмором ,на мой взгляд, перебор… Признаюсь честно, я сама далеко не белая и пушистая и в том, чтобы поглумиться над кем-то (или чем-то) не вижу ничего зазорного, но такой поток желчи даже меня слегка покоробил. Причем под раздачу попадает абсолютно все, без исключений. Как у акына – что вижу, то пою, так у Пелевина – что вижу, то и поливаю… ну, в общем, вы поняли чем. Прям какой-то тотальной ненавистью уже попахивает… Нет, смешно, не спорю (Крейсер «Чайковский», например, повеселил или, скажем, услуги по IP-экзорцизму, да много чего еще) но и как-то немного обидно…

Что же касается материала, то его здесь столько, что на добрый десяток книг наберется. Швыряют тебя от политики до эзотерики, от метафизики до религии, от науки до мифологии… И настолько рьяно все эти компоненты тасуются, мельтешат, сменяя друг друга со скоростью картинок в калейдоскопе, что на простой вопрос «о чем эта книга?» ответить не так-то и просто. Если коротко, то, наверное, о том, как в эпоху массовой компьютеризации человек медленно, но неотвратимо трансформируется в овощ с перепрошитыми мозгами, и вопрос, когда цифровые технологии заменят ему и общение, и любовь, и интимную близость – лишь вопрос времени.

Основной посыл книги, как мне кажется, как раз в том и состоит, чтобы напомнить людям о том, что они люди, и жить должны по-человечески. Поднимается тема библейских заповедей — пусть старая и избитая — но «лучше еще ничего не придумали». Живи правильно, не делай плохого – и вселенная ответит тебе тем же. Ты живешь в таком мире, который ты заслуживаешь. Если вокруг все плохо – покопайся в себе самом.

В целом, книга скорее понравилась, чем не понравилась, но лучшей у Пелевина назвать я ее не могу.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В мою бытность студенткой журфака преподаватель с кафедры новых медиа как-то раз просветил аудиторию о забавнейшем исследовании, проведенном, естественно, «британскими учеными», которые задались вопросом, как на социум и поведение индивида в нем влияет частота просмотра порнографии. Типичный дрочер при этом отличался усиленной требовательностью к противоположному полу и испытывал из-за этого непредвиденные сложности в построении личных отношений. Пелевин в своем «любовном признании» привел примерно тот же отчет, показав, как социальные сети смещают человека с места венца пищевой цепочки в промежуточное звено цепочки рациона 18+. Даже образ вагончиков так кстати по Фрейду пришелся. Но все это случайные совпадения. Требовательность в удовлетворении потребностей и право иметь последние — идея, от которой сложно отказаться, когда со школы это определение вбивается в сознание первой аксиомой экономики и первым попавшимся на глаза ценником.

Композиция произведения строится как эволюция стремлений человека: от простого человеческого полета в сторону своего бога до хитроумных сплетений идей, которые в конце концов сводятся к выбору, удовлетворяющему потребности за шэринг поинтс. Религиозные аспекты уничтожаются сначала излишними философствованиями, а потом стираются в ноль появлением фанатика, понимающего, как же устроена жизнь. Слишком рациональное понимание действительности — такое же убийство высоких стремлений. В результате человек заменил свою человечность статусом. Назвался, например, родителем и затребовал за это уважения, назвался женщиной и стал просить равные права вместо исключительного из общества положения. Главное же четкость собственной иконки на чьей-то сетчатке. А с помощью социальных сетей быть вовлеченным в общественную жизнь с помощью «мультипаспорта» с самопровозглашенным собой стало еще проще. Странно, что поклонники Пелевина склонны находить в его сюжетных текстах только исходные ссылки и радоваться пониманию всех комбинаций словно игроки в тот самый Candy Сrush. С такой позиции «Любовь к трем Цукербринам» действительно кажется веселой картиной современности после глотка коктейля из знакомых ингрeдиентов.

Интересно, что, являясь двойным рынком еще чуть ли не с зарождения, массовые коммуникации обрели своих «богов» (тех самых цукербринов) только сейчас. Раньше за СМИ могли стоять только люди, а в случае с оруэлловским «1984» идея. Причем Пелевин зачем-то создал тварей лучше Бога, работающих на уничтожение их создателя через построение общества-сети, видимо, не осознавая, почему медиа настолько эффективны. А все потому, что в медиаэкономике, так же как в социальной экономии, не работают типичные принципы рынка. И если свободный (например, пиратский) шэринг противостоит маркетинговым сетям, то медиа возводят эти сети в кубы, являясь не только информационным продуктом, но и имиджбордом для завлекаемой аудитории и биллбордом для рекламодателей, которые будут обеспечивать жизнедеятельность всей образующейся зоны конкретного СМИ. С этой позиции светлый образ Нади, вроде как антагонист для цукебринной вселенной, превращается в одного из участников всего созданного безобразия, а не ангельскую ипостась близкого к идеалу существа. Ну не участвует она в потреблении и производстве информационного контента и что? Вообще-то спонсоры тоже в этом не особо задействованы. Зато обе фигуры позволяют существовать своему личному зоопарку: у одной миниатюрки в цветочных горшках, а у вторых — обезьянник в офисных клетках.

Как эзотерический стёб над реальностью роман тоже не угодил. Если честно, сама идея «прыгуна» по поездам была мной подмечена еще из концептуального альбома Пилота «Сказка о Прыгуне и Скользящем». И там, получается, рассказчиком (Киклопом) был сам читатель/слушатель. Роли же в сказке тоже, кстати, в результате исполняли звери. На то она и сказка. Ясно что сам концепт еще древнее, да вот ссылки на «звериную» идею не проставлены.

Отбросив последнюю гирлянду, отдающую дань стилю и направлению сего произведения, можно обнаружить еще одну мысль. Киклоп-то с помощью своего упражнения смог увидеть то, что человек в рамках медиа сам перестает медиумом быть, становясь сначала субъектом слегка уникального контента, а потом, теряя последнюю капельку оригинальности, сжимается до точечки, задействованной в вселенском конвейере контента навязанного. Но это только фанаты эзотерических бредней считают вехой своих духовных практик стать медиумом, а в социуме ты либо дискретен, либо никакой. В общем, для меня не очень убедительно. Ничего интересного.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх