Дональд Томас «Голос из склепа: дело о говорящем трупе»
Мотивы преступлений могут быть самые разные. От жажды наживы до кровавой мести. Но самые страшные злодеяния — это те, что вызваны стремлением к удовольствию. Когда преступник наслаждается мучениями жертвы и не хочет от неё ничего более, кроме мучительной смерти в агонии.
Если, конечно же, не считать наших приключений с Шерлоком Холмсом, по роду деятельности мне время от времени приходится иметь дело с усопшими. Но в данном деле было необычно всё. Я видел людей, которые уже умерли, но еще не знали об этом. Я общался с человеком, чьё сознание было поражено страшной заразой, но при этом стало еще более живым и изворотливым. А Холмс пообещал найти труп и разговорить его. В прямом смысле слова, безо всяких иносказаний. И сделал это!
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Антологии и сборники > сборник «Шерлок Холмс и голос из склепа», 2001 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 14 мая 2025 г.
Дело, косвенно затрагивающее пантеон историй о Джеке-Потрошителе. Среди множества конспирологических теорий и мистификаций, а так же спекуляций на фактах, способных трактоваться как в плюс, так и в минус, совсем не затерялось дело доктора Крима, который на виселице успел выкрикнуть: «Я Джек...», но его невежливо прервал палач, завершив свою тяжелую, но полезную работу. Именно на этом и строится очередное реальное дело товарища Томаса, удачно расследованное совсем нереальным Шерлоком Холмсом.
Надо, сказать, что когда автор вступает на не совсем свое поле иронии и даже юмора, то порой выходит не самая удачная полуклоунада вроде «Обнаженных велосипедисток», а иногда — нечто вроде «Голоса из склепа», где как раз подобный подход резонирует с ужасом происходящих событий и играет на руку создателю, умело манипулирующему нужными кнопками, позволяющими одновременно показать и некоторый цинизм знаменитого сыщика, и яркость его характера, и не самые стандартные мотивы, которые ведут его к желанию торжества правосудия.
Кроме того, Томасу опять прекрасно удается передать тягучесть времени, когда все двигалось с куда меньшей скоростью, чем в современном мире, и события одного дела могли растягиваться на недели и месяцы (у того же Конан Дойля такое ощущалось разве что в «Собаке Баскервилей»). Опять же, максимальная реконструкция конца девятнадцатого века с различными инереснейшими подробностями так же умело дополняет образ происходящих событий.
История маньяка-отравителя вышла не менее занимательной, чем непосредственные инсинуации на тему Джека-Потрошителя, а по накалу страстей — во многом даже более драматичной. Ибо здесь речь в нескольких случаях шла о людях, о которых уже знали, что они фактически мертвы и с этим ничего нельзя поделать, но при этом они были еще живы несколько часов и испытывали страдания на уровне средневековых пыток. Вот он человек: он дышит, может разговаривать с тобой, может рационально думать. Он молод и ничем не болен. Но он уже мертвец, которого нельзя спасти ни одним лекарством на свете. Это ли не настоящий безысходный кошмар на уровне какого-нибудь старого доброго Лавкрафта — и безо всякой мистики!
Отличная повесть и отличное завершение прекрасного сборника «Шерлок Холмс и голос из склепа».