Роберт Льюис Стивенсон «Маркхейм»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Угрызения совести, огромные и тяжкие, как камень, сводят с ума вора Маркхейма, и заставляют совершить убийство антиквара. В свою очередь, это убийство знакомит его с дьяволом, который совсем не против продолжать оказывать преступнику свои услуги... Только вот силы раскаяния он не учел...
Входит в:
— сборник «Веселые молодцы и другие рассказы и басни», 1887 г.
— журнал «Weird Tales, April 1927», 1927 г.
— журнал «The Golden Book Magazine, June 1930», 1930 г.
— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.
— антологию «Twenty-Two Strange Stories», 1946 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (UK), June 1953, Vol. 2, No. 1», 1953 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (Australia), September 1955, No. 99», 1955 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, July 1955 (Vol. 26, No. 1. Whole No. 140)», 1955 г.
— антологию «Angels and Awakenings: Stories of the Miraculous by Great Modern Writers», 1980 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Horror and Supernatural of the 19th Century», 1983 г.
— антологию «The Twelve Frights of Christmas», 1986 г.
— антологию «Devils & Demons: A Treasury of Fiendish Tales Old & New», 1987 г.
— антологию «Tales of the Dark», 1987 г.
— антологию «Ghosts for Christmas», 1988 г.
— антологию «Тайны старой Англии», 1994 г.
— антологию «Шедевры английского готического рассказа», 1994 г.
— антологию «Master's Choice: Mystery Stories by Today's Top Writers and the Masters Who Inspired Them. Volume II», 2000 г.
— антологию «19th Century Horror», 2001 г.
— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
— антологию «H. P. Lovecraft's Book of the Supernatural: 20 Classic Tales of the Macabre», 2006 г.
— антологию «Scottish Ghost Stories», 2009 г.
— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.
— антологию «Spinechillers: Tales for Hallowe'en and Other Dark Nights», 2012 г.
— антологию «Classic Crime Stories», 2014 г.
— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.
— антологию «Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй», 2014 г.
— антологию «Мистика. Большое собрание историй: переводы», 2022 г.
— антологию «Постоялый двор двух ведьм. Страшные истории», 2023 г.
— антологию «Торжество тьмы. Страшные истории», 2023 г.
— антологию «Тайное поклонение», 2024 г.
- /языки:
- русский (51), английский (19), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (66), периодика (5), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Волжина (39), С. Ивановас (1), А. Энквист (7)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 11 марта 2024 г.
На мой взгляд, бледное и неправдоподобное подражание «Преступлению и наказанию».
Герою Достоевского, чтобы нравственно переродиться, потребовалось проделать огромную работу над собой, многое пережить, прочувствовать, проникнуться состраданием. А у героя Стивенсона перемена происходит внезапно, как по взмаху волшебной палочки. Только что он был прожженным циником, всячески оправдывающим собственные пороки, ни капельки не раскаивающимся в совершенном убийстве, но после беседы с дьяволом мгновенно прозрел, переметнулся на сторону добра и сдался властям.
Не верится от слова «совсем».
Darinella, 26 ноября 2007 г.
Сильный рассказ, даже очень. Напоминает даже чем-то традиции русских классиков в части описаний разговоров с сатаной и угрызений совести. Вообще, у Стивенсона очень сильна нота общения с потусторонними силами и раскаяния в совершенных поступках. Наверное ,это обусловлено складом характера писателя. В Маркхейме радует то, что он нашел-таки силы в себе не сбежать, а поступить честно, по крайней мере, с самим собой.
Iricia, 21 апреля 2023 г.
В какой-то момент рассказ показался скучным, но он понравился мне, когда прочитала его полностью. Следить за внутренними метаниями убийцы интересно, и мне кажется, повествование выстроенное таким образом, что любое решение персонажа после того, как он открыл дверь оставило бы впечатление.
Lilian, 3 октября 2022 г.
По мере чтения этого рассказа невольно хочется сразу же проводить параллели с темами «Преступления и наказания». Убийство и внутренние переживания совершившего его человека. Вот только для хоть какого-то подобия раскаяния представленному здесь главному герою потребовалось вмешательство потусторонних сил и долгий диспут с ними. Долгий — в рамках рассказа, а не романа. И всё же это были бездны рассуждений о человеческой натуре и грехе, самооправданий и постулатов на подобии «это не я виноват, это жизнь такая». Представитель потусторонних сил при этом выступал голосом разума и жестокой правды. И именно поэтому я сомневаюсь, что его можно однозначно отнести к силам зла.
amak2508, 24 октября 2020 г.
Неужели это тот самый Роберт Льюис Стивенсон, который написал «Остров сокровищ»? В этом рассказе он предстаёт перед нами прямо-таки каким-то английским Достоевским, способным легко ориентироваться в самых сложных нравственных и морально-этических проблемах. Душа человека, падающего всё ниже, но способного всё время находить себе оправдания в виде сложившихся обстоятельств (невольный грех:)), человека, считающего себя в глубине души хорошим, только вот жизнь почему-то всё время мешает ему быть хорошим — всё это препарировано автором с величайшей тщательностью и знанием дела.
Картинка, нарисованная автором и жизненна, и выписана мастерски, но... для читателя Стивенсона всё это как-то уж очень неожиданно — он, начиная читать рассказ, настраивается совсем на другое и, наверное, поэтому впечатление от этой неординарной вещицы (кстати, не так легко и читающейся — здесь надо и внимательно вчитываться, и думать) оказывается несколько смазанным.
kkk72, 28 ноября 2007 г.
Хороший рассказ. Написан под явным влиянием Достоевского. Убедительно показаны муки совести и раскаяние преступника, его борьба с дьяволом, сидящим в собственной душе.
Kontarh, 29 апреля 2010 г.
Ну а кто все таки явился к Маркхейму в лавке? Сначала вроде ясно — дьявол. Но почему когда Маркхейм принял решение «сдаться» дьявол вроде как обрадовался? Ну там «чудесная перемена преобразила его лицо»
Или все это не более чем глюки воспаленного сознания убийцы?