fantlab ru

Евгений Лукин «Гений кувалды»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
508
Моя оценка:
-

подробнее

Гений кувалды

Другие названия: Работа по специальности; Раздолбаи космоса; Рыцари кувалды

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 59
Аннотация:

Гоп-стоп! К вам подошли из-за угла...

Ну, положим, не подошли, а подлетели. Не гопники, а инопланетяне. Но факт остается фактом: мгновение — и вы похищены нахальным НЛО. И теперь вы — один из несчастных обитателей немыслимой планеты-колонии. Один из землян, похищенных незнамо для каких, однако явно гнусных целей. Жертва эксперимента. Подопытный кролик в клешнях (или лапах, или щупальцах) враждебного разума. Нравится? Ах, не нравится...

Тогда извольте сражаться и выбираться. Как? Ваши проблемы!

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Сокрушитель», 1997 г.

— сборник «Не будите генетическую память!», 2000 г.

— сборник «Из книги перемен», 2008 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 237

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2949 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Странник, 1998 // Средняя форма

лауреат
Сигма-Ф, 1998 // Средняя форма, повести

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Сокрушитель
1997 г.
Не будите генетическую память!
2000 г.
Раздолбаи космоса
2000 г.
Из книги перемен
2008 г.
Из книги перемен
2008 г.
Раздолбаи космоса
2018 г.
Как я провёл армию
2025 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бралась с опаской. Давно, но сильно обожглась на Алой ауре протопарторга и больше с этим автором не связывалась, пока не наткнулась в Еслях на Чичероне. Оказалось, все не так плохо.

Но очень уж автор любит обличать советскую власть, одновременно по ней ностальгируя. Я вот за это легендарный Понедельник не люблю. Социальный строй странно делать сюжетом произведения. Мыслью – да, сюжетом – нет. Скучно, господа. Это если оставить легкое дуновение ностальгии, намек на порядок, жалобу на тоталитаризм – да, тогда замечательно. А чтоб во главу угла – это сейчас скучно. Если антиутопия – хорошо, но и их, как показывает опыт, не сильно читают. То есть хвалить будут, но не продастся совершенно. И понятно, почему.

Нет, поймите меня правильно, все советские и постсоветские задвиги в свое время меня уж нашли. Новый мир, антиутопии, Чонкин тот же, радио Свобода круглосуточно, глушилки на УКВ… Я не кидаюсь тапками в то, чего не понимаю, нет. Просто с меня хватит. Это как с любовными и эзотерическими романами. Или любовно-эзотерическими – такие есть, да, г-жа Крыжановская в отрочестве была мной до дыр зачитана. Но вроде уже все, переболела, хватит с меня. Поигрались и занимаемся своими делами. Не нужны мне эти социалистические игрушки.

А вот в Гении кувалды автор как раз ухитрился оставить замечательный бытовой налет, подчеркнуть иронию ситуации психологией совка. Значит так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
героев, штук две, похищают инопланетяне. Как в лучших домах, в общем. А герои – не хуже, чем в Запретном мире Громова (уж как я эту вещь обожаю!). Милиционер гонится за хулиганом, оборвавшим трубку из автомата. Шик, блеск и легкая ностальгия. Оба характерны до отвращения. Хулиган забегает в НЛО, мент – за ним. И – пошло-поехало. Сделают из них космических попаданцев.

И даже не космических, а не пойми каких. Будут в сильно сюрном месте с потрясающей компанией совкового же разливу потихонечку выживать, философствовать, шиковать даже иногда. Все это и с юмором, и с ностальгией, и с сюжетом, и с мыслью, и с потрясающими характерами. Давно я не читала ничего настолько обалденного.

Очень мне жаль, что автор мнит себя мастером короткой формы – я из сборника прочитала половину рассказов и не могу сказать, что в целом это сильно лучше второго грелочного тура. Вообще даже не лучше. Ну язык разве что – это да. А вот с лихо закрученным сюжетом и глубоко зарытой мыслью автор в рассказы не помещается.

Мир один из самых замечательных, которые мне встречались. В него очень хочется попасть, но еще больше – вырваться. Он спорный и неоднозначный. Он уютный, но запертый. Он безопасный, но угрожающий. В нем все равны при вопиющем неравенстве. Это идеальный мир. Ты примеряешь его на себя и так, и эдак, и вроде он тебе впору, но где-то жмет, а где-то – топорщит. Но повернешься – и снова вроде как впору. И думаешь, вот ты бы мог бы, если бы тебе такой мир!.. И сидит он неплохо, и вроде как впечатляет и не жмет нигде… Но обычно такого не носишь, оттого неуютно.

Очень много мыслей и эмоций у этого мира, очень много моментов, когда ты – внутри него. Да что там моментов! Ты пойди такое вытрави! И причем ведь берет не красивостями, не космогонией, а именно прикладным устройством. Мир не вне тебя, а для тебя. Ну или против тебя. Но без тебя он пуст и нереален. И хорошо бы мне еще хоть разок встретить подобную вселенную – без единого штампа, без предсказуемых поворотов, но с внутренним устройством, которое просто есть.

Похожие чувства у меня только Далайн вызывал. Но там все-таки немножечко не так, там красивости всякие. Но по отношению мир-и-я – только Далайн.

Читабельность у Лукина всегда была на уровне, даже в столь нелюбимых мной игрушках на тему социалистического идиотизма. Этот человек знает, чего делать со словами. Я бы даже назвала его гением слова, виртуозом. Там такие перлы встречаются – первые страниц тридцать только боролась с собой, чтоб на цитаты не раздергать. Там весь текст – одна сплошная цитата.

Причем что удивительно – обычно такой текст вызывает желание отправить автора к психологу – чтоб перестал обалдевать от собственной гениальности и обратил внимание на сюжет. А вот у книг Лукина весь текст буквально крылат и совершенно без ущерба для сюжета. Уникально.

Интрига тоже великолепна. И даже затрудняюсь определить, на чем она замешана: тут и сопереживание необычайно оригинальным персонажам, и общая таинственность происходящего, спорность идей и сентенций, социальные перипетии, просто добыча куска хлеба и общая обустроенность быта тоже рождают отклик. Вот если ты отрезаешь себе кусок хлеба – это неинтересно. А если Робинзон находит колосок пшеницы – этот повод для радости не только для Робинзона, но и для читателя. Потом мы вместе с героем посеем эти семена и будем над ними трястись, потом будем учиться их собирать и обмолачивать, потом – молоть, а потом уже и до хлеба дело дойдет. И это если пшеница – одна линия. А ведь еще надо где-то жить, бороться или дружить с аборигенами, пережидать бури и шторма… Да еще и ждать чудесного спасения, по ходу пытаясь определиться, сдалось ли оно тебе в принципе… Вот тогда получается здорово. У Лукина получилось.

Персонажи гениальны еще даже более, чем все остальное. Автор выхватил несколько характерных советских образов, можно даже сказать – собирательных, гиперболизированных. Они все узнаваемы и очень оригинальны. Это надо прочесть самому, это невозможно описать. Тем не менее, нет такого выпячивания, как у Аберкромби – эти люди живые и настоящие.

Как ни странно, похожие характеры можно наблюдать у Донцовой — наверное, потому, что она очень любит экскурсы в советское и досоветское прошлое. В том смысле, что в сюжете прячутся семейные тайны нескольких поколений и она вводит гэбистов, научников, просто склочников, мещан – и все тоже неплохо получаются. Основная разница, что стиль Донцовой предполагает рассказ о характере, а Лукин показывает характер непосредственно: в диалогах, поступках, рассуждениях, страхах – в моментах существования. Это гениально.

Хотя сейчас в целом я наблюдаю тенденцию совершенствования образов в литературе, но написанная довольно давно повесть не отстает от новых веяний.

Насчет идеи даже боюсь высказываться. Могу спорить, что половину вложенного я не дотумкала. Главным образом автор устраивает нам социальные ловушки, ну и один основной абзац на тему: «Оно тебе было надо?». Ну или классически: «Бойтесь своих желаний». Тем более, что мир-то спорный, помните? Все, что ты хочешь – надо ли оно тебе? Или надо то, чего боишься? Или как раз его и не надо? Или – ни того, ни другого? Или – все сразу? Ответа нет. Будет только много-много вопросов. И это замечательно.

Душевность советская, но настоящая такая, милая. За счет персонажей главным образом. Как же не проникнуться, если я всех этих людей так или иначе знаю? Они все нам встречались, со многими мы дружили, с некоторыми – враждовали, но все они – свои в доску. Да и мир же…

Погружение тоже гениально. Я повторяюсь, но это правда. Ты разрываешься между множеством путей, над тобой довлеет ежедневный выбор – он бытовой, но глобальный. Каждый твой шаг может изменить все. И ты можешь принять правильное и справедливое решение, чтобы ошибиться. А можешь быть сволочью и разрушителем – и стать спасителем. Да, придется думать. А потом думать, правильно ли ты думал… А потом… Ну вы поняли.

Ассоциации: такая неуловимая, но жесткая сатира без отрыва от сюжета – только у Булычева.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отчасти эта книга — пародия на быт человечества и на наши способности. Прямо-таки строка из издания “1000 и 1 совет для инопланетянина”. Если надо что-то раздолбать – позовите человека, он сделает это с удовольствием и почти бесплатно. Адаптационные способности, впрочем, у нас на уровне. Если не сможем воспользоваться удивительными функциями устройства, которое некто оставил специально для нас – выломаем из стены лом, сделаем одёжду из обрывков кабелей, и будем гнать самогон из сахаросодержащих веществ…

Впечатления положительные. Очень забавный и лёгкий фантастический роман. Настроение поднимает отлично. Слог автора приятен. Можно усомнится в его литературной ценности, но развлекательной ценности это не убавляет.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже к середине повести возникла стойкая ассоциация — фильм «Кин-Дза-Дза». Аналогия проста. Умное социально-юмористическое произведение, созданное на минимальном антураже.

Но фильм выигрывает. Просто в силу своей формы искусства. Там не успеваешь задуматься о ляпах и нестыковках. Книга требует от автора гораздо более вдумчивого подхода. А вот в «гении кувалды», многие серьёзные недочёты мешали полностью насладиться повестью. У героев повести СЛИШКОМ много свободного времени и это практически никак не отражено. А вынужденное безделье сводит с ума не хуже многих других факторов. А тут Лукин просто показывает те моменты (действие, диалоги) что нужны ему для сюжета и... всё. Что всё остальное время делают герои? Те кто там долго — почему ещё не спятили? В общем, очень серьёзный недочёт. Или другой момент — слишком ограниченный круг общения. Два десятка человек в колонии, а мы видим лишь 6-7 нужных для развития сюжета. Нереально. Происходящее более всего напоминает... ну, скажем, турбазу (или базу отдыха, санаторий). Куда приехали добровольно и на строго определённый срок, общаются с кем сами выбрали, свободное время не напрягает. Захотели — за грибами сходили, захотели у костра поболтали. А в ситуации, когда ты, похоже, застрял навсегда, для многих тут уже прошли годы — всё должно быть совсем не так...

Правда, проигнорировав одни психологические тенденции, Лукин очень здорово показал другие. Те, ради которых и затевалась повесть. Например, что из себя представляет сам человек. Конечно, каждый по-своему. Вот как армия или тюрьма — не делает человека ни лучше, ни хуже, а лишь обнажает душу, раскрывает то что в тебе скрыто — всё, и хорошее и плохое. Так и тут. Замкнутый коллектив, куча свободного времени, запрет на насилие (включая насилие над самим собой) и что остаётся? Кто-то пьёт, кто-то теории строит, кто-то пакостит, кто-то самокопанием занимается, а у кого-то нарастает мрачное, непреодолимое чувство протеста... И каждый из вариантов потихоньку, местами с юморком, шаг за шагом препарируется автором, радуя нас то глубиной психологии, объяснённой при этом наидоступнейшими фразами, то отстранёнными мыслями персонажей по разному поводу.

Финал злой. И... я почувствовал себя дураком — не понял я финала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ромку отправили домой, а дома — война.

Ни при первом прочтении не понял (ну ладно в конце 1990х — я ещё молодым был), ни теперь. В смысле, с Ромкой-то всё ясно. А вот что должно сказать читателю то, что он в родном городе увидел — я так и не смог понять.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть начинается практически рывком — с быстрой сцены погони. Затем темп повествования резко падает, и главные герои долго выживают в невероятном месте, пытаясь заодно влиться в маленький сплочённый коллектив. И вдруг, как раз в тот момент, когда читатель изнывает от желания узнать, как же сложится дальнейшая судьба крохотной земной колонии, автор безжалостно обрывает сюжет стремительным побегом! И такая картина открывается возвращенцу на Родине, что ей богу, лучше бы он и не сбегал...

Повесть хранит в себе особый дух переломной эпохи — похожие миры и злоключения наших современников в них описывали тогда многие отечественные авторы. Здесь уже упоминали Стругацких, но что-то неуловимо общее есть и в тогдашних вещах Кира Булычёва, Брайдера и Чадовича. Достойное место в этом ряду занимает и «Гений кувалды». Лукин не играет здесь словами, его язык ещё не так афористичен, как ныне. Зато люди в повести абсолютно живые и абсолютно наши, русские.

Обратите внимание, как они на пустом месте налаживают себе скромный, но комфортный быт, как по-нашенски они стремятся нарушить запреты! И в то же время трогательно заботятся о «братьях меньших»... Очень жаль, что автор оставил за кадром дальнейшую судьбу земной колонии. Понимаю, главный замысел был в другом. Открытый и безрадостный финал и тогда был актуален, и сейчас звучит едва ли не как пророчество.

Но сама по себе идея лишить людей возможности проявлять присущую им агрессию и посмотреть, что из этого выйдет — дорогого стОит! Особенно если вспомнить, как мы любим во что бы то ни стало нарушать запреты...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Искрометная повесть. Лукин создал интереснейший мир, населив его очень условными социальными типажами: правоохранитель, уркаган, хабалка, переходящая справная самка, дед- резонер, жалкий интеллигент. Далее автор играет симулякрами в придуманном мире, варьируя особенности внутрисоциумного взаимодействия. Вполне себе забавно и не избыточно.

Лукина я читал ( немного) в молодости, Алая аура лучше других. Но, как и раньше, отдавая должное его фантазии, юмору и артистизму, не могу не отметить, что в плане слога, языка он простоват и сильно уступает столь же маститым Успенскому и Штерну. Такова его манера — абсолютно индивидуальная. В той же степени мне индивидуально ближе произведения с более перфекционистским подходом к стилю и диалогам. Такую вещицу как « Катали солнце» читать не могу на уровне физиологического неприятия манеры речи. Но с удовольствием — раз в полгода — почитаю иные повести и романы Лукина, изобретательного на клоунады.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 90-х эта работа восхитила своей свежестью, неординарностью и смелостью. Сейчас, будучи перечитанной, вызвала умеренный восторг. В принципе, сатирическое произведение, переносящее в фантастические рамки искривлённый мир социальной необустроенности России начала 90-х годов, даже в 1997 год выхода морально устарело.

С чисто литературной точки зрения, проблема в незавершённости сюжета. Очевидно, что автор, создав цельную интригу, затруднился вывести оформленный финал.

Тем не менее, произведение забавное. Лукин есть Лукин, читается легко и с удовольствием.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная работа! Замечательная смесь сюра с реальностью. Яркие типажи, высокий психологизм.

Очень здорово, что так и остается непонятной суть происходящего: где? кто? зачем? Главный вопрос здесь, конечно, именно «зачем?», и он же самый, по сути, ненужный. Потому что история эта — о людях, их отношениях, самопознании, психологических особенностях, том же самом пресловутом менталитете. Всегда интересно наблюдать за развитием взаимоотношений в замкнутом социуме, и здесь автором смоделирована именно такая ситуация.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описание характеров всегда было сильной стороной Лукина. Вот и здесь он развернулся во всю мощь. Все персонажи словно взяты с соседней улицы. Мы видим их каждый день (ну во всяком случае — нередко). Зато действуют они в условиях совершенно необычных. Чем-то напоминает «Град обреченный». Пусть никто не сочтёт за кощунство, но «Гений кувалды» по-моему даже лучше. Не знаю, может, это оттого, что герои «Града» взяты из другого времени, а персонажи Лукина ходят по улице сейчас.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В результате скоротечной, но бодрой ночной погони, оба — и преследователь и убегавший оказываются во чреве летающей тарелки, которая так оперативненько переносит их в место, которого не может быть. Так наши герои оказываются в небольшой русской колонии, занятой важным делом — раскалыванием булыжников за еду в прямом смысле этого слова.

Первым делом не могу не отметить, как же быстро летит время. Когда в тексте встретилась фраза про «убегающего хулигана с телефонной трубкой в руке», то я конечно же представил себе мобильник. Это хотя бы имело какой-то смысл. Ведь что делать с трубкой от телефона-автомата совершенно непонятно.

Читается «Гений кувалды» как отличный детектив, версии сменяют друг друга как картинки в калейдоскопе. Поначалу я думал, что Ромка с Василием умерли и попали то ли в рай то ли в ад. Но когда похожую мысль высказал вновь прибывший Никита, стало ясно, что не всё так просто. Затем версии сменяли одна другую, благо действие развивалось, да и Платон Сократович в меру сил помогал. Автор предпочёл интригу сохранить. А вот так детективщики не поступают!

После прочтения книги остаются два вопроса — «Что хотел сказать автор?» и «Чего же хотели Хозяева?». Понятно, что каждый ответит на них по-своему. Предложу и я свои варианты.

Хозяева просто собирали людей в коллекцию, разбивание камней исключительно, чтобы дать людям хоть какую-то мотивацию плюсом защита от помешательства, ведь бесцельное существование даром для психики никак не проходит. В маленьком мирке закрутилась своя небольшая экономика, произошло разделение труда, местные таланты нашли способ их реализовать, я про Машу Однорукую и Пузырька. Вот только мятежный дух Ромки не смог вписаться в идиллию.

А вот Евгений Лукин описал как мог мир развитого социализма — все работают, хоть работа слегка бессмысленна, безопасность обеспечивается, здравоохранение на высоте, с жильём опять же никаких проблем. Ну а если кого-то сей парадиз не устраивает, то добро пожаловать в реальный мир войны и разрухи. Все против всех, каждый за себя. Тут не заскучаешь, конечно. Желание выполнено, но с дьявольской усмешкой. Понятно, что всё далеко не так просто, но в 97 году вполне могло так показаться.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший образец злой сатиры. Элемент фантастики в этой книге дело даже не десятое, а двадцать пятое. Все эти надзорки и скоки служат исключительно для усиления насмешки над нашей действительностью. Если же отложить в сторону фантастику на выходе получаем не самый лучший образец, но все же не плохой пример сатиры с шаблонными типажами — мент, бандит и так далее. Возможно я не уловил изюминки или супер идеи, но перечитывать книгу нет желания так, что итоговый бал 7.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С большим интересом прочитал это произведение! Необычный мир, реальные люди, и поэтому всё кажется не вымышленным, а очень реальным. Не покидает двойственное ощущение: очень сильно хочется туда попасть, и также сильно хочется оттуда сбежать, понимая, что этот мир статичный и какой-то безисходный, хотя и уютный!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычная вещь. Никогда не встречала такого кайфового «инопланетного» мира. До самого финала испытывала двойственное ощущение — с одной стороны жутко хотелось узнать разгадку Хозяев, а с другой стороны обрадовалась, когда поняла, что этой разгадки не будет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот такие мы, земляне! Ломать не строить! И если за разламывание кормят, так нам здесь можно жить! Но сообразили же — что надо сделать, чтобы не нужны мы стали этому странному миру и чтобы нас отпустили!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странное, необычное произведение. Совершенно непонятный контакт с инопланетянами. Сюрреалистичное описание происходящих событий. И как всегда у Лукина есть место юмору. Ну что еще русский человек умеет делать так хорошо, как ломать что-либо?

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хроника психиатрической лечебницы (санатория реабилитации?) общего режима.

Много аллюзий, стеб и сатира.

Простые (до безобразия), однако узнаваемые и живые герои.

Все, как в жизни — в одном флаконе: философские беседы, кухонные разборки, апологетика бытового пьянства.

Апофеоз свободного творчества, как единственного актуального способа противостояния тоталитарному режиму.

Оригинальная «веСчь».

Штучная.

Хорошо читается (слушается?!) особенно под портвейн…

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх