Лю Цысинь «Задача трёх тел»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Америка (Латинская Америка )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Виртуальная реальность
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Изобретения и научные исследования | Вторжение «Чужих» | Спасение мира | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В 60-х человечество сделало первую попытку связаться с другими цивилизациями. Но никто не ответил. Полвека спустя учёный мир на Земле сотрясает серия таинственных событий. В распадах частиц на ускорителях исчезает любая система, реликтовое излучение пульсирует, хаотично меняя температуру, а фото и видео-техника по всей планете начинает фиксировать странный обратный отсчёт. Словно в преддверии Судного Дня сама физика перестала существовать! Но что произойдёт, когда этот день настанет? Кто придёт на Землю? Спаситель или палач?
Перевод под названием «Задача трёх тел» доступен в сети. Переводчик — Ольга Браатхен. Двойной перевод через английский.
Входит в:
— цикл «В память о прошлом Земли»
— журнал «Lightspeed. Issue 54, November 2014», 2014 г.
Награды и премии:
лауреат |
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2006 // Китайская фантастика - Крупная форма | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2015 // Роман (перевод с китайского Кена Лю) | |
лауреат |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2017 // Лучший зарубежный роман (Китай) | |
лауреат |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2017 // Зарубежный роман (Китай) | |
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора | |
лауреат |
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2017 // Переводной роман (Китай) | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2017 // Научная фантастика (Китай) | |
лауреат |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай) | |
лауреат |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2018 // Зарубежный роман (Китай) | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第51回 (2020) // Переводной роман |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2014 // Роман (перевод с китайского Кена Лю) | |
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 2015 // Лучший роман (перевод с китайского Кена Лю) | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман . 3-е место (перевод с китайского Кена Лю) | |
номинант |
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 2016/2017 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы (перевод с китайского Кена Лю) | |
номинант |
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2017 // Переводной роман (Китай) | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2017 // Роман, переведённый на французский | |
номинант |
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2017 // (Китай) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Научная фантастика года | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги: Самая долгожданная книга | |
номинант |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2019 // Научно-фантастическая книга (Китай) |
Экранизации:
— «Проблема трёх тел» / «The Three-Body Problem: I», Китай, 2017 // реж. Фаньфань Чжан
— «Задача трёх тел» / «三体 / San ti / Three-Body», Китай, 2023 // реж. Лэй Ян
— «Задача трех тел» / «3 Body Problem», США, Великобритания, Китай, 2024 // реж. Дерек Цан, Эндрю Стэнтон, Минки Спиро, Джереми Подесва
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DKart, 24 июля 2024 г.
Распиаренная нудятина. Полкниги читалось неплохо из-за некой детективной составляющей, но потом, когда карты вскрыли, началась просто ахиней.
Почему инопланетяне не пытались просто найти другие планеты пригодные для жизни? Зачем им планета, которая уже заселена разумными существами?
В чем логика последователей инопланетян?
Гениальные ученые делают выводы на уровне безграмотных деревенщин и поддаются истерии. Особенно забавно, что прожжённый полицейский оказался умнее и смекалистее ведущих ученых и военных. Это уже не Голливуд даже, а Болливуд какой-то.
Сильно разочарован.
steischa, 22 апреля 2025 г.
Мне очень понравилось начало романа, где рассказывается о Великой китайской культурной революции 1965-1976 лет. Автор очень ярко, дерзко играет с чувством несправедливости, чем, несомненно, цепляет на крючок. Хотелочь читать дальше. Вместе с тем в начале нам показывается становление личности Е Веньцзе, главной героини.
Дальше автор показывает, как она пытается верить людям, и в какой-то момент, кажется, что ей повезло. Но там не все так просто.
Потом роман превращается в детектив, и мы знакомимся с двумя другими главными героями: детективам и ученым, который помогает в расследовании.
Мне очень понравилось, что в романе есть погружение в компьютерную игру. Получилась история в истории, причем там не все так просто как кажется. Читать про такое приключение очень интересно.
Сложно говорить про язык, которым написана книга, ведь это не прямой перевод с китайского, а перевод с английского, который был переведен с китайского. Такая матрешка. Мне кажется, переводчик выдержал хороший стиль и написание для научной фантастики. Умеренное количество описаний, эпитетов и сравнений. Достаточное для того, чтобы не превратить перевод в полностью руссифицированный текст.
О минусах для меня. Детектив – как будто немного плосковат и однообразен. Хотелось бы про него знать больше. И появление инопланетян было для меня неожиданностью. Как б ничего не предвещало. Хотя есть небольшие крупинки, но мне их показалось маловато. В конце слишком много научных обоснований. Не знаю, научны они или нет, но читать такое сложно.
Однозначно буду читать продолжение. И, как мне кажется, что книга премию Хьюго получила не зря. Это интересный микс жанров, повествование цепляет. Автор хорошо развешивает крючки и играет на эмоциях читателя.
Shauberg, 13 марта 2024 г.
Околонаучная фантастика по-китайски:) Не знаю, за что этому произведению дали столько наград, и такие высокие оценки. Могу предложить, что это неизбежный процесс деградации, как общества, так и творческой его части. Если Лю Цысинь это первый фантаст, которого вы прочитали в своей жизни, то возможно это даже вызовет восторг. Если сумеете удержаться от сна во время чтения.
Во всем произведении я не встретил умных персонажей. Ни одного! И они все инфантильные, Карл! С такими героями человечество, несомненно, обречено. Инопланетяне ведут себя не как чуждый разум, а как гопник из подворотни.
Основная идея — прикинуться ветошью (циновкой), сидеть тихо и возможно тогда твой враг пролетит мимо тебя. А может и не пролетит. А ещё главная героиня, которую наверное многим хотелось отправить в направлении Центавра , или хотя бы на околоземную орбиту, можно даже на пороховой ракете. Без скафандра.
shusper, 14 февраля 2024 г.
Что ж, наверное, главная моя претензия: не могу назвать это произведение художественным. Из «художественного» здесь только масса нелогичных выдумок.
Но обозначу один плюс, чтобы уже дальше танцевать только с минусами. Мне понравилось не художественное и не стесняющиеся некомпетентности читателя объяснение физических феноменов и решений. Я не физик, но человек с техническим образованием, мне так захотелось открыть свои конспекты и вновь окунуться в науку. Приятное чувство! Но это не научно-популярная литература про космос.
Теперь о грустном.
1. Я не против персонажей-функций, если их немного и ненадолго, так сказать. Но здесь они все такие. Я, пожалуй, начну и закончу главными действующими лицами, потому как об остальных вообще нечего сказать.
Ван Мяо – аватар читателя. Он не любит табачный дым и любил фотографировать до всей заварушки, всё что я о нем узнала. Я даже не могу выделить ни одну его черту характера.
Е Вэньцзе – очень эрудированный, но очень инфантильный глупый человек. Или психопат?
Ши Цян – самый простой человек для восприятия читателем, но на фоне остальных он прямо таки выпуклый, но интересней от этого не становится. Любит курить. Прямолинейный и немного наглый, но обладающий хоть каким-то социальным интеллектом.
Далее только блеклые медузы.
2. Вся эта компания «Земля-Трисолярис» такая глупость. Начиная с игры, которая я вообще не понимаю, как должна была работать. Как они собрались популяризировать игру, если для нее нужен специальный костюм? Кто себе его позволит? Умно! Короче, создали сервер для «своих» и рады были. Да и вообще у меня к игре много претензий, потому что она тоже является функцией, а не интересным сюжетом. Например, как человек там вообще играет, если в одной главе, там все делали NPS. Игровой процесс неясен от слова совсем.
Как они общались с Трисолярисом, неужели больше ни одна страна не словила эти сообщения?
Одна часть этого сомнительного общества решила, что мизантропия – это хорошо, а вторая, что можно создать новую религию. И конечно, все они – элита, ведь простолюдины, так и написано в тексте, не могут осмыслить их идеи. Правильно, это не значит, что нужно делать образование доступным и повышать его качество, нужно пригласить инопланетян и снять с себя ответственность.
3. Судя по тому, что я прочитала инопланетяне такие же интеллектуалы, как и люди. Ожидать сигнала, а не самим начать изучать космос… Точечно буллить ученых. Какой-то детский сад.
Сборник физических теорий и гипотез на фоне вселенского инфантилизма как человечества, так и трисоляриан.
В итоге я не могу ни за что зацепиться в этом произведении. У меня впервые такое, что я настолько не заинтересована в чтении. Не рекомендую.
2 из 10.
IlyaT, 24 июля 2024 г.
Я не знаю как это оценивать. С одной стороны это неплохая фантастика (не без греха, но скорее даже хорошая), а с другой — это совершенно безобразная литература. Автор в каком-то интервью удивлялся, что остальные его книги не так популярны как эта. Мне больше кажется странным, что это популярно. Это невероятно невыразительное произведение, это даже не произведение, а скорее сухое перечисление последовательных фактов. Герои описаны ужасно, им не просто не хочется сопереживать их и людьми то считать сложно. Автор пытается показать трагедию китайской интеллигенции времён культурной революции, но всё это так неубедительно, шаблонно... Продолжение читать не буду.
JustSweN, 16 июля 2024 г.
В книге я бы выделил пять основных моментов.
1. Китай времен «культурной революции» — относительно интересно (для нас), впрочем, это фантазии, а не условный «Крутой маршрут» и не Шаламов. Но интересно.
2. Китай современный. Тоже интересно, но
3. Вся линия с трисолярианцами — конечно, полное разочарование. Вот буквально все, от описания общества (там совсем детский сад) до
4. Идея с компьютерной игрой —
5. Ну и главное разочарование — это линия главной героини. Ее мотивация одновременно и аморальна, и алогична (а ведь хотя бы один из этих параметров должен бы быть важен для ученого).
— Это ты с ними хочешь договариваться? — заорал он Максиму в спину. — Хочешь их привести к нам?! Этого палача!? — Он подскочил к альбомам и пнул их ногой.
Максим выключил приемник.
— Не бесись, — сказал он. — Ничего я уже больше не хочу. И нечего на меня орать, сами вы виноваты, проспали свой мир, массаракш, разорили все, разграбили, оскотинели, как последнее зверье! Что теперь с вами делать? — Он вдруг оказался возле Гая, схватил его за грудь. — Что мне теперь делать с вами? — гаркнул он. — Что? Что? Не знаешь? Ну, говори!
Гай молча ворочал шеей, слабо отпихиваясь. Максим отпустил его.
— Сам знаю, — сказал он угрюмо. — Никого нельзя приводить. Кругом зверье… на них самих насылать нужно… — Он подхватил с пола один из альбомов и стал рывками переворачивать листы. — Какой мир загадили, — говорил он — Какой мир! Ты посмотри, какой мир!..
Гай глядел ему через руку. В этом альбоме не было никаких ужасов, просто пейзажи разных мест, удивительной красоты и четкости цветные фотографии — синие бухты, окаймленные пышной зеленью, ослепительной белизны города над морем, водопад в горном ущелье, какая-то великолепная автострада и поток разноцветных автомобилей на ней, и какие-то древние замки, и снежные вершины над облаками, и кто-то весело мчится по снежному склону горы на лыжах, и смеющиеся девушки играют в морском прибое…
— Где это все теперь? — говорил Максим. — Куда вы все это девали, проклятые дети проклятых отцов? Разгромили, изгадили, разменяли на железо… Эх, вы… человечки…
Отдельный забавный момент — что где-то с середины книги многие персонажи становятся Изрекателями Пафосных Текстов, они не живут в книге, а вводятся для Декламации (очевидных) Истин Очень Напыщенным Голосом. Иногда становилось даже смешно. Но может, это некая особенность китайской литературы?
k2007, 2 февраля 2024 г.
Я не понимаю восторг от этого романа и причину, по которой он получил кучу премий. С моей точки зрения, это довольно средний роман о людях-идиотах и инопланетянах, которые думаю и поступают, как люди, причем как люди нашего времени. Я не могу комментировать научные описания романа, я просто в этом некомпетентен (хотя у меня вызывает некоторое сомнение идея о том, что переговоры с инопланетянами по радио остались в тайне от всех, кроме заговорщиков), но вот описание людей и их реакций — очень спорное. Для начала, в книге нет ни одного живого персонажа, кроме полицейского капитана. Затем, в книге нет ни одного умного человека из научных кругов. Образованных — полно, эрудированных — сколько хочешь, умных — нет. Идея, что Земля зашла в тупик и для выхода из этого тупика надо пригласить пришельцев со звезд, по уровню глупости может соперничать только с мнением, что человечество полностью деградировало и поэтому должно быть уничтожено. Тут мне приходит в голову фраза про интеллигенцию, приписываемую Ленину (которую он, правда, не говорил).
В общем, роман мне показался слабым как на уровне сюжета, так и на уровне персонажей. Интереснее всего было читать главы, посвященные «культурной революции».
sergio, 26 мая 2024 г.
Псевдонаучные спекуляции, да ещё слишком приперчённые научными терминами и китайской экзотикой. Самое удачное и яркое — описание культурной революции в первой части, но это, увы, смотрится совершенно инородным и никак не связанным с последующей заимствованной из давно уже написанного «эпопеей». Не заслуженно распиарено и слишком переоценено.
Лао Шэ (жертва той же «культурной» революции) с его старенькими «Записками о кошачьем городе» намного выше и художественнее, как фантаст, в сравнении с нашим модерновым современником Лю.
Ryabinhatash, 24 марта 2025 г.
Для меня «Задача трёх тел» — история женщины во время перемен. Путь характера, который сформировался под давлением Истории, иссечение эмоций, которым не было места в новом «правильном» мире. Я думаю, что душа ГГ умерла в тот страшный миг на площади. Она стала похожа на животное в капкане, которое решило умереть, но уничтожить того, кто его травмировал.
Все люди по разному переживают разрушение мира. Лю Цысинь показал тех, кто
▫️Пытается занять место получше во время неразберихи ;
▫️Пытается контролировать хаос, чтобы не сойти с ума;
▫️Плывет по течению в надежде выплыть ;
▫️Остается верным себе;
▫️Сломался.
Возможно, это не столько характеры, сколько реакции и функции. Но мне они дали пищу для размышлений, повод для ассоциаций.
Теперь я тоже хочу увидеть реликтовое излучение!
DoctorWagner, 9 августа 2024 г.
«Задача трёх тел» Лю Цысиня, ну что тут сказать, в последнее время книга стала бестселлером и у нас, в то время, как во всем остальном мире это происходило в 2006 и 2012 годах, когда она выходила в Китае и затем уже в Америке. Почти наверняка данному поспособствовал выход западного сериала с одноименным названием. К слову, у тех же китайцев есть и своя экранизация, поэтому надо бы будет обратить внимание, после прочтения мне теперь даже интересно, а как они реализовали некоторые эпизоды из книги и смогли ли сделать это в принципе. По своему характеру «Задача трех тел» полнокровная научная фантастика, со всеми вытекающими.
Сюжет книги стартует в 60-х годах, когда в Китае бушевала культурная революция, во время которой многие китайские ученые и видные культурные деятели подверглись ужасным гонениям со стороны хунвейбинов, которые не просто ломали судьбы этим людям, а порой даже и кроваво расправлялись с ними. Одна из главных героинь рассказа, молодая девушка и по совместительству дочь одного из репрессированных ученых, также подвергается гонениям, но спустя некоторое время оказывается на секретной военной базе Красный берег, как незаменимый специалист в своём деле. В один из моментов, девушка, которую зовут Е Вэньцзе, отправляет послание в глубокий космос, конечно же с целью найти новые разумные формы жизни. И как это ни странно, на это сообщение поступает ответ.
Вообще при прочтении книги у меня было стойкое ощущение того, что автор в чуть меньшей степени хотел писать именно научную фантастику. То есть у него было огромное желание рассказать читателю о том бесславном периоде китайской истории, который называется Культурной революцией, и в котором страна превратилась в пылающий очаг невежества. Ну и как-то так вышло, что именно эти эпизоды оказались одними из самых интересных в повествовании. В принципе и эпизоды в современности мне более или менее понравились, есть в них этакая мистическая и где-то даже детективная составляющая. При этом и многим героям действительно симпатизируешь, очень уж колоритными они вышли у Лю Цысиня. Несмотря на множество китайских имен, ты постепенно начинаешь ориентироваться в них и их характерах.
Не понравилось вот только все то, что связано с так называемыми инопланетянами. Местная цивилизация трисоляриан проработана у автора как-то очень плохо, очень скудно описан их быт, их технологии и прочее. Автор пишет о том, что это невероятно развитая цивилизация, но кроме звездных кораблей и двух протонов описывает крайне мало. Плюс здесь есть эпизоды в этакой симуляции, которые призваны описать климат и условия на планете Трисолярис, но эти эпизоды настолько душные, что тебе порой даже и вникать в происходящее совершенно не хочется. Ну и нужно понимать, что это первая книга в трилогии Лю Цысиня, которая обрывается как бы на полуслове, и далеко не на самом интригующем моменте. Возможно когда-нибудь возьмусь за продолжение, но на данный момент какого-то жгучего желания нет. Значение книги для нашего читателя наверно преувеличено, а вот почему книга стала бестселлером в том же самом Китае безусловно понятно. Ведь автор касается некогда запретных страниц истории страны, да при том и сам был свидетелем тех событий.
1lina1, 28 января 2025 г.
Описание человека инопланетянином
Я не знаю, из-за происхождения автора , из-за философских особенностей региона, чисто китайская ли это фишка или личность Лю — но на мой взгляд ,такой мизантропией не веяло ещё ни от одного произведения в жанре « человечество само себя обрекает на гибель»
Читать интересно , очень интересно было читать исторический экскурс , захватила игра и чужая цивилизация . Детективная история наивная и простая до удивления , но я люблю « Первому игроку пригатовится» — меня подростковой фантастикой не отпугнешь. Но предположения автора о человеческой психологии :
Резюмирую — если бы Шелдон Купер писал бы книгу ,вышло бы вот этот.
Nataly_Li, 29 декабря 2024 г.
Как по мне, книга очень неровная, и мне сложно оценивать её в отрыве от всей серии (сейчас я в конце второй книги).
Начало книги было очень захватывающим. Я не знала о тех событиях в истории Китая, которые там описываются. Оказалось, что они очень хорошо перекликаются с нашей эпохой. Без такого уровня публичного насилия, как описано в книге, но тем не менее, ситуация очень похожая, поэтому читать было интересно.
Потом, когда повествование сильно замедлилось и начало перемежаться событиями из
начались не самые интересные части книги для меня. Слегка затянуто и занудно на мой вкус.
Отдельно надо сказать о персонажах всей серии. Их слишком много, и, из-за азиатской специфики, я лично совершенно не могла запомнить их имена. Каждая новая часть изобилует всё новыми и новыми героями, и из-за этого они все сливаются в одну серую массу, ну, кроме, разве что, самых ключевых. Только вот самые ключевые тоже всё время сменяются, поэтому с течением серии начинаешь забывать, кто кому кем приходится и с чего началась история каждого с них (к концу второй книги этот недостаток исправляется).
Тем не менее, книга, конечно, шикарная в плане того, как она показывает проблемы нашего общества и то, к чему они могут привести. Что произойдёт, если сепарировать отдельные группы населения, ущемить их в правах и свободах, и сделать их изгоями? Вопрос, над которым стоит задуматься сейчас, потому что мы движемся к не менее тяжёлым последствиям, чем те, которые описаны в книге.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Псевдонаучные бредни
Просто до нельзя пустая книга — пустышка в пустышке. Море пафоса, чтобы растянуть количество страниц и скрыть отсутствие сюжета. Обилие тяжёлого, якобы научного текста, когда всё тоже самое можно уместить в пару предложений обычного языка.
А самое бредовое — это по сути пролог на одну главу к следующему роману, который прекрасно можно было уместить действительно в одну главу.
В довесок куча мёртвых линий, ведущих в никуда.
И тонны-тонны пустого пафоса.
Не знаю какие ощущения от физического чтения — лично я смог осилить этот бред только в аудио с перемотками, да и то чуть не вскрылся от тупости текста.
NikasSlav, 21 сентября 2024 г.
Зачастую, когда критики говорят о русскоязычной фантастике, любое допущение, выходящее за грань научности, воспринимается в штыки как «глупая фантазия автора» и начинаются разговоры о том, что перед нами — вовсе не научная фантастика и вообще плод больного воображения. Подобный подход, конечно, неправилен в корне, ведь благодаря фантазии многие вещи писатели и предсказали, хотя в их времена это противоречило науке. Вдобавок, когда речь заходит о зарубежных авторах, им почему-то всё прощается.
Вот и Лю Цысинь нафантизировал очень много такого, что выходит далеко за рамки официальной науки. Да, во многих местах он попытался обосновать, подкрепить фактами и знаниями, — но в других всё выглядит как «вы принимаете это на веру, и точка». Подобный подход неплох с точки зрения фантазии, даже может приветствоваться, но ведь автор хотел всё показать именно по-научному, и здесь он не всегда показывает «чистое знание» (особенно в области программирования). Зато как остросоциальная фантастика, бичующая пороки человечества, роман смотрится весьма сильно.
Завязка весьма необычная — во времена «культурной революции» в Китае известного учёного убивают на глазах у дочери. Она сама становится изгоем и лишь по воле случая попадает на засекреченную военную базу, где занимаются довольно странными исследованиями. Спустя много лет начинается расследование серии загадочных убийств и самоубийств множества учёных. Всё это как-то связано с онлайн-игрой «Три тела» и непонятно к чему ведущим обратным отсчётом, видимом одним из учёных прямо на сетчатке глаза и на проявленных фотографиях. Складывается ощущение, будто наука больше не существует, и всё это — неспроста.
Но главный лейтмотив — достойно ли человечество жизни на Земле со всей его агрессией, войнами и небережливым отношением к родной планете? Задаваясь этим вопросом, одна из главных персонажей решается на самую жестокую месть в истории цивилизации — но её поступок на поверку лишён всякой логики. Вдобавок, как выясняется, она весьма наивно полагала одно, и получила совсем другое. Таким образом, почти весь роман автор поднимает множество социальных вопросов — а ответы предстоит искать каждому читателю. Этим книга хороша. Характерный удачный пример — когда один из героев задаётся вопросом, какой мир более реален — привычный «мирный», или тот, где говорят о войне непонятно с кем?
Но есть и неудачи. Зачастую язык романа довольно сухой, полон документальных хроник и пересказов произошедших событий, а кое-где лишён внутренней логики. Очень слабо верится, что некая цивилизация, погибая сотни раз и возрождаясь, могла стать более продвинутой, чем наша.
Тем не менее, финал интригует, и поэтому думаю, что обязательно прочитаю следующие романы цикла в ближайшее время.
7 из 10
lennox1the1lion, 27 февраля 2024 г.
О плюсах: задумка в целом необычная
О минусах: герои картонные, сопереживать им не хочется
Реализация идеи слабая: сверхцивилизация идиотов — это что? Не хватило фантазии чтобы сделать их более сверхцивилизованными?
Читать скучно (немаловажный фактор)
Выглядит как космоопера, а не как Сай фай. Так где же экшн?
Если же это всё-таки Сай фай, то почему все так глупо?
Разочаровался. Никакого сравнения с мэтрами не выдерживает