Алексей Корепанов «Следы»
Главный Дефенсор беседует с еретиком — человеком, который придумал небывалое — что весь мир создан и управляется некими высшими силами. Но все знают, что это не там — мир создан в результате эволюции...
Опубликовано: журнал «Порог», № 5, Кировоград, 1994 г.;
газета «Фантаст», №3, 2001 г.
журнал: «Интересная газета» (Просто фантастика), Киев, 2002 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Jackdaw, 17 февраля 2009 г.
При беглом анализе этот микрорассказ кажется очень даже неплохим. Воспользовавшись технологией создания произведения, когда две противопоставленные вещи, их качества, закономерности – в данном случае это наука и религия – меняются местами, автор пытается доказать далеко не новую мысль о догматичности науки. Если ему это и не удается, то задуматься, по-крайней мере, он заставляет.
На этом, в принципе, можно было бы и закончить отзыв, если бы не злоупотребление Корепановым логическим формализмом в пользу религии. Именно поэтому копнем несколько глубже, и перейдем, как иногда пишет в своих рецензиях Радий Радутный, от меда к дегтю, которого достаточно собралось в пресловутой бочке.
Во-первых, в смысловом контексте вся эта история представляет собой откровенный софизм, логический выверт, последующие выводы из которого носят чисто внешний характер. Объясняю: несмотря на то, что главная мысль произведения, так сказать, «читается», доказательная база при этом не только поверхостна, она, мягко говоря, надумана, поскольку переставляя местами науку и религию, Корепанов взаимозаменяет и исконно им присущие атрибуты (или качества). Наука приобретает черты религиозной закоснелости и нетерпимости, а религия – некую наукообразность. Таким образом автором сознательно подтасовывается главное: в отличие от религии наука не претендует на абсолютную истину – она всегда находится в поиске.
Во-вторых, в эстетическом плане тема подана достаточно грубо, если не сказать вульгарно. Где тонкость, изящество мысли Жака Дерриды, который, разрабатывая языковый и текстуальный постструктурализм, красиво доказал неизбежную риторичность и художественность выражения мыслей, в т. ч. и в науке, и тем самым указал на ее субъективность и последующую мифологизированность? а если брать примеры в фантастической литературе – то где оригинальность в сюжете и персонажах, такая же, как, допустим, в рассказах Мартина «Песчаные короли» и «Крест и дракон» на темы создателя и религии? В такой теме одними «собирательными» образами сыт не будешь.
И все же я поставлю достаточно высокий балл «Следам», поскольку это произведение невольно может привести к весьма интересным размышлениям – только исключительно во внерелигиозном смысле — о небезошибочной но совершенствующейся науке вообще, или о некоторых незыблемых физических категориях, которые, возможно, искажают реальность, — в частности.
Van_Prohar, 1 апреля 2012 г.
Забавная идея, неплохая концовка, итог: хороший маленький рассказ.
viv, 31 января 2008 г.
Странный и сильный рассказ. Вроде бы просто ситуация с религией — наоборот, когда наука — общепризнана, а религия гонима и наказуема. А в конце выясняется, что все не так просто...