Гайто Газданов «Великий музыкант»
Великий музыкант // Воля России. 1931. No 3–4, 5–6.
Входит в:
— условный цикл «"Русский Монпарнас"»
— антологию «Проза русского Зарубежья», 2000 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
UnrealQW, 21 июня 2025 г.
Довольно злой рассказ, описывающий русскую богему в Париже (далеко не всегда богатую и процветающую). Речь идет о содержанках, их любовниках и прочих посетителей парижских кафе. Отдельно от этих очевидных (с точки зрения главного героя) паразитов стоит сам невозмутимый главный герой, как сторонний наблюдатель, описывающий все происходящее. Правда, при этом он не забывает подмечать все недостатки окружающих и давать им нелицеприятные характеристики.
Сюжет повествует о наполненных взаимными манипуляциями отношениях женщин и мужчин. Развязка вполне закономерная.
(Не знаю почему «Великий музыкант» называют повестью. По объему (40 страниц) это -- обычный рассказ.)
vfvfhm, 23 апреля 2020 г.
Эта повесть о «Великом Музыканте», который не то что не музицировал, но и слуха не имел. Зато у него был великолепный голос, богатый, с оттенками, коими он завораживал и обольщал несчастных красоток. Ромуальд Карелли из Конотопа. Альфонс, сутенер, просто подонок, итог его был не только закономерен, но и справедлив.
Подлинным же великим музыкантом выступает в этой повести сам автор и рассказчик, великолепный Гайто. Описывая жизнь парижского дна и полусвета, сам себя он сравнивает, что для него станет традиционным, путешественником по морю житейскому. То, в холодные воды его занесет, то в теплые экваториальные, а то и разогретые донельзя извергающимся вулканом. Речь его течет, как подводная река, то в глубь сознания затягивая, то на поверхность мышления поднимая.
Мне же в голову пришел образ картинной галереи. Идешь вдоль портретов предков и современников, и все лица, лица, каждое уникальное, за каждым видна своя судьба и трагедия.
Такой рассказ можно было бы длить бесконечно, и бесконечно его было бы интересно читать, послушно подчиняясь воли сладкого и драматичного голоса поэта. Эта прекрасная и страшная повесть о послевоенной жизни обитателей Парижа одно из доказательств всемирно-исторического значения творчества Газданова. Он конгениальный современник Селина и Генри Миллера и литературный предок авторов «нового романа» и многих других реалистов и постмодернистов второй половины 20 века.