Рэй Брэдбери «Последний цирк»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Для достижения нынешнего уровня человечество потратило миллионы лет. Мы научились строить города, большие и малые, буквально на пустом месте. Сколько понадобилось трудов и усилий, чтобы возвести города по кирпичику. А если ядерная бомба? Бах – и конец!
Уж лучше жить в мире, где после полудня кино про индейцев и ковбоев, а вечером – цирковое представление, где на манеж выйдут Скелет, Женщина Гора, Разрисованный Человек и Ластоногий Мальчик. Но вот шатер опустел, и вернулась дождливая реальность мира...
Рассказ написан в 1950 г. как часть рукописи «Летнее утро, летняя ночь», которая впоследствии стала «Вином из одуванчиков». Гринтаун в рассказе прямо не упоминается.
Входит в:
— цикл «Гринтаунский цикл» > цикл «Рассказы о Гринтауне»
— сборник «The Last Circus & The Electrocution», 1980 г.
— сборник «К западу от Октября», 1988 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 5 июня 2025 г.
Двое беспокойных мальчишек — Красный Язык и Тихоня — мечтают отправиться на единственное в своем роде цирковое представление, которое устроила разъезжающая на поезде цирковая труппа. Единственным развлечением в небольшом городке было кино, показывающее своим зрителям бесконечные истории противостояния белых поселенцев и индейцев. А тут — такое разнообразие! Скелет, Женщина-Гора, Разрисованный Человек и Ластоногий Мальчик. Кто скажет, что ничего необычного в этом нет, тот, наверное, никогда по-настоящему не был ребенком. Взрослым цирк не так интересен, ибо над ними довлеют более серьезные проблемы, от которых они не могут отгородиться даже на отдыхе. К примеру, отец Тихони постоянно психует по поводу атомной гонки вооружений. Разве ему будет дело до какого-то цирка?? А вот дети вполне искренни в своей радости, поскольку проблемы взрослых их не очень-то волнуют — они склонны воспринимать их как очередное развлечение: им кажется, что было бы весьма здорово разнести школу атомной бомбой. Жаль только, что детство когда-то кончится, и бывшие дети станут слишком уж занятыми и серьезными для того, чтобы посещать какое-то нелепое шапито.
-----------
РЕЗЮМЕ: лирический этюд о беззаботном детстве, которое со временем сменит полная разных депрессий взрослая жизнь. Символом такого перехода является расставание с цирком, навечно уезжающим из города. Сразу на ум приходят строки из известной песни: «Куда уехал цирк? Он был еще вчера / И ветер не успел со стен сорвать афиши. / Но больше не горят его прожектора, / Под куполом оркестр его не слышен. / Куда ушли слоны, в какие города? / Погонщики ведут ученого верблюда. / Куда уехал цирк? Уехал он туда, / Где кто-то сказку ждет и верит в чудо. / Своих усталых змей туда факир несет, / Бумажных голубей туда уносит ветер. / Туда под Новый год уходит старый год, / Туда на карусели едут дети.»
Iricia, 21 марта 2012 г.
Но мне ясно видится эта аллегория «цирк — человечество». Особенно, когда подчеркивается вопросом ребенка, мол, папа, а что здесь было до того, как появился наш город?
- Просто безлюдная местность: леса, холмы, больше ничего.
А потом акцентируется внимание на пустоши, что остается после того, как исчезает цирк...
В рассказе вообще много таких явных, но очень грустных образов:
города, культура человека, которые создаются столетиями. Но по сравнению с тем, сколько существует земля — это время, в лучшем случае, все равно что короткие гастроли передвижного цирка. Был — и нет, только ветер свищет по пустынным земля, разве что по редким следам разберешь, что здесь что-то было.
Сам образ цирка, как человечества: красочного и уродливого одновременно. Кино, которое так увлекает детишек: ковбои гонятся за индейцами, за тем индейцы гонятся за ковбоями... Да и сами ядерные бомбы то и дело соотносятся с игрушками в руках детей, которые даже не могут до конца осознать, что это такое.
Нет, это определенно, прекрасный, но очень грустный рассказ.
remok, 23 июля 2008 г.
По сути говоря мы стали свидетелями психологического скачка не свойственного ранне-имманентной детской психике...Восприятие глобальности ситуации, утверждение неизбежности, фатума и оценка мимолётности чувств — всё это прослеживается в строках произведения «Последний цирк».
Немного фактов:
Рассказ написан в 1950 г.
1 ноября 1952 США взорвали первый термоядерный заряд на атолле Эниветок.
Первая советская водородная бомба была взорвана 12 августа 1953 года.
Yazewa, 19 января 2008 г.
Один из любимых образов Брэдбери — передвижной цирк, шапито. Волшебный мир, появляющийся — и исчезающий, вызывающий самые разнообразные эмоции. Он так важен для детей! и так страшно осознать, что этот цирк был — последним... :frown:
einstein85, 30 ноября 2008 г.
Честно говоря удивился и обиделся на Бредбери за то что перестал выделяться среди других писателей