Бэзил Коппер «Пещера»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вильсон рассказывает своим собеседникам историю, которая произошла с ним в Германии. В одной из деревень он поселился в доме Штайнеров. И узнал, что некто похищает скот. Местные полагают, что это зверь, живущий в пещере...
Входит в:
— сборник «Not after Nightfall», 1967 г.
— сборник «And Afterward, the Dark: Seven Tales», 1977 г.
— антологию «Порождения тьмы», 1993 г.
— антологию «Summer Chills: Tales of Vacation Horror», 2007 г.
— сборник «Darkness, Mist and Shadow: The Collected Macabre Tales of Basil Copper», 2010 г.
- /языки:
- русский (4), английский (4)
- /тип:
- книги (7), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Антомонов (1), А. Антономов (2), Е. Головашкина (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Jis3i, 11 июля 2023 г.
Как-то еще ребенком я взял у соседей сборник хоррор прозы «Зловещие мертвецы» (как ни странно, не имеющий никакого отношения к знаменитой кинофраншизе), в котором мне среди прочего попался рассказ под названием «Пещера», запомнившийся довольно необычной концепцией и мрачным финалом. Имя автора, естественно, стерлось из памяти, так что когда много лет спустя, на распродаже старых книг я купил другой старенький сборник зарубежной мистики, то увидев среди перечня рассказов знакомое название, был уверен, что это и есть та самая «Пещера», так как в начале 90х таких сборники выпускались в довольно приличных количествах и рассказы часто кочевали из одного в другой, правда, порой с другим переводом. Но когда я приступил к чтению (и начал именно с этого рассказа, чтобы освежить в памяти детские впечатления), то выяснилось, что я, так сказать, немного ошибся «Пещерой». Автором «того самого» рассказа оказался Рональд Четвинд-Хейс. А вот «Пещеру» с купленного мной сборника написал Бэзил Коппер. Но, тем не менее, я все равно остался доволен, так как этот рассказ оказался хотя и несколько старомодным, но приятным и даже в каком-то смысле «уютным». В начале повествование подается от лица автора (или его альтер эго), который в компании нескольких джентльменов, обедает в неназванном клубе у камина и внимает их рассуждениям о природе страха. Пока некий Вильсон, который по сути, и есть «настоящий» главный герой рассказа, не поднимает еще более любопытную тему «ужаса среди бела дня», т.е. когда что-то жуткое является нам при ясном дневном свете, но все равно страшно до безумия. После чего обещает рассказать присутствующим, что сам оказался в аналогичной ситуации, во время своего давнего путешествия по Альпам. Вот только его рассказ вышел, кмк, немножко про другое, и выделить здесь тот самый момент мне было несколько затруднительно, пока герой в конце сам не объяснил, что именно он имел в виду. Так же к недостаткам рассказа, на мой взгляд, можно причислить то, что автор, видимо, сам не определился со сверхъестественными способностями придуманного им существа — например, когда Вильсон фотографировал фреску с демоном в церкви, ему явно пыталась помешать какая-то мистическая сила. После чего следует сцена с попыткой проникновения монстра в дом под покровом ночи и там уже все выглядит вполне реалистично: оказывается, простая щеколда на двери вполне способна задержать это дьявольское отродье, а уж когда в дело идет мощный засов, то зверь совсем оставляет попытки прорыва. В то же время в финале рассказа нам сообщают, что чудовище каким-то образом телепортировалось в забаррикадированную комнату на втором этаже того же самого дома и так же бесследно из нее исчезло. Выходит все-таки, что запоры (дверные, в смысле) ему нипочем. Но с другой стороны, когда пещеру монстра завалили взрывом убийства прекратились, т.е. опять-таки все выглядит более менее естественно. Ну а порча последнего кадра пленки, с запечатленным на ней демоном, снова тянет на потустороннее вмешательство. В общем, что это было: автор ли сам запутался, или же поставил своей целью запутать читателя, до конца не понятно. А вот особо понравилась, как ни странно, маленькая деталь, которая немного выбивалась из общей «традиционности» рассказа — в кои-то веки жуткий инфернальный монстр издает не рычание, не лай и не дьявольский смех. А говорит он просто
Кстати, интересно, что вопреки законам жанра, Вильсон не сошел с ума и даже не умер после контакта с загадочным злом, а
sergej210477, 30 ноября 2017 г.
Хороший, интересный рассказ в стиле классического хоррора. Небольшая деревенька в удаленном уголке австрийских Альп. Кто-то ворует скот у местных жителей. И английский путешественник, оказавшийся в этом месте, решает раскрыть тайну.
Да, это не шедевр. И сюжет не особо оригинален, и финал несколько упрощён. Но, написано это произведение неплохо, легко и ярко. Атмосфера страха, как это и было задумано автором нагнетается постепенно и неторопливо.
Мне не хватило откровенности в самой кульминационной точке рассказа. Может быть, если бы писатель хотя бы чуть-чуть приоткрыл тайну, история вышла бы ещё страшнее и интереснее. А так, все осталось «за кадром».
VovaZ, 4 июля 2014 г.
«Пещера» была бы не плохим рассказом, будучи написанной в 19 или даже в начале 20 века. Все законы жанра соблюдены, в классическом стиле. Однако, написано в 60 годах, когда появились новые методы и имена. В принципе,, рассказ понравился, как ужастик в стиле ретро, но можно было бы сделать сильнее.
Логическая ошибка в интриге. Автор обещает в начале историю о том, как обыденные вещи вызывают непоборимый ужас. Однако, посылает нам ужасных чудовищ из ада, плохо сочитаемых с обыденностью.
Тем не менее, рекомендую.
Ригель_14, 11 ноября 2009 г.
Разочаровал немного на этот раз Коппер меня. Или у меня немного завышенные требования к нему? Наверное я просто жду от него чего-то большего.
Сам же рассказ очень хорошо начался. Вступительная речь Вильсона (про страх) очень даже хорошая и со смыслом (чем-то напоминает философию ГГ в рассказе «Страх» Баркера). Но потом как-то все пошло не так. Через чур просто и предсказуемо. Пропадающий скот, запуганные жители и темная пещера в которой кто-то (не скажу кто, прочитайте сами). Сам вор (или как там его еще можно назвать) очень скудно описан. И жители надо полагать знали о нем и возможно даже поклонялись ему. Это все банально.
Но сделав поправку на год написания поставил такую оценку.
Thalidomide, 6 декабря 2017 г.
Хороший атмосферный рассказ. Если копперовский «Великий белый космос» я назвал смесью верновского «Путешествия к центру Земли» и Лавкрафта, то рассказ «Пещера» можно сравнить с конандойловским рассказом «Ужас расщелины Голубого Джона», но только полуреалистический монстр заменён на чуть более потустороннего.