fantlab ru

Ариадна Громова «Двойной лик грядущего: Заметки о современной утопии»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.50
Оценок:
40
Моя оценка:
-

подробнее

Двойной лик грядущего: Заметки о современной утопии

Статья, год

Аннотация:

В статье анализируется утопия как литературный жанр в шестидесятые годы двадцатого века. Автор отмечает такую прогрессивную сторону этого жанра, как оптимизм будущего коммунистического общества, и его регрессивную часть — пессимистические ожидания ядерной катастрофы. Дается обзор вышедшей в свет фантастической литературы советских и зарубежных писателей.

Входит в:


Издания: ВСЕ (13)

 Альманах научной фантастики. Выпуск  1
1964 г.
Собрание сочинений. Том второй
2001 г.
Собрание сочинений. Том третий
2001 г.
Собрание сочинений. Том третий
2002 г.
Собрание сочинений. Том второй
2003 г.
Собрание сочинений. Том второй
2007 г.
Письма. Рабочие дневники. 1963-1966 гг.
2009 г.
Собрание сочинений. Том второй
2009 г.
Собрание сочинений. Том третий
2009 г.
Собрание сочинений. Том третий
2009 г.
Собрание сочинений. Том третий
2011 г.

Самиздат и фэнзины:

Неизвестные Стругацкие. Письма. Рабочие дневники. 1942-1966 гг.
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не любил я когда-то такие статьи. Казались мне они скучными, муссирующими одну и ту же тему, да к тому же имеющими идеологический элемент. С годами произошла определенная переоценка ценностей, содержащая в своей основе отчасти приобретенный жизненный опыт, отчасти тот факт, что в данный момент начинает наступать то будущее, которое собственно и ожидали авторы. Поэтому с полным правом спустя шестьдесят лет можно подводить некоторые итоги.

Двойной лик грядущего с точки зрения Ариадны Громовой представляет собой результат противоборства двух враждующих в то время идеологий: социалистической и капиталистической. Ожидаемое коммунистическое будущее светло и величественно, противопоставляемое ему будущее, рожденное творчеством западных фантастов, напротив — регрессивно и ведет к атомному краху. При этом капиталистическое общество благоустроенно материально, но бедно духовно. Но будучи даже ребенком я чувствовал здесь явную нелогичность — что же мешает наполненному духовно социализму иметь прочную материальную базу, позволяющую моей семье жить в достатке? Простой бытовой вопрос на который никогда не давался четкий понятный ответ, кроме того, что это будет «завтра». Собственно что-то в таком духе подразумевается и в данной статье. Но все хотели хорошо жить «сегодня», тем более чувствуя, что безоблачное «завтра» находится вместе с кроликами и голубями в цилиндре у фокусника. И как итог, очутившись в ожидаемом «завтра» мы пришли к тому, против чего и боролись.

Но несмотря на принципиальную ошибку статьи в ожидаемом, можно с привкусом горечи примерить платье бывшего враждебного взгляда. С этой точки зрения статья оказывается очень даже полезной. При этом особенно отмечу затрагиваемый вопрос: что именно следует считать человеческим, и кого считать человеком? Ответ здесь лежит в области философии и никогда он не будет однозначным. Только каждый для себя, пользуясь полученным материалом, может выработать собственный взгляд. Критерием его истинности послужит трезвое взвешивание фактов, в меру способностей к этому каждого. В данном отношении эта статья Громовой послужит отличным помощником.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх