fantlab ru

Айзек Азимов «Сами боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
2684
Моя оценка:
-

подробнее

Сами боги

The Gods Themselves

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 208
Аннотация:

Фридрих Шиллер — «Против глупости сами Боги бессильны». Две Вселенных. Два мира, угасающий — и полный сил. Величайшее открытие в истории человечества дарит людям неисчерпаемый источник дешевой энергии. И надежду на спасение умирающему миру. Голоса, предупреждающие об опасности — мстительность и людская зависть? Гениальные умы, но всего лишь люди. Невероятный мир удивительных, непохожих на нас, существ. Уникальная фантазия Айзека Азимова, Гроссмейстера научной фантастики.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Авторское: «Посвящается Человечеству в надежде, что война с безрассудством всё-таки будет выиграна».

• Три части романа представляют собой завершенные истории, поэтому изначально книга издавалась по частям в журналах: первая часть — в мартовском номере «Galaxy» за 1972; вторая — в апрельском номере «If»; третья — в майском номере «Galaxy» того же года («If» был дочерним журналом «Galaxy»).

• Отдельные фрагменты романа печатались на русском языке под названиями: «Лунные коньки» и «С Луны скатиться...» (журнал «Уральский следопыт», № 7, 1980 г.).

• Названия трёх частей романа вместе складываются в строчку Фридриха Шиллера: «Против глупости сами боги бороться бессильны».

• Существует вольное продолжение — рассказ Роберта Силверберга «Решение Асениона» (1989).



В произведение входит:


7.54 (13)
-

Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, March-April 1972», 1972 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, May-June 1972», 1972 г.

— журнал «Worlds of If, March-April 1972», 1972 г.

— антологию «Лунариум», 1975 г.

— антологию «Маги на стадионе», 1979 г.

— журнал «Уральский следопыт 1980'07», 1980 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1973 // Роман

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1973 // Зарубежная фантастика (США; роман)

Похожие произведения:

 

 


Лунариум
1975 г.
Сами боги
1976 г.
Избранное
1989 г.
Конец Вечности. Сами боги
1990 г.
Избранное
1991 г.
Сами боги
1992 г.
Конец вечности. Сами боги
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Дополнительный том
1993 г.
Космические течения. Сами боги
1994 г.
Сами боги
1999 г.
Фантастическое путешествие
1999 г.
Фантастическое путешествие. Сами боги
2003 г.
Конец вечности
2008 г.
Сами боги
2008 г.
Сами боги
2023 г.

Периодика:

Worlds of If, March-April 1972
1972 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, March-April 1972
1972 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, May-June 1972
1972 г.
(английский)
Уральский следопыт № 7, июль 1980 г.
1980 г.

Издания на иностранных языках:

The Gods Themselves
1972 г.
(английский)
Net patys dievai
1981 г.
(литовский)
Самите богове
1982 г.
(болгарский)
Neanche gli dei
1987 г.
(итальянский)
Other Worlds of Isaac Asimov
1988 г.
(английский)
Os Próprios Deuses
2010 г.
(португальский)
神们自己
2014 г.
(китайский)
Jumalad ise
2015 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цена прогресса

24.09.2024. Сами боги. Айзек Азимов. 1972 год.

В мире, где наука открывает перед человечеством невиданные горизонты, учёные обнаруживают способ добывать неисчерпаемую энергию из параллельной вселенной. Это революционное открытие несет в себе решение многих проблем на Земле, но за видимой простотой скрываются серьёзные опасности. Взаимодействие между двумя вселенными начинает нарушать законы физики, и грозящая катастрофа может уничтожить не только нашу реальность, но и ту, из которой поступает энергия. Некоторым учёным придётся осознать свою ответственность и предпринять попытки остановить надвигающуюся катастрофу, но не все готовы прислушаться к предупреждениям, ведь на кону стоят их карьеры и амбиции.

«Сами боги» — один из романов Айзека Азимова, представляющий собой смелое исследование научных открытий, границ человеческого мышления и взаимодействия с параллельной вселенной. Это произведение, написанное в 1972 году, выделяется как своим уникальным подходом к инопланетным цивилизациям, так и глубокими этическими вопросами, которые автор поднимает через сюжет.

Заглавная фраза романа взята из Шиллера: «Против глупости даже сами боги бороться бессильны.» Это высказывание пронизывает всё произведение. Азимов акцентирует внимание на том, как часто человеческое невежество и узколобость препятствуют научному прогрессу. Это не только книга о параллельных вселенных и физических законах, но и о глубоко человеческих пороках — жадности, эгоизме и глупости.

Роман разделен на три части, каждая из которых отличается по стилю и тематике. Первая часть, «Против глупости», посвящена людям и их научным амбициям. Здесь Азимов демонстрирует интриги научного сообщества, где часто амбиции и карьеризм затмевают здравый смысл. Вторая часть, «Сами боги», переносит читателя в параллельную вселенную, где автор создает одну из самых оригинальных инопланетных цивилизаций в жанре научной фантастики. Третья часть, «Бороться бессильны?», переносит нас в будущее, на Луну, где уже сформировалось уникальное лунное общество. Здесь Азимов изображает мир, который отличается не только по технологическому развитию, но и по социальным и политическим нормам.

Вторая часть романа, где сталкиваешься с существами из параллельной вселенной, выделяется не только оригинальностью, но и глубокой философией. Азимов создает инопланетные организмы, чье общество и восприятие жизни радикально отличаются от человеческих. Эти существа воплощают сложные физические и эмоциональные взаимоотношения, основанные на трехполой системе. Их мир настолько чужд и экзотичен, что приходится полностью пересматривать свои представления о жизни и сознании. Тем не менее вторая часть романа может вызвать трудности. Автор создаёт абстрактный и непонятный мир, описывая инопланетную цивилизацию с нестандартными физиологией и социальной структурой. Это требует активного погружения и готовности принять необычные формы повествования и нетипичные названия.

В то время как инопланетные персонажи изображены с большой глубиной и вниманием к деталям, человеческие герои первой части могут казаться несколько упрощёнными. Их характеры часто служат только сюжетным целям, что делает их менее многогранными по сравнению с представителями параллельной вселенной. Главный учёный Хэллем, например, изображён как типичный амбициозный карьерист, лишённый внутренней борьбы, тогда как параллельные существа сталкиваются с глубокими моральными и физическими конфликтами. Этот контраст подчёркивает философскую тему о том, что невежество и эгоизм часто мешают человеческому прогрессу.

Одной из главных тем романа является научная ответственность. Через историю «Электронного насоса» Азимов поднимает вопрос: на какие жертвы готово пойти человечество ради прогресса? Роман заставляет задуматься о том, как слепое стремление к технологическим открытиям может привести к катастрофическим последствиям, если не учитывать моральные и этические аспекты. Азимов искусно критикует не только научное высокомерие, но и человеческую склонность к самообману. Его учёные игнорируют опасности, ослеплённые карьерными амбициями и стремлением к славе, отказываясь признать, что их открытия могут разрушить целые миры.

Несмотря на сложность некоторых частей, роман остаётся одним из важнейших произведений научной фантастики XX века. Его многослойная структура, философские вопросы и оригинальные инопланетные цивилизации делают его настоящим шедевром жанра. Это произведение бросает вызов не только научным догмам, но и самой человеческой природе, предлагая глубокое размышление о прогрессе и его последствиях. 8 из 10.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этой замечательной книге исполнилось полвека. Разброс оценок и мнений о ней меня несколько изумил. Но потом я вспомнил, что в одном из первых упоминаний у нас, что вот мол, Азимов опять стал писать фантастику (а с изданием ее на русском несколько тянули; спустя три года сначала напечатали только фрагмент третьей части в сборнике «Лунариум»), было сказано примерно так: «произведение столь же удивительное, сколь и неровное». Вот еще тогда я подумал: что ж не объясните, в чем именно неровное? К сожалению, отзывы на фантлабе тоже вроде бы указывают на «неровность», но ничего не проясняют. Если не учитывать те, что написаны по типу школьных сочинений (в первой части рассказывается о том-то, во второй — о том-то; в этих образах автор хотел раскрыть то-то и то-то; и т. д.), из оставшихся мы узнаем, что кто-то книгой потрясен, а кому-то она показалась излишне сложной с точки зрения излагаемой в ней «науки»; кого-то изумило описание параллельного мира и существ (а существа ли они? возможно, точнее сказать — сущности?) его населяющих, а кому-то это показалось бредом и глупостью; жизнь на Луне и взаимоотношения двух, по сути, новых рас человечества одних очень впечатлила, других наоборот; наконец, некоторые возмущены излишне сложной, по их мнению, структурой книги.

Совершенно ясно, что «Сами боги» представляет собой своего рода сверкающий самоцвет, грани которого манят одних читателей и отталкивают других, но граней этих много — и почти каждый что-то вынесет для себя из этой книги. Потому не стоит разбирать книгу детально, но зато стоит остановиться на некоторых моментах.

Слишком много «научных» подробностей? Так это же научная фантастика, что вы хотели? Скучноватое описание труда ученых? Это вы еще Кима Стэнли Робинсона не читали — попробуйте осилить, например, «Панораму времени». Работа ученых (уж Азимов-то в этом разбирался) состоит не из одних открытий, и я даже не собираюсь еще раз приводить общеизвестные цитаты на эту тему.

Безответственное использование непонятного феномена в сиюминутных целях? Так это часто встречается; пока, к счастью для человечества, как-то обходилось без мировых катастроф — хотя все же не всегда...

Склонность лунян к нудизму шокирует? Гм... Оглянитесь вокруг, посмотрите в Инстаграм, что ли. А ведь фантасты эту тему затрагивали давно — например, о повсеместном распространении нудизма в 21-22 веках неоднократно писал Ларри Нивен в те же самые 60-70-е годы. Что-то они предвидели, не иначе...

И еще необходимо указать на важнейшую особенность книги — вторую часть, совершенно неповторимую. Ничего подобного и с такой, я бы сказал, проникновенностью, в НФ до того не создавалось. А знаете, зачем Азимов взялся ее написать? Его неоднократно упрекали за два недостатка (так по крайней мере считалось) в творчестве. Во-первых — за практически полное отсутствие в произведениях инопланетян. Говорили, что он не в состоянии их убедительно придумать и описать, а потому и исключил из основных текстов своей Вселенной. С этим, конечно, можно было бы поспорить... А во-вторых, говорили критики, Азимов совершенно не умеет описывать то, что сейчас принято называть словом «отношения», и поэтому этой темы и не касается. В качестве контрпримера Азимов написал полушуточный рассказ-боевик «Я в Марсопорте без Хильды». Рассказ неплох, но вряд ли всерьез может рассматриваться как контрпример. И вот тогда Азимов и решил написать о любви совершенно непредставимых существ из параллельной Вселенной. И у него получилось! Если кому-то кажется, что Один, Дуа и Тритт (так, кстати, их зовут в оригинале) мыслят и общаются слишком по-человечески — так вперед, к разумным грибам и плазменному океану Лема. Такие существа (?), очевидно, должны понравиться подобным критикам, потому что о них мы на протяжении толстенных и, несомненно, гениальных романов вообще ничего не узнаем. И это соответствует убеждению Лема, что истинные инопланетяне непознаваемы в принципе.

В общем, у Азимова две книги высочайшего класса, практически шедевры: «Конец Вечности» и «Сами боги». Они превосходят все остальные его романы не столько даже идеями (у Азимова почти всюду читатель встретит интереснейшие идеи), сколько своим литературным качеством, тщательно выписанным непростым текстом.

Я бы им и 11 баллов поставил.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многим очень понравилась вторая часть романа о параллельном мире трёхполых существ. Да, идея весьма оригинальная и хорошо раскрыта. Но мне этот мир показался искусственным по двум причинам.

На всей планете есть только одна форма жизни. Мне не понятно, как эта форма жизни стала настолько высокоразвитой? Ведь в отсутствии конкуренции со стороны других видов и при отсутствии агрессивности окружающей среды необходимость в эволюционном развитии совершенно отсутствовала. Разум, если он не был необходим для выживания, просто не образовался бы. А если бы и образовался, то не предоставляя никаких эволюционных преимуществ, тот час же и пропал.

В защиту своего мнения могу даже привести пример. Существуют рыбы, живущие в пещерах, где никогда не бывает света. В процессе эволюции они полностью утратили глаза — на месте глаз у них есть небольшие бугорки. Казалось бы — зачем пропадать зрению, ведь эти рыбы в процессе дальнейшей эволюции могут занять среду обитания, где зрение может снова стать полезным? Другой пример — у паразитов, живущих в органах пищеварения, отсутствуют и зрение и нервная система и даже органы пищеварения. Почему? Потому что для выживания и тем и другим не важны утраченные или отсутствующие органы. Точно так же в отсутствие конкуренции или агрессивной среды не должны были образоваться и эти разумные существа из паравселенной.

Второй момент — трёхполость этих существ. Мне понятно, почему существует двухполость у земных существ — это способ ускорения изменчивость и способ увеличения скорости закрепления полезных виду генов. Два пола — это минимальное их количество, которое способно достичь поставленной цели, при этом не слишком усложняя процедуру обмена генами. В рассказе «Мираж» Саймака идея многополости доведена до абсурда — у существ из рассказа существует семь полов. Поиск седьмого, самого редкого, являющегося объектом браконьерства со стороны землян, ставит под угрозу существование вида. С этой точки зрения трёхполость тоже является излишеством, которое лишь отрицательно скажется на выживаемости вида. Хотя, конечно, в тех совершенно безопасных условиях, какие царят в паравселенной, трёхполость может быть достаточно безопасной, но в этих условиях и саму необходимость трёхполости можно поставить под сомнение — быстрая изменчивость и быстрое распространение полезных генов там и не требуется, поскольку у этих существ нет ни врагов, ни конкурентов, а живут они в неагрессивной среде.

Что касается мифической невероятной фантазии Азимова — тут тоже нет ничего экстраординарного. Кое-какие черты этого мира являются всего-лишь немного переосмысленными идеями, которые есть в нашей природе. У земных животных есть двуполое размножение? Хорошо, пусть в паравселенной будет трёхполое! Гусеницы превращаются в бабочек? Хорошо, в этом мире «мягкие» будут перерождаться в «жёстких».

Если же не вникать в эти претензии, то хочется отметить, что Азимов — мастер реализации. Оригинальность идей и их продуманность можно поставить под сомнение, но детальность и качество разработки идеи — выше всяких похвал!

Теперь — о первой и последней частях романа, а так же о нём в целом. Роман в целом является ярчайшим и исключительно качественным образцом твёрдой научной фантастики. В романе есть всего два фантастических допущения: существование параллельных вселенных и возможность обмена веществом между ними. Этих двух фантастических допущений оказывается достаточно, для того чтобы вокруг них развернуть обсуждение проблем научно-технического прогресса, морально-этических проблемы, проблемы гордыни, глупости, равнодушия, покорения космоса.

Лично я считаю, что задача фантастической литературы ничем не отличается от задач «большой» литературы. Её задача — раскрыть морально-этические, социальные и философские проблемы. И как любая литература, фантастика в первую очередь пишется о людях и для людей. С этой точки зрения часть о паравселенной совершенно бессмысленна, если бы она излагалась в отрыве от двух других частей, рассказывающих о мире людей. Но, в отличие от «большой» литературы, у фантастики есть особый приём — фантдопущения. Хорошая фантастическая литература стремится подготовить людей к проблемам, которые ещё не возникли. Это проблемы, продиктованные прежде всего научно-техническим прогрессом и проблемы столкновения с неизвестным. В первом случае развитие сюжета идёт от причины: рассматривается некое достижение научного-технического прогресса и рассматриваются проблемы и перспективы, которые это открытие или изобретение может принести человечеству. Это приём твёрдой научной фантастики. Во втором случае придумывается некая проблема, а затем под неё уже подгоняются причины, по которым эта проблема может возникнуть. Это приём мягкой научной фантастики. Особое искусство — воспользоваться наименьшим количеством фантдопущений, рассмотрев при этом проблему в наиболее волнующем ракурсе, так что ни автору, ни читателю не приходит в голову простое и очевидное решение этой проблемы. И конечно же — изложение должно быть максимально естественным и правдоподобным.

Больше всего в этом романе меня восхищает то, как мастерски на основе небольших фантдопущений строго научным методом, на основе современных представлений о физике, выведен наш мир, каким бы он вполне мог быть, если бы эти фантдопущения действительно были бы реальными. Нужно по-настоящему хорошо разбираться в науке, чтобы написать такую непротиворечивую историю. Нужно быть по-настоящему талантливым писателем, чтобы персонажи и ситуации выглядели настолько естественно и даже прозаично. В описании работы учёных и покорителей космоса — жителей Луны — нет ни грамма пафоса. Нет высоколобых учёных, самоотверженно работающих круглыми сутками в лабораториях в белых халатах во имя науки и прогресса всего человечества. Нет коренастых лунных шахтёров, сутками не выходящих из своих шахт во имя покорения Луны. Прогресс идёт без надрыва, открытия порой совершается по чистой случайности не самыми умными людьми и далеко не из самых альтруистичных побуждений. Нет протестных движений, нет митингов протеста во имя спасения мира. Люди равнодушны и беспечны, как сытый кот.

Итог — один из лучших образцов твёрдой научной фантастики. Безоговорочные 10 баллов и рекомендация прочесть всем, кто ещё не читал.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

На данный момент — лучшее, прочитанное мной у Айзека Азимова. Потрясающая триада из трех частей романа неослабно держала внимание и интриговала. В первой части — показательный урок того, как можно увлекательно и незанудно рассказывать о научных исследованиях, экспериментах, теоретических выкладках, что в других случаях вызывает у меня неуёмную зевоту и смертную тоску. Вторая «ксено»-часть — захватывающий, чудесно прописанный параллельный с нашим мир, в котором царствуют другие физические, социальные и физиологические законы. Кстати, как раз вторая часть меня особенно захватила и повлекла за собой самую высокую оценку всего произведения. Третья «лунная» часть видится мне чуть менее филигранной, что ли, в связи с некой надуманностью и схематичностью любовной линии. Тем не менее точки над «і» были расставлены именно в ней, причём очень логично и к месту.

В итоге грандмастер, коим бесспорно является А.Азимов, романом «Сами боги» однозначно подтвердил право венец короля фантастики держать на челе.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман, написан в те годы, когда фантастика и впрямь была «научной» и вопросы, поднимаемые в произведении всерьез обсуждались физиками-теоретиками. К сожалению, сейчас такой литературы уже не пишут, мельчает писательская братия... да в принципе и пипл уже требует ширпотреб, а не пищу для ума...

Многочисленные комментарии посвящены восторгу о мироустройстве «паралюдей». Согласен, общество, где ячейкой служит некая «триада», а поражающее воображение становление Жесткого — просто трамбует мозг. Но не менее смакуется и интеллекутальные баталии ученых. Я просто умилялся логическим конструкциям, которые аргументировались физиками. При чем, Азимов подает их сложные интерпретации весьма доходчиво и интересно.

Само по себе навеваются некие параллели с нашим малопонятным Большим Андронным Коллайдором... Что же касается третьей — «лунной» части призведения, то она мне показалось коктейлем из детектива, технотриллера и лирики. Единственным недоумением можно назвать тот факт, что человек — Homo sapiens, без нахождения под солнечными лучами, вряд ли способен обеспечить себя холекальцеферолом (витамин Д3), но я могу и ошибиться.

В итоге, перед нами — ярчайший образец фантастики, которую нынче не все поймут, но которую в далекие 80-е, называли «умными книгами«!

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из лучших книг Айзимова:

Во-первых, противостояние между учеными, интриги и коварные планы, устранение конкурентов достойные рыцарей плаща и кинжала; научные идеи способные осчастливить или погубить Вселенную; реалистичные характеры и конфликты.

С «другой» стороны — захватывающая идея паравселенной. Айзеку Азимову в этом произведении удалось дальше всех фантастов уйти от антропоморфизма иномирцев, они действительно в достаточной мере непохожи на людей, насколько это вообще возможно для писателя-человека. Но в тоже время читать о них интересно, их проблемы вызывают эмоциональную реакцию.

С третьей — борьба колонии с метрополией за свою независимость. Не сказать что б «лунный» сепаратизм был такой уж новой идеей. Но очень продумано описан быт и физиология колонистов; их ксенофобия, как результат поиска своей идентичности. В Лунной части мне не очень понравилась романтическая линия, несколько угловато и бесстрастно.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

*содержит спойлеры*

К своему стыду, это было моё первое знакомство с литературным творчеством великого Айзека Азимова. До этого лишь смотрела экранизацию «Я, робот» и слышала какие-то общие вещи вроде знаменитых «Трёх законов робототехники». Что могу сказать? Роман не оставил меня в диком восторге, но всё-таки знакомство удалось.

Азимов подкупает своей эрудицией. Чувствуется, что эту книгу писал не абы какой обыватель-дилетант, а профессиональный учёный! Произведение базируется на теориях и гипотезах из области физики, астрофизики, химии, биологии, космологии... Азимов не просто рассказывает читателю историю, а попутно берёт на себя роль популяризатора науки. В доступной художественной форме автор приоткрывает перед читателем завесу тайны рождения и функционирования не только нашей Вселенной, но и параллельных миров. Дух захватывает от одной лишь мысли, что привычная нам реальность, работающая на привычных физических законах, может оказаться только одной из граней Мультиверсума...

И хотя порой Азимов слишком увлекается просвещением читателя, всё-таки ему удаётся не превратить персонажей в функций. Наоборот, главные герои получились живыми, в них можно поверить.

Роман делится на три части:

Первая часть рисует завязку конфликта. Мы погружаемся в распри учёных по поводу работы Электронного Насоса (Electron pump) — источника бесконечной энергии, получаемой при содействии «пара-существ» из параллельной Вселенной. Мне кажется, что у Айзека Азимова получилось показать неприглядность взаимоотношений в научном сообществе. Учёные мужи, профессоры, исследователи — все они точно так же выясняют отношения между собой, соперничая за признание и славу, бульдожьей хваткой цепляясь за высокую должность. Лишь единицы готовы пойти на жертвы во имя научного прогресса и блага человечества.

Вторая часть «Самих богов» — лучшая в романе. Это отличная ксенофантастика! Тут есть всё: и потрясающе показанные инопланетные формы жизни, и морально-нравственные дилеммы, и поиск своей идентичности, и самопожертвование. Нельзя не сопереживать ключевому персонажу — эмоционалю по имени Дуа! Именно во второй части книги для читателя наступает катарсис.

А вот третья часть про Луну... на мой взгляд, получилась самой слабой. Да, было по-своему любопытно читать об укладе жизни лунаритов (Lunarites), обосновавшихся на спутнике Земли. Но повествование это рваное, бессистемное, с кучей ненужных бытовых деталей. Персонаж Селены откровенно раздражал... В течение всей книги ты предвкушаешь мощную развязку кризиса вселенских масштабов с участием инопланетных существ, но тут... Возникает парадокс: вроде бы в финале тема параллельных вселенных всплывает и даже под новым ракурсом, но решение конфликта всё равно оказалось слишком местечковым.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Персонажи тихонько провели успешный эксперимент, а все дальнейшие разногласия разрешили в кабинете за столом в процессе цивилизованной дискуссии...

Резюмируя, скажу: «Сами боги» — хорошее научно-фантастическое произведение старой закалки. Азимов задаёт правильные вопросы, поднимает вечные темы и не позволяет читательским мозгам застояться. Но слишком слабая третья часть романа вкупе со скромным финалом наталкивают на невесёлую мысль: потенциал «Богов» так и не был реализован автором до конца.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе представлена научно-фантастическая версия возникновения Вселенной с характеристиками, пригодными для зарождения жизни, высказаны предположения о механизме Большого взрыва, дана картина множественности миров, разнообразия условий и форм жизни. Герои романа сами не боги, их возможности даже в отдаленной перспективе вряд ли приближаются к уровню божественного творения, но подходят к нему очень близко.

Действие романа охватывает небольшой отрезок времени — лет двадцать или двадцать пять. Но временные интервалы взаимодействия физических законов Вселенных поражают — Азимов сумел охватить все время мира, причем так, что оно легко уложилось даже в гуманитарной читательской голове. Научные теории — самый волнующий элемент произведений Азимова, и данного романа тоже. Они увлекают безотносительно к героям и сюжету, ведь речь идет об основах основ мироздания. Автор подводит нас к краю совершенно не мистической бездны, в которой мы и живем, как выясняется.

В плане идеологическом роман также весьма глубок. Он показывает склонность человечества отбрасывать от себя проблемы, решение которых требует ограничения материального благополучия, даже если на другой чаше весов лежит существование Вселенной. Он показывает также весьма любопытную нравственную коллизию: если ради сохранения жизни своей и своих детей нужно подвергнуть риску и в конечном счете уничтожить кого-то другого и чужих детей, как поступить?

Данная этическая проблема постепенно нагнетается и доводится до точки принятия решения: кому жить, своим или чужим, при том, что эти чужие — не агрессоры, они не создают проблему и даже ничего о ней не знают. В какой-то момент кажется, что разрешение этой коллизии является главным в романе. Книгу читаешь с напряженным ожиданием, какое же решение примут герои, смирятся ли с судьбой одни, сумеют ли защититься другие.

Предельно обострив конфликт и поволновав читателя, Азимов выводит миры из кризиса. Сделано это красиво, можно сказать, виртуозно. Компромиссный вариант основывается на логическом развитии научных теорий, представленных в романе изначально. Стрелка переводится на безжизненную Вселенную и максимально растягивается во времени. Фактор безжизненности возможной жертвы в какой-то момент воспринимается как маленькая хитрость Автора. Но это быстро проходит, поскольку фактор этот укладывается в философскую концепцию развития жизни, которая где-то начинается, а где-то уже завершила свой цикл, заложив основы стартового взрыва новой Вселенной. От прикосновения к таким мыслям-образам захватывает дух.

Недостаток в романе для меня один. Слишком резко оборвана сюжетная линия паралюдей, хотелось бы узнать, как поведет себя новый Жесткий, кто возьмет в нем верх — рационал или олевелая эм. Но даже в романе нельзя охватить все. Что-то неизбежно остается недосказанным. Да и сам выбор между жизнью своих и чужих представляет собой нравственный тупик. Азимов поступил гуманно, не став загонять читателя еще и в нравственную бездну.

Замечательная книга. Очень здорово!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова спасибо Фантлабу! «Поиск по жанру» — великолепное изобретение, прекрасный помощник для выбора произведения. Вопрос — «что бы почитать?» потерял свою актуальность. Так я узнал о романе «Сами боги» и прочитав несколько восхищенных отзывов, в некоторых из которых он назван лучшим произведением в жанре твердой НФ, понял что нашел, чем увлечь себя на ближайшие несколько дней. А наличие целых трех мировых премий, конечно, подтверждало правильность моих умозаключений.

Роман состоит из трех частей, каждая из которых оригинальна и интересна по своему. По сути это три отдельных мира, три разных философии.

Действие в первой части происходит на Земле и главные действующие лица в ней — это ученые, которым удалось установить контакт с жителями параллельной вселенной. И благодаря различиям в законах физики и, используя технологии «паравселенной», был налажен обмен веществами, с помощью которых оба мира получили неисчерпаемые источники энергии. Однако одному из ученых становится очевидной опасность такого взаимодействия, и он пытается остановить этот процесс. Здесь автор ставит некоторые вопросы психологического характера, ведь люди очень хотят верить в то, что приносит им выгоду, и остаются слепы ко всему, что может угрожать этому.

Во второй части главные герои — это существа, населяющие «паравселенную». Вот здесь хочется сказать Браво! Азимову. Последнее время мне попадались книги, где фантазии авторов, при описании иных цивилизаций, хватало максимум на разумных носорогов, пауков или прочих эквивалентных земным существам. Но только не в «Сами боги». Абсолютно оригинально описаны и сами жители, со своей непохожей ни на что философией, и их мир. Еще раз Браво! автору. Получил неимоверное удовольствие именно от этой части романа.

Третья часть так же не похожа на две предыдущие, так как действие в ней происходит на Луне, где несколько поколений живут люди. Из-за различий в силе тяжести и прочих особенностей жизни на Луне, население спутника все больше отдаляется от землян. И не только физиологически, но и психологически. Именно здесь, во многом благодаря этим противоречиям, и разрешаются проблемы, поставленные в первой части.

В целом роман «Сами боги» считаю выдающимся произведением НФ. Если не лучшим , то одним из лучших. Читается очень легко, не смотря на обилие научной информации, которая дана ровно в той степени на сколько необходимо для понимания самой сути происходящих событий. Безусловно рекомендую всем любителям данного жанра.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо. Но неоднозначно.

Три части психологически воспринимаются чуть ли не как самостоятельные произведения — эдакий набор из трех блюд:smile: Первые две так и хочется запустить параллельно, чередуя, скажем, через 3-4 главы, повествования о нашей и паравселенной.

Очень живо написано про Луну. Эти длинные диалоги на фоне «лунных пейзажей». Люблю я такие «азимовские» диалоги! «Лунная» часть показалась мне более зрелой. Автор твердо знал, о чем писать... Единственное — как-то нелепо там предстает Нэвилл Бэррон со своими бредовыми мяслями о независимости Луны, смещении ее орбиты и ухода в космос подальше от Земли-диктатора:smile:

... В первой — практически одна грызня. Научные склоки. У всех один мотив — насолить своему оппоненту. И потом — уж слишком складно у Ламонта получались предположения и теории касательно паравселенной. Практически никаких реальных данных. Тут можно выдвинуть миллион верси . А он как-то так, раз-два — и все время в точку! Ходил, кипел от злости к пожинавшему лавры бездарю Хэллему, а в самом конце с бухты-барахты пустил слезу за трагическую судьбу их мира и человечества из-за дурного воздействия электронного насоса. С чего такая резкая перемена? А Броновский — ну, прям Дюпон из «Золотого жука» Эдгара По:lol: Маялся-маялся, а затем стал как орешки щелкать послания из паравселенной. Автору явно не хватило толковой «технологии», или правдоподобного объяснения их расшифровки. Он, кстати, поначалу очень разумно и обрисовал практическую невозможность разгадки табличек. Ну а дальше, неожиданно и как бы между прочим, взяли и разгадали. Великое озарение!:smile:

Вторая часть очень необычна. Настолько необычна, что потребовалось прочитать около ее трети, чтобы проникнуться миром паравселенной. Все эти эмоционали, рационалы, овоиды, пестуны, триады, мягкие и жесткие, почкование и разреживание:lol: Пожалуй в этом романе наиболее ярко из всей НФ-литературы (что я прочитал) описана чужеродная иная жизнь — такая полутелесная-полуэнергетическая. Сюжетный недостаток (хотя и не существенный) второй части — слишком мало места уделено созданию насоса и непосредственно контакту именно со стороны паравселенной (а это ведь основа романа). Но зато автор чрезвычайно подробно описал «семейную жизнь» этих существ. Я тут же поймал себя на том, что читаю раза в 3 медленнее, чем остальное — усваивалось все это довольно тяжело. Но, тем не менее, интересно. Особенно, когда узнал, что мягкие — это лишь первая стадия жестких организмов. Хотя поначалу они описываются как совершенно самостоятельные и сильно отличные друг от друга существа, между которыми установлен определенный четкий «такт» в общении.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете как бывает, читал давным давно книгу от которой в памяти осталось несколько цепляющих моментов, но по прошествии времени не помнишь ни названия, ни автора, ни сюжета толком...и сидит это в тебе занозой, и интересно, что же это такое было, но понимаешь, что в огромном количестве книг это произведение может уже и не встретиться до конца жизни. Встретилось). А запомнилось мне именно описание мира паралюдей — настоящая жемчужина этого классического НФ романа.

Уже само понятие — классика НФ (тем более от Азимова) — накладывает определенные условности на роман: суховатый стиль, отсутствие увлекательный приключений, зато мощнейшая научная идея, никакой попсовости. А еще это все таки роман главным образом о людях, несмотря на весь суровый научный бэкграунд. И пусть НФ не самый мой любимый жанр, и роман оставляет чувство незавершенности, но удовольствие от прочтения получил несомненное и глубочайшее.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1972 году после беседы с Робертом Силвербергом Айзек Азимов пишет один из своих самых интересных романов, построенный на фундаменте жесткой научной-фантастики – то есть с детализацией всех физических процессов, подробным описанием физических теорий и устройств, сценариями их внедрения и последствий. Тема: получение неисчерпаемой энергии путем применения Межвселенского Электронного Насоса и существование параллельной вселенной, в которой тоже обитают разумные существа.

Фантастика пишется о необычном, но в конечном счете для людей. Как и вся литература. Любое удивительное явление, смелая идея или процесс в фантастике существуют в привязке к людям – человек всегда, так или иначе участвует в событиях, а значит, мы получаем описание происходящего с точки зрения человека. Но мало кто пытался делать фантастику с точки зрения полностью чуждого нам разума, с позиции иных существ, которые полностью отличались бы от нас по физиологии, психологии, мышлению и прочим параметрам.

Азимов попытался и у него получилось. Роман «Сами боги», состоящий из трех лаконичных частей «Против глупости», «Сами боги», «Бороться бессильны», описывает контакт физика-ядерщика с миром паралюдей из параллельной вселенной с целью спасения последнего от взрыва материнской звезды их родного мира. Азимов специально разбил произведение на части, чтобы показать разные миры, наш, привычный человеческий, и мир паралелльной вселенной, где разумные существа бывают трех полов и двух состояний. Вторая часть вызывает наибольший интерес, потому что писатель полностью абстрагировался от человеческой точки зрения на некоторые вопросы, оставив в образе паралюдей лишь стиль человеческого мышления. В итоге читатель имеет шикарную возможность представить себя в облике амебоподобного существа из разреженной материи, способного проходить сквозь твердые предметы.

Интерес в романе вызывает не столько сюжет о контакте и научном открытии – к слову, здесь вы сможете подучить основы ядерной физики и астрофизики – сколько сама смелая попытка уйти от традиционного антропогенного фактора, то есть влияния человеческого мышления на всю картину внешнего мира. Азимов максимально проработал физику и социальное устройство трехполых, уже самим фактом их отличия от нашего показав, что они тоже имеют право на существование. И такие структуры возможны в реальности, и ничего с этим не сделаешь, и нужно воспринимать Иное таким какое оно есть, а не таким, каким нам бы хотелось его воспринимать. Принцип научной объективности!

Что касается сюжета и персонажей, писатель не стал выдумывать велосипед и в качестве главного героя поставил ученого-бунтаря, как обычно, не принимаемого всерьез в научных кругах, но имеющего верных сторонников и идущего против системы. Ясное дело, талант побеждает посредственность, а добро – зло. Даже в параллельной вселенной. Плюс фирменная научная достоверность писателя. И вот, именно в этих точках параллельные Азимова в его геометрии миров пересекаются.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман состоит из трех самостоятельных частей, связанных, разве что, фантдопущением. Части совершенно разные со всех точек зрения, более того, я не представляю, как единственное фантдопущение (даже и такое твёрдое-продуманное) может сделать из трех историй роман. Ну, да ладно – пусть будет роман. Но я-то воспринял как три различные истории, из которых только вторая читалась с интересом.

По порядку:

Часть I: Совершенно ходульный текст про неких сферических коней, извините – конечно же учёных, в вакууме. Описанные внутринаучные и околонаучные отношения неправдоподобны даже для гротеска или анекдота. Сам процесс научного поиска не описан – так, упомянут только. Но, по меркам 1972-го, когда вышел роман, то, что об этом поиске сказано, тоже не более, чем анекдот.

Если бы не имя автора (любимого, кстати), я бы бросил, не задумываясь. Жевал исключительно с исследовательским интересом. Уже потом, когда дочитал книгу, задался вопросом – а зачем, собственно, Азимов такое написал? Версий много, но ни одной, хоть на момент допускающей, что он считал такое приличным текстом. Хочется верить, что хотел эксперимент поставить над издателями или над нами-читателями. Типа – а скушаете ли вы вот это? Получается скушали. Я ведь давился, но жевал.

Часть II: Вот это вещь! Точными мазками, без лишних деталей и объясняловок, описан совершенно чуждый нам мир, чуждые нам создания. При этом всё понятно. Думаю у любого другого, чуть менее умелого, автора получилась бы или невнятная заумь, или мыльная опера. Тут же всё строго «как доктор прописал». Баланс между информацией и ощущениями. Главное объяснено. Что надо – отдано читателю на додумывание. Что не надо – просто проигнорировано. Даже то, что написана вещь под полвека назад, ощущается, но нисколько не мешает.

Часть III: И вновь ходули. Черно-белые: вот хорошие герои, вот плохие. Добро должно победить. Брюс Виллис — ах нет, конечно, героя третьей части зовут не так, да и молод Брюс был в 1972м – всех спасёт. Ну, или почти всех. Сферические кони характеров уже скачут в вакууме буквально – топчут Луну и куда-то её тянут.

Подумалось мне, а может быть, всё дело было не так? Не хочется верить, что Азимов скомпоновал эдакий салат из великолепия и штампов. Может, будете плеваться, но предложу «криминальную» версию. Набросан план книги, а текст не идёт. Мало ли почему? Например, тот же бракоразводный процесс как раз на то время пришёлся. А книга в планах издательства — договор, обязательства. И отдаются первая-третья части «помощникам» или, грубо говоря, кормящимся при издательстве, не больно-то одарённым, рабам. Получается... то, что получилось.

Рекомендовать к чтению? Ни в коем случае... Нет, конечно — читать обязательно. Но только вторую часть.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если человек может изобразить другой разум, мышление, отличное от нашего. Иную форму жизни, другую среду обитания, с физическими законами не похожими и не понятными. Если это все правдоподобно и реалистично. Если инопланетяне – действительно трудно понимаемы или не понимаемы вовсе. То этот человек гений. А если он это все умудрился показать и передать через фантастический роман – он Писатель и Фантаст с большой буквы. И если бы я даже никогда не знал о таком человеке как Азимов, никогда не читал его произведений, не видел фильмов по его книгам, не был бы знаком с его вкладом в фантастику и науку. Я бы все равно подумал именно так — гений.

У книги множество и других замечательных сторон. Например, интересные ученые, такие разные и в то же время схожие в своей жажде исследований, изобретательства, научных открытий и признания. О нем, о признании, в научных кругах и в общественных, сказано немало. Можно увидеть внутренний мир науки как социального института, с его изъянами, бюрократией, не зыблемыми авторитетами. Становится понятно, что там не все так просто. Что, несмотря на интеллект, настойчивость, разносторонность идей, этого не достаточно, чтобы пробить предвзятость мнений, чужие личные интересы и круговую поруку. Настоящая изнанка изобретательства, о существовании которой многие и не подозревают.

Ну и конечно сами изобретения. Как мастерски Азимов рассказывает о новых научных идеях, как он придумывает вместе с героями новые даже не изобретения и технологии, хоть и их тоже, а новые понятия, новые конфессии. И он вовлекает в этот процесс читателя, объясняет, доказывает, аргументирует. И все это с хорошей научной базой. Думаю, не мало людей почерпнуло для себя некоторые знания о химии, электронах и элементарных частицах, и о многом другом. В общем, очень добротное произведение в жанре твердой научной фантастики.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень классный роман, он во многом сформировал мои взгляды на хорошую фантастику. Больше всего понравилась, конечно же, вторая часть. Так мастерски описать совершенно отличных от нас существ — уметь надо! Да ещё и интрига есть. На втором месте — первая часть. Разгадка символов, борьба против дураков — очень увлекательно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
МЫ НЕ ОСТАНОВИТЬ НАСОС — просто порвало. До сих пор этот кусок помню.
Ну, третья часть не сильно впечатлила, но, т.к. в ней всё зло наказывается, все интриги подходят к логическому завершению, то пусть будет)))

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх