Клиффорд Саймак «Игрушка судьбы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Чтобы попасть в этот мир, нужно найти Куклу, которая способна открыть в него дорогу. В этом другом, лучшем мире, нет места оружию, нет места некоторым чертам характера, от него веет теплотой и доброжелательностью...
Входит в:
— журнал «Worlds of Fantasy, issue 4, Spring 1971», 1971 г.
— журнал «Если 1992'2», 1992 г.
- /языки:
- русский (10), английский (3)
- /тип:
- книги (10), периодика (2), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Козловский (5), Л. Паперина (2), И. Русакова (1), В. Рыжков (2), Г. Филатова (1), С. Хомутов (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
The_tick_hero, 19 декабря 2024 г.
Лучший роман о Майке Хаммере. Ой простите о Майке Россе. Ошибся. Сложно сказать происходит Ross от итальянского rosse (роза) которые Саймак очень любил выращивать. Или же здесь игра с немецким Ross(лошадь) и английским Hammer(молот). А может в чем то совсем другом. Но известно, что позже тот же Саймак написал «Живи, высочайшей милостью…» где уже не отважный капитан с бластером, но уже поживший профессор отправляется в похожие приключения с похожим результатом.
Как и всякий роман о Майкле Хаммере, простите Майке Россе история начинается с города. И поскольку у нас тут фантастика то город на другой планете, но бластер/ пистолет у нашего героя работает как надо, а жители города себе на уме. Но чем дальше история идет тем больше персонаж Саймака живет своей жизнью. Тем яснее из крикатурного виджеланте с пистолетом/ капитана с бластером вырисовывается совсем другой человек. Саймак очень хороший писатель. И это видно по тому с каким мастерством и естественностью, он провел своего персонажа из крикатурной палповской балванки в персонажа который нашел свой путь через коварные дебри планеты.
Слепец ушел первым и это был путь знаний. В своей слепоте он знал куда шел.
Священник ушел вторым и это был путь веры. Ища веру он в итоге нашел путь.
Майк ушел путем любви и по этому пути в отличие от первых двух он ушел не один.
aiva79, 29 апреля 2024 г.
Думала, что с романом не совладаю. Но благодаря тому, что до этого читала «Вторжение с Ганимеда» Ф. Дика, где присутствовала в частности сцена побоища с участием муравьедов, феникса, конных валькирий, эскадрильи вампиров, батальона девочек- скаутов, трансвеститов, газонокосилок и стиральных машин — кому интересно, то это глава 10 романа «Вторжение с Ганимеда» — саймаковская живность, представленная в «Роковой кукле» в частности лошадки-качалки, кентавры играющие в поло, деревья стреляющие в прохожих и прочие, вполне оказалось для меня усвояемым. Не знаю как происходящее в книге укладывается в голове Ольгунчик и уложилось ли вообще, но, если по правде, то сюжет сильно смахивает на события в сумасшедшем доме, либо на сказку в которой все не стыкуется и не увязывается, а герои раздражают неправдоподобностью.
Так, один герой — это всезнающий, всемогущий, всеумеющий солдафон, вернее космонавт исследователь, никому не дающий права голоса и права действия. Также в романе есть инфантильная богатая дамочка с ружьем, искательница приключений, не терпящая отказа; молчаливый угрюмый священник, сам себе на уме и его слепой спутник. На фоне их инопланетное существо в виде большой сороконожки, нареченное героями Свистуном, кажется вполне нормальным во всех смыслах. В конце конечно, как принято в историях, герои «взрослеют», но этот процесс надо перетерпеть примерно 80% книги. Вся вышеуказанная компания в поисках неизвестно чего именно попадает на планету, которая больше похожа на сказочный мир, смесь европейской сказки, античных мифов и образов из «золотого века фантастики». Крайне странное сочетание. Ранее кто-то из рецензентов верно подметил, что в этом романе как будто бы Клиффорда Саймака покусал какой-то Дик, я бы дополнила и сказала, что его покусал еще и Желязны и Георгий Данелия. От Саймака во всей этой истории только миролюбивый настрой книги, т.к. в книге никто никого не убивает, герои сами собой когда нужно куда-то деваются, бескровно и бесконфликтно. Все остальное это невообразимая мешанина.
Долго думала, но я не могу четко сформулировать свое отношение к данной истории. Все противоречиво. С одной стороны финал вполне достойный и я вероятно именно его и ждала, он стал для меня как лечебный бальзам, выдуманный мир необычный оригинальный, хоть и не близкий для моего восприятия. С другой же стороны, герои... неправдоподобные с театральными поступками конечно напрягали. Но как бы ни было, я рада, что познакомилась с этим романом. Мы всегда все сравниваем, сопоставляем и оцениваем и что-то должно быть эталонное, в том числе и безумие)
Darth_Veter, 5 мая 2024 г.
Четверо странников, влекомых загадочным сигналом из глубин космоса, приземляются на необычной планете, не внесенной ни в один из звездных каталогов. И практически сразу же понимают, что она представляет из себя огромную ловушку для простодушных искателей приключений...
Наверное, это самое неординарное произведение американского писателя (из тех, что я прочел, естественно). Ни в одном из других своих творений он не использовал столько оригинальных идей и находок, сколько их собралось на страницах «Роковой куклы». От них настолько рябит в глазах, что с самого начала даже немного теряешься, постоянно возвращаясь назад по тексту, чтобы понять сокрытую в произведении истину. Хотя по своей сути роман является приключенческим, философская линия внутри него является настолько сложной и запутанной, что осилить ее могут только опытные читатели, повидавшие жизнь. Так что молодежи он точно не подойдет. Его так же сложно отнести к какому-нибудь известному жанру. Это не совсем фантастика, так как в сюжете слишком много иррациональных допущений — например, высоченные деревья, улавливающие информацию со всей видимой Вселенной. В то же время, это и не фэнтези. Хотя среди действующих лиц присутствуют лошади-качалки, непонятно как получившие разум и все остальные атрибуты живого существа. Скорее всего, это некая причудливая смесь обоих жанров, скрепленная изрядной долей мистики и прочего сюрреализма. Такое впечатление, что писатель описывает нам один из своих снов или кошмарных видений, вызванный принятием приличной дозы наркотика. Похожий стиль я ранее встречал только у двух других «творцов невозможного», а именно — у Роджера Желязны и Филипа Фармера. Собственно, стиль этот ужасно интригует с самого начала, как только отходишь от первоначального шока, вызванного нестандартной строфой. Обычно такая перестройка происходит ближе к первой трети произведения. И вот тогда-то ты вдруг понимаешь, что оно по своему логично и безупречно, хотя такая логика поначалу мешает воспринимать происходящее с героями. Читателю нужно определенным образом перестроиться — точно так же, как это в свое время сделали все персонажи. Сделали — и получили во владение свой собственный мир мечты. Читатель тоже может получить его, если постарается.
Ценность рассказанной писателем истории состоит не столько в перечислении большого количества иноземных чудес (мертвого Белого Города, за пределами которого растут многокилометровые деревья, стреляющие в чужеземцев отравленными семенами, мифических кентавров, играющих на досуге в земной крикет, жутких могильников, содержащих в себе кости неизвестных людям живых существ, оживленных кем-то давно детских игрушек и вершины всего этого сюрреализма — Долины Фантомов, где каждый житель видит только то, что хочет видеть), сколько в интересной философии: каждый из живущих заслуживает своего собственного мира, где его тело будет находиться в полной гармонии с его душой. Ты переходишь в этот мир, как только начинаешь в него верить. Поэтому группа медленно, но верно уменьшается в своем составе: вначале исчезает тот, кто уже практически полностью живет в мире своих идей (слепой Джордж Смит), потом тот, кому легко поверить в это (монах Тук), а напоследок такую же попытку делает и единственная женщина группы, Сара Фостер (женщинам такая вера присуща по причине их высокой эмоциональности — для этого им, правда, нужно как следует впечатлиться своими идеями). Капитану Россу такое поначалу не под силу — на него давит не только чувство ответственности за остальных, но и привычка воспринимать мир таким, какой он есть. А для перехода в иной мир нужно больше доверять своей фантазии, а не разуму. Тем, кому сложно пересилить свое естество, помогает древний талисман — та самая странная кукла, которую капитан находит на одной из городских свалок. Читателю нужно привыкнуть к тому, что писатель всё найденное или даже увиденное персонажами будет рано или поздно ими же использовано — если не по прямому назначению, то уж точно в морально-философском плане (достаточно хотя бы вспомнить срезанное бластером капитана дерево-гигант, точнее — последствия такого события).
Надо сказать, что главный герой романа, капитан Росс, далеко не душка: он груб, невыдержан, самоуверен и подозрителен. Имеются и положительные качества (в частности, честность и ответственность за порученное ему дело), но в общем и целом негатива всё же больше. Именно из-за него экспедиция чуть было не сорвалась сразу после приземления, когда счет времени шел на минуты. Но, вместе с тем, он же и спас всех, когда группу забросило в параллельный мир-пустыню. Автор явно намекает нам, что недостатки есть у всех, но от них можно освободиться. И пока ты этого не сделаешь, путь в идеальный мир для тебя закрыт. Поэтому еще одной интригой сюжета является как раз изменение духовной сущности капитана Росса. Чтобы он также смог присоединиться к своим товарищам по несчастью (или всё же счастью?) в одном общем для всех мире — иначе какой же без этого хэппи-энд? Складывается впечатление, что все происходящие в романе события нужны только для того, чтобы капитан стал соответствовать тому миру, в который ему предстояло перейти в финале. Если уж он это сумел сделать, то каждый из нас тем более сможет. Если только ОЧЕНЬ того захочет.
----------
РЕЗЮМЕ: философская притча о том уникальном мире, который живет в каждом из нас, но который мы в силу суетности нашей жизни отвергаем, сами того не ведая. Только вот чтобы познать это, нужно совершить опасное космическое путешествие, где каждый день будет вызовом и испытанием для души и веры. Зато результат будет стоить затраченных усилий — поверьте Саймаку на слово!
Slay, 12 сентября 2014 г.
Поразительная вещь. Книга очаровывает своим стилем и колоритом. Оставляет после себя хорошее впечатление и много положительных эмоций. Если вы много читаете — одну книгу за другой, то со временем вы забываете их. Это происходит потому, что события тех книг однообразны, а герои шаблонны. Про «Игрушку Судьбы» такого сказать нельзя: бесстрашный капитан, авантюристка жаждущая приключений, липовый монах, слепой мечтатель, робот — телепат и конечно же харизматичные лошадки. Все они еще покажут себя в процессе повествования. На протяжении романа им предстоят приключения и испытания, которые поменяют их характер и мировоззрение.
Следует также упомянуть о местах, по которым путешествуют герои: белый город, агрессивное дерево, горы костей, поле для игры кентавров, «райское» место к которому шли герои и другой мир, в котором все по другому и все другие. В каждое из этих мест автор вложил свое мастерство, благодаря чему я погружался в книгу полностью, не отвлекаясь.
Благодаря всему этому роман — интересен и увлекателен. И я думаю, что вы прочитав, некоторое время спустя — не забудете его.
romanpetr, 3 февраля 2013 г.
Людям ,давно не бывавшим в церкви и попавшим туда случайно вновь, настоятели обычно говорят:«Вы правильно сделали, что сюда пришли...». Долгих лет 5 я не соприкасался с творчеством одного из именитых писателей-фантастов прошлого века. Так вот ,взяв в руки эту книги, я совершенно точно могу сказать, что Вы правильно сделали , вернувшись в чудесный мир пасторали мэтра Саймака.
«Игрушка Судьбы» — очень сильная философская вещь, начиненная сюжетным динамизмом с пропиткой гуманизма. Несколько совершенно разных по характеру человек : прожига-космонавт, богатая авантюристка-охотница , святой отец и фанатично полубезумный слепец пускаются в авантюрное путешествие, следуя слепому поиску в надежде отыскать нечто необыкновенное. И достигнув нужной планеты, находят для себя свой жизненный путь, выбрав который каждый получают своё. Очень много Саймак в своем произведении заостряет вопрос о существовании параллельных реальностей, изыскивая руками своих героев, способы перемещения, ибо кажущееся на первый взгляд простое произведение, опутано множественными незначительными деталями, которые в конце книги выкладываются в одно большое и целое.
Хотелось отметить прекрасное дополнение романа героями второстепенного плана, ибо даже временно являющиеся персонажи очень ярки по натуре и описанию. Тема любви тоже не обойдена стороной и двое главных героев лишний рассказ доказывают, что в данном случае от ненависти до любви всего 2 шага....
Немножко свернута концовка романа, но в данном случае, никакого неудобства от прочитанного не испытывается. Произведение продолжает поддерживать снизу базисную плиту мира научной фантастики.... Очень рекомендую для ознакомления...
TOD, 6 декабря 2008 г.
Великолепная смесь философии и приключений.
Повествование ведется от лица космического авантюриста, нанятого богатой женщиной для проведения экспедиции по поиску легендарного путешественника, пропавшего где-то в глубинах космоса. Компанию им составит монах и слепой, принимающий сигналы от некого «друга», которые и служат ориентиром для экспедиции.
Написанно довольно динамично и интересно, планета, на которую попадают члены экспедиции таит много загадок, которые нетерпиться разгадать вместе с главными героями. Особенно стоит отметить второстепенных персонажей — они яркие и, можно сказать, весьма экзотичные, про «лошадок-качалок» дак точно никто больше не писал.
Здесь каждый персонаж, каждое событие играет свою роль. Даже какая-нибудь мелочь, как, например странная кукла, на которой никто даже не заостряет внимания может оказаться ключом ко всему. И, опять же, смысл существования и выбор пути — спокойная жизнь в иллюзорном, выдуманном мире или правда, как обычно горькая.
Несмотря на некоторую долю абсурдности, очень и очень достойное произведение.
Angvat, 8 мая 2018 г.
Порой мне кажется, что творчество автора делится на фазы, в зависимости от настроения. Когда настроение было хорошее, он писал «Все живое – трава» или «Почти как люди». А когда плохое – «Город» или что-то вроде этого. К тому же в отличие от того же «Города» здесь автор даже не стал как последовательно структурировать и выводить свои идеи, а намешал все в кучу. В результате произведение о некоем духовном поиске превратилось в полный кавардак с гигантскими деревьями, гномом и инопланетянином с несколькими периодами бытия. Порой вообще складывается впечатление, что автора местами покусал какой-нибудь Дик, ибо порой действие скатывается почти в сюрреализм.
На мой взгляд, в данной книге Саймак уж слишком ударился в несвойственный (и не особо удающийся) ему абстракционизм с немалой примесью пессимизма, что отнюдь не пошло ей на пользу. Если это был такой эксперимент, то, на мой взгляд, он вышел не то чтобы особо удачным. В итоге имеем достаточно сумбурное и неровное произведение из серии «Ну и что ты хотел сказать, автор?»
beskarss78, 23 января 2011 г.
Один из самых сильнных романов, описывающих «уход отсюда». На подобную тему написано очень много романов, повестей, рассказов. Многим авторам кажется, что они могут передать ощущение от ухода в другой мир. Причем сам сюжет весьма труден — надо обойти рифы суицидальных ассоциаций, обиженного детского мечтательства, просто депрессии — треуется показать, что этот, наш. обыденый мир чего-то принципиально не может дать персонажам (причем это должны быть полноценные персонажи, с которыми себя может ассоциировать читатель), поэтому требуется совершенно другое измерение, новый космос. Львиная доля подобных текстов, увы, это просто рассказы о том, как в соседней квартире есть дырка в «прекрасное далеко». Но если автору удается показать этот эффект — результат стоит усилий. Фантастика проявляет себя во всем блеске. Никакая другая разновидность литературы (можеет быть, за исключнием мистической) просто не располагает этим приемом.
У Саймака получилось. И планета, и герои, и кукла. Вещь стоит прочесть. Но только не в суете, не в общественном транспорте. Если будет немного свободного времени, будут уставшие мозги, которым не хочется спать:wink: — попробуйте. Ощущене мира за углом — очень сильное.
VaLKa, 16 ноября 2008 г.
Весьма пафосное название и ожидаешь чего-то высокоформатного и впечатляющего. Ждешь от Саймака открытия. Ан нет... Начало было любопытным...а дальше извините — высосанный из пальца сюжет, герои малораскрытые, за исключением ГГ, от чьего лица и шла речь. Перенасыщенный событиями и действующими лицами текст. Слишком много всего для столь маленькой площади. И все это так слабо связано, так не логично. Не пойми что происходит. Не удалось показать наслоение реальностей — получилось просто наслоение — много лишнего. Хотя читалось легко и было интересно, но если попробовать капнуть глубже — лучше этого не делать, ибо не покидает ощущение бредовости и глупости. Автор накидал море идей и версий, но так и не смог ни одну проработать глубоко. Удачные события для героев возникают словно по велению волшебной палочки, а кукла, о коей типа речь и шла, большую часть рассказала была забыта в кармане, но иногда автор вспоминал о ней и припихивал к месту и не к месту.
Концовка просто разочаровала своей слабостью и наивностью. Какая-то бледная игрушка вышла.
primorec, 30 апреля 2012 г.
Мы любим непознанное и таинственное, считая, что только где-то там далеко можно найти настоящие чудеса и счастье. Космос переполнен сказками и однажды героев «Куклы Судьбы» позвала в дорогу одна из таких загадочных историй — тайна легендарного скитальца Лоренса Найта. А может их просто одолевала скука от размеренной земной жизни и манили просторы Космоса.
Майкл Росс — бродяга и авантюрист — уж точно не искал никаких разгадок древних тайн, просто он был влюблен в Космос и боялся обыденности. И товарищи ему не слишком нравились — заносчивая богачка Сара Фостер, полубезумный Джорж Смит, которому шепчет о дороге давно исчезнувший робот, и монах Тук. И кто знал, что все окажется правдой, но не такой, какую рассказывают за стаканом виски бывалые звездолетчики.
Нет, конечно, планета Лоренса Найта найдется. И это будет поистине удивительная планета: с белоснежным покинутым городом, опасными гигантскими деревьями и их жителями, дикарями-кентаврами и роботами-лошадками. Притягательная и сказочная планета-ловушка для беспокойных духом, жаждущих новых знаний и открытий. Сад, призванный ловить эхо чужой жизни, и не любящий чужаков, готовых посягнуть на сокровища накопленных знаний, и конкурентов, способных эти знания применить. Неведомые хозяева этого Сада приготовили для своих нелюбимых гостей испытания и ловушки, протянули через весь этот мир нить Судьбы, избежать которой практически невозможно.
И, казалось бы, выхода нет. Как только Майкл с товарищами выбирается из одной безвыходной ситуации, как возникает другая — еще более изощренная. Вся книга — каскад приключений, от одного испытания к другому. И вот, уже из простого, безответственного шалопая, пусть и не без помощи нежданного товарища Ухаря, Майкл превращается в настоящего героя — преданного и благодарного друзьям, решительного в действиях, влюбленного в жизнь и ее чудеса. Ему не нужно придуманное счастье неведомых хозяев планеты, предлагающих сладкий сон разума. Он уже сделал главное открытие: самое удивительное и чудесное во Вселенной это — человеческий разум, для которого нет никаких преград.
И вот он, финал. Все ловушки позади. Заслуженная награда за страдания и верность себе: обретение счастья и покоя. Но, как всегда у Саймака, все неоднозначно. Не мог жизнелюб Майкл, беззаветно влюбленный в Космос и путешествия, променять все на тихую гавань нового Эдема. Отказаться от борьбы, следуя указаниям куклы — талисмана древней расы. Как-то не верится в такой конец. Или это новая ловушка Судьбы для тех, кто избегнул все опасности и соблазны, отказался от придуманного счастья? Попробуй теперь откажись от реального!
Грант, 2 августа 2020 г.
Что ж, и спустя 15 лет после прочтения в бумажном варианте, я готов повторить: это — один из самых причудливых и необыкновенных романов, которые я когда-либо читал. А сравнить мне есть с чем.
Такое ощущение, что господин Саймак в этом романе зашёл на территорию Лема и даже скорее Желязны. Много условностей, много допущений, много странного и диковинного. Кое-что даже не объяснено. Но это экспериментальный роман, и он действительно неслабо отличается от основного творчества Саймака. Зато философствование и поиски смысла здесь удовлетворят взыскательного читателя. Плюс противостояние утончённой натуры и грубой силы. И конечно, игра в поло )
Что касается концовки. Кому-то она может показаться слабой и неубедительной. 15 лет назад она показалась мне раздражающей. Провокационной. Только грандмастера фантастики могут позволить себе такие романы-эксперименты и такие концовки. Такие книги (и концовки) тоже должны быть. Чтобы сильно отличаться от стандартных пострелушек-побегушек с бластерами наперевес.
Особенно спиленное дерево запомнилось. Безусловно и конечно, это просто [экспрессивные выражения].
deepnight79, 23 января 2019 г.
Уххх. Перечитывал «Куклу Судьбы» раза три. Атмосфера в романе — просто прелесть. Невероятное погружение. При этом, теперь не помню прямо уж всех подробностей книги. Да и нужно было их запоминать? Помню, пока читал — на самом деле жил в этой прекрасной сказке. Вот покончу со сборником саймаковских рассказов и прочту-ка сей роман в четвертый раз.
AlisterOrm, 24 марта 2011 г.
Роман «Игрушка судьбы» стоит несколько особняком в творчестве Саймака, и сам принцип посторения сюжета напомнил мне позднеко Шекли. Подробнейшее описание Ухода, причём не суть куда, просто — Ухода. Человек стремится уйти из этого мира в другой, более совершенный, добрый... И достичь этого может каждый — нужно просто отрешится от своего собственного мира.
Несмотря на интересную идею, меня роман почти разачаровал. Много лишнего действия, лишние, на мой взгляд, сюрреалистические образы, непрописанные герои... Кроме того, псевдофилосовские размышления, впаянные в текст романа, не содержат в себе особых оригинальных мыслей, которыми отличались почти все произведения Саймака.
Может быть, конечно. что я и не понял чего-то. По прошествии времени надо будет перечитать роман, для того, чтобы заострить внимание на каких-то упущенных моментах. А пока... Только четыре с минусом — за идею, и стиль. Сюжет же оставляет желать лучшего.
Yamada, 28 февраля 2018 г.
Мне этот роман показался нудным, пессимистическим и абсолютно нелогичным. Создалось впечатление, что Саймак когда его писал, был в состоянии глубокого психологического кризиса. От начала до конца одни сплошные загадки. Всю книгу главные герои что-то ищут и так и не могут понять что. Поди туда — не знаю куда; принеси то — не знаю что. Возможно, это взгляд автора на нашу рутинную земную жизнь, где каждый к чему-то стремится и в большинстве случаев так и не понимает к чему. А тут на тебе — рай. Только не на тарелочке с голубой каёмочкой, а такой до которого тоже нужно дотянуться, дойти до него, но снова таки сначала понять в каком направлении двигаться. Да, роман очень философский и имеет очень много скрытого подтекста, к которому можно проводить различные параллели. И всё же это не Евангелие, где каждая фраза имеет свой тайный смысл и может быть истолкована по-разному. Не учебник хорошей и правильной жизни, где до всего нужно доходить самому, на собственном опыте. Это всего-навсего фантастический роман, где автор предлагает на критику читателя своё размышление о цели человеческой жизни и о безысходности этой бренной суеты. Поэтому, как на мой взгляд, то это как раз тот случай, когда философии черезчур. Не скажу что роман мне понравился. Уж очень много в нём сюрреализма и абстракционизма. Даже как для фантастики. Главный герой — Майкл, всё время направляется куда-то со своими спутниками, на неизвестной далёкой планете и по ходу своего путешествия теряет их одного за другим при самых загадочных и невероятных обстоятельствах. Прямо детектив какой-то! И куда они все деваются? Джордж, Тук, Хух, а в самом конце ещё и Сара? Быть может они находят свой рай? Обретают заир? В итоге Сара всё же возвращается к Майку и они попадают на корабль, правда без остальных своих спутников. Ещё одна грустная и загадочная история от Саймака.
Hades, 9 августа 2013 г.
Прекрасная книга. Прочел с удовольствием. Читается на одном дыхании, стиль фееричен. Персонажи очень добрые и забавные.
Осталось впечатление, что у книги есть второе дно. Автор сумел в небольшой роман впихнуть множество скрытых смыслов. С тобой будто играют, пытаются сказать нечто важное о жизни, но догадаться ты должен сам. В общем, это такая шкатулка с секретом.