Ингмар Бергман «Стыд и позор»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ян и Эва Русенберг уже четыре года, как перебрались в этот дом в сельской местности и ведут спокойный образ жизни покупая рыбу, собирая земляникуи раскланиваясь с соседями при встрече. Но современная война никого не оставит в стороне. Наконец она накрыла и их своим страшным крылом...
Входит в:
— антологию «Мир — Земле», 1988 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 18 марта 2025 г.
Эва и Ян Русенберг живут в сельской местности, занимаясь обычными для фермеров делами. Но в их тихую и размеренную жизнь неожиданно вторгается война, постепенно превращающая хорошо известный им мир в некое подобие ада... По косвенным данным, все описанные события развиваются в Швеции, где вовсю идет гражданская война, приводящая к самому настоящему коллапсу власти. Автор всячески постарался описать все ее неприглядные стороны: разделение общества на две противоборствующие половины, полная милитаризация жизненного уклада, всеобщая подозрительность в отношениях, анархия и вседозволенность для военных, жестокость которых просто зашкаливает, депрессия и неуверенность в завтрашнем дне. Читать сценарий крайне тяжело, а временами даже противно. Особенно — для шведов, которые всегда позиционировали себя в качестве нейтральной державы. Возможно, что-то в рассказанной нам истории правдиво, другое — намеренно преувеличено, а третье и вообще фантастично. Важен вывод: ни при каком раскладе нельзя допускать военных к власти. Такое правительство не только нежизнеспособно, но и контрпродуктивно: вместо заботы о собственном народе оно будет всячески способствовать его деградации и уничтожению, ибо не будет решена ни одна социальная и экономическая проблема. Скорее всего, подобное правительство само по себе превратится в самую главную проблему государства. И решить такую проблему будет возможно такими же контрпродуктивными методами.
Не рекомендуется к чтению молодыми и слишком впечатлительными людьми. Да и умудренным жизненным опытом я бы тоже не советовал знакомиться с этим произведением: ничего, кроме дурного настроения, оно вам принести не способно.
-----------
РЕЗЮМЕ: антивоенный опус от известного шведского кинорежиссера. Судя по его фильмографии, он так и не реализовал свой проект на практике. И слава богу!
Стронций 88, 31 августа 2016 г.
К фантастики это имеет, конечно, только опосредованное отношение (что роднит его другим скандинавским произведением в этом сборнике – «Грядущая катастрофа» норвежца Одда Солумсмуена), и даже его форма – киносценарий – всё как бы выпадает из сборника, но, в то же время, оно делает его серьёзней, страшнее. Это страшное произведение. Оно давящее, депрессивное, и – главное – оно очень-очень сильное! Всего-то пятьдесят страниц, а какая жуткая мощь. Я первый раз сталкиваюсь с Бергманом (и фильмы его я ещё не смотрел), но уже по этому сценарию вижу, что он гений. Это просто невероятно! Это одно из самых жутких антивоенных вещей, которые я когда-либо читал. А главное – потому что оно сконцентрировано не на ужасах войны (вернее не только на ужасах войны), сколько на жутких метаморфозах внутри человека. Где-то вначале, мне было странно, что автор вывел эту войну абстрактной гражданской войной – казалось бы, почему бы не переместить действия во время Второй мировой? Однако дальше оказалось, что автор прав, он будто концентрировал весь её ужас, весь её абсурд и жестокость (помните, как контрастом звучала весёлая музыка из радиостанции другого государства? – там всем было наплевать, что творится у соседей), это была Война как вид, в ней были собраны все войны и в то же время она не выделялась чем-то особым из них. Абстрактная и реальная. Тут нет ни одного правого. Даже между этими героями, внутри одной семьи. Муж кажется чудовищем? А как же жена, открыто изменяющая ему с бургомистром ради видимости защиты? Чёрт, там всё очень и очень страшно. И очень-очень убедительно. Да, это всё концентрированно, однако, совсем не наигранно, если вспомнить военные хроники, воспоминания, книги (например, Адамовича). Автор просто соединил всё, создал такую концентрированную жуткую притчу, в которой правды нет ни у кого, и всё становится всё душнее и страшнее с каждой её страницей, и два чудовищных уничтожающих всё взрыва, трупы, плавающие в море – как апогей всему, какое-то дно бездны. И надо ещё сказать, что сценарий сценарию рознь, и этот – просто шикарен. Я даже не представлял, что сценарии можно читать так, не отрываясь, как рассказ, а то и лучше многих рассказов. Он полон ярких живописных страшных картин. И главное этот лаконичный безэмоциональный стиль будто обостряет весь ужас, делает всё обыденным, естественным и оттого просто запредельно жутким. В этом – настоящая высокая (и в части исполнения тоже) литература. Я понимаю, что не в силах передать мощь этого произведения, все его потоки, все его ключи, да, наверное, это и не нужно… Я просто хочу сказать, насколько оно меня пригвоздило. Это действительно одно из самых реалистичных (в симптомах влияния войны на человека) произведении, одно из самых страшных и сильных антивоенных произведений. Да очень депрессивно, да, выпадая из этого сборника, но на фоне многих фантастических произведений этого сборника – как-то вдруг на качественно ином уровне, по-взрослому, на уровне шедевров мировой литературы.
P.S. Однако смотреть фильм по этому сценарию я пока не буду. Уже представляю насколько он гнетущий. Эдак можно, наверное, и загнаться...
george1109, 18 апреля 2012 г.
Исключительно для поклонников скандинавского неореализма. Беспросветного и беспощадного. Всем остальным — категорически противопоказано!
god54, 19 ноября 2009 г.
В данном произведении практически нет фантастики, её элементом является лишь новая война в будущем, на фоне которой и показаны страсти человеческие обнаженные до предела...