Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Научное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Обучение в школе/академии/ВУЗе | Становление/взросление героя | Тёмный властелин | Пророчество | Изобретения и научные исследования | Артефакты | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду. У него были частные учителя, дискуссии с отцом, а главное — книги, сотни и тысячи научных и фантастических книг. В результате в 11 лет Гарри знаком с квантовой механикой, теорией вероятностей и другими полезными вещами. И главное — он очень рациональный, а это похлеще, чем укус радиоактивного паука.
Фанфик по Гарри Поттеру. Автор писал его с 2010 по 2015 годы онлайн под псевдонимом Less Wrong на сайте книги hpmor.com. Там же текст и доступен сейчас полностью под свободной лицензией CC BY-SA 4.0. Перевод на русский язык доступен сайте hpmor.ru под этой же лицензией.
Коллектив переводчиков: Jack Dilindjer, Moira, Lavash, Loonyphoenix, Alaric, Xeye, StrangeCat, Sergcold, Alexqwesa, Polina, You_know_who, Anzy, Yuliy, baskakov_dima, kle, Chaika-che, Elspet, Asya, Dima, Kaplya smysla, Berik, Remlin, Constantine, Denker, Kuuff, Мария, Антон Скобин, Валя Гаврилова, Илья Nighthawk.
Некоммерческая печать книги Элиезера Юдковского для популяризации здравомыслия, идей рационального мышления, эффективного альтруизма. Краудфандинг на печать издания прошел в августе-сентябре 2018 года. (сайт проекта). Необходимая сумма в 1,086 миллиона рублей была собрана в течение первых 30 часов, а всего проект собрал более 11,4 млн руб. Комментарии к книге и вёрстку русского издания выполнил Лин Лобарев.
В произведение входит:
|
||||
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
- /языки:
- русский (13)
- /тип:
- книги (12), самиздат (1)
- /перевод:
- Коллектив переводчиков под руководством Дм. Новицкого (9)
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 29 октября 2020 г.
Такое впечатление, что от каждого прочитавшего это объёмное произведение, требуется вступить в секту его безоговорочного почитания. Да посмотрите на баллы даже здесь. Чуть ли не уровень «Мастера и Маргариты». На деле все проще и грустнее. Как и положено фанфику, текст паразитирует на Вселенной Гарри Поттера. Возносят якобы невиданный доселе рациональный подход. Где тут рациональность? Может быть, там, где все герои — от подростков до старцев изображены нудными киборгами. Эмоций у них нет, то, что за них выдается — это бездушный текст. Логика? Ага — на полном серьезе Гарри рассуждает, что Драко Малфой от его залетел. Шляпа несет полный бред при распределении. Мальчик, ещё вчера не знающий про магию, за неполный год уделывает магией разных Воландемортов и Дамблдоров, не напрягаясь, освобождая Беллатрису из Азкабана и строя весь Визенгамот.
Рациональный подход? У Виктора Точинова в «Острове без сокровищ» рациональный подход к известному произведению. Почитайте, действительно неожиданная логика. А здесь поток сознания. Причем, дискретный. Видно, что писано не по единому плану, а какими-то приступами. А уж художественная ценность существует только в экстазе апологетов.
Роман — тест на внутренний снобизм. Мол, пока все читают какую-то беллетристику, настоящий читатель постигает рациональный дзен.
neandertallica, 19 июля 2019 г.
Мне это произведение напомнило настройки тарифа у одного мобильного оператора: при одной цене можно понижать или повышать один параметр за счёт другого. То же самое и здесь: здешний Гарри проявляет свои навыки изворотливости и дьявольского ума за счёт пропорционального отупления автором оппонентов (Дамблдора и т.п.) В этом Гарри Юдковский настолько увлёкся самолюбованием, что потерял всякие берега. И патронус-то у него самый-самый; и превращать может частями, а не как другие «тугодумы» только целым; и смерть-то для него всего лишь досадное недоразумение, которое существует лишь по тупости предшественников; и член у него по колено, а не как у других с берёзовую почку. Меня это запредельная мэрисьюшность героя, честно говоря, доканала.
Юдковскому даже в голову не приходит, что существуй волшебство на самом деле, оно было бы основано на совсем других принципах, а не сугубо научных теориях.
Да, есть и достоинства:
1. Бой под водой описан весьма живо. Это именно то, чего не хватало настоящему Гарри.
2. Вкрапления в произведения примеров рационального мышления.
Но беда в том, что если эти вкрапления вычесть, то останется то самое, посредственное, насквозь пронизанное мэрисьюшностью графоманство, которое я всеми силами избегаю. Это очень слабо. Юдковский со своим ГПиМРМ это очередной Коэльо со своим «Алхимиком», только ЦА несколько иная, так сказать, претендующая на интеллектуальность.
Мог бы поставить оценку и повыше, но честно говоря, меня раздражает то количество сектантов, которое вокруг него развелось. Носятся с ГПиМРМ как с писанной торбой, пляшут с бубном, воспевают гимны и я уже не могу воспринимать его рационально, да и не хочу.
Deliann, 5 апреля 2022 г.
Признаюсь сразу, я не люблю фанфики. Это просто не «моя чашка чая». И обычно я фанфики не читаю. Но для «Гарри Поттера и методов рационального мышления» Элиезера Юдковского было сделано исключение. Как показала практика – напрасно.
В моём представлении, большинство фанфиков пишут либо от большой любви к произведению, либо из желания дополнить произведения тем, что нравится. Но во время чтения произведения Юдковского у меня возникло впечатление, что автор не особо любил мир Джоан Роулинг, и искал все способы, которыми можно этот мир сломать. Впрочем, давайте обо всём по порядку.
«Гарри Поттер и методы рационального мышления» представляют собой альтернативную версию «Гарри Поттера и философского камня». Весь сюжет укладывается в один учебный год, за который Поттер Юдковского добивается большего, чем Поттер Роулинг за семь лет. Как следствие, фанфик просто огромный. Он занимает чуть меньше двух тысяч страниц. И основная идея всех этих страниц – посмотреть, что было бы, если бы Гарри Поттер к началу событий был не несчастным сиротой, третируемым дядей и тётей, а гением, которого вырастила любящая приёмная семья. Такой Гарри подходит к изучению магического мира с научной точки зрения, применяя всю широту методов рационального мышления.
Сама по себе идея любопытная. Но привела она к тому, что местный Поттер не воспринимается как живой человек. Сам Юдковский определяет его «персонажем третьего уровня разумности», то есть персонажем, который умнее своего автора. В итоге создаётся впечатление, что Гарри Поттер здесь находится над сюжетом. Он мало чему удивляется, постоянно занудствует и всеми силами проверяет окружающий мир на прочность. Как геймер с несколькими тысяч часов игрового опыта за спиной, который выискивает баги и необычные ответвления сюжета в новой компьютерной игре. Так, общаясь с другими персонажами Поттер может им нахамить, поставить в неловкое положение, от души позанудствовать, и всё это просто так. Сталкиваясь с какими-либо элементами сюжета, он сразу выискивает их слабости, будь то нелогичность с экономической точки зрения системы конвертации галеонов в сикли, или магические ограничения трансфигурации с научной точки зрения.
Книгу интересно читать поначалу, пока в ней сохраняется пародийность, но чем дальше в лес, тем серьёзнее становится повествование. А без шуток воспринимать главного героя очень сложно. Мне в принципе тяжело читать об одиннадцатилетнем гении, который подан умнейшим и удачливейшим из всех, так тут он ещё и находит себе компанию из двух чуть менее гениальных детей в лице Драко и Гермионы, а затем в кратчайшие сроки
Я взялся читать этот фанфик, потому что он слишком часто упоминается в моём окружении, и мне хотелось составить собственное мнение. Что ж, я его составил. Я могу ещё продолжать писать, что мне не понравилось, но не вижу в этом смысла. Думаю, что основная позиция и так ясна. Ну и на всякий случай отмечу: если вам понравился «Гарри Поттер и методы рационального мышления», то я рад за вас. Хорошо, когда человек получает удовольствие от произведений литературы и искусства. О вкусах, в конце концов, не спорят. Я же просто написал, почему этот фанфик оказался плох лично для меня.
Blam, 21 августа 2018 г.
Первое что надо понимать об этой книге: это фанфик. Возможно, у меня изначально предвзятое отношение к фанфикам – я считаю их проходной фазой обучения, когда у писателя нет желания придумывать свой мир и персонажей, а тренироваться писать надо. Но по крайней мере этот фанфик мои предрассудки лишь подтвердил – написано несерьезно. В рваном ритме переходя от крайне сомнительных шуток (ни разу не улыбнулся) к чернухе, а затем к цитатам из книг по логике. Повествование не блещет качеством, зато изобилует крайне сомнительными моментами, разрушая любую атмосферу, какую бы автор ни хотел построить, если вообще пытался. Персонажи достаточно примитивные, причем не плоские, а скорее инструментальные: автор доносит до читателя свои идеи максимально прямо, поэтому целостность и реалистичность персонажей и их диалогов его не заботят.
Идея сюжета изначально интересна: заменить классического Гарри Поттера на профессора логики, противопоставить фэнтезийной магии реальную науку. Однако, получившее больше походит на классическую проблему неопытных писателей фанфиков – «Мэри Сью персонажа». Для тех, кто не в курсе, определение из вики: персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включения» самого себя в произведение и осуществление собственных желаний за его счёт. Собственно, именно из этого и получается Поттер Юдковского: «а вот я бы на месте Гарри Поттера, ух…». Персонажам-любимчикам автор вкладывает в уста собственные фразы, нелюбимые персонажи просто назначаются сумасшедшими идиотами. Большинство высказываемых откровений, при этом, имеют явно назидательный тон, будучи в основном преподносимыми как истина в последней инстанции. Которую 11-летний вундеркинд высказывает напрямую, а не постигает в жизненных трудностях. Возможно, конечно, кроме явной неестественности персонажа, дополнительную сложность для сопереживания ему является его возраст, и более юным читателям книга понравится больше.
Оригинальные книги Роулинг о Гарри Поттере я не читал, разве что фильмы смотрел. Но ярым поклонником ее творчества не являюсь. По идее, вполне себе хорошая, атмосферная сказка. А вот Юдковский всю атмосферу, конечно, портит. Но это что касается художественной части. Изначально мне советовали эту книгу как имеющую отличный научный посыл, и популяризаторскую функцию, поскольку я являюсь кандидатом технических наук и много занимаюсь философией науки. Поэтому проблемы познания и истины мне профессионально близки. В изложении Юдковского они большей частью действительно соответствуют современным научным теориям и исследованиям. Но, как известно из тех же теорий, факты могут менять свои значения в контексте разных исходных парадигм. Поэтому непреклонность и назидательность изложения идей в виде вселенской истины, меня лично настораживает. Какой бы благонамеренной ни была у автора пропаганда своих взглядов, в такой форме она прямо кричит о своей сомнительности. Наука характеризуется разными школами мысли и точками зрения. На тот же радикальный консеквенциализм можно найти много томов справедливой критики. Хотя по отдельности, идеям сциентизма Юдковского мне иногда хочется лишь аплодировать, такое их нагромождение в одной детской, по своей сути, книге – это уже перебор.
Сущность повествования при этом остается в той же детской, черно-белой канве, борьбы добра и зла. Автор лишь подключает свои идеи о том, что такое добро, не очень-то принимая моральные полутона. Это лишь обостряет ощущение пропаганды, даже когда те самые идеи-то вы, в основном, разделяете. Насколько я могу судить (не прочитав оригинал), даже на жизнь Поттера Роулинг выпало больше реалистичных моральных полутонов внутренней борьбы, чем на Поттера Юдковского.
При всем при том, есть замечательная полноценная серия книг. Тёмная фентези для взрослых. С комплексными, неоднозначными персонажами. С отличными, продуманными миром и системой магии. С глубокими философскими мыслями из лучших монографий, без всякой назидательности к читателю. Заставляющая задуматься над этими мыслями, исходя из повествования, а не из их прямого изложения. И с все той же начальной идеей постижения человеком науки внезапного для него мира магии. Это серия «Второй Апокалипсис» Р. Скотта Бэккера. Из-за похожих сюжетных идей я просто не мог не сравнивать, и книга Юдковского тут явно в проигрыше.
Таким образом, я не могу порекомендовать вам эту книгу Элиезера Юдковского. Она может понравится тем, кто не знаком с философией науки, но уже имеет такой жизненный опыт, который просит облечь его в подобную словесную форму. Но лучше почитайте научно-популярную литературу, я бы рекомендовал книги Дэвида Дойча. Она может понравится любителям фанфиков – но я читал фанфики и лучше. Она может понравится любителям Гарри Поттера – но только если они не обеспокоены каноничностью и не слишком требовательны к качеству повествования. Наверное, это книга для людей на пересечении этих социальных подмножеств. И в определенном поколении, как я понимаю, достаточно много людей подходят под эти условия. Для меня эта книга… ну, местами была неплоха. Но в целом – не оправдала ожиданий.
StasKr, 14 ноября 2015 г.
Очень долго приходилось слушать хвалебные отзывы на данное произведение. Дескать, оригинальная идея, посетившая автора, сделала «Методы рационального мышления» лучшим фанфиком по «Гарри Поттеру». Реальность оказалась очень далёкой от этих радужных обещаний.
На мой взгляд, толпа двенадцатилетних вундеркиндов (а трое это уже толпа) – очень неудачная идея автора, которая говорит о его творческой ограниченности. И ладно, если бы в фанфике был изменён характер одного Гарри Поттера. Но ведь подобной корректировке подверглись и других герои. И если Гермиона и у Роулинг была очень умным ребёнком, то Драко Малфой никак не тянет на роль малолетнего гения! При этом переделка личности Малфоя-младшего – это только начало и в дальнейшем число таких вот «альтернативных» персонажей по мере написания романа будет только возрастать…
Как я понял, одной из задач романа была задача столкнуть научное, полное рационализма мировоззрение учёного с миром, где чудеса и магия – самое обычное дело. В начале у автора это получается неплохо (во всяком случае реакция образованного человека на превращение МакГоннагал в кошку описана весьма интересно), но потом повторение одного и того же приёма начинает быстро надоедать. Чтобы избежать падения темпа событий и добавить интереса к своему роману писателю приходится громоздить всё новые и новые линии сюжета. В результате вместо стройного и продуманного произведения получается песня в стиле акына: о чём вижу, о том и пою. Кстати, у оригинального «Гарри Поттера» с продуманностью сюжета дело обстоит гораздо лучше, поэтому «Методы рационального мышления» на фоне оригинала смотрится откровенно жалко.
Итог: чересчур переоценённая вещь. Завязка – неплоха, но дальнейшее развитие сюжета принесло мне сплошные разочарования. На «Гарри Поттера» есть фанфики гораздо лучше, чем этот.
katikris, 29 июля 2019 г.
У вас найдётся минутка поговорить о методах рационального мышления и пророке их Элиезере Юдковском?
После многочисленных рекомендаций наконец-то и я приобщился к одному из самых известных фанфиков во вселенной Гарри Поттера — настолько известном, что у нас собрали 14 миллионов на краудфандинге, чтобы выпустить печатную версию. Приобщился — и проникся, настолько он мне понравился, пусть и с отдельными оговорками.
В фанфике 122 главы, которые занимают около 1800 страниц формата ~А5 (три тома). В самом начале Юдковский предупреждает, что если вам не зашли 10 первых глав, то дальше не стоит тратить драгоценное время. На мой вкус, это не лучший способ определить, понравится или нет — для меня «точкой невозврата» стала сцена с первым дементором. К ней уже раскрывается профессор Квиррел и роман обретает больше «художественности» с жирным влиянием «Игры Эндера». А вот первые 10 глав получились чересчур претенциозными — Гарри тыкается в знакомые сцены и общается со знакомыми персонажами, и пытается всячески навязать правила своей игры. Скучновато, да ещё с не всегда уместными инфодампами. Зато в дальнейшем!..
ГПиМРМ рассказывает про Гарри, который вырос в семье профессора. Он начитался научной и фантастической литературы, у него были частные учителя, в общем, настоящий вундеркинд. Это фундаментальное отличие этой AU от канона. Разумеется, есть и ещё несколько изменений, но именно эту условность можно считать ключевой, потому что она позволяет адекватно полемизировать с Роулинг.
Для протокола — я считаю мир и книжки Роулинг добротными, ценю за влияние в фантастику и детскую литературу, сам зачитывался и собирал коллекцию. Но вместе с тем признаю слабую проработку сеттинга и то, как наивно показан конфликт, который должен быть куда страшнее. Мир «Поттера» не пинал только ленивый, тыкая в Маховики времени, магическую систему и тому подобное. Мне кажется, ругать за это книги Роулинг... ну слишком тривиально. А вот переосмыслить и сшить бессвязные элементы намного сложнее — и Юдковскому это прекрасно удалось.
Как работает трансфигурация? Почему регенерируют тролли? Что такое дементоры? От чего зависит магическая сила? Автор обстоятельно прошёлся по этим и другим вопросам, пытаясь показать непротиворечивую картину — и это вполне получилось. Юдковский не только залатал дыры, но и научил других героев осмысленно относится к этому миру. Поэтому авроры (мракоборцы) используют Маховики времени и самые быстрые мётлы, враги применяют чары изменения памяти, а Волдеморт строит кошмарный план по умерщвлению врагов, включающий отсечение рук и ног. Ну и, конечно, создаёт не семь крестражей, а СТО СЕМЬ.
Ещё Юдковский блестяще, на мой взгляд, выписал профессора Квиррела, к которому всю книгу испытываешь противоречивые чувства из-за его взглядов, характера и монологов. Его задушевные беседы с Поттером о вселенной, магии и людях занимают десятки и десятки страниц — но совсем не утомительных. Вместо Защиты от Тёмных искусств Квиррел ведёт Боевую магию, которая почти целиком отсылает к «Игре Эндера»: студенты учатся сражаться, изучать обстановку и координироваться в командах. Ну и, конечно, Поттер учится искать решения в самых-самых безвыходных ситуациях.
У меня не выходит из головы мысль, что ГПиМРМ — это правильная версия «Первому игроку приготовиться». Книга значительно опирается на знание контекста и отсылает к десяткам известных произведений. При это Гарри, знакомый с ними, открыто эти знания проявлет: сравнение Дамблдора с Гендальфом, копирует Виггинса в соревнованиях и применяет заклинания из D&D. Юдковский как правило не ставит отсылки ради отсылок, а забавно (или со смыслом) вписывает их в контекст, а герои постоянно рефлексируют по этому поводу.
Больше всего в ГПиМРМ меня зацепила «художественность», под которой я понимаю и проработку героев, и «химию», и развитие сюжета, и связь отдельных элементов. Я не знаю как, но Юдковскому удалось написать не столько полемику-размышление на тему, сколько чертовски увлекательный роман, который в голове вытесняет официальный канон! Если я когда-нибудь возьмусь за ролевую игру по вселенной ГП, то явно позаимствую из фанфика некоторые аспекты сеттинга. Арки Азкабана, Визенгамота, нападение тролля и финал — это всё прочиталось на одном дыхании. Ничуть не жалею, что изменил своему списку на прочтение.
Правда, и некоторые недостатки тоже смутили. Чтобы Гарри не казался 100% Мэри Сью он иногда совершает ошибки — чаще всего, они объясняются сюжетно (одно удовольствие смотреть, как ему приходится иметь дело с последствиями). Но есть и несколько «да это же очевидная тупость!», будто персонаж внезапно глупеет. Причём сам Юдковский в своих статьях призывал бороться с этим приёмом в литературе. Упрекнуть в глупости в самом финале (и некоторых отдельных сценах) можно и главного злодея. Особенно в той самом эпизоде, когда автор призывает читателя подумать самому и выдвинуть теорию (у меня, к слову, была довольно близкая версия — только с самопожертвованием).
Ещё мне показалось, что Юдковский не дал развиться альтернативным идеям — например, Люпин и Дамблдор поднимали темы принятия смерти (Гарри же топил за бессмертие). И если в уста Поттера Юдковский вкладывал развёрнутые аргументы, то речи взрослых не выдерживали критики. Возможно, поэтому писатель и задвинул героев не-рационалистов вроде Рона. Можно сказать, мне не хватило убедительных героев не-рационалистов, которые могли бы показать достойный уровень аргументации.
В остальном же преимущества напрочь затмили недостатки — книга наверняка стоит вашего прочтения. Это удивительное произведение, настоящий постмодернистский срез, рассчитанный на тех, кто в детстве читал Гарри Поттера.
==========
В будущем, когда потомки человечества расселятся от звезды к звезде, они не станут рассказывать своим детям историю Старой Земли до тех пор, пока те не будут достаточно взрослыми, чтобы выдержать её. И, услышав её, дети заплачут, узнав, что такая вещь, как смерть, вообще когда-либо существовала!..
...Вы не непобедимы, и однажды человеческий род уничтожит вас. Если я смогу, я уничтожу вас сам, силой разума, магии и науки. Я не буду прятаться от смерти в страхе, пока у меня есть хоть малейший шанс на победу. Я не позволю смерти коснуться себя, я не позволю ей коснуться тех, кого люблю. И даже если вы уничтожите меня раньше, чем я уничтожу вас, за мной придут другие, а за ними ещё и ещё, до тех пор пока рана мира наконец не затянется...
ЗЮ-ОО, 19 сентября 2015 г.
Тот удивительный случай, когда фанфик лучше оригинала. Чем лучше? Тем, что эта книга для взрослых. Нет волшебной сказки, с элементами хоррора в конце.
Есть бодрое, местами заумное, от чего только еще более интересное Science Fantasy. Отрицательные персонажи не вызывают отвращения. От положительных персонажей не тошнит. Бессмысленного бреда на порядок меньше чем в каноне. Персонажам, и злым и добрым, веришь и понимаешь их мотивы. Из минусов — бредятина про корреляцию способности мальчиков влюбляться с половым созреванием, и чудные рассуждения ГГ про свою десятипроцентную вероятность стать геем, с началом поллюций, что, впрочем, полагаю, некий дресс-код западной интеллектуальной элиты, и произведения не портит.
Очень достойная книга, невзирая на ее вторичность.
Molekulo, 6 апреля 2016 г.
Трансфигурировать можно только предметы целиком. Нельзя трансфигурировать половину спички в иголку, придётся трансфигурировать весь предмет. И это нелепо. Предметы состоят из атомов. Множества крохотных точек. Нет никакой связности, нет никакой целостности, есть лишь электромагнитные силы, удерживающие крохотные точки вместе…
Это очень неординарная книга. Одиннадцатилетний мальчик, обладающий научным мышлением, попадает в мир, где магия абсолютно реальна и... начинает в полную силу использовать свои знания. Вселенная реагирует на странную фразу «Вингардиум левиоса» и локально отменяет законы гравитации? Да ну, бред какой-то. Вы храните золото в подвалах, охраняемых драконами? Да вы хоть что-нибудь слышали об экономических законах? Вы даете мне машину времени как средство от бессонницы? ДЕЙСТВУЮЩУЮ МАШИНУ ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО ОТ БЕССОННИЦЫ? Ваш мир вообще нормален? Кстати, помните такой мультфильм, «Ивашка из Дворца пионеров»? Некоторые моменты и идеи похожи.
Это очень веселая книга. «— Мстить? — переспросил человек с деревянной ногой. — Киту? Нет. Я решил просто продолжать жить своей жизнью.» В тексте множество шуток, нелепостей и хорошего доброго юмора.
Это очень хорошо написанная книга. Для фанфиков редкость, но это полноценное литературное произведение с адекватным сюжетом, разными героями, диалогами и продуманными действиями героев, злодеев и массовки. Эту книгу действительно легко читать.
Это очень рациональная книга. Проверка магии с помощью опытов, расчет вероятностей при принятии гипотез, рассказы об известных социально-психологических экспериментах, конформизм, нонконформизм и групповое мышление в наличии.
Это очень нерациональная книга. А одиннадцатилетние ученые и не умеющие даже не размышлять, а думать взрослые, заговоры с множественным уровнем вложенности, планы более чем из трех пунктов и многое другое — это не то, что выдает рациональность. Кроме того не стоит множить сущности без необходимости, а сюжетный ход с Гермионой, камнем и тому подобным — это хорошо для шаблонов, но плохо для рационального мышления.
Главное. Это очень длинная книга. Нет, не так. Это книга грандиозного размера. Не знаю, как так получилось, но она, например, в полтора раза (!) длиннее, чем весь «Властелин Колец», хотя количество событий и героев у Толкиена будет побольше. К концу повествования я начал забывать, о чем говорилось десяток глав назад. Хотя стоит отдать должное, даже тут интриги развиваются быстрее, чем у Мартина.
Что в итоге: если бы произведение было раза в два-три короче, а дети вели себя более похоже на детей, то было бы однозначно 10. Так, увы, высший балл поставить не могу, даже если принять за внимание то, что это фанфик. В остальном книга великолепна. СО — сверх ожиданий.
nickilus, 30 августа 2017 г.
Не понимаю отзывов, написанных людьми не прочитавшими книгу полностью или остановившихся на 10 главе. Автор же прямым текстом предупреждает — первые 10 глав это введение, знакомящее со стилем дальнейшего повествования.
«Недетский» образ мышления Гарри прекрасно объясняется прямым текстом ближе к концу, если вы не догадаетесь о причинах этого раньше. В самом начале так же говориться, что мысли мальчика не всегда истина, а лишь следствие его характера и жизненных обстоятельств. Раскрытие персонажей происходит на протяжении всей истории, и если вы не будете делать преждевременных выводов аля «Фу, Дамблдор тряпка, испортили персонажа» то и по прочтении книги чувств незавершённости или неясности по поводу некоторых личностей у вас не останется.
Уже и не помню как наткнулся на этот фанфик, но теперь для меня это та история о Гарри Поттере, которую я помню и скорей всего когда нибудь перечитаю. Оригинал Роулинг — сказка, в которой приходиться усыплять критическое мышление и просто наслаждаться выдуманным миром. А вот читая ГПИМРМ можно наконец расслабить разум и перестать притворяться человеком, который верит, что в мире магии никто даже не задумывается о её природе. Главный герой сам задаёт вопросы, которые возникли бы в голове у человека, искренне стремящегося понять окружающий его мир.
Как итог: Мне читалось (и перечитывалось) легко, интересная, проработанная история, разбавленная теорией тех самых «методов рационального мышления» и размышлениями о различных аспектах жизни, приятный юмор (особенно для тех, кто когда то читал оригинал), большой объём (несомненно плюс как по мне) и легкочитаемый слог (спасибо переводчикам). Если вы не специалист с учёной степенью в области мышления или психологии, который обязательно найдёт изъяны во взглядах и теориях Юдковского, а простой любитель почитать и подумать о жизни, то эта книга для вас.
bbg, 12 февраля 2020 г.
Я впечатлён.
Не методами рацинального мышления как таковыми, хотя и они роман не портят. Не густо замешанной мартисьюшностью, хотя она здесь глядится исключительно к месту. И даже не «деконструкцией» исходного цикла Роулинг, хотя без неё ничего бы не получилось. Как ни странно, меня задела сильнейшая эмоциональность этого текста. Я смеялся в автобусе, пугая потрясённых пассажиров, а иногда с трудом сдерживал слёзы. И пафос, который не нравится некоторым читателям, здесь играет исключительно полезную роль.
Ну а как же иначе? Как без пафоса писать о герое, который поставил своей целью уничтожить Смерть? Мы привыкли, что со смертью бороться нельзя, мы придумали для неё множество оправданий и объяснений, а вот Мальчик-который-выжил этих объяснений и оправданий не признал!
Он здесь вообще решительно другой, что в оригинале. Он ребёнок в редкие моменты, и это ребячество подчёркивается автором несколько нарочито — как признание ошибок.
Здесь вообще всё по иному. Герои здесь глубже, живее, чем в оригинале. А с другой стороны — парадоксально упрощённее. Так выглядят МакГонагал и Снейп (хотя я предпочитаю другую транскрипцию его фамилии). Несомненной удачей можно считать Квирелла... ну и Волдеморта, который, опять же в отличие от оригинала, хоть и Зло, но Зло не абсолютное, а только на 99 процентов. Чудесна Гермиона, особенно в финале, когда грива её несколько спутана.
Ещё раз, я впечатлён.
Хотя сам Гарри Поттер то ещё чудовище.
Clown, 1 января 2022 г.
Не смог прочитать до конца. Забегая на перед, сразу скажу, что книга подходит для ознакомления с идеями рационализма, не больше. Хотите действительно разобраться — читайте учебник.
Основной преградой перед прочтением для меня стали персонажи этой книги. Зайду немного со стороны, когда читаешь, например, Пратчетта, или Стругацких, или Аберкромби, или Герберта Уэллса, в общем, подставьте любого хорошего писателя, то проникаешься персонажами. Если персонаж особо удачно получился, он воспринимается как личность, хочется узнать как персонаж поведет себя в какой-то другой ситуации — не той, что придумал автор (фанфики не с потолка берутся), т.е. персонажа попросту приятно и интересно воспринимать. Но и есть другая ситуация, когда все действия персонажа вызывают отторжение и непонимание, когда персонаж воспринимается не как нечто цельное, а как кукла-рукавичка автора.
Вы уже вероятно поняли к чему я клоню, я смотрел на этого Гарри Горшочника и думал:«ну давай, автор, покажи мне своего Гарриштейна, когда он там уже разложит эту вашу Гермиону по полочкам...» Я имею ввиду, что очень сложно воспринимать персонажей и ситуации, описываемые в книге, серьезно. Местами персонажи даже вызывали раздражение, из-за того что автор, очевидно, двигал ситуацию в нужную ему сторону, а не развивал естественно. Мне хотелось видеть естественное развитие персонажа, а не вот этого Гарри.
Преградой поменьше(ну я же не поэтому дропнул книгу) стал подход автора в изложении рационализма, ну и в самой сути излагаемого. Знаете, мне уже начинает казаться что идеи излагаемые автором(и не только) приобретают форму некой религии.
Еще я немного выпал с попытки рационализации\деконструкции волшебства, не знаю, может автор хотел показать действенность излагаемых принципов ? Это же не законы физики, и не какая-то непротиворечивая, там, система чего-то, крч, это было странно, не хочу тут ничего больше говорить по этому поводу.
Подводя итоги: наука это сложно, нельзя просто следовать правилам и побеждать реальность, не всегда даже понятно какое знание вам нужно, а какое — нет, ведь не все знание имеет, например, равную прогностическую ценность... Многие «методы рационального мышления» это эдакий ключ на десять и каждый ключ, как известно, имеет свою гайку. И перед тем как пускать детей в гараж крутить гайки, им нужно объяснить, что такое ключ на десять, как им пользоваться, для чего он подходит и для чего он не подходит. Надеюсь вы меня поняли, ничто не заменит образования и\или обычного учебника для университета или школы, в крайнем случае есть интернет, при должном умении искать и фильтровать информацию можно разобраться. Нет, я серьезно, чтение учебника в случае если вы хотите разобраться будет интереснее и полезнее. Проблема этой книжечки в том, что она по сути, мало чем отличается от банального постулирования автором своих взглядов закадровым голосом (этим часто страдают начинающие авторы), когда Пратчетт высказывает в книге свои мысли, с ним сложно спорить — он показывает все действием, ситуации и персонажей легко отождествить с окружающей действительностью, поэтому и сложно докопаться. В этом фанфике, в глаза сразу бросается, например, местный Дамблдор, потом в кадре появляется еще и Гарри, они начинают беседу — все, приступ кринжа гарантирован, крч, фанфик странный.
П.С. Пока не забыл свои впечатления, я вообще хотел почитать фэнтези, ну знаете, найти там книжечку какого-то малоизвестного автора, открыть ее, отключить мозг и следить за приключениями очередного попаданца, ну и наткнулся на это, такие там отзывы были на это( 12/10 на кончиках пальцев)... Ни книжки, ни праздника... Короче, теперь я здесь вместе с отзывом.
П.П.С. Как фэнтези книга мной даже не рассматривается. Ну, тут тупо нечего оценивать, автор использует чужую вселенную, со всем наполнением, не просто сеттинг, а вот вообще все, понятно что есть изменения, но «А вы, друзья, как ни садитесь...». Понятно, что в таком случае обсуждать, там, реализацию системы волшебства, ну или правдоподобность экономического и политического устройства общества смысла мало. Поэтому имеем фокус на идейном наполнении и реализации. (я уже говорил что фанфик стремный ?)
П.П.П.С Как вы могли заметить, эта книга меня задела. Хочется еще добавить, что воспринимать это произведение намного легче как стёб. (может это и было стёбом над технофашистом Гарри изначально, просто я не понял... Но, мне слабо в это верится, учитывая, как автор выворачивал отказ от обязательств перед каждой главной, я не фанат Роулинг, но это было просто странно. Может быть, это все была метаирония, и я опять не понял... )
Yosho, 16 апреля 2021 г.
Прекрасная книга, которая очаровала меня с самого начала. Автор справедливо пишет, что если дочитали до 6 главы и не втянулись — не мучайтесь.
Я втянулся где-то на 2-й главе.
При том, что я вообще не поклонник «потеррианы» и канон дальше первой книги и первого фильма вообще не осилил(имхо они все таки для 7-11 летних), эту книгу я перечитал недавно четвертый раз.
В общем сам использованный мир не так важен для смысла. Потому что по сути главное не в этом, а в образе мыслей героев, которые и являются сутью повествования.
По сути эта книжка — про попаданца в магический мир, который начинает его разумно и рационально исследовать.
-Если вас раньше огорчало в книгах, почему же герои такие бестолковые, если было непонятно почему они решили действовать так или иначе...
-Если вы думали, читая книги, что на месте героев вы бы не занимались ерундой, а точно бы двинулись к завоеванию мира)
-Если вам нравится «Игра Эндера»
-Если в детстве вы думали, что взрослые вокруг вас идиоты)))
То эта книга для вас.
Из приятного. Многие персонажи получились намного интереснее и глубже, чем в каноне, где они довольно картонные. Поттер и Дамблдор. Тот же Драко стал интересным полноценным персонажем и вариант, что Поттер с ним подружился, логичнее и интереснее, чем в каноне. Да и вся стратегия, где Гарри перетягивает его на сторону науки прикольная)
Из неожиданного.
Профессор Квиррел в книге получается настолько харизматичным со своим расслабленным интеллектуальным цинизмом, что потихоньку перетягивает симпатии читателя на свою сторону)))
Автору пришлось поднапрячься в финале, чтобы этого избежать или хотя бы вернуть баланс...
И тут идеологически неоднозначный момент, потому что если в ходе книги логика Волдеморта нам кажется более адекватной и правильной, чем логика Дамблдора, то куда это приведет читателя?)))
Ставлю 9, а не 10 потому что с середины и ближе к концу повествование начинает местами затягиваться и уже не так динамично читается.
graygoodman, 5 декабря 2021 г.
Мэрисьюшный зануда всем надавал по щам. За год изучения магии одной левой заборол сами знаете кого.
Порой довольно интересно, но в основном занудно до зевоты. Все вокруг гг идиоты, он гений и вообще самый умный на свете.
ГГ вечно всем нудит о чем то. В обычной жизни ему бы уже или в лоб дали, или объяснили, что нудеть по каждому поводу и без, вести себя со всеми как с 5-ти летними нехорошо.
Последние 10 процентов книги вообще бурный фонтан роялей и лютого бреда.
Читать только в случае если ничего хорошего больше нет.
DrinkFromTheCup, 3 марта 2023 г.
Боюсь, эта книга представляет интерес только для двух групп читателей.
1. Оголтелые поттерофилы, которым МАЛО. Они согласны читать всё подряд, лишь бы было по мотивам и/или похоже.
2. Профессиональные литературоведы, исследующие, насколько сильно может поменяться сюжет от незначительной (ха-ха!) корректировки сюжетообразующих условностей и допущений.
Да, как исследование на тему мутаций сюжета в зависимости от замены стартовых условий эта книга просто невероятна. Эта книга, к тому же, сопоставима по глубине проработки с детищами Харитонова и Лукьянова по Стругацким. Отличное и относительно научное творение.
Более того, параллельно с исследованием вопроса мутаций сюжета автор подвёл просто наироскошнейший базис под некоторые нюансы вписывания в сюжет магических штучек. Возможно, я недостаточно ДнДшник, но мне эти идеи показались свежими и смелыми. И очень здравыми.
Но при этом в развлекательную литературу забыли завезти собственно развлечение. И то, что по итогу семь лет развития оригинального развития сюжета
, эту проблему скорее усугубляет. Ну и кое-какие избыточно графические сцены стоило бы притушить, честно говоря. Ибо как _художественная_ литература это произведение и так звёзд с неба не хватает, а уж с чернухой...
wax, 26 сентября 2017 г.
Эту книгу очень сложно оценить.
С одной стороны великолепная идея: берем уже созданный мир и наполняем его совершенно новым содержанием. В одну книгу сваливаем все, что было в семи книгах, попутно пробегаясь по самым известным фанатским штампам мира, а также сгребая в эту книгу другие вселенные — очень много других вселенных, и самые известные эксперименты и открытия в психологии, генетике и физике.
На выходе получаем остроумную ироничную и, что самое главное, самобытную историю, которая с «родительской историей» имеет лишь общих персонажей да некие основные вехи, да и то в измененном виде. Так что даже мысли не возникает, что у Роулинг было по-другому — просто ты как будто читаешь совсем другую книгу.
НО!
Повествование очень неравномерно. Просто безумно неравномерно.
Произведение довольно объемное — в нем 122 главы, и моя читалка на телефоне показала, что в нем 7 тысяч страниц (разумеется, это лишь отображение текста на крошечном экране, но все же).
Есть куски, которые читаются просто на одном дыхании, когда диалоги прочувствованы, когда герои живые, когда переживаешь за персонажей и не в силах закрыть файл, не прочитав еще одну главу.
Но (после середины книги) автора, на мой взгляд, начинает очень сильно заносить. Другие вселенные привлекаются просто ради того, чтоб были, а с сюжетом и героями происходит нечто, что можно назвать «треш ради треша, движ ради движа».
Примерно с девяностой главы я читала уже просто из принципа, потому что потратила много времени и не могу бросить, не дочитав. Было откровенно скучно, грустно (
Потому ставлю пятерку — серединная отметка.
И советовать эту книгу читать тоже не буду — нужна слишком большая ответственность, чтобы советовать такие книги)