fantlab ru

Михаил Стрельцов, Александр Силаев, Михаил Успенский «Нерассказанный сон»

Рейтинг
Средняя оценка:
4.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

, ,

Нерассказанный сон

[мемориальная антология]

Антология, год

Аннотация:

Сборник фантастических рассказов красноярских писателей, посвящённый памяти Михаила Успенского.

© Ny
Примечание:

Сборник изначально задумывался Михаилом Успенским как собрание фантастических рассказов красноярских авторов (первый за российский период), но фантастов в городе и крае к 2013 году оказалось так немного, что пришлось привлечь местных прозаиков и писателей, сменивших прописку.

После смерти Успенского в 2014 году сборник был переориентирован Михаилом Стрельцовым уже как мемориальный — в память о Михаиле Успенском.

---

В состав антологии мог войти рассказ С. Павлова «Банка фруктового сока» (об этом говорит сам Стрельцов на пресс-конферениции фестиваля КУБ-2015, рассказывая о сборнике), но по какой-то причине был опущен. Очевидно, не все присланные произведения попали в сборник.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


  • Однажды, тридцать лет спустя [предисловие]
6.81 (92)
-
5 отз.
  • Холодец (1987) // Автор: Михаил Успенский  
7.03 (173)
-
4 отз.
6.88 (103)
-
4 отз.
6.48 (90)
-
3 отз.
6.70 (87)
-
2 отз.
7.55 (440)
-
20 отз.
6.00 (1)
-
4.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
2.00 (1)
-
3.00 (2)
-
5.00 (4)
-
1.00 (1)
-
7.19 (36)
-
3 отз.
7.00 (2)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
  • Живой! (2015), написано в 2009 // Автор: Иван Ситников  
6.80 (5)
-
5.13 (15)
-
8.12 (8)
-
5 отз.
  • Фимка (2008) // Автор: Владимир Юрченко  
5.92 (13)
-
1 отз.
5.00 (2)
-
  • Реставратор (2015), написано в 2014 // Автор: Вячеслав Ледовский  
4.67 (3)
-
2.00 (1)
-
2.00 (1)
-
3.00 (1)
-
4.00 (1)
-
  • Поздеев  [= Памятник Поздееву] (2015), написано в 2013 // Автор: Рустам Карапетьян  
3.00 (1)
-
4.50 (2)
-
3.00 (1)
-
2.00 (1)
-
  • Без (2015) // Автор: Михаил Стрельцов  
2.00 (1)
-
  • Репродуктор (2015) [отрывок из романа] // Автор: Дмитрий Сергеевич Захаров  
1.50 (2)
-
2.00 (1)
-
7.22 (44)
-
2 отз.
3.00 (1)
-
3.00 (1)
-
4.00 (1)
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
2.00 (1)
-


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Нерассказанный сон
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник получился по большей части неудачным.

Точно не знаю, чем руководствовались составители и был ли какой-то предварительный отбор, но подозреваю, что после смерти Успенского Стрельцов просто набрал в антологию всё, что только оказалось под рукой, а Силаев поспособствовал, задействовав связи.

Результат — сборная солянка, если не сказать хуже.

У сборника нет концептуальной линии, а география авторов выдержана плохо как раз по причине их идейной и литературной разобщённости. Под одной обложкой собрались одновременно «зубры большой литературы» и писатели, делающие первые шаги. Не все из них подали фантастику как таковую — на страницах книги жуткий, почти неприличный разброд! Кроме того, часть приведений к моменту публикации морально устарела, если не сказать хуже.

Сборник-то фантастический! Зачем пихать в него рядовую прозу с литературной игрой и разными другими, чисто формальными штуками? Будет же чёрте что!

Так и вышло...

С моей точки зрения, хуже всего справились «литературные зубры» и возрастные авторы. Сам Успенский, конечно, читабелен — талант не пропьёшь. Правда, перечитывая «Жёлтую подводную лодку», ловишь себя на мысли, что два далеко не глупых взрослых человека могли бы и с большей пользой потратить остроумие. Худо-бедно, главным образом, благодаря гладкости и краткости его анекдотов, читается сатирик Валеев. Рассказы Эдуарда Русакова устарели на полвека — лучше бы они так и лежали в ящике стола. Кузнечихин, Журавлёв, Ерёмин, видимо, тоже отдали в сборник старые черновики-недописки. Особенно зверски выглядит «Комиссия» Журавлёва, которая при заметном объёме просто не имеет никакой внятной идеи. То, что выдал самый матёрый «красноярский писатель-диссидент» Евгений Попов, я кроме как псевдолитературным бормотанием назвать не могу. Тексты даже структурно выглядят чудовищно! У Федотова взят какой-то слабенький рассказ ни о чём. Не интересен и «Ван Гог» Астраханцева, написанный словно для проформы. Отрывок Алексея Барона слишком прост и короток, чтобы высоко его оценить. Вячеслав Ледовский опять сочинил может быть и неплохую, но такую обычную для фантастики историю, что она даже не запоминается. Леонид Кудрявцев уже давно исписался как фантаст, его «Ангро-Манью» пресен, как старый хлеб.

Я бы похвалил из «стариков» только Юлию Старцеву с «Дракулой», который, впрочем, к фантастике прямого отношения не имеет — это условно-сказовый зубодробительно-исторический текст-псевдобиография, сказка про свершения легендарного валашского князя.

Из прочих известных имён можно отметить Сенчина, который в своей обычной беспощадно-натуралистичной манере написал неплохую психологическую зарисовку. Рассказы Ситникова и Гладышева читать занятно, жонглировать словами и образами авторы умеют, но идеи в них банальны.

Беззлобные, но и не очень-то примечательные городские былички Рустама Карапетьяна меня как-то не зацепили. Соколов, Силаев и Стрельцов, как сговорясь, отличились сюрреализмом, который не очень-то приятно читать (во всех отношениях).

Несколько лучше себя проявили «начинающие» фантасты. Адепт чёрного юмора Павел Журкин запросто мог бы посоперничать не только с Валеевым, но и с самим Успенским. Очень приличным как по языку, так и по общему впечатлению вышел рассказ Павла Веселовского — одна из лучших работ сборника. И Максим Тихомиров, вещи которого мне обычно не очень-то нравятся за натурализм и «перекрученность», тоже выделился, представив свой коронный «Ад infinitum» — штуку, может быть, и странную, но любопытную уже по одной только замысловатости.

А вот «Фимка» Владимира Юрченко наивен, особого смысла не имеет, детали плохо увязаны между собой. Так, очередное сверхнеестественное происшествие. Кусок из «Репродуктора» Захарова плох по другой причине — написан он хорошо, бегло, но вот это стремление в позднесоветско-перестроечном стиле показать что-то в чернушных цветах, а попутно ещё и заявить «как плох режим», ничего конкретного при этом не сказав, вызывает отторжение чуть ли не превентивно. Чиганов и Матвеев, к сожалению, запомнились плохо. Разве что зацепил «Наум Заревой — осиновый кол в руках революции», звучит неплохо, да и персонаж чем-то импонирует своей серьёзной комичностью.

Итого, сборник плох. Для любителя фантастики интереса почти не представляет (произведения Старцевой, Веселовского, Журкина, Тихомирова и Успенского лучше и проще найти для знакомства отдельно). Несколько больше пользы антология принесёт краеведу или тому, кто хочет познакомиться с региональной художественной прозой, — как литературный итог бывших и будущих авторов начала нового века. А рядовой читатель, отложив книгу, вероятно, лишь покрутит пальцем у виска.

Может быть, даже и хорошо, что антология не попала в широкий доступ, сразу же после публикации канув в Лету.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх